Стародубщина: история и традиции

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:  

Раздел: 
Земля наших предков (Полесье в междуречье Десны и Сожа) / Земля наших предков. Часть I. Стародубщина / Стародубщина: история и традиции

Страницы: << Prev 1 2 3 4 5  ...... 15 16 17  ...... 28 29 30 31 Next>> ответить новая тема

Автор Сообщение

Гость
Добавлено: 05-05-2009 11:37
Кстати, статья В. Бойко, это не та ли, что он уже печатал в 1996 г. в "Сіверянському літопису" под названием "Приєднання північних повітів Чернігівщини до УНР"? Больно уж название схожее - только два слова местами поменено...

Да и автор тот же!

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 316
Добавлено: 06-05-2009 21:59
Початок травня це загальноукраїнське «свято землероба». Кожен, у кого хоч є маленька «латочка» землі копошиться мов та мураха на городі оре, копає, садить, сіє. Іноді при садінні різноманітних рослин старі люди промовляють різноманітні наговори та виконують ритуальні дії. Так на півночі Чернігово-Сіверщини розповідає Олексій Сірий з смт. Корюківка, до сих пір зберігся звичай після того, як посадили картоплю качати когось із «копачів» по землі. Тобто, по завершенню праці, всі стоять, сміються, а потім жартома починають один одного штовхати, і хто виявиться неготовим, того збивають на землю і качають.
У Чернігівському районі існував інший звичай, про нього розповідає мешканець с. Москалі Чернігівського району, збирач фолькльору Юрій Дахно.
– Раніше господині, перед тим як садити гарбузи, намагалися ні з ким не говорити, а прийшовши на город промовляли такі слова «гарбузи-братці ростіть мені до сраці».

Гость
Добавлено: 07-05-2009 12:23
Меня, я тоже помню поразило, когда я был в конце апреля на Закарпатье и в Галичине. Смотришь, дети и подростки пришли домой после школы, переодели нарядные джинсы и рубашки на рабочую одежду, и сами, без указания родителей, которые на работе, копаются у себя на огороде, что-нибудь сажают. А вечером идёшь, видишь, как взрослые после работы тоже что-нибудь ремонтируют или подкрашивают у себя во дворе. И так каждый день. А приехал к себе домой в Подмосковье, тут сплошной диссонанс - мужики тяжелее рюмки ничего поднимать не хотят, всё заброшено, заборы повалены, женщины ещё копаются кое-как, а мужчины либо шатаются пьяные либо спят где-нибудь в теньке. А сейчас так вообще распродали всё армянам, у тех теперь на колышней селянской земле автомастерские, либо сдают дома за бесценок таджикским семьям гастарбайстерским. Такие дела...

Участники
Группа: Администраторы
Сообщений: 5249
Добавлено: 07-05-2009 16:57
Меня, я тоже помню поразило, когда я был в конце апреля на Закарпатье и в Галичине. Смотришь, дети и подростки пришли домой после школы, переодели нарядные джинсы и рубашки на рабочую одежду, и сами, без указания родителей, которые на работе, копаются у себя на огороде, что-нибудь сажают. А вечером идёшь, видишь, как взрослые после работы тоже что-нибудь ремонтируют или подкрашивают у себя во дворе. И так каждый день. А приехал к себе домой в Подмосковье, тут сплошной диссонанс - мужики тяжелее рюмки ничего поднимать не хотят, всё заброшено, заборы повалены, женщины ещё копаются кое-как, а мужчины либо шатаются пьяные либо спят где-нибудь в теньке. Истинно кацапское отношение. Такое у них кредо - ждать манны небесной с неба. Подмосковье - регион населенный жителями, отличающимися особенностями национального сознания и культуры, которые прислонились поближе к благам паразитирующего большого стольного града. А сейчас так вообще распродали всё армянам, у тех теперь на колышней селянской земле автомастерские, либо сдают дома за бесценок таджикским семьям гастарбайстерским. Такие дела... Грустные, конечно, дела


Участники
Группа: Администраторы
Сообщений: 5249
Добавлено: 08-05-2009 17:45
Поздравляю всех участников и посетителей форума с одним из самых светлых дней в истории нашего Отечества и всей Земли Руской. С Днем Великой Победы!

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 316
Добавлено: 12-05-2009 21:13
Дякую!!!
Щиро?

