|
[ На главную ] -- [ Список участников ] -- [ Правила форума ] -- [ Зарегистрироваться ] |
On-line: |
средневековые замки / религия / Православные монастыри |
Страницы: 1 2 Next>> |
Автор | Сообщение |
Valerij великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 3753 |
Добавлено: 12-03-2006 23:41 |
Кирилло-Белозерский монастырь был основан в 1347 году преподобным Кириллом по прозвищу Белозерский на берегу озер Сиверского и Долгого в Вологодской области. Многие годы это была одна из самых богатых обителей России, уступая разве что Троице-Сергиеву монастырю. Интересна история обители: Василий III Темный молился здесь о даровании наследника. Рождение вслед за этим наследника - Ивана Грозного, напрямую связывалось с заступничеством преподобного Кирилла. Монастырь был крупнейшим центром древнерусского книжного дела. В 1612 году обитель выдержала штурм польско-литовских войск (одна из немногих), хотя защищали ее стрельцы служки и монахи. Именно сюда был отправлен в заточение в 1676 году патриарх Никон. Закат монастыря начался в 1764 году, когда по приказу Екатерины II он был лишен земельных угодий. В 1924 году здесь был организован музей. http://makarena-vip.livejournal.com/11648.html | |
Valerij великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 3753 |
Добавлено: 01-04-2006 22:16 |
Особое внимание привлекают монастыри – памятники средневековой Руси, интерес к которым вызывается не только оригинальностью ансамблей, но и скудностью информации о таинственности бытья их насельников (братии). Великолепные архитектуры московских монастырей и поныне создает особое чувство возвышенности, праздничности, восторга и рождает уважение к народу, создавшему немеркнущие памятники национальной структуры. Правда, монастырей, сохранившихся в комплексе со стенами и башнями, храмами и братскими корпусами, службами и некрополями, осталось мало, но они и сегодня образуют восхитительное ожерелье, ярким самоцветом в котором многие века сверкает новодевичий монастырь, а ныне, усиливая его блеск, засверкал и Свято-Данилов. Монастыри с начала их появления на Руси стали центрами письменности. К сожалению, нашествия врагов и частые пожары не пощадили письменное наследие прошедших веков. Большое внимание привлекали “учительские” монастыри своей просветительской деятельностью. Ученый монах потому времени был образованным человеком. В монастырях готовилось “белое” и “черное” духовенство, вытеснявшее “пришлых” священников, назначаемых византийскими митрополитами. Сюда приходили за советами, духовным испокаянием и благословением на трудные дела, поскольку здесь обитали не только образованные, но и прозорливые соотечественники. Монастыри являются культурно-историческими ресурсами, поэтому представляют интерес в туристической деятельности. В монастырях зародилась русская школа иконописания, давшая таких выдающихся мастеров, как Даниил Черный, его ученики А.Рублев, Прохор с Городца, Дионисий и многих других. В Москве монастыри появились задолго до утверждения ее активным центром духовной, социальной, экономической и социальной жизни. Финал существования городских монастырей определился в 1923 году: тогда 29 апреля, в Москве открылся Поместный Собор Русской православной церкви, на которой и было принято решение об их закрытии. До 1929 года ликвидировали 30 монастырей и 4 общины, судьбу Андроникова, Ивановского, Новоспасского и Покровского монастырей массовет решил в конце1923 года, передав их ВУК под концентрационные лагеря и тюрьмы для опасных преступников, неблагонадежных иностранцев и заложников. Лишь в 1988 перед празднованием 1000-летия крещения Руси Правительство нашло возможным возвратить по принадлежности Свято-Данилов монастырь, надо отдать должное московской патриархии, восстановившей в весьма короткий срок этот великолепный памятник истории и архитектуры. Возвращены сейчас в лоно Русской православной церкви и Новоспасский, Старый Симонов, Сретенский и Рожденственский монастыри, храм Спасса в Андрониковской обители. Особое внимание нужно уделить Храму Христа Спасителя, который находится в Москве. Основание Храма представляет равноконечный крест, в углах которого находятся четыре выступа. Фасад одинаков со всех четырех сторон. Каждая лицевая сторона оконечности креста делится четырьмя столбами на три части, из которых средняя более крайних. Всех столбов кругом Храма 36; они поддерживают карниз, на котором помещаются 20 полуциркульных арок: по три арки на передних концах креста и по две – на выступах, в углах здания, между пьедесталами столбов, устроены три входных двери с широкими откосами. В малых куполах повешено 14 колоколов. Стиль куполов, покрывающих большую и малые главы, соответствует общему характеру здания: они вверху суживаются, подобно всем главам старинных русских церквей. Все памятники культовой архитектуры центрального района России можно разделить по их строительству, так как каждый исторический этап имел свои особенности, по мимо того, что они были каменными страницами истории. В архитектуре второй половины XII в. и XIII в. наблюдается тенденция выработки русских национальных форм композиции культовых зданий, творческое переосмысление византийской крестовокупольной системы храма. Для нового подхода характерна ступенчатая ярусность постройки, “башенность” ее верха, образованная подъемом главы на особом постаменте. Это архитектурное движение было связано с быстрым развитием городов, несших в себе растущую силу ремесла и торговли и зерна национального объединения. Эти приемы сочетаются с особым способом членения фасадов зданий. Особенно много построек такого рода было возведено в Смоленске. Церковь Петра и Павла - один из трех уцелевших и сохранившихся лучше других памятников южнорусского зодчества, представленного школами Киева, Чернигова, Волыни. Это превосходный образец крестовокупольного одноглавого четырехстолпного храма строгих пропорций, подчеркнутых сдержанностью декора. Следует отметить, что количество памятников зодчества Смоленска XII-XIIIвв. Оказалось очень велико. Смоленск безусловно превосходил по размаху строительства все остальные центры Руси. Катастрофа 1240 г. И последовавшие за этим резкие изменения в политической судьбе города оборвали выдающееся развитие смоленской архитектуры. В зодчестве XVII в ., особенно во второй половине века, отражается переходный характер эпохи. Происходит обмирщение зодчества - отказ от строгих церковных канонов, переход от строгости и простоты к внешней нарядности, декоративности. Сущность новых изысканий - “дивное узорочье”, как определили этот стиль сами современники. Этот термин отражает пристрастие к обилию декоративных мотивов, вплоть до заимствования восточных, а позднее - и западных форм. Русские храмы XVII в. отличаются богатым внешним видом и внутранним убранством. Постепенно усиливаются светские мотивы, снижаются различия между храмовым и гражданским строительством. Церкви становятся похожими на светские хоромы: к основному зданию пристраивались приделы, пристройки, галереи, все это соединилось переходами, составляя единый ансамбль. Выдающийся памятник зодчества этого времени - московская церковь Рождества в Путинках. В композиции церкви сказалось то новое, что вошло в это время в каменную архитектуру Руси. Пять разновысоких шатров, придел и крыльцо объединены шатром встроенной колокольни - самой высокой части среди отдельных построек, составляющих храм. Храм украшен декоративными деталями, выделяется остротой силуэтов. Своими храмовыми постройками по заказу богатых купцов славился Ярославль. Большинство ярославских церквей по размерам и убранству превосходило московские: церковь Ильи Пророка, церковь Иоанна Златоута. Вершина ярославского зодчества - церковь Иоанна Предтечи в Толчкове(1671-1687). Ее характеризует монументальность, гармоничное сочетание золотых 15 глав и красных кирпичных стен, украшенных голубыми изразцами. http://worlds.ru/europe/russia/history180.shtml |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 13-10-2006 06:24 |
Православный монастырь в Метеора, Греция (большое фото) http://san.siberia.net/photo/lj/334/t/MonasteryofeteoraGreece.jpg | |
