ТРИ ПАРЫ ШЁЛКОВЫХ ЧУЛОК

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:  

Раздел: 
Театр и прочие виды искусства -продолжение / Публикации / ТРИ ПАРЫ ШЁЛКОВЫХ ЧУЛОК

Страницы: << Prev 1 2 3 4 5 6 7  ...... 12 13 14 15 Next>> ответить новая тема

Автор Сообщение

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 10-01-2010 00:24
Кисляков входит в комнату. Подходит к полкам с книгами. Берёт книгу. Раскрывает наугад. Книга зевает. Падает на пол. С полки соскакивают остальные книги. У книг появляются ноги, руки, голова. Они ходят по комнате.

ПЕРВАЯ КНИГА
Не радует пустая комната? Тянет встать и куда-то идти?

ВТОРАЯ КНИГА
Очевидно, у него внутри всё остановилось. Там уже нет никакого движения.

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 10-01-2010 00:24
ТРЕТЬЯ КНИГА
Я давно зачала у него опасные симптомы: он ни одного часа не может посидеть один. Его всё тянет куда-нибудь на улицу, в театр.

По комнате ходят тени. Они протягивают Кислякову руки.

КИСЛЯКОВ
Здравствуйте, герои революции. Я преклоняюсь перед вами мучениками, идущими на подвиг. Вы рисковали жизнью за свою идею.

ПЕРВАЯ ТЕНЬ РЕВОЛЮЦИОНЕРА
Врёшь, шельмец. Почему ты с нами не встал в одну шеренгу?

ВТОРАЯ ТЕНЬ РЕВОЛЮЦИОНЕРА
Он нам сочувствовал чисто платонически. Как много у него книг. Будем изучать их, товарищи. И ты читай.

КИСЛЯКОВ
Я с юности принадлежу к той основной массе старого студенчества, которое жило всеми интеллигентскими традициями. Я испытываю ненависть ко всякому насилию над человеческой личностью.

ТРЕТЬЯ ТЕНЬ РЕВОЛЮЦИОНЕРА
Мы вас будем насиловать как прослойку. Товарищи, эти интеллигенты прячут от народа всё в своих подвалах. Предлагаю насиловать их, пока они не отдадут всё народу.

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 10-01-2010 00:25
Кисляков видит своих сотрудников из музея Галахова, Гусева, Марью Павловну, Андрей Игнатьевича. Они лежат обнажённые на полу в его квартире. Кричат. Над ними летают книги. На книгах сидят Тени революционеров. Рвут их на части. Книги вопят. Интеллигенты вопят. Кисляков стоит на коленях.

КИСЛЯКОВ
Тише, умоляю вас. Мещанка за стеной подслушивает. Прекратите насиловать нас! Нам больно.

ТРЕТЬЯ ТЕНЬ РЕВОЛЮЦИОНЕРА
Ты хотел быть полководцем? Я тебя превращу в рядового работника.

МАРЬЯ ПАВЛОВНА
Я не перенесу этого разврата!

ВТОРАЯ ТЕНЬ РЕВОЛЮЦИОНЕРА
Справедливость для всех, без различия классов. Ты не женщина! Ты фальшивка.

КИСЛЯКОВ
Полухин, спасите меня. Только вы опора для спасения жизни!

ГАЛАХОВ
Вот после этого и надейся на порядочность человеческую. Уж его-то мы считали своим человеком, при котором оглядываться не нужно, а он оказался предателем.

Вбегает Полухин. Целует взасос Кислякова. У Кислякова губы в помаде. Он вытирает губы о стену, о себя. Вся комната становится цвета губной помады. Входит мещанка с тряпкой и ведром. Отмывает стены.

КИСЛЯКОВ
Я могу твердо, глядя вам в глаза, сказать, что считаю Полухина прекрасным человеком и потому дружу с ним. Вас нужно насиловать. Давайте революционеры комсомольцы насилуйте эту сволочь интеллигентскую.

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 10-01-2010 00:26
Мещанка бьёт всех интеллигентов ведром по голым задам. Раздевается голая. Носится по комнате за тенями революционеров.

ГУСЕВ
Значит, вы предаете нас, свой класс, вступая в дружбу с тем, кто призван смести нас с земли?

Кисляков ломает фанерную перегородку.

