Феанор и Моргот (в смысле - Мелькор :) - сходство и различие

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:  

Раздел: 
Орден Хранителей Пламени: Форум / Общий Форум / Феанор и Моргот (в смысле - Мелькор :) - сходство и различие

Страницы: << Prev 1 2 3 4 5 Next>> новая тема

Автор Сообщение

Группа: Адепты Ордена
Сообщений: 180
Добавлено: 13-11-2005 17:39
Во-первых, неизвестно, в каких количествах. У телери, вроде бы, луки были. Пара залпов – и мало не покажется.
Во-вторых, разве количество должно иметь значение?
А насчет «первые начали»… Ну да, начали. Только это опять же не исчерпывающий ответ. Телери тоже, своего рода, «начали». Удержание кого-то против воли, по-моему, определяется как насилие. А насилие порождает насилие, как известно.

Группа: Адепты Ордена
Сообщений: 227
Добавлено: 13-11-2005 21:37
Не хочу быть занудой, но у телери были не боевые луки, а так... и чего там "мало не покажется" - по щитам, по доспехам? наверняка эти стрелы их даже не пробивали...

Телери тоже, своего рода, «начали».


кто? "горячие телерские парни"? позвольте усомниться...

впрочем, так можно спорить до бесконечности... но я уверена, что очень мало кто из нольдор, хоть бы и из Первого Дома, потом не раскаивались.

Группа: Адепты Ордена
Сообщений: 180
Добавлено: 15-11-2005 18:27
Рианнон, ты ни разу не зануда. Зануда здесь я.
И я могу много чего сказать по поводу Альквалондэ, у меня даже есть хороший пример, проясняющий (как мне кажется ) суть ситуации (кто только эти примеры не придумывал и какие они только не придумывались! Так что я до жути неоригинальна ), только, сорри, все это будет чуть позже. Но будет. Как только я отведу две олимпиадные недели (помолитесь за меня, плиз, пока еще можно).
А пока подкину очередную темку для разговоров.
Господа, что вы думаете по поводу мотивов Феанора, когда он не стал отдавать свои Сильмарилы Йаванне? У меня сложилось впечатление (поправьте меня, если я ошибаюсь), что принято считать, будто он не захотел умирать вместе со своими камушками. А я сейчас не могу избавиться от странной мысли, что это мнение неверно.
Что скажете?

Группа: Адепты Ордена
Сообщений: 227
Добавлено: 16-11-2005 03:09
принято считать, будто он не захотел умирать вместе со своими камушками


Скорее он боялся утратить творческий потенциал. Для него это было бы едва ли не хуже смерти.

помолитесь за меня, плиз, пока еще можно


а кому? среди Валар не было ни одного, кто бы отвечал за образование :)

Группа: Адепты Ордена
Сообщений: 140
Добавлено: 17-11-2005 16:20
Насчет того, что всякое насилие жестоко.
Маленькие дети (в силу общего для всех животных инстинкта свободы) не любят одеваться и изрядно боятся воды (память об обезьяньем родстве). Родители должны в некотором отношении насильственно приучать их к одежде и мытью лица и головы.Конечно, умные родители делают это мягко, отвлекая внимание, не причиняя неудобств (и младенцы становятся пловцами). Но все же их действия в любом случае насильственны.
А принцип ахимсы (непричинения вреда, невмешательства и прочих общечеловеческих ценностей) весьма жесток. Например, он запрещает вытещить кого-нибудь из ямы или из-под завала, чтобы не изменить свою карму изменением чужой!

Группа: Адепты Ордена
Сообщений: 112
Добавлено: 17-11-2005 20:24
Эстелин, а ведь Вы правы. Без насилия в нашей жизни не обойдешься, хотя умные люди стараются применять его пореже и в более мягкой форме.
То, что насилие есть по факту, причем оно порой необходимо, а ненасилие может оказаться жестоким - это имхо результат Искажения.
Если же говорить конкретно о жестокости Феанора (не хотела я конкретно, не хотела, видит бог! но приходится), то первое: он не простил отца, женившегося вторично. Его неприятие новой семьи Финвэ было попыткой наказать таким образом предателя-отца. Вот это и было первой жестокостью у аманских эльфов: обвинить, хоть и невербально, в предательстве. Может быть, проклятие валар «Брат будет предавать брата и сам страшиться измены» - это в каком-то смысле справедливое, кармическое, так сказать, следствие этого. Силы гнева и презрения, вызванные Феанором, ударили по нему же.
Всё это – имха, причем не твердая. Скорее, предположение.
Но то «Сильм». Опять же, в «Исходе» другая картина, там Феанор не жесток.

