Крестьянское сословие

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:  

Раздел: 
Земля наших предков (Полесье в междуречье Десны и Сожа) / Земля наших предков. Часть III. Сословия и ранги. Представители сословий и родов / Крестьянское сословие

Страницы: << Prev 1 2 3 4 5 6 7 Next>> ответить новая тема

Автор Сообщение

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 1186
Добавлено: 09-04-2012 14:17
Ранее Илона подняла интересную тему о налогообложении крестьянства.
Просматривая некоторые документы по Лыщичскому Волисполкому за 1926 год, я постоянно находила материалы о неплательщиках сельхозналогов и принимаемых в отношении них мерах.
По-моему, действия местных властей были немного несоразмерны. Судите сами (пишу только о жителях тех сёл Лыщичской волости, о которых говорится в рамках нашего форума. Сёла Найтоповичи, Старые и Запольские Халеевичи, Брянкустичи оставляю "за кадром"):
Список гр-н волости неплательщиков с/х налога за 1925/26 год:
с гр-н с. Павличи
- Быковой А.И. за неуплату 4 руб. 08 коп. отчудить 1 лошадь
- Можаева Б.Ф. за неуплату 3 руб. 98 коп. отчудить 2 овцы
- Быкова А.Г. за неуплату 6 руб. 95 коп. отчудить 1 кабана 3-х лет
- Сиганова В.А. за неуплату 2 руб. 85 коп. отчудить 1 овцу
- Батюченко С.Е. за неуплату 2 руб. 16 коп. отчудить 1 овцу
- Суховея А.П. за неуплату 5 руб. 05 коп. отчудить 2 овцы
- Сесюка И.И. за неуплату 4 руб. отчудить 2 овцы
...
с гр-н д. Яблонка
- Обыночного М.Г. за неуплату 1 руб. 08 коп. отчудить 1 свинью
- Обыночного Фёдора Ф. за неуплату 2 руб. 93 коп. отчудить 15 аршин сукна крестьянского
...
с гр-н д. Зар.Буды
- Дудка И.И. за неуплату 2 руб. 18 коп. отчудить 2 овчины выработанные
- Ахламовой Д.П. за неуплату 3 руб. 35 коп. отчудить 2 овцы


А были вовсе курьёзные случаи (хотя понимаю, что это смешно только с нашей сегодняшней точки зрения):
Слушали опись имущества принадлежащего гр-ке с. Рюхово Марченке Софии Павловой за неуплату с/х налога в сумме 3 руб. 88 коп.
Постановили: отчудить один пуд сала

Изымали: самовары, горох, семена вики и проч.

Несправедливее всего поступили с жителем с. Лыщичи Кожемякой Гурием Капитоновым, у которого за неуплату недоимки по с/х налогу в сумме 5 руб. 60 коп. отчудили "лошадь масти гнедой, оценённую в 50 рублей"



Участники
Группа: Администраторы
Сообщений: 5248
Добавлено: 09-04-2012 16:05
с гр-н д. Яблонка
- Обыночного М.Г. за неуплату 1 руб. 08 коп. отчудить 1 свинью
- Обыночного Фёдора Ф. за неуплату 2 руб. 93 коп. отчудить 15 аршин сукна крестьянского

Во, блин-компот, оказываецца мой прадед быв злосны недоимщик! И свиння яго была оценена сборщикамы недоимак аж в 1 руб и 8 капеяк.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 1186
Добавлено: 09-04-2012 21:38
Если посмотреть данные внимательнее, то окажется, что не ко всем гражданам члены ВИКа относились одинаково: видимо, существовал какой-то "классовый" подход.
Например, Быкова А.И. и Сесюк И.И. из Павлич задолжали примерно одинаковую сумму - 4 рубля, но у гражданки отчудили лошадь, а у гражданина только две овцы. По-моему не совсем справедливо.