КИСЛЯКОВ
Всех выгоню! Буду жить с Полухиным и Мещанкой.

Мещанка хрюкает от удовольствия. Хрюканье переходит в храп.
Кисляков открывает глаза. Солнце бьёт ему в лицо. Слышит храп. Открывает двери. У дверей спит пьяный слесарь.
Кисляков переступает через него.

МЕЩАНКА
Куда же вы лезете? Не видите - тут краска!

От удара ноги жестянка с краской покатилась по коридору. Оставляет на полу красный цвет.
Кисляков выходит из коридора.

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 10-01-2010 00:27
ИНТ. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ. УТРО

Кисляков борется с тяжелой дверью. в подъезде. Дверь тащит его за собой. Кисляков отдаёт Сергею Ивановичу свое пальто.
На лестнице стоит Полухин.

ПОЛУХИН
Вот хорошо, что я вас встретил, товарищ Кисляков.

Полухин проходит вперед Кислякова по коридору. Входят в первый зал в первый зал.

ПОЛУХИН
Помните, в прошлый раз вы спросили, что я тут рассматриваю, а я вам сказал, что одна мысль пришла в голову?

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 10-01-2010 00:27
КИСЛЯКОВ
Да, помню.

ПОЛУХИН
Ну, так вот, когда я в первый раз пришел сюда и посмотрел, я понял, что всё это - ерунда.

КИСЛЯКОВ
Что ерунда?

ПОЛУХИН
А вот всё это дело. Что мы здесь делаем? Гробницы какие-то стережем! И мало того, что гробницы, а еще и реликвии. Вот эти царские шапки. Раз мы к ним с таким почтением относимся, значит, на них будут смотреть с почтением и другие, - те, кто приходит сюда.

КИСЛЯКОВ
Совершенно верно.

ПОЛУХИН
Тут всё прошлые века, и, значит, мы тут - в прошлом. Они лежат без движения, а их надо заставить двигаться. Правильно я говорю?

КИСЛЯКОВ
Правильно.

ПОЛУХИН
Надо сделать музей таким, чтобы он не охранял прошлое, а показывал, откуда и куда мы идем. Так? Правильно?

КИСЛЯКОВ
Правильно.

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 10-01-2010 00:28
ПОЛУХИН
Мы сейчас не такие богатые, чтобы у нас гробницы, да еще без дела стояли. Нам нужно на образцах показать всю дорогу, по которой прежде шли и по которой теперь идем. Вот это будет нужный музей!

Полухин на каждом слове машет перед собой вверх и вниз рукой с выставленным указательным пальцем, как регент на клиросе.

КИСЛЯКОВ
Я понимаю, нужно заставить музей работать в ногу со всем строительством и в живых образах отмечать не только прошлое, а всю линию движения, включая и настоящее время с его достижениями и завоеваниями. Да и прошлое нужно так сгруппировать, чтобы была видна история, т. е. движение, а не отдельные шапки.

ПОЛУХИН
Вот молодец, брат! Ты сразу схватил!

КИСЛЯКОВ
Знаете, что? Я займусь вот чем: набросаю план проекта реорганизации музея.

ПОЛУХИН
Здорово. Вали!

КИСЛЯКОВ
А эту свою церковную живопись брошу.

ПОЛУХИН
К чёрту ее, какая там
Живопись. Вот ты живой человек, а все твои товарищи - только гробовщики и больше ничего. Так? И нам нужны такие люди. А французский язык нам тоже ни к чему.

КИСЛЯКОВ
Да, конечно. Тут надо подобрать соответствующих. Молодежь лучше всего подходит.

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 10-01-2010 00:29
Сзади них проходит Гусев.

КИСЛЯКОВ
А вы знаете, Андрей Захарович, для меня встреча с вами - большая неожиданность.

ПОЛУХИН
А что?

КИСЛЯКОВ
Когда вы пришли сюда, я думал: Этот человек, совершенно незнакомый с делом, только развалит всё, а вы сразу увидели, что тут нужно, и меня зажгли.

ПОЛУХИН
Ну, так, значит, беретесь?

КИСЛЯКОВ
Конечно!

ПОЛУХИН
Верно. Вали!

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 11-01-2010 00:45
ИНТ. КВАРТИРА КИСЛЯКОВА. ВЕЧЕР

Кисляков снимает пенсне. Начинает бриться. Роняет на комоде металлический стаканчик для воды.

