Стародубщина: история и традиции

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:  

Раздел: 
Земля наших предков (Полесье в междуречье Десны и Сожа) / Земля наших предков. Часть I. Стародубщина / Стародубщина: история и традиции

Страницы: << Prev 1 2 3 4 5  ...... 28 29 30 31 Next>> ответить новая тема

Автор Сообщение

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 2081
Добавлено: 19-01-2009 17:53
На германском автомобиле Просто Радимич почтил Петербург своим визитом, вот мы собрались и поехали спросить Семёныча, а чего й то он запропал? Спросили, выяснилось Семёныч жив-здоров, безвременно ушел из сети провайдер, туда ему и дорога такому провайдеру А что касаемо Чернигова - это дело обязательное, вопрос только когда... И родню заодно проведаем Штурман проверен на прочность - результат 5 баллов!

Участники
Группа: Администраторы
Сообщений: 5248
Добавлено: 19-01-2009 18:13
На германском автомобиле Просто Радимич почтил Петербург своим визитом, вот мы собрались и поехали спросить Семёныча, а чего й то он запропал? Спросили, выяснилось Семёныч жив-здоров, безвременно ушел из сети провайдер, туда ему и дорога такому провайдеру А что касаемо Чернигова - это дело обязательное, вопрос только когда... И родню заодно проведаем Штурман проверен на прочность - результат 5 баллов!

Ты зубы то не скаль. Баллы вобычно ставятся по утру, ибо оно вечера все же мудренее.
Rmd предлагает свою упряжку опробывать к концу недели.


Участники
Группа: Участники
Сообщений: 2081
Добавлено: 19-01-2009 20:33
До конца недели еще дожить треба, пока работа валит валом Что касается сибирских выходцев с Шептаков, то из того что успел прочесть, заметно: 1. Как и Кубанское войско не желают признавать себя украинцами, насколько я понял, им ближе самоназвание "русский", видимо по той же причине, родовая память о том, что Северская земля - Земля Русская Напутали в веках с "русскими", видать это на руку княжеству Московскому было. Говорят на форуме о "Шептаковской волости" а о Шептаковской сотне ни слова. А у меня жена родом с Костобобра (Костобоброва по нынешнему) 2. Как и все выходцы во втором и позднейших поколениях - уже мало знают об истории и обычаях, то что рассказывали деды обросло легендами. Если Разумовский переселял Шептаковскую волость, то ведь скорее всего переселенцы - посполитые и расказаченные, казаки, хоть и сословные или "однодворцы", к тому времени и налогом обложенные - люди вольные и на их переселение нужен был бы вроде как особый указ. Надо бы поискать в документах... Но в Шептаки обязательно следует съездить коли не были - места знатные. А с Шептаков выезжайте не обратным ходом - а через Буду Воробьевскую на Гремяч, и выехав на пограничную дорогу поверните направо обратно к Новгороду, дорога там плоховата - но на лес посмотрите. Это зрелище - когда кругом ВЕСЬ лес березовый!

Участники
Группа: Администраторы
Сообщений: 5248
Добавлено: 19-01-2009 23:55
А знаете ли вы, что есть

Стародубское , село о. Сахалин. Долинский район.


Участники
Группа: Участники
Сообщений: 316
Добавлено: 20-01-2009 15:53

Мужики! Запрошую в Чернігів, обіцяю екскурсію і по місту, і по області. Але дуже прошу приїздіть тижня через 3. Бо 1) я зара хворію 2) Хлчу Вас побачити 3) Хочу побути в Шептаках

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 316
Добавлено: 20-01-2009 16:06

До речі наш регіон славетний ще одним унікальним звичаєм - похорони стріли. Воно зафіксовано тільки менш чим в 100 сіл на Поліссі (Україна, Росія, Білорусь). + два в Бессарабії +1 на Маріупольщині (переселенці). Обряд має свої корні ще у дославянській спільноті.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 316
Добавлено: 20-01-2009 17:44

А можна я оповідки з кгиги "Не гавкай", що виклав Pan до себе в газету поставлю? Під рубрикою "Гумор братів-сіверян з того боку кордону."?
Є до речі прохання, а викладіть саме оповідання "Не гавкай!"

Участники
Группа: Администраторы
Сообщений: 5248
Добавлено: 20-01-2009 17:48

А можна я оповідки з кгиги "Не гавкай", що виклав Pan до себе в газету поставлю? Під рубрикою "Гумор братів-сіверян з того боку кордону."?
Є до речі прохання, а викладіть саме оповідання "Не гавкай!"

Это Rmd выкладовал. Я думаю, что он будет непротив. А в случае хорошего настроения, может быть, еще что-нибудь подкинет.

