|
[ На главную ] -- [ Список участников ] -- [ Зарегистрироваться ] |
On-line: |
Форум ХНЭУ / СЕССИЯ зима 2004-05 / может подойдет,но больше у меня ничего нет!!! |
Страницы: 1 |
Автор | Сообщение |
bad Группа: Участники Сообщений: 3 |
Добавлено: 22-10-2005 15:10 |
Экономический закон - объективная категория, существующая независимо от воли и сознания субъекта (человека). Действие законов выражается через закономерности. Примеры законов: экономии времени,повышения производительности труда, стоимости и др. Закономерности РПС: 1. Планомерное, пропорциональное размещение производства по территории страны. Выработан для социализма. Закономерность работает в госсекторе экономики при общественной собственности на средства производства. В результате приватизации доля госсектора снижается. Состав госсектора. Рациональное территориаль-ное разделение общественного труда. (процесс обособления регионов по отраслям ведущей специализации: обеспечивается оптимальное соотношение отраслей и производств, вступление регионов в товарообмен, дающий прибыль; оптимальный вариант эксплуатации природного комплекса; формируется межрегиональный баланс производства и потребления, устанавливаются связи и развивается транспорт. 3. Комплексное, гармоничное развитие хозяйства страны и ее экономических районов. 4. Выравнивание уровней экономического и социального развития и обеспечения подъема экономики всех территориальных структур. Принципы РПС: 1. Единство экономического районирования с административно-территориальным делением. 2. Первоочередное освоение и комплексное использование наиболее эффективных видов природных ресурсов. 3. Приближение производства к источникам сырья, топлива, электроэнергии, трудовым ресурсам и районам потребления. 4. Учет интересов укрепления обороноспособности страны при размещении хозяйственных объектов. 5. Реализация преимуществ и экономических выгод международного разделения труда в развитии и размещении производительных сил . 6. Всемерное сокращение потерь труда в процессе производства и обращения готового продукта. Природные факторы: наличие природных ресурсов, их количественная и качественная оценка; климатические и экологические условия. Возрастающая роль экологического фактора при обосновании размещения производства по территории страны. Природный фактор развития и размещения сельскохозяйственного производства. Региональные различия в природных условиях и их влияние на уровень всех элементов затрат. Технико-экономические показатели, отражающие природные факторы. Демографические факторы: численность населения и его расселение; половозрастная структура населения; естественное и механическое движение населения в масштабе всей страны и в территориальном разрезе; численность трудовых ресурсов и их половозрастная структура; уровень квалификации наличных трудовых ресурсов. Показатели, отражающие демографические факторы. Экономические факторы: пространственное положение района, размещения производства; транспортная обеспеченность; уровень развития объектов производственной и социальной инфраструктуры; объем капитальных и текущих затрат в районе размещения объектов. Показатели, раскрывающие сущность стоимостных факторов. При ответе на вопрос о факторах РПС опираться на отраслевой и территориальный (по ЭР) разделы. По каждому фактору привести конкретные примеры по отраслям, территориям или конкретным предприятиям. Под НТП понимается непрерывный процесс взаимосвязанного поступательного развития науки, техники, производства и потребления. Под НТР понимается качественно новый скачок (этап) в развитии производительных сил. Факторы, повышающие эффективность производства: 1. Отраслевая структура хозяйства страны. 2. Территориальное размещение производства. 3. Степень использования природных ресурсов. 4. Степень использования производственных фондов и рабочей силы. 5. Социально-культурный уровень трудящихся. Основные направления НТП: 1. Совершенствование орудий труда. 2. Совершенствование предметов труда (сырья и материалов). 3. Использование новых видов энергии. 4. Совершенствование технологий. 5. Улучшение организации производства и управления. 6. Биотехнология. Основные направления НТР: 1. Возникновение новых отраслей производства. 2. Поиск и освоение новых ресурсов. 3. Подготовка качественно новых специалистов. 4. Освоение и использование новых видов техники. Основные элементы НТП: людские ресурсы, финансовые ресурсы, информация. Число научных работников (персонала, занятого исследованиями и разработками) сократилось (тыс. чел.): с 1533 (1992) до 855 (1998) или в 1.8 раза[1]. Всего численность занятых в отрасли «Наука и научное обслуживание» сократилась (млн. чел.) с 3.1 (1985) до 1.3 (1998) или в 2.3 раза. Это самые высокие темпы снижения численности работников среди всех отраслей. Организации, выполняющие научно-исследовательские работы: научно-исследовательские институты (НИИ), конструкторские бюро (КБ), высшие учебные заведения (ВУЗы), проектные и проектно-изыскательские организации. Производственный потенциал имеет отраслевой и территориальный аспекты и характеризуется наличием основных производственных фондов, фондовооруженности, фондоотдачи и др. Научный и производственный потенциал способствуют созданию новых машин, средств автоматизации, оборудова Производительные силы по территории страны размещаются под влиянием определенных закономерностей, факторов и принципов. Закономерности рассматриваются как пространственная модификация экономических, законов и представляют собой основные тенденции РПС. Среди них основными являются: 1. Закономерность экономической эффективности РПС (пространственная модификация закона экономии времени). С точки зрения данной закономерности рационально такое размещение производительных сил, которое способствует экономии времени и, как следствие, росту производительности труда, исходя из пространственного сближения предприятий всей технологической цепочки производства - добыча сырья, его последовательная переработка, получение и реализация готовой продукции. 