АРТ-ХАУС и МЭЙНСТРИМ

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:  

Раздел: 
Дискуссии по киносемиотике / / АРТ-ХАУС и МЭЙНСТРИМ

Страницы: << Prev 1 2 3 4 5 6 7 8  ...... 22 23 24 25 Next>> ответить новая тема

Автор Сообщение

Гость
Добавлено: 17-05-2006 22:19
"Сердито" – по отношению к чему, к кому?

Гость
Добавлено: 18-05-2006 00:14
А Олегу Меньшикову экранизация Арабова понравилась, и именно тем, что она не буквальная.

Гость
Добавлено: 18-05-2006 18:35
Вот говорят, - прямо взахлеб повторяют один за другим, - что необыкновенно хорошо играют актеры. Но что они играют? Какую историю разыгрывают? Есть своя история в "Гамлете" – месть за подлое убийство. Есть своя история в "Вишневом саде" – продажа помещичьей усадьбы. А какая история в арабовско-прошкинском "Докторе "Живаго"? Говорят (даже сам Прошкин говорит) что это история гибели российской интеллигенции. Но разве профессиональное умение отрезать руки и ноги дает право называться интеллигентом? Сам Юрий Живаго, обращаясь к любимой женщине, говорит о себе: я выбрал тебя, твой дом, свою работу. Но русская интеллигентность требует большего, она требует участия в общественной жизни. А ее-то в жизни Живаго не просматривается ни до этих слов, ни после. И в этом смысле характер Живаго стоит на месте – не развивается ни в какую сторону. И, кажется, ни один характер в этом сериале не находится в развитии, и как-то усиленно все заняты только собой и своими близкими. Раньше такие люди назывались – мещане, независимо от того, какой деятельностью они занимались. Но тогда о чем и о ком "Доктор Живаго"?

Гость
Добавлено: 19-05-2006 00:12
История, рассказываемая в фильме "Доктор Живаго", это история крушения русской интеллигенции в период революции 1917 года.

Гость
Добавлено: 19-05-2006 23:03
Юрий Андреевич Живаго занимался не только отрезанием рук и ног на войне, он еще и стихи писал, то есть занимался искусством. Разве занимающиеся искусством – не интеллигенты?

Гость
Добавлено: 19-05-2006 23:47
Максим Горький тоже занимался искусством. Однако назвать его интеллигентом как-то сложно. Если только советским интеллигентом… Было такое советское двусловно-слитное понятие – "творческая интеллигенция". Но в советское время к таковой относили "творцов", работавших на власть. Впрочем, была еще и "гнилая" интеллигенция – те, кто советскую власть не любили, и поругивали ее потихоньку на кухнях. Но еще была же и научно-техническая интеллигенция. А Живаго и до и после революции научно отрезал руки-ноги, и был еще и диагност; к тому ж и "до и "после" сочинял стихи. Но ни к каким властям его стихи не приложишь, они о любви, о творчестве… И куда ж его отнести?
Может, остановиться на том, что интеллигенты – люди, занимающиеся творческим трудом? Тогда Юрий Живаго – интеллигент.