Участники
Группа: Администраторы
Сообщений: 5248
Добавлено: 20-01-2009 17:54
А знаете ли вы, что есть

Стародубское , село о. Сахалин. Долинский район.

Кстати, учора мне што-та вспомнилось, што иде-та пад Стародубом ё якобы лесны массив зовущися Сахалином. Можа ета имне прибачилось, можа сколькита годов назад вычапив я байку аб етом у Инете. Учора шукав и ни нашов.


Участники
Группа: Участники
Сообщений: 2081
Добавлено: 20-01-2009 21:37
Долинский район... А райцентр как зовется? Дело в том что мой сосед родом с Васильевки Долинского района, что под Кировоградом. Там райцентр - Долинская. Что до массива Сахалин под Унечей - не слышал. А вот те самые знаменитые Ляличи и Сураж - Сураж ведь был поначалу селением Сурожичи. А Судак в Крыму - древний Сурож, да и море Средиземное - Сурожское, как Черное море - море Русское. Те Сурожичи ушли в Закарпатье, а наши откуда? Не с того ли Сурожа, что Судак - и причина вроде есть, почему уходить надо было... Вот где еще не разобрались, а Сахалин - получается остров наполовину Стародубский, о как! Долинский район уж точно

Участники
Группа: Администраторы
Сообщений: 5248
Добавлено: 20-01-2009 21:52
Долинский район... А райцентр как зовется? Дело в том что мой сосед родом с Васильевки Долинского района, что под Кировоградом. Там райцентр - Долинская. Что до массива Сахалин под Унечей - не слышал. А вот те самые знаменитые Ляличи и Сураж - Сураж ведь был поначалу селением Сурожичи. А Судак в Крыму - древний Сураж, да и море Средиземное - Сурожское, как Черное море - море Русское. Те Сурожичи ушли в Закарпатье, а наши откуда? Не с того ли Сурожа, что Судак - и причина вроде есть, почему уходить надо было... Вот где еще не разобрались, а Сахалин - получается остров наполовину Стародубский, о как! Долинский район уж точно

Райцентр именуется Долинском.
А на Дальнем Востоке в Амурской области есть город Свободный. Так вот один из районов этого города именуется Суражовкой. Раньше это была деревня, которую образовали переселенцы из Суражского уезда Черниговской губернии.
Не знаю насколько Сахалин стародубский, но фамилий здесь с обоих берегов Днепра хватает.
Кстати, как ты оцениваешь приглашение Сiверянина?

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 2081
Добавлено: 20-01-2009 22:05
Предложение хорошее, да вот видать принять его предложение придется Вам с Рмд вдвоем. Поскольку когда работа работается - день год кормит А она, зараза, работается, и никак останавливаться не желает. Вам на троих достанет Чернигова, ну а коли в Шептаки Ciверянину интересно, это я его свезу, когда мать на летний сезон вывозить с Брянска стану, она желает в марте, и никак ее не переубедить - что в марте холодно еще. Не могу, говорит, в Брянске дышать, воздух не тот, люди не те, всё не то - и точка! А вообще чем черт не шутит... Давай доживем до конца недели. Но не через три недели точно, либо с Вами, либо весной.
До речі наш регіон славетний ще одним унікальним звичаєм - похорони стріли. Воно зафіксовано тільки менш чим в 100 сіл на Поліссі (Україна, Росія, Білорусь). + два в Бессарабії +1 на Маріупольщині (переселенці). Обряд має свої корні ще у дославянській спільноті.
Вот про этот обряд не слышал, а если слышал, то видать под другим может названием, нельзя ли поподробнее, в чем он заключается?

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 2081
Добавлено: 20-01-2009 22:16
Как то нашел в сети сайт Университета в Сибири, где в 1995 году люди проехали по району и собрали песни. Так вот переселенцы с Сурожского района Черниговской губернии поют "По горам Карпатским...", дед поет, да так выводит - куда там Скунцеву с ансаблем... Жалко ссылку посеял на другом компе, никак не найду. Найду - выложу, я послушал с удовольствием, интересно как деды пели.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 2081
Добавлено: 20-01-2009 22:22
А насчет юмора братьев-северян с другой стороны границы - так то еще надо разобраться, кто тот Гришин - северо ли? Но про Иван Иваныча расчудесно отписал, и судя по стихам - вроде наш. Что ни северский хлопец - так обязательно поэт, через одного

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 316
Добавлено: 23-01-2009 19:10
Похорони стірили - Давньослов’янський язичницький звичай, що розповсюджений у певних регіонах України, Білорусі та Росії. У різних місцевостях існують різні його варіації, але головний сенс обряду залишається однаковим: убезпечити селище, людей, худобу, споруди та лани від гніву Перуна, що кидає на Землю свої громові стріли - „Біду-стрілу у поле відведу”.

