Лыщичи

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:  

Раздел: 
Земля наших предков (Полесье в междуречье Десны и Сожа) / Земля наших предков. Часть II. Населенные пункты / Лыщичи

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 Next>> ответить новая тема

Автор Сообщение

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 1186
Добавлено: 10-09-2011 21:10
Село Лыщичи расположено в юго-западной части Унечского района вблизи автомагистрали Брянск - Гомель на берегу речки с громким названием Днепровка, впадающей в нескольких километрах от села в реку Унечу, которая в свою очередь несёт свои воды в Ипуть - приток Сожа - одной из главных водных артерий могучего Днепра. Ближайшие от Лыщич населённые пункты: Брянкустичи, Павличи, Замаранье, Робчик, Лавы, Куровщина, Снежинка. До районного центра, города Унечи, от Лыщич по прямой около 11 километров. Географические координаты села: 52,7390 СШ, 32,5660 ВД.
Ниже приведён список фамилий жителей села в различных вариантах написания:
Авдеенок
Акинша/Акиншин
Аладочка/Аладченок
Ахонка/Ахоньков
Баглай/Боглай/Боглаев
Бакуревич
Банник/Банченок
Белогуров
Бобр/Бобров
Боярка/Боярко
Бугаев*
Буска/Буська/Буско*
Быконин/Быконя
Вара/Вора
Ващенок
Вербицкий*
Весёлка
Виницкий
Винниченок
Воронин/Воронов/Ворона*
Гасенченок/Гасенченко
Гнездов
Головенченок/Головенченко
Горбачёв
Гордеенок/Гордеенко
Готовец/Готовцов*
Гречихин/Гречиха/Гречихо
Гришей/Гришеев
Грозинский
Далейка
Данилченок/Данилченко*
Дащенок/Дащенко
Душинский
Дюба/Дюбин*
Жадков
Журавок/Жоровок/Жоров
Жучок/Жуков
Задков
Зайковский*
Заец/Заяц
Захлевный
Зуев
Зык
Иващенок
Какорин
Камышов
Карась/Карасёв
Кашарный
Кисленок*
Кладенок*
Клыга/Клыгин
Кобзаров/Кобзарь
Коваль/Ковалёв
Кожемяков/Кожемяка
Козлов
Кондратишков*
Каньков/Коньков/Згура
Корольский
Кастеченок/Костюченок
Кузимщенок*
Лантух*
Ларионов
Лисица*
Литвиньков/Литвенок*
Литвяк/Литвяков
Лось/Лосев
Лугиня/Лугинин
Лисенок/Лысенок
Лямец*
Марченок*
Маршалка*
Мотанов/Матанов*
Матющенок
Мельников
Меншиков/Меньшиков
Минута/Минутин
Михалдыка
Мищенок/Мишков
Моспаненок/Моспанов
Мошторенко
Муравей/Муравьёв*
Мышшаков
Авсяников/Овсяников
Околов-Кулак
Павленок
Пашкевич
Пешеходька/Пешеходкин
Пивоваров
Пиков/Пыко
Пилипушка/Пилипушко
Полозуха/Полозухин*
Прокуда/Латашев
Пуськов
Путило
Работай/Работаев*
Редка/Редька/Редькин
Репников
Руденок/Руденков
Саврасов
Садовский
Свистун/Свистунов*
Семека/Семеко
Семенчонок/Семенченко
Скоблик/Скобликов
Следнев/Лапенок
Солдатенок/Солдатов
Солодовник/Солодовников
Сесенин/Соснин
Старовойтов
Сугак/Сугаков
Сухавьёв
Сыч/Сычов
Тетеркин*
Титенок
Тищенок/Тищенко/Трещила
Товкачёв/Толкачёв
Тригубов/Тригубый
Тужик
Усов/Вусов/Андросков/Крис
Вухаров/Ухаров/Ухарев*
Ухмылка/Ухмылков
Халимоненок
Хариборка
Хацанок/Хаценок/Хаценко
Ходанов
Храленок/Хроленок
Чайка/Чайко
Чвала
Чепик
Шаванда/Шавандин*
Шавека*
Шавкун/Шавкунов
Шаматыла
Шаповалов
Шипок/Шипков
Шкраба/Шкрабо
Шпигар/Шпыгарь/Шпигарь*
Шпинек/Шпиньков*
Шулик
* отмечены семьи казаков
Село Лыщичи имеет богатую историю. Люди в этих местах селились ещё в глубокой древности. В центральной части села находится древнее городище, которое расположено на мысу правобережной террасы безымянного ручья, притока Днепровки. В 1991 году его обследовал Е.А. Шинаков. При раскопках была найдена лепная керамика юхновской культуры.
В трёх километрах от села находится и курганный могильник Рамона. Он расположен на водораздельной возвышенности и состоитиз семи курганов диаметром от 11 до 18 метров и высотой от 1,5 до 2 метров. Известен могильник с конца XIX столетия и по внешним признакам отнесён к эпохе бронзы.
О дате основания села не сохранилось архивных сведений. В книге «Историко-статистическое описание Черниговской епархии» говорится, что с. Лыщичи поселение дотатарское, «в одной грамоте 1648 г. выставляется также древним, как Ропск и Попова Гора».
Первое письменное упоминание о селе относится к 1628 году, когда «Афанасей Василиев сын Кутков – дал есми жеребей свой отцевский, ухоже бортное Уваровщину Никите Жадуну сыну Зубову… А запись сделал отец наш духовний Лищицкой поп Офонасей Иванов сын».
Со страниц сборника историко-краеведческих очерков "Тихая моя родина" известно, что "первоначально село относилось к Новоместской сотне, расположенной в бассейне Ипути, Беседи и их притоков Унечи, Туросны, Выхолки и Палужья.
Центр сотни находился в Стародубе". Здесь нужно отметить, что Лыщичи до 1764 года принадлежали Киево-Печерской лавре. Владения этого монастыря, находившиеся в Новоместской сотне, составляли три волости: Бобовицкую, Попогорскую и Лыщицкую и включали более 30 населённых пунктов. Как велики были эти волости, видно из того, что по ревизии 1782 г. в них числилось бывших монастырских крестьян обоего пола – 19947 человек.
Точно неизвестно, когда и кем даны были лавре эти волости. Известно лишь то, что в конце XVI века лавра не владела ими. А. Лазаревский в «Описании Старой Малороссии» пишет, что «основанием права на лаврские имения не всегда служили грамоты или универсалы. Случалось, что вовремя открытый крестьянам кредит одним из лаврских «городничих» давал возможность лавре завладеть целой деревней. Значит, возможность для лавры приобретения имений, помимо пожалований и пожертвований – существовала»