Группа: Адепты Ордена
Сообщений: 227
Добавлено: 18-11-2005 08:45
принцип ахимсы (непричинения вреда, невмешательства и прочих общечеловеческих ценностей) весьма жесток. Например, он запрещает вытещить кого-нибудь из ямы или из-под завала, чтобы не изменить свою карму изменением чужой!


В том-то и дело. К тому же в данном случае (с Валар) речь идет о вмешательстве в дела существ, которые ЗАВЕДОМО слабее и менее мудры. В таком случае не вмешиваться и равнодушно наблюдать - я бы сказала, неэтично.

он не простил отца, женившегося вторично


Ну, я думаю, потом все же простил (хотя Финвэ, имхо, уж мог бы и подождать с повторным устройством своей личной жизни!) По крайней мере, в Форменос Финвэ с ним уехал (бросив второе семейство, между прочим) - я думаю, не только из одного чувства вины. К тому же я помню патетическую фразу из "Сильма": "Кто из сыновей еще так любил своих отцов?!"

Группа: Адепты Ордена
Сообщений: 140
Добавлено: 18-11-2005 13:54
И еще о жестокости. В спортивных единоборствах масса ограничений. А вот в боевой рукопашке... Скажем, блокируя удар ножом сверху настоятельно рекомендуется вторую руку выбросить вперед так, чтобы пальцами ударить противника в глаза!Не все решаются делать это сразу, потому что жестоко. Но... противник-то хочет тебя реально убить! И, по армейским законам положено считать любого противника заведомо более сильным и умелым. Значит - твой первый удар должен быть и последним. Иначе: ты труп, а противник пошел убивать кого-нибудь еще.
И еще одно правило: "атака должна быть решительной и интенсивной". То есть: не трать время на обездвижку противника и тем более уговоры типа "стой, бросай оружие". Это - дело волкодавов вроде Таманцева из "Момента истины". Простой же боец имеет право быстро убить и забыть об убитом.
Моргот что, предложил посоревноваться в метании дротиков в цель или убил короля?! Бывший вала - можно ли не считать его заведомо более сильным противником? А значит: максимальная интенсивность натиска. Но все тормозят - Валар, Ольвэ. Моргот же окапывается и концентрируется...

А вообще: действительно, Феанаро - модель того, что получится при гибридизации кота с пылесосом. Христианских представлений о первичности власти и архаического сознания с его приоритетом подвига. В архаических мифах не боги являются творцами, а творцы становятся богами. И чаще всего творцы, решающие возникшие проблемы быстро. Если Змей сожрал солнце, то некогда морализировать. Героем будет тот, кто как можно скорее вспорет твари кишки. А те, кто мешает такому действию - в лучшем случае достойные насмешки охломоны.
Архаика не подразумевает ни идеальной модели мироздания, ни ее искажения. Мир таков, каков он есть. И становится иным только в результате чьих-то усилий.
В рамках архаики Феанаро упрекнуть можно во многом. Но ни в коем случае не приравнивать к грешнику христианства (нарушителю каких-то законов, установленных от начала мира).

Группа: Адепты Ордена
Сообщений: 180
Добавлено: 05-01-2006 11:46
Феанаро - модель того, что получится при гибридизации кота с пылесосом. Христианских представлений о первичности власти и архаического сознания с его приоритетом подвига.

Знаете, а, по-моему, – это не так уж плохо. Во всяком случае, изрядная доля обаяния этого героя заключается (для меня, во всяком случае) именно в его противоречивости. Точнее, в том, что его действия все время получают неоднозначную оценку. Это цепляет, знаете ли, и гораздо больше, чем если бы он был прав от начала и до конца. Кроме того, и Сильму это придает характер далеко не сказочный, а именно жизненный.
Если же говорить конкретно о жестокости Феанора, то первое: он не простил отца, женившегося вторично. Его неприятие новой семьи Финвэ было попыткой наказать таким образом предателя-отца.
Всё это – имха, причем не твердая. Скорее, предположение.

