Крестьянское сословие

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:  

Раздел: 
Земля наших предков (Полесье в междуречье Десны и Сожа) / Земля наших предков. Часть III. Сословия и ранги. Представители сословий и родов / Крестьянское сословие

Страницы: << Prev 1 2 3 4 5 6 7 Next>> ответить новая тема

Автор Сообщение

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 1186
Добавлено: 01-08-2011 23:00
Интересно о "новых хатах" написано у Лескова:"У нас в Гостомысле есть много народу, что от тесноты в избах целую зиму спят по чуланам да по пунькам либо подклетям. Чуланчики такие, вроде деревенских часовен, погородят из хворостового плетня, либо просто на дворе, либо под сараем, и это называют "пуньками". Как женится кто в семье, сейчас и заводится такой пунькой - для молодой жены. "Вот, мол, тебе, касатка, удобьице! живи, радуйся, назад не оглядывайся!" И живут в этих апартаментах, пока детвора пойдёт. А тогда уж с ребятками на зиму мать переходит в избу. Тут и старики, тут и муж с женой, тут и девушки взрослые, всё это на виду и на слуху, - такое безобразие. А куда денешься-то?..."

Участники
Группа: Администраторы
Сообщений: 5248
Добавлено: 02-08-2011 21:46
Интересно о "новых хатах" написано у Лескова:"У нас в Гостомысле есть много народу, что от тесноты в избах целую зиму спят по чуланам да по пунькам либо подклетям. Чуланчики такие, вроде деревенских часовен, погородят из хворостового плетня, либо просто на дворе, либо под сараем, и это называют "пуньками". Как женится кто в семье, сейчас и заводится такой пунькой - для молодой жены. "Вот, мол, тебе, касатка, удобьице! живи, радуйся, назад не оглядывайся!" И живут в этих апартаментах, пока детвора пойдёт. А тогда уж с ребятками на зиму мать переходит в избу. Тут и старики, тут и муж с женой, тут и девушки взрослые, всё это на виду и на слуху, - такое безобразие. А куда денешься-то?..."

Из словаря В.И.Даля:
Пуня - , пунька ж. новг. твер. ряз. орл. тамб. калужск. смол. половня, пелевня, мякинница; поветь, сеновал; сарай; отдельный ЧУЛАН, плетневая клеть, где складывают всячину, и летом спит хозяин; зап. хлев.
Н.А.Лесков житель той части России, которую относят к Великороссии. Он как бы и описывает Великороскую деревню. В Малороссии слово "изба" не имело широкого употребления, и, можно сказать, что в нашей местности даже в настоящее время коренное население дом называет хатой и никак иначе. Что касается слова "пуня, пунька", то в нашей местности оно употреблялось и употребляется в таком значении, как "хлев", но в более узком его смысле. Т.е. у нас пуня - это отдельное помещение, которое может быть внутри сарая, для свинней. Знал ли об этом Лесков Н.С.? И мог ли малорос или беларус-литвин привести молодую жену в пуню и жить с ней до того времени, пока детвора пойдет?
Велик и могуч русский язык!


В продолжении темы о крестьянском сословии краткая справочка о крепостных крестьянах, которые до 1861 года предстваляли собой весьма значительную часть населения Российской Империи и большую часть населения нашего региона:
Владельческие , или крепостные , или помещичьи крестьяне жили в вотчинах и поместьях, находясь под властью помещика и выплачивая ему ренту, а государству повинности. До конца XVI века владельческие крестьяне пользовались правом ухода («отказа», «выхода») от землевладельца один раз в год в Юрьев день, при соблюдении определённых условий. С 1597 года указом правительства был введён пятилетний срок сыска беглых крестьян, что фактически означало жёсткое прикрепление их к земле владельца. Уложением 1649 года был введён бессрочный сыск. В XVIII веке положение владельческих крестьян ещё более ухудшилось — безземельных крестьян всё чаще продавали, а неугодных помещики имели право сослать в Сибирь. В 1859 году общая численность владельческих крестьян мужского и женского пола составляла около 23 миллионов человек.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 1186
Добавлено: 02-08-2011 22:31
То что Н.С. Лесков был великороссом, уроженцем Орловской губернии, мне прекрасно известно. Естественно он описывает великоросскую деревню, принадлежащую очень бедному помещику.
Думаю, что такая картина наблюдалась повсеместно.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 2081
Добавлено: 03-08-2011 02:16
Картина конечно повсеместная, но в части названия Радимич прав - здесь "пуня" - хлев, либо отгороженное помещение в хлеву. А то, что у Лескова в Орловской называлось "пуня", у Марии Николаевны Косич, уроженки села Рассуха (М. Н. Косич О постройках белорусского крестьянина Черниговской губ., Мглинского уезда, села Росухи, деревни Бородинки и Амелькина хутора // Живая старина, 1906, Вып. 1., – С. 74 – 98. ссылка на библиотеку смоленского сайта, размер 27,3 Мб) называлось "клеть" и располагалось на дворе рядом с поветами (навесами) и кроме, как для сна, использовалось для хранения зимней одежды и пр. скарба.
Так что Косич всех помирит. И то и другое имело место, но жилые хаты по ревизии считались отдельным количеством. Дворов к примеру восемь, хат 10, если безземельных владельцев нет и все хаты во дворах - то значит в двух дворах по две хаты. Или в одном три, в остальных по одной. Определить где сколько именно трудно - цифры не взаимосвязаны. Почему именно так - не знаю. Возможно такой подсчет пришел со времен когда налог считася "с дыма", т.е с жилого отапливаемого помещения?