Участники
Группа: Участники
Сообщений: 1186
Добавлено: 09-04-2012 21:55
Ещё немного о павличских злостных неплательщиках:
"Слушали опись имущества на гр-на с. Павличи Артеменко Евдокима за неуплату недоимки по с/х налогу 1925/26 гг. в сумме 4 руб. 39 коп.
Постановили: опись утвердить и на покрытие недоимки отчудить 1 овцу

Слушали опись имущества на гр-ки с. Павличи Можаевой Агафии Прокофьевой за неуплату недоимки по с/х налогу 1925/26 гг. в сумме 3 руб. 25 коп.
Постановили: опись утвердить и на покрытие недоимки отчудить 1 свинью

Слушали опись имущества на гр-на с. Павличи Бурмаку Мину за неуплату недоимки по с/х налогу 1925/26 гг. в сумме 3 руб. 52 коп.
Постановили: опись утвердить и на покрытие недоимки отчудить 2 овцы

Слушали опись имущества на гр-ку с. Павличи Суховьёву Анисью за неуплату недоимки по с/х налогу 1925/26 гг. в сумме 6 руб. 06 коп.
Постановили: опись утвердить и на покрытие недоимки отчудить старую свинью



Участники
Группа: Участники
Сообщений: 1186
Добавлено: 09-04-2012 22:15
Вот ещё одна интересная тема: штрафы за лесохищение (ст.99 УК РСФСР). Представители Унечского лесничества отлавливали в лесах "местного значения" несчастных дровосеков, совместно с милицией составляли на них протоколы, а члены ВИКа накладывали огромные штрафы. В счёт их покрытия у уличённых граждан также "отчуждался" в основном скот.
Для начала небольшой список нарушителей и сумма штрафа /1926 год/:
д. Зар.Буда
- Антипенко Григорий Григорьев - 3 руб. 14 коп.
- Дудка Павел Трофимов - также
- Дудка Василий Иванов - также
- Пузик Конон Васильев - также
- Пузик Илья Иванов - также
- Прожика Карп Исаков - также
- Дудка Козьма Ермолаев - также

д. Яблонка
- Манжос Семён Борисов - 14 руб. 83 коп.
- Манжос Конон Иванов - 3 руб. 78 коп.
- Манжос Михаил Кононов - 1 руб. 41 коп.
- Обыночный Пётр Кондратов - 1 руб. 41 коп.
- Тужик Иван Моисеев - 3 руб. 78 коп.
- Тужик Афанасий Моисеев - 2 руб. 47 коп.
- Манжос Моисей - 1 руб. 41 коп.
- Урянский Василий Моисеев - 3 руб. 78 коп.
- Савченко Степан Евфимов - 3 руб. 22 коп.
- Манжос Степан Павлов - 45 коп.
- Манжос Алексей Борисов - 90 коп.
- Усов Василий Иванов - 3 руб. 78 коп.
- Манжос Степан Прохоров - 90 коп.

с. Рюхово
- Куцебещенко Степан Иванов - 7 руб. 56 коп.

Можно только представить сколько свиней, овец и лошадей в дальнейшем подлежали отчуждению.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 148
Добавлено: 10-04-2012 11:10
Ирина, большое спасибо за Ваши материалы! Очень интересно, это позволяет хоть чуть-чуть приблизиться к жизни столетней давности. Действительно чуть-чуть, потому что чтобы понять, что стоит за рублями и копейками, надо знать, чего они тогда стоили, а также массу других деталей - что за люди были в ВИКе, в селе и т.д.
На меня ОЧЕНЬ большое впечатление произвел фильм Андрея Смирнова "Жила-была одна баба" - в том числе и своей достоверностью, позволяющей увидеть, как нелегко нам представить ту жизнь в ее полноте.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 1186
Добавлено: 10-04-2012 13:30
В продолжение темы о лесохитителях
Выписка из протокола Лыщичского ВИКа /1926 год/
"...Слушали опись имущества составленное на гр-н дер. Зар. Буды за неуплату штрафов по лесохищению в разной сумме с каждого.
Постановили: опись утвердить и на пополнение взысканных штрафов у гр-н дер. Зар. Буды отчудить:
- Кабанова Фёдора - 2 овцы
- Дудки Захара Александрова - 1 овцу
- Антипенко Ивана К... - 2 овцы
- Пузика Фёдора - 1 овцу
- Назаревской Евдокии - 2 овцы
- Ахламовых Евфима и Агриппины - 2 овцы
- Дудки Мины - 1 овцу
- Голабурды Максима и Зможного Андрея - 1 овцу
- Манжоса Кузьмы - 2 овцы
- Усова Василия Иванова - 1 овцу
- Тужика Ивана - 2 овцы
- Мушкаренко Артёма - 1 овцу
- Манжоса Прокофия - 1 лошадь
- Обыночного Даниила - 1 овцу
- Манжоса Григория - 1 овцу
- Мушкаренко Ивана Никифорова - 20 брёвен..."