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 04-11-2006 04:30 |
Фотографии Соловецкого монастыря http://www.prokudin-gorsky.ru/database.php3?first=400&sAlbum=&sText=&nAlbum= Ссылка взята из полной базы данных цветных изображений С.М. Прокудина-Горского (1902 фотографии) Много фотографий монастырей, соборов, святынь – интересующимся этими вопросами есть что поискать. http://www.prokudin-gorsky.ru/database.php3?first=0 |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 27-11-2006 04:26 |
Иосифо-Волоколамский монастырь http://severr.livejournal.com/179992.html |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 27-11-2006 04:45 |
Псково-Печерский монастырь: Тайловская башня Cтроительство стен и башен закончилось к 1565 г. Стены осаждаются в 1681 г. поляками (королём Стефаном Баторием), в 1592 г. - шведами, в 1607-1613 гг. - поляками и литовцами, в 1655-1667 гг. и 1703 г. - шведами. Тайловская башня - одна из 9 сохранившихся башен монастыря. В 1960-х гг. во время реставрации башен над ними были заново возведены деревянные шатры (видны на фото Б. Скобелицына), которые в 1990-х гг. были заменены "неисторичной" медью. http://community.livejournal.com/ru_towers/23438.html |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 05-12-2006 07:34 |
Основываются новые монастыри: в 1261 году впервые упоминается Богоявленский монастырь, до 1290 года появляется знаменитый монастырь Петра на Поле, основанный племянником Берке, принявшем крещение под именем Петра. Ведётся строительство и в других местах. В 1251 году Глеб Василькович Белозерский основал в устье реки Шексны, в 20 км от Белоозера, Троицкий Усть-Шехонский монастырь с деревянной церковью. В 1260 году он же воздвигает Спасо-Каменный монастырь (вновь с деревянным храмом) на пути из Белоозера в Устюг. Такая деятельность князя была отмечена и летописцем, отметившим, что он "многие церкви созда и украси иконами и книгами". В Устюге до 1290 года появляется деревянная церковь Леонтия Ростовского и Михаило-Архангельский монастырь. Примерно в середине XIII века был заложен город, сыгравший в будущем значительную роль в истории южнорусских земель - Львов, где строится каменная крепость, несколько зданий гражданского характера (видимо, дворец) и Николаевская церковь, сохранившаяся до наших дней. Очень интересно и показательно то, что при строительстве этого храма использовались как древнерусские строительные материалы, так и характерные приемы строительства. Храм интересен и тем, что полностью лишён скульптурного убранства. В самом конце XIII в. был выстроен собор Спасского монастыря около Старого Самбора, некоторые другие церкви. На Волыни до 1268 года была построена и расписана церковь Михаила во Владимире-Волынском, построенная, возможно, не без участия мастеров из юго-восточной Польши. В дальнейшем, видимо, волынские мастера усвоили технику вендской кладки и строительство продолжалось самостоятельно. На это указывает отсутствие в последующих памятниках волынского зодчества новшеств, привнесённых строителями церкви Михайловского монастыря (это была круглая постройка-ротонда, нехарактерная для Руси, где, по мнению некоторых исследователей, в XIII веке существовал запрет на церкви "латинского" типа). http://www.kulichki.com/~gumilev/debate/Article07g.htm |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 18-01-2007 05:22 |
Вид на Спасо-Прилуцкий монастырь - фото с http://www.dionisy.com/ http://community.livejournal.com/old_rus/46416.html |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 20-02-2007 06:25 |
Кирилло-Белозерский монастырь Cтены и башни - 1654-1680 гг. (высота - 10 м, толщина - 7 м, протяжённость - ок. 1,5 км) http://community.livejournal.com/ru_towers/23926.html |
|
ambers оруженосец Группа: Участники Сообщений: 15 |
Добавлено: 23-03-2007 13:24 |
Исторические справки по некоторым храмам и монастырям Сп-б. епархии http://www.mitropolia-spb.ru/rus/churches/churches.shtml |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 27-03-2007 05:54 |
Афанасий, впоследствии Св. Афанасий Метеорский, имел единственную цель - создание хорошо организованного монастыря по подобию Афонских, и в 1344 году Афанасий Койновитис собрал 14 монахов "Платис Литое" (широкий камень) - гигантскую скалу, высотой 613 метров над уровнем моря, начав поистине титаническое для той эпохи дело - строительство первых сооружений знаменитого впоследствии монастыря "Великий Метеор". С 1356 по 1372 год на вершине Широкой скалы построили Большой Метеорский; и добраться до него можно было только по длинной лестнице, которую монахи убирали при малейшей угрозе. В XV и XVI веках немногие имевшиеся на Метеоре жилища уже не вмещали всех желающих найти там убежище, и были выстроены новые. Лестницу тоже заменили устройством из сети и каната, оно поднималось воротом, закрепленным на деревянной площадке на вершине скалы. Сейчас для того, чтобы добраться до вершины, надо подняться по 115 вырубленным в скале ступеням. На фресках, выполненных в 1548 году Франко Кателлано в часовне Всех Святых, изображены сцены из жизни Иисуса Христа и Девы Марии. Фрески, а также прекрасная настенная живопись в монастыре Св. Николая кисти Феофана Грека - это яркие образцы художественного стиля и техники росписи византийской эпохи. С XIII по XVI век на Метеоре, несмотря на недостаток места, были выстроены 24 монастыря, на территории каждого из них помещались одно-два строения, в которых располагались монашеские кельи, трапезная, церковь или часовня, а кое-где и библиотека. Сейчас - за исключением пяти монастырей - все они необитаемы. Первые отшельники поднялись на скалы с помощью переставляемых подмостков, укрепленных на балках, которые вбивали в отверстия внутри скалы. До наших дней сохраняются следы этих подмостков. Позднее подмостки были заменены огромными подвесными лестницами Тех же, кто не осмеливался подниматься по подвесным лестницам, поднимали наверх в сетке. Полчаса занимал подъем. Монастырь Святого Стефана - самый богатый из метеорских монастырей. На каменной арке над железной старой входной дверью, ведущей в монастырь, сохранялась вплоть до 1927 года замурованная плита с надписью: "6770 год. Иеремия." Эта надпись говорит нам о том, что в 6770 году от Сотворения Мира или в 1192 году от Рождества Христова, отшельник Иеремия жил здесь и, что в тот год первые поселенцы во главе с Иеремией, соорудили здесь несколько келий, цистерну для сбора воды и построили маленькую часовню Святого Стефана. Основание самого монастыря датируется 14 веком. Он был построен Антонием Катакузиносом и Филофеем Сиатинским, чьи образы запечатлены в маленькой церквушке. http://meotis.livejournal.com/128688.html |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 18-04-2007 02:16 |
Монастыри Тверской земли Сохранившиеся: # Кашин. Николаевский Клобуков монастырь # Торжок. Борисоглебский монастырь # Тверь. Отрочь монастырь # Нило-Столобенская пустынь # Ольгин монастырь # Николаевский Малицкий мужской монастырь # Николо-Теребенский женский монастырь # Вознесенский Оршин монастырь # Благовещенский женский монастырь г. Бежецка # Богородицкий Житенный женский монастырь # Казанский женский монастырь г. Вышнего Волочка # Свято-Екатерининский женский монастырь г. Твери # Тверской монастырь Савватиева пустынь # Тверской Успенский Желтиков мужской монастырь # Удомельский Троицкий Иоанно-Богословский монастырь # Христорождественский женский монастырь г. Твери # Антониев Николаевский Краснохолмский монастырь # Введенский мужской монастырь # Крестовоздвиженский женский монастырь # Троицкий Селижаров монастырь # Иванишский мужской монастырь # Свято-Успенский Старицкий мужской монастырь # Осташков. Знаменский женский монастырь # Вознесенский Старицкий женский монастырь # Кашин. Сретенский монастырь # Торжок. Воскресенский женский монастырь # Иверский монастырь # Могилевский Успенский монастырь # Николо-Столпенская пустынь # Дмитровский монастырь г. Кашина Утраченные: # Макариева пустынь # Монастырь св. Мины # Спасо-Преображенский мужской монастырь # Тутанский монастырь # Нектариева пустынь # Никола "на Столпце" # Никола "на Жабне" # Фёдоровский Тверской монастырь # Трисвятский Тверской монастырь # Троицкий Калязинский монастырь # Николаевский Рожковский # Новосоловецкая пустынь # Отмицкий монастырь # Саввин монастырь # Дмитровский монастырь в деревне Дмитровское http://community.livejournal.com/monastyri_mira/4359.html |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 21-04-2007 05:39 |
