Крестьянское сословие

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:  

Раздел: 
Земля наших предков (Полесье в междуречье Десны и Сожа) / Земля наших предков. Часть III. Сословия и ранги. Представители сословий и родов / Крестьянское сословие

Страницы: << Prev 1 2 3 4 5 6 7 Next>> ответить новая тема

Автор Сообщение

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 148
Добавлено: 07-08-2012 11:44
Спасибо! была Конституция, плюс постановления о выборах, а на их основе составлялись списки лишенцев - похоже, это была процедура.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 1644
Добавлено: 27-08-2012 20:40
Бобыль - это крестьянин или посадский человек,
не включенный в обязанность нести тягло и платящий лишь более легкий бобыльский оброк. Бобылю обычно отводилась
не положенная в государственное тягло земля, землевладелец
не отвечал за него перед государством в той мере, как за тягло крестьянина. Характерно, что бобыли, как правило, дают своему хозяину оброк деньгами, но иногда работают и на барщине.
Появление бобылей относится приблизительно ко второй половине XV века. Документ, оформляющий правовое положение бобыля, бобыльская подрядная, отличается от крестьянской подрядной прежде всего тем, что бобыль не связывает себя с тяглой пашней и обязуется платить бобыльский оброк
http://allstuds.ru/krprrus4.html

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 1644
Добавлено: 30-08-2012 13:48
«Число крестьянскихъ дворовъ, находившихся во влад&ніи козацкой старшины въ половин& XVIII в. (документъ 1743 г) Въ август& 1743 г. въ дневник& Марковича записано: <при-сланъ изъ С. Петербурга въ Глуховъ нарочный съ взв&стіеиъ о мире съ шведам о, Игнатъ Кир. Полтавцевъ, гофъфурьеръ, который посл& во вс&мъ полкамъ малороссквыъ ездилъ съ публикаціею о мир&». (II 195). За это известіе малороссійская старшина поднесла Полтавцеву «въ презентъ», тысячу рублей, которые взяты были заимообразно взъ войсковаго скарба, причем для восполненія этого долга провз-вёдено было <расположеніе> взятыхъ денегъ на' всю старшину по числу находившихся у посл&дней' во владении крестьявскихъ дворовъ и <колъ> водяныхъ мельницъ. По этому случаю и собраны были сведения—сколько у кого взъ старшины имелось въ это время крестьявскихъ дворовъ и мельнчныхъ <колъ». Св&д&нія эта пред-ставляютъ очевь интересный матеріалъ для истории малорусскаго крестьянства, показывая какое количество последнвяго успела подчп-нить себе козацкая старшина къ половине ХVIII в. Въ этой общей цнфре старшинскихъ крестьянъ заключаются какъ старинные крестьяне, жившіе въ полученныхъ старшиною отъ гетмановъ маетностяхъ, такъ в крестьяне, посажерные ею ва <скупле>. Какъ известно, старшина, встретивъ сопротивление въ подчиненіи со стороны поспольства, изстари жившаго въ пожалованных* маетностяхъ, измыслила особый путь въ установленію своего господства надъ крестьянами: она стала селить бродившихъ во Малороссіи безземельныхъ крестьянъ ва куплен-ныхъ земляхъ (<скупл&») разсчитывая, что поставленному въ такую обстановку крестьянину прійдется волей»веводей признать вадъ собою волевое господство собственника занятой имъ земли.., Этихъ крестьянъ старшина пожелала было закрепить себе и юридическими актами. Первое ходатайство старшины объ установлении юридического господства надъ этими крестьянами, заявлено 6ЫЛО,СКОЛЬкО намъ известно, въ гетманство Апостола. По этому предмету мы имеемъ въ высшей степени интересное свидетельство самого гетмана Апостола. Когда старшина обратилась въ нему съ ходатайствомъ—о выдаче универсаловъ ва крестьянъ, поселенвыхъ на скупленныхъ (преимущественно у козаковъ) земляхъ, то въ генеральной канцелярии родился вопрос «якь въ универсалахъ докладать 0 поДдавныхъ, оседлихъ на купленныкъ грунтахъ влад&льческнхъ?> Вопросъ былъ настолько, важенъ,что Апостолъ собственноручно написалъ на него отв&тъ (8-го октября, 1728 г.) въ журнал& (діаріуше-вынесла ссылку снизу-щеденная записка всяких дел енеральской канцелярии за бытия правления имеющихся,от начала 1727году начавшейся)) генеральной канцеляріи. Ответъ былъ следующій: <тихь людей, а которихь просят п. владельцы, якие на ихь купленнихь оседаютъ и осели грунтахьу не имеют оных в свою привлекать вечность і...правь и волностей того народу поки живутъ, могутъ отдавати повинности служби своей доброволне а не неволне якь своим.владелцямь там и посполитимь отчизни повинностямъ>Эта замечательная резолюдія,. бросающая известный светъ в на личность ея автора, была уничтожена, как известно, съ изданіемъ указа 3 мая 1783 г.