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 1186
Добавлено: 10-04-2012 13:40
Конечно, бывали случаи, когда представители ВИКа шли навстречу просителям. Например, вот выдержки из некоторых протоколов:
"...Слушали заявление гр-на Бр.Кустич Евмена Павлова Белякова о сложении с него штрафа в сумме 22 руб. 80 коп. за лесохищение, наложенное ВИКом по протоколу №30-1925.
Постановили: Учитывая службу сына Белякова в Красной Армии, уничтожение построек пожаром 1925 года и принимая во внимание, что лесохищение Беляковым сделано в 1-й раз, наложенный штраф уменьшить на 15 руб., т.е. взыскать с Белякова всего 7 руб. 30 коп..."

"...Слушали переписку 7-го Ленинградского Ков.Полка за №45 с заявлением кр-ца Маханька о сложении штрафа за лесохищение в сумме 12 руб. 78 коп. корневой стоимости и 12 руб. 78 коп. штрафа, наложенного на отца его гр-на с. Зап.Халеевичи Маханька Сидора Саввина по протоколу ВИКа №26-1925 года.
Постановили: наложенный на гр-на Маханька Сидора штраф в сумме 12 руб. 78 коп. сложить, а корневую стоимость 12 руб. 78 коп. предложить уплатить..."

Участники
Группа: Администраторы
Сообщений: 5248
Добавлено: 10-04-2012 14:23
В продолжение темы о лесохитителях
Выписка из протокола Лыщичского ВИКа /1926 год/
"...Слушали опись имущества составленное на гр-н дер. Зар. Буды за неуплату штрафов по лесохищению в разной сумме с каждого.
Постановили: опись утвердить и на пополнение взысканных штрафов у гр-н дер. Зар. Буды отчудить:
- Кабанова Фёдора - 2 овцы
- Дудки Захара Александрова - 1 овцу
- Антипенко Ивана К... - 2 овцы
- Пузика Фёдора - 1 овцу
- Назаревской Евдокии - 2 овцы
- Ахламовых Евфима и Агриппины - 2 овцы
- Дудки Мины - 1 овцу
- Голабурды Максима и Зможного Андрея - 1 овцу
- Манжоса Кузьмы - 2 овцы
- Усова Василия Иванова - 1 овцу
- Тужика Ивана - 2 овцы
- Мушкаренко Артёма - 1 овцу
- Манжоса Прокофия - 1 лошадь
- Обыночного Даниила - 1 овцу
- Манжоса Григория - 1 овцу
- Мушкаренко Ивана Никифорова - 20 брёвен..."

А фамилии то почти все яблонские. С чего бы то это? Вопрос чисто риторический и совсем не подвергающий сомнению, что перечисленные люди были жителями д. Зарбуды. Хотя, конечно, это больше для темы населенных пунктов вопрос и в первую очередь по Зарбуде.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 1186
Добавлено: 10-04-2012 20:33
чтобы понять, что стоит за рублями и копейками, надо знать, чего они тогда стоили

очень кстати нашёлся документ 1924 года (описывается имущество жителей д. Палужская Рудня Красногорской волости Клинцовского уезда братьев Рудых, в отношении которых производилось дознание в связи с уклонением от воинского учёта)
Рудый Дмитрий Терентьев /1891 г.р./
- лошадь 1 - 15 руб.
- корова 1 - 15 руб.
- изба 1 - 30 руб.
- навес 1 - 10 руб.
- земли 2 и 1/2 дес.
- едоков 4 души
Итого: 70 руб.

