Шерстюк Михаил 33-й км

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:  

Раздел: 
Земля наших предков (Полесье в междуречье Десны и Сожа) / Вахта памяти / Шерстюк Михаил 33-й км

Страницы: << Prev 1 2 3 4 5  ...... 24 25 26 27 Next>> ответить новая тема

Автор Сообщение

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 279
Добавлено: 20-08-2012 22:35
Получен пакет документов из архива Брянского отделения Московской ж.д. на Мишу Шерстюка периода обучения в Унечском ФЗУ, последний датирован 17.06.1941, за 5 дней до войны. В документах много интересных деталей. Так, стало известно, что сначала он закончил обучение на слесаря, но тут произошёл несчастный случай - ему отрубило два пальца правой руки в колхозной машине по обработке буряков от ботвы, и в марте 1941 ему пришлось сменить профессию - пойти в кондуктора, по окончании курсов зачислен был в службу кондукторского резерва.

По кондукторскому резерву Унечи документы сохранились только с момента освобождения Брянщины. По вагонному депо тоже, поэтому на вагонного мастера Гончарова Антона Ан. документов также не обнаружено.

Здесь теперь если только помогут железнодорожники Унечи - ветераны и их потомки. Хотелось бы, чтобы наш поиск дошёл до коллектива ж/д узла Унечи и там, через расспросы, предприняли попытку разыскать любую информацию о погибших земляках.

Участники
Группа: Администраторы
Сообщений: 5248
Добавлено: 21-08-2012 11:05
Получен пакет документов из архива Брянского отделения Московской ж.д. на Мишу Шерстюка периода обучения в Унечском ФЗУ, последний датирован 17.06.1941, за 5 дней до войны. В документах много интересных деталей. Так, стало известно, что сначала он закончил обучение на слесаря, но тут произошёл несчастный случай - ему отрубило два пальца правой руки в колхозной машине по обработке буряков от ботвы, и в марте 1941 ему пришлось сменить профессию - пойти в кондуктора, по окончании курсов зачислен был в службу кондукторского резерва.

По кондукторскому резерву Унечи документы сохранились только с момента освобождения Брянщины. По вагонному депо тоже, поэтому на вагонного мастера Гончарова Антона Ан. документов также не обнаружено.

Здесь теперь если только помогут железнодорожники Унечи - ветераны и их потомки. Хотелось бы, чтобы наш поиск дошёл до коллектива ж/д узла Унечи и там, через расспросы, предприняли попытку разыскать любую информацию о погибших земляках.

asveritas, а почему бы не попробовать связаться с ветеранами Унечского ж/д узла через Унечскую газету? Она периодически освящает всяко-разные юбилейные события, отмеяая при этом и вереранов. Возможно, что кто-то из редакции и смог бы поговорить с ветеранами по предмету поиска.
Вои и Интернет-версия "Унечской газеты". Через нее можно и связаться с редакцией.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 1644
Добавлено: 23-08-2012 00:30
asveritas!смотрите что выложено в ютубе:Унечскому депо 20.08.2012 исполнилось 125 лет

http://www.youtube.com/watch?v=exY7d85Lo5o&feature=player_embedded

Ролик и другие видео выложены телеканалом "Брянская губерния"

Нашла ролик.где есть их контакты:
INFO@GUBERNIYA.TV

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 279
Добавлено: 23-08-2012 20:14
Главному редактору «Унечской газеты»
Бобуновой Л.М.
yar@online.debryansk.ru

от Шерстюка А.А.
124482 Москва Зеленоград, корп.331, кв. 64
asveritas@ya.ru


Уважаемая Людмила Михайловна,

Несколько лет тому назад в вашей газете, к очередному Дню Победы, была опубликована моя информация о поиске Шерстюка Михаила Александровича, моего брата, погибшего в Сталинградской битве. Он родился в с. Брян-Кустичи в 1925 году, за пять дней до войны окончил Унечское ФЗУ, получил квалификацию ст. кондуктора, стал работать. 15 августа 1941 года вместе с коллективом кондукторского резерва был эвакуирован. О его гибели наша семья узнала уже после освобождения нашего края. Девушка-кондуктор, вернувшаяся из эвакуации в Унечу и продолжившая службу, рассказала, что Миша погиб при налёте вражеской авиации от прямого попадания бомбы, нашли только голову и одну руку. Вместе с ним погиб поездной мастер. Захоронены на разъезде 33 км. Эта девушка, дружившая с Мишей, взяла от него на память ремень. Дала нашей семье адрес полевой почты. По этому адресу семья послала запрос, вскоре пришло письмо от руководителя службы, подтверждавшее факт и обстоятельства гибели. К сожалению, ни имя, ни адрес девушки, ни письмо – не сохранились.

Поиск захоронения погибшего брата я начал 35 лет назад, в 1977 году. Эта эпопея затянулась надолго и оказалась чрезвычайно запутанной и драматичной. Со временем я напишу об этом книгу (я член Союза писателей и Союза журналистов России), но сейчас пойдём дальше. Когда в вашей газете публиковалась моя заметка, я искал эту девушку, сослуживицу Миши, чтобы, образно говоря, «взять след». Но на публикацию никто не откликнулся.