Астале, прости, я не вижу в тексте Сильма оснований для таких предположений. То есть совершенно никаких (может быть, оно и к лучшему ) Зато я припоминаю концепцию Альвдис, и то, как ЕЕ Феанор строит отношения с отцом. Я, конечно, могу сильно ошибиться, но мне кажется – эти предположения растут оттуда. А Феанор у Альвдис, конечно, очень «феанористый», очень цельный и логичный, но, как и у любого автора, в ее трактовке много личного вИдения. В этом вопросе я ее вИдение не разделяю.


А теперь позвольте вернуться к тому вопросу, который я задавала народу: почему Феанор не отдал Сильмарилы? У меня есть идея (очень не бесспорная, как всегда ), но, быть может, кто-то раньше выскажется?

Группа: Адепты Ордена
Сообщений: 112
Добавлено: 06-01-2006 02:13
Астале, прости, я не вижу в тексте Сильма оснований для таких предположений. То есть совершенно никаких (может быть, оно и к лучшему) Зато я припоминаю концепцию Альвдис, и то, как ЕЕ Феанор строит отношения с отцом. Я, конечно, могу сильно ошибиться, но мне кажется – эти предположения растут оттуда. А Феанор у Альвдис, конечно, очень «феанористый», очень цельный и логичный, но, как и у любого автора, в ее трактовке много личного вИдения. В этом вопросе я ее вИдение не разделяю.

Нариэль, прости, но я такие основания все-таки вижу В Сильме есть вот что:
«Женитьба отца не обрадовала Феанора; и мало любви питал он к Индис и к Финголфину и Финарфину, ее сыновьям. Он жил отдельно от них, исследуя земли Амана или занимаясь науками и ремеслами. В тех несчастьях, которые произошли после, многие усматривали плоды разлада в доме Финвэ».
Тут выражения неоднозначные, увы. «Многие усматривали» - а вдруг они ошибались? Или вот: «мало любви» можно воспринимать буквально, а можно как эвфемизм для обозначения далеких от любви чувств. Но в любом случае неприятие новой семьи Финвэ здесь видно и, думаю, в доказательствах не нуждается. Тогда возникает вопрос: в чем причина такого отношения? Я это объяснила «попыткой наказать таким образом предателя-отца». У тебя есть иное объяснение? Какое?
Что касается Феанора Альвдис, то там совсем другое... Но это уже отдельный разговор.

Группа: Модераторы
Сообщений: 189
Добавлено: 06-01-2006 16:30
Ну, знаете При чём тут отомстить? Ведь сказано в Сильме, что он отца любил больше всего на свете, даже больше Сильмариллов! Для меня жестокость с Феанаро никак не вяжется. Твёрдость - другое дело! (Я имею в видк дальнейшие события, как то Альквалондэ и Лосгар). Он поступал так, как было необходимо, чтобы добиться цели, даже если это было для него очень тяжело (он же не изверг какой-нибудь, а эльф, и к тому же Художник с большой буквы). Это доблесть, а не жестокость!!!
А что до неприятия детей Индис, я думаю, это было бессознательно. Согласитесь, любому было бы неприятно. Он не наказать отца хотел, а наоборот ревновал, потому что очень его любил. У него же ещё и матери не было! В нашем миру это и то имеет огромный вес, а в Амане, где эльфы не привыкли к лишениям, это должно было быть вообще жуткой раной. Феанаро ещё очень успешно с этим боролся, он же помирился потом с Нолофинвэ.

Группа: Адепты Ордена
Сообщений: 112
Добавлено: 06-01-2006 19:04
А что до неприятия детей Индис, я думаю, это было бессознательно. Согласитесь, любому было бы неприятно. Он не наказать отца хотел, а наоборот ревновал, потому что очень его любил.

Насчет того, что любому было бы неприятно – вот не могу согласиться! Финвэ же не вражескую тварь в дом приволок, не грымзу какую-нибудь, а деву из ваниар, которая наверняка была ангелом доброты.
Всё это звенья одной цепи: ревновал, было неприятно, захотел наказать.
А что это было сознательно - такого я не утверждала. Бессознательно, конечно Но сути дела это не меняет.