МЕЩАНКА З.К
Может быть, вам горячей воды? У меня есть в чайнике.

Кисляков оглядывается на стену. Видит на стене двух огромных клопов. Кисляков снимает подтяжку. Бьёт клопов.

КИСЛЯКОВ
Что, это от вас, что ли, клопы лезут?

МЕЩАНКА З.К
Нет, у меня нету, меня не кусают. Вы куда собрались?

КИСЛЯКОВ
Друг приехал с молодой женой. Стараюсь одеться как можно лучше?

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 11-01-2010 00:47
МЕЩАНКА З.К
Это вы на его молодую жену производите приятное впечатление?

Кисляков надевает башмаки. Рвётся шнурок. Начинает связывать шнурки. Получается узел с хвостами. Хвосты обрезает - узел развязывается.

КИСЛЯКОВ
Да какое впечатление, когда в подтяжках давно, вместо мягких шнурков на блоках, оконные шнурки.

МЕЩАНКА З.К
А Елена Викторовна не стесняется, едет на Волгу дышать воздухом. Покупает себе туфли.

КИСЛЯКОВ
Неудобно как – то. Мы с Аркадием жили вместе все студенческие годы. Ладно, я побежал. Клопов не гоняйте к нам.

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 11-01-2010 00:47
ИНТ. ЛЕСТНИЧНАЯ ПЛОЩАДКА. ПЕРЕД КВАРТИРОЙ НЕЗНАМОВА. ВЕЧЕР

Кисляков отворяет стеклянную дверь подъезда. Задерживается. Смотрит на свое отражение в стекле при свете лампочки. Щеки красные. Уши красные. Он прикладывает к ушам руки. От этого они еще краснее.
В широком коридоре второго этажа идут по обеим сторонам двери. Стены только что выбеленные. Двери красятся. На дверях квартиры Аркадия Незнамова приколоты газеты. Двери открыты. В комнате виднеются еще нераспакованные чемоданы. На окне стоит зажженная свеча. На столе посредине комнаты лежит на бумажке колбаса. Стоят пустые стакан с чашкой.
Посредине комнаты стоит Аркадий Незнамов в распоясанной холщевой блузе с засученными рукавами. Со свисшими на лоб волосами. Возится над распаковкой деревянного ящика.
Аркадий поднял на стук шагов голову.

ИНТ. КВАРТИРА НЕЗНАМОВА. ВЕЧЕР

АРКАДИЙ
Рад тебя видеть.

Аркадий оглядывается по комнате.

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 11-01-2010 00:48
КИСЛЯКОВ
Что ты при свече-то сидишь?

АРКАДИЙ
Пробки перегорели. Чаю хочешь?

КИСЛЯКОВ
Да нет, какой там чай! Дай-ка на тебя посмотреть поближе. Тоже, брат, постарел. Телеграмму мою получили?

АРКАДИЙ
Да, да, спасибо, получили. Мы оба - и я, и Тамара - рвались в Москву, как в обетованную страну. А ты даже элегантно одет: воротник, галстук, пиджак хороший.

КИСЛЯКОВ
А я, если бы ты знал, с каким нетерпением вас ждал!

АРКАДИЙ
Да, милый, сколько лет не виделись. Ты что же, работаешь?

КИСЛЯКОВ
Работаю. Ну, что в провинции?

АРКАДИЙ
Плохо. Главным образом плохо тем, что совершенно нет общества: все сидят по своим норам и ни у кого ни с кем нет общих интересов. Поэтому если собираются, то только затем, чтобы пить водку. Причем пьют дико, даже женщины и девушки. Да что же ты хочешь: в жизни нет идеи, а идея, как кто-то сказал, есть Бог живого человека.

КИСЛЯКОВ
Да, это верно.

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 11-01-2010 00:49
АРКАДИЙ
Ну, вот. Поэтому ничто никого не интересует, дальше интереса к белой муке никто не идет. Общее чувство у интеллигенции такое, как будто они - рабы египетские, которых согнали строить пирамиду, которая явится их же могилой. Понимаешь, как будто люди на всё махнули рукой - то пребывают в страхе, то стремятся забыться. Делать никто по-настоящему ничего не делает, друг другу не верят, и всё оглядываются. И так вот сидим и оглядываемся друг на друга. Из всего города у меня оставили (из интеллигенции) по себе светлое впечатление только два человека: это дядя Мишук и Левочка, как мы их звали. Милейшие, с большими духовными запросами, люди. Они давали нам возможность как-то дышать. Двое из всего города. Только двое!

