Гапоновы

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:  

Раздел: 
Земля наших предков (Полесье в междуречье Десны и Сожа) / Моя фамилия / Гапоновы

Страницы: 1  ответить новая тема

Автор Сообщение

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 827
Добавлено: 28-03-2010 14:27
Происхождение

Фамилия привычная, а вот людей по имени Агафон сейчас уже встретить трудно. Имя это всегда считалось простоватым, грубым, хотя исконное, греческое значение его прекрасно: добро, благо. Несмотря на это, в некоторых северных говорах "агафонами" называли простаков. У современников Пушкина это имя своей "неблагородностью", а может быть, и нарицательным смыслом не могло не вызывать улыбки. Пушкин, живо интересовавшийся русскими именами, в примечании к своему роману в стихах заметил:"Сладкозвучнейшие греческие имена, каковы, например, Агафон, Филат, Федор, Фекла и проч., употребляются у нас только между простолюдинами". Гапон - украинский вариант имени Агафон. От этого имени и происходит фамилия, например:"Иван, Гапонов сын". Отсюда же и фамилия Гапошкин. К фамилии Агапонов, было еще и имя Агапион, от которого могла быть образована фамилия.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 827
Добавлено: 28-03-2010 14:38
О своём

На Мглинской земле фамилия Гапонов встречается ныне в таких населённых пунктах, как Новые Чешуйки, Семки, Осколково и непосредственно в г.Мглин. Моя родная деревня Гапоновка также была основана казаками Гапоновыми(скорее всего, родом из Новых Чешуек), где до XX века и поживали их потомки(род угасший). В 1850 году в Гапоновке находилось всего 4 двора казаков Гапоновых и Тимошенков, приписанных к Старо-Чешуйковской казацкой волости Мглинского уезда Черниговской губернии. Но так как семьи были большими, общая численность населения хутора составляла более 60-ти человек. Жители Гапоновки имели приход в Воскресенской церкви с. Новые Чешуйки. Существуют также поселения, схожие или идентичные по названию с данной деревней на постсоветском пространстве. Например: деревня Гапонова, расположенная в Брянской обл. (Жуковский район).

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 827
Добавлено: 28-03-2010 14:43
Книга Памяти Унечского района.

В Книге Памяти Унечского района числятся два человека по фамилии Гапонов:

ГАПОНОВ Иван Игнатьевич, гв. рядовой, русский. Призван Унечским РВК, 46 гв.сп. Погиб в бою 21.12.1943. Похоронен: д. Козырево Городокского р-на Витебской обл.

ГАПОНОВ Иван Иванович, рядовой, русский. Призван Унечским РВК. Пропал без вести 14.12.1943.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 827
Добавлено: 28-03-2010 15:20
Книга Памяти Мглинского района.

ГАПОНОВ Федор Игнатович, рядовой, 1909 г. р., д. Попелевка, русский. Призван Мглинским РВК, пп 54261. Пропал без вести 01.1945.


Участники
Группа: Участники
Сообщений: 827
Добавлено: 12-05-2010 22:36
Вот здесь, в некогда большом селе Большое Заречье (Новые Чешуйки), живали соби козаки Гапоновы, когда-то закабалённые панами Есимонтовскими и переселённые сюда из деревни Малое Заречье (Старые Чешуйки).


Участники
Группа: Участники
Сообщений: 1186
Добавлено: 08-07-2011 20:11
Кроме того фамилия Гапонов встречается в г. Стародубе /мещане, 1850 г. (ГАБО, ф.542, оп.2, д. 413); 1858 г. (ГАБО, ф.542, оп.2, д. 541)/ и в с. Посудичи /помещичьи крестьяне, 1858 г. (ГАБО, ф.542, оп.2, д. 384)/

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 827
Добавлено: 23-11-2011 16:21
Бродя по пространствам всемирной паутны в поисках хоть какой-нибудь информации о своей родной деревушке, сделал вывод - среди Гапоновых много достойных людей. В том числе и наших земляков.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 827
Добавлено: 23-11-2011 16:25
Служение длиною в жизнь

Купола Свято-Покровского храма видны из многих точек Донецка. По сути, этот храм является одним из самых известных в городе – то ли благодаря своей архитектуре, то ли удачному расположению – но людей в Свято-Покровском храме всегда много. Немалая заслуга такой популярности принадлежит еще и служителям храма – настоятелю, митрофорному протоиерею Димитрию Гапонову, и его сыну – протоиерею Роману.