У него же ещё и матери не было! В нашем миру это и то имеет огромный вес, а в Амане, где эльфы не привыкли к лишениям, это должно было быть вообще жуткой раной.

А вот не подскажешь, где в Сильме говорится по поводу ЖУТКОЙ раны? Я что-то не припомню. Может быть, это только наши домыслы? Имхо ужасной раной потеря близкого может быть, если он – твоя единственная любовь, а окружающий мир тебе чужд или враждебен. Аман же – предельно доброжелательная среда, Финвэ в сыне души не чаял... К матери же Феанаро мог быть вообще не привязан, потому что она ушла очень рано, он тогда еще был совсем маленьким.

Для меня жестокость с Феанаро никак не вяжется. Твёрдость - другое дело! (Я имею в видк дальнейшие события, как то Альквалондэ и Лосгар). Он поступал так, как было необходимо, чтобы добиться цели, даже если это было для него очень тяжело (он же не изверг какой-нибудь, а эльф, и к тому же Художник с большой буквы). Это доблесть, а не жестокость!!!

Ты считаешь, что сожжение кораблей было поступком ничуть не жестоким, а необходимым и доблестным? Можно узнать, почему?

Группа: Администраторы
Сообщений: 270
Добавлено: 06-01-2006 20:44
Ты считаешь, что сожжение кораблей было поступком ничуть не жестоким, а необходимым и доблестным? Можно узнать, почему?

Жестоким оно не было потому, что Феанаро предполагал, что Финголфин повернет назад в Валинор.
Необходимым поступком оно тоже не было, более того, скорее всего, это была стратегическая ошибка, но причина этого поступка в свете тогдашнего положения вещей вполне понятна.

Группа: Адепты Ордена
Сообщений: 112
Добавлено: 06-01-2006 20:52
Жестоким оно не было потому, что Феанаро предполагал, что Финголфин повернет назад в Валинор.

Финголфин-то ладно, имхо он сам не знал, что хочет, идти ему, не идти ему... Но кораблики-то были живые! Их-то за что? Имхо это было жестоко. Тем более что и необходимости их сжигать не было Но, может быть, кто-нибудь такую необходимость найдет?

Группа: Администраторы
Сообщений: 270
Добавлено: 06-01-2006 21:00
Но кораблики-то были живые! Их-то за что?

Что-что? Живые?
Но, может быть, кто-нибудь такую необходимость найдет?

Ну как бы это сказать... А была у Дмитрия Донского необходимость разрушать за собой переправы после прибытия на Куликово поле (если ничего не путаю)?
Ну и политика, опять же.

Группа: Адепты Ордена
Сообщений: 112
Добавлено: 06-01-2006 21:49
Что-что? Живые?

А что, нет? Слава богу. Это меняет дело
Где же я подхватила этот глюк, разрушавший все это время мое душевное здоровье?

Группа: Адепты Ордена
Сообщений: 180
Добавлено: 06-01-2006 22:27
Для меня жестокость с Феанаро никак не вяжется. Твёрдость - другое дело! Он же не изверг какой-нибудь, а эльф, и к тому же Художник с большой буквы.

Наралотэ, контакт.

что до неприятия детей Индис, я думаю, это было бессознательно.

Ведь всё это звенья одной цепи: ревновал, было неприятно, захотел наказать. А что это было сознательно - такого я не утверждала. Бессознательно, конечно

Хм… Насчет сознательно-несознательно ИМХО вопрос спорный. Насколько вообще эльфы склонны не отдавать себе отчет в своих душевных движениях? Что-то такие представления у меня с ними не очень увязываются. Впрочем, на данный момент что-либо дельное по этому поводу сказать не берусь, если честно. По крайней мере, пока не подчитаю учебник психологии и что-нибудь из Профессора.

Но в любом случае неприятие новой семьи Финвэ здесь видно и, думаю, в доказательствах не нуждается. Тогда возникает вопрос: в чем причина такого отношения? Я это объяснила «попыткой наказать таким образом предателя-отца».