Считается, что упомянуты указанные волости в первый раз в грамоте 1720 г., выданной лавре после пожара 1718 г., когда «все крепости её на вотчины – погорели». При этом сказано, что грамотой царя Фёдора Алексеевича, выданной 9 мая 1680 г., определено им (лавре) владеть на сей стороне Днепра – в Стародубском полку, маетностями, «да селом Лыщичами да деревнею Павличами и Дубровною».
Однако у А. Лазаревского приводится выдержка из универсала 1711 г. архимандрита Афанасия Миславского: «… Никифор Пантелеймонов сын Шаров с товариством, расколницких слобод жителми Стародубовского полку, просячи нас, абысмо позволили им осести слободою на грунте нашом власном обители Святопечерской гулящом, прозиваемом Ардонском, в полку Стародубовском, за миль четире от маетности нашой Лищич и Павлич будучом…». То есть в 1711 году Лыщичи уже принадлежали Киево-Печерской лавре.
Лаврскими волостями управляли отдельные "городничие" из монахов, которые пользовались огромной властью. Они не только почти бесконтрольно судили и миловали лаврских подданных, но нередко самовластно распоряжались и посторонними людьми, если те, по их мнению, нарушали в чем-либо лаврские интересы.
Обиженные "городничими" люди с трудом находили защиту у самого гетмана, который хорошо знал, что у "городничих" отсутствует подобающая чину их кротость и был бессилен перед ними. Но зато ревностное служение "городничих" помогало добиваться блестящих результатов в улучшении экономического положения лавры, которая быстро обогащалась. На землях лавры люди селились охотно, зная, что "городничие" всегда сумеют защитить их от общенародных повинностей. Кроме того, эти места привлекали своими просторами. Те времена остались в народе доброй памятью: "В старые года, когда мы были под монастырем, у нас была вольница или займанщина: тогда каждый волен был занимать земли столько, сколько ему было нужно. Расчисти - и твое". Так говорили крестьяне бывших лаврских имений в Суражском уезде.
С 1720 по 1724 годы Лыщичской волостью управлял городничий Моисей Якубович, отличавшийся жестоким нравом.
В 1723 году в Лыщичах было 19 дворов казаков, грунтовых (с землёй) монастырских крестьян 103 двора и 33 хаты бобылей.
По ревизии 1781 года в селе было казаков 34 двора, при них 39 хат и бездворных 9 казачьих хат; лаврских крестьян уже без грунтов - 114 дворов; бездворных 12 хат и подсоседков; Павла Скорупы два двора, две хаты.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 1186
Добавлено: 10-09-2011 21:12
26 февраля 1764 года указом Екатерины II была проведена полная секуляризация церковных земель и около 2 млн. душ монастырских крестьян передано в ведение Коллегии экономии. Бывшие монастырские крестьяне стали называться экономическими крестьянами. В процессе секуляризации они получили ту землю, на которой выполняли барщину в пользу монастырей, что улучшило их положение.
К началу XIX в. экономические крестьяне слились с общей массой государственных крестьян.
После реформ 1860-х гг. была сохранена общинная организация крестьянства с круговой порукой, запрещением покидать место жительства без временного паспорта, запрещением менять место жительства и записываться в другие сословия без увольнения от общины.
Об уровне роста населения можно судить по данным, приведённым в «Историко-статистическом описании Черниговской епархии» в 1872 г. прихожанами Рождество-Богородицкой церкви с. Лыщичи являлось 985 мужчин и 1103 женщины, в том числе казаков 240 мужчин.
Максимальное количество жителей отмечено в 1926 году – 3420 человек.
О дате постройки церкви также не сохранилось архивных сведений. Известно, что в 1628 году она уже существовала. В 1775-1781 гг. службы в ней проводил священник иерей Андрей Антониев Виницкий, в 1831 году – Максим Акимов Виницкий.
В 1812 году в селе Лыщичи была построена каменная церковь Рождества Богородицы предположительно взамен сгоревшей деревянной. Это был оригинальный крестообразный храм в стиле позднего классицизма, который в начале XX века дополнили пристройки в виде великолепной, тяжеловесной пятиярусной колокольни с двумя нижними четвериками, объединенными трапезной с массивными четвериками звона, имеющими срезанные углы, и восьмериком, увенчанным большой главой. Иконостасы были выполнены в стиле украинского барокко. Царские врата с изысканной ажурной резьбой растительного характера и овальными иконами увенчивались короной, характерным элементом декора украинского барокко. Предполагалось, что они были привезены из другого храма. К сожалению, от этой уникальной постройки остались лишь колокольня и полуразрушенные стены храма.
В Черниговском архиве хранятся чертежи проекта церкви. Как свидетельствует документ, в церкви было два престола: во имя Рождества пресвятой Богородицы и святой Великомученицы Параскевы. Церкви принадлежало 63 десятины земли. В 1807 году по просьбе местных жителей был построен деревянный дом священника, который тоже не сохранился".