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 2081
Добавлено: 03-08-2011 02:22
Клеть кстати - помещение не отапливаемое, не из тех же соображений? В целях экономии при налогообложении?

Участники
Группа: Администраторы
Сообщений: 5248
Добавлено: 03-08-2011 02:28
Катина конечно повсеместная, но в часи названия Радимич прав - здесь "пуня" - хлев. А то, что у Лескова в Орловской называлось "пуня", у Марии Николаевны Косич, уроженки села Рассуха (М. Н. Косич О постройках белорусского крестьянина Черниговской губ., Мглинского уезда, села Росухи, деревни Бородинки и Амелькина хутора // Живая старина, 1906, Вып. 1., – С. 74 – 98. ссылка на библиотеку смоленского сайта, размер 27,3 Мб) называлось "клеть" и располагалось на дворе рядом с поветами (навесами) и кроме, как для сна, использовалось для хранения зимней одежды и пр. скарба.
Так что Косич всех помирит. И то и другое имело место, но жилые хаты по ревизии считались отдельным количеством. Дворов к примеру восемь, хат 10, если безземельных владельцев нет и все хаты во дворах - то значит в двух дворах по две хаты. Или в одном три, в остальных по одной. Определить где сколько именно трудно - цифры не взаимосвязаны. Почему именно так - не знаю. Возможно такой подсчет пришел со времен когда налог считася "с дыма", т.е с жилого отапливаемого помещения?

Мое личное мнение, что двор и хата должны считаться отдельными единицами и суммироваться, т.к. в одном дворе может быть по 2-3 хаты, а бездворовые хаты существовали вкак отдельные дома.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 2081
Добавлено: 03-08-2011 08:00
Мое личное мнение, что двор и хата должны считаться отдельными единицами и суммироваться...

Отдельными столбцами. Сквозная нумерация - отдельно дворы (один столбец), отдельно хаты (в том числе которые на дворах) - опять сквозная нумерация. Тогда все сходится с имеющимися результатами ревизий. Два двора две хаты - суть два двора в каждом из которых по одной хате (памятуя о Павличах - две семьи).

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 1186
Добавлено: 03-08-2011 08:45
Самая ранняя ревизская сказка, которую я видела - за 1811 год. В ней нумеруются дворы, слева столбец - номер двора по предыдущей ревизии.
Возможно в эти годы отдельно хаты уже никто не считал.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 2081
Добавлено: 03-08-2011 17:24
Вы специалист, Ирина, я не стану спорить, и вполне могу ошибаться. Я просто делаю предположение. Возможно человек проводивший ревизию где то считал хаты отдельно, к примеру в черновике - я сужу по итоговому результату, который иначе не понятен, если не допустить что подсчет жилых помещений велся сквозной нумерацией вне зависимости от количества дворов.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 1186
Добавлено: 04-08-2011 21:27
В продолжении темы о крестьянском сословии
Вот что пишет А.М. Лазаревский в книге "Малороссийские посполитые крестьяне":"...с изгнанием польских панов, право последних на поземельную собственность перешло к "войску"; гетман, будучи представителем последнего, мог раздавать войсковую землю старшине и рядовому товариству, за их "войсковую" службу. Поспольство, жившее на такой земле, с переходом её во владение одного лица, становилось в обязательные отношения к последнему, т.е. должно было за пользование землей отдавать державце, владельцу её, известную часть своего труда. Из такого поспольства в последствии и образовалось малороссийское крестьянство, как сословие несвободное".