Я бы сказала так – Индис Феанору было любить не за что, поскольку она самим своим существованием, по сути, отравляла его жизнь, - необходимостью делить любовь отца сначала с ней, а потом и с ее сыновьями. И, уж коли так случилось, неприязнь, конечно, можно проявлять в более-менее сдержанной форме, но совсем скрыть под маской – увольте, вряд ли получится. Особенно у Феанора. А теперь представьте, во что превращается совместное проживание под одной крышей всего семейства Финвэ, который любит и Феанора, и Индис, и двоих младших сыновей, и при этом видит, что приязни к ним у Феанора нет – и не будет, потому как себя переломить в таких делах очень трудно. И Феанору от присутствия Индис с сыновьями, простите, фигово. Индис, в свою очередь, от такого Феанорова отношения тоже радости мало. И сам Финвэ – вроде и не виноват, а вроде как и виноват во всех этих мучениях дорогих ему существ. Народ, это ж не жизнь получается, а сущий кошмар, и выход, коли уж так все сложилось, – причем достаточно естественный и более-менее безболезненный – мне видится именно в этом: разъехаться и не трепать друг другу нервы.

Насколько у Феанора испортились отношения с отцом в результате вторичной женитьбы, и обвинял ли он его в предательстве – вопрос отдельный. Но. Прямых указаний в тексте Сильма на какой-либо конфликт, обвинение или охлаждение отношений я не помню. В то, что Феанор до такой степени умел скрывать свои чувства, чтобы о его ссоре с Финвэ совсем не было никаких упоминаний – не верю. Возможно ли эльфу любить родителя до такой степени, чтобы, ревнуя, не обвинять – честно говоря, не знаю… Но, раз нет прямых доказательств раздора между Феанором и Финвэ, додумывать ситуацию предлагаю с осторожностью. Вроде, так.
Короче говоря, сумбурно рассуждаю , но, быть может, кто-нибудь еще что-то скажет?


Да, кстати – помимо фразы, что Феанор любил отца больше Сильмарилов, есть еще длинный список имен сыновей самого Феанаро, и каждый из них, что характерно, – тоже Финвэ.

где в Сильме говорится по поводу ЖУТКОЙ раны?

Ну, жуткая рана или не жуткая, но ощущение, что в мире (или в Амане ) что-то не так, если и в Валиноре умирают, а Валар разрешают Финвэ жениться вторично, ИМХО должно было появиться. А от несовершенства окружающего мира тоже можно страдать – и неслабо.

Группа: Адепты Ордена
Сообщений: 112
Добавлено: 07-01-2006 01:24
Я бы сказала так – Индис Феанору было любить не за что, поскольку она самим своим существованием, по сути, отравляла его жизнь, - необходимостью делить любовь отца сначала с ней, а потом и с ее сыновьями. Возможно ли эльфу любить родителя до такой степени, чтобы, ревнуя, не обвинять – честно говоря, не знаю…

А что, ревновать прямо-таки обязательно? Почему бы не признать право отца любить еще кого-то, кроме него? Премудрому эльфу так уж трудно было понять, что он не может заменить для отца весь мир?
Может быть, у Феанора нашлось бы сотня причин любить Индис, если бы он позволил ей войти в свою жизнь и, может быть, отчасти заменить мать.
Простые человеческие дети-сироты, которых усыновили и воспитали добрые люди, называют потом этих людей «папа и мама», потому что родители – это те, кто вырастил. И я считаю, что это правильно и благородно. А уж эльдар не должны бы уступать в благородстве скромным атани...
Вопрос в том, сколько Феанору на момент появления Индис было лет. Возможно, он просто был уже достаточно взрослым, в мамах уже не нуждался, поэтому и ушел жить самостоятельно.
Но каким бы ни был его возраст, ревновать, я считаю, нехорошо.

ЗЫ Кстати, если ты не видишь в поступках Феанора ни малейшей жестокости, почему открыла тред с таким названием? Имхо Морготу уподобляется именно жестокий.

Группа: Адепты Ордена
Сообщений: 180
Добавлено: 07-01-2006 08:29
Ну, насчет «ни малейшей жестокости» - это немного слишком… :) Совсем уж белым и пушистым он, конечно, не был и суровость все же проявлял – при определенных обстоятельствах. НО – желания причинить кому-то боль, чтобы именно больно было и плохо – такого за ним не водилось, по-моему. (В отличие от Моргота, кстати)

А что, ревновать прямо-таки обязательно?