Зачатьевский женский ставропигиальный монастырь основан сыном Ивана Грозного Федором Иоановичем в к.XVI в. на месте Алексеевского монастыря. Собор монастыря был освящен во имя Зачатия святой Анны в надежде на исцеление Ирины Годуновой от бесплодия. Позднее главенствующим храмом стал Рождественский собор, построенный М.Казаковым. В 30е годы прошлого столетия собор был взорван. На его месте построили школу и спортплощадку. Сегодня монастырь выглядит следующим образом: Сохранилась надвратная церковь к. XVII в. http://community.livejournal.com/monastyri_mira/7587.html |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 23-04-2007 06:55 |
Монастыри и церкви Подмосковья http://www.nataturka.ru/monast/listok2.html |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 25-04-2007 06:48 |
Ипатьевский монастырь Архитектурный ансамбль монастыря-крепости складывался на протяжении нескольких веков - с XVI по XIX. В летописи монастырь впервые упоминается под 1435 г. Это было время княжеских междоусобиц. Летопись содержит запись о заключении мира между московским князем Василием Темным и Галицким князем Василием Косым. Однако если верить преданию, монастырь возник на этом месте гораздо раньше - в XIV в. Существует легенда, что основал монастырь татарский мурза Чет. В 1330 г. он направлялся на службу к Московскому князю Ивану Калите. По дороге Чет заболел. На месте будущего монастыря ему явилась Богородица с апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским. После этого события мурза принял христианство и основал на памятном месте монастырь, который был освящен в честь священномученика Ипатия Гангрского. http://community.livejournal.com/monastyri_mira/7834.html |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 27-04-2007 06:51 |
Ниже представлены несколько фотографий Мальского монастыря (примерно в 5 км от Изборска), сделанные реставратором Б. Скобелицыным, который в 1960-х гг. работал над восстановлением Церкви Рождества Богородицы. - фото из альбома "Земля Псковская" (Л., 1972) http://community.livejournal.com/monastyri_mira/8242.html |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 30-04-2007 06:53 |
Успенский пещерный монастырь возник на рубеже VIII — IX веков нашей эры, когда Крым был частью Византийской империи. Влияние духовенства в Византии к тому времени настолько усилилось, что императоры правящей Исаврийской династии начали преследование духовенства и монашества под предлогом борьбы с инокопочитанием, которое рассматривалось как идолопоклонство. Многие монастыри Византии были закрыты, а монахи были вынуждены уходить к дальним границам империи — на северные берега Черного моря, в Крым, где вдали от людских глаз в неприступных скалах возникали новые монастыри. Одним из них был Успенский, он же монастырь Пречистой Богоматери на Салачике. http://community.livejournal.com/monastyri_mira/9901.html |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 01-05-2007 06:32 |
Ново-Голутвин монастырь (бывший Архиерейский дом) в Коломне С 1350 по 1799 гг. на территории обители располагалась архиерейская резиденция, где жили епископы, архиепископы, управлявшие Коломенской епархией. Коломенская епархия была учреждена ранее 1350 года, после нашествия на Русь монголов. Начало ее относится ко временам княжения Иоанна Даниловича Калиты (1328-1340), самое позднее - ко временам княжения Симеона Гордого (1340-1353). Она принадлежала к 3-му классу епархий и имела 10 монастырей и 931 церковь. Архиерейское подворье особенно преобразилось в конце XVII в. при архиепископе Коломенском и Каширском Никите. Им были выстроены все основные здания ныне существующего комплекса: собственно Архиерейский дом (нынешний братский корпус), здание Разрядного приказа (нынешний семинарский корпус) и Троицкая крестовая церковь. В 1800 году митрополит Московский Платон перевел сюда часть братий из Богоявленского мужского монастыря, что на окраине Коломны. С тех пор открывшийся в Кремле монастырь стали называть Ново-Голутвиным, а пригородный монастырь - Старо-Голутвиным. http://community.livejournal.com/monastyri_mira/9576.html |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 02-05-2007 04:23 |
Из книги: Православные русские обители. Полное иллюстрированное описание всех православных русских монастырей в Российской империи и на Афоне. Бесплатное приложение к журналу "Русский паломник" за 1909 г. Нилова Пустынь находится в Осташковском уезеде, на одном из островов озера Селигер, называемом "Столобное" и частью на полуострове Светлице. К югу от монастыря в 7 верстах находится город Осташков. Столобный остров до 1528 года был необитаем и покрыт глухим лесом. В этом году поселился на нем смиренный отшельник преп.Нил. Сперва он выкопал себе в горе пещеру и прожил там одну зиму; затем он выстроил келью и часовню для молитвы. Проведя дни и ночи в молитве он не позволял себе и на минуту прилечь на ребрах, но стоя, облакачивался на деревянные крюки, вбитые в стены кельи его, и в таком положении пользовался кратковременным отдыхом. Преп.Нил скончался 7 декабря 1555 года. Его 27-летняя подвижническая жизнь на Столобном острове, блаженная кончина и чудеса от нетленных мощей, последовавшие вскоре после представления его, послужили причиною основания монастыря, а имя преподобного дало название обители - Нилова Пустынь. Основателем монастыря на месте подвигов преп. Нила был иеромонах Герман из братии ближайшего к острову Столобному Рождественского монастыря. Он построил на острове первую деревянную церковь во имя Богоявления Господня. К нему стали присоединяться многие желавшие подвизаться под его руководством, и начали строить себе деревянные келии. Поэтому иеромонах Герман в 1594 году испросил у патриарха Иова разрешение устроить на Столобном острове иноческую обитель с общежительным уставом. Так открылась Нилова Пустынь. Она начала быстро возвышаться и процветать, особенно благодаря покровительству и вкладам московских царей. Но потом с XVIII века начался упадок Ниловой Пустыни. Центром монастрыского ансамбля является величественный пятиглавый Богоявленский собор с колокольней, построенный в 1821-1833 гг. по проекту архитектора И.Шарлеманя в стиле позднего классицизма. В соборном храме покояться мощи преподобного Нила, обретенные в 1667 г. при строительстве Богоявленской церкви. Самое старое сооружение монастыря - церковь Всех Святых с больничными палатами (1699 г.). Красотой и богатством декоративного убранства отличаются надвартная церковь Петра и Павла (1764 г.) и Крестовоздвиженская церковь (1788 г.). В XIX в. строятся набережная, Архиерейская пристань, Светлицкая башня, трапезная, братские корпуса. Монастырь имел Гостинный и Конюшенный дворы, доки, кузни, мастерские, больницу, школу, два парахода, подворья в Москве и Санкт-Петербурге. В конце 20-х гг. XX века монастырь был закрыт. При советской власти здесь была колония, тюрьма для польских военнопленных, турбаза. В 1991 г. на остров вернулись монахи. 9 июня 1994 г. монастырь отметил свое 400-летие. Ежегодно 9 июня празднуется обретение, а 9 июля перенесение мощей преподобного Нила. В эти дни устраивается Крестный ход из Осташкова. http://oumnique.livejournal.com/347801.html |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 03-05-2007 05:43 |
Как я уже писала, Городомля - второй по величине остров на Селигере. О необыкновенной красоте его лесов я уже рассказывала, но забыла упомянуть, что есть точка зрения, что именно там И.И.Шишкин написал этюды, которые стали основой его картин "Корабельная роща" и "Утро в сосновом лесу". История происхождания названия осторова покрыта мраком. Некогда он принадлежал боярину Борису Федоровичу Лыкову, а в 1629 году был им подарен монастырю Нилова Пустынь. Монахи ловили во внутреннем озере рыбу (ее и сейчас там много, но лов запрещен), собирали грибы и ягоды (сбор черники, земляники и малины и по сей день существенно увеличивает доходы обитателей острова), рубили деревья. Через некоторое время в восточной части острова возник Гефсиманский скит. В нем жили старцы Ниловой Пустыни и многие приезжали к ним за советом и благославением. Монахи выращивали на острове плодовые сады (остатки одичавшие сохранились), овощи. От Гефсиманского скита до Майской косы была прорублена аллея, заканчивающаяся пристанью. В 1910 году на Селигере побывал фотограф царя С.М.Прокудин-Горский (известен тем, что создал особую технику съемки и специальный аппарат для просмотра полученных изображений в цвете). Был он не только в Осташкове и Ниловой Пустыни, но на на Городомле: http://oumnique.livejournal.com/199382.html http://oumnique.livejournal.com/403006.html |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 18-05-2007 04:20 |
Монастырские больницы на Руси В XI в. стала развиваться монастырская медицина, появились монастырские больницы. В Никоновской летописи записано, что в 1091 г. митрополит Ефрем поставил больницы в Переяславе. Позднее они появились в Новгороде, Смоленске и других городах. Сведения о монастырской больнице содержатся в монастырских хрониках — «Киево-Печерском патерике» (XII в.). Он содержит упоминания о монахах, известных своим врачебным искусством. Это «пречудный лечец» Антоний и его ученик «преподобный Агапит», исцеливший внука Ярослава Мудрого, будущего киевского князя Владимира Мономаха. Сохранилось предание о том, что князь Владимир вызвал к себе Агапита, потеряв надежду на исцеление от тяжелой болезни. Однако Агапит не выходил за пределы монастыря. Он отказался посетить князя и прислал ему свое «зелье», от которого Владимир быстро поправился. После выздоровления князь пожелал щедро наградить искусного врача и передал ему богатые дары. Агапит раздал княжеские подарки неимущим людям. http://community.livejournal.com/monastyri_mira/11889.html |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 26-05-2007 04:53 |
Николо-Вяжищский Ставропигиальный женский монастырь. Монастырь этот расположен в Новгородской области. Первое упоминание о нем относится к 1391 году. Назван Никольским по храму, построенному на месте явления чудотворного образа свт. Николая в 1411 году (он на первом снимке слева). Стоит посреди равнины. Святыня обители - мощи свт. Евфимия, архиепископа Новгородского, чудотворца. Притекающие к его святым мощам, получают исцеление от страстей и различных душевных недугов. Монастырь славится необыкновенным разнообразием изразцов, украшающих здание храмового комплекса. http://community.livejournal.com/monastyri_mira/13791.html |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 27-05-2007 04:51 |
ЧУДОВ, муж. Кафедральный 1 класса, в Москве, в Кремле, подле малаго Императорскаго Дворца, бывшаго прежде домом Митрополита Московскаго. Основан в 1365 году св. Алексием, Митрополитом всея Руси, в Княжение Димитрия Иоанновича Донскаго. Прежде на этом месте был Ханский конюшенный двор. Святитель Алексий, быв приглашен Ханом Джанибеком для излечения от глазной болезни Ханши Тайдулы, или Тайболы, ездил в Орду и, исцелив страждущую святыми своими молитвами, получил от нея в дар кремлевский конюшенный двор; а от Хана, кроме ценных даров, льготную грамоту в пользу Российской Церкви. По возвращении в Москву, св. Алексий, на месте конюшеннаго двора построил в память чудеснаго сего события, преклонившаго Хана к доброжелательству и облегчению Православной Церкви, общежительную обитель с деревянною церковью, во имя Чуда Архистратига Михаила, с приделом Благовещения Богородицы. В 1382 году в нашествие Тохтамыша, обитель сия опустошена огнем и мечем; при чем Архимандрит Иаков и несколько монахов убиты. После возобновления чрез 119 лет, она перестроена в 1501 году, а в большой Московский пожар, в Июне 1547 сгорела, и 18 старцев с слугами погибли; Царь Иоанн Васильевич, в 1556, привел ее опять в прежний вид, но бывшие после того пожары, 1626, 1701 и 1737 годов, истребляли монастырския церкви и строения, или все, или некоторыя. Важнейшия возобновления обители были в 1679, 1769, 1799 и 1814 годах. Архиепископ Московский Амвросий, кончивший жизнь от убийц в 1771 году, много употребил своего иждивения на устройство и отделку зданий Чудова монастыря. Внешний вход с площади, с высоким крыльцом, устроен в готическом вкусе по проэкту Архитектора Казакова, в 1789 году. Монастырь Чудов имеет ныне три церкви: http://realmark.livejournal.com/4565.html |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 02-06-2007 04:37 |
Чебоксары. Свято-Троицкий мужской монастырь Действующий мужской монастырь. Один из первых миссионерских центров Среднего Поволжья. Из нескольких монастырей в черте Чебоксар, действовавших до 18 века (известны Никольский, Благовещенский, Сретенский), он – единственный уцелевший после екатерининской реформы 1764 года. Из упразднённого Никольского монастыря в Троицкий была перенесена великая местная святыня – резная икона-скульптура Николая Чудотворца. По преданию, в древние времена она сама приплыла в Чебоксары по Волге. Почитание этого образа было распространено не только среди православных, но и среди язычников. Даже не крестившиеся чуваши и марийцы из многих окрестных мест приходили «судиться к Николаю Угоднику» - считалось, что перед этой иконой невозможно сказать неправду и при этом не упасть замертво. И поныне икона-скульптура Николая Чудотворца пребывает в Толгской церкви обители. Существующий архитектурный ансамбль обители сложился в 17 – 19 вв. Он включает в себя большой Троицкий храм, церковь Толгской иконы Божией Матери и малую церковь св. великомученика Феодора Стратилата, а также живописные стены и башни. Над восточной стеной восстановлена разрушенная в советское время колокольня. Благодаря своему местоположению в самом центре Чебоксар, на берегу волги, монастырь, несмотря на небольшие размеры, стал по сути одной из архитектурных доминант города, его своеобразным «кремлём». http://oumnique.livejournal.com/587898.html |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 07-06-2007 02:37 |
Николо-Вяжищский женский монастырь. Находится в 12 км к северо-западу от Великого Новгорода. Архитектура XVI - XVIII веков. Изначально весь ансамбль был просто белым, позже появились зеленые изразцы. http://community.livejournal.com/monastyri_mira/15840.html |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 10-06-2007 02:49 |
Один из самых больших и развитых мегаполисов мира (заявляю это решительно) когда-то все же был и небольшой деревушкой, и традиционным средневековым городом, защищавшимся от внешних врагов. Кроме городских стен, проходивших по Садовому кольцу, оборону держало и так называемое северное фортификационное кольцо. Монастыри служили тогда не только приютом для желавших уйти от суетности мира, но и боевыми крепостями, охранявшими город. С юга Москву прикрывали стены Новодевичьего, Донского, Свято-Данилова монастыря, с севера – Алексеевский, Страстной, Никитский, Крестовоздвиженский, Рождественский, Сретенский, Иоанновский и Высокопетровский. Сретенский и Иоанновский (Ивановский), Рождественский и Высокопетровский благополучно дожили до нашего времени, а вот Страстной безвозвратно утерян – когда-то он стоял на Тверской улице, там, где сейчас сквер перед кинотеатром "Россия". Его колокольня была точно на том месте, где ныне стоит памятник Пушкину. Разрушены были и Алексеевский, и Никитский, и Крестовоздвиженский монастыри, на месте первого возвели Храм Христа Спасителя, на месте второго высится здание библиотеки имени Ленина, третий, стоял в начале улицы Никитской, у Кремля. http://community.livejournal.com/monastyri_mira/15932.html |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 13-06-2007 06:54 |
Псково-Печерский монастырь Для начала немного истории. Монастырь был основан в последней трети XV века на западной границе Псковских земель. Первые насельники жили в расширенных ими естественных пещерах в склоне глубокого оврага. Пещерный храм был освящен в честь Успения Богородицы – наверняка, по примеру Киево-Печерской Лавры. Предание называет основателем монастыря монаха Иону, бежавшего из немецкого Юрьева/Дерпта от католических притеснений. Вскоре, однако, приграничная обитель была разорена ливонцами, и монашеская жизнь в ней едва теплилась до начала XVI века, когда монастырские храмы на свои средства начал возобновлять псковский дьяк Мисюрь Мунехин. Чуть позже московские власти обратили внимание на оборонное значение монастыря. В 1558 – 1566 вокруг него возводится крепостная стена с девятью башнями: Иван Грозный готовился к Ливонской войне. В монастыре был размещен гарнизон из сотни стрельцов. С Грозным связан и печальный эпизод монастырской истории. Царем был казнен (по преданию, собственноручно) игумен Корнилий, заподозренный в измене и связях с Курбским. Между тем, в Ливонской войне крепость Псково-Печорского монастыря сыграла значительную роль, доблестно выдержав двухмесячную осаду войск Стефана Батория. Ни разу не удалось захватить монастырь и многочисленным интервентам в годы Смутного времени. В 1701 году, в начале Северной войны, Петр I посетил монастырь и приказал укрепить его бастионами. В результате через два года обитель отбила нападение шведов, пережив последнюю в своей истории осаду. Дальнейшая трехсотлетняя история монастыря бледнеет по сравнению с предшествующим героическим периодом. Так что не буду затягивать и без того слишком длинное вступление. Напомню только, что по Тартускому миру 1920 года монастырь вместе с городом Печоры отошел от России к буржуазной Эстонии, благодаря чему избежал печальной судьбы многих русских монастырей в первые десятилетия советской власти. http://yardkeeper.livejournal.com/150590.html |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 19-06-2007 05:38 |
Про Саввино-Сторожевский монастырь очень сложно писать – кажется, все его видели, да и написано о нем все, что можно. Или по крайней мере мне так кажется. Но не написать не могу – во-первых, красиво, а во-вторых, на этот раз я целенаправленно «охотился» за вещами нетривиальными и потому, возможно, не только мне интересными… Начнем осмотр с Красной башни. Обычно посетители оставляют ее в стороне, направляясь сразу к главному входу. А зря! Пройдя немного, справа можно увидеть «беседку», которая всегда вызывала у меня недоумение – к чему бы она здесь такая? Как выяснилось, это не беседка, а часовня над алтарной частью не сохранившегося храма Иоанна Лествичника XVII в. Вход в нее запрещен – святое место. Пройдя немного дальше, можно видеть Царицины палаты, выстроенные царем Алексеем Михайловичем для своей первой жены Марии Милославской. Главное украшение палат – резное белокаменное крыльцо. Интересен главный портал – в его завершении два русских двуглавых орла, а над ними – парадоксально – польский одноглавый. Согласно вычитанной мною интерпретации, это должно символизировать литовские корни рода Милославских. http://sergius-caesar.livejournal.com/81610.html |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 20-06-2007 04:00 |
На склонах горной гряды Фрушка-Гора, единственной в Воеводине, расположено несколько средневековых монастырей. Фрушка-Гора, раскинулась недалеко от Нови-Сада, столицы Воеводины, северного края Сербии, а некогда на этом месте был остров в Паннонском море. Фрушка-Гора занимает площадь в 500 м2. Самая высокая вершина – Красный Чот, находится на высоте 539 м над уровнем моря. В прошлом по этой гористой местности прошло немало народов, она была и ареной многих сражений, но и местом, где сооружались многочисленные монастыри и укрепления. Монастыри возводились в конце средних веков, когда центр сербской культуры из-за нашествия турок переместился в тогдашнюю южную Венгрию. Бурная история, архитектурные достоинства и художественная выразительность и особенно роль духовного средоточия сербского народа способствовали важности и значению фрушкогорских монастырей в культурно-историческом наследии Сербии. В этих живописных горах когда-то было около 30, а к 1941 году – 17 монастырей, большинство которых сооружалось под влиянием моравской и рашской школы зодчества. В течение веков они неоднократно восстанавливались и реконструировались, многие из них перестраивались радикально и потому сегодня в церквях можно увидеть многоэтажные колокольни в стиле барокко, в убранстве церквей – иконостасы работы самых известных сербских мастеров того времени. Во время второй мировой войны многие монастыри превращены в развалины, кое-где повреждена или полностью уничтожена настенная роспись и иконостасы, а большинство ризниц ограблено. До сегодняшнего дня сохранилось 16 монастырей, ряд из них все еще в руинах или же восстановлен только частично. Красотой постройки и росписи выделяется монастырь Крушедол, построенный вместе с Благовещенской церковью в 1509-1516 гг. Он построен как усыпальница семьи Бранкович на средства Максима Бранковича, сына сербского деспота Стефана Лазаревича. Он много раз разорялся, а тяжелее всего в 1716 году во время отступления турок, когда усыпальница была сожжена, а мощи Бранковичей осквернены. Нынешний внешний вид в стиле барокко он приобрел в результате восстановления, начавшегося в 1722 году и продолжавшегося вплоть до середины 18 века. Здесь сохранились ценные фрагменты настенной росписи, относящейся к 16 веку, и иконостас-перегородка, на которой выделяется монументальный крест с распятием. В Крушедоле захоронены многие знаменитые личности сербской истории: княгиня Любица Обренович, король Милан Обренович и патриарх Арсений 3 Чарноевич. Для любителей средневекового искусства интересен и монастырь Ново-Хопово, построенный в 16 веке, где особенно ценными являются фрески. Кроме того здесь находятся и монастыри Гргетек, посвященный св. Николе 15 века, Раваница, Язак, Шишатовац и другие. Туристы охотно ездят на экскурсии по монастырям Фрушка-Горы, своеобразие и богатство которых воплощают только малую часть духовности многонационального края Воеводина. http://community.livejournal.com/monastyri_mira/18602.html |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 25-06-2007 07:14 |
Печоры – это небольшой городок на самой границей с Эстонией. Начало ему положил мужской монастырь. Основан он был прямо над карстовыми песчаными пещерами, где, согласно преданию, еще с XIV века собирались монахи. Тут же во время гонений на православных в землях, захваченных немецкими рыцарями-крестоносцами, находили спасение беглецы. Само слово «пещера» (по-древнеславянски оно звучит «печера») и дало название Псково-Печерскому Свято-Успенскому монастырю, основанному в 1473 году. ...всего 16 снимков с комментариями (для перехода надо кликнуть по фотографии). http://community.livejournal.com/monastyri_mira/17358.html |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 26-06-2007 06:54 |
В тени великолепия и славы Изборска, всего в 4 километрах к северо-западу от него, чуть в стороне от дороги на Печоры, расположен еще один небезынтересный памятник псковской старины - Мальский Рождественский монастырь. Он стоит в низине, на берегу Мальского озера. Так что сначала мы пропустили поворот к монастырю, и проехали село Малы насквозь, добравшись вместо Мальского монастыря до Мальской базы отдыха. Зато это дало возможность сфотографировать монастырь издалека, в живописнейшем пейзаже озерной долины. Основан во второй половине XV века неким монахом Онуфрием, он поначалу так и назывался – Онуфриева пустынь. В первое время все постройки его были деревянными. В XVI веке сооружены каменные строения, до сих пор составляющие основу монастырского ансамбля. Монастырь был разорен войсками Стефана Батория во время Ливонской войны. В преддверии нашествия окрестное население помогло монахам спрятать в водах озера колокола, снятые со звонницы, и круги воска. Но отстоять монастырь братия с небольшой кучкой крестьян были не в силах. Поляки (точнее, венгерский отряд, возвращавшийся под Псков после неудачного штурма Печерского монастыря) перебили защитников, разграбили обитель и сильно разрушили его постройки. Советская книжка - кажется, немного увлекаясь - называет трапезную небольшой крепостью и высказывает предположение, что «именно в ней обитатели Малов спасались от отрядов Батория. Вот почему так безжалостно было разрушено это здание». http://yardkeeper.livejournal.com/161114.html |