Приводимый зд&сь документъ найденъ нами,в^ архив&, генеральной канцелярія, когда онъ находился въ Чернигов&. в печатается безъ всякяхъ сокращеній. Для удобства справокъ объ именахъ владельческой старшины, въ документу прибавленъ алфавитный ука- затель вс&хъ перечисленныхъ въ немъ фамилій; цифры при фами-ліяхъ указываютъ номера охъ по порядку. ...................................................

Расположевіе о взятнхъ зъ скарбу войскового взаймы тысячи рублей дёнегь и данныхъ въ презентъ, присланноиу отъ высочайшого ея іяператорсвого величества двору оберъ-камер-фуриеру Полтавцову.
І744 г.,августа 5дня.
Настоящая ъенералнйя старшина ДВОр&/.koлa
I.1 Обозный войсковій енёралній т. Лизогубъ д.368/к.35
2. Судія енералній г. Горленко .д.232 /к.20
3, Судія енералній г. Лисенко . . д. 415 /к. 18

60. Іванъ Троцкій д.19/к.4

61 Іванъ Омеляновичъ д.9/к.3

62Федоръ Костенецкій д.28к.1

63. Данило Кандиба д.74/к.12


64. Григорій Алевсандровичъ д.4/к.2

65. Григорій Шрамченко д.17/к.1

66.Данило Заб&ла ревутинскій д.8/к.5

67. Яковъ Марковичъ д.96/к.16

68 Яковъ Карпека. д.-/к.-

69. Федоръ Чуйкевичъ д. 14. /к.2

70 Стефанъ Миклашевскій д.90 /к.13

71. Василь Жураковскій, Андреевъ синъ д. 66 /к.5

72. Іванъ Миклашевскій д.39/к.-

73. Іванъ Туранскій д.15/к. 2

74. Евстафій Тарасевичъ д.14/к.4

75. Стефанъ Бутовичъ д.103/к.9

76. Маіоръ Баненъ д.22/к. 1

77. Іванъ Савичъ д.51/к.2

78. Іванъ Костенецкій д.26/к.2

B полку стародубовском жительствуюше.

96. Зъ дому іллирическихъ графовъ Владиславичовъ. д.520/к. 15

97. Петро Искрицкій д.47/к.2

98. Іванъ ЧарнолуцкІй д.9/к. 2

99. Петро Борозна д.15/к. 1

100. Николай Бороздна лопазійскій1)см.сноска с.Лопазны мглинского уезд д.27/к.1

101. Григорій Гамалея. д. 23/к. —

102. Григорій Борозна д. 32/к.3

103. Михайло Борозна д. 30к. 1

104. Павелъ Дублянскій зъ синомъ д.17/к. 2

105. Василь Гудовичъ д.278/к. 9

106. Михайло и Василь Корсаки д.513/к. 15

107. Іванъ Слубановскій д.14/к. —

108. Федоръ Корецкій д.30/к.1

109. Александръ Корецкій д.58/к.1

110. Лаврентій Бороздна д.19/к.2

111. Михаиле Пилатовичъ д.14/к. 2

112. Іванъ Бороздна медведовскій д. 83/к.8

113. Іванъ Гамал&я юдиновскій д.115/к.2

114. Іванъ и Василь Кутневскіе д.39/—

115. Федоръ Ширай д.203/к.11

116. Андрей Миклашевскій д.208/к.10

117. Демянъ Рубецъ д.44/к. —

118. Петро Чорнолуцкій д. 24 /к.2

119. Владимеръ Романовскій д.30/к. —

120. Максимъ Турковскій д. 139/к. 4

121. Василь Завадовскій зъ синомъ д. 53/к. 1

122. Зъ дом& Івана Турковского д.42/к.19

123. Василь Березовскій д.3O/к.-

124. Зъ дому умершого бунчукового товариша Журавки, что нын& за капитаномъ Лапкомъ д.202/к. 10.

125. Григорій Силевичъ д.37/к.4

126. Василь Романовичъ д.12/к.- »

— Лазаревский А.М., Очерки, заметки и документы по истории Малороссии. Том 1, стр. 70 - 76


Войсковые товарищи

B полку стародубовском жительствующие

214. Кирило Лукашевич д.15/к.1

215. Іван- Косовичъ д. —/к. 2

216. Павелъ Феялковский д.—/к.2

217: Федоръ Чернецкій д.5/к.- »

— Лазаревский А.М., Очерки, заметки и документы по истории Малороссии. Том 1, стр.79

« Знатніе вдовы

B полку стародубовском жителъствуюиие

256. Судиина Борозднина зъ синами д.61/к. 8

257. Іванова Микіашевская зъ синомъ д..94/к. 7

258. Семенова Соболевская съ синомъ Василемъ д. 29/к.2 .

259. Немировичова Данченкова д.36/к.2

260. Михайлова Рубцова д.34/к. -

261. Обозная Есимонтовская зъ синомъ д.47/к.8

262. Григоріева Гамалеина д.100к. 4

263. Бунчучная енералная Салецкая д. 95/к. 7

264. Зъ дому Алексея Есимонтовского д.120/к. 10 »

— Лазаревский А.М., Очерки, заметки и документы по истории Малороссии. Том 1, стр.80-81

ИСТОЧНИК http://www.knigafund.ru/books/32577/read#page82

кол-(мельницы-прим.Semilona)

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 1644
Добавлено: 30-08-2012 20:11
Очень распространяется во времена есть гетманом Мазепы «скупля» земель старшиной (и монастырями). В руках старшины были, с одной стороны, средства для этой скунли, а с другой стороны — и политическая и административная власть, которая давала старшине возможность, часто под видом покупки, всякими правдами и неправдами присваивать себе земли посполитых и казаков. Обычная формула актов купчих — продажа «вольное, а не заставлено» — ярко свидетельствует о настоящем характере этой «скупли». Действительно, полковник, сотник или «знатный военный товарищ», користуючися своим богатством и властью, должен был полную возможность захватывать владение мелких владельцев, прикрывая это якобы «скуплею». Рост старшинской скупли мало значения еще и потому, что в результате ее в руках старшины сосредоточивались большие земельные владения, которые принадлежали ей на праве полной власности, следовательно, были независимы от гетманской или полковничьей «ласки военной».

Подобное значение имели так называемые «слободы» (и вообще старшинская «заимка»). Крестьянство, избегая «подданичества», вынуждено было идти на слободы, где оно в течение нескольких (обычно 3—5) лет пользовалось значительными льготами в отбывании повинностей «подданных». В этих слободах оседали также выходцы из Правобережной Украины, из Белорусы, даже из Московщини. Когда проходили льготные годы, население «слобид» попадало в полную юридическую зависимость от владельца слободы.

Однако образование слобид происходило в условиях борьбы среди самой старшины за рабочие руки подданных. Средняя старшина не только завидовала старшинской верхушке, что, собственно, и должна была возможность заводить слободы. Она хорошо понимала, что образование новых слобид происходит средством достаточно большого уменьшения ее собственных «подданных».

Следовательно, политика украинского правительства относительно слобид была двойной. С одной стороны, власть не могла мешать дальнейшему распространению старшинского землевладения и укреплению экономических позиций старшины. Но, давая разрешение на осаждение слобид (такое разрешение было обязательно, хоть на практике это правило часто нарушалось старшиной), гетманское правительство хорошо понимало, что образование новых слобид нередко вредило старым старшинским владением.

В связи с этим, в гетманских универсалах на осаждение слобид имеем обычное предостережение, что слобода может быть заселена лишь зайшлими людьми, нетяглими, «лезними», «людми заграничнимы, а не тутешнимы малороссийскимы, осЂдлости свои мЂючимы» (универсал 26 апреля в 1705 г. огородническому сотнику А. Стаховичу).
http://www.izbornyk.ru/coss3/ohl09.htm

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 1186
Добавлено: 30-08-2012 21:36
Из предыдущей цитаты стала более-менее понятна ситуация с возникновением слобод.
В этой связи вопрос знатокам: в исповедках за период 1730-1750 гг. встречаются село Голубовка, слободка Голубовская и Гута Голубовская.
Могли ли быть слободка и гута - одним населённым пунктом?
Возможно ли, что позже - во 2-й пол.18 в. - они объединились в один населённый пункт - село Голубовку, т.к. в дальнейшем сведений ни о гуте, ни о слободке нет?

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 1644
Добавлено: 31-08-2012 03:17

http://forum.vgd.ru/post/792/35998/p945111.htm#pp945111

Tasha56 с сайта ВГД выложила уникальную информацию о происхождении сел. Спасибо ей огромное за ликбез!

http://s50.radikal.ru/i128/1107/37/408c7fa747c1.jpg


http://s54.radikal.ru/i146/1107/24/803c9c96c894.jpg

http://s016.radikal.ru/i335/1107/9b/a291794e2617.jpg ратушных ,т.е.магистратских

Участники
Группа: Администраторы
Сообщений: 5241
Добавлено: 31-08-2012 10:44
Из предыдущей цитаты стала более-менее понятна ситуация с возникновением слобод.
В этой связи вопрос знатокам: в исповедках за период 1730-1750 гг. встречаются село Голубовка, слободка Голубовская и Гута Голубовская.
Могли ли быть слободка и гута - одним населённым пунктом?
Возможно ли, что позже - во 2-й пол.18 в. - они объединились в один населённый пункт - село Голубовку, т.к. в дальнейшем сведений ни о гуте, ни о слободке нет?

Да, действительно, ситуация с основанием свобод на территории нашего края с получением этой информации несколько проясняется.
Есть еще Коржовка-Голубовка. Для уточнения не помешало бы обратиться к энциклопедическому словарю "Населенные пункты Брянского края".


http://forum.vgd.ru/post/792/35998/p945111.htm#pp945111

Tasha56 с сайта ВГД выложила уникальную информацию о происхождении ратушных сел. Спасибо ей огромное за ликбез!

http://s50.radikal.ru/i128/1107/37/408c7fa747c1.jpg

Semilona, и эта информация весьма кстати. И Рюхов тут, и Кустичи. Интересно, какие Кустичи: Бряновы или Волокитины?

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 1644
Добавлено: 31-08-2012 10:53
Ирина Буштак подсказала да и уже потом сама увидела в названиях нас.пунктов-Кустичами могли быть только Волокитины

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 1644
Добавлено: 31-08-2012 19:27
Сами владільческіе посполитые еще въ началі второй четверти XVII віка считали, что они им'Ьютъ неоспоримое право собственности на предковскія земли, на которыхъ сидятъ, въ частности— могутъ сохранять эти земли за собою, выходя изъ-подъ власти владільца имінія, равно какъ могутъ продавать ихъ на сторону. И, встрічая препятствія въ такихъ дійствіяхь, они, случалось,еще и въ это время обращались въ судъ или къ высшей власти страны, ища у нихъ возстановленія своего нарушеннаго права.

Мякотин В. Очерки социальной истории Украины в xvii-xviii вв. Т. 1. Выпуск 1. Прага, 1924 стр.92

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 1186
Добавлено: 31-08-2012 19:33
Есть еще Коржовка-Голубовка.


Коржовка-Голубовка - это вышеупомянутое село Голубовка. Почему к названию прилепили Коржовку - не знаю. Может быть кто-нибудь прояснит?
Кстати, Голубовка была владением Киево-Печерской Лавры, так же как Лыщичи, Павличи, Мартьяновка, Богородицкое и некоторые другие нас.пункты.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 1644
Добавлено: 31-08-2012 19:35
Въ тЬхъ случаяхъ, когда владільческіе посполитые осуществляли свое право собственности на земельные участки, на которыхъ они сиділи, путемъ продажи этихъ участковъ другимъ
посполитымъ того же владільца или ему самому, земля, по крайней мірі, не выходила изъ службы посліднему. Иначе складывалось діло, когда посполитый уходилъ изъ «маетности», сохраняя за собою земельный участокъ, или же продавалъ этотъ послідній посполитому, не подчиненному данному владельцу,либо козаку. Въ этихъ случаяхъ интересы владільца имінія терпіли прямой и существенный ущербъ и, тімь не меніе, еще въ началі XVIII столітія владільцьі, даже жалуясь на убыточность для нихъ такого рода сділокь, не всегда рішались оспаривать ихъ правомірность.
Мякотин В. Очерки социальной истории Украины в xvii-xviii вв. Т. 1. Выпуск 1. Прага, 1924 стр.93

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 1644
Добавлено: 31-08-2012 19:38
Есть еще Коржовка-Голубовка.


Коржовка-Голубовка - это вышеупомянутое село Голубовка. Почему к названию прилепили Коржовку - не знаю. Может быть кто-нибудь прояснит?
Кстати, Голубовка была владением Киево-Печерской Лавры, так же как Лыщичи, Павличи, Мартьяновка, Богородицкое и некоторые другие нас.пункты.


О ГОЛУБОВКЕ
«На чинъ сотника новгородскаго по ВЕДОМОСТИ сотника новго-родскаго жъ Суденкова и значкового товарища Базилевича 760 году показано въ сел& Голубовки: дворовъ— 10, оніе посполитіе им&ютъ жителство прп еднихъ толко огородахъ а пашенная земля что л&совая едного п&ску крайне неурожайная зат&мъ оной непашутъ, ктому жъ селу им&ется пуща разная Фоевая, березовая дубовая п осиновая, да с&нокосовъ оніе посполитіе им&штъ по ма- лому числу въ грунтахъ до села Голубовки принадлежащихъ въ томъ же сел& ^Голубовкп на реки Зноб& мелница вешнякъ одву колахъ мучнихъ, на сотника принадлежащая, да на с&нокосахъ къ тому жъ селу принадлежащихъ въ дубров& жъ накошуется на сот- ника с&на возовъ до тридцати а бол&е никакихъ угодій неим&ется, а по ревизіи 1764 году показано въ ранговомъ влад&#1123;ніи сотника новгородского Рачинского дворовъ 3, въ т&хъ дворахъ хатъ 5 бездворихъ хатъ 36. »
— , Отчет о тридцать втором присуждении наград графа Уварова, стр.191

Ирина,пока попалось это!

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 1186
Добавлено: 31-08-2012 19:48
Это одноимённое село Голубовка Новгородской сотни Стародубского полка (входило в состав до 1781 г., сейчас на территории Украины)

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 1644
Добавлено: 01-09-2012 11:42
Бобыль - это крестьянин или посадский человек...

У Даля:
бобыль
муж. пролетарий; крестьянин, не владеющий землею, не потому чтобы занимался промыслами или торговлей, а по бедности, калечеству, одиночеству, небрежению; бестягольный, нетяглый; одинокий, бездомок, бесприютный; бобыль живет в людях захребетником или в батраках, сторожах, пастухах;
| бобылем зовут и такого крестьянина, у которого нет сына, хотя бы и были дочери (Наумов).

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 1644
Добавлено: 02-09-2012 08:32
http://dugward.ru/library/kluchevskiy/kluchevskiy_podushnaya_podat.html
Впервые опубликовано: 1886 г.
Ключевский Василий Осипович (1841 - 1911). Российский историк, академик (1900 г.), почетный академик (1908 г.) Петербургской Академии Наук. :
...Русская Правда не различает видов холопства; она знает одно холопство обельное, т. е. полное, вечное, потомственное и наследственное: как зависимость холопа переходила от него в его потомство, так и право на холопа передавалось господином своим наследникам. Успели выработаться довольно разнообразные источники холопства. Их было два ряда: холопами делались или по закону, или по договору, который в иных случаях заменялся молчаливым согласием вступавшего в холопство. Принудительное холопство по закону создавалось четырьмя случаями. 1) пленом, 2) известными преступлениями, за которые закон навсегда лишал преступника свободы, 3) несостоятельностью купца-должника по его вине, если кредиторы но согласились ждать уплаты долга, наконец, 4) происхождением от холопа. Добровольное холопство по договору создавалось тремя способами: 1) продажей в холопство, 2) женитьбой на холопке без уговора с ее господином, ограждающего свободу лица, вступающего в такой брак, 3) вступлением в частную дворовую службу приказчиком или ключником без такового же уговора слуги с хозяином. ...
ревизия 1723г...она коренным образом изменяла положение многочисленного класса холопов - полных, кабальных и жилых. Этот класс отличался от других состояний тем, что люди, к нему принадлежавшие, находясь в личной крепостной зависимости, вечной или временной, не несли на себе никаких государственных тягостей и, освобождаясь от личной зависимости, вступали в класс вольных, или гулящих, людей, продолжая пользоваться свободой от государственных податей и повинностей. По своему хозяйственному положению и по условиям крепостной службы этот класс разделялся на людей дворовых, деловых и задворных: одни жили во дворах своих господ, состоя в домашнем услужении; другие исправляли сельские работы на господ, живя в их сельских усадьбах и на их содержании; третьи, исправляя сельские работы на господ, получали от них земельные участки в пользование и жили особыми дворами, имея каждый свое особое хозяйство. Указы Петра о ревизии постепенно подбирали один за другим разные разряды холопов, предписывая заносить их в ревизские сказки и класть в подушный сбор. В первом указе 26 ноября 1718 г. дано было неопределенное предписание заносить в сказки все души мужского пола, сколько их окажется в деревнях у землевладельцев, не различая крестьян и холопов. По указу 22 января 1719 г. велено было класть в подушный сбор наравне с крестьянами всех сельских деловых и задворных людей, "которые имеют свою пашню", а деловых людей, которые своей пашни не имели, а только пахали на своих помещиков, предписано было заносить в сказки особою статьей "для ведома": законодатель как будто еще колебался, не решив, класть ли их в подушный сбор. Но указом 5 января следующего года он для предупреждения утайки предписал помещикам заносить в сказки всех своих подданных без различия, "какого они звания ни есть". Однако Сенат, излагая в своем указе это предписание, распространял его только на тех дворовых и прочих помещичьих подданных, "которые живут в деревнях", не различая пашенных людей и слуг домовых. Указом 23 августа 1721 г. велено было писать в сказки людей кабальных и "служивших на время по записям", т.е. слуг жилых, хотя бы они уже получили волю от своих господ, но при этом Сенат предписывал не требовать "до указа" сказок о людях, служивших господам своим в их московских домах. В 1722 г. также несколько раз Сенат подтверждал писать в подушный сбор только слуг, живущих в деревнях, пашенных и непашенных, а тех, которые служили в городских домах у светских господ и духовных властей, в душевую разверстку по полкам не класть, а только писать для ведома. Наконец, резолюцией 19 января 1723 г. на доклад одного из ревизоров Петр предписал заносить в сказки и класть в подушный сбор наравне с крестьянами всех слуг, не различая пашенных и непашенных, сельских и городских дворовых. Так государственное тягло было распространено на всех холопов. Это равнялось законодательной отмене древнерусского холопства, ибо существенным юридическим отличием его от крепостного крестьянства была свобода от государственного тягла. Изложенные указы Петра вносили в положение холопов двоякую перемену, касавшуюся как государственного, так и гражданского права: они, во-первых, упраздняли целый класс в составе русского общества и, во-вторых, превращали временных холопов, кабальных и жилых, в вечных и потомственных крепостных тех господ, за которыми их записывали в ревизские сказки. Между тем такой важной перемены как будто никто не заметил в XVIII в., хотя холопы составляли довольно многочисленный класс: неизвестно, сколько насчитала их первая ревизия, но по синодским ведомостям в конце царствования Анны дворовых людей значилось 318 824 души мужского пола и 323 413 женского пола. Это значит, что юридическая перемена, произведенная первою ревизией, была подготовлена настолько, что никому не показалась новостью. Эта подготовка началась давно, но долго совершалась в области экономических, а не юридических отношений. ...
...Таким образом, законодательная отмена холопства была не освобождением холопов, а их укреплением на других основаниях, одинаковых с условиями крестьянской крепости. Холопство в XVII в. отличалось от крепостного крестьянства двумя особенностями: холоп не нес на себе прямого государственного тягла, падавшего на крестьян, и укреплялся частным договором или происхождением от лица, укрепившегося таким способом, тогда как зависимость крепостного крестьянина, первоначально возникавшая также из частной сделки, уже в XVII в. была положена законом на всех крестьян, живших на владельческих землях, как специальная государственная повинность и укреплялась не столько ссудными записями, сколько правительственными писцовыми и переписными книгами. Согласно с этими особенностями и отмена холопства как особого юридического вида крепостной зависимости состояла из двух законодательных актов: из распространения на всех холопов крестьянского тягла и из отмены договорной и разнообразной по условиям холопьей неволи однообразною потомственною зависимостью по закону. Оба эти акта юридически уравняли холопов с крепостными крестьянами, оставив только необязательное для владельца хозяйственное различие между ними как крепостными дворовыми и крепостными хлебопашцами. С тех пор холопство в древнерусском смысле этого слова осталось в воспоминаниях, нравах и понятиях, в литературном и канцелярском языке, но исчезло в праве; считать дворовых и крепостных крестьян со времени ревизии холопами - большая историческая и юридическая ошибка. Оба означенные акта принадлежат законодательству Петра и выразились в длинном ряде узаконений, завершившемся резолюцией 19 января 1723 г., но они издавна подготовлялись разнообразными условиями, под действие которых становилось холопство. Начала эту подготовку церковь, продолжило землевладельческое хозяйство, а закончила крестьянская крепость, которая, возникнув при содействии кабального холопства, заплатила ему за услугу тем, что помогла уничтожению холопства, превратив нетяглого кабального холопа в тяглого задворного хлебопашца, который увлек за собою в государственное тягло и другие разряды холопов.


вспомнилось упоминание о Дудко по ревизской сказке 1781г-переведен из дворовых корнетши Немирович-Данченковой...

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 1644
Добавлено: 02-09-2012 08:33
Просьба к irina:есть ли у Вас завещания ваших предков Миклашевичей(в частности,Понуровка,Буда Зарюховская,Аленовка,Чернятка),либо может быть Вы знаете где могут храниться эти документы?Спасибо!

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 1644
Добавлено: 02-09-2012 08:34
По уцелевшим в памятниках указаниям нельзя решить, когда светские землевладельцы сделали второй шаг к новому хозяйственному порядку в своих вотчинах, начали наделять дворовую челядь земельными участками под условием барщины или оброка. Можно только сказать, что в XV в., с которого в сохранившейся юридической письменности идут достаточно ясные и точные указания на поземельные отношения в России, пахотные холопы-страдники уже являются в составе сельского населения старинным и значительным классом, хозяйственный и юридический быт которого успел прочно установиться. К этому времени холопство распалось на несколько хозяйственных разрядов, точный перечень которых затрудняется спутанностью терминологии. Страдные люди, пахотные холопы, составляли низший разряд деловых людей, как называлась чернорабочая челядь, городская и сельская; высший разряд состоял из собственно дворовой прислуги, к которой причислялись конюхи, разные ремесленники и мастерицы. Все деловые люди под именем меньших холопов, или черных людей, отличались от привилегированной челяди, холопов больших, или слуг, которые, в свою очередь, распадались на два класса - на людей служивых и приказных; первые были боевые спутники господина в походах, вторые служили по хозяйственному управлению или составляли ближайшую к господам комнатную прислугу, каковы были приказчики, повара, дьяки, няни, постельницы и т. п. Собственно дворовые холопы, высшие и низшие, в отличие от деловых пахотных, или деревенских, людей назывались еще людьми дверными или просто людьми. http://dugward.ru/library/kluchevskiy/kluchevskiy_podushnaya_podat.html
...Очень часто во владельческом селе не было ни одного крестьянского двора: все оно состояло из барской усадьбы, т.е. из главного, или большого, двора, где жил владелец с частью своей дворни, из дворцов, где помещались привилегированные слуги, и из деловых дворов, которыми обставлялся справа и слева большой двор. Деловые страдные люди и большая часть сельских дворовых холопов жили своими хозяйствами; в XV и XVI вв. это вызывалось хозяйственными удобствами землевладельцев, которым служба не позволяла жить постоянно в своих вотчинах, заставляя их переносить домовый завод на городские подворья. Сельские дворовые, не имеющие своих хозяйств, помещались на барском дворе; в некоторых имениях им отводился особый двор, который называется в поземельных описях того времени челядинным. Для хозяйственного обзаведения холопов господа снабжали их скотом: купчие, вкладные и духовные XV и XVI вв., перечисляя хозяйственный состав вотчины, часто упоминают о боярском жалованье служивым и страдным людям, о лошадях, коровах и всякой животине, которая при отпуске холопов по духовной обыкновенно отдавалась им в собственность как "благословение" завещателя.

Людским и страдным дворам отводились огороды и пашни с сенокосами. Пашня людская и служняя, хлеб людской в вотчинных описях XVI в. всегда отличались от боярской пашни и боярского хлеба. Это холопье землевладение многими чертами походило на крестьянское, и притом позднейшего времени, когда крепостное холопье право распространено было и на крестьян. Во-первых, земли отводились холопам не отдельными подворными участками, а общими полосами, как отводились они позднее обществам крепостных крестьян: это предполагает разверстку жеребьев между отдельными холопьими дворами самими холопами.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 1644
Добавлено: 02-09-2012 08:35
Бывали закладные, по которым закладник обязывался не погашать службой самого долга, а только оплачивать проценты, служить "за рост", и по истечении условленного срока возвратить "истину" - занятой капитал. Заемное письмо в Древней Руси называлось кабалой. Личная зависимость, возникавшая из обязательства служить за рост, укреплялась актом, который в отличие от заемной кабалы с личным закладом на условии отработки назывался в XVI в. служилой кабалой или кабалой за рост служити. С конца XV в. в документах появляются кабальные люди; но в них долго еще незаметно признаков кабального холопства. Заемная кабала под личный заклад была собственно заживной, давала закладнику право зарабатывать взятую вперед ссуду без роста, погашать беспроцентный долг. По кабале ростовой, получившей специальное название служилой, кабальный своей службой во дворе заимодавца зарабатывал только проценты, не освобождаясь от возврата капитала в условленный срок, или урок.
Закладничество на условии службы за рост переработалось, правда, в холопство, только не в полное, а в кабальное. Выдача головой до искупа при обычной несостоятельности выданных подвергала их бессрочной отработке займа. Так, в кабальную службу за рост входило и погашение самого долга, личный заклад под заем превращался в личный наем с получением наемной платы вперед. Это соединение службы за рост с погашением долга и личный характер кабального обязательства стали юридическими основами служилой кабалы как крепости; ими полагался и предел кабальной службы. Как личное обязательство, связывавшее одно лицо с другим, служилая кабала теряла силу со смертью одной из сторон. В XVII в. встречаем по местам кабалы с обязательством кабального "у государя своего служить во дворе до своей смерти". Но в случае смерти господина раньше холопа это условие нарушало личный характер кабалы, заставляя кабального служить жене и детям умершего как бы наследственно.
http://allstuds.ru/krprrus3.html