Сегодня ситуация совершенно иная: МОГИЛА НАЙДЕНА. Получен и официальный ДОКУМЕНТ о гибели Шерстюка М.А. – его фамилия есть в «Сведениях о погибших на ст. В. Баскунчак…», этот список хранится в Волгограде, в ЦДНИВО (Центр документов новейшей истории Волгоградской области). Решающую роль в успехе поиска сыграли наши унечские земляки – волонтёры, живущие в разных концах России и на Украине, горячо откликнувшиеся на мой запрос на форуме сайта «Унеча – Взгляд из Южно-Сахалинска», а также местные жители обоих Баскунчаков – Верхнего и Нижнего.

Дополнительным успехом поиска стало то, что определена фамилия поездного вагонного мастера (в другой записи – поездного мастера), погибшего одновременно с Мишей и похороненного рядом – ГОНЧАРОВ АНТОН, отчество известно не полностью – Ан., 1901 г.р. Известно также, что он был членом партии. Сейчас речь идёт о поиске родственников Гончарова Антона. Для чего это необходимо?

Главное, конечно, это то, что потомкам героя-железнодорожника (его самоотверженный труд отмечен в сохранившихся воспоминаниях редактора узловой газеты ст. В. Баскунчак Заева М.Г.) будет дорого узнать об этом. И наверняка они захотят, чтобы его прах был тоже перенесён на родину – чего я относительно моего брата обязательно добьюсь. А родиной Гончарова является, предположительно, либо Унеча, либо одно из окрестных сёл, где встречается эта фамилия (Алёновка, Рюхово и др. – см. телефонный справочник).

Так как на могилах не сохранились таблички, то для идентификации останков потребуется вскрытие обеих могил – и дальше определение принадлежности останков по их характеру. Это будет сделано в любом случае, даже если родственники Гончарова не найдутся (тогда не будет переноса его останков, но памятная именная пирамидка появится).

На сегодня главная задача – найти родственников Гончарова Антона. Возможно, у него была семья и дети, ведь ему к началу войны было уже 40 лет. Хотелось, чтобы к поиску родственников присоединились все железнодорожники, особенно старшего поколения, ведь на производстве были и фамильные династии, чтобы присоединились все однофамильцы, все школьные поисковики, архив ЗАГСа, полиция. Мне кажется, общими усилиями проблема вполне решаемая. Надо всколыхнуть память людей.

А если б ещё удалось найти ту девушку образца 1942 года, работавшую кондуктором в войну и после войны, в частности на поезде Унеча – Стародуб, которая взяла себе на память ремень Миши, найти её родственников… было бы совсем здорово.

Спасибо. Александр Шерстюк 23.08.2012

Приложения.
1. Шерстюк М.А., 1940, Унечское ФЗУ.
2. Могила на разъезде 33 км. «Обелиском» стал брус из лиственницы, которым крепили танки к ж.д. платформам. Состав вёз танки с Урала к Сталинграду.
3. Сведения о погибших (ГКУ ЦДНИВО, фонд 113, опись 14, дело 169, л. 17). 2-я запись сверху – Шерстюк М.А., 6-я запись снизу – Гончаров А.А.

P.S. Если выйдет газета, прошу выслать мне экземпляр.


АНАЛОГИЧНОЕ ПИСЬМО ОТПРАВЛЕНО В INFO@GUBERNIYA.TV

КРОМЕ ТОГО, ОТПРАВИЛ ЗАПРОС В ГАБО НА ПОИСК ГОНЧАРОВА В ДОКУМЕНТАХ ПАРТИЙНОГО УЧЁТА.

Участники
Группа: Администраторы
Сообщений: 5248
Добавлено: 08-09-2012 07:52
Главному редактору «Унечской газеты»
Бобуновой Л.М.
yar@online.debryansk.ru....


asveritas, прошло уже больше 2-х недель после Вашего обращения в "Унечскую газету". Не могли бы Вы поделиться историей его продолжения?

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 2081
Добавлено: 08-09-2012 22:28
asveritas сейчас в отъезде, вернется в 20-х числах сентября. Пока новостей никаких, кроме того что удалось побывать в жд архиве Брянска и переснять полностью личное дело Александра Шерстюка. К сожалению, несмотря на наличие фондов по станции Унеча работники архива не могут просматривать все дела подряд - говорят так - вы нам дайте фамилию, мы найдем по ней все что есть. По Гончарову у них ничего нет в связи со ст. Унеча. К сожалению.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 1644
Добавлено: 09-09-2012 21:47
По ссылке Радимича путеводитель ГАБО нашла это :
2. Фонды учреждений, организаций и предприятий, фонды личного происхождения (1917-2009 гг.)

1790 Унечское отделение Московской железной дороги
1903 Восстановительный поезд № 509 Народного комиссариата путей сообщения
2069 Линейный отдел по постройке железнодорожной линии Брянск-Вязьма Москов-
ской железной дороги

Может быть здесь может что находится по нашим пропавшим Шерстюк и Гончаров?Как Вы думаете?

