Католические монашеские ордена и монастыри

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:    

Раздел: 
средневековые замки / религия / Католические монашеские ордена и монастыри

Страницы: << Prev 1 2 3  ответить новая тема

Автор Сообщение

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 18-09-2010 05:16
Разумеется, вино было известно и ценилось задолго до того, как в Европе появились монастыри. Но после крупных нашествий варваров и невероятного упадка цивилизации именно Церковь вернула виноградникам достоинство, способствовала их распространению везде, где только позволяли погодные условия, и даже в местах с более суровым климатом, превратив виноделие в то изысканное искусство, которое известно нам сейчас. Христианство нуждалось в вине, потому что оно необходимо для литургии. Однако в Средние века виноделие было связано с серьезными проблемами транспортировки и невероятными издержками производства. Чтобы свести до минимума эти проблемы, епископы распоряжались сажать виноградники повсюду, где есть епископские города. А у монахов, находившихся вдалеке от городских центров, которые кормились собственным скудным хозяйством и долгое время хранили обет бедности, имелось еще больше веских причин заниматься виноградарством. «Роль монашества в „селекционной работе и в совершенствовании виноделия, – справедливо пишет Ж. Клодьян, – останется главенствующей до XVIII в.“. Поистине, монахи в буквальном смысле – „отцы виноградарства“.»

Они разводили виноградники преимущественно возле судоходных рек (в то время, когда водоизмещение судов было невелико, таких рек существовало много) или же возле дорог, хотя подобное соседство весьма опасно. Случалось, что аббатство разбивало виноградник на землях, которые, на первый взгляд, казались не особенно пригодными для этих целей. Например, так обстояло дело с виноградниками Шампани. Имея разрешение самого св. Бенедикта пить вино, монахи ревностно разводили виноградники повсюду, где только позволяла почва, хотя это требовало от них значительного напряжения сил, чем отчасти тоже объясняется совершенствование виноделия в монастырях. Наконец, очень скоро монастыри и епископства поняли, какую выгоду для них представляет виноградник как источник существенных доходов в звонкой монете. Естественно, они занимались улучшением способов посадки лозы (цистерцианцам Германии, например, мы обязаны террасным виноградарством).

«Люди из Сен Жермен де Пре ежегодно должны были поставлять каждый по семь тележек навоза, подрезать виноградные лозы, подвязывать их, дважды обрабатывать землю мотыгой, рыть необходимые канавы, делать посадки и разводить виноград отводками… Наконец, когда виноград созреет, они занимаются саженцами и сообща нанимают человека охранять виноградник» (Кастельно).
Виноградарство являлось первейшим делом. Руководил им непосредственно сам аббат.

Вот почему цистерцианцам мы обязаны появлением вин вужо, тар, бонмар, шабли; клюнийцам – бон и вон романе; каноникам кафедрального собора в Отёне – алокс, поммар, вольнэ, мерсо и шассань; строгим бенедиктинцам конгрегации Сен Ван – шампанским. Другим монахам мы благодарны за ша то шалон Юрских гор, вина Божоле и Анжу (в частности, надо упомянуть знаменитые виноградники Серрана), Они и Сентонжа, Керси и Орлеана (сент аи), пессак из Борделе, гальяк, сен пурсен, шатонёф дю пап… Будто бы случайно возникло аббатство Бургей в Турени…

Виноград зрел даже вокруг Парижа. Людовик Святой пожертвовал картезианцам дом, который якобы посещал дьявол, а дом этот был расположен среди виноградников Валь Вер. Благочестие монашеской братии обратило дьявола в бегство… Бенедиктинцы Сен Жермен де Пре владели 70 гектарами виноградников, они приобретали саженцы в Орлеане, Вольнэ, Боне и Мёрта. Виноград из района Гутт д'Ор к северу от Парижа служил производству знаменитого сорта вина. Сорт барбо из Фонтенбло был столь же знаменит, как и провен. Целестинцы в Мант ла Жоли также производили известный сорт вина. Территория Аттошатель в старой епархии Вердена являлась центром виноделия. Даже непригодные для виноградарства места, например Морван в Сент Перёз, благодаря труду и усилиям монахов начинали плодоносить.