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 1644
Добавлено: 12-09-2012 14:45
Крестьяне после реформы 1861г :
Временнообязанные крестьяне , категория бывших помещичьих крестьян, освобождённых от крепостной зависимости Положениями 19 февраля 1861, но не переведённых на выкуп (см. Выкупнаяопера-ция). Срок временнообязанных отношений установлен не был. За пользование землёй В. к. несли феодальные повинности (оброк или барщину). Помещик являлся "попечителем" сельского общества В. к., получал в нём права вотчинной полиции, мог требовать смены сельского старосты и других лиц сельской администрации. К 19 февраля 1870 перешли на выкуп 66,59% В. к. К 1 января 1881 из 10 169 725 ревизских душ бывших помещичьих крестьян насчитывалось 1 552 403 (15,3%) В. к. Наибольшее число В. к. находилось в Ставропольской (68,4%), Астраханской (64,4%) и Курской (48,7%) губерниях; наименьшее — в Оренбургской (1%), Харьковской (2,3%), Херсонской (5,2%) губерниях. 28 декабря 1881 был издан закон об обязательном выкупе наделов В. к. с 1 января 1883.(Лит.: Зайончковский П. А., Отмена крепостного права в России, 3 изд., М., 1968.)"Положения" 19 ФВ 1861 - законодательный акт, оформивший отмену крепостного права и начавший крестьянскую реформу в России. Состоял из "Общего положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости", четырёх отдельных "Положений", четырёх "Местных положений" по группам губерний Европейской России и восьми "Дополнительных правил" для отдельных категорий крестьян.В "Положениях" рассматривался вопрос о личной свободе крестьян, наделении их землёй и размерах выкупа, уплачиваемого ими за полученную землю.Крестьяне становились лично свободными людьми. Они могли заключать сделки, приобретать не только движимое, но и недвижимое имущество, всту-пать в брак, переходить в др. сословия. Однако сохранилось неполноправие крестьянина. Он был подчинён общине (миру), без её согласия не мог покинуть деревню и избрать иное место житель-ства. По приговору сельского схода крестьянин мог подвергнуться телесному наказанию. В общине была установлена круговая порука по уплате податей. Община, а не отдельная крестьянская семья считалась и владельцем полученной крестьянами земли.В основу наделения землёй было положено стремление, во-первых, обеспечить крестьян средствами к существованию и тем самым предотвратить их массовую пролетаризацию, чреватую революцией, а во-вторых, обеспечить помещичьи хозяйства рабочими руками. Следовательно, предоставляемый надел заведомо не мог полностью обеспечивать крестьянскую семью.Если помещик и крестьяне не достигали полюбовного соглашения, то наделение землёй проводилось на основе установленных норм. Для каждой местности определялись высшая и низшая норма душевого надела. Если надел, которым крестьянин пользовался до освобождения, был меньше низшей нормы, помещику следовало дополнительно прирезать крестьянину земли. Если надел превышал высшую норму, то излишнюю землю полагалось отрезать. Независимо от величины надела, у помещика д.б. остаться не менее 1/3 земли (в степной полосе устанавливалась единая норма надела, помещики там сохраняли не менее 1/2 земли). Т.о., даже если крестьянские наделы были меньше высшей нормы, но при этом помещику оставалось менее 1/3, земля у крестьян отреза-лась. На практике прирезка явилась редким исключением, а отрезки коснулись значительного большинства крестьян. Крестьянское земле-пользование увеличилось только в 8 западных губерниях, в 27 гу-берниях оно сократилось и в 9 практически не изменилось. В сред-нем у крестьян было отрезано 20% используемой ими земли, а в отдельных губерниях - до 40% .Средний размер крестьянских наде-лов составил 3,4 десятины на душу. М.тем, по подсчётам земских статистиков, в нечернозёмной полосе для того, чтобы прокормить семью (без учёта уплаты податей), требовалось ок.8 десятин. Самые большие наделы получили крестьяне Севера и степных губер-ний (Самарской, Астраханской), меньше всего - крестьяне черно-земной полосы, особенно - Правобережной Украины.Раздел земли м.крестьянами и помещиками надлежало производить на основе устав-ных грамот, составление которых д.б. завершиться через два года, в 1863. Для урегулирования споров м.крестьянами и помещиками создавался институт мировых посредников из числа только дворян данного уезда. Мировыми посредниками стали многие представители либеральной и демократической интеллигенции того времени, видев-шие в этой работе способ послужить народу. Но немало нашлось и тех, кто в силу сословной солидарности стремился обеспечить поме-щикам односторонние преимущества.В ходе раздела земли помещики постарались удержать в своих руках лучшие и наиболее удобные земли, уступив крестьянам "песочки". К тому же в руках помещиков сохранилась большая часть лесов, пастбищ и сенокосов, что заста-вило крестьян арендовать эти угодья. Бывшие дворовые и крепост-ные мелкопоместных помещиков, а также посессионные рабочие воо-бще не получили земли. В чернозёмной полосе широкое распростра-нение получили т.н. дарственные наделы. В отличие от обычных они давались крестьянам без выкупа, но зато и составляли 1/4 нормаль-ного надела.За полученную землю крестьяне (за исключением дарственников) д.б. по-прежнему выполнять повинности в пользу помещика: работать на барщине или платить оброк. Через два года барщинные крестьяне имели право перейти на оброк. Перевод с обро-ка на барщину был запрещен. После составления уставных грамот, т.е. начиная с 1863, помещик мог (но не был обязан) перевести крестьян на выкуп. До перехода на выкуп крестьянин считался временнообязанным. Перевод на выкуп растянулся на многие годы. К 1881 ок.15% крестьян ещё оставались временнообязанными. Принятый в 1881 закон обязал помещиков перевести всех крестьян на выкуп начиная с 1883. Полностью этот переход был завершён в 1895.

К,сожалению,не смогла обрезать в цитате ничего для общего представления об этом процессе. http://luchevnikova.ucoz.ru/publ/istorija/8_klass/otmena_krepostnogo_prava_vremennoobjazannye_krestjane/15-1-0-69

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 1644
Добавлено: 13-09-2012 00:09
Нашла интересное определение слова " посполитый " в книге "Сословныя нужды и желания малороссиян в эпоху екатерининской комиссии" Ив.В.Теличенка 1891 стр.145-146






ХОТЯ,термин посполитый больше относится к мещанам и может,чтобы убрать путаницу крестьян назвали посполитые крестьяне

Страницы: << Prev 1 2 3 4 5 6 7 Next>> ответить новая тема
Раздел: 
Земля наших предков (Полесье в междуречье Десны и Сожа) / Земля наших предков. Часть III. Сословия и ранги. Представители сословий и родов / Крестьянское сословие

KXK.RU