может подойдет,но больше у меня ничего нет!!!

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:  

Раздел: 
Форум ХНЭУ / СЕССИЯ зима 2004-05 / может подойдет,но больше у меня ничего нет!!!

Страницы: 1  ответить новая тема

Автор Сообщение


Группа: Участники
Сообщений: 3
Добавлено: 22-10-2005 15:10
Экономический закон - объективная категория, существующая независимо от воли и сознания субъекта (человека).
Действие законов выражается через закономерности. Примеры законов:
экономии времени,повышения производительности труда, стоимости и др.

Закономерности РПС:
1. Планомерное, пропорциональное размещение производства по территории страны.
Выработан для социализма.
Закономерность работает в госсекторе экономики при общественной собственности на средства производства.
В результате приватизации доля госсектора снижается. Состав госсектора.
Рациональное территориаль-ное разделение общественного труда.
(процесс обособления регионов по отраслям ведущей специализации:
обеспечивается оптимальное соотношение отраслей и производств, вступление регионов в товарообмен, дающий прибыль;
оптимальный вариант эксплуатации природного комплекса;
формируется межрегиональный баланс производства и потребления, устанавливаются связи и развивается транспорт.
3. Комплексное, гармоничное развитие хозяйства страны и ее экономических районов.
4. Выравнивание уровней экономического и социального развития и обеспечения подъема экономики всех территориальных структур.
Принципы РПС:
1. Единство экономического районирования с административно-территориальным делением.
2. Первоочередное освоение и комплексное использование наиболее эффективных видов природных ресурсов.
3. Приближение производства к источникам сырья, топлива, электроэнергии, трудовым ресурсам и районам потребления.
4. Учет интересов укрепления обороноспособности страны при размещении хозяйственных объектов.
5. Реализация преимуществ и экономических выгод международного разделения труда
в развитии и размещении производительных сил .
6. Всемерное сокращение потерь труда в процессе производства и обращения готового продукта.
Природные факторы:
наличие природных ресурсов, их количественная и качественная оценка;
климатические и экологические условия.
Возрастающая роль экологического фактора при обосновании размещения производства по территории страны.
Природный фактор развития и размещения сельскохозяйственного производства.
Региональные различия в природных условиях и их влияние на уровень всех элементов затрат.
Технико-экономические показатели, отражающие природные факторы.
Демографические факторы:
численность населения и его расселение;
половозрастная структура населения;
естественное и механическое движение населения в масштабе всей страны и в территориальном разрезе;
численность трудовых ресурсов и их половозрастная структура;
уровень квалификации наличных трудовых ресурсов. Показатели, отражающие демографические факторы.
Экономические факторы:
пространственное положение района, размещения производства; транспортная обеспеченность;
уровень развития объектов производственной и социальной инфраструктуры;
объем капитальных и текущих затрат в районе размещения объектов.
Показатели, раскрывающие сущность стоимостных факторов.
При ответе на вопрос о факторах РПС опираться на отраслевой и территориальный (по ЭР) разделы.
По каждому фактору привести конкретные примеры по отраслям, территориям или конкретным предприятиям.
Под НТП понимается непрерывный процесс взаимосвязанного поступательного развития науки, техники, производства и потребления.
Под НТР понимается качественно новый скачок (этап) в развитии производительных сил.
Факторы, повышающие эффективность производства:
1. Отраслевая структура хозяйства страны.
2. Территориальное размещение производства.
3. Степень использования природных ресурсов.
4. Степень использования производственных фондов и рабочей силы.
5. Социально-культурный уровень трудящихся.
Основные направления НТП:
1. Совершенствование орудий труда.
2. Совершенствование предметов труда (сырья и материалов).
3. Использование новых видов энергии.
4. Совершенствование технологий.
5. Улучшение организации производства и управления.
6. Биотехнология.
Основные направления НТР:
1. Возникновение новых отраслей производства.
2. Поиск и освоение новых ресурсов.
3. Подготовка качественно новых специалистов.
4. Освоение и использование новых видов техники.
Основные элементы НТП:
людские ресурсы, финансовые ресурсы, информация.
Число научных работников (персонала, занятого исследованиями и разработками) сократилось (тыс. чел.):
с 1533 (1992) до 855 (1998) или в 1.8 раза[1].
Всего численность занятых в отрасли «Наука и научное обслуживание» сократилась (млн. чел.)
с 3.1 (1985) до 1.3 (1998) или в 2.3 раза.
Это самые высокие темпы снижения численности работников среди всех отраслей.
Организации, выполняющие научно-исследовательские работы: научно-исследовательские институты (НИИ),
конструкторские бюро (КБ), высшие учебные заведения (ВУЗы), проектные и проектно-изыскательские организации.
Производственный потенциал имеет отраслевой и территориальный аспекты и характеризуется наличием
основных производственных фондов, фондовооруженности, фондоотдачи и др.
Научный и производственный потенциал способствуют созданию новых машин, средств автоматизации, оборудова