2. Закономерность пропорционального размещения производства (пространственная модификация закона пропорционального развития). Она реализуется, во-первых, при гармоничном, соответствующем потребностям друг друга, размещении всех элементов производительных сил в пределах определенной территории (соответствие, например, запасов сырья объемам его добычи и переработки; уровня развития обслуживающих производств потребностям основного, специализирующего; численности и состава рабочей силы требованиям экономики района; масштабов развития инфраструктуры потребностям производства и населения и т. д.). Во-вторых, при динамичном и гармоничном развитии всех регионов страны, предполагающем отсутствие перенасыщенных экономикой (с негативными социально-экономическими и экологическими последствиями) регионов, с одной стороны, и депрессивных и стагнирующих районов, с другой. 3. Закономерность развития ТРТ (пространственная модификация закона общественного разделения труда). Предполагает формирование специализированных экономических районов разного иерархического уровня в соответствии с природно-ресурсной, социально-экономической и национально-демографической спецификой отдельных территорий. Факторы РПС представляют собой явления, оказывающие детерминирующее воздействие на РПС, создающие или исключающие (возможность локализации определенных социально-зкомических объектов на той или иной территории. Исходя из этого различают факторы делимитации (ограничения развития) и активизации (стимулирующие развитие). Факторы РПС многообразны и с точки зрения их генезиса и характера воздействия на РПС их классифицируют следующим образом: а) технико-экономические, или технологические факторы, обусловленные особенностями технологии производственных процессов в тех или иных отраслях а, значит, и условиями размещения (энергоемкие, водоемкие, материалоемкие, трудоемкие и т. д. производства); б) природные факторы, связанные с использованием природных ресурсов, особенностями природных условий и экологическими ограничениями на тех или иных территориях; в) социально-экономические факторы, отражающие накопление прошлого труда, характер расселения населения, соотношение городского и сельского населения, уровень развития инфраструктуры, демографический и профессиональный состав населения, уровень оплаты труда рабочей силы; г) научно-технические факторы, обусловленные уровнем развития научной сферы, проектно-конструкторского дела, наукоемких производств, квалификацией рабочей силы. Принципы РПС - это основные правила государственной политики в сфере размещения производства и расселения населения. Они учитывают не только закономерности и факторы РПС, но и внеэкономические аспекты - социально-демографические, территориальные, политические, военно-стратегические и др. Принципы разрабатываются и реализуются государством на определенном этапе развития с целью решения конкретных задач и проблем РПС. С изменением социально-экономической и политической ситуации в обществе принципы могут существенно трансформироваться или прекращать действие. На разных этапах развития страны реализовывались, в частности, следующие основные принципы РПС: выравнивание социально-экономического развития регионов; формирование территориально-производственных комплексов; размещение производства с учетом обороноспособности страны; сдвиг народного хозяйства на восток; освоение природно-ресурсного потенциала северных территорий; ограничение роста крупных и крупнейших городов; активизация развития малых и средних городов; принцип налогового регулирования РПС (при создании свободных экономических и оффшорных зон, наукоградов). Итак, принципы, во-первых, исторически изменчивы, во-вторых, это политика государства с целью достижения определенных целей по размещению производительных сил на данном этапе социально-экономического развития страны. Законопроектом “О территориальном устройстве Украины” определенно понятие территориального устройства Украины, установлены статус и иерархия административно-территориальных единиц, порядок их образования, реорганизации и ликвидации. Законопроект создает законодательную основу для проведения административно-территориальной реформы, повышения эффективности местных органов власти Украины. Законопроектом также предусмотрено, что территориальные общины и органы местного самоуправления должны самостоятельно определять собственные внутренние исполнительные структуры, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться коммунальной собственностью и финансовыми ресурсами. Принятие проектов Законов “О территориальном устройстве Украины” и “О внесении изменений в Конституцию Украины” (№3207-1) введет единую унифицированную административно-территориальную единицу первичного уровня. Это будет способствовать утверждению европейских стандартов в обществе. Административно-территориальная реформа должна обеспечить децентрализацию государственного управления, максимально приблизить процесс принятия решения к гражданину, предоставить объем и качества услуг населению в соответствии с общегосударственными социальными стандартами. С принятием отмеченных проектов законов, а также законов по вопросам организации деятельности и правового статуса органов исполнительной власти и органов местного самоуправления возникнет необходимость пересмотра более чем трехсот законодательных актов Украины Статья 132. Территориальное устройство Украины основывается на принципах единства и целостности государственной территории, сочетания централизации и децентрализации в осуществлении государственной власти, сбалансированности и социально-экономического развития регионов с учетом их исторических, экономических, экологических, географических и демографических особенностей, этнических и культурных традиций. Статья 133. Систему административно-территориального устройства Украины составляют: Автономная Республика Крым, области, районы, города, районы в городах, поселки и села. B состав Украины входят: Автономная Республика Крым, Винницкая, Волынская, Днепропетровская, Донецкая, Житомирская, Закарпатская, Запорожская, Ивано-Франко-вская, Киевская, Кировоградская, Луганская, Львовская, Николаевская, Одесская, Полтавская, Ровенская, Сумская, Тернопольская, Харьковская, Херсонская, Хмельницкая, Черкасская, Черновицкая, Черниговская области, города Киев и Севастополь. Города Киев и Севастополь имеют специальный статус, который определяется законами Украины |
Страницы: 1 |
Форум ХНЭУ / СЕССИЯ зима 2004-05 / может подойдет,но больше у меня ничего нет!!! |