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 316
Добавлено: 18-05-2009 23:32
Поруч з назвами «травень» і «май» у деяких регіонах України були й свої місцеві наклички –«пісенник», «місяць-громовик», «травник» тощо. Діалектичному слову «травник», що побутувало на Поліссі, передував давній звичай інших предків. Ще язичники вважали, що лише травневі лікарські рослини мають чудодійні лікувальні властивості. Їх, заготовляли, а подекуди ще й досі дотримуються цього правила, лише 10 травня за старим стилем. Зривали цілюще зело удосвіта, до схід сонця. Все доросле населення вирушало в ліс та на левади, щоби запастися ним на цілий рік.

Гость
Добавлено: 19-05-2009 13:30
Все доросле населення вирушало в ліс та на левади, щоби запастися ним на цілий рік.


А вы знаете что такое "левада"?

Гость
Добавлено: 20-05-2009 13:31
А вот мне на Стародубщине ни разу каких-нибудь упоминаний о "левадах" встречать не приходилось. "Левады" более характерны для сёл украинской Надднипрянщины, с их лесостепным и степным климатом. Поэтому мне и кажется, что для лесной Стародубщины левады как места отдыха и не могут быть характерны. Поэтому и спрашиваю. А вы мне Паниковского вместо ответа тычите...

Так всё-таки что мы обсуждаем в этой теме - Стародубщину или Одессу?

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 641
Добавлено: 23-05-2009 17:07
Семеныч, привет. Очень рад, что ты не оставил мою просьбу без внимания. Я тоже нашел карту: основной шрифт названия - Стародуб N-36-XXXIII состояние местности на 1985 г., Издание 1989 г. и синим шрифтом добавлено 14-36-33 (3,90 МБ, jpg).
У меня проблема в следующем: мне надо скомпилировать карту, куда входят регионы из нескольких смежных карт. В принципе они есть, но не совпадают по сетке и начертанию. Вот я и подыскиваю карты одного формата, чтобы их можно было совместить и вырезать необходимый мне регион.
Если у тебя карта другая, очень был бы признателен тебе за почтовую посылку.

Гость
Добавлено: 26-05-2009 12:44
Тот же лист, но другой экземпляр - без синих надпечатков
Вот отсюда
И вообще ресурс интересный


Вот только с численностью населения они переборщили, записав Стародуб и Климов в города-миллионики!

Крупные города (1-2 миллионов жителей):
Стародуб, Климово


Да и в Семёновке, судя по Википедии, всего 8,7 тыс. населения проживает против ихних 0.5-1 миллионов жителей

Так что недоработочка авторов сайта!

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 316
Добавлено: 26-05-2009 23:50
Левада - поняття характерне для мого району, це луг біля річки, часто заливний на ьерезі р. Десна і т. д. Пастольник теж луг але маленький, і часто не заливний. Цікаву інформацію знайшов, по одному словечку пвн. Чернігівщини.
Семасиологические и функциональные особенности терминов полеводства
в диалектной лексике Полесья
Е. Л. Бабичева
Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского
babichev@penza.com.ru
диалектная лексика, Полесье, земледелие, микротопонимы
Диалектная лексика северо-восточного Полесья – одного из архаичных в этнокультурном отношении регионов – отражает особенности землепользования древних славян. Исследование данного терминологического тезауруса позволяет определить место земледельческих процессов в экономической жизни общества, а также выявить тенденции изменений во времени как самих реалий, так и способов их номинации. На протяжении многих лет в лесной зоне Восточ-ной Европы господствовало подсечное, или огневое земледелие, предполагающее валку леса, сжигание и посев. Лексемы, манифестирующие семему «участок, расчищенный из-под леса», как правило, имеют прозрачную мотивацию и дифференцированно отражают процессы и этапы освоения земли: корчевье, поруб, зруб, подсека, сеча, сук, росчисть, чищоба, гарь, пал, новина и др.
Земельный участок, освобожденный от леса или кустарника, приготовленный к вспашке, в ряде районов северо-восточного Полесья обозначался термином «лядо». Данная лексема, будучи зафиксированной многократно в исследуемом регионе, имеет разветвленную семантическую структуру: 1) земельный участок (Перелюб, Прибынь, Буровка), 2) земельный участок на месте выкорчеванного леса (Охрамеевичи), 3) огороды вблизи болота (Блешня, Орликовка), 4) поляна в лесу, поросшая травой (Деревины), 5) сухая сенокосная низина возле болота (Тополевка), 6) островок на болоте, сухой сенокос (Александровка), 7) возвышение, поросшее кустарником (Сибереж). Называемые реалии соответствуют процессам при подсечном земледелии, указывая на выбор места, процесс последующей обработки.
Меньшей дифференциацией характеризуется семантика лексемы «ляда»: 1) земельный участок (Невкля, Горек, Орликовка), 2) поляна в лесу, поросшая лесом (Деревины, Залесье, Перепись), 3) вновь вспаханное поле на месте вырубленного леса (Кусин, Бучки), 4) сенокосный островок на болоте (Шептаки). И лишь в одном значении – «островок на болоте, поросший травой» – зафиксирована лексема лядце (Александровка).