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 1644
Добавлено: 10-09-2012 00:25
ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ ПОЕЗД
Перевод
ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ ПОЕЗД

служит для ликвидации последствий жел.-дор. крушений и аварий. В. п. прикрепляется к определенному району. Различают В. п.: I категории, находящиеся в крупных жел.-дор. узлах, II категории — в основных депо и III категории ("летучки")—в крупных оборотных депо. Состав В. п. должен стоять на пути, с к-рого его можно отправить в любом направлении без задержки. В. п. I категории состоит из: 1) локомотива, 2) 4-осного вагона-электростанции, 3) 4-осного вагона-мастерской паровозной службы, 4) 2-осного вагона службы пути, 5) двух 2-осных платформ для шпал, рельсов и пр., 6) 2-осной платформы для трактора на гусеничном ходу, 7) 4-осного вагона-кухни-столовой, 8) 2-осного вагона санитарно-врачебной службы, 9) специальной платформы для противовесов аварийного крана, 10) 75- или 45-т аварийного крана, 11) двух 2-осных платформ для стрелы крана. Задачи В. п. на месте крушения или аварии заключаются: а) в подаче первоначальной помощи пострадавшим и отправке их в приемные покои и больницы, б) в восстановлении прерванной связи, в) в восстановлении движения на участке и уборке поврежденного подвижного состава, г) в доставке пассажиров на ближайший пункт для отправки их по назначению, д) в охране имущества дороги, пассажиров, почты и грузов. Ключи от стрелок, ведущих на пути стоянки В. п., должны храниться у дежурного по станции (ПТЭ, § 264).

Технический железнодорожный словарь. - М.: Государственное транспортное железнодорожное издательство. Н. Н. Васильев, О. Н. Исаакян, Н. О. Рогинский, Я. Б. Смолянский, В. А. Сокович, Т. С. Хачатуров. 1941.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 279
Добавлено: 26-09-2012 21:56
asveritas, прошло уже больше 2-х недель после Вашего обращения в "Унечскую газету". Не могли бы Вы поделиться историей его продолжения


За минувшее время по всем моим обращениям - в "Унечскую газету", а также на Брянское информационное телевидение GUBERNIA.TV и в ГАБО (где хранится партархив с предполагаемым нахождением там данных по Гончарову А.А.) - никаких сообщений мне не поступило.

Полезную работу проделала Semilona - через своего одноклассника выяснила, что в Одессе, по адресу, где жил б. редактор газеты Баскунчакского ж.д. узла Заев М.Г., сейчас живёт его племянница и что никаких семейных архивов периода войны не имеется. Вопрос снят. Спасибо, Илона.

Отдельное спасибо Pan'у, снявшему фотокопии со всех листов личного дела Шерстюка Михаила в Брянском отделении Московской ж.д. и приславшему мне.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 1644
Добавлено: 26-09-2012 23:29
Александр!Не стоит благодарностей!
Желаю Вам, могу добавить и от имени всех форумчан,по-быстрее выпутаться из лабиринтов отсутствующей информации и с успехом завершить давно начатое Вами благородное дело!!!

Участники
Группа: Администраторы
Сообщений: 5248
Добавлено: 28-09-2012 01:59
asveritas, прошло уже больше 2-х недель после Вашего обращения в "Унечскую газету". Не могли бы Вы поделиться историей его продолжения


За минувшее время по всем моим обращениям - в "Унечскую газету", а также на Брянское информационное телевидение GUBERNIA.TV и в ГАБО (где хранится партархив с предполагаемым нахождением там данных по Гончарову А.А.) - никаких сообщений мне не поступило.

Полезную работу проделала Semilona - через своего одноклассника выяснила, что в Одессе, по адресу, где жил б. редактор газеты Баскунчакского ж.д. узла Заев М.Г., сейчас живёт его племянница и что никаких семейных архивов периода войны не имеется. Вопрос снят. Спасибо, Илона.

Отдельное спасибо Pan'у, снявшему фотокопии со всех листов личного дела Шерстюка Михаила в Брянском отделении Московской ж.д. и приславшему мне.

asveritas, грустно, конечно же, что столь уважаемые СМИ и учреждения не нашли времени уделить хотя бы просто внимание Вашему запросу.
И в в то же время отрадно, что мир не без отзывчивых людей ( Semilona, Pan и им подобные).

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 279
Добавлено: 07-10-2012 23:50
Мне подумалось, а не проверить ли наличие фамилии Гончарова А.А. на мемориалах Унечи и сёл? Исхожу из того, что в моём селе фамилия Шерстюк М.А. на мраморной доске проставлена. Когда ставили мемориал, то фамилии писали по данным военкомата и железнодорожников там поначалу не было. Но родители пошли в сельсовет, там обстановку хорошо знали, и фамилия была дописана.
Не могло ли такое быть и с Гончаровым?

В поиске точку ставить рано. Я подготовил письмо историку Опалёву, публикую.

Здравствуйте, Максим Николаевич!

Однажды, летом этого года, я Вам уже писал, благодаря за ту неоценимую помощь, которую Вы оказали в моём поиске погибшего брата Шерстюка М.А. Именно присланная Вами копия «Сведений о работниках Р.У.ж.д., ст. В.Баскунчак, получивших смерть от налётов вражеской авиации», с указанием места хранения подлинника (ЦДНИВО, партархив, фонд 113, оп.14, д.169, л.17), позволила получить мне официальную копию этого документа.

До сих пор этот документ является единственным подтверждением факта гибели брата, хотя поиск других данных продолжается.

