Последний бой гвардии старшего лейтенанта Манжоса М.В.

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:  

Раздел: 
Земля наших предков (Полесье в междуречье Десны и Сожа) / Вахта памяти / Последний бой гвардии старшего лейтенанта Манжоса М.В.

Страницы: 1 2 3 4 5  ...... 8 9 10 11 Next>> ответить новая тема

Автор Сообщение

Участники
Группа: Администраторы
Сообщений: 5211
Добавлено: 25-03-2013 03:25
Некто Alen в теме форума Манжос оставил следующее сообщение. Цитирую:
Мой папа умер, так и не съездив на могилу к своему отцу. Взял обещание с нас, своих детей, сделать это за него. Наш дед:
МАНЖОС Михаил Васильевич, гв. ст. лейтенант, 1906 г.р., русский. Призван Унечским РВК. Погиб в бою 22.01.1944. Похоронен: с. Поровцово Невельского р-на Псковской обл.
Мы бы и съездили, но вот беда - в списке населенных пунктов Невельского р-на нет села Поровцово((( http://www.bankgorodov.ru/region/raion.php?id=1299
или из меня следопыт фиговый((((((((
Кто-нибудь знает - на основании каких документов вписаны места захоронения солдат?

Первым ответом на него было:
Наверно, надо поискать карту Генштаба РККА предвоенных лет. Индексы можно определить http://www.kartopoisk.com/rkka_detect.php. Путем увеличения масштаба индексной карты можно найти Невель и Невельский район. Невель находится несколько юго-западнее города Великие Луки, а район граничит с Беларусью. Увеличиваем и жмем ручкой-курсором вокруг Невеля. Записываем квадраты на листок бумаги, а потом через поисковик ищем где скачать карты Генштаба РККА по этим индексам. Нелишне найти современную карту Невельского р-на, чтобы представлять его границы. Удачи!
Ну а дальше пошло-поехало, и мы наверстали в ответ на вопрос Alen небольшое исследование почти на две странички текущей темы форума. По нашему мнению все, что помещено ниже этого сообщения должно помочь побывать внукам и правнукам на месте гибели деда и прадеда. Удачи!

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 2081
Добавлено: 25-03-2013 10:56
По документам ОБД Мемориал (сайт сейчас не работает, выдает только общую строку) год рождения дедушки вашего 1905, дата гибели правильная, а вот что касается села могут быть варианты: 1. Возможно название просто перепутали, неправильно записали. Это моглро быть во время войны (часто названия сел исковерканы прямо в документах времен ВОВ) или при составлении книги памяти. Включится ОБД - увидим. Невельский район нынче входит в Псковскую область РФ, это ранее он принадлежал Беларуси, прочтите запись о деде в КУниге памяти, чуть выше прямо в этой теме.
2. Возможно от села ничего не осталось после войны, такое тоже встречалось, но как то непохоже - посиковики выдают по запросу "село поровцово" всего два ответа - книгу памяти Унечи и этот форум, если село когда то существовало под этим названием вариантов поиска было бы больше.
3. Могилу, где захоронили деда во время ВОВ укрупнили, т.е. одиночные могилы с определенного района перенесли в одну, братскую, как правило расположенную в крупном селе у дороги. Надо поискать по фамилии по захоронениям в ОБД. Как заработает - поищем.
В остальном все правильно - надо найти карты Генштаба тех лет и убедиться - было такое село или не было, возможно было что то созвучное.
Я думаю что найдется Ваш дедушка, дайте чуть чуть времени. Коли он погиб и похоронен то найдется где. Начинать надо с ОБД.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 2081
Добавлено: 25-03-2013 11:40
Заработало.

Информация из донесения о безвозвратных потерях
Фамилия Манжос
Имя Михаил
Отчество Васильевич
Дата рождения/Возраст __.__.1905
Место рождения Орловская обл., Унечский р-н, с. Рахманово
Дата и место призыва Стародубский РВК, Орловская обл., Стародубский р-н
Последнее место службы 67 Гв. сд
Воинское звание гв. ст. лейтенант
Причина выбытия убит
Дата выбытия 22.01.1944
Название источника информации ЦАМО
Номер фонда источника информации 33
Номер описи источника информации 11458
Номер дела источника информации 296

Дополнительно из документа:
Гв. старший лейтенант, б/партийный, командир стрелкового взвода 201 гвардии стрелкового полка, 1905 г.р, уроженец села Рахманово Унечского района, призван Стародубским РВК Орловской области, убит 21.01.1944, похоронен дер. Подкольская, Невельского района Калининской области, жена Манжос Мария Ивановна, Орловская обл., Унечский р-н, село Рахманово.

Столько несовпадений с книгой памяти что даже сомнения - он ли? Но вероятно он.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 2081
Добавлено: 25-03-2013 11:55
Калининская область до войны:



И в послевоенные годы:



взято это из Википедии. Предполагаю, что искать следует в районах, переданных из Великолукской в Псковскую область, должна же книга памяти хоть в чем то быть верна?

Участники
Группа: Администраторы
Сообщений: 5211
Добавлено: 25-03-2013 12:19
Мой папа умер, так и не съездив на могилу к своему отцу. Взял обещание с нас, своих детей, сделать это за него. Наш дед:
МАНЖОС Михаил Васильевич, гв. ст. лейтенант, 1906 г.р., русский. Призван Унечским РВК. Погиб в бою 22.01.1944. Похоронен: с. Поровцово Невельского р-на Псковской обл.
Мы бы и съездили, но вот беда - в списке населенных пунктов Невельского р-на нет села Поровцово((( http://www.bankgorodov.ru/region/raion.php?id=1299
или из меня следопыт фиговый((((((((
Кто-нибудь знает - на основании каких документов вписаны места захоронения солдат?

Alen, тут Pan, наш бывалый поисковик, уже привел некоторые аргументы в пользу того, что Ваше дело небезнадежное. Присоединившись к нему, предлагаю уточнить следующее:
1. Ваш дед чвляется уроженцем деревни Рохманово?
2. Призывался ли он Стародубским РВК?
3. Ваша бабушка - Манжос Мария Ивановна?
Я тоже просмотер некоторые документы по Манжосу Михаилу Васильевичу с сайтов "ОБД Мемориал" и "Подвиг народа" и пришел к выводу, что информация из Книги Памяти по Унечскому району в части того, что "МАНЖОС Михаил Васильевич, гв. ст. лейтенант, 1906 г.р., русский. Призван Унечским РВК. Погиб в бою 22.01.1944. Похоронен: с. Поровцово Невельского р-на Псковской обл." подлежит сомнению.
Перечень документов для анализа:
http://www.obd-memorial.ru/memorial/fullimage?id=409745637&id1=673f93b4d1f7eb33f23116716aad79f1&path=KPVS/01/KPBryanskOblTom9/00000485.png
http://www.obd-memorial.ru/memorial/fullimage?id=409630375&id1=0dfe30d0b6e31b482a7468429a6d7dfd&path=KPVS/01/KPBryanskOblTom10/00000778.png
http://www.obd-memorial.ru/memorial/fullimage?id=55784311&id1=0c73244862a8698797ff7f1645f5d30d&path=Z/004/033-0011458-0296/00000136.jpg
http://www.obd-memorial.ru/memorial/fullimage?id=73911121&id1=4120cf8c0ecea8e9d4468105f896101b&path=Z/011/033-0011458-0222/00000251.jpg
http://www.podvignaroda.mil.ru/filter/filterimage?path=VS/001/033-0682526-0162/00000589.jpg&id=150490160&id=150490160&id1=6a4b562a36d03789513683ad764306d7
http://www.podvignaroda.mil.ru/filter/filterimage?path=VS/101/033-0686044-3526%2B004-3525/00000360.jpg&id=20879173&id=20879173&id1=f8cc44cd70f406b3ef6f93bfc558279d

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 2081
Добавлено: 25-03-2013 12:21
В поименных списках захоронений на ОБД Михаил Васильевича нет, по поиску не обнаруживается. А вот захоронения Невельского района, те что на учете как то я на смог найти, может, Радимич, поможешь?
Искать эти две деревни: Подкольскую (скорее всего первичное захоронение) и село Поровцово (скорее всего место братской могилы) видимо следует как в Невельском районе так и сразу за границей Беларуси, с границей и принадлежностью могли попутать, если прочесть про Невельскую наступательную операцию Калининского фронта, в которой принимала участие 67-я гв. стрелковая дивизия. Хотя если верить книге памяти Унечи - область Псковская.
Как бы к месту Семеныч тут бы появился, помог, а?