Рудый Филипп Терентьев /1898 г.р./
- корова 1 -10 руб.
- овца 1 - 2.50 руб.
- кур 4 - 80 коп.
- изба 1 - 35 руб.
- сарай 1 - 10 руб.
- овчарка /сарай для овец/ - 5 руб.
- земли 1 и 3/4 дес.
- едоков 3 души
Итого: 63 руб. 30 коп.

Участники
Группа: Администраторы
Сообщений: 5248
Добавлено: 11-04-2012 02:14
чтобы понять, что стоит за рублями и копейками, надо знать, чего они тогда стоили

очень кстати нашёлся документ 1924 года (описывается имущество жителей д. Палужская Рудня Красногорской волости Клинцовского уезда братьев Рудых, в отношении которых производилось дознание в связи с уклонением от воинского учёта)
Рудый Дмитрий Терентьев /1891 г.р./
- лошадь 1 - 15 руб.
- корова 1 - 15 руб.
- изба 1 - 30 руб.
- навес 1 - 10 руб.
- земли 2 и 1/2 дес.
- едоков 4 души
Итого: 70 руб.

Рудый Филипп Терентьев /1898 г.р./
- корова 1 -10 руб.
- овца 1 - 2.50 руб.
- кур 4 - 80 коп.
- изба 1 - 35 руб.
- сарай 1 - 10 руб.
- овчарка /сарай для овец/ - 5 руб.
- земли 1 и 3/4 дес.
- едоков 3 души
Итого: 63 руб. 30 коп.

Хата крестьянина оценивалась в 30-35 рублей. А все имущество в 60-70. Хорошо жили наши предки...

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 1186
Добавлено: 11-04-2012 10:50
В книге Ольги Семёновой-Тян-Шанской "Жизнь Ивана" приводится стоимость крестьянского имущества (по состоянию на 1900-е годы)
- Изба каменная от 100 до 200 руб.
- Изба деревянная от 50 до 120 руб.
- Изба-мазанка от 20 до 30 руб.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 1644
Добавлено: 14-04-2012 12:33

А фамилии то почти все яблонские. С чего бы то это? Вопрос чисто риторический и совсем не подвергающий сомнению, что перечисленные люди были жителями д. Зарбуды. Хотя, конечно, это больше для темы населенных пунктов вопрос и в первую очередь по Зарбуде.

ДА МЕНЯ ТОЖЕ ЗАЦЕПИЛА ЭТА ИНФОРМАЦИЯ,И ПО ЗАРБУДЕ ВСПЛЫЛ ЕЩЕ НЕКИЙ ДУДКО ПАВЕЛ ТРОФИМОВ-ранее он нигде мне на глаза не попадался...

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 1186
Добавлено: 16-04-2012 21:02

А фамилии то почти все яблонские. С чего бы то это? Вопрос чисто риторический и совсем не подвергающий сомнению, что перечисленные люди были жителями д. Зарбуды. Хотя, конечно, это больше для темы населенных пунктов вопрос и в первую очередь по Зарбуде.

ДА МЕНЯ ТОЖЕ ЗАЦЕПИЛА ЭТА ИНФОРМАЦИЯ,И ПО ЗАРБУДЕ ВСПЛЫЛ ЕЩЕ НЕКИЙ ДУДКО ПАВЕЛ ТРОФИМОВ-ранее он нигде мне на глаза не попадался...

Я думаю здесь имелись в виду жители Зарбудского с/с

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 1484
Добавлено: 17-05-2012 15:19
Вот попалось в интернете
КРЕПОСТНОЕ ПРАВО (КРЕПОСТНИЧЕСТВО) – форма феодальной зависимости крестьян: прикрепление к земле и личное подчинение феодалу. В Русском государстве юридически оформилось Судебником 1497 г. Ивана III, указами о заповедных и урочных летах, Соборным Уложением Алексея Михайловича 1649 г. Крестьянин имел земельный надел, орудия труда, хозяйство. Крестьянин сам себя кормил, работал на феодала (барщина), вносил плату феодалу (оброк), платил налоги государству, нес определенные повинности. Крепостное право существовало несколько веков, и было отменено крестьянской реформой 1861 г.


КИЕВСКАЯ РУСЬ.