Гость
Добавлено: 27-05-2009 10:36
Левада - поняття характерне для мого району, це луг біля річки, часто заливний на ьерезі р. Десна і т. д.


А вот на Киевщине и Полтавщине "левада" это немного другое. В степных районах, там где лесов мало, "левада" это общая сельская роща, разделенная на участки. Туда ходят отдыхать летом, в жаркий полдень, в тенёк от палящего солнца. У каждой семьи свой участок - там, на траве растилают покрывала, ставят еду (а иногда и выпивку), угощают себя и соседей. А если рядом ещё и пруд ("ставок") - вообще лепота! Земля на левадах иногда используется и под небольшие огороды под деревьями - чтобы закусочка (огурцы, помидорчики) всегда под рукой были!

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 316
Добавлено: 29-05-2009 21:02
У п’ятницю перед на Поліссі Трійцею на Поліссі справляють ”Дієди”

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 316
Добавлено: 29-05-2009 21:13
Листівка 19 ст. про Чернігівську губернію

Участники
Группа: Администраторы
Сообщений: 5249
Добавлено: 30-05-2009 03:40
У п’ятницю перед на Поліссі Трійцею на Поліссі справляють ”Дієди”

А мне наровица Збірник малоросійських прислів’їв та приказок

Листівка 19 ст. про Чернігівську губернію

Красива картинка. Як и сама Зямля Чарнигавская.

Гость
Добавлено: 01-06-2009 10:08
Сiверянину - а я предлагаю разместить на "Пакуль" в теме "Літературні твори на тему: Полісся" повесть Короленко "Лес шумит. Полесская легенда". Мне она очень нравится, и кажется полесский и украинский дух выражен там очень сильно.

Ознакомиться с этой повестью можно здесь:http://az.lib.ru/k/korolenko_w_g/text_0080.shtml


Участники
Группа: Участники
Сообщений: 316
Добавлено: 03-06-2009 11:20
Без питань. Пане Курусь, прошу написати мені листа на електронку. Бо я десь її втратив.

Гость
Добавлено: 03-06-2009 11:54
Без питань. Пане Курусь, прошу написати мені листа на електронку. Бо я десь її втратив.


Добре, друже! Зараз відправлю. Підтвердіть отримання.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 316
Добавлено: 20-06-2009 15:53
"Спадніца" на "Країні мрій" 12:29
На цьогорічному фестивалі "Країна мрій" (Київ) всі ба;аючі можуть послугати гурт "Михайлове Чудо" (Київ). Який представляє чернігівський мелос. Гурт автентичного співу, який розпочав свою історію влітку 2008 року, дебютувавши на фестивалі Країна мрій.

Учасники гурту глибоко вивчають та репрезентують сільську пісенну традицію Чернігівського та Ріпкінського районів, в яких за даними українських антропологів ще в ХІХ ст. проживала група українського народу, відома під назвою «будаки».

В репертуарі ансамблю календарно-обрядові, весільні та ліричні пісні, записані в численних експедиціях. Візитною карткою гурту є рідкісний чернігівський костюм: «спадніца» з нагрудником, сорочка – «малороска».
Керівник ансамблю – Данилейко Ірина.

За інформацією http://www.pakul.donas.in.ua

Страницы: << Prev 1 2 3 4 5  ...... 15 16 17  ...... 28 29 30 31 Next>> ответить новая тема
Раздел: 
Земля наших предков (Полесье в междуречье Десны и Сожа) / Земля наших предков. Часть I. Стародубщина / Стародубщина: история и традиции

KXK.RU