Участники
Группа: Администраторы
Сообщений: 5211
Добавлено: 25-03-2013 12:27
В поименных списках захоронений на ОБД Михаил Васильевича нет, по поиску не обнаруживается. А вот захоронения Невельского района, те что на учете как то я на смог найти, может, Радимич, поможешь?
Искать эти две деревни: Подкольскую (скорее всего первичное захоронение) и село Поровцово (скорее всего место братской могилы) видимо следует как в Невельском районе так и сразу за границей Беларуси, с границей и принадлежностью могли попутать, если прочесть про Невельскую наступательную операцию Калининского фронта, в которой принимала участие 67-я гв. стрелковая дивизия. Хотя если верить книге памяти Унечи - область Псковская.
Как бы к месту Семеныч тут бы появился, помог, а?

Pan, смотри мой предыдущий пост и ищем "182325
Абабково д
Пустошкинский р-н
Псковская область"

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 2081
Добавлено: 25-03-2013 19:27
Отсюда, : немного о 67 гв. сд в январе 1944 года Гитлеровцы начали отходить, терять свои позиции в начале января 1944 года.
За два дня наши войска освободили 28 населенных пунктов. Жаркий бой завязался на подступах к городу Новосокольники. Немцы не хотели терять важный железнодорожный узел. Продвижение полков было тяжелым, так как участки болот не замерзли, непреодолимыми были и речки. Утром 20 января было освобождено село Коробцово, а к вечеру противник, усилив сопротивление, снова ворвался в него. С рассветом село вернули. Ценой очень больших потерь...
Звучит Новосокольники на начало января, а на 20 января - Абабково, идти им было на запад от Новосокольников на Пустошку вдоль жд и трассы, значит где то под Пустошкой и есть...
Абабково хоть и находится по поиску как Пустошкинского района деревня, и индекс есть, а на Яндекс картах нету. На интернет-картах много деревень бывает что нету. Значит нужна подробнейшая карта Пустошкинского района Псковской области или запрос в Пустошкинский РВК. Так, Радимич?

Кстати, Alen, Ваш дед и отец модератора того форума, откуда взята эта информация - однополчане, оба служили в 201 гв. стрелковом полку. Он (модератор, некто с ником ДСГ) видимо давно изучает боевой пусть 67 гв. сд и 201 гв. сп, может напрямую к нему обратиться в целях экономии времени? Пока мы тут сообразим может у него есть готовая информация? Поймите правильно, мы все равно найдем, но возможно все уже найдено?

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 2081
Добавлено: 25-03-2013 19:45
Хотя, освобождение городов СССР читаем: НОВОСОКОЛЬНИКИ. Оккупирован 25 июля 1941 г. Освобожден 29 января 1944 г. войсками 2 ПрибФ в ходе Ленинградско-Новгородской операции:
22 А — 178 сд (генерал-майор Кроник Александр Львович).
...Войскам, участвовавшим в освобождении Новосокольников. приказом ВГК от 29 января 1944 г. объявлена благодарность и в Москве дан салют 12 артиллерийскими залпами из 124 орудий.

Получается по датам восточнее Новосокольников? Чудно однако, Великие Луки освобождены в январе 1943, Невель в октябре 1943... Откуда ж они шли, с юга получается? Нужен квадрат генштаба где есть Новосокольники, Пустошка и Невель. Получается по датам, что с Невеля на север на Пустошку, а потом на восток на Новосокольники, так?
Чего то я заплутал... Одно хорошо - в наградном четко сказано "в боях под Абабково" а Абабково по сию пору числится в Пустошкинском районе, значит найдется.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 2081
Добавлено: 25-03-2013 21:25
Герои Советского Союза погибшие на Псковщине

ОСИПОВ ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ

Родился 1 мая 1918 года в селе Юнгеровка Лысогорского района Саратовской области в семье крестьянина. Командир роты 38-го танкового полка 6-й гвардейской армии, капитан. Особенно отличился в ходе зимних наступательных боев на юго-западе Псковской области. Шестого января 1944 года в бою за населенные пункты Устиново, Бурмакино, Анисимово, Петушки (Невельский и Пустошкинский районы) был ранен, но не покинул поля боя, поддерживал наступление стрелковых подразделений. Погиб в тех боях. Звание Героя Советского Союза ему было присвоено 4 июня 1944 года посмертно. Похоронен на месте боя близ деревни Абабково. После войны останки его перенесены на братское кладбище в деревне Алушково Пустошкинского района.


Устиново и Бурмакино ищутся на картах Яндекс и находятся рядом. Как раз в том треугольнике.

Устиново , жми. Рядом Бурмакино.

Алушково , жми. Это уже севернее трассы Пустошка-Новосокольники, если перезахоранивали из Абабково то и она рядом где то была. Вообще Пустошкинский райвоенком должен бы быть в курсе дела - одно огорчает - в поименных списках Михаила Васильевича нет. Что бы могло значить?