Плоды монашеских трудов видны в Германии вдоль Рейна (виноградники Иоганнесберга принадлежали бенедиктинцам аббатства Фульда), в Гирсау, в предгорьях Шварцвальда, в Эбербахе, в Пфальце; в Австрии, в Испании, где Вальдепеньянс – дело рук монахов цистерцианцев, а вина региона Толедо – бенедиктинцев; в Португалии на берегах Дору. В Швейцарии аббатство Эйнзидельн владело собственными виноградниками с XII в. Упомянем еще сорт дезале, что зрел под Лозанной (1154).

Я перечислил знаменитые вина, вкус которых знаком нам и ныне. Каждая община монахов при основании собственного монастыря, обеспечив себя запасом продовольствия, спешила заняться разведением виноградника. Например, картезианцы Дижона, обосновавшись в своем аббатстве в 1384 году, в сентябре 1386 года за 1250 франков купили себе землю для виноградников и начиная с 1388 года занимаются виноделием. Иногда аббатства, потерпевшие неудачу на поприще виноградарства (или столкнувшись с большими трудностями), покупали себе виноградники на отдаленных территориях. Например, в Бельгии на берегах Мёза и Лиса виноград созревал только раз в пять лет. Поэтому монахи очень рано начали приобретать себе виноградники либо на берегах Рейна и Мозеля в Германии, либо во Франции возле Лана и Суассона. Монахи Нормандии едва ли любили вина собственного производства. Басслен писал:

Над нами (нормандцами. – Л.М.) французам смешно,
Но, правда, что бы там ни было,
Наш sildre (сидр) из Нормандии
Куда как лучше, чем наше же вино.

Нормандское вино ценилось так низко, что в 1258 году монахи запретили своему келарю разбавлять вина лучших сортов (из Анжу и Гаскони) водой или… их собственным вином.

В целом же, редко какой монастырь не владел собственными виноградниками. «У них не было никакой собственности, даже виноградника», – подчеркивает хронист крайнюю степень нищеты монахов, находившихся еще только в начале своего пути. Устав конгрегации Тирона (XII век) запрещал монахам пить вино под любым предлогом, однако у монастыря имелись свои виноградари.

Престиж, плоды всеобщего труда, традиции, религиозные нужды, источник доходов и, кто знает, возможно, гурманство, – таковы некоторые из причин, по которым монахи всегда с радостью трудились на своих виноградниках. Так, в 1217 году бенедиктинское аббатство Сен Пьер де Без, погрязшее в долгах после опустошительного пожара, вынуждено было продавать некоторые свои земли. Покупателем оказался очень богатый капитул Лангра, но он остановил свой выбор на знаменитых виноградниках в Жевре, которые до сих пор дают большие урожаи. В аббатстве это предложение вызвало негодование, ведь эти виноградники – гордость братии, посажены руками монахов и принадлежат им с момента основания аббатства. Однако спустя два года загнанные в угол монахи все же уступили свои виноградники, да к тому же за смехотворную цену…

Лео Мулен "Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы (X-XV вв.)"

http://snorri-di.livejournal.com/168912.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 24-09-2010 04:32
Тинтерское Аббатство (Tintern Abbey), живописные развалины в 8 км севернее Чепстоу (Уэльс).
До 1537 здесь помещался цистерцианский монастырь, основанный Уолтером де Клэром в 1131.
Цистерианцы стремились к простоте и аскетизму, исповедовали нищету как средство личного самоограничения. Аскетизм проявлялся и в храмовом убранстве - монахи упразднили излишние украшения, в их храмах прослеживалась четкость форм и линий, простота и строгость. Самой главной целью цистерианцев было следование правилам учения св. Бернарда - жизнь в постоянной молитве и физическом труде("ora et labora").
Аббатство, расположенное на широком лугу на правом берегу реки Уай, принадлежит к числу наиболее романтических руин Британии.

http://featherygold.livejournal.com/57638.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 09-10-2010 04:12
Северный Кипр: Аббатство Беллапаис
Продолжаю серию рассказов о наших поездках на Северный Кипр. В начале апреля мы выбрались в аббатство Беллапаис, которое находится в 20 минутах езды от города Кирения, в живописном предгорье хребта Бешпармак в одноимённой деревне. Забавно, но история аббатства тесно переплетается с моими венецианскими отчётами, так как венецианцы успели отметиться и на Кипре.
Уцелевшие арки аббатства стали своеобразным символом не только Беллапаиса, но и Северного Кипра, фотографии аббатства печатаются на почтовых открытках, марках и буклетах.