Гость
Добавлено: 20-05-2006 00:35
Вообще-то странно: хирург и диагност – в одном лице! Мне кажется, что диагностом Пастернак сделал Юрия Живаго, чтобы подстраховаться насчет "интеллигентности" своего героя. Хирург это все ж таки – большая и постоянная физическая работа, а вот диагностика – чисто умственное занятие. Однако диагност на войне – фигура не столь выигрышная для изображения. То ли дело хирургия – вскрики, боль, кровища, пилы по костям, людское мясо, которое тут же поедают собаки. Это – эффектно, и в фильме этого достаточно. А что – диагност? – сидит, рассматривает в микроскоп человеческие анализы? Тьфу… никакой поэзии, в лучшем случае – ЛИТОТА, а военный хирург – это сплошная человеческая ГИПЕРБОЛА. И вот если смешать хирурга и диагноста "в одном флаконе", то получится и умно и кроваво. Мне кажется, что это смешение медицинских специальностей понадобилось Пастернаку потому, что и он (как и мы тут) не мог сформулировать понятие – "интеллигент".
Вообще это – темное понятие. Например, Антон Павлович Чехов плоховато относился к интеллигенции, и себя интеллигентом не называл, хоть и мировой сочинитель пьес. А Демьян Бедный писал стихи, но какой же он, простите, – интеллигент? А Короленко называл интеллигенцию – мозгом нации, а Ленин (который, кстати, тоже упомянут в романе и нельзя сказать, чтобы так уж отрицательно) называл современную ему интеллигенцию – г… нации. И очевидно, сам себя к интеллигентскому г… не причислял.
В общем, думаю, что как раз в этой общественной неопределенности главного героя заключается расплывчатость и слабость концепции романа. Вот возьмите пьесу "Мещане" Горького. Отчего она такая мощная, цельная, упругая? Да потому, что в ней умно разведены общественные классы – капиталисты-хозяева, рабочие, интеллигенция. Эта пьеса, поставленная в еще Ленинграде в БДТ Георгием Товстоноговым и сейчас на кассете смотрится на одном дыхании. По ней одной можно понять предреволюционную российскую ситуацию, и в это е историческая и общественная ценность. Извините, не чета вот этой нынешней арабовско-прошкинской тягомотине. Но, опять скажу, сама эта тягомотина заложена в пастернаковский роман. Я думаю, что мало найдется людей, которые, положа руку на сердце, скажут, что роман "Доктор Живаго" – роман их сердца и ума.
В романе и надо искать корни этой прошкинской постановки. Да, - Арабов многое переделал, потому и написал "по мотивам романа". Но как уж тут отменно было сказано: бывший постмодернист – это в искусстве пустое место. Запас иронии у него уже закончился, а собственных мыслей, сюжетов и форм у него никогда не было. Постмодернист, как плющ, растет за счет того, что обвивает какое-то самодостаточное растение.
Вот и тут: приехали герои в свое имение, начался постмодернистский арабовский стеб-спич о… комоде, который у Антона Павловича говорил Гаев по поводу шкафа: "многоуважаемый шкаф" и т.д. И этих вводных стебов в арабовской экранизации столько разбросано…

И посади плющ вдали от других растений, он погниет-погниет на земле, да и умрет. Если, конечно, не посадят его во ВГИКе на должность завкафедрой сценарного мастерства…

А актеры играют хорошо. Только играют они не персонажей той эпохи, а… Меньшикова, Ильина, Янковского, Петренко, Хаматову – попавших в ту эпоху. По принципу: "я в предлагаемых обстоятельствах". Особенно – Олег Янковский, как всегда во всех ролях – умно-ироничный, уже до оскомины. Но и то хорошо – в первом приближении к ролям по завету гениального Станиславского. На фоне того серого актерского потока, что буйствует на нашем ТВ.

Гость
Добавлено: 20-05-2006 22:36
Примерно год назад Михаил Швыдкой, хотя у него и есть высшее образование, сказал о самом себе в телепередаче "Культурная революция": "Я не интеллигент, я – чиновник". Может и вправду – интеллигенты люди не государственных, а частных творческих профессий. Хотя, в этом случае и все актеры государственных театров не интеллигенты…