Производительные силы по территории страны размещаются под влиянием определенных закономерностей, факторов и принципов. Закономерности рассматриваются как пространственная модификация экономических, законов и представляют собой основные тенденции РПС. Среди них основными являются:
1. Закономерность экономической эффективности РПС (пространственная модификация закона экономии времени). С точки зрения данной закономерности рационально такое размещение производительных сил, которое способствует экономии времени и, как следствие, росту производительности труда, исходя из пространственного сближения предприятий всей технологической цепочки производства - добыча сырья, его последовательная переработка, получение и реализация готовой продукции.
2. Закономерность пропорционального размещения производства (пространственная модификация закона пропорционального развития). Она реализуется, во-первых, при гармоничном, соответствующем потребностям друг друга, размещении всех элементов производительных сил в пределах определенной территории (соответствие, например, запасов сырья объемам его добычи и переработки; уровня развития обслуживающих производств потребностям основного, специализирующего; численности и состава рабочей силы требованиям экономики района; масштабов развития инфраструктуры потребностям производства и населения и т. д.). Во-вторых, при динамичном и гармоничном развитии всех регионов страны, предполагающем отсутствие перенасыщенных экономикой (с негативными социально-экономическими и экологическими последствиями) регионов, с одной стороны, и депрессивных и стагнирующих районов, с другой.
3. Закономерность развития ТРТ (пространственная модификация закона общественного разделения труда). Предполагает формирование специализированных экономических районов разного иерархического уровня в соответствии с природно-ресурсной, социально-экономической и национально-демографической спецификой отдельных территорий.
Факторы РПС представляют собой явления, оказывающие детерминирующее воздействие на РПС, создающие или исключающие (возможность локализации определенных социально-зкомических объектов на той или иной территории. Исходя из этого различают факторы делимитации (ограничения развития) и активизации (стимулирующие развитие).
Факторы РПС многообразны и с точки зрения их генезиса и характера воздействия на РПС их классифицируют следующим образом:
а) технико-экономические, или технологические факторы, обусловленные особенностями технологии производственных процессов в тех или иных отраслях а, значит, и условиями размещения (энергоемкие, водоемкие, материалоемкие, трудоемкие и т. д. производства);
б) природные факторы, связанные с использованием природных ресурсов, особенностями природных условий и экологическими ограничениями на тех или иных территориях;
в) социально-экономические факторы, отражающие накопление прошлого труда, характер расселения населения, соотношение городского и сельского населения, уровень развития инфраструктуры, демографический и профессиональный состав населения, уровень оплаты труда рабочей силы;
г) научно-технические факторы, обусловленные уровнем развития научной сферы, проектно-конструкторского дела, наукоемких производств, квалификацией рабочей силы.
Принципы РПС - это основные правила государственной политики в сфере размещения производства и расселения населения. Они учитывают не только закономерности и факторы РПС, но и внеэкономические аспекты - социально-демографические, территориальные, политические, военно-стратегические и др. Принципы разрабатываются и реализуются государством на определенном этапе развития с целью решения конкретных задач и проблем РПС. С изменением социально-экономической и политической ситуации в обществе принципы могут существенно трансформироваться или прекращать действие.
На разных этапах развития страны реализовывались, в частности, следующие основные принципы РПС: выравнивание социально-экономического развития регионов; формирование территориально-производственных комплексов; размещение производства с учетом обороноспособности страны; сдвиг народного хозяйства на восток; освоение природно-ресурсного потенциала северных территорий; ограничение роста крупных и крупнейших городов; активизация развития малых и средних городов; принцип налогового регулирования РПС (при создании свободных экономических и оффшорных зон, наукоградов).
Итак, принципы, во-первых, исторически изменчивы, во-вторых, это политика государства с целью достижения определенных целей по размещению производительных сил на данном этапе социально-экономического развития страны.



Законопроектом “О территориальном устройстве Украины” определенно понятие территориального устройства Украины, установлены статус и иерархия административно-территориальных единиц, порядок их образования, реорганизации и ликвидации. Законопроект создает законодательную основу для проведения административно-территориальной реформы, повышения эффективности местных органов власти Украины. Законопроектом также предусмотрено, что территориальные общины и органы местного самоуправления должны самостоятельно определять собственные внутренние исполнительные структуры, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться коммунальной собственностью и финансовыми ресурсами.

Принятие проектов Законов “О территориальном устройстве Украины” и “О внесении изменений в Конституцию Украины” (№3207-1) введет единую унифицированную административно-территориальную единицу первичного уровня. Это будет способствовать утверждению европейских стандартов в обществе. Административно-территориальная реформа должна обеспечить децентрализацию государственного управления, максимально приблизить процесс принятия решения к гражданину, предоставить объем и качества услуг населению в соответствии с общегосударственными социальными стандартами. С принятием отмеченных проектов законов, а также законов по вопросам организации деятельности и правового статуса органов исполнительной власти и органов местного самоуправления возникнет необходимость пересмотра более чем трехсот законодательных актов Украины
Статья 132.
Территориальное устройство Украины основывается на принципах единства и целостности государственной территории, сочетания централизации и децентрализации в осуществлении государственной власти, сбалансированности и социально-экономического развития регионов с учетом их исторических, экономических, экологических, географических и демографических особенностей, этнических и культурных традиций.

Статья 133.
Систему административно-территориального устройства Украины составляют: Автономная Республика Крым, области, районы, города, районы в городах, поселки и села.

B состав Украины входят: Автономная Республика Крым, Винницкая, Волынская, Днепропетровская, Донецкая, Житомирская, Закарпатская, Запорожская, Ивано-Франко-вская, Киевская, Кировоградская, Луганская, Львовская, Николаевская, Одесская, Полтавская, Ровенская, Сумская, Тернопольская, Харьковская, Херсонская, Хмельницкая, Черкасская, Черновицкая, Черниговская области, города Киев и Севастополь.

Города Киев и Севастополь имеют специальный статус, который определяется законами Украины













Страницы: 1  ответить новая тема
Раздел: 
Форум ХНЭУ / СЕССИЯ зима 2004-05 / может подойдет,но больше у меня ничего нет!!!

KXK.RU