Аббатство было основано в 1200 году королем Амери (первым королем Кипра из династии де Лузиньянов). Монахи аббатства носили белые плащи и капюшоны, отсюда и появилось название этому Аббатству – Беллапаис, что в переводе значит Белое Аббатство. В начале 13-го века, когда это аббатство принадлежало монахам авустинцам, оно назвалось St. Mary of the Mountain

Поначалу монастырские правила были очень суровыми, и монахи вели аскетический образ жизни. Большую часть суток они проводили в уединении, а когда собирались во время еды в трапезной, то почти не переговаривались между собой. В зимнее время монахи не имели права пользоваться огнем для обогрева своих келий и были лишены даже теплых одеял.

Строгости эти королевских особ не касались, а посему аббатство стало одним из любимых мест пребывания Лузиньянов. Изысканная архитектура делала его похожим на дворец, и его прозвали Abbaie de la Pais («аббатство мира»). Северофранцузская готика с ее стрельчатыми аркадами непременно должна была, казалось, войти в противоречие с местным ландшафтом — однако она удивительным образом вписалась в пейзаж Кипра.

Гуго I подарил монахам обширные земельные владения, а Гуго III наделил аббатство неслыханными привилегиями. В частности, настоятелю монастыря разрешено было проводить богослужения, облачившись в кардинальскую мантию, и ездить верхом с позолоченной шпагой и золотыми шпорами.

Период процветания подошел к концу в 14 веке, когда генуэзцы осадили Керинию, разграбив аббатство и близлежащие деревни. Во времена правления венецианцев обычные правила монашеской жизни были преданы забвению. Аббатство приходит в полный упадок, мораль монахов пала настолько, что они открыто жили в кельях с любовницами, некоторые даже содержали нескольких женщин. Многочисленные дети монахов заполняли двор и сад аббатства, беспрерывно затевая игры и поднимая невероятный шум. Аббатство потеряло всякий авторитет. Есть легенда, что в какой-то момент разгневанные жители деревни закопали живьем нескольких женщин (да, именно женщины были во всём виноваты, конечно) во дворе аббатства и теперь на этом месте растут огромные кипарисы.

После завоевания острова Турцией, аббатство было передано Кипрской православной церкви, которая мало интересовалась им, а его земли сдали в аренду. Здания аббатства опустели и стали разрушаться. При англичанах тут разместился арсенал одной из воинских частей. Это предохранило аббатство от полного разрушения. Только после второй мировой войны, когда англичане серьезно занялись изучением исторических памятников Кипра и в следствии этого обнаружили, что аббатство уникальный архитектурный комплекс средневековой готики и сюда началось паломничество туристов…

Сегодня в аббатстве Беллапаис можно увидеть практически без повреждений сохраненную церковь 13 века, где на стенах сохранились фрагменты фресковой живописи 17 века. Церковь является отличным образцом готической французской архитектуры и похожа на постройки аналогичного периода на юге Франции.

В монастырь можно было войти только через калитку в наружной стене, или через помещение церкви.

Другим уцелевшим помещением является великолепный рефлекторий (столовая монахов) аббатства, так же выдержанный в торжественном готическом стиле. Сейчас здесь проводятся фестивали классической музыки. С небольшого балкона дежурный монах читал молитву и братия приступала к трапезе. В западном торце столовой находится дверь, которая вела в кухню. Но кухня не сохранилась до наших дней. Во времена британского колониального владычества солдаты превратили трапезную в тир. Множественные отметины ружейных выстрелов отчетливо видны на восточной стене зала (так говорит путеводитель, я что-то отметин не вижу...)