|
DOMINIC великий магистр Группа: Участники Сообщений: 560 |
Добавлено: 27-06-2007 20:05 |
Проблемы восстановления Соловков. Приведу пару цитат из большого текста по ссылке. Единственная в России уникальная валунная крепость, высшее достижение фортификации эпохи позднего русского средневековья, памятник европейской и мировой культуры. Но даже 2006 год не прошел гладко – проектировщики "забыли" о предварительном археологическом обследовании трассы. И при рытье траншеи возле Успенской башни неожиданно (как всегда) обнаружилась мощная многоярусная валунная засыпка, укреплявшая основание башни от сползания в море. Проект в очередной раз на ходу пересмотрели. По-прежнему удручала и допотопность технологий. Даже не специалисту было ясно, что траншея двухметровой глубины в крайне узком проходе между кельями и стеной крепости создавала постоянную угрозу аварии. Несостоятелен оказался ИПИР и при реставрации зданий монастыря. Здесь, кроме особых знаний и практики, необходима любовь к предмету и знания. Откуда взяться у строителей, впервые увидевших Соловки через три месяца после получения тендера? НАУЧНАЯ реставрация (а другой просто нет) сопоставима с хирургической операцией. Представьте, что будет с больными, если в хирургии введут тендеры. А в реставрации это оказалось возможно. Колокольня – первоочередный объект, переданный ИПИРу на заклание. Инженер Агапов провел расчеты и поставил аварийному зданию ХVIII века шокирующий диагноз: колокольня мертва. Как она ещё не упала? Да, если исходить из качества современной кирпичной кладки и не учитывать приёмов старых мастеров, известных профессионалам, мрачный прогноз был бы неизбежен. Дело пошло. Объект закрыли первоклассными (действительно очень хорошими) строительными лесами. А в музее появился огромный лист с проектом реставрации колокольни. В нижнем правом углу, как и положено, указан автор – ИПИР. Скорости можно было бы позавидовать, если бы проект не оказался практически копией работы московских реставрационных мастерских, ЦНРПМ. Даже откровенные ошибки остались без изменения. А чтобы понять качество "реставрации", достаточно подняться на галерею крепостной стены и убедиться, как сделана ее кровля к северу и югу от Успенской башни. В северной части, где в 1980-х годах работала Союзреставрация (ныне ЦНРПМ), воссозданы старые конструкции, передающие дух той эпохи. А к югу – откровенная халтура: прибитые, хотя и коваными гвоздями, "сикось-накось" отпиленные доски. Так строят коровники и сараи. Выходит, ООО "ИПИР" – общество с ограниченной ответственностью за свою работу. Полистайте книгу архитектурного надзора – страницы пестрят замечаниями. Если все же передача состоится, как на Валааме, к примеру, то на не нужной монахам реставрации Соловков и науке здесь можно будет окончательно поставить крест (не как символ надежды, а как знак смерти). А дело к тому явно идет не без согласия «сверху». Первый признак вывода музея (пока только с территории монастыря) уже налицо: в 2006 году музею передали трехэтажные руины Преображенской гостиницы на берегу морской бухты, выделив на реставрацию отдельной строкой бюджета немалые средства. Полагаю, вывод музея теперь – вопрос времени. И это будет огромная ошибка. http://www.rozhdestvenka.ru/solovetika/burov5.htm |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 30-06-2007 06:00 |
Соловецкий монастырь (фото) http://community.livejournal.com/monastyri_mira/19788.html | |
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 06-07-2007 03:31 |
26.02.1764 года указом Екатерины о секуляризации из 953 монастырей, существовавших в то время в России, уничтожено 568 штук (кажется, такие цифры?) Нашёл здесь текст: http://historydoc.edu.ru/catalog.asp?ob_no=13382&cat_ob_no= Сказано, что отрывок из указа. Насколько отрывок? Это большая часть текста? Если нет, то где в сети можно отыскать полный текст указа? В 1723 году особым указом запрещалось пострижение в монахи (разве что калкам; отменёно только в 1760). Есть ли тексты соответстующих указов, опять же, и где? Интересуют и подробности реформы 1711 г., когда было приказано делать перепись монахов и постригать только на свободные вакансии, а монахи потеряли свободу передвижения и прикреплялись к тому монастырю, за которым записаны по переписи монастырского приказа. Какие ещё важные монастырские (или антимонастырские - как кому нравится) реформы были проведены в XVIII веке? http://community.livejournal.com/18century_ru/221178.html |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 09-07-2007 06:09 |
Нилова Пустынь - это такое волшебное место. Там обязательно надо побывать.Сам монастырь находится на острове. Он действующий мужской. В Советские времена был сильно разрушен, из него сделали тюрьму для разнообразных репрессированных товарищей. Их заставляли отбивать мозаику в главном храме и рушить всё вокруг - за это сокращали срок. Сейчас монастырь активно восстанавливается. Но конечно работы там ещё на много лет хватит. Вот несколько фоток из монастыря. http://community.livejournal.com/monastyri_mira/17134.html |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 12-07-2007 04:54 |
Монастырь Святой Троицы был основан в XV веке. Более точная дата его основания не установлена, однако известно, что он существовал уже ранее 1465 года, когда начали вести монастырский синодик. Обитель расположена у подножья горы Русеницы неподалеку Сувой Реки в Метохии (автономный край Косово и Метохия). В монастыре находилось ценное собрание рукописных книг XV-XVIII вв. Неподалеку от монастыря расположены древние келии христианских отшельниц, относящиеся к XIV в. Во время турецкого владычества монастырь неоднократно страдал от бесчинств завоевателей, но монашеская жизнь в нем не прекращалась. В 1829 году монастырь опустел, но уже в 1837 году он был восстановлен. С 1968 по 1985 гг. монастырь и его насельницы неоднократно подвергались различного рода притеснениям и оскорблениям со стороны албанского населения, но виновники нападений практически всегда оставались безнаказанными. К 1999 году в монастыре постоянно проживали семь сестер, одним из основных занятий которых была иконопись. В июле 1999 года монастырь был полностью разрушен албанскими экстремистами. http://community.livejournal.com/monastyri_mira/27976.html Цетиньский монастырь расположен в центре старой столицы Черногории г. Цетинье, у подножия горы Орлиный Крест. От самого своего основания, вот уже более 500 лет, монастырь является резиденцией черногорских митрополитов. Без всякого преувеличения его можно назвать сердцем православной Черногории, её символом и колыбелью её знаменитого свободолюбивого духа. Основал монастырь господарь Иван Черноевич - Иван-бег - правивший Зетой, как в старину называлась Черногория, в 1465-1490 гг. В 1479 г. турецкий султан Мехмет II захватил Зету, а Иван был вынужден скрываться в Италии. Здесь он посетил Лоретский монастырь Божией Матери в Анконе, где дал обет построить церковь, посвященную Богородице, в случае своего возвращения на родину. В 1481 г., когда Мехмет II умер, Иван Черноевич возвращается в Зету и вновь обретает власть над этими краями. Оставив свою резиденцию на Жабляке на Скадарском озере, Иван-бег в 1484г. строит себе дворец и «задужбину» - Цетиньский монастырь - в неприступном для турок ловченском подгорье. По согласию с тогдашним зетским митрополитом Виссарионом, викарным епископом Вавилой и всей братией Иван устанавливает общежительный устав монастыря. Сюда, из монастыря Враньина переносится резиденция Зетской епархии, основанной Свт. Саввой I в 1219 г. В своей грамоте Иван Черногевич щедро наделил свою «задужбину» землями, лесными угодьями и всем необходимым. http://community.livejournal.com/monastyri_mira/28372.html |
|
Фон-Барон великий магистр Группа: Участники Сообщений: 3391 |
Добавлено: 12-07-2007 19:04 |
Особенностью Афона является то, что женщинам вход на Святую Гору совершенно невозможен и запрещен. По Афонским преданиям вход женщинам был возбранен после следующего случая. Плакидия, дочь греческого императора Феодосия, возвращаясь из Рима в Византию, мимоездом пожелала видеть Св. Гору и, в особенности Ватопедский монастырь, выстроенный иждивением ее отца. Она прибыла прямо к Ватопедской пристани, торжественно была встречена и введена в монастырь с подобающей почтительностью и церемониалом. В умилительном благоговении подступила она к собору и, слагая с себя царственное величие, так смирилась, что не хотела войти с главного входа, а прошла через боковую дверь. Она только хотела войти в главный храм, как вдруг ее поразил голос Богородицы, исходивший от Ее иконы, написанной в стенной нише: "Зачем ты сюда, здесь иноки, а ты женщина, для чего же даешь врагу случай ратовать их преступными помыслами! Ни шагу далее! Удались, если хочешь себе добра!" Пораженная страхом царевна молча удалилась из обители. (Было это в конце IV или в начале V века). А святые отцы Афонские законоположили между тем, чтобы с той поры ни одна женщина не проникала в тайники Афонского подвижничества, что и доныне свято исполняется и в такой степени, что даже не позволяется и среди рабочего скота держать самок. А по поверью простого народа, даже пташки не вьют здесь гнезда и не выводят птенцов. http://afon.orthodoxy.ru |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 13-07-2007 04:22 |
Монастырь Святых Архангелов расположен в 3 км от Призрена в долине реки Бистрицы. Обитель является задужбиной царя Душана, который в период между 1343 и 1352 гг. построил здесь большую лавру. Раньше монастырский комплекс включал в себя большой храм свв. Архангелов, храм свт. Николая, многоэтажные братские корпуса, библиотеку, больницу и просторную трапезную. Некогда братство монастыря насчитывало более сотни монахов. В 1455 году, после захвата Призрена, турки ограбили монастырь. Подвергавшаяся постоянным притеснениям и нападениям обитель вскоре опустела, и со второй половины XVI века началось ее постепенное разрушение. В 1615 году Синан - паша построил в Призрене большую мечеть из камней монастырского храма. Восстановление монастыря началось в 1995 году. Был построен новымй братский корпус с домашней церковью. Перед началом военных действий в 1999 году планировалось перенести в монастырь епархиальный центр и развивать здесь активную издательскую деятельность, но дальнейшие трагические события помешали осуществлению этих планов. http://community.livejournal.com/monastyri_mira/28598.html |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 16-07-2007 06:17 |
Монастыри Москвы Монастыри Варварки, Ильинки, Никольской улиц текст http://www.talusha1.narod.ru/travel/russia/moscow/moscow_01.htm фото http://www.talusha1.narod.ru/travel/russia/moscow/ar_kremlin.htm Донской монастырь текст http://www.talusha1.narod.ru/travel/russia/moscow/moscow_02.htm фото http://www.talusha1.narod.ru/travel/russia/moscow/dm.htm Свято-Данилов монастырь текст http://www.talusha1.narod.ru/travel/russia/moscow/moscow_03.htm фото http://www.talusha1.narod.ru/travel/russia/moscow/sdm.htm |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 18-07-2007 07:01 |
Отшельники пришли в Метеоры в 3-4 веках н.э., сначала жили в пещерах, потом стали строить монастрыри - сейчас их 6, – 4 мужских и 2 женских, всего было построено, либо 22 либо 26, не помню точно, и вопрос даже не в том сколько, а как, сколько сил и времени было потрачено, чтобы по веревочным лестницам, или просто в корзинах на канате, взгромождать строительные материалы, пищу, воду и самих себя конечно на такие высоты. http://nelyk.livejournal.com/57938.html |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 19-07-2007 05:24 |
Судя по всему, некогда на берегу речки Венёвки жили финно-угорские племена, устроившие здесь небольшое городище, ограниченное речкой Венёвкой, её притоком Моржевкой да соединяющим их искусственным рвом. Затем эта местность была обжита русичами. Впервые этот городок упомянут в летописи в 1371 году. А в 1408 году в летописи впервые упомянут Венев-Никольский монастырь - в связи со смертью в нем последнего смоленского князя Юрия, который прожил в этом монастыре целый год; этот монастырь находится недалеко от города, в селе Венёв-монастырь - всего несколько часов пути. В нём бывал Сергий Радонежский, сюда Иван Грозный в своё время сослал и новгородского архиепископа Пимена. В этом древнейшей из монастырей Тульской земли и поныне сохранились древнерусские постройки, о которых стоит рассказатьв отдельном посте. Вернёмся к Венёву. «Дозорная и переписная книга Венева 1636-го года» свидетельствует, что в самом начале XVII века в нем было семь церквей, а именно Пятницкая, Преображенская, Благовещенская, Рождества Богородицы, Георгиевская, Ильинская и Введенская. Однако в 1636 году крымские татары в хоже осады городка сожгли те храмы, что 42 посадских дома и стоявшие на посаде церкви (то есть все церкви, кроме Пятницкой и Благовещенской). До второй половины ХVII-го столетия нет свидетельств того, что в Веневе существовал монастырь (Венёв-Никольский монастырь, как было сказано, стоял отдельно от города), и нигде не упоминается церковь Богоявления. А уже во второй половине ХVII-го века в Веневе существует Богоявленская пустынь - судя по всему, как раз в этом столетии и появившаяся. Существовавшая в этом монастыре каменная церковь Богоявления в 1766 году была разобрана за ветхостью и выстроена вновь строителем (кстати, обычным веневским купцом) Иваном Бородиным с прихожанами. Возможно, что были использованы древние фундаменты и в какой-то мере сохранены древние формы. По крайней мере, издали этот храм вполне можно принять за строение конца XVII века - если, конечно, не вглядываться в наличники окон. К сожалению, к тому времени монастырь уже перестал существовать - виной тому всё тот же злополучных для русских обителей екатерининский указ о секуляризации 1764 года. http://community.livejournal.com/monastyri_mira/36053.html |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 20-07-2007 05:37 |
Неподалеку от города Чачак, в красивом ущелье, по которому протекает река Морава, находится Сербская Святая Гора, Сербский Афон. Здесь, на небольшой территории, расположено восемь монастырей. На склонах горы Овчар разместились Введенский, Вознесенский, Преображенский, Сретенский и Свято-Троицкий монастыри, а на другом берегу Моравы, под горой Каблар – Благовещенский, Никольский (Николье) и Иоанно-Предтеченский (Йованя) монастыри, а также три церкви – Ильинская, Успенская и Саввинская. Все овчарско-кабларские монастыри имели большое значение в сохранении Православной веры в сербском народе. Это были духовные очаги, в которых сохранялось национальное самосознание и идея о свободе, прежде всего от греха – через личный подвиг монаха, и о свободе своего отечества от неприятелей и завоевателей. В начале XIX века монастыри Сербского Афона стали центрами национальной борьбы сербов за освобождение от турецкого ига. Они же были и первыми народными университетами. http://community.livejournal.com/monastyri_mira/28705.html |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 21-07-2007 05:45 |
Милешево – один из самых известных и древних сербских монастырей, тесно связанных с историей сербского народа. Он находится недалеко от города Приеполье, рядом с которым проходит автомобильная и железнодорожная магистрали, связывающие Белград с Черногорией. В средние века эта дорога из Приморья вглубь страны проходила по правому берегу реки Милешевки, а сам город Приеполье возник из базара, находившегося вблизи монастыря. Обитель построена в 1218-1219 гг. по благословению Свт. Саввы его племянником сербским королевичем Св. Владиславом (память 24 сентября /7 октября), в то время управлявшего окрестной жупой Чёрная стена, а впоследствии правившего Сербским королевством с 1234 по 1243 гг. Впоследствии Владислав был вынужден уступить королевский престол своему младшему брату Урошу I, а сам управлял Зетой. Умер основатель Милешево после 1267г. и был похоронен в своей задушбине. http://community.livejournal.com/monastyri_mira/29031.html |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 22-07-2007 00:37 |