КИСЛЯКОВ
Да, брат, плохо. Здесь, то же. Работают только из-за куска хлеба, потому что, как ты правильно сказал, нет идеи. Своя идея у каждого убита, а никакая чужая идея веры родить не может. Разве можно думать об этом, когда ты знаешь, что будущего у тебя нет.

Аркадий встаёт с ящика. С клещами в руках ходит по комнате

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 11-01-2010 00:49
АРКАДИЙ
Да, русская интеллигенция, как мы ее понимаем, началась при Белинском и кончилась при Ленине. Сможем ли мы найти новое сознание (так как старое умерло)? Если не сможем, то мы выродимся, потому что никакая социальная группа без идеи существовать не может.

КИСЛЯКОВ
Если с кем-нибудь случится несчастье, то все знакомые сразу становятся холоднее и сейчас же начинают его избегать, чтобы не пришлось помогать и сочувствовать.

АРКАДИЙ
Да, это страшная вещь.

КИСЛЯКОВ
А какой моральный распад! Вот у нас сейчас в квартире есть одна пара: оба красивые, еще молодые интеллигентные люди, еще недавно служившие всем примером, сейчас разводятся, он выгоняет ее с квартиры, чтобы поселиться с новой женой, а она подает на него в суд, - наверное, будут судиться из-за вещей.
Подумай, судиться из-за вещей с человеком, у которого были общие с тобой духовные ценности.

АРКАДИЙ
Потому и судятся, что никаких ценностей уже давно у них нет. Это - моральное вырождение. Да, Бог ушел из нашей жизни. Только -навсегда или нет?

КИСЛЯКОВ
Да, ты совершенно прав, именно - Бог ушел из нашей жизни, и осталось только одно борющееся за свое существование животное.

АРКАДИЙ
Ну, а как общее положение?

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 11-01-2010 00:50
КИСЛЯКОВ
Что же общее положение, белая мука тридцать рублей пуд. Процветает казенное творчество, а личность с ее инициативой загнана в щель. Стараются только о том, чтобы как можно больше настроить всего. Но, воздвигая каменные строения, совершенно уничтожают человеческую личность и душу. Они думают, что принуждением всё можно сделать. Есть хорошая французская поговорка…

АРКАДИЙ
Но сами коммунисты что собой представляют?

КИСЛЯКОВ
Знаешь, я последнее время присматриваюсь к коммунистам. И должен признаться, что, несмотря на неверную от начала до конца политику, среди них есть люди высокой честности, мало того, есть светлые личности. И они дают широкие возможности для творческой работы, предоставляют человеку с инициативой полную свободу. Только делай. Причем совершенно нет начальнической фанаберии. А уж людей они умеют выбирать, в этом нужно отдать им полную справедливость.

АРКАДИЙ
Да, это я тоже могу сказать. Для науки они, например, делают очень много. Прежнее правительство десятой доли того не делало. Всё это верно.

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 11-01-2010 00:50
КИСЛЯКОВ
Среди них чаще встретишь человека, которого можно уважать, чем среди интеллигенции. У них есть своя идея, святыня, если хочешь. А у наших интеллигентов…

АРКАДИЙ
Переломлен хребет. Да, хребет переломлен. Он грозит переломиться у целой половины человечества. И напрасно они так благодушествуют. Такого упорства и постоянства, с каким долбится камень истории мира, человек еще не видел. И сочтены уже сроки, когда этот камень расколется и рассыплется в прах под их ударами.

КИСЛЯКОВ
А где же жена?

АРКАДИЙ
Она убежала к своим театральным подругам. Ведь она у меня начинающая артистка и сейчас мечется, не может нигде устроиться. Мне иногда делается за нее больно и страшно.
Вот ее карточка.

Аркадий выходит в другую комнату.
В приотворившуюся дверь Кисляков видит непокрытую постель, большое ореховое кресло, обитое зеленым репсом, разбросанные по стульям чулки и прочие части женской одежды.
Аркадий приносит и подаёт карточку. Сам возвращается к ящику.
Кисляков видит на карточке девушку лет двадцати. На ней беленькая блузка и длинные - за колено – чулки. Короткая юбка. Она сидит на изгороди.