У входа в столовую стоят два римских мраморных саркофага,которые служили своеобразным рукомойником. Верхний саркофаг наполнялся водой, в котором просверлены отверстия, откуда вода вытекала для умывания. Использованная вода стекала в нижний саркофаг, попадая в систему орошения внутреннего двора аббатства Беллапаис.

Из столовой можно спуститься в помещение, которое, как предполагают, служило складом. Его внушительные размеры подтверждают версию историков о том, что аббатство являлось полностью автономным, и в случае эпидемий, засухи, нашествия саранчи или войн могло длительное время довольствоваться внутренними запасами воды и продовольствия. Также здесь когда-то хранились монастырские богатства. Возвращаясь из крестовых походов в Палестину, рыцари жертвовали часть добычи, захваченной во время своих странствий, аббатству. Согласно данным исторических хроник, все хранившееся здесь богатство было вывезено венецианцами из керинийской гавани после сдачи портовой крепости в 1571 году османам (наверное, часть сокровищ пошла на строительство собора святого Марка)

Разрушения внутренних стен и перекрытий, обнажили и ранее закрытую часть аббатства – клосторий. Когда-то это была крытая галерея, окружавшая внутренний дворик монастыря, в котором росли цветы и декоративные кустарники. С западной стороны уцелели три готические арки.

26 келий монахов располагались на втором и третьем этажах аббатства, к востоку от внутреннего дворика. К ним можно подняться по уцелевшей лестнице. Кельи почти разрушены, так же как и покои аббата, где любил жить король ХьюIII.

С террасы аббатства открывается великолепный вид на северное побережье Кипра: видны Кериния, лазурное Средиземное море, лимонные и апельсиновые сады и горная гряда Пентадактилос
Практическая инфо: вход 4,5 евро.

http://community.livejournal.com/foturist_ru/302694.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 18-12-2010 07:16
Это махонький немецкий Лорш. Здесь было аббатство, заложенное еще при Карле Великом в восьмом веке. Осталась вот такая надвратная часовенка, построенная лет на сто позднее. Но такая симпатичная и уютная, правда?
http://ne-berta.livejournal.com/611521.html


Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 30-03-2011 04:06
В Баталье находится доминиканское аббатство Санта Мария да Витторио (abbey of Santa Maria da Vit&#243;ria )
Монастырь занесен в список наследия ЮНЕСКО.
Сооружен в знак благодарности Деве Марии за победу Португалии над кастильцами в битве у Алжубароте, состоявшейся в 1385 г.
Однако строительство затянулось на довольно длительный срок, и после смерти Жоао I, шесть последующих королей продолжали строительство монастыря.

http://anirik-01.livejournal.com/724851.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 01-05-2011 04:26
Францисканский мужской монастырь основан малыми братьями святого Франциска из Асизи в первой половине 13 века на берегу Мура в центре Граца как римско-католическая церковь и был первым местом, где основались францисканцы на земле Граца. В ходе реформации внутри самого ордена монастырь перешел во владение реформированных францисканцев, которым принадлежит и сегодня. Угнездившиеся там братья проводят в церкви, поднятой в 1783 году от статуса монастырской до статуса приходской, ежедневные службы. Они заботятся о самой маленьком в количественном смысле и по охватываемой площади приходе (около 1300 членов), занимаются духовным врачеванием а также образованием юных францисканце и отвечают за внушительную центральную боблиотеку венской францисканской провинции с ее более чем 13.000 книг (относящихся ко времени до 17 века) и среди них около 1000 томов - инкунабул. Кроме того в их ведении находится и вторая библиотека, насчитываающая около 30.000 томов (начиная с 18 века). Таким образом францисканский монастырь обладает самой ценной библиотекой Штирии.Первые малые братья (минориты) святого Фрнциска Асизского появились в Граце уже в 1230/1239.
Минориты, о которых я тут уже который день толкую - это те же францисканцы, о которых уже дважды шла речь. Франциска&#769;нцы, (лат. Ordo Fratrum Minorum; «минориты», «меньшие братья») — католический нищенствующий монашеский орден, основан св. Франциском Ассизским близ Сполето в 1208 г. с целью проповеди в народе апостольской бедности, аскетизма, любви к ближнему.
В настоящее время существует три ветви внутри Первого (мужского) францисканского ордена:

* Орден меньших братьев, O.F.M.
* Орден меньших братьев конвентуальных, O.F.M.Conv.
* Орден меньших братьев капуцинов, O.F.M.Cap. (1525)

В 1517 г. папа Лев X официально признал существование в самом францисканском ордене двух независимых групп, получивших название братьев-миноритов строгого соблюдения правила (т. н. «обсерванты») и братьев-миноритов конвентуалов. Орден капуцинов — основан в 1525 г. Матвеем Басси как реформистское течение внутри ордена миноритов-обсервантов. Был признаны самостоятельным орденом папой Климентом VII в 1528 г. В конце XIX веке папа Лев XIII объединил все группы обсервантов в один Орден — Орден Меньших братьев. Объединение по имени папы получило название — Леонианская уния.
Второй (женский) орден св. Франциска — называется орденом бедных кларисс, основан в 1224 г. св. Кларой, сподвижницей св. Франциска.
Третий орден св. Франциска (т. н. терциарии) — учрежден св. Франциском около 1221, получил в 1401 г. собственный устав и название Третьего ордена устава св. Франциска. Помимо терциариев, руководствующихся этим уставом, существует значительное число терциариев, живущих в миру и именующихся Третьим орденом мирян св. Франциска (устав впервые дан в XIII веке, современный составлен в 1978 г.). Ими были, например, Данте, король Людовик IX Святой, Микеланджело и др. Даже если междусобойные отношения фpанцисканцев - штука сложная о запутанная. Я усяснила для себя лишь, что минориты и францисканцы - разные течения.
В 13-ом веке в Граце поселились монахи основанного Францем фон Ассиси ордена Миноритов на месте сегодняшнего монастыря францисканцев, которым они должны были уступить место в 1515 году. Наконец, через много лет временного расположения они смогли поселиться после дарения князя фон Эггенберг и императора Фердинанда II на месте, где находится сегоднай церковь Мариахилф (в сегодняшнем районе Ленд). В 1607 году по планам Джованни Пьетро де Помис, ученика Тинторетто, была заложена церковь в барочном стиле и закончена в 1611. Он соорудил оформленную по венецианским образцам церковь без башни, которая наверху была завершена треугольным фронтоном наподобие классических храмовых фронтонов. При реконструкции по планам Йозефа Хуебера церковь получила в 1742-1744 сегодняшний вид с обеими башнями. С 1783 церковь служит как приходская церковь.

http://olgina67.livejournal.com/79819.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 21-05-2011 04:30
Стоя у стен этого древнего французского аббатства так до конца и не можешь поверить в реальность этого места, так сильно оно выделяется из всего, что его окружает. Кажется, будто сюда перенесли декорации из какого-то диснеевского фильма, и что вот-вот кто-то за спиной вдруг произнесет: "Стоп, снято!" Засуетятся актеры, появятся кинокамеры и все прояснится, все станет на свои места, но нет, на самом деле это все происходит по-настоящему, и аббатству этому уже больше 13 веков.
http://myphototravel.livejournal.com/2129480.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 30-05-2011 04:33
В финале футбольного Кубка священников сыграют иезуиты и доминиканцы
Нынешний розыгрыш посвящен памяти блаженного Иоанна Павла II. По словам организатора турнира Массимо Акини, покойный понтифик, который в молодости играл вратарем в футбольной команде, отвечал всем требованиям спортсмена-христианина: у него были "глубокая вера, апостольская смелость, евангельская радикальность и страсть к спорту".

http://ne-berta.livejournal.com/642680.html

великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 3391
Добавлено: 15-09-2011 09:34
"Святой Доминик и Альбигойцы" кисти испанского живописца Педро Берругете (ок. 1450 – 1504). ок. 1495, дерево, темпера, масло.
Музей Прадо, Мадрид.


Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 30-01-2014 00:46
– Что же касается храмов и прочих монастырских зданий, могу поделиться с вами тем, что я задумал произвести с Льюисом. Я собираюсь направить туда одного мастера, который имеет опыт по части разрушения домов, чтобы он сровнял все церковные сооружения с землей. А когда монастырские земли окончательно перейдут в руки короля, мы начнем сдавать их в аренду. В каждый договор я собираюсь включить пункт, который будет обязывать арендатора убирать с лица земли находящиеся на его территории церковные здания. Для этого им будет достаточно просто снести крыши и позволить местным жителям растащить все остальное для собственных нужд. Вскоре от нелепого векового ритуала не останется и следа. Разве что несколько развалин в память о могуществе короля.
– Но среди монастырских строений некоторые являют собой прекрасные образцы архитектуры.
– Ни один уважающий себя джентльмен не сможет жить в церкви, – раздраженно проговорил Кромвель. – Надеюсь, вы не собираетесь обратить меня в паписта, Мэтью?
– Никоим образом, милорд.
– Тогда ступайте. И не обманите на сей раз моих ожиданий. Не забывайте, что в моей власти не только построить карьеру служителя закона, но также и разрушить ее.

Когда королю Генриху стало известно о событиях, происшедших в монастыре Святого Доната, он тотчас приказал сровнять его с землей. Для этого Кромвель направил в Скарнси итальянского инженера по имени Портинари, успешно осуществившего подобные работы в монастыре Льюиса. Мне довелось слышать, что он был большим знатоком в этих делах. Так, к примеру, в Льюисе под его руководством был столь искусно заминирован фундамент, что здание церкви в мгновение ока превратилось в огромное облако пыли. Те, кто наблюдал за этим событием из Скарнси, говорили, что это было воистину ужасающее и столь завораживающее зрелище, что многие были весьма не прочь увидеть его еще раз.
Поскольку зима в тот год выдалась суровой, Портинари сумел направить своих людей и необходимое снаряжение к берегам Скарнси лишь с наступлением весны. Их прибытия ожидали через неделю. Однако приезд предварили чиновники Палаты, явившиеся затем, чтобы вывести все ценное, а также снять свинец с крыш и медь с колоколов.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Уничтожение английских монастырей в 1536—1540 годах происходило под руководством главного правителя Англии Томаса Кромвеля. После проведения ревизии монастырей, в ходе которой был собран обширный материал в пользу их разрушения, в 1536 году Кромвель представил парламентский закон о роспуске небольших монастырей. Однако когда его агенты начали проводить закон в действие, на севере Англии вспыхнул мощный вооруженный бунт, так называемое Паломничество Милосердия. Генрих Восьмой вместе с Кромвелем подавили восстание, призвав обманным путем его вождей на переговоры и подготовив за это время армию для уничтожения повстанцев.
Штурм более крупных монастырей был предпринят год спустя и производился подобно тому, как описано в данном романе. Причем в первую очередь давление со стороны властей было направлено на наиболее уязвимые христианские дома. В качестве орудия устрашения использовали монастырь в Льюисе, сдавшийся в ноябре 1537 года – факт, который для дальнейшего хода реформ имел решающее значение. В последующие годы один за другим были переданы в руки короля остальные христианские дома, и к 1540 году все они были ликвидированы. Монастырские здания подвергались разрушению, но предварительно с их крыш чиновники Палаты перераспределения монастырского имущества снимали свинец. Монахи получали денежное содержание, а особо строптивые из них встречали со стороны властей довольно жестокое обращение. Уполномоченные Кромвелем чиновники, как правило, обращались с обитателями монастырей достаточно грубо, поэтому служители церкви испытывали перед ними гораздо больший страх, чем монахи Скарнси перед Шардлейком. Однако Скарнси не был заурядным монастырем, а Шардлейк – типичным представителем ведомства Кромвеля.
К. Сэнсом.
Горбун лорда Кромвеля

Страницы: << Prev 1 2 3  ответить новая тема
Раздел: 
средневековые замки / религия / Католические монашеские ордена и монастыри

KXK.RU