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 1186
Добавлено: 15-08-2011 23:20
В конце 17 - начале 18 вв. малороссийские крестьяне по особенностям своего экономического быта делились на тяглых, огородников и лёзных.
Тяглые крестьяне - это те крестьяне, которые имели оседлось, т.е. грунт (усадьбу), полевую землю и рабочий скот. Тяглыми (по литовскому статуту - отчинными) они назывались в отличие от лёзных крестьян, которые не имели оседлости и переходили с места на место, пока не поселялись где-нибудь на "слободе".
Середину между тяглыми и лёзными занимали огородники, имевшие одну усадьбу, с огородами, без полевой земли.
Быт тяглых и огородников мало чем разнился между собой; первые были зажиточнее и жили хлебом, зарабатываемым на своей земле; между тем огородники зарабатывали хлебом на чужой.
Получив по универсалу маетность, державца получал вместе с тем право на "послушенство" тех крестьян, которые имели в этой маетности свои оседлости, т.е. тяглых и огородников. Но границы "послушенства" ясно не обозначались.
Первоначально крестьянские обязанности в отношении к державце ограничивались гачением плотин, уборкой сена и доставкой дров. Т.е. державца мог требовать от крестьян только некоторой помощи в своём хозяйстве, но не безусловного подчинения. Но так как в роли державцев выступала преимущественно войсковая старшина, то, пользуясь своей властью, она без труда переходила границы так неопределённо обозначенного "послушенства".
Со временем экономические интересы старшины затягивали узел подданства крестьян всё крепче и крепче и незаметно державцы маетностей сделались "панами подданных".

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 1186
Добавлено: 15-08-2011 23:58
К концу 17 в. отношения поспольства к державцам определились окончательно: одни "панщину робили", а другие "на чинше сидели". Размеры той и другой повинности были не определены и вполне зависели от воли и нрава державцы.
Панщина обыкновенно ограничивалась двумя, тремя днями в неделю. Кроме этого крестьяне обязаны были доставлять державце ещё некоторое количество живности и сельскохозяйственной продукции.
Размер чинша, так же как и панщины, зависел только от воли державской.
У Лазаревского приведены размеры повинностей по некоторым маетностям. Например, размер повинностей подданных генерального судьи Лисенка, 1750 г.(в Стародубском полке):
с. Мефедовка - "...сверх панщины окладу годового с четвертини поля по 1 р. 20 к.; итого - 49 р. 20 к. За мотки - по 20 к.; итого 8 р. 20 к.; за 41 гуску по 6 к.; за 82 каплуна по 3 к.; итого 4 р. 92 к.; жита и овса по 20 четвертей и 4 четверичка; конопель (зерна) по 10 четвертей 2 четверичка; пеньки (волокна) тертой по 42 пуда. Да з бобилей денгами збиралось по 10 р.
З села Андрейкович - платили в год чиншу толко денгами по 100 р.
З села Ущерпья и деревни Халеевич - платили в год чиншу, з обоих сел, по 250 р. За медовую дань - по 25 р..."
Часто бывало так, что крестьяне обязаны были давать держаце ещё так называемую осенщину - часть от урожая, соизмеримую с количеством рабочего скота, которую отдавали или в деньгах, или натурой. Сверх того крестьяне должны были отдавать державце определённое количество разной живности (от вола до курицы), растительных плодов (большей частью орехов, разных лесных ягод и красильных растений - марены и червецу) и домашних изделий (деревянной посуды, ниток и проч.).
К крестьянским повинностям следует отнести также и так называемые "куничные гроши", которые платили посполитые державцам за позволение жениться.
Иногда собиралась ещё "пчоляная и тютюнная десятина".
Таким образом, "послушенство" подданных к их державце ничем не ограничивалось; размер повинностей зависел только от доброй воли державцы и потому подданический быт, по большей части, был тяжёл и разорителен.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 1186
Добавлено: 20-08-2011 21:08
Нельзя не признать, что всё развитие помещичьего хозяйства давало основание заключить о переходе крестьян в совершенное рабство. Среди прочего, наиболее ярко полное бесправие крепостных людей проявлялось в бесцеремонном вмешательстве господина в их личную жизнь, и в заключении браков в первую очередь.
Один "благородный" душевладелец оставил для потомков свои соображения о наилучшем развитии помещичьего хозяйства: "Добрые экономы от скотины и птиц племя стараются разводить, - писал он, - а потому о размножении крестьян тем более печность (т.е. заботу) следует иметь". И рекомендовал отдавать крепостных "девок" замуж не позднее 18 лет. /одна из моих пра-пра-бабушек была выдана замуж в 13(!)лет, жениху было 16 лет/
В ту эпоху у крестьян было два основных способа устроить свою брачную жизнь - "по жребию" и "по страсти".
Понятно, что чем населеннее были дворянские вотчины, тем сильнее ограничивалась возможность индивидуального подхода к женитьбе крестьян. Князь А. Голицын, ознакомившись со списками, представленными ему старостами, убедился, что в его имениях слишком возросло число незамужних девиц и неженатых парней. Видя в сложившемся положении прямой убыток для себя, князь велел немедленно расписать потенциальных женихов и невест по возрасту и венчать "по жребию".

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 1186
Добавлено: 20-08-2011 21:28
В России действовало правило: "по рабе холоп, по холопу - раба". Оно значило, что свободная женщина, вышедшая замуж за крепостного, или вольный человек, женившийся на крепостной, - теряли свободу и переходили в собственность господина их мужа или жены.
Н.С. Лесков так пишет об одной из своих героинь: "...Мавра Петровна отличная была женщина. Она была взята из однодворок и пошла в крепость с нужды горькой, потому что у нас в округе иные вольные в ту пору ещё хуже крепостных живали: бедность страшная..."
В конце 18-го века выпустили постановления о том, что вдовы и девицы вольного происхождения, вышедшие замуж за помещичьих крестьян, после смерти мужей не должны быть обращаемы в крепостное состояние против их воли. Но этот закон никогда не соблюдался помещиками.
Более того, случалось, что дворяне похищали свободных людей - на дороге, в поле, а нередко и прямо из дому, и насильно венчали со своими крепостными, таким образом значительно увеличивая число "невольников" в усадьбе.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 1186
Добавлено: 20-08-2011 21:36
Вне зависимости от того, добровольно крестьяне вступали в брак или по принуждению, господа от создания новой семьи старались получить наибольшую выгоду во всём, даже в мелочах. Так возник обычай платить помещику "вывод" за невесту. Изначально это правило действовало в том случае, если крепостная девушка выходила замуж за крестьянина другого помещика. Терявший работницу землевладелец получал компенсацию - как правило, среднюю рыночную стоимость молодой женщины, принятую в той или иной местности. Эти деньги платила семья жениха из своих средств, но невеста становилась, конечно, собственностью дворянина - владельца жениха.
Впоследствии обязательство платить "выводные деньги" распространили на браки крепостных и в том случае, если они совершались в имении одного помещика. Эти поборы, уже совершенно ничем не оправданные, превращались в новую обременительную дань для крестьян. Тем более, что помещики совершенно произвольно определяли размеры новой повинности.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 1186
Добавлено: 20-08-2011 21:53
Но если помещики проявляли большое внимание к бракам крепостных крестьян, то ещё строже они следили за личной жизнью своих дворовых слуг. Свадьбы среди дворовых вообще не приветствовались их владельцами. Нередко встречались дворяне, обрекавшие своих домашних слуг на вечное девство и безбрачие.
Некоторые господа отказывали дворовым потому, что боялись умножения "лишних ртов" или просто не желали терять услужливую горничную, подозревая, что в замужестве она перестанет исправно выполнять свои обязанности.
Дворня постоянно жила в доме своего господина, и, составлявшие её люди, в отличие от крестьян, часто не имели вовсе никакого личного хозяйства и имущества. Поэтому, если браки всё же совершались, то с них не только не требовали выкуп за брак, но наоборот, подыскивали пару за господский счёт.
Дворовых девушек и женщин выдавали замуж за своих же дворовых людей. Реже - за крестьян. Для мужской дворни также, случалось, брали жён из крестьянских семей. Но чаще невесту предпочитали покупать по случаю и подешевле на стороне.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 1186
Добавлено: 20-08-2011 22:22
В ГАБО хранятся метрические книги с. Душкино /ф.255 оп.1 д.77,78/ за 1851-1870 гг. Очень интересно посмотреть записи о бракосочетании. До 1861 года нет ни одного случая венчания козака или казённого крестьянина с помещичьей крестьянкой. И наоборот.
Только единственный раз 31.10.1854 г. крестьянин помещика Котуховского из д. Страхановки Иван Евсеев Кондратенок, 24 лет, женился на казённой крестьянке, жительнице д. Плавковки Харитине Андреевой Лелёткиной, 18 лет.
Но уже с лета 1861 года отмечено несколько браков между представителями различных сословий. Например, 24.09.1861 года козак, житель с. Овчинец Суражского уезда Семён Неофитов Арехтов, 25 лет, женился на временно-обязанной крестьянке, жительнице д. Якубовки Степаниде Макаровой Лазаренковой, 27 лет.