К тому же, в нём имеются сведения, которые полностью совпадают с семейным преданием об обстоятельствах гибели и месте захоронения. В частности, в этом документе об обстоятельствах гибели сказано: «Прямое попадание», о чём в семье было известно из двух источников. Знали в семье также о том, что вместе с Мишей погиб мастер и что произошло это в Сталинградской битве на разъезде 33 км. Последние две «метки» позволили даже однозначно установить фамилию погибшего вагонного мастера – Гончаров Ан. Ан., 1901 г.р., член ВКП/б/.

После долгих запутанных поисков (так, ещё в 1978 г. Волгоградский облвоенком генерал-майор Чичерин сообщал мне, что разъезда 33 км на Приволжской ж.д. нет) найден и разъезд – вблизи ст. Верхний Баскунчак, и оба захоронения – на кладбище в степи вблизи бывшего в войну (по карте 1943 г.) разъезда 33 км. Правда, на могилах не сохранились таблички с фамилиями, и по внешнему виду нельзя определить, где чья могила.

Между тем, знать это необходимо, так как я буду ставить вопрос о переносе останков моего брата на родину, на Брянщину. Кладбище расположено в безлюдной местности, в степи, выжженной солнцем, совершенно нет зелени, окружено бетонными столбами с колючей (!) проволокой, будто концлагерь для мёртвых, не ухожено, могил мало – лежит с десяток пастухов-казахов...

Сейчас ведётся поиск не только дополнительных данных о моём брате, но и родственников Гончарова Антона Ан. (имя Антон удалось установить из рукописных воспоминаний о бомбёжках бывшего редактора газеты ж.д. узла Заева М.Г., хранящихся в музее локомотивного депо ст. В. Баскунчак). Тогда при вскрытии обеих могил по характеру останков можно будет идентифицировать погибших (после прямого попадания от Миши нашли только руку и голову).

Зачем я пишу такое подробное письмо Вам? Затем, что судьбой было дано свести нас, и Ваши советы как человека, компетентного во многих непривычных для меня вопросах, могут оказаться полезными. А теперь я попытаюсь сформулировать эти вопросы.

1. Мне непонятно, например, где может находиться донесение о гибели.

Те «Сведения…», которыми мы располагаем, это всё-таки отчётность по партийной линии (а так как принцип организации партийного строительства – территориально-производственный, а партия к тому же пыталась охватить своим вниманием всё-всё, то и попал беспартийный Миша в анналы партархива, да ещё не своей Брянской области, а той, где находился в эвакуации), но это не тот рабочий документ, который должен подаваться по ведомственной линии его железнодорожной службы, где принимаются все решения, кем заменить погибших и т.д. Службу ст. кондуктором мой брат начал в кондукторском резерве ст. Унеча Белорусской ж.д. (сейчас – Московской ж.д.) за 5 дней до начала войны (есть Трудовой договор, датированный 17.06.1941). С приближением захватчиков железнодорожников эвакуировали – поначалу под Москву (ведомственное переподчинение неизвестно). После освобождения Брянщины служба вернулась в родное депо, должна была вернуться и вся документация. Но архив Брянского отделения Московской ж.д. мне отвечает, что документов периода эвакуации, а также довоенных, у них нет, есть только начиная с осени 1943 г. Хотя, к счастью для меня, в этом архиве нашли «Личное дело Шерстюка М.А.» с датами «1939-17.6.1941» – периода его учёбы в Унечской школе ФЗУ.

Возникает вопрос: почему архив, который должен содержать сведения о работе и «убытии по причине гибели», пуст? Где документы на тех работников, которые остались живы и вернулись в Унечу? Они начали работать до войны, это их трудовой стаж. Где-то же эти документы должны быть.

Предположение 1. А не попал ли Миша служить в одну из колонн паровозов Особого резерва НКПС, их как раз формировали в депо Ильича в Москве, несколько колонн обслуживали Сталинградскую битву – а сегодня архивы этих колонн, после чехарды с переформированиями внутри МПС, с 1971 г. находятся в Дорожном архиве Свердловской ж.д. Но это предположение не соответствует записи о гибели, где место службы погибшего Шерстюка М.А. зафиксировано «конд. резерв», а сам документ подан как отчёт по ст. В. Баскунчак. Если бы погибший служил на проходящем эшелоне, а не на данном стационарном ж.д. узле, вряд ли была возможна такая запись. Кроме того, я запрашивал архив по колонне паровозов ОРКП-4, сформированной из работников Белорусской ж.д., где предположительно мог служить брат, но получил отрицательный ответ.

Предположение 2. Недавно я прочитал в статье на сайте Ахтубинска, что «Отмечая роль тылового обеспечения в обеспечении разгрома гитлеровских войск под Сталинградом, в публикациях, как правило, не сообщались названия населённых пунктов, станций и разъездов, где происходили события, отсутствовала чёткая хронологическая привязка и необходимые цифровые данные. Более того, значительный массив документов того времени оказался засекречен». (Выделено мной. Похоже, автор статьи, скажем деликатно, забыл взять в кавычки эту фразу из Вашей диссертации. – А.Ш.)

Да, именно так сообщает официальная статья, которая подписана многими именитыми лицами и называется «Ахтубинск – город воинской славы».