Гость
Добавлено: 20-05-2006 23:39
Это известно, что Чехов не любил интеллигенцию, но именно он создал в драматургии образ военного интеллигента. Это Вершинин из пьесы "Три сестры". Интеллигентны были герои романа "Белая гвардия" Булгакова. Интеллигентом по жизни был Константин Сергеевич Станиславский. А еще врожденную интеллигентность умел играть прекрасный актер Владислав Стржельчик, вспомнить хоть, как он играл белого военачальника в фильме "Адъютант его превосходительства". По сравнению с ними, Юрий Живаго смотрится как "разночинец из дворников", в нем нет вот той автоматической чистоплотности, какая всегда присуща военным медикам не только на работе, но и в их личном быту. И правда, этот Живаго – всего лишь актер Меньшиков, поставленный в обстоятельства хирурга и поэта революционных времен. Нет спора, справляется он с этим своим положением весьма убедительно. Но на обобщенный образ врача-интеллигента тянет… не очень. Ему по ролям ближе советские бессовестные кагэбешники средних чинов из фильмов Михалкова. И от этого проигрывает весь фильм про Живаго. Про кого он – непонятно.

Гость
Добавлено: 21-05-2006 18:09
Ну, пусть не Олег Меньшиков. Но кто тогда? Кто, по-вашему, может сыграть эту роль?

Гость
Добавлено: 21-05-2006 20:07
Вот был такой в БДТ актер – Владимир Рецептер. Он уж давным-давно не играет в театре. Причем, ушел не по возрасту, а по каким-то своим особым обстоятельствам. Так вот он бы, лет эдак …дцать назад и справился бы с этой ролью. Ему не надо играть интеллигентность, как Меньшикову, потому что Рецептор интеллигентен сам по себе. Тогда бы и тема фильма сложилась сквозь все недостатки романа и арабовского сценария.
А кто бы подошел на эту роль из этих нынешних выскочек с фамилиями на букву М? Не знаю! Да и в том-то и задача режиссера – найти и показать нам такого нового персонажа. Найти где-нибудь в провинции. Там полно талантов. А опять и опять предъявлять нам одни и те же рожи, мелькающие одновременно по нескольким телеканалам – это и значит поощрять ХАЛТУРУ на экране. Почему мы боимся открыто сказать, что наши нынешние "звезды" – обычные халтурщики, давно презревшие азы достойного актерского творчества, требующего времени на выращивание в себе серьезной роли. Потому они и известные, что мелькают постоянно на ТВ, и это постоянное мелькание и есть залог их "звездности"! Перестанут мелькать и будут тотчас забыты и умрут в НИЩЕТЕ (тоже немаловажно-печальный финансовый фактор их актерской активности). Вот подустал маленько и не стал пастись в кино вот тот, что был моден лет 10 назад… как его… он у Хотиненко играл в "Макарове"… и стали его подзабывать. А ведь актер-то он не рядовой… А сейчас в моде этот… Краско-младший, и никому не важно, что он никакой актер. Зато болтун отменный, вот его все каналы и приглашают…
Вот этим своим качеством непременно быть на виду, быть "Фигаро", эти нынешние фигляры родственны с господином Сокуровым. Он тоже, ну прямо "и швец, и жнец, и на дуде игрец": только что вернулся с Кавказа, где вдруг обнаружил и решил обнародовать (в саморекламе-то мало кто с ним может сравниться!) свои княжеские корни (компартийные-то корни сегодня не модно обнародовать… хотя уж время меняется на глазах… смотришь и потянется Сашок в дальний сундук за заветной книжкой, столько давшей привилегий в советское время…), и уже мчится в Чечню – снимать очередной игровой шедевр (шедевр для наших ущербных умом дворовых "интеллектуалов"), а осенью Большой театр грозится показать оперу в сокуровской постановке!!!
Раньше это и называлось – ХАЛТУРА. А люди такие именовались – ХАЛТУРЩИКИ. Скороспелой халтурой и пахнут его "произведения", сляпанные по одному способу. Они скучны именно своей очевидной поверхностностью, прикрытой вот этими длинными планами, в которые сами зрители вносят свое "глубокое" умственное содержание. Теперь этот халтурщик гордо именуется гением. Ну, и время! Это ж сам по себе бомаршевско-мольеровский сюжет – ловкий "гений" в среде дураков. Ему бы остановиться на чем-то одном, подумать о том, что делает, поискать оригинальное изобразительное решение. Может, тогда что-нибудь дельное у него и вышло. Но на это нужны месяцы-годы, как какому-нибудь Эйзенштейну, Уэллсу, да самому сашиному кумиру – Андрею Тарковскому, а где ж скорострельному Саше подумать, поискать… Думают и ищут его больные поклонники, ищут нечто в этой скороналяпанной навозной куче, роняя в нее и вдруг отыскивая собственные (а собственные мысли всегда кажутся правильными и даже исключительно-гениальными) умственные зерна, и исключительно по собственной глупости поднимая на кинопьедестал этого халтурщика, паразитирующего на чужих мозгах. Вот им давно пора поставить памятник и всем скопом дать орден дружбы с Сашей Сокуровым – сколько сил они потратили на это нелегкое дело.
Вот такие сегодня и модные актеры, вернее, постоянная обойма одних и тех же "талантов", самоотверженно-неустанно лабающих теле- и кинорепертуар. Не спят и их шайки-клаки. Теперь подымают до небес "Доктора Живаго", пренебрежительно фыркая на тех, кто не желает вставать с ними в одну шеренгу. Эти тоже делают свои рецензентские бабки… Кричат о подъеме кино, а на Каннский фестиваль опять представить нечего, а на закордонный телефестиваль едет "Зона"…
И когда этот ведьминский шабаш кончится?!