Многие приезжают в этот храм только для того, чтобы встретиться с отцом Димитрием. Как известно, возраст вызывает уважение, а отцу Димитрию 26 октября исполнится 80 лет. Добрая улыбка, мудрость во взгляде, седина волос. Отец Димитрий прожил долгую, трудную жизнь. Он видел Православие не только таким, каким привыкли его видеть мы сегодня – с золотыми куполами, с большим количеством верующих людей. Он помнит и другие времена – когда священников за их деятельность преследовали, а их детей травили. Когда приходилось служить в маленьких, холодных помещениях и бороться в буквальном смысле слова за каждого прихожанина. Он видел многое. И именно поэтому люди так тянутся к отцу Димитрию – они приезжают со всей области, чтобы попросить совета и найти у духовно опытного батюшки утешения и успокоения.



Дмитрий Петрович Гапонов родился 26 октября 1929 года в с. Новые Чешуйки Мглинского района Брянской области. Его семья была многодетной, верующей – мальчику с самого раннего детства прививали любовь к Богу, к Церкви. Однако первое образования отца Димитрия стало все же светским – в 1948 году он закончил Московский финансово-экономический институт.

В этом же году, сразу после дипломирования, новоиспеченный бухгалтер поступил в Богословский институт (позже – Московскую Духовную Академию).

Институт он закончил в 1956 году со званием кандидата богословских наук за представленную работу по кафедре аскетики «Святоотеческое учение о плотских и душевных страстях и борьбе с ними». По окончании института учебным комитетом Московской Патриархии был сразу же направлен на педагогическую работу в Саратовскую Духовную Семинарию. Параллельно батюшка преподавал английский язык в Саратовском танковом училище.

Его путь священнослужителя начался 16 ноября 1957 года – именно в этот день Высокопреосвященнейший Палладий (Шерстянников), Митрополит Саратовский и Волгоградский, рукоположил молодого преподавателя в диаконы. Спустя год отец Димитрий был рукоположен в сан священника.

Начало его священнического пути выпало на самые тяжелые для Церкви годы – времена хрущевской «оттепели» обернулись для Русской Православной Церкви лютым морозом. В начале 1959 г. состоялся внеочередной XXI съезд КПСС, констатировавший, что Советский Союз вступил в период развернутого строительства коммунизма. Одной из основ этого строительства должно было стать полное уничтожение «религиозных пережитков», потому что религии в коммунистическом обществе места не было. С этого времени государство начало прилагать усилия к тому, чтобы сократить количество учащихся духовных школ. С юношами, подавшими прошения в семинарии о приеме на учебу, встречались местные уполномоченные Совета по делам Русской Православной Церкви, партийные и комсомольские деятели, работники КГБ и военкоматов и различными способами, самым простым из которых было отбирание паспортов, удерживали их от поступления. В результате в 1959 г. в Саратовскую Духовную Семинарию удалось принять лишь пять воспитанников. Преподавателей распределили. Учебным комитетом отец Димитрий был направлен в распоряжение Митрополита Одесского и Севастопольского Бориса (Вика) с рекомендацией определить его на педагогическую работу в семинарию. Это направление стало судьбоносным.

«В ожидании результата я много дней ходил по кабинетам, обивал пороги, – вспоминает отец Димитрий. – И однажды я встретил секретаря Ворошиловградской епархии отца Николая Панченко. Мы разговорились, я рассказал батюшке о том, что остался со своим образованием никому не нужным. А он, пожалев меня, предложил поехать с ним служить священником в Донбасс. Я согласился…»

Первым городом в Донбассе, куда был направлен отец Димитрий, стал небольшой Коммунарск (ныне – Алчевск).


Тут отец Димитрий служил в Свято-Николаевском храме – одном из немногих, функционировавших во время гонений на Церковь. Служить было очень тяжело – Церковные Таинства совершались в строжайшем секрете, записи о венчаниях и крестинах не велись. В дни церковных праздников храм оказывался в кольце милиционеров и «товарищей в штатском», которые пропускали к нему лишь стариков, а у молодых людей требовали документы, записывали фамилии, намекали на возможные репрессии в учебных заведениях и на работе.

В это время правительство рекомендовало отцу Димитрию приобрести дополнительную специальность, поскольку к 1984 году планировалось ликвидировать все храмы. Полгода священник бескорыстно работал помощником сварщика на поверхности шахты в гoрoдe Крeмeннaя Лугaнcкoй oблacти.

Матушка отца Димитрия, Варвара Семеновна, молодой врач-терапевт, устроилась работать участковым врачом в один из самых худших, отдаленных районов города с огромнейшим трудом. Травили не только священников – репрессиям подвергались и их семьи, и круг общения.

По требованию уполномоченных по делам религий молодого священника перемещали с прихода на приход более двенадцати раз. «Наиболее жестоким из всех уполномоченных был человек по фамилии Костенич, – вспоминает отец Димитрий. – Он вызвал меня в Луганск и спросил, сколько раз я снимался с регистрации (т.е. сколько раз уполномоченный запрещал мне служить, отбирал справку на право служения). Я ответил: «У вас в документах все должно быть отмечено». А в ответ услышал: «Таких, как ты, переспрашивающих меня или возражающих, я в войну расстреливал, не задумываясь».