Тыловое обеспечение 1942 г. засекречено? Неужели такое может быть? Кому нужен гриф секретности на документах 70 лет назад закончившейся битвы? Это же не полёт Гесса в Британию, где просвечивают геополитические интересы держав, проецируемые в далёкое будущее!

Я думаю, этот вопрос интересен и Вам как исследователю темы работы ж.д. транспорта в годы войны.

2. Когда погиб мой брат? Конкретная дата в имеющемся документе не указана. Я просил лично Л.И. Будченко (ЦДНИВО) прислать мне также копию титульного листа папки, обычно даты пишутся там. Но не прислали.

(Кстати, и копию самих «Сведений…» прислали только с третьего раза, когда я указал точные координаты документа, грубо говоря, «ткнул их носом», сославшись на данные, полученные от Вас.)

Составивший «Сведения…» парторг ж.д. узла даты не проставил – не только дату гибели людей, но и дату составления документа. Если это его упущение, то другие-то отчитавшиеся парторги могли поставить даты! Я просил ЦДНИВО таким косвенным путём установить дату, но они это сделать либо забыли, либо не пожелали. Что таким путём дата может быть уточнена, видно по тому, что Вы писали моему поисковику Игорю Панченко, что (цитирую): «в Арчединском отделении даты гибели или ранения проставлены, а на Баскунчаке нет...»

Вроде бы Игорь получил от Вас датировку папки – весна 1943 г. Но, конечно, это не дата гибели перечисляемых людей. Весной 1943 г. фронт уже находился далеко от Сталинграда.

Если Вы снимали копии с других документов этой папки, то, может быть, Вам, Максим Николаевич, под силу уточнить дату – хотя бы усреднённую, хотя бы диапазон отчётного периода? Наверняка парторги отчитывались по полученной ими одной общей телефонограмме.

Кроме того, мне думается, что эти люди, которые в «Сведениях…» – не все, кто погиб в В.Баскунчаке за весь период битвы. Погибло гораздо больше, если брать даже по воспоминаниям того же Заева. Либо список убитых продолжается на последующих листах в этой папке.

3. В той же ахтубинской статье говорится, что на линии Астрахань – Урбах погибли 1393 железнодорожника. («За период с июля по декабрь 1942 г. на этой линии было повреждено вражеской авиацией более 100 паровозов и свыше 3000 вагонов. За этот период погибло 1393 и было ранено 1800 железнодорожников...») Интересно, где этот список? Есть ли в нём Шерстюк М.А. и Гончаров А.А.? Или эти двое лишь однажды промелькнули в партийной отчётности и больше нигде не учтены. (И поэтому могилы их оказались заброшены. А ещё потому, что приехали они, эвакуированные, издалека, родни в В.Баскунчаке не оказалось.)

Итак, 1393 железнодорожника на нашей линии погибли «за период с июля по декабрь 1942 г.» А в остальной период битвы? Есть ли где такие сведения? Может, отчётность наших верхнебаскунчакских «Сведений…» относится к январю 1943? Тогда это тоже можно было бы считать некоторым уточнением даты.

4. И ещё вопрос. Заев под своими воспоминаниями о бомбёжках, написанными в 1971 году, подписался так: «б/редактор газеты 13ЭС-131 (Астраханского отделения)».

Что означает эта кодировка – 13ЭС-131? 13-я эксплуатационная служба? Можно ли это считать адресом полевой почты? В статье о полевой почте в Интернете сообщается, что воинские части шифровались пятью цифрами (букв не было). Для некоторых служб, в том числе для НКПС, была своя шифровка. Может, 13ЭС-131 она и есть?

После освобождения Брянщины наша семья писала запрос на Мишу не по «географическому» адресу, вроде «Сталинградская обл., ст. В. Баскунчак и т.д.», а полевой почтой – по шифру, который дала девушка, служившая с Мишей проводником и вернувшаяся после освобождения Брянщины на Унечу. (И был получен ответ какого-то железнодорожного начальника, возможно начальника кондукторского резерва: «В гибели вашего сына не сомневайтесь… бомбёжка… прямое попадание… мастер… разъезд 33 км…») Запрос посылался полевой почтой, шифр которой потом, однако, был забыт. А позже отсутствие адреса создало для меня трудности с поиском могилы.

Выходит, в поиске даже удалось восстановить номер полевой почты? Так ли это? Задаю вопрос потому, что, возможно, Вы знаете, как шифровались объекты железной дороги.

Это вопрос, конечно, не главный, но и он становится интересным при соприкосновении с историей – когда всё большее количество штрихов создают всё более живую картину прошлого, дают лучшее понимание и чувствование.

В ближайшие дни постараюсь съездить в архив МПС, узнать, учитывая утрату ориентиров в поиске личных дел, где хранятся «главные штабные документы», то есть приказы по НКПС, определявшие судьбы целых подразделений. Ведь не сами же локомотивные и вагонные депо и кондукторские резервы разных железных дорог перебрасывались в другие районы страны, они выполняли приказы вышестоящих служб. Знать бы точно, кто был откомандирован (=эвакуирован) в Верхний Баскунчак, легче было бы детализировать поиск.