Гость
Добавлено: 22-05-2006 01:13
О, незабвенный и тоже, небось, мнящий себя интеллигентом среди себе подобных, Александр Сокуров имеет обширное и различное влияние на некоторые слои современной молодежи! Наверняка, Федька (так его публично называет Эрнст) Бондарчук вступил в "Единую Россию", зная сокуровский опыт партийного прилипания к советской власти. Опыт получения по-тихому материальных благ и разрешенных "творческих свобод" под маской беззаветного диссидентства-инакомыслия. Только вот любая власть-то разве не помнит всегдашнее оборотничество и крысиный бег таких попутчиков, как только ей – партии – становится плохо? Видно, именно о такой "интеллигенции" и сказал Ильич, что она – г… нации. Неужели медведи это не понимают? И что: эту "интеллигенцию" имеет в виду режиссер Александр Прошкин, повторяя во всех интервью об актуальности своего фильма? Юрий-то Живаго был из другой материи…

Гость
Добавлено: 22-05-2006 21:36
По "Эху Москвы" в интервью с Ириной Петровской было сказано, что у "Доктора Живаго" очень низкий рейтинг. Говорят, что это связано с недостаточной рекламой сериала по вине НТВ, и что вообще не тот месяц для премьеры.

Гость
Добавлено: 22-05-2006 22:19
Вообще-то реклама была и на самом НТВ и в прессе, да и по радио… Но что уж действительно сверх всякой меры, так это количество рекламы внутри самого сериала. По-моему это рекламный рекорд! Никак 50 на 50. Я от многих слышал, что фильм этот надо смотреть на диске, где нет этой проклятущей рекламной зазываловки.

Гость
Добавлено: 22-05-2006 22:44
А я согласна, что вторая половина мая не самое удачное время для премьеры. Я сегодня была за городом, так вот на дачных участках прямо кипит работа. Сейчас самое время сажать семена и ремонтировать теплицы. Так что пенсионерам уже не до телепремьер.

МАГИСТР КИНОСЕМИОТИКИ
Группа: Директор 'Игротеки'
Сообщений: 181
Добавлено: 23-05-2006 00:28
Возможно, все именно так, как Вы говорите. Но возможно и обратное, возможно, что дальновидные промоутеры с НТВ, почувствовав, что снятый сериал не будет иметь зрительского успеха (потому что он не столь удачен, как прежде предполагалось), взяли и "задвинули" его куда подальше – на май, да и разбавили сверхрекламой.

Гость
Добавлено: 23-05-2006 21:51
Интересно, ваши оценки сериала почти совпадают с мнением Евгения Пастернака – сына писателя Бориса Леонидовича Пастернака:

" –Говорить об этом фильме как об экранизации смысла нет – все очень далеко, - рассказал "КП" сын Бориса Пастернака Евгений. – В фильме изменен сюжет, действующие лица. В романе показаны судьбы героев не типичных, а ярко индивидуальных. Здесь мы видим карикатурных персонажей, много гротеска. Меньшиков – замкнутый актер, не понятно, кого играет. Чулпан изображает героиню, больше похожую на Лолиту, чем на Лару Антипову. В открытую снято соблазнение Комаровским Лары, а в романе все больше намеками, мягче, интеллигентнее. Комаровский в действительности подлее, чем его показал Янковский. Каким-то странным заикающимся молодым человеком предстал Антипов-Стрельников. И кричит он в фильме после постельной сцены, чего нет в романе, и зачем-то обручальное кольцо сбрасывает. Показали самоубийство старшего Живаго, хотя в романе это не прописано, лишь упоминается. Словом, это жесткое кино. А произведение "Доктор Живаго" – с ддругой философией и пафосом, который в том, что жизнь даже и тяжелая, и страшная полна надежд. А фильм оставляет угнетающее чувство безысходности. Показана власть чекистов. Я не против разоблачения этой власти, но в романе-то этого нет! Живаго морально унижают, заставляя глядеть в камеру, в которой мучают Шуру. А в романе он несколько недель перед смертью пишет, потому что он – творческая натура" (Газета "Комсомольская правда" 18-25 мая 2006 года).

МАГИСТР КИНОСЕМИОТИКИ
Группа: Директор 'Игротеки'
Сообщений: 181
Добавлено: 23-05-2006 23:45
Да, вот и сейчас, глядя на прекрасно сыгранного Меньшиковым полуживого "старика" с "потусторонним" взглядом, ловишь себя на почему-то главной в эту минуту мысли: а хорошо играет Меньшиков, таким мы его еще не видели, здорово, здорово… А сам персонаж, им изображаемый, отходит в тень. Может, тут не доигрывает Хаматова-Лара, что и говорить, тяжко этой актерке-девочке сыграть трагедию женщины-матери, вновь увидевшей пропавшего, но вот нашедшегося, всю жизнь любимого человека. Вспоминаются актрисы из герасимовского "Тихого Дона", вот им такие актерские задачи были под силу, а этим - модным скороспелкам… им лучше удаются постельные забавы. Вот "Гарпастум" ей под силу…

Гость
Добавлено: 24-05-2006 21:35
А в сегодняшней "Комсомолке" от 24 мая 2006 года приведен этот самый рейтинг:

"Сейчас "Доктора Живаго смотрят 17% телезрителей. Это неплохой, но и не рекордный результат нынешнего телесезона. Например "Мастера и Маргариту" (канал "Россия") смотрели 36% зрителей, "Заколдованный участок" – 25,5%, "Золотого теленка" – 21%, а за сюжетом "Не родись красивой" (СТС) следят 35%"

Гость
Добавлено: 26-05-2006 01:13
На пресс-конференции, состоявшейся на Каннском фестивале, Дэвид Крофф, президент фонда Венецианской биеннале, и Марко Мюллер, директор Венецианского кинофестиваля, объявили о двух главных событиях 63-й Mostra, которая пройдет с 30 августа по 9 сентября 2006 года. Одним из них станет программа, посвященная режиссеру Жоакиму Педро де Андраде, одному из лидеров бразильского "нового кино" 1960-х годов. Вторым — ретроспектива из 18 фильмов под интригующим названием "Секретная история советского кино". Познакомившись с программой, МИХАИЛ Ъ-ТРОФИМЕНКОВ не мог скрыть удивления.