Село Лыщичи известно также тем, что в 1918 году здесь произошло братание бойцов Богунского полка с немецкими солдатами. Об этом еще пятнадцать лет назад каждый советский школьник мог узнать из учебника "История СССР", изучая события времен Первой мировой войны и Гражданской войны в России.
Исторические факты гласят о том, что 15 апреля 1918 года австро-германские войска оккупировали Лыщичи, Кустичи Бряновы и Робчик. На этой линии оккупанты были остановлены.
Согласно Брестскому договору, достигнутому правительствами Советской России и кайзеровской Германии в марте 1918 года, между противоборствующими войсками была установлена демаркационная линия десятикилометровой ширины (Робчик - Лыщичи - Кустичи Бряновы до Унечи). В течение более полугода Лыщичи были заняты оккупантами.
В первой половине ноября 1918 года в Германии совершилась революция, в результате которой император Вильгельм отрекся от престола. В эти дни, 13 ноября 1918 года, и произошли те знаменательные события, связанные с братанием бойцов Богунского полка, возглавляемого Н. А. Щорсом, с немецкими солдатами на окраине Лыщич. Через три дня, немцы, заключив перемирие, оставили Лыщичи. Отсюда части Богунского полка начали свой поход за освобождение Украины. Более шестидесяти человек из Лыщич сражались в составе этого полка за Советскую власть. Среди них политкомиссар Ф. Л. Михалдыко, А. В. Овсяников, Ф. Ф. Карась, П. Д. Ухарев, Х. В. Ващенко и многие другие.
В 1978 году в Лыщичах был заложен памятный камень в честь 60-летия со дня братания. Сюда доставили метровый гранитный куб от ближайшего железнодорожного моста, разрушенного во время Второй мировой войны, с целью последующей установки будущего памятника.
Попытка сооружения памятника братанию была предпринята еще раз в 1980 году. По этому поводу несколько раз собиралась комиссия, созданная специально для решения этого вопроса. Комиссию возглавлял первый секретарь Унечского райкома партии В. С. Синенко. Был даже объявлен конкурс по изготовления проекта памятника, и рассматривался макет брянского скульптора Копия. В тот раз предлагаемый проект был комиссией отклонен, а в дальнейшем, или по причине смены руководства района, или из-за нехватки денег, вопрос о сооружении памятника в Лыщичах больше не поднимался.

Второй раз Лыщичи подверглись немецкой оккупации в годы Великой Отечественной войны. Село было занято гитлеровцами во второй половине августа 1941 года, а освобождено советскими войсками в конце сентября 1943 года. В оперативной сводке Совиформбюро за 24 сентября 2004 года сообщалось: "На гомельском направлении наши войска продолжали развивать наступление и, продвинувшись на отдельных участках от 10 до 20 километров, заняли свыше 160 населенных пунктов, среди которых районный центр Орловской области Климово, районные центры Черниговской области Городня и Тупичев, крупные населенные пункты Дегтяревка, Нивное, Ляличи, Глуховка, Лыщичи, Павличи, Халеевичы, Душкино, Медведово, Нижное, Нурозново, Сытая Буда, Старый и Новый Ропск, Гетмановская Буда, Куршановичи, Вишневка, Могунище, Хреновка". 204 жителя Лыщичского сельского совета не вернулись с фронтов Великой Отечественной войны. Об этом свидетельствуют надписи, высеченные на мраморных мемориальных плитах памятника, установленного в Лыщичах в окружении русских берез.