Прилагаю несколько документов из моего досье:

1. Воспоминания редактора Заева М.Г., на 3 листах.
2. Фотографии кладбища и могилы железнодорожников на разъезде 33 км.
3. Ответ Волгоградского облвоенкома Чичерина, 1978 г.

С уважением,
Александр Александрович Шерстюк,
член Союза писателей России,
член Союза журналистов России

7.10.2012

Участники
Группа: Администраторы
Сообщений: 5248
Добавлено: 08-10-2012 02:23
Мне подумалось, а не проверить ли наличие фамилии Гончарова А.А. на мемориалах Унечи и сёл? Исхожу из того, что в моём селе фамилия Шерстюк М.А. на мраморной доске проставлена. Когда ставили мемориал, то фамилии писали по данным военкомата и железнодорожников там поначалу не было. Но родители пошли в сельсовет, там обстановку хорошо знали, и фамилия была дописана.
Не могло ли такое быть и с Гончаровым?

asveritas, возможно в этом и есть смысл, но доля вероятности мала. Если судить по Книге Памяти в части Унечского района, то вот все Гончаровы, которые в нее вписаны: ГОНЧАРОВ Александр Романович, рядовой, 1912 г.р., г. Унеча, русский. Призван Унечским РВК. Пропал без вести 21.08.1941.


ГОНЧАРОВ Александр Степанович, рядовой, с. Найтоповичи, русский. Призван Унечским РВК, 39 сп. Погиб в бою 27.04.1944. Похоронен: д. Меров Ковельского р-на Волынской обл.


ГОНЧАРОВ Афанасий Тихонович, сержант, 1912 г.р., с. Найтопо­вичи, русский. Призван Унеч­ским РВК. Пропал без вести 09.10.1943 (см. дополнительные сведения).


ГОНЧАРОВ Василий Евдокимович, рядовой, д. Песчанка, русский. Призван Унечским РВК, 336 сп. Погиб в бою 17.01.1945. Похо­ронен: пос. Веселовичи, Поль­ша.


ГОНЧАРОВ Василий Федосович, рядовой, Унечский р-н, русский. Призван Унечским РВК. Погиб в бою 24.11.1943. Похоронен: д. Леста Могилевской обл.


ГОНЧАРОВ Владимир Кузьмич, мл. сержант, Неждановский с/с, русский. Призван Унечским РВК, пп. 25787. Погиб в бою 18.11.1944. Похоронен: д. За­лесье Люблинского воев., Поль­ша.


ГОНЧАРОВ Иван Алексеевич, рядовой, д. Песчанка, русский. Призван Унечским РВК. Пропал без вести.


ГОНЧАРОВ Николай Иванович, гв. сержант, 1922 г.р., Унечский р-н, русский. Призван Унечским РВК, 99 ап, 47 гв.сд. Умер от ран 28.11.1943. Похоронен: ст. Чернышевская Ростовской обл.


ГОНЧАРОВ Николай Осипович, ст. лейтенант, 1922 г.р., русский. Призван Унечским РВК. Пропал без вести 18.07.1943.


ГОНЧАРОВ Петр Анисимович, рядовой, 1920 г.р., Неждановский с/с, русский. Призван Унечским РВК. Пропал без вести 11.04.1944.


ГОНЧАРОВ Степан Дмитриевич, рядовой, 1898 г.р., русский. Призван Унечским РВК, 846 сп. Пропал без вести 28.02.1943.


ГОНЧАРОВ Терентий Михайлович, лейтенант, русский. Призван Унечским РВК. Пропал без вести 17.09.1942.


ГОНЧАРОВ Федор Денисович, рядовой. Пропал без вести 11.1943.


ГОНЧАРОВА Аполлинария Прокопьевна, рядовая, русская. Погибла в бою в 1943. Похоронена: г. Унеча Брянской обл.

По этому списку через сайт ОБД МЕМОРИАЛ можно проследить из каких они населенных пунктов Унечского района, в которых с большей долей вероятности искомый Гончаров и мог проживать до ВОВ.
Да, действительно, базы данных ОБД Мемориал и Книг Памяти невсегда имеют те персоналии, который встречаются на мемориальных досках памятных монументов. Но бывает и наоборот, как в случае с Дудко Борисом Федоровичем из Зарбуды, который есть и на ОБД и в Книге Памяти, но его имени нет на мемориальной доске сельсоветского монумента.
И почему Вы считаете, что искать Гончарова Ан.Ан. надо именно в Унечком районе?

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 279
Добавлено: 09-10-2012 00:03
И почему Вы считаете, что искать Гончарова Ан.Ан. надо именно в Унечcком районе?


Прямых данных о том, что Гончаров Антон Ан. с Унечи, нет. Но косвенные имеются. Здесь два соображения: 1) он служил в вагонной части, а унечские вагонщики, как и кондукторы, были эвакуированы; 2) оба захоронения, ст.кондуктора Шерстюк и поездного вагонного мастера Гончарова, оказались неухоженными, то есть у них не было родни в В.Баскунчаке. От кладбища, где они лежат, до В.Баскунчака не более 10 км. Будь у Гончарова родня в посёлке на узле, они не только бы позаботились о могиле, но, скорей всего, перехоронили в более приглядное близкое место. В В.Баскунчаке есть и братская могила, и мемориал с фамилиями. Был бы Гончаров "свой", он как партиец и хороший специалист, отличившийся во время бомбёжек (это сказано в воспоминаниях редактора Заева), не был бы так быстренько забыт. По всем признакам, он - "чужой", из прибывших на подмогу. Конечно, Гончаров мог быть и не из Унечи, а из другой какой-либо присланной команды, если на Баскунчаке узловые службы получили усиление эвакуированными из разных мест страны. Скажем, Шерстюк и его вернувшаяся подруга из Унечи, а Гончаров из Брянска, или Калуги, или Орши и т.д. Но если мы уже точно знаем, что в В.Баскунчаке были эвакуированные железнодорожники из Унечи, то о других вариантах насчёт прибывших нам ничего не известно. Моя версия похожа на очень вероятную, поэтому её надо проверить всесторонне.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 1644
Добавлено: 09-10-2012 00:15
Перебирала сегодня по ОБД "Гончаров Орловская" и "Гончаров Брянская" поисковик выдал уроженцев Орловской обл.:
-в частности Ливенский р-н:
-п.Страшинка-Андреевич,к-зСтремление-Андреевич,г.Ливны-Анисимович,
по Брянской обл.:
-это Клинцовский(-д.Унеча-Анисович,д.Фанзовщина-Андреевич),
-Унечский(Анисович-Неждановский сс),
-Гордеевский р-н(д.Гордеевка,д.Казаричи-Андреевич),
-д.Гнилуша(Медведевский сс)-Андрианович-Андреевич,
-Новозыбковский-Синий Колодец-Андреевич.
-Мглинский-д.Сешки-Антонович.1910г.р.
Ан.-возможные варианты Антон,Анатолий, Андрей,Аникей,Анисим
годы рождения бойцов от 1903 до 1926 г.р.
Там я не знаю ,за что зацепиться...

Не уточнила-просматривала бойцов с отчеством на Ан.(ЕСЛИ ИСХОДИТЬ ЧТО У НАШЕГО ИСКОМОГО БЫЛИ БРАТЬЯ ИЛИ РОДСТВЕННИКИ-ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ,если были у него сестры-вопрос хуже)


А вот есть такой непонятный вариант_просто уроженец Орловской обл,до войны живший в Тульской обл.г.Щекино:
Гончаров Сергей Антонович __.1910
Место рождения Орловская обл.
Дата и место призыва 20.06.1941 Щекинский РВК, Тульская обл. красноармеец,пропал без вести __.12.1941
ЦАМО НФИИ 58 НОИИ 18004 НДИИ 1346
Искала его после войны жена Гончарова Прасковья Васильевна

http://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=7090036&page=2

Участники
Группа: Администраторы
Сообщений: 5248
Добавлено: 09-10-2012 14:08
И почему Вы считаете, что искать Гончарова Ан.Ан. надо именно в Унечcком районе?


Прямых данных о том, что Гончаров Антон Ан. с Унечи, нет. Но косвенные имеются. Здесь два соображения: 1) он служил в вагонной части, а унечские вагонщики, как и кондукторы, были эвакуированы; 2) оба захоронения, ст.кондуктора Шерстюк и поездного вагонного мастера Гончарова, оказались неухоженными, то есть у них не было родни в В.Баскунчаке. От кладбища, где они лежат, до В.Баскунчака не более 10 км. Будь у Гончарова родня в посёлке на узле, они не только бы позаботились о могиле, но, скорей всего, перехоронили в более приглядное близкое место. В В.Баскунчаке есть и братская могила, и мемориал с фамилиями. Был бы Гончаров "свой", он как партиец и хороший специалист, отличившийся во время бомбёжек (это сказано в воспоминаниях редактора Заева), не был бы так быстренько забыт. По всем признакам, он - "чужой", из прибывших на подмогу. Конечно, Гончаров мог быть и не из Унечи, а из другой какой-либо присланной команды, если на Баскунчаке узловые службы получили усиление эвакуированными из разных мест страны. Скажем, Шерстюк и его вернувшаяся подруга из Унечи, а Гончаров из Брянска, или Калуги, или Орши и т.д. Но если мы уже точно знаем, что в В.Баскунчаке были эвакуированные железнодорожники из Унечи, то о других вариантах насчёт прибывших нам ничего не известно. Моя версия похожа на очень вероятную, поэтому её надо проверить всесторонне.

Что касается вагонного депо, то Памятник работникам вогонного депо ст. Унеча, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. вот он:




Ссылка на Памятник работникам локомотивного депо ст. Унеча, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., фотографии которого почему-то нет.

Страница с памятникам в Унечском районе

Десятки фотографий с памятниками в Унечском районе

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 279
Добавлено: 09-10-2012 22:54
Что касается вагонного депо, то Памятник работникам вогонного депо ст. Унеча, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. вот он:


Часть фамилий идёт без инициалов, то есть, получается, увековечивали не со списков, а по памяти с характерными ей пробелами. Фамилии Гончаров на мемориале нет. Хотя мемориал создавался лет через 20-25 после войны, я думаю, Гончарова помнили бы и написали. Значит, скорей всего, он не из унечской команды.

Я проверил, нет ли хотя бы одной-двух фамилий с унечского мемориала в том списке погибших, хранящемся в Волгограде, в ЦДНИВО, в котором есть Шерстюк М.А., - нет ни одной такой же фамилии. Это также говорит в пользу того, что вагонное депо вряд ли было в эвакуации в В.Баскунчаке, работники Унечского вагонного депо погибали где-то в другом месте, частично, наверно, на самой Унече, так как Унечский ж.д. узел немцы тоже усиленно бомбили. А кто-то, если не большинство из работников депо, наверно, был призван вонкоматом и погиб в рядах Красной Армии (ведь запрет призывать железнодорожников вышел только в 1942 году, после чего их даже стали отзывать их армии и направлять на железные дороги.)

Вывод: Гончаров Антон Ан. почти стопроцентно был не с Унечи. Значит, разыскать его родственников вряд ли удастся. А жаль...

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 279
Добавлено: 10-10-2012 10:21
Конечно, чтобы предыдущий вывод был "потвёрже", желательно быть уверенным, что с Баскунчаком сверялись мемориальные доски именно вагонного депо, а не локомотивного. Ведь на самих этих двух снимках никаких "опознавательных" знаков нет. А вдруг перепутали?

Кроме того, возникает вопрос: а где погибшие из кондукторского резерва? Ведь это отдельное служебное подразделение, и как-то это должно быть отражено в унечском мемориале.

А что касается того, куда были эвакуированы унечские железнодорожники, то нет ли информации об этом в чьих-либо воспоминаняих, хранящихся в Унечском историко-краеведческом музее? Музеи, как правило, заказывали ветеранам написать такие воспоминания (пример: тот же музей локомотивного депо ст. В.Баскунчак, воспоминания Заева были написаны по заказу этого музея, что видно даже по тексту воспоминаний). Заглянуть бы в фонды Унечского музея!

Участники
Группа: Администраторы
Сообщений: 5248
Добавлено: 10-10-2012 10:43
Конечно, чтобы предыдущий вывод был "потвёрже", желательно быть уверенным, что с Баскунчаком сверялись мемориальные доски именно вагонного депо, а не локомотивного. Ведь на самих этих двух снимках никаких "опознавательных" знаков нет. А вдруг перепутали?

Кроме того, возникает вопрос: а где погибшие из кондукторского резерва? Ведь это отдельное служебное подразделение, и как-то это должно быть отражено в унечском мемориале.

А что касается того, куда были эвакуированы унечские железнодорожники, то нет ли информации об этом в чьих-либо воспоминаняих, хранящихся в Унечском историко-краеведческом музее? Музеи, как правило, заказывали ветеранам написать такие воспоминания (пример: тот же музей локомотивного депо ст. В.Баскунчак, воспоминания Заева были написаны по заказу этого музея, что видно даже по тексту воспоминаний). Заглянуть бы в фонды Унечского музея!

Накануне 100-летия Унечского локомотивного депо на предприятии был открыт музей боевой и трудовой славы

16 мая 1936 года на станции организуется вагоноремонтный пункт. Именно эта дата считается началом истории вагонного депо Унеча.


Что касается Унечского историко-краеведческого музея, то там таких сведений может и не быть. Это все же не архив.
И относися ли кондукторский резерв именно к паровозному или вагонному депо? Быть может он был в составе какого-то другого подразделения ж/д?
Что касается Гончарова Ан.Ан., то почему бы не "попытать" Гончаровых в социальных сетях, просеив их с привязкой к тому или иному ж/д пункту или отделению жд, которые можно привязать к данному делу? В том числе и по Унече, например, в Одноклассниках или Моем миру на майл.ру.
А на предмет фотографий мемориальных досок памятник на территории локомотивного депо, если такие имеются, можно попытать того же админа сайта наш город Унеча. Pan, должно быть, может оказать в этом содействие.

И помему бы не попытаться связаться с Зинаидой Сергеевной?

Быть может, чем-то поможет и ЗАСЛУЖЕННЫЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИК

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 1644
Добавлено: 10-10-2012 11:31
Гончаровых в "Одноклассниках" 97 тыс,нашла две группы"Гончаровых" закрытые,отправила запрос модераторам-примут в группу-оставлю свое сообщение.По брянской области нашла несколько человек 60-55-50 лет и им написала сообщения,в Березине тоже есть молодой человек-и ему написала письмо просьбу.Может повезет?
Оставила сообщение в группе "Брянский край" в теме поиски("Одноклассники"):(текст для всех одинаков)
"Здравствуйте!!!!!Найдена могила,погибшего в ВОВ Гончарова Ан.А.Помогите найти родственников!!!!Цитата из сообщения Шерстюк А.А.:"ГОНЧАРОВ АНТОН АН. 1901 г.р . Работал вагонным мастером. Был эвакуирован в августе 1941 г. Погиб в Сталинградской битве при бомбёжке эшелона, который он сопровождал, за Волгой. Обнаружена могила на бывшем разъезде 33 км недалеко от ст. Верхний Баскунчак.
Просьба откликнуться - к родственникам, а также ко всем, кто их знает, или сообщить что-либо о его работе и судьбе. "

Страницы: << Prev 1 2 3 4 5  ...... 24 25 26 27 Next>> ответить новая тема
Раздел: 
Земля наших предков (Полесье в междуречье Десны и Сожа) / Вахта памяти / Шерстюк Михаил 33-й км

KXK.RU