Нужна Пустошка с районом РККА довоенная.

Участники
Группа: Администраторы
Сообщений: 5211
Добавлено: 26-03-2013 02:30
...Абабково хоть и находится по поиску как Пустошкинского района деревня, и индекс есть, а на Яндекс картах нету. На интернет-картах много деревень бывает что нету. Значит нужна подробнейшая карта Пустошкинского района Псковской области или запрос в Пустошкинский РВК. Так, Радимич?...

...Нужна Пустошка с районом РККА довоенная...



Pan, я так думаю, что в первую очередь нужна заинтересованность самого (самой?) Alenа .
Это, во-первых. Во-вторых, надо получить ответы на три вопроса, которые я поставил выше, чтобы не блудить. Ну и, несомненно, нужно найти карты Генштаба РККА, а также более детально проанализировать уже имеющиеся материалы по гвардии старшему лейтенанту Манжосу и боевой путь дивизии, в которой он служил и воевал, на момент его гибели.
Как я понял из карт, выставленных тобой выше, до 1944 года интересующая нас территории относилась к Калининской области.Это надо иметь ввиду тоже.
Ну и наконец, независимо от любых обстоятельств вопрос нам нужно этот довести до логического конца просто в память о нашем земляке, герое Великой войны.
Немного подождем и переведем все это в соответствующую тему. ОК?
Кстати, дядька то мой, действительно, был на излечении в госпитале в Ростове Ярославльской области. Этот факт только подтверждает то, что мы как всегда на верном пути

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 2081
Добавлено: 26-03-2013 09:37
Я просто пытался, пока было время, сузить район поика. Несомненно важна заинтересованность Alen-а и ответы на твои вопросы, хотя вроде все и сходится - но убедиться не лишне будет, полностью согласен.
Напомню твои вопросы для Alen-а:
1. Ваш дед является уроженцем деревни Рохманово?
2. Призывался ли он Стародубским РВК?
3. Ваша бабушка - Манжос Мария Ивановна?

Наверное следует подождать ответов. Действительно важно, тот ли это человек, хотя вроде все и совпадает...

Участники
Группа: Администраторы
Сообщений: 5211
Добавлено: 26-03-2013 11:08
Я просто пытался, пока было время, сузить район поика. Несомненно важна заинтересованность Alen-а и ответы на твои вопросы, хотя вроде все и сходится - но убедиться не лишне будет, полностью согласен.
Напомню твои вопросы для Alen-а:
1. Ваш дед является уроженцем деревни Рохманово?
2. Призывался ли он Стародубским РВК?
3. Ваша бабушка - Манжос Мария Ивановна?

Наверное следует подождать ответов. Действительно важно, тот ли это человек, хотя вроде все и совпадает...

То, что человек это один и тот же во всех представленных документах, несмотря на путаницу в годах рождения (1905 и 1906), сомнений похоже не должно быть. Вопрос, собственно, только в том, является ли он для Alen(а) дедом и есть ли какая-либо дополнительная по нем у Alen(а) .
В любом случае исследования по этому вопросу необходимо продолжить, чтобы устранить существующую путаницу с местом гибели и захоронения. Где-то кто-то неправильно записал название населенного пункта. Как, если вспомнить, в случае с Шуликом Федосеем Васильевичем, который по информации из все той же Книги Памяти Брянской области по Унечскому району был захоронен в несуществующем с.Порточи в Осетии (какой: Южной или Севрной?), а нашелся в х.Нортон (Нартон).
Так что, работаем пока здесь а потом, немного погодя, переводим исследование в тему Что? Где? Когда? (или вопросы поисковикам и знатокам). Будем рассчитывать, что люди добрые присоединятся и помогут решить этот вопрос.

Участники
Группа: Администраторы
Сообщений: 5211
Добавлено: 26-03-2013 16:10
Pan, хочешь верь, хочешь не верь, но я, кажись, нашел это самое село Поровцево... Между озерами Ущо и Спастер... Однако проверять надо...

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 2081
Добавлено: 26-03-2013 17:21
ПОРОВЦЕВО - КОРОБЦЕВО? Однако...

Участники
Группа: Администраторы
Сообщений: 5211
Добавлено: 26-03-2013 17:23
ПОРОВЦЕВО - КОРОБЦЕВО? Однако...

http://download.maps.vlasenko.net/rkka100/o-35-144-n.jpg

http://obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=KPVS/01/KPPskovskOblTom17/00000336.png&id=403053677&id=403053677&id1=77a4ba6f8228e1f7d32fca73e7f15e28

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 2081
Добавлено: 26-03-2013 17:37
Согласен, Абабково рядом, мало того - по поиску по захронениям ОБД в Коробцево находится захоронение 1957 года, в том числе в списках захороненные и из Абабково есть. Вот только просмотри 40-е страницы, на М ни одного Манжоса там к сожалению нет. А ведь должен быть именно там, негде больше. Следовательно фамиия утеряна при перезахоронении, надо восстанавливать по спискам первичных захоронений - и придется внукам увековечивать память деда... По-моему очень на то похоже. Если бы он был в списках - искался бы по поименным спискам, а там его тоже нет, чего быть не должно. Молодца ты Радимич, углядел. Оно вернее всего и есть, других вариантов не вижу. Надо выяснять - кто и почему потерял фамилию бойца. Ведь судя по Книге памяти Унечи раз хотя бы Поровцево - то значит кто то что то им присылал? Пусть исковеркано - но были данные по Коробцево? А в списке нет.
ПОРОВЦЕВО - Коробцево.
А Подкольская получается Подъельское того же сельсовета?

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 2081
Добавлено: 26-03-2013 17:43
По данным ОБД

261152074
Информация о захоронении

Страна захоронения Россия
Регион захоронения Псковская обл.
Номер захоронения в ВМЦ 60-401
Место захоронения Пустошкинский р-н, в черте д. Алушково, 100 м западнее, асфальтированная автомобильная дорога
Дата создания современного места захоронения __.__.1957
Дата последнего захоронения __.__.1957
Состояние захоронения хорошее
Захоронено всего 2147
Захоронено известных 2147
Захоронено неизвестных 0
Кто шефствует над захоронением Забельская средняя школа
Откуда производились перезахоронения д. Коробцево; д. Сафонтьево; д. Мельница; д. Подберезье; д. Волосаново; д. Боровичи; д. Бликово


2147 известных а на М по алфавиту Манжоса нет. Можно весь перечитать, нужно, но думаю потеряна запись.

Участники
Группа: Администраторы
Сообщений: 5211
Добавлено: 26-03-2013 17:45
Согласен, Абабково рядом, мало того - по поиску по захронениям ОБД в Коробцево находится захоронение 1957 года, в том числе в списках захороненные и из Абабково есть. Вот только просмотри 40-е страницы, на М ни одного Манжоса там к сожалению нет. А ведь должен быть именно там, негде больше. Следовательно фамиия утеряна при перезахоронении, надо восстанавливать по спискам первичных захоронений - и придется внукам увековечивать память деда... По-моему очень на то похоже. Если бы он был в списках - искался бы по поименным спискам, а там его тоже нет, чего быть не должно. Молодца ты Радимич, углядел. Оно вернее всего и есть, других вариантов не вижу. Надо выяснять - кто и почему потерял фамилию бойца. Ведь судя по Книге памяти Унечи раз хотя бы Поровцево - то значит кто то что то им присылал? Пусть исковеркано - но были данные по Коробцево? А в списке нет.
ПОРОВЦЕВО - Коробцево.
А Подкольская получается Подъельское того же сельсовета?

Надо б еще смотреть населенный пункт Подъельское , который на ОБД в документах по Манжосу написан как Подкальская (Подкольская), а на карте РККА это, очевидно, Подьельски у озера Гусаковец.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 2081
Добавлено: 26-03-2013 17:50
Надо б еще смотреть населенный пункт Подъельское , который на ОБД в документах по Манжосу написан как Подкальская (Подкольская), а на карте РККА это, очевидно, Подьельски у озера Гусаковец.


Проясняется. Получается первоначально захоронен он в Подъельском, а в 1957 году перезахоронили в Коробцево, вопрос - почему и как потеряли запись?
Понятно вопрос уже к райвоенкому... Кто спрашивать станет?
В общем +1. Надо еще будет разобраться с Книгами памяти и записями на ОБД, он там по одной записи в 67 гв. сд, а по второй в 57 гв.сд, 57-я - явная ошибка того кто сканировал, в записи ВОВ 67-я, явно читается. И на этом основании у них получается два разных человека, один из 57-й, другой из 67-й. Поправить надо бы.
Дальше что?

Страницы: 1 2 3 4 5  ...... 8 9 10 11 Next>> ответить новая тема
Раздел: 
Земля наших предков (Полесье в междуречье Десны и Сожа) / Вахта памяти / Последний бой гвардии старшего лейтенанта Манжоса М.В.

KXK.RU