Первые формы зависимости работников:

1) смерды – свободные и полусвободные княжеские данники, сидевшие на земле и несшие повинности в пользу князя (X - XIII вв.). Существует несколько гипотез о социальной сущности смердов, но большинство исследователей признают: 1) тесную связь смердов с князем, зависимость от него; 2) считают смердов довольно широкой общественной группой.

2) рядович – в Древней Руси - временнообязанные, полусвободные смерды , попадавшие во временную зависимость в силу «ряда» - договора, на основании которого они работали на хозяина.

3) закуп – разорившийся общинник, пошедший в долговую кабалу к князю или его дружиннику: получал ссуду («купу») и за нее должен был работать на господина – либо на его пашне («ролейные закупы»), либо как слуга.

Хозяин имел право подвергать его телесным наказаниям, а попытка бегства превращала его в обельного (полного) холопа. Закуп отличался от раба: имел право выкупаться на волю, вернув купу; хозяйство закупа не являлось собственностью господина.

4) холопы – люди, право владения которыми у господ не было ничем ограничено (фактически они были рабами). Известны на Руси с 10 в. Холопы не имели своей собственности и в любой момент могли быть проданы или отданы любому лицу. В отличие от рабов античных, холопы могли быть «посажены» на землю в качестве крепостных. Холопами становились в результате пленения, самопродажи, продажи за долги или за преступление, через женитьбу или замужество на холопе или холопке.

Холопы состояли из двух категорий: слуги феодала, входившие в состав его личной челяди и дружины (из их среды выходила княжеская администрация и даже видные представители господствующего класса); вторую категорию составляли пашенные холопы («страдники»), холопы-ремесленники.



ИВАН III (1462-1505).

1497 – Судебник:

1) устанавливал ограничение ухода от феодала неделей до и неделей после Юрьева дня осеннего (26 ноября);

2) за уход устанавливалась пошлина – пожилое (в удалённой от лесной местности – 1 рубль, в лесной – полтина), которая уплачивалась после 4-х летнего проживания крестьян на земле феодала (за первый год – &#188;, за второй – &#189; и т.д.).



ИВАН IV (1553-1584).

1) 1550 – Судебник (статья 88): размер пожилого увеличился на 6 копеек:

2) 1581 – временный запрет крестьянского выхода (перехода) = заповедные (запретные) лета.



ФЁДОР ИОАННОВИЧ (1584-1598) = Борис Годунов:

1597 – указ об «урочных летах»: 5-летний срок сыска беглых крестьян.



СМУТНОЕ ВРЕМЯ.

1607 – Уложение Василия Шуйского:

1) на беглых крестьян и холопов 15 лет сыска; 2) десятирублевый штраф за принятие беглого; 3) «пожилое» до 3 рублей в год: теперь это не плата хозяину при выходе крестьянина, а штраф за держание у себя беглого; 4) можно нанимать чужих крестьян на временную работу только с ведома господина, которому принадлежал крестьянин; 5) обязательный сыск крестьян.



МИХАИЛ ФЁДОРОВИЧ (1613-1645).

1642 – установлен 10-летний срок сыска беглых крестьян.




АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ (1645-1676).


1649 – Соборное Уложение: бессрочный сыск (возврату подлежали все крестьяне, бежавшие от своих владельцев).



XVIII ВЕК.

1760 – помещики получили право ссылать своих крепостных в Сибирь на поселение;

Екатерина II (1762-1796):

1763 – крестьяне должны были оплачивать содержание воинских команд;

1765 – помещики получили право ссылать неугодных крестьян на каторгу;

1775 – помещики получили право заключать крестьян в тюрьмы.



АЛЕКСАНДР I (1801-1825).

1) 1803 – указ «О вольных хлебопашцах»: помещик получил право по своему желанию освобождать крестьян с землёй или без земли, за выкуп или безвозмездно;

2) 1808 – запрещено продавать крепостных на ярмарках;

3) 1816-1819 – отмена крепостного права в Прибалтике (Лифляндия, Курляндия, Эстляндия).

1817-1819 – проекты отмены крепостного права (Аракчеев, Гурьев).



НИКОