Стародубщина: история и традиции

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:  

Раздел: 
Земля наших предков (Полесье в междуречье Десны и Сожа) / Земля наших предков. Часть I. Стародубщина / Стародубщина: история и традиции

Страницы: << Prev 1 2 3 4 5  ...... 7 8 9  ...... 28 29 30 31 Next>> ответить новая тема

Автор Сообщение

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 2081
Добавлено: 27-02-2009 21:42
Не знаю что там с воробями, а у Стародубщины объявился года два тому новый президент

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 316
Добавлено: 27-02-2009 23:13
не джукель, а джуклей.
Відносно Президента Стародубщини, то це громадянин Сергій Тригуб-інтернет "жартівник" з Київа. Мені розповідали, що цей сайт він зробив по пяні, коли був день народження його кума. Не зважайте. Як кажуть, чим би дитя не тішилося, аби не плакало.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 3
Добавлено: 27-02-2009 23:31
Приветствую, браты!

Вот, последние интересные находки о севрюках:

В отписке 1621 года трубчевского наместника князя Ю.Н. Трубецкого Богдана Красковского воеводе города Севск с жалобами на "обиды" от русских людей (РГАДА, столбцы Севского стола 371-377) есть интересное упоминание о севрюках. Дескать, с сел и деревень Ивановское, Клинское, Любошево, Тросна, Лугань приходят комарицкие крестьяне (названные именно севрюками) и начинают своевольничать: бить зверя, гнать бобра и ловить рыбу в трубчевских вотчинах. Что интересно - почти все эти сёла сейчас находятся на территории Локотьского района Брянской области (южнее самого Локтя), где в 1941 году и была создана антисоветская партизанская Локотьская республика. Ранее эти земли входили в состав всё той же Комарицкой волости, а комаричане постоянно отличались бунташным нравом - вспомнить хотя бы восстание Емельяна Чернодыра в царствование Павла I.

Текстовый блок в графическом виде с той самой отписки (в скорописи начала XVII века):


Интересен тот факт, что порой севрюков полностью отождествляют с бортниками - дескать, было даже такое промысловое сословие - бортники! Существует предположение, что бортничество было в основном прерогативой отдельных этнических или кланово-родовых групп, как-то суб-этнических общностей марийцев, башкир, ассимилированной мещёры. Что интересно - у бортников даже свои знамена существовали - обнаружил на днях инфу о т.н. севских бортных знаменах.

А это так, для общего развитию:

Бортные цеха имели устав и свое особое знамя. Согласно уставу бортники считались вольными людьми, как охотники, рыболовы, мастеровые. Они могли переходить в другие места, вольны были жить там, где хотели. Оброчные бортники - люди не купленные, а свободные. Они пользовались княжеским лесом для своих профессиональных нужд, в частности выдалбливали борта, ловили рыбу, косили сено. Платили оброк натурой. Облагались не отдельные борта, а целый участок леса - ухожье или бор, состоящий обычно из 60 бортей.

http://bg-znanie.ru/article.php?nid=5719

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 316
Добавлено: 28-02-2009 00:26
О, здорово Антон паявився! Бачу тут нашої братви все больше й больше. Radimich бач, я табі рейтинг відвідуваності піднімаю, друзей сваих сюди перетягую.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 2081
Добавлено: 28-02-2009 02:59
Неужто Антон подтянулся? Локотским наше здравствуйте! Вот где кладезь о Северо

Участники
Группа: Администраторы
Сообщений: 5249
Добавлено: 28-02-2009 05:35
Не знаю что там с воробями, а у Стародубщины объявился года два тому новый президент

Со всей очевидностью можно предположить, что "президент" этот как раз и начинал с отстрела воробьев, то бишь гарабцув. Можно также предположить, что на тот момент его босоногой биографии оружием отстрела являлась обычная рогатка, которая сбиралась из трех частей: рожек, рязинки и шкурата. Рожки обычно вырезались из орешника или ивняка, Рязинку брали хто откуль: хто из матцыных трусов, а хто из-за за забора местной рязинопроизводящей мануфактуры. На шкурат же истользовался лоскуток кирзы от голяшища чобата. Снайперская же винтовка для этого, два года назад провозглашенноно "в.о. президента", была в то время пределом несбыточных мечтаний.

не джукель, а джуклей.
Хто бы спорыв, а я ня буду. Джуклей так джуклей. Но так як слова ета перяводу ня подляжить, то разясни, пожалуста, чшто яно знача и отчаго кликають им гарабцув?

Відносно Президента Стародубщини, то це громадянин Сергій Тригуб-інтернет "жартівник" з Київа. Мені розповідали, що цей сайт він зробив по пяні, коли був день народження його кума. Не зважайте .
Што касаемо галавной боли, то факт сей очевиден, но не так уж безобиден, як можа паказаца спярва. Похоже, что рагатка для гарабцув к настоящему времени усовершенствовалась и оснастилась оптическим прицелом, призмой для которого мог явиться стакан с мутной жидкостью самоподпольного производства. Должно быть, кум "президента" этим самым производством и занимаеца. Так што тут больши падходить , чим .

Як кажуть, чим би дитя не тішилося, аби не плакало.
Особенно, если это дитяте рассматривает мир и окружающих его соседей сквозь призму оптического прицела, сотворенного граненым стаканом.
А еще говорять, что собака от бязделья яйцы лижа.


О, здорово Антон паявився!
Появлению Антона мы только рады. Судя по его посту пришел он к нам без рагатки.

Бачу тут нашої братви все больше й больше. Radimich бач, я табі рейтинг відвідуваності піднімаю, друзей сваих сюди перетягую. Рейтинг - яно, канешна, харашо, да мы тут, собственно говоря, не ради рейтингов тусуемся. А друзьям новым с мыслями интересными всегда рады и приветливы.

Участники
Группа: Администраторы
Сообщений: 5249
Добавлено: 28-02-2009 06:05
Приветствую, браты!
Привет, привет!

Вот, последние интересные находки о севрюках:

В отписке 1621 года трубчевского наместника князя Ю.Н. Трубецкого Богдана Красковского воеводе города Севск с жалобами на "обиды" от русских людей (РГАДА, столбцы Севского стола 371-377) есть интересное упоминание о севрюках. Дескать, с сел и деревень Ивановское, Клинское, Любошево, Тросна, Лугань приходят комарицкие крестьяне (названные именно севрюками) и начинают своевольничать: бить зверя, гнать бобра и ловить рыбу в трубчевских вотчинах.
Истинно привычное для народонаселения указанных и окружающих их земель занятие. Как били своевольно зверя, гнали бобра и глушили-травили рыбу, а также грабили и убивали соседей, так и своевольничают по сей день. И это несмотря на то, что ни зверья, ни птицы, ни рыбы почти уже не осталось, рекчки и ручейки загажены до невозможности, а соседи ставят жаленые двери с амбарными замками, да решотки на окна.

Что интересно - почти все эти сёла сейчас находятся на территории Локотьского района Брянской области (южнее самого Локтя), где в 1941 году и была создана антисоветская партизанская Локотьская республика. Ранее эти земли входили в состав всё той же Комарицкой волости, а комаричане постоянно отличались бунташным нравом - вспомнить хотя бы восстание Емельяна Чернодыра в царствование Павла I.
Вчера читал что-то об этой, якобы существовавшей с сентября 1941-го по сентябрь 1943-го "республике". Честно говоря, верится с трудом.


Интересен тот факт, что порой севрюков полностью отождествляют с бортниками - дескать, было даже такое промысловое сословие - бортники! Существует предположение, что бортничество было в основном прерогативой отдельных этнических или кланово-родовых групп, как-то суб-этнических общностей марийцев, башкир, ассимилированной мещёры. Что интересно - у бортников даже свои знамена существовали - обнаружил на днях инфу о т.н. севских бортных знаменах. Ну а знаменах это, наверно, громко сказано. Должно быть, это были всего лишь опознавательные знаки, чтобы не попутать свое дупло с чужим или наоборот. Кстати, мне что-то смутно вспоминаются из детства в лесу на деревьях круглые пчелиные улья.


это так, для общего развитию:

Бортные цеха имели устав и свое особое знамя. Согласно уставу бортники считались вольными людьми, как охотники, рыболовы, мастеровые. Они могли переходить в другие места, вольны были жить там, где хотели. Оброчные бортники - люди не купленные, а свободные. Они пользовались княжеским лесом для своих профессиональных нужд, в частности выдалбливали борта, ловили рыбу, косили сено. Платили оброк натурой. Облагались не отдельные борта, а целый участок леса - ухожье или бор, состоящий обычно из 60 бортей.

http://bg-znanie.ru/article.php?nid=5719 - любопытная информация.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 3
Добавлено: 28-02-2009 14:37
Знаки, используемые для обозначения границ (или еще каких-либо обстоятельных факторов) бортных ухожаев в Рыльском уезде, отмеченные в писцовой книге по Рыльску 1627-28 гг. Вглядитесь внимательней - некоторые из них явно напоминают руны. Некоторые исследователи склонны предполагать, что эти обозначения использовали севрюки.










Участники
Группа: Администраторы
Сообщений: 5249
Добавлено: 01-03-2009 18:03
Железнодорожные художества

Унеча – единственный в России необластной город, в котором есть картинная галерея. Открыли её и постоянно пополняют живописными полотнами местные художники-железнодорожники. Причём галерея снискала такую славу, что на унечские пленэры с удовольствием съезжаются художники со всей России.

Городок похож на симпатичную деревню – деревянные домики с курами вдоль дорог. И в свободное время у многих жителей Унечи только два занятия – поработать на огороде или сходить в лес с мольбертом.

А ведь всего двадцать лет назад Унеча не знала повального увлечения живописью. Была она обычным железнодорожным узлом. Ну, не совсем обычным, а вторым по величине в Брянской области, и практически всё население Унечи – железнодорожники. В лихие 90-е годы, оставшись без работы, многие поехали искать счастья в столицу. А вот некоторые из тех, кто остался, взялись за кисть. И, надо сказать, с большим успехом.

Картины пользуются неплохим спросом. Они выставляются на продажу по цене от одной до трёх тысяч рублей. Большая часть работ продаётся через Интернет, и чаще всего их покупают граждане Израиля. Дело в том, что в конце XIX века население Унечи состояло из железнодорожников и евреев, отправлявших по железной дороге товары в Польшу. Потомки тех евреев частенько приезжают на родину предков. Только до появления картинной галереи город ничего не мог им предложить. Теперь городская валюта – картины.

Найти галерею не сложно – трёхэтажное здание среди частных домов заметно издалека. Кроме картин, в ней выставляются различные поделки: лапти, выпиленные из дерева паровозики, вышивка. Но основная часть экспозиции – это, конечно, изобразительное искусство. В пяти залах одновременно выставляются 250 работ, ещё тысяча хранится в запасниках.
– Как появилась в вашем городе картинная галерея? – спрашиваю у её директора Натальи Шкляровой.
– В Унече очень много художников, – объяснила Наталья Григорьевна.

И рассказала, с чего всё началось. Ещё в 80-х годах в городе появился художник Юрий Иванович Саханов. Никто не знает, как и почему попал он в Унечу, только за развитие изобразительного искусства в городе взялся Саханов всерьёз. Первым делом организовал художественную школу для детей. Дети железнодорожников туда валом повалили. Однако этим Саханов не ограничился – открыл ещё и изостудию для взрослых.

И стали в неприметном раньше городке художники множиться в геометрической прогрессии. Под влиянием Саханова к мольберту вставали целыми династиями, прежде бывшими железнодорожными. Например, династией художников стали Семеньковы – до этого все Семеньковы шли в машинисты. В художники также подался мастер депо Леонид Мысливченко со своими потомками.

И теперь в Унече насчитывается 29 настоящих художников и десятки ненастоящих. Настоящего художника здесь определяют просто.
– Настоящий – это тот, кто имеет специальное художественное образование, – объяснила Наталья Григорьевна.

Настоящие трудятся художниками. Ненастоящие продолжают работать на железной дороге, но вечерами тоже у холста. Семь самых настоящих художников составляют худсовет, который решает, кто достоин выставлять свои картины в галерее, а кто – пока ещё нет.

Художники регулярно выезжают на пленэры, которые приобрели поистине всероссийский размах. Даже из Израиля приезжают – рисовать унечские дубы и берёзы.
– Только все приезжающие на пленэр живописцы считают своим долгом одарить нашу галерею парой-тройкой своих картин, – пожаловалась Наталья Григорьевна. – Убрать их в запасники неудобно, а выставить – свои жаловаться начнут.

Все унечские художники исповедуют реализм. Никакого импрессионизма, кубизма и абстракционизма в Унече никогда не водилось. Все как один рисуют вполне реалистические лес, пруд и домики. Особняком стоит только Вася Баранов. Вася – мировая знаменитость, ему можно. Пейзажи Вася не пишет, вместо них он рисует разные линии в хаотическом порядке. «Это он мир через сено видит», – считают в Унече. Простым жителям Васины картины недоступны – Баранов продаёт их в Европе за большие деньги.

Отец Василия работал на железной дороге, а сын ещё в детстве попал под влияние учителя рисования Саханова и даже закончил академию художеств в Минске.

В день моего приезда Василий как раз находился в галерее. Ходил по залу и любовался на свои картины.
– Вот и наш знаменитый Вася! – сказала мне директор галереи. – Из Франции проездом.
– Не то чтобы проездом, – уточнил Вася. – Плюнул я на эту Францию! Не хочу туда возвращаться.

Во Францию Вася попал не сам по себе, а по приглашению посла. В 1992-м участвовал в выставке молодых художников, на выставку пришёл посол Франции, выбрал троих самых способных и пригласил в Париж.

Во Франции Вася первое время продолжал рисовать Унечу по памяти. Только никакая Унеча им была не нужна. Им, видите ли, нужны чувства, ощущения. Взял холст, наляпал белых пятен, назвал картину «Белые цветы». Получилось что-то вроде этой картины.

Вася показал мне висящую на стене галереи картину. На ней извивались размытые белые круги.
– Вроде бы мазня, а во Франции – искусство! – Вася схватился за живот и захохотал. – Один галерист даже снял для меня дом, студию. Сказал – ты мне рисуешь в год 30 картин, а я тебе плачу за них 30 тысяч долларов. Я в Унече про такие деньги и не слышал. Вскоре галерист организовал для меня персональную выставку, она называлась «Белое» и состояла из одних белых цветов.

Цветы были квадратные, круглые, треугольные. Выставка имела оглушительный успех. Но Вася не выдержал – запил. А потом собрал вещи и вернулся на Родину. Только вот рисовать по-унечски у Васи больше не получается.
– Глотнул творческой свободы, вот и не получается, – объяснил Вася.

Теперь и отец, везущий в телеге сено, на отца не похож, и телега как будто не телега. Только сено всё ещё напоминает популярный здесь реализм.

Аделаида Сигида,
спец. корр. «Гудка»

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 2081
Добавлено: 02-03-2009 00:56
Антон, четвертый если считать сверху символ - какая нибудь еще информация есть дополнительная?

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 316
Добавлено: 03-03-2009 20:12
Привіт Pan, Семеныч, Radimich. Даров буов Антон!
Про джуклея, насколько я знаю в селе живут потомки беоруссвких татар -переселни у те село в 1860- годах, тоді було повстання в Білорусії та Польщі проти царизму. От їх насильно й переселили, так то напевно щось тюркське.
В южнорусских говорах севрюк, севрюга - угрюмый, суровый.(Даль)

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 316
Добавлено: 03-03-2009 20:26
Відносно символів думаю тре їх значення шукати в семантиці писанок, узорів на рушниках. Т. є це знак позначаючий чиюсь борть + знак-оберіг

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 2081
Добавлено: 03-03-2009 21:16
С вышивкой на рушниках ты прав, Сiверянин - интересно было бы сравнить... И мне это первое, что пришло на ум

Ну а такое толкование, Семеныч, оно конечно интересное - однако ж откуда оно? Это каббала, массоны или современные астрологи наколдовали?

Участники
Группа: Администраторы
Сообщений: 5249
Добавлено: 04-03-2009 02:36
Привіт Pan, Семеныч, Radimich. Даров буов Антон!
Привет, привет! С утра по-раньше.

Про джуклея, насколько я знаю в селе живут потомки беоруссвких татар
Получается, что гарубец - хуже татарина? Есть накая поговорка: "Незванный гость - хуже татарина"

-переселни у те село в 1860- годах, тоді було повстання в Білорусії та Польщі проти царизму.
Вот тут позволю себе не согласиться. Восстание это было не против царизма, а против законной на тот момент в Российской империи власти. Местные баи (помещики) не хотели иметь над собой баев из Великороссии. Они хотели быть единственными баями в своем краю, чтоб ни с кем не делиться оброком. Поэтому они и подстрекали местное народонаселение против законной власти. А представители неимущиих слоев мечтали о том, чтобы оброку с них драли меньше. Оттого они и восставали супротив законной на тот момент власти. Но ошибались они в этом, так как их баи хотели загрести жар чужими руками, а чаяния простого народа были им пофиг. [COLOR=Maroon]

От їх насильно й переселили, так то напевно щось тюркське.
[COLOR=Maroon] Спасибо за пояснение.[/


В южнорусских говорах севрюк, севрюга - угрюмый, суровый.(Даль)

Вчера по питерскому каналу показывали документальный фильм про последнего гетмана украины. Был такой, П.П. Скоропадский. Крупный черниговский и полтавский землевладелец. Получается, что земляк наш. И севрюк тож. Тоже пекся о чаяниях народа. Правда, народ этих чаяний его почему-то не понял.
Сегодня казали фильм про его супротивника Миколу Оляксандровича Щорса. Тоже, кстати, земляк наш. Может даже севрюк. А может литвин, что тоже не так уж и плохо.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 316
Добавлено: 04-03-2009 11:36
Ей, а записати їх не можна? І взагала тре як потепліє пересіктися, чи Ви до нас. Чи ми до Вас.

Участники
Группа: Администраторы
Сообщений: 5249
Добавлено: 04-03-2009 12:14
Ей, а записати їх не можна? І взагала тре як потепліє пересіктися, чи Ви до нас. Чи ми до Вас.

Если ты о фильмах, то по этому вопросу лучше к Rmd. Он к одному из них имеет непоследнее отношение. У нас они уже прошли.
Пересечься то оно, конечно, можно бы было. Я так думаю, что в Унечском музее добрым людям с Чернигова были бы рады. А если б вы еще с собой сала трохи взяли и пищи духовной, то, гляди бы, и чаю там налили. Да картины бы Васи Баранова показали, а то и сами Васей познакомили. Я ж лична там ня скоро буду.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 316
Добавлено: 04-03-2009 16:22
І Сала і, гарєлки візьмемо, і піщи духовной ого-го. І про Щорса, і про його опонентів. Для музею, і по традиціям та історії Чернігово-Сіверщини.
Туольки кали патепліє.

Участники
Группа: Администраторы
Сообщений: 5249
Добавлено: 04-03-2009 17:16
І Сала і, гарєлки візьмемо, і піщи духовной ого-го. І про Щорса, і про його опонентів. Для музею, і по традиціям та історії Чернігово-Сіверщини.
Туольки кали патепліє.

Што касаяма сала, так я к слову. А вот гарэлку бяз мяне и Rmd нихто пить ня будя. Развя што СямЁныч к таму время падаспея.
Пра Шорсу там пади усё и так знають. Разви што ня хватая там кой якись яго цацак, як та шабля, што у сновском музею вясить. Кали сумеете ту саблю показать, так унечани крепко рады будуть. А яще больши рады будуть познакомица и з вамы и с трациямы да истрыею Чарнигавщины-Севярщыны. А тёпла ужо скора будя. Так што миласти просим. Добрым гостям мы усягда рады.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 316
Добавлено: 04-03-2009 20:09
Спасибі! І ви да нас, приїздіть. Ну, чого от є в мене наприклад дві книги спогадів гетьманців (тоді) як вони воювали зі Щорсом. Досить цікаво цікаво.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 316
Добавлено: 04-03-2009 20:38
Вось Вам полатвські побрехеньки (Талалаївський район, передали чернігівщині від Полтавщини, як компенсацію за те, що Ваші раойни перейшли до Росії).
Талайовські бувальщини од діда Йвана.

(збережено стиль і специфіку "талайовської гуторкі")

Про Марка Самка й Абеля

Жив колись у Талайовці по трасі на Прилукі єврей по імені Абель. Вин торгував зерном - у людей приймав овес, гречку, просо, пшеницю, ячмінь. А в селі була сім‘я Самків. Були це брати – Хведор, Арсентій, Трохім. І серед них один Марко. Цей був ничим на замітний, даже по росту менший од своїх братив, а силою вин виділявся величезною. І от приносить вин мішкі – два на спині, два попид рукі - овес, шоб здать цьому Абелю. Ну от з ним розщиталися, сидить вин... А в Абеля серед двора така колода, а на ний цеп і великій замок. І на цьому цепу нанизани гірі – на фунти, а тоді на пуди. І разом було десь двадцять п‘ять пудов. А пуд – шіснадцять кілограм.
Дак от Марко сидить і каже Абелю:
- Слухай, - каже, - а нашо ти ото нанизав гірі й замкнув замком?
- Е-е, Марку! На те, щоб ніхто не вкрав.
- Як це „не вкрав”?
- А так, що по одній гирі розтягнуть...
Марко каже:
- Дурний ти, Абель, хоч ти й єврей. Так, хоч одну гірю визьме чи дві. А так усі забере...
- Як це „всі забере”? Ану сам попробуй...
- Спорим?...
Поспорили.
- На скількі?
- На дві кварти.
А кварта – це літра.
- Ану ж пробуй!
А цеп закований прибоями в пень. Марко пидходить, смиконув руками, вирвав оці конці, соєдинив цеп, прибой закрутив руками. Узяв за ці конці цеп, стряхнув, закінув на плечі... і пошов.
От Абель:
- Марку, вернись! Марку, вернись!
Марко став, повернувся, скідає з плечей гірі...
- Шо таке?
- Вернись! Неси назад!
Марко каже: - Як три кварти даси, дак принесу.
- Три буде!
Ну, тоді вернувся вин, оддав.

Страницы: << Prev 1 2 3 4 5  ...... 7 8 9  ...... 28 29 30 31 Next>> ответить новая тема
Раздел: 
Земля наших предков (Полесье в междуречье Десны и Сожа) / Земля наших предков. Часть I. Стародубщина / Стародубщина: история и традиции

KXK.RU