К знаменательному историческому событию можно отнести и тот факт, что в сентябре 2003 года во время празднования 60-десятилетия со дня освобождения Унечи от немецко-фашистских захватчиков Лыщичи неофициально посетил бывший Министр обороны Российской Федерации генерал армии П. С. Грачев. Вот что об этом писала газета "Брянский рабочий" от 8 октября 2003 года:
"Собрались унечцы 23 сентября отметить День освобождения района от немецко-фашистских захватчиков, вышли массово на улицы, глядь а там вышагивает какой-то генерал в лампасах, да не просто генерал, а генерал армии, очень похожий на известного министра обороны прошлых лет Павла Сергеевича Грачева. Ну, думают, чудеса маски-шоу. Привыкли же к разным праздничным номерам художественной самодеятельности. Но при ближайшем рассмотрении выяснилось: Грачев настоящий. Тот самый Пашка-Мерседес. При орденах и медалях и при адъютанте с аксельбантами. Помнят унечцы, читали в газетах, как этот бывший генерал-десантник однажды бывшего же другого генерала-десантника - Лебедя - отделал в личном единоборстве, насторожились: зачем это он в тихую, солнечную Унечу залетел? Не иначе кого-нибудь скручивать. Однако визит носил мирный характер, личный. Друг у него из местных. Процветающий в столице бизнесмен Николай Николаевич Тищенко сдружился там с бывшим военным министром, а теперь скромным советником генерального директора "Рособоронэкспорта" Павлом Сергеевичем Грачевым и пригласил его сюда, на свою малую родину - в село Лыщичи.
Генерал выступил на площади при стечении большого количества сдержанно выслушавшего его населения, поздравил город с освобождением, посадил дерево на аллее Славы, принял активное участие в застолье и отбыл в Лыщичи для продолжения. Вот такая история..."
Говоря о героическом прошлом села хочется упомянуть об одном малоизвестном факте: летом 1708 года Стародубщина «готовилась» к встрече с ещё одним неприятелем – шведскими войсками Карла XII. Стародубские казаки соединились с казаками Черниговского, Миргородского, Прилуцкого, Лубенского и двух компанейских полков под командованием стародубского полковника И.И. Скоропадского. Нам ничего не известно о каких-нибудь боях казаков со шведами вне пределов Стародубского полка. Однако о двух боях – 29 сентября у с. Найтоповичи и 9 октября – при урочище Лыщичи – существует несколько свидетельств. Вот как о последнем бое пишет участник тех событий стародубский казак Тимофей Силевич: «…повторне знатную баталию учинили и шведов более 300 положили, а после же с оним же генералом Инфлентом ни мало через сколько дней и недель, ходячи денно и нощно, подъездами шведов били…»

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 1186
Добавлено: 10-09-2011 21:14
Лыщичи - одно из самых больших сел Унечского района. В 1925 году население села составляло более 3000 человек. Не случайно село многие годы своего существования являлось волостным центром, а затем в годы Советской власти - административным центром Лыщичского сельского совета, которым является и в настоящее время. Кроме Лыщич в состав Лыщичского сельсовета входит село Лавы. Как административный центр сельского совета Лыщичи имеют здание администрации сельского совета, свою девятилетнюю школу, магазин, почтовое отделение связи, АТС, Дом культуры, медицинский пункт. Несколько лет назад здесь еще располагалась центральная усадьба крупного колхоза "Свободный путь", пришедшего в последнее десятилетие ХХ века в упадок.
Из истории колхозного движения в Лыщичах известно, что в довоенные и послевоенные годы до укрупнения местный колхоз носил имя С. М. Буденного. Все его коллективное хозяйство начиналось с пяти лошадей и четырех плугов. Известно так же, что в 1936 году среди выпускников курсов трактористов, которые преподавались в Унече, были и две девушки из Лыщич: М. Слепцова и М. Сычева. В разные годы председателями колхоза "Свободный путь" были Иван Яковлевич Драчена, Василий Петрович Тищенко, Владимир Степанович Присеко, впоследствии неоднократно избиравшийся председателем Унечского районного Совета народных депутатов, главным агрономом колхоза работал Сергей Николаевич Савинов, а агрономом - Лидия Нестеровна Щербакова.
Уроженец Лыщич, в настоящее время житель Москвы, Николай Шкрабо рассказывает о своем родном селе следующее:
"Вспоминая раннее детство, могу сказать, что в Лыщичах был свой кирпичный завод, но он не относился к колхозу, контора находилась в Унече. Мой отец, Шкрабо Валентин Селивестрович, одно время управлял им. Рабочие в основном были местные жители. Большие залежи глины между сёлами Лыщичи и Брянкустичи позволяли заводу делать хорошие показатели. За кирпичом приезжала вся округа. Но завод не долго продержался, оборудование износилось, а на закупку нового денег не выделялось. Мне трудно припомнить, сколько лет работал завод, но факт в том, что кирпич был отменный.
Ещё вспоминается председатель колхоза Свободный путь Присеко отчество Степанович, а как по имени не помню, все называли его Степаныч.Это очень хорошие времена были для села и сельчан. Держал колхоз в надёжных руках. И сейчас его вспоминают добрыми словами. До сих пор стоят мосты, построенные при его власти. Особенно вспоминают его жители д. Лавы. Мост через реку Унеча стоит как памятник. Переправа была в брод, а как небольшой природный катаклизм, то невозможно было туда попасть, отрезаны от всего мира.
Была огромная молочно- товарная ферма (МТФ), и ещё свиноферма, где разводили свиней, как сейчас помню, располагалась она на берегу озера, пацанами когда ходили купаться убегали от хряков. Выращивали хмель. Большой участок был отведён для этого не понятного для нас в то время растения. Как наступало первое сентября, вся школа почему-то ходила собирать хмель. Голова кружилась и болела после таких работ.
В сторону Робчика открыли большие залежи строительного песка. Как не приеду в гости к маме, постоянно там работает техника, прошлый год они возили куда-то на строительство то ли дамбы, то ли моста через Жечу".