Монастырь Пива расположен на северо-западе современной Черногории. Эта область исторически относится к Старой Герцеговине и находится в юрисдикции Будимлянско-Никшичской епархии Сербской Православной Церкви. Монастырский храм Успения Пресвятой Богородицы построен между 1573 - 1586 гг. стараниями митрополита Герцеговинского Савватия Соколовича, будущего патриарха Сербского. Основную часть храма в 1604 - 1606 гг. расписали греческие мастера, имена которых не сохранились. Позднее над росписью работали известные мастера - поп Страхиня из Будимля и Йован по прозванию Козма (1626 г.). Козме же принадлежит большая часть икон в позолоченном и богато украшенном иконостасе. Престольные иконы Пресвятой Богородицы, Господа Иисуса Христа и Успения Пресвятой Богородицы выполнил мастер Лонгин. В монастырской ризнице хранятся ценнейшие богослужебные предметы и рукописные и печатные книги. В частности, здесь находятся Псалтирь Георгия Црноевича (1495 г.) и омофор Савватия Соколовича (1568 г.) В монастыре хранятся мощи св. короля Уроша, частицы мощей свт. Григория, просветителя Армении, свт. Григория Богослова и свщмч. Елевферия, а также частицы мощей 11 неизвестных святых. Уникальность монастыря заключается в том, что в 1982 г. он был целиком перенесен со своего старого места, которое должно было быть затоплено в ходе строительства гидроэлектростанции на реке Пива. Работы по переносу монастыря растянулись на целое десятилетие с 1970 по 1982 г г. Со стен храма было снято, а затем возвращено обратно 1260 м2 фресковой живописи. Здание храма было по камню перенесено на 2 км и построено заново в первозданном виде. Настоятель монастыря – иеромонах Никифор (Милович). http://community.livejournal.com/monastyri_mira/25448.html |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 27-07-2007 02:09 |
Лесновский монастырь - македонско-болгарский православный монастырь в Македонии, расположенный между городом Кратово и селом Злетово. Согласно одному из источников (Краткому житию св. Гавриила Лесновского 1330 года), Лесновский монастырь основан в XI веке монахом-отшельником Гавриилом Лесновским. Согласно другому житию этого святого, составленному на рубеже XV-XVI веков, монастырь уже существовал к тому времени, когда в нём появился св. Гавриил. В 1330 году монах-книжником Станислав написал т. н. Пролог, куда и поместил составленное им краткое житие святого. В монастыпе составлены и многие другие памятники средневековой болгарской литературы, в том числе Минеи 1342 года. В 1340-е годы монастырь пользовался особым покровительством монарших особ - болгарского князя Йована Оливера и его сюзерена сербского короля Стефана Душана. Оливер выстроил в Лесновском монастыре высокий и просторный храм Архангела Михаила (1341). В храме сохранились средневековые фрески, датируемые XIV веком. Наиболее известны лики св. Гавриила Лесновского и двойные портреты - Стефан Душан с супругой Еленой и Йован Оливер с супругой Оливериной. http://community.livejournal.com/monastyri_mira/43492.html |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 29-07-2007 01:58 |
Соловки. Часть 3 «Территория монастыря». Вот несколько уголков монастыря, куда обычно не водят "организованных" туристов. http://community.livejournal.com/monastyri_mira/40019.html Реставрация монастырских строений и помещений ведется довольно интенсивно, но впереди огромное количество работы. http://community.livejournal.com/monastyri_mira/43527.html |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 28-08-2007 02:27 |
Герцеговина имеет древнюю христианскую историю, восходящую к апостольскому веку. Утверждение христианства на этих территориях связано с именами апостолов Павла и Тита. Расселявшиеся здесь сербы начали принимать христианство еще в VII-IX вв. В 1219 году свт. Савва основал здесь епархию, занявшую в диптихе Сербской Церкви третье место. http://community.livejournal.com/monastyri_mira/53464.html |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 31-08-2007 04:32 |
В июне этого года, будучи в Черноголовке, удалось вытащить семью в Николо-Берлюковскую пустынь, благо от ЧГ она в 5 минутах езды на машине. Место старинное, удивительное и немного таинственное. Вот что о монастыре пишет сайт http://www.trips-tips.ru: "На обрывистом берегу Вори высятся постройки малоизвестной, но некогда богатой Николо-Берлюковской пустыни, основанной в 1606 году настоятелем Варлаамом. Согласно преданию, название обители было дополнено прозвищем строителя первого храма, некоего Берлюка. Монастырь неоднократно упразднялся и возрождался, и древних сооружений не сохранилось. Среди построек конца XVIII столетия выделяется трехпрестольный Троицкий собор. Позднее, при настоятеле Венедикте были возведены величественный соборный храм Христа Спасителя (1832-1842) и надвратная церковь Василия Великого (1840)." Колорит месту придает психиатрическая больница №16, до сих пор располагающаяся в стенах монастыря. Несмотря на этот факт, в самой обители полным ходом идут восстановительные работы. http://katias.livejournal.com/53930.html |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 14-09-2007 04:50 |
В науке сложилось представление о древнем и длительном существовании русского монастыря с русскими же насельниками на Афоне и пребывания в нем русских: с начала XI века и до конца византийской эпохи как минимум. Сторонники этой идеи — Мошин, Бибиков, Маджеска. Между тем Ф. Дж. Томсон отверг историческую связь между упоминаниями Герасима, игумена «монастыря Русского», а также Кириака Русского с позднейшей историей русского монашества на Афоне. Из его статьи следует также, что у нас нет оснований относить греческие акты Руссика №№ 1—6 (1030—1070 гг.) к истории пребывания русских монахов на Афоне, поскольку монастырь «Древодела» стал «Русским» отнюдь не сразу: такое положение зафиксировано впервые в описи монастырского имущества 1142 г. В 1169 г. русским монахам «Древодела» был передан монастырь «Солунца», который до этого времени также не имел никакого отношения к Руси (Thomson F. J. The Origin of the Principal Slavic Monasteries on Athos: Zographou, Panteleemonos and Chelandariou. Together with some Comments on the Alleged Appearance of Hesychast Practice on Athos in the Late Twelfth Century and on Early Serbian Monasticism // Byzantinoslavica. Praha, 1996. T. 57. Fasc. 2. P. 310—350; Thomson F. J. Saint Anthony of Kiev — the Facts and the Fiction. The Legend of the Blessing of Athos upon Early Russian Monasticism // Byzantinoslavica. Praha, 1995. Fasc. 3. P. 637—668.). С другой стороны, А. А. Турилов отчечает, что «конец XIII — первая половина XIV в. характеризуются полным разрывом связей и исчезновением русской монашеской колонии на Афоне (Пантелеимонов монастырь оставался «русским» лишь по названию до второй половины XVII в.)» (Турилов А. А. К определению объема книжно-литературного корпуса «первого восточнославянского влияния» Древняя Русь. М., 2005. № 3 (21). С. 106—107) — действительно, потом русские появятся на Афоне (но не в «русском» монастыре!) только в конце XIV века (это отмечено несколькими записями на рукописях). Таким образом, временем постоянного документированного пребывания русской колонии на Афоне можно считать вторую четверть XII — конец XIII в. http://community.livejournal.com/old_rus/92264.html |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 19-09-2007 04:37 |
Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь. Летопись повествует о том, как в конце ХIV века изборские охотники, отец и сын Селиши, слышали в глухом лесу близ ручья Каменца “гласы поющих неизреченно и прекрасно” и ощутили благоухание “яко от множества фимиама”. Вскоре местные крестьяне приобрели эти земли; по жребию они достались Ивану Дементьеву, который поселился неподалеку, у реки Пачковки. Однажды, когда он рубил лес на склоне горы, одно из поваленных деревьев, падая, увлекло за собой другие. Под корнями одного из них открылся вход в пещеру, а над входом надпись: “Богом зданныя пещеры”. Открытие этой пещеры относится к 1392 г http://aaiirriiss.livejournal.com/223789.html |
Страницы: 1 2 Next>> |
средневековые замки / религия / Православные монастыри |