Невипадково цей ритуал завше проводять на початку періоду бурхливих весняних гроз. Традиція розуміє необхідність грозових дощів для оновлення Природи після Зими – але водночас прагне убезпечити людей та їхні статки від перунового гніву.

Багато дослідників вважають, що Поховання Стріли є середнім з трьох значних „громових свят” річного циклу. Перше – це Громовиця на початку лютого, а третє - Перунів День на початку серпня.

Народне ритуальне замовляння:

Як пущу стрілу
По всьому селу
Полетить стріла
Та уздовж села
Та не вб’є стріла
Нікого з села
Полетить стріла
До Перуна-бога
http://sparrow-hawk.livejournal.com/993770.html?thread=9068266

Відносно Сурожа це живе підтвердження, того, що ми нащадки сіверян. Це племя жило в степрах сучасної України, пізніш під натиком кочівників нас витчнили на півнчі, частина залишилась в Криму (Тьмутаракань, яка належала Чернігівському князівству), а дехто із цього племені помандрував на південь, зокрема й дотепер у Болгарії є район Северія.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 2081
Добавлено: 24-01-2009 12:24
Надо матушку спрашивать. А суть обряда изначальная наверно не в том, это уже легеды больше, или кто так объяснил позже. В походы ходили (посмотри даты коли интересно) когда полевых работ не было (ну если конечно кто в гости не пожаловал незванным). Или до сева, или после жатвы. Так вот в мае как раз время стрелу, копье (или топор) закопать , пора землю засеять. Ну а по ходу дела и от грозы поберечься, одно другому не помешает

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 2081
Добавлено: 24-01-2009 12:34
Вот и я считаю что Сураж - это отголоски того самого Сурожа и сурожичей. Свои названия всегда за собой носили. Если взять карту Ладожского канала вокруг Ладоги - есть там наши названия. Если помотреть около Псковских Печор - есть и там Почап

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 316
Добавлено: 31-01-2009 13:58
Друг працюэ в архывы розкопав:
В отписке 1621 года трубчевского наместника князя Ю.Н. Трубецкого Богдана Красковского воеводе города Севск с жалобами на "обиды" от русских людей (РГАДА, столбцы Севского стола 371-377) есть интересное упоминание о севрюках. Дескать, с сел и деревень Ивановское, Клинское, Любошево, Тросна, Лугань приходят комарицкие крестьяне (названные именно севрюками) и начинают своевольничать: бить зверя, гнать бобра и ловить рыбу в трубчевских вотчинах. Что интересно - почти все эти сёла сейчас находятся на территории Локотьского района Брянской области (южнее самого Локтя), где в 1941 году и была создана антисоветская партизанская Локотьская республика. Ранее эти земли входили в состав всё той же Комарицкой волости, а комаричане постоянно отличались бунташным нравом - вспомнить хотя бы восстание Емельяна Чернодыра в царствование Павла I.
http://dankovkazak.livejournal.com/375947.html

Участники
Группа: Администраторы
Сообщений: 5248
Добавлено: 31-01-2009 14:12
Вот и я считаю что Сураж - это отголоски того самого Сурожа и сурожичей. Свои названия всегда за собой носили.

Сураж — город (с 1781) в России, административный центр Суражского района Брянской области.

Город был основан в начале XVIIв. как деревня Суражичи. С 1781 г. - уездный город Новгородско-Северского наместничества, позднее вошел в состав Черниговской губернии.

Однако сомнительно, что этот г. Сураж имеет какое-то хоть косвенное отношение и к Сурожу, и Сурожкому морю и всему, что с этими названиями связано.

Судак (СУРОЖ)

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 316
Добавлено: 01-02-2009 12:38
Складна річ пограниччя, а ще складніша річ коли місцеве населення - сіверяни, севрюки, поліщуки тільки останнє століття почали ототожнювати себе з певною нацією - росіянами, українцями, білорусами. Чернігівський психолог Василь Голован, всерйоз говорить про існування на території Сіверщини 4-х державних усвідомлень - російського, звичайно ж українського, білоруського та СІВЕРСЬКОГО.
"Із села Займища Щорського району вийшли двоє видатних людей – Василь Полевик і Іван Євсєєнко. Один став дослідником українського народного мелосу, другий –російським письменником, що одним зі своїх головних творів має „Большую пьянку”. Один кохався в українській музиці, другий пише книги, присвячені „великому русскому народу”. Пограниччя..."
В. Чепурний, Читацький щоденник

Страницы: << Prev 1 2 3 4 5  ...... 28 29 30 31 Next>> ответить новая тема
Раздел: 
Земля наших предков (Полесье в междуречье Десны и Сожа) / Земля наших предков. Часть I. Стародубщина / Стародубщина: история и традиции

KXK.RU