В разные годы уровень и конкретное содержание образования складывались по-разному. Простейшие школы при церквах обычно находились в избах дъячков и псаломщиков. Служители церкви, получавшие незначительное подаяние от прихожан, вынуждены были обучать детей за плату. Учёба в таких школах начиналась с 1 декабря – Дня Пророка Наума и растягивалась на несколько лет. Дети сначала изучали букварь-книжку, затем приступали к часослову – усвоению молитв и песнопения. Далее изучались псалтырь – книга псалмов, письмо и счёт.
Светские, то есть не церковные учебные заведения, начали организованно открываться после принятия Устава от 5 августа 1786 года. Известно, что в 1896-97 учебном году в Стародубском уезде было 38 земских школ, среди них – в с. Лыщичи. В 1880-х годах учителями были Иван Кондратович Болдовский и Алексей Михайлович Любарский (1869-28.06.1900) (умер от чахотки).
Наряду с земскими школами действовали и церковноприходские школы, которые открывались повсеместно в соответствии с положением, утверждённым императором 11 июня 1884 года. Содержались они в основном на средства прихожан, некоторую помощь им оказывали земства, сельские общества и частные лица.
Официально началом учебного года считалось 1 сентября, а его окончанием – 1 мая. 18 декабря 1890 года журнал епархиального совета отмечал: в школах Стародубского уезда занятия оканчиваются очень рано – в половине марта, дети неаккуратно посещают школу.
Положение изменилось после октября 1917 года. Строительство нового общества сопровождалось изменениями в экономической и социальной жизни страны. В 20-е - 30-е годы прошлого столетия в стране шла напряженная борьба с неграмотностью. При клубе села Лыщичи в 1923 году была открыта изба-читальня, заведовал которой В. Г. Гречихо. В 1930 году эта изба-читальня была преобразована в библиотеку. О том, насколько эффективно работала Лыщичская библиотека в послевфоенный период, красноречиво говорит тот факт, что в 60-е годы по итогам Всесоюзного общественного смотра библиотек, посвященного 50-летию Советской власти, библиотека была удостоена в числе девяти сельских библиотек Унечского района звания "Библиотека отличной работы". Вот что об этом говорится в книге многолетнего редактора газеты "Ленинское знамя" А. Т. Бовтунова "Унеча - город Брянщины": "Бывая в хозяйствах района, я обязательно посещал библиотеку. Особенно мне нравилась работа Прасковьи Афанасьевны Горбачевой, заведующей Лыщичской библиотекой. Все публикации по истории родного края она может предложить читателям в аккуратно оформленной папочке. Фотографии участников Гражданской и Отечественной войн на хорошо оформленном стенде. Порадовался, когда узнал, что Лыщичской библиотеке присуждено звание "Библиотека отличной работы".

Первые лечебные учреждения в пределах территории современного Унечского района были основаны земствами во второй половине XIX века и только в волостных центрах. Одним из таких центров были в то время и Лыщичи, где население получало элементарную медицинскую помощь в медицинском пункте. Спустя многие годы, в 1939 году, этот медицинский пункт был преобразован в сельскую больницу, в которой население близлежащих сел получало уже более квалифицированную помощь и имело возможность не только амбулаторного, но и стационарного лечения.

Как видно из всего вышесказанного, на протяжении нескольких столетий село Лыщичи играло достаточно значительную роль в своем крае, как один из наиболее развитых в экономическом и социальном плане населенных пунктов.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 60
Добавлено: 11-09-2011 19:55

В 1978 году в Лыщичах был заложен памятный камень в честь 60-летия со дня братания. Сюда доставили метровый гранитный куб от ближайшего железнодорожного моста, разрушенного во время Второй мировой войны, с целью последующей установки будущего памятника.
Попытка сооружения памятника братанию была предпринята еще раз в 1980 году. По этому поводу несколько раз собиралась комиссия, созданная специально для решения этого вопроса. Комиссию возглавлял первый секретарь Унечского райкома партии В. С. Синенко. Был даже объявлен конкурс по изготовления проекта памятника, и рассматривался макет брянского скульптора Копия. В тот раз предлагаемый проект был комиссией отклонен, а в дальнейшем, или по причине смены руководства района, или из-за нехватки денег, вопрос о сооружении памятника в Лыщичах больше не поднимался.