В итоге, в качестве наказания, меня перевели в Донецкую область. Здесь я встретил совершенно другое отношение к Церкви и к священникам в лице уполномоченного Григория Емельяновича Гомля, Царствие ему Небесное…»

Первым приходом в Донбассе, где отец Димитрий служил настоятелем, стал храм Святителя Николая Чудотворца в Калининском районе. «Это был период времени, когда богоборческая советская власть лишила Церковь права юридического статуса, – рассказывает священник. – Государство по отношению к нам руководствовалось принципами семи римских гонителей-императоров. Вступая в управление империей, они говорили: «Non lizet wossese!» – «Вы не должны существовать!» В аппарате Областных управлений уполномоченные по делам религий считались выше архиерея. Покойный Митрополит Сергий рассказывал, что когда он уезжал на сессию в Московскую Патриархию, уполномоченный Лев Серпилин проводил собрания духовенства и поучал, что нужно делать, чтобы стать советским гражданином».

Шло время, сменялась власть, постепенно наступала оттепель в отношениях между государством и Церковью. У отца Димитрия и матушки Варвары подрастали дети – дочери Агния и Елена, сын Роман. Жизнь, казалось, налаживалась. Но была у батюшки заветная мечта, об осуществлении которой он и думать боялся. Отец Димитрий очень хотел построить храм – большой, со звонницей, которую было бы слышно на много километров вокруг, с большими золотыми куполами. Так управил Господь, что эта мечта сбылась. Свято-Покровский храм вырос неподалеку от храма святителя Николая, где служил отец Димитрий.

Поскольку храм находился в помещении автомагазина и к тому же занимал лишь его половину, возникла необходимость в строительстве типового храма. Выделили земельный участок, и в 1994 году состоялась закладка церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы.


Все строительные работы велись быстро и качественно, будто сам Господь вел невидимой рукою. Сооружение храма не прекращалось даже в тот период, когда по благословению Преосвященнейшего епископа Ипполита, возглавлявшего Донецкую кафедру, отец Димитрий служил в Авдеевке и Ханженково. В 1996 году, когда Донецкую кафедру возглавил Высокопреосвященнейший Иларион, митрополит Донецкий и Мариупольский, отец Димитрий вернулся в Донецк и продолжил строительство, теперь уже постоянно находясь рядом с храмом…

…Через мост, что пролегает между остановками «Мотель» и «Макаронная фабрика», ежедневно лежит путь тысяч людей. И каждый из них ежедневно любуется огромными золотыми куполами Свято-Покровского храма. Отец Димитрий улыбается: «Еще двадцать-тридцать лет назад я и мечтать не мог о том, что буду служить в храме, который будут венчать купола. Что можно будет вот так просто – ехать на работу и любоваться домом Божиим. И не бояться. Не прятаться…»

26 октября ему исполнится 80 лет. Уже несколько лет прошло с тех пор, как упокоилась матушка Варвара. Дочь Агния трудится научным сотрудником НИИ черной металлургии в Мариуполе. Елена окончила Межрегиональное Смоленское духовное училище, служит регентом-псаломщиком. Сын стал священником, вместе с отцом служит в Свято-Покровском храме.

Отец Димитрий говорит, что, несмотря на то, что 50 лет его служения в Церкви выпали на самое тяжелое время, он счастлив и никогда не хотел ничего изменить: «Вера в Бога – это то, что всегда делало меня счастливым, – улыбается священник. – Было тяжелое, страшное время, мы жили с оглядкой, в вечном страхе. Нас унижали, преследовали за какие-то мифические преступления. Но они не смогли отобрать у нас веру и не смогли запретить нам молиться. А потому – все зло было бессмысленно. Я благодарен Господу за все годы и за все испытания. Я благодарен Ему за своих прихожан, за свою любимую семью и за то, что с помощью Бога осуществилась мечта – вырос дивный храм. Вера – это крылья, с помощью которых можно летать. И я желаю всем людям, чтобы они эти крылья приобрели…»

Источник

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 827
Добавлено: 23-11-2011 16:31
Владимир Макарович Гапонов



"Богата российская земля талантами. Особенно много их было в деревне, далеко от столицы. Доморощенные самородки-кулибины разбирались в технике, с помощью кувалды и простых приспособлений могли такое смастерить, что поди не под силу иным ученым инженерам-конструкторам.
Владимир Макарович как раз из таких. Поговорить с ним — будто напиться ключевой водицы из родника.

Вышел из многодетной семьи — семеро детей. Отца, Макара Гапонова, убило на фронте. Вовка был маленьким и не представляет облика своего бати. Даже плохонькой фотки нет... Одна беда — не беда, приговаривали для успокоения семьи в деревне Корнево (Почепский район Брянской области), но настигло другое горе — сгорел дом. Пришлось переехать на жительство в Пашково, к родственникам.

Тяжкое военное детство как-то исподволь сформировало у сельского паренька самостоятельность мышления и тягу к познанию жизни. С юных лет полюбил технику, особенно трактор. Бывало, как услышит рокот мотора, душа замирала. Пошел прицепщиком в колхоз «Свободный труд». Подловчился и самостоятельно освоил трактор и работал на нем. Своим умом изучил устройство, принцип работы механизмов и управление комбайном, другой сельхозтехники.

Не по книгам, а на практике постигая все тонкости профессии механизатора, серьезно подходил и к созданию своей будущей семьи. Присмотрев девушку Татьяну из поселка Красного, пристал в зятья. Построил дом, отремонтировал жилье своей матери. И опять беда не спрося заявилась к Гапоновым: умерла мать.

Семья пополнялась детьми. На двенадцатом году счастливой жизни снова пришла беда: жена заболела. Макарыч остался вдовцом с Андреем, Витей и Валентиной.

Горечь была невыносимой. Детей хотели отправить в интернат, однако отец твердо решил: «Не бывать такому!». И через сорок дней привел в дом Анну по фамилии Бесхлебная. Как говорят в деревне, она «пошла на троих детей». Работала свинаркой. За ночь троим напарницам надо было заготовить дрова, напарить два огромных котла картошки, толочь ее ногами, а днем кормить скотину, чистить помещения. Заработок всего-то 800 рублей.

Выйдя замуж за вдовца, на женские плечи, кроме работы, взвалила материнскую долю вырастить хорошими людьми оставшихся без матери сирот. Анна Ивановна не чает в детях души, радуется внукам, а они отвечают ей взаимной любовью. В жизни всяко бывало, но согласие и понимание у супругов Гапоновых было и есть во главе угла семьи.

Работал трактористом, бригадиром, приходилось трудиться и на ферме, было и свое немалое подсобное хозяйство. Где бы ни находился Гапонов, дома ли, на работе, на все смотрел глазами конструктора.
— От Бога мне дан талант, — говорит. — Если гляну на вещь, что она неладная, спать-есть не буду, пока не переиначу...

Застал на мельнице. Жернова для нее когда-то привезли ему из Ленинграда. Все остальное придумано и воплощено в реальность золотыми руками хозяина. Три десятилетия мелет муку для себя и сельских подворий по просьбе их владельцев.

Просторная крестьянская усадьба и берет начало с мельницы. Когда-то на этом месте стояла Селищанская школа, о которой напоминает лишь поросший кленами пятачок. Поскольку в поселке Красном народу, как и в других селениях, почти не осталось, старший сын Андрей купил хатку в Селище рядом со школьным пустырем. Вместе с ним батя с присущей ему крестьянской хваткой переделал избушку за год по своему проекту.

Три года назад Гапоновы переехали в Селище, которое рядом с автодорогой Почеп — Мглин. Земли здесь хоть отбавляй для настоящего хозяина! Повел меня по огороженному длинным забором подворью, продолжая рассказ о своей жизни. На усадьбе с многочисленными постройками у каждой вещи свое место. Вот тракторок, который собрал из металлолома. Четверть века бегает, а если что-то испортится, тут же Макарыч и наладит, не заглядывая в книжные схемы. Очень безотказная машина.
На нашем пути оказалась повозка на рессорах, которую называет каретой.

— Еду в ней, как в машине. Мягкое сиденье, колеса с мотоцикла, сбоку садится хозяйка, запрягаем лошадку и покатили по делам.

Сараи, навесы, пристройки... А вот ботвоудалитель, который придумал еще в колхозе. В продаже таких удобных и безотказных на картофельном поле агрегатов просто не было. Нехитрая конструкция из круга и двух цепей подключается к валу трактора, захватывает две борозды картофеля, и поле будто «побрито». Ботвоудалитель пользуется большим спросом среди местного люда.
Работая в колхозе на заводской косарке, изготовленной по всем стандартам, остался недоволен. Не понравилась ему! Решил сделать свою. Набросал эскизы, подобрал детали, узлы и смастерил. Благодаря «подушке безопасности», представляющей собой круг, косарка «ползет» по земле и срезает не то что траву, но и мелкие деревца, за час «выбривает» 80 соток.

— Не оторвешь меня ничем от дела, пока не добьюсь своего. Пойдемте-ка, покажу грабли.
Изношенные конные грабли привезли из Фокино. Он не только восстановил, но и придумал приспособление, которое автоматически поднимает их и опускает. Работать на граблях легко, как на гармошке играть.

Кстати, Макарыч лет с пятнадцати «умирал» по гармошке — так хотел научиться играть. И освоил двухрядку, играл на гулянках, свадьбах. К тому же, хлебом не корми, любил танцевать. Без гармони жить не может, потому как снимает всю усталость, дает бодрость и здоровье.
Сани, тележки, плуг под трактор, под лошадь, опрыскиватель, сеялку и другую техническую утварь тоже придумал и сделал по-своему деревенский мастер-самоучка.

Рядом с отцом секреты творчества осваивал сын Андрей, даже превзошел наставника. Но случилась страшная трагедия. По доброте своей и отзывчивости пошел помочь соседям наладить электропроводку. Залез на столб, и внезапно оборвались провода и сожгли его...
На глазах Макарыча, перенесших две операции, навернулись слезы. Рассказ прервался... Ему не до гармошки. Невосполнимая утрата третий год «грызет» душу родителей, кое-как они приходят в себя. Чтобы разгонять тоску, хлопочут по хозяйству с пяти утра до полуночи.

— Ложусь спать и думаю: «Не встану». Нет, наступает утро, и опять пошел как заводная машина, — продолжил он разговор. — Без работы все равно не могу жить.
Четверть века назад ушел на заслуженный отдых. Поехал как-то на лошадке в лес. Встретился добрый человек и говорит: «Макарыч, пойдешь работать лесником?» Потолковали. «Пойду», — ответил он. Полтора десятка лет добросовестно выполнял обязанности лесника в Мглинском районе, и все его изобретения были хорошим подспорьем в лесном деле. И в колхозе, и в лесничестве Макарыча ценили, его портрет помещали на Доску почета, вручали денежные премии, за отличные результаты в работе даже делегировали на выставку в Москву.
Мало того что умерла первая жена, погиб трагически сын, он и сам не однажды смотрел смерти в глаза. Работал на тракторе, и попал плащ в кардан... Скрутило мужика в «бараний рог», очнулся на больничной койке. Потом узнал, что сбежались на трагедию колхозники, причитывали: «Ой, деточки совсем осиротеют!» Извлекли тело с помощью зубила, быстро доставили в больницу, где пролежал семь месяцев.

Было раз, когда работал прицепщиком, залетел в трубу, и засыпало его землей. Откопали, жив и... ни одной царапинки. В лесу тоже был на грани жизни и смерти. Пилили дуб. Макарыч стоял метрах в пяти от лесоруба. Неведомо как повело дерево, но комлем устремилось на лесника... Кинулся бежать, и мощный дуб рухнул совсем рядом.
Вопреки всем смертям выжил, и по сей день не покидает Его Величество Труд. Честно, очень я удивился, что свой день рождения Макарыч не помнит и не замечает десятилетиями. Некогда. Узнает об этом от внучек Оли, Юли, Ани, Карины. Они живут вдалеке от деда: Оля и Карина в Ленинграде, Аня и Юля — в Брянске.

Оглядываясь на ушедшее время, говорит с какой-то не скрываемой безысходностью:
— Дело идет к худшему, пустеют деревни. Была надежда, что сын продолжит дело отца. Оборвалась. Внучки не променяют городские удобства на запустевшее село, в котором доживают одни старики. Есть в Селище с десяток человек до полусотни лет. Но для чего они существуют? Не работают, пьют. Один до того докатился, что по пьянке сжег нажитую отцом усадьбу, теперь плутается по пустым хаткам, где ютятся наезжие бомжи. А какая жизнь без семьи, без работы, без детей, без любви? В этом вся радость, в этом продолжение рода человеческого.

В России никогда сельский путь не был легким. Трудна доля деревенская и нынче, но отрадно, что в наших селах, деревнях и хуторах остались талантливые люди, как Макарыч. Трудно прививается черенок к чужеродному древу. Если речь идет о людях, то многие, соблазнившись благами будущей жизни, покинули родные деревушки и «привились» к городскому ритму, городским запросам. Макарыч остался «на корню». Он вместе с женой и по соседству живущей невесткой Людмилой продлевают, подумалось, историю своего села, держат корову, коня, коз, свиней, индюков, кур…

Греет солнышко, зеленеет травка, шумят березки, моросит дождик, мычит теленок... И голос хозяйки:
— Мака-а-ры-ыч, ступай обедать!
— Доделаю и приду! — незлобиво, с усмешкой говорит и добавляет: — Начальница."

Газета "Брянский перекрёсток"

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 827
Добавлено: 23-11-2011 16:42
Гапонов Григорий Павлович



Академик Национальной Академии циркового искусства, Заслуженный работник культуры России. С 1987 года Генеральный директор и художественный руководитель Большого Санкт-Петербургского Государственного цирка . Родился Григорий Павлович 18 сентября 1946 г. в станице(!) Каменский Хутор Климовского района Брянской области. Окончил философский факультет Ленинградского государственного университета, режиссерский факультет Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии, Высшие курсы менеджеров культуры при Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова. Служил в армии, работал в Северо-Западном речном пароходстве, был на комсомольской и партийной работе.

«Арена – это вся жизнь»

"Люди творческих профессий – это особая часть человечества, которая во многом не подчиняется законам обыденности. Священной магией всегда веяло от слов «кулисы», «сцена», «рампа» и «арена». Всем нам с детства казалось, что в этом чудесном мире обитают если не небожители, так те, кто с ними близко знаком. В особой степени это касается так называемых цирковых – людей, которые словно преодолели законы всемирного тяготения, расширили границы возможного и свободно парят в сферах, где реальная жизнь незаметно перетекает в мир волшебства и безграничной свободы. Недаром самые горячие поклонники цирка – это дети, которые еще не разучились верить в чудеса и потому так самозабвенно радуются каждой новой встрече с теми, кто эти чудеса умеет творить.


Один из таких людей сидит сегодня передо мной в обычном кресле, но пусть вас не обманывает стандартная кабинетная обстановка. Георгий Павлович Гапонов – тот самый маг и чародей, который на протяжении нескольких десятилетий дарит петербуржцам возможность прикоснуться к самому жизнерадостному из искусств – искусству цирка. Генеральный директор и художественный руководитель Большого Санкт-Петербургского государственного цирка по должности и романтик по призванию, он успел попробовать себя в разных сферах деятельности, но нашел свое настоящее место здесь, в знаменитом здании первого в России каменного цирка Чинизелли. Говорить о своем детище он готов часами, и стоит большого труда вернуть героя к рассказу о самом себе. Остается только пожалеть о том, что газетная полоса смогла вместить только малую часть нашей беседы.

– Григорий Павлович, насколько философское образование пригодилось вам в мире цирковых чудес и превращений?

– Я уже не раз говорил, отвечая на вопросы журналистов, что на философском факультете нас учили помимо обязательных дисциплин мыслить нестандартно, быть свободными от стереотипов. Важны оказались даже не столько знания сами по себе, сколько метод, подход к любому знанию. Привычка мыслить образно и нестандарт но всегда помогала мне в дальнейшей жизни, несмотря на то что профессию я в конце концов выбрал другую. Пригодился и навык общественной работы, организаторские способности, выработанные еще во времена комсомольской юности…

– Известно, что вы – старожил Петербурга, но ваша главная связь с городом, без сомнения, обусловлена еще и особым отношением горожан к знаменитому цирку, которым вы руководите…

– Вы правы, связь эта предопределена самой историей: первые циркачи в привычном значении этого слова появились в России при Петре Первом. Высочайшим указом императора в 1721 году было дано указание почтовым служащим на тракте Рига – Санкт-Петербург свободно пропустить труппу циркачей с танцующей лошадью и при этом обеспечить последнюю кормами… Именно тогда прибыли в северную столицу первые циркачи из Европы. А зародилось искусство цирка в Англии, где бывший сержант Королевской гвардии Филипп Астлей после выхода в отставку стал поначалу обучать желающих искусству верховой езды, а в конце концов создал, говоря по-нынешнему, зрелищное учреждение, где показывал конные трюки. Затем в предместье Парижа он построил амфитеатр, где демонстрировали свое искусство он сам и его ученики. Такие здания стали именовать цирками. В 1807 году Наполеон Бонапарт издал указ о том, что названия мест народных развлечений не должны содержать в себе слово «театр». Тогда, вспомнив историю Рима, братья Франкони назвали свой новый амфитеатр в Париже цирком. Отсюда пошло и название этого вида искусства.

Хотя корни циркового искусства уходят далеко в историю цивилизации. При раскопках находят доказательства того, что уже 8–13 тысячелетий назад существовали элементы циркового искусства – акробатики, жонглирования, клоунады… А первый в России стационарный цирк (тогда еще деревянный) был построен в Петербурге в 1727 году на этом самом месте. И уже в 1877 году Гаэтано Чинизелли построил первый каменный цирк, который и сегодня, слава богу, стоит на берегу Фонтанки… Он считался одним из самых красивых в Европе и таковым остался: ведь в Европе не так много старинных стационарных цирков. Это и понятно: содержать капитальное цирковое здание – недешевое удовольствие.

– Думаю, что не ошибусь, если замечу: в том, что цирк Чинизелли сохранил почти все приметы своей былой красы, немалая заслуга его нынешнего руководства…

– Наша задача состоит в том, чтобы возродить этот цирк в тех архитектурных параметрах, которые были задуманы его создателем – академиком архитектуры Василием Кенелем. Кое-что нам удалось, на что-то еще не хватает средств. Фасады и декор здания теперь почти полностью идентичны оригиналу, а вот что касается зала и зрительских фойе, то они ждут своей реcтаврации. Мы планируем восстановить царскую ложу, где сейчас у нас размещается оркестр. Как известно, царская семья любила посещать этот цирк. Сохранились и воспоминания о знаменитых «субботниках», когда в выходной день весь петербургский бомонд считал хорошим тоном приходить на цирковые представления. Ну и, разумеется, офицеры царской гвардии не упускали возможности поухаживать за молоденькими циркачками…

Кроме того, каждый год 19 октября – в день рождения Царскосельского лицея – лицеисты отмечали свою годовщину походом в цирк. Много хороших традиций, связанных с цирком, укоренилось здесь за 132 года его существования. Кое-какие из них мы намерены возродить… Ведь цирк Чинизелли кроме всего прочего считался одной из главных достопримечательностей Петербурга, о чем писали все путеводители тех времен.

– И все же славился он прежде всего тем, что происходило на его манеже…

– Да, все лучшие артисты мира работали здесь. Но после событий 1917 года семья Чинизелли покинула страну, и цирк перешел в ведение коллектива артистов. Постепенно цирк стал подниматься, были созданы отечественные цирковые школы, и за последние 40 лет здесь появились свои мировые звезды и было создано много замечательных постановок. А после перестройки цирку снова стало трудно жить в новых экономических реалиях: государству было не до цирка. Сейчас ситуация изменилась: каждый год мы получаем от Минкульта субсидии на ремонт здания. У нас уже готов проект капитального ремонта и реставрации внутренних помещений, согласованный на всех уровнях. И, как только получим финансирование, намерены за год восстановить цирк Чинизелли в его первозданном виде. Кроме того, не надо забывать, что наш цирк расположен в уникальном месте. Когда-то Чинизелли с трудом удалось выбить разрешение построить цирк в самом центре, неподалеку от Михайловского замка. Местоположение уникальное, но время идет, и сегодня нам тесно в прежних рамках: цирк лишен современной инфраструктуры. У нас нет своей гостиницы, а ведь артисты должны жить неподалеку от цирка. Особенно это касается дрессировщиков: в случае необходимости они должны быстро купировать опасную ситуацию, от которой никто не застрахован, если вы имеете дело с хищниками. Увы, историческое здание старой подстанции вблизи цирка получить не удалось: там будет построен пятизвездный отель с подземным гаражом… Зато нам обещают выделить участок для строительства новой репетиционно-технической базы и второго зрительного зала неподалеку от платформы «Лигово». Далековато, но это позволит нам решить все наболевшие проблемы…

Через год будет уже четверть века, как Григорий Гапонов руководит Большим цирком на Фонтанке. И больше всего изум ляет, что черты «крепкого хозяйственника» соединяются в нем с творческим трепетом настоящего художника: постановка всех самых крупных представлений, включая последнее – знаменитую «Тайну слонов-великанов», – дело рук и мастерства Григория Гапонова. А сейчас у него новая затея – международный фестиваль цирковой режиссуры, который пройдет на Фонтанке этой осенью. Григорий Павлович – тот самый «особый» человек, для кого цирк стал не только ареной творчества, но и самой жизни – полной трудов, зато яркой и волнующей.

Справка

Кавалер ордена Почета за заслуги в развитии культуры и искусства Григорий Павлович Гапонов окончил философский факультет Ленинградского государственного университета, режиссерский факультет Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии и Высшие курсы менеджеров культуры при Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова. Занимает свой нынешний пост с 1987 года."

"Петербургский дневник"

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 1
Добавлено: 06-10-2017 16:10
Здравствуйте !Пишу из Болгарии.Я внучка ВОВ Гапонова Николая Пракофиевича 1910г рож д Семки или Попелевка Брянской обл. Мглинскогорайона- умер1984д.Бердичи Донецкая обл.
Нигде не могу найти даннъе о рождении и боевом пути дедушки ,то что я помню со слов мамъ,что когда деда вернулся с войнъ они игрались его наградами.Он участник 2 войн ,жили в д.Попелевка.В ВОВойну его призвали.бъл в плену бежал,партизанил,опять плен ,побег,и демобилизовался в 45г.То что помнила моя мама
то что немцъ окружили село и бабушка стояла на берегу /ето бъло зимой/и не знала кого из детишек первъм бросить в реку/ чтобъ немцъ не издевались над детьми и в ето время подоспели партизанъ и спасли их..Из всех детей до 45г остались в живъх моя мама и ее старшая сестра Любовь/умерли от голода 4или 5 детей/После войнъ у деда бъло еще 3 детей .в живъх осталось на сей день 2 е ,но они не могут ничем помочь.У деда бъло 3 брата и сестра Марфа ,а у бабушки Гапонова/Федорчук/пелагея Семеновна сестра Дуня,брат Семен,брат Николай .Ето все что я помню со слов мамъ/она давно ушла из жизни/.Так хочется оставить памят детям о их корнях в Росии и узнать о боевом пути дедушки.После войнъ они переехали в 50г в Енакиево и потом с.Бердичи Донецкой обл.Я знаю что въ очень заниатъ,но куда я только не писала -пересълают на др.адрес лет 5 я бьюсь и ничего.Въселаю документ которуй сохранился у меня и фото послевоенное деда .Извените за длинное и несвязанное письмо. Минчева
gminchev63@gmail.com

Участники
Группа: Администраторы
Сообщений: 5247
Добавлено: 07-10-2017 20:27
Здравствуйте !Пишу из Болгарии.Я внучка ВОВ Гапонова Николая Пракофиевича 1910г рож д Семки или Попелевка Брянской обл. Мглинскогорайона- умер1984д.Бердичи Донецкая обл.
Нигде не могу найти даннъе о рождении и боевом пути дедушки ,то что я помню со слов мамъ,что когда деда вернулся с войнъ они игрались его наградами.Он участник 2 войн ,жили в д.Попелевка.В ВОВойну его призвали.бъл в плену бежал,партизанил,опять плен ,побег,и демобилизовался в 45г.То что помнила моя мама
то что немцъ окружили село и бабушка стояла на берегу /ето бъло зимой/и не знала кого из детишек первъм бросить в реку/ чтобъ немцъ не издевались над детьми и в ето время подоспели партизанъ и спасли их..Из всех детей до 45г остались в живъх моя мама и ее старшая сестра Любовь/умерли от голода 4или 5 детей/После войнъ у деда бъло еще 3 детей .в живъх осталось на сей день 2 е ,но они не могут ничем помочь.У деда бъло 3 брата и сестра Марфа ,а у бабушки Гапонова/Федорчук/пелагея Семеновна сестра Дуня,брат Семен,брат Николай .Ето все что я помню со слов мамъ/она давно ушла из жизни/.Так хочется оставить памят детям о их корнях в Росии и узнать о боевом пути дедушки.После войнъ они переехали в 50г в Енакиево и потом с.Бердичи Донецкой обл.Я знаю что въ очень заниатъ,но куда я только не писала -пересълают на др.адрес лет 5 я бьюсь и ничего.Въселаю документ которуй сохранился у меня и фото послевоенное деда .Извените за длинное и несвязанное письмо. Минчева
gminchev63@gmail.com

Попробуйте набрать Гапонов Николай Прокофьевич в поиске на сайте ПОДВИГ НАРОДА

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 3
Добавлено: 19-01-2018 14:54
Здравствуйте,пробъвала и не раз и не только там .Куда я только не писала или молчание или учтиво пересълают на другой адрес.Спосибо

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 2081
Добавлено: 22-02-2018 20:59
Здравствуйте,пробъвала и не раз и не только там .Куда я только не писала или молчание или учтиво пересълают на другой адрес.Спосибо

Нет данных на вашего дедушку на сайтах Министрества обороны. Если полные тезки - но год рождения и место другие.
Вероятно наградные докумены просто на сегодняшний день не оцифрованы, а это значит - надо ждать.
Архив ЦАМО на запросы физ. лиц ныне не отвечает, отсылает к ОБД, а там его нет. Надо просто ждать.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 2081
Добавлено: 22-02-2018 21:21
Здравствуйте !Пишу из Болгарии.Я внучка ВОВ Гапонова Николая Пракофиевича 1910г рож д Семки или Попелевка Брянской обл. Мглинскогорайона- умер1984д.Бердичи Донецкая обл...gminchev63@gmail.com

Единственное место, где можно попробовать получить сведения о ветеране - военкомат по месту жительства ветерана на момент его смерти. Но опять - это село Бердычи (не Бердичи) Ясиноватского района Донецкой области, а значит Ясиноватский РВК. Там сейчас война, и возможно не до запросов, но и вам ждать некогда. Сведения о нем должны быть и в областном военкомате Донецкой области Украины, адрес и телефоны есть в Интенет. Позвоните, и узнайте - есть ли о нем какие то данные, или уточните - где их можно найти. Или опять - ждать.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 3
Добавлено: 27-02-2018 12:47
Спосибо Вам буду пдодалжать искать.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 2081
Добавлено: 02-03-2018 21:12
Спосибо Вам буду пдодалжать искать.

Бог в помощь. Рады бы были помочь и мы - но нечем пока. Помогай вам Бог, дело святое.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 3
Добавлено: 06-03-2018 09:23
Спосибо

Страницы: 1  ответить новая тема
Раздел: 
Земля наших предков (Полесье в междуречье Десны и Сожа) / Моя фамилия / Гапоновы

KXK.RU