АРКАДИЙ
Ну, как?

КИСЛЯКОВ
Очень красива.

Аркадий поддевает крышку. У него ничего не получается.

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 11-01-2010 00:51
КИСЛЯКОВ
Вот возьми этим попробуй.

Кисляков вынимает из-под пиджака свой кинжал.
Аркадий, не глядя, берёт и поддевает им крышку. Кинжал, скользит в сторону по щели. Аркадий вскрикивает. Зажимает рукой обрезанный палец. Кровь частыми каплями течёт на пол, на обивку кресла. Он идёт в спальню. Перевязывает рану. На полу остаётся целая дорога из капель крови.

КИСЛЯКОВ
Какой ты неловкий. Я пойду. Уже одиннадцать часов, а в половине двенадцатого запирают ворота.

АРКАДИЙ
Ты, пожалуйста, извини ее: она с такой жаждой ехала в Москву, что не могла усидеть в этот вечер дома.

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 12-01-2010 00:14
ИНТ. КВАРТИРА НЕЗНАМОВА. ДЕНЬ

Аркадий ходит по комнате.

АРКАДИЙ
Она говорила, что придет в пять часов, но, вероятно, что-нибудь задержало.

Аркадий подходит к окну. На окне стоят всевозможные препараты. Болтает и смотрит на свет какую-то жидкость в пузырьке.

АРКАДИЙ
Меня очень беспокоит среда, в которой она вращается. У меня сейчас есть три ценности в жизни, из-за которых я живу: это моя наука, твоя дружба и, наконец, третье - это любовь Тамары. Я всегда смотрел на женщину, как на существо, которое благороднее, тоньше нас. Ты скажешь, что я здесь, как и в своей вере в человека, смешной идеалист.

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 12-01-2010 00:16
КИСЛЯКОВ
Нет, я вовсе не скажу, что ты смешной идеалист. Этого на свете теперь так мало, что таких людей можно только ценить, как редкие бриллианты.

АРКАДИЙ
Ну, уж ты скажешь.

КИСЛЯКОВ
Да, я скажу.

АРКАДИЙ
Да, я начал говорить про среду, в которой она вращается. Это поколение не попало ни туда, ни сюда: от стариков ушло, а новая жизнь их не приемлет. И они остались совершенно морально голые. Для них главная задача -только пробиться в жизнь, завоевать какими бы то ни было средствами свое незаконное место в ней. Причем, пробиться в жизнь на их языке вовсе не значит осуществить какую-нибудь идею, а только устроиться в самом примитивном, животном смысле. Сойтись с мужчиной для них ничего не стоит. Ведь в самом деле, прежде женщина, сходясь с мужчиной, отдавала ему свою душу, сливалась с ним в самых тончайших глубинах своего существа. А мужчина? Мужчина относится к женщине точно так же. И что он больше всего в женщине теперь ценит? Ноги. Он смотрит не на лицо, не на глаза и на душу, а прежде всего на ноги.

КИСЛЯКОВ
Да, это ужасно.

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 12-01-2010 00:16
АРКАДИЙ
Я рад, что там были у нас этот славный дядя Мишук и Левочка, которые являлись для нее мужским обществом и охраняли от всяких ничтожеств. И потом, конечно, ее оберегает любовь ко мне. Но меня пугает отсутствие в ней духовной, внутренней жизни, она ни минуты не может остаться сама с собой, ей постоянно нужны внешние раздражения, ее постоянно тянет куда-то бежать. Дома она не хозяйка, спит до десяти часов, я сам варю кофе. При этом ее гнетет и раздражает бедность, невозможность иметь, как полагается, шелковые чулки. Вот и дождь пошел.

Аркадий прислушивается в сторону выходной двери.

АРКАДИЙ
Ну, слава Богу, вот и она! Пожалуйте, пожалуйте, давно пора!

Страницы: << Prev 1 2 3 4 5 6 7  ...... 12 13 14 15 Next>> ответить новая тема
Раздел: 
Театр и прочие виды искусства -продолжение / Публикации / ТРИ ПАРЫ ШЁЛКОВЫХ ЧУЛОК

KXK.RU