Нет, не обязательно, конечно. Но (опять же – но ), вот что Феанору, кажется, точно было свойственно – это определенное собственничество, в т. ч. и по отношению к отцовской любви (а это, опять же, такая черта, которая его с Морготом, увы, сближает). С другой стороны, была бы жива Мириэль, думаю, появление младших братьев он бы воспринимал спокойно. А тут получается такая история, что папе Финвэ мало одного сына, потому он и заводит новую семью, - а почему, собственно, мало? Чем, простите, Феанор ему не угодил? ИМХО, обидеться и начать ревниво отслеживать – а кого же папа Финвэ любит больше - в такой ситуации вполне естественно. (Ну, может, не для всех, конечно, но так Феанор же не святой )

Вопрос в том, сколько Феанору на момент появления Индис было лет. Возможно, он просто был уже достаточно взрослым, в мамах уже не нуждался, поэтому и ушел жить самостоятельно.

Похоже на то. В Сильме написано: «Феанор женился в ранней юности». Опять же, Майтимо у нас – «Финвэ третий», а не четвертый, получается, родился раньше Финголфина.

Морготу уподобляется именно жестокий.

Моргот (т. е. Мелькор) начинал с непокорства и гордыни. Когда я смотрю на Феанора, я вижу в первую очередь – непокорство. Во вторую – гордость и изрядную самоуверенность. Сходство налицо, по-моему. Другое дело, что несколько по-разному, как мне кажется, они пришли каждый к своему бунту, ну так сути дела это не меняет. (Насколько по-разному – сейчас не спрашивайте, здесь у меня есть определенные «ощущения», но пока мало конкретного анализа – надо думать дальше)

Группа: Адепты Ордена
Сообщений: 112
Добавлено: 07-01-2006 13:55
Моргот (т. е. Мелькор) начинал с непокорства и гордыни. Когда я смотрю на Феанора, я вижу в первую очередь – непокорство. Во вторую – гордость и изрядную самоуверенность. Сходство налицо, по-моему. Другое дело, что несколько по-разному, как мне кажется, они пришли каждый к своему бунту, ну так сути дела это не меняет.

Ах, вот в чем дело! Мы с тобой все это время говорили о разных вещах Ты говоришь Моргот, а подразумеваешь – Мелькор. А для меня это фактически две разные личности. Мелькор становится Морготом так же, как Люцифер становится Сатаной, теряя при этом даже свой первоначальный облик и превращаясь в "дракона":
«Тут ненависть разгорелась в нем сильнее прежнего; и он также принял зримый облик, но по его нраву и злобе, что кипела в нем, был тот облик ужасен и темен. И он низвергся на Арду в величии и мощи больших, нежели у любого валара, подобный горе, что, стоя в море, увенчанной огнем и бымом главою пронизывает тучи»
«Начал он с жажды Света, но когда не смог завладеть им единолично, низвергся сквозь огонь и ярость во тьму. И тьмою пользовался он более всего в своих лиходейских трудах на Арде и наполнил её страхом для всех живущих».
То есть когда ты говорила о сходстве с Морготом, я думала, что ты сравниваешь Феанора не с по-своему поющим Мелькором, а именно с Морготом, врагом и ненавистником всея Арды.

насчет «ни малейшей жестокости» - это немного слишком… :) Совсем уж белым и пушистым он, конечно, не был и суровость все же проявлял – при определенных обстоятельствах. НО – желания причинить кому-то боль, чтобы именно больно было и плохо – такого за ним не водилось, по-моему.(В отличие от Моргота, кстати)

И жестокость мы понимаем по-разному
Имхо жестокость – это равнодушие к чужой боли, когда свое понимание правильного считается более важным, чем чей-то душевный комфорт.
А желание просто помучать – это уже садизм, в коем я Феанора и не упрекала. Это уже удел Моргота и иже с ним.

Страницы: << Prev 1 2 3 4 5 Next>> новая тема
Раздел: 
Орден Хранителей Пламени: Форум / Общий Форум / Феанор и Моргот (в смысле - Мелькор :) - сходство и различие

KXK.RU