Участники
Группа: Администраторы
Сообщений: 5248
Добавлено: 21-08-2011 04:03
Да, "прелести" жития крестьянства до 1861 года, Ирина, из приведенных Вами здесь постов очевидны. Как, впрочем, и шкурность интересов нашего "просвещенного", лицемерного и продажного дворянства, в ряды которого многие из нынешнего поколения стремятся записаться.
Интересно, а сделал ли Манифест Александра II об отмене крепостного права крестьян более счастливыми в жизни и восприятии ее реалий? Что он дал им в действительности?

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 1186
Добавлено: 21-08-2011 17:37
Что он дал им в действительности?

Крестьянская "реформа" содержала целый ряд постановлений, ущемлявших права бывших крепостных людей и даже ухудшавших их положение, и была направлена в первую очередь на защиту интересов дворянства. Крестьяне были наделены земельными участками, за которые их обязали выплачивать выкупные платежи, порой в несколько раз превышавшие рыночную стоимость земли, причём от самого выкупа они не имели права отказаться /отсюда и определение бывших крепостных, встречающееся в метрических книгах: "временно-обязанные крестьяне" и "крестьяне-собственники"/.
Крестьяне были лишены свободы передвижения, ещё много лет им не выдавали на руки паспорта.
В хозяйственном смысле бывшие помещичьи люди оказались закрепощёнными снова, только на этот раз - общиной, которая была наделена реформаторами полномочиями, сравнимыми с правами помещика, что затормозило развитие индивидуального хозяйства.
"Освобождённые" крестьяне в результате реформы не только были ограблены, но по-прежнему не имели возможности по своей воле просто сменить место жительства. Их стремление к личной и хозяйственной независимости осталось нереализованным, но зато телесные наказания в Российской империи сохранялись исключительно для каторжников и бывших крепостных крестьян вплоть до 1905 года.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 1186
Добавлено: 21-08-2011 18:04
Кстати, существовало несколько возможностей выйти из крепостной зависимости.
Первый - стать солдатом (см.солдатское сословие). При Петре I даже существовал указ, дававший право солдатам брать в жёны крепостных крестьянок, не спрашивая на то разрешения помещика. Правда, к середине века не только согласие душевладельца на брак своей "рабы" стало обязательным, но нередко иному солдату приходилось прикладывать огромные усилия, чтобы вырвать свою собственную жену из рук помещика, владеющего ею незаконно.
Второе - стать кормилицей барских детей. Во многих местах существовал такой обычай, что отпуская кормилицу домой, по окончании срока кормления, господа в награду за благополучное и добросовестное исполнение дела, давали вольную её дочери (если вскормлена была девочка) либо освобождали от рекрутчины сына (если новорождённый был мальчик). Это была большая награда, так как в других случаях девица, желавшая выкупиться на волю, должна была внести помещику до 500 руб. ассигнациями, а такую сумму почти невозможно было приобрести обыкновенным крестьянским земледельческим трудом.
Ещё одна возможность - выкупиться на волю самостоятельно. Вот что пишет в своих воспоминаниях бывшая крепостная крестьянка А.Г. Хрущова: "Были у нас две семьи крестьян, находившиеся на оброке в Петербурге и нажившиеся торговлею. Они откупились на волю за 5000 рублей ассигнациями, и на эти деньги барин, в 30-х годах, отстроил два больших дома в Ярославле..."
Иногда и сам барин предлагал крестьянам сделку. Из воспоминаний крепостного крестьянина С.Д. Пурлевского: "... князю /П.И. Репнину/ вдруг понадобились деньги. Он прежде всего обратился к своим, назначил выкуп их свободы со всей землёй и угодьями за две тысячи пятьсот душ - шестьдесят тысяч, значит, по двадцать четыре рубля за душу; крестьяне и того не могли собрать!...Чем кончилась денежная надобность князя? Разумеется, продажей вотчины".

Страницы: << Prev 1 2 3 4 5 6 7 Next>> ответить новая тема
Раздел: 
Земля наших предков (Полесье в междуречье Десны и Сожа) / Земля наших предков. Часть III. Сословия и ранги. Представители сословий и родов / Крестьянское сословие

KXK.RU