Венецианский фестиваль вообще любит "секреты". В 2004 году зрителям была представлена "Секретная история итальянского кино", в 2005 году — азиатского. Предполагается, что в такие программы включены фильмы или не попавшие в европейский культурный оборот, или запрещенные в собственной стране, забытые, считавшиеся пропавшими.

Казалось бы, на бескрайних просторах советского кино организаторам такого рода ретроспектив еще есть где развернуться. Трудно назвать крупного советского мастера 1920-1950-х годов, да и более позднего времени, у которого не было бы работ, вычеркнутых из официальной фильмографии или просто считающихся незначительными, проходными. Наверное, было бы интересно показать ранние фильмы Георгия Параджанова, где сквозь кондовую соцреалистическую эстетику вдруг прорываются всполохи его грядущего эстетизма. Да мало ли что можно было представить как "секретную историю советского кино". Однако все сделано ровно наоборот.

У программы — солидные опекуны. Подготовлена она фестивалем в сотрудничестве с российским Федеральным агентством по культуре и кинематографии. Представлять фильмы будут разные видные кинематографисты ("крестные отцы", как именует их пресс-релиз) во главе с Никитой Михалковым.

Как вам понравится такая вот секретная, потайная история советского кино? "Веселые ребята" (1934), "Цирк" (1936), "Волга-Волга" (1938), "Весна" (1947) и "Светлый путь" (1940) Григория Александрова, "Богатая невеста" (1938), "Трактористы" (1939), "Кубанские казаки" (1950), "В шесть часов вечера после войны" (1944) Ивана Пырьева, "Карнавальная ночь" (1956) Эльдара Рязанова. Бессмертный официоз, который никогда и ни при каких сменах политической конъюнктуры не отклонялся от генеральной линии советского кино.

Только 3 фильма из 18 можно назвать малоизвестными. "Щедрое лето" (1950) Бориса Барнета, комедию о борьбе хорошего с лучшим, размякшего от славы председателя колхоза и прогрессивного главного бухгалтера. "Черемушки" (1963) Герберта Раппопорта, музыкальную комедию на тему жилищного вопроса. "Спасите утопающего" (1967) Павла Арсенова, историю пионера, зазнавшегося, когда он спас утопающую девочку, но вовремя устыдившегося. Все. Показывать эти фильмы под лейблом
секретности — все равно что торжественно презентовать в качестве извлеченных из спецхрана сенсаций отчетные доклады Леонида Брежнева на съездах КПСС. Или публиковать на Западе "Антологию самиздата", включающую тексты Георгия Маркова или Петра Проскурина.

Пенять на это венецианским функционерам вряд ли стоит. Очевидно, их вели российские отборщики. Но венецианцы честно попытались как-то увязать программу с историей советских репрессий. Лучше бы они этого не делали. В пресс-релизе, например, говорится, что Александров был вынужден убрать из титров фильма (по контексту получается, что "Веселых ребят") имя Соломона Михоэлса, "погибшего в сталинских тюрьмах в конце 1930-х". Что ни слово, то вранье. Михоэлс снялся в "Цирке", никогда арестован не был, его убили чекисты в январе 1948 года, а врагом народа объявили еще позже.

Очевидно, что такая версия "секретной истории" — симптом времени. Может быть, итальянцы и просили изуродованные, загубленные шедевры, но мы рассудили по-своему. Отбор ФАКК и господина Михалкова четко
засвидетельствует: в СССР во все времена все были веселы и счастливы, а если что большевики и засекречивали, то только из скромности, дабы послевоенный мир не удавился от зависти, глядя на пиршества кубанских казаков.

Михаил Трофименков, "КоммерсантЪ" №91 (3422), 24.05.2006

Страницы: << Prev 1 2 3 4 5 6 7 8  ...... 22 23 24 25 Next>> ответить новая тема
Раздел: 
Дискуссии по киносемиотике / / АРТ-ХАУС и МЭЙНСТРИМ

KXK.RU