А как мне кажется, "вопрос больше не подымался" и памятник так и не был установлен совсем по другим причинам - уж больно неприятные ассоциации он навевал:

"Утром 13 ноября Богунский полк в полном боевом составе с музыкой и красными знаменами вместе с немецкими делегатами вступил в село Лыщичи, которое занимали немцы. На лугу, между Куровщиной и Лыщичами, произошло братание богунцев с вышедшими навстречу немецкими солдатами, а потом в Лыщичах состоялся митинг, на котором выступили представители немецких солдат. Они обещали арестовать своих офицеров и начать переброс частей с украинской земли.

Митинг закончился церемониальным маршем, где в одной колонне маршировали бойцы Богунского полка и немецкие солдаты".

Через 20 лет, как мы знаем, будет нечто похожее, о чём Советской власти долго потом будет неприятно вспоминать...

Кроме того, тут возникает и некоторая трудноразрешимая дилемма:

Братание с немцами гетмана Скоропадского - это плохо.
Братание с немцами Щорса и стоявшего за ним Ленина (см. приветственные телеграммы последнего) - это хорошо.

Так что дело с памятником замяли небезосновательно.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 1186
Добавлено: 11-09-2011 20:40
Ещё немного о жителях с. Лыщичи:
Басин
Белин
Мееров
по понятным причинам представители этих родов в метрических книгах не упоминаются.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 60
Добавлено: 11-09-2011 20:51
Ещё немного о жителях с. Лыщичи:
Басин
Белин
Мееров
по понятным причинам представители этих родов в метрических книгах не упоминаются.


Лица иудейского вероисповедания?
А каким образом фиксировались данные по ним - записи о рождении и смерти, об уплате налогов и тому подобное?

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 1186
Добавлено: 11-09-2011 22:40
Записи метрического характера вероятно находятся в каких-нибудь книгах ближайшей синагоги.
Кстати, а где была синагога? Может быть в Клинцах или Стародубе?

Участники
Группа: Администраторы
Сообщений: 5249
Добавлено: 12-09-2011 02:55
Записи метрического характера вероятно находятся в каких-нибудь книгах ближайшей синагоги.
Кстати, а где была синагога? Может быть в Клинцах или Стародубе?

Клинцовские храмы
В Клинцах было несколько синагог. Одна из них, главная, на улице Петропавловской (ул. Кюстендильская) рядом с улицей Лысовкой (ул. Советской). В здании этой синагоги в 1930-х годах был открыт клуб швейной фабрики Дер-Эмес (Правда). Фабрика считалась еврейской потому, что все управление фабрикой и даже некоторые швеи были евреи. Здание сохранилось до наших дней. Другая синагога помещалась в доме по улице Пустынка, напротив мужской гимназии. Теперь улица Пустынка стала частью проспекта имени Ленина, а гимназия известна клинчанам как школа № 2 имени Герцена. Здание синагоги в 1930-е годы было разобрано и на фундаменте, частично расширенном, был построен первый в Клинцах звуковой кинотеатр, носивший долгие годы название “Октябрь”.

Была синагога по улице Александрова, в каком-то частном доме, и в Барышниковом переулке, между улицами Лысовкой (ул. Советской) и Клинцовой (ул. Дзержинского). После закрытия в городе церквей и синагог эти дома стали жилыми. За пределами посада Клинцы, в деревне Забегаевка, при еврейском кладбище была еще одна синагога.


Почта-синагога:
За большим щитом под заголовком "Паспорт Стародубского района" прячется здание почты - раньше здесь была синагога.


Недалеко от Краснович в Унечском районе есть пос. Красноселье, который ранее именовался Совки. Еще в середине 19-го века отмечен этот населенный пункт как чисто еврейское поселение. Там была в то время своя школа и, наверно, должна была быть и своя синагога.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 1186
Добавлено: 12-09-2011 09:45
Данные по иудеям можно также посмотреть в ревизских сказках. Например, ГАБО, ф.542 о.2 д.116 Ревизские сказки мещан-евреев г. Стародуба

Участники
Группа: Администраторы
Сообщений: 5249
Добавлено: 22-09-2011 05:41
Центр сотни находился в Стародубе". Здесь нужно отметить, что Лыщичи до 1764 года принадлежали Киево-Печерской лавре. Владения этого монастыря, находившиеся в Новоместской сотне, составляли три волости: Бобовицкую, Попогорскую и Лыщицкую и включали более 30 населённых пунктов. Как велики были эти волости, видно из того, что по ревизии 1782 г. в них числилось бывших монастырских крестьян обоего пола – 19947 человек.
Точно неизвестно, когда и кем даны были лавре эти волости. Известно лишь то, что в конце XVI века лавра не владела ими. А. Лазаревский в «Описании Старой Малороссии» пишет, что «основанием права на лаврские имения не всегда служили грамоты или универсалы. Случалось, что вовремя открытый крестьянам кредит одним из лаврских «городничих» давал возможность лавре завладеть целой деревней. Значит, возможность для лавры приобретения имений, помимо пожалований и пожертвований – существовала»
Считается, что упомянуты указанные волости в первый раз в грамоте 1720 г., выданной лавре после пожара 1718 г., когда «все крепости её на вотчины – погорели». При этом сказано, что грамотой царя Фёдора Алексеевича, выданной 9 мая 1680 г., определено им (лавре) владеть на сей стороне Днепра – в Стародубском полку, маетностями, «да селом Лыщичами да деревнею Павличами и Дубровною».
Однако у А. Лазаревского приводится выдержка из универсала 1711 г. архимандрита Афанасия Миславского: «… Никифор Пантелеймонов сын Шаров с товариством, расколницких слобод жителми Стародубовского полку, просячи нас, абысмо позволили им осести слободою на грунте нашом власном обители Святопечерской гулящом, прозиваемом Ардонском, в полку Стародубовском, за миль четире от маетности нашой Лищич и Павлич будучом…». То есть в 1711 году Лыщичи уже принадлежали Киево-Печерской лавре.
Лаврскими волостями управляли отдельные "городничие" из монахов, которые пользовались огромной властью. Они не только почти бесконтрольно судили и миловали лаврских подданных, но нередко самовластно распоряжались и посторонними людьми, если те, по их мнению, нарушали в чем-либо лаврские интересы.
Обиженные "городничими" люди с трудом находили защиту у самого гетмана, который хорошо знал, что у "городничих" отсутствует подобающая чину их кротость и был бессилен перед ними. Но зато ревностное служение "городничих" помогало добиваться блестящих результатов в улучшении экономического положения лавры, которая быстро обогащалась. На землях лавры люди селились охотно, зная, что "городничие" всегда сумеют защитить их от общенародных повинностей. Кроме того, эти места привлекали своими просторами. Те времена остались в народе доброй памятью: "В старые года, когда мы были под монастырем, у нас была вольница или займанщина: тогда каждый волен был занимать земли столько, сколько ему было нужно. Расчисти - и твое". Так говорили крестьяне бывших лаврских имений в Суражском уезде.
С 1720 по 1724 годы Лыщичской волостью управлял городничий Моисей Якубович, отличавшийся жестоким нравом.

Ирина, персмотрел здесь выложенные Вами материалы по Лыщичам. Акцентировал свое внимание на упоминании такой административной единицы, как волость . И упоминание это уходит в глубину веков, хотя официально волостное деление, вроди бы, было введено в Российской Империи вместе с отменой крепостного права в 1861 году. Или это не так и оно существовало ранее? И чем это можно подтвердить? С какого времени появилась на карте России Лыщичская волость на самом деле?

Может быть, кто-то еще кроме Ирины ответит на этот вопрос?

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 1186
Добавлено: 23-09-2011 22:04
Волость, административно-территориальная единица в России 11—20 вв., с 15 в. часть уезда. В 13—16 вв. существовали В. на чёрных, т. е. государственных, дворцовых, боярских, монастырских, землях. В. отдавалась князем в "кормление" волостелю, в пользу которого население облагалось пошлинами и поборами.
С середины 16 в. правительство приступило к отмене системы кормлений.
В 17 в. в связи с учреждением городовых воевод В. потеряла значение самостоятельной административной единицы, однако в конце 18 в. были учреждены волостные правления, что вновь превращало В. в административно-территориальную единицу.
По реформе землевладения государственных крестьян 1837 в В. были созданы волостной сход и волостные правления, подчинявшиеся Палате государственных имуществ.
По Положению 1861 В. — единица сословного крестьянского управления, находившаяся с 1874 в ведении уездного по крестьянским делам присутствия и с 1889 перешедшая в ведение земских участковых начальников.
Это цитата из БЭС.
Точно знаю, что в Киевском архиве хранится выписка из ревизии Стародубского полка за 1764 год, выданная Киево-Печерской Лавре в 1766 году, о посполитых, раскольниках и др. в принадлежащих Лавре Лыщичской, Попогорской и Бобовицкой ВОЛОСТЯХ

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 60
Добавлено: 25-09-2011 19:45
Вот ещё:

"Изучая 300-летнюю истории Ардони, нельзя обойти вниманием левобережную часть поселка, которая до 1930-х годов носила название село Богородицкое.

Первое упоминание о селе Богородицкое встречается в переписи 1781 года как о селе Лыщицкой волости Киево-Печерской лавры. Об этом сообщил А. Лазаревский в «Описании старой Малороссии», он же привел состав Лыщицкой монастырской волости, где было перечислено шесть сел, одна деревня, две слободы, один хутор и «село Богородицкое при речке Ардёнке, поселенное монахами в первой половине XVIII в.»

Клинцы.Ру

Приблизительную территорию Лыщицкой монастырской волости см. здесь, на карте Стародубского полка:

Картография

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 1186
Добавлено: 17-11-2011 22:58
В самом начале темы помещён список фамилий жителей с. Лыщичи, составленный по документам конца 18 - начала 20 вв.
Ниже привожу подворный список фамилий из документа 1735 г.
Духовные:
1. Антоний Виннецкий - священник
2. Стефан - дьяк
3. Иван - пономарь
4. Даниил - служитель
Козаки:
5. Шпигарь
6. Печонкин
7. Полозукин
8. Мазанов
9. Мацулёв
10.Дашутин
11.Перекрест
12.Вухарь
13.Лямченок
14.Литвиненок
15.Коданов
16.Шило
17.Пиков
18.Пиков
19.Ярошенок
20.Бугай
21.Кислый
22.Шавандин
23.Степикин
24.Сапонов
25.Узлизов
26.Матанов

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 1186
Добавлено: 17-11-2011 23:02
Посполитые:
26. Самусев
27. Солдатов
28. Полозукин
29. Тишутенок
30. Раковский
31. Буштак
32. Ухмилченок
33. Карасёв
34. Рощина
35. Лысенок
37. Бобров
38. Саврасов, сосед Скобликов
39. Савостин
40. Савостин
41. Конёк
42. Следнев
43. Гнездов
44. Трухан
45. Зуев
46. Болваненок
47. Быконенок
48. Кокорин
49. Сосненок
50. Шотунов

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 1186
Добавлено: 17-11-2011 23:06
51. Плетнёв
52. Весёлченок
53. Швидченок-Секвинов
54. Картавый
55. Цетонин-Пиченок
56. Томаш
57. Плетнев
58. Мороз
59. Жук
60. Тригубов, сосед Крысенок
61. Овсяников
62. Хвесунов
63. Годунов
64. Туригин
65. Полгуй
66. Меншиченков
67. Митюрин
68. Косаринин
69. Иллющенок
70. Хвесунов
71. Коваль
72. Акинша
73. Рудой
74. Баглай
75. Михалдичка

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 1186
Добавлено: 17-11-2011 23:10
76. Костюченок
77. Клиженок
78. Усов
79. Вусов
80. Росол
81. Годунов
82. Шипов
83. Тарасов
84. Степикин
85. Хвоенок
86. Хвоенок
87. Шендриков
88. Сафонов
89. Винниченок
90. Кожемяка
91. Усов
92. Костюченок
93. Любех
94. Скобликов
95. Зуев
96. Зуев
97. Пешеходка
98. Пешеходка

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 1186
Добавлено: 17-11-2011 23:14
Бобыли:
99. Колесниченок
100.Аксёнов
101.Рожченок
102.Шатоба
103.Лисица
104.Коробченок
105.Луцков
106.Ясков
107.Кладень
108.Бортник
109.Кучма
110.Мирочник
111.Швед
112.Мирочник
113.Буштак
114.Конков
115.Гасенок
116.Глухий
117.Кицин
118.Устинов
119.Марченок
120.Воронин
121.Шолудяй
122.Воронин
123.Горкушин
Кстати, среди бобылей встречается несколько семей козаков: Кладень /Кладенок/, Марченок, Воронин

Участники
Группа: Администраторы
Сообщений: 5249
Добавлено: 18-11-2011 00:30
В самом начале темы помещён список фамилий жителей с. Лыщичи, составленный по документам конца 18 - начала 20 вв.
Ниже привожу подворный список фамилий из документа 1735 г.

В 20-м веке в Лыщичах фамилия Шулик имела достаточно широкое распостранение, а вот в приведенном списке из документа 1735 года она не встречается. Значит Шулики появились в Лыщичах несколько позже и для Лыщич они являются людьми пришлыми? Интересно, откуда они могли прийти на жительство в Лыщичи? И когда это случилось?

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 1186
Добавлено: 18-11-2011 07:55
Откуда в Лыщичи пришли Шулики пока сказать трудно, известно только, что в 1775 году они уже проживали в этом селе:
двор №79
Тарас Стефанов Шулик, 43
жена: Зеновия Стефанова, 41
дети:
- Фёдор, 21
- Емельян, 18
- Фёдор, 16
- Ксения, 13
- Татьяна, 10
Фёдора жена Дарья Яковлева, 21
сын его Самуил, 1

Участники
Группа: Администраторы
Сообщений: 5249
Добавлено: 18-11-2011 13:25
Откуда в Лыщичи пришли Шулики пока сказать трудно, известно только, что в 1775 году они уже проживали в этом селе:
двор №79
Тарас Стефанов Шулик, 43
жена: Зеновия Стефанова, 41
дети:
- Фёдор, 21
- Емельян, 18
- Фёдор, 16
- Ксения, 13
- Татьяна, 10
Фёдора жена Дарья Яковлева, 21
сын его Самуил, 1

Получается, что семья Шуликов на тот период, т.е. на 1775 год, была в Лыщичах одна в дворе №79 и является родоначальницей фамилии Шулик в Лыщичах? А можно ли каким-тообразом проследить эту ветвь в Лыщичах, начиная с этого года до 20-го века?
Интересный случай, в семье два сына с именем Федор.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 Next>> ответить новая тема
Раздел: 
Земля наших предков (Полесье в междуречье Десны и Сожа) / Земля наших предков. Часть II. Населенные пункты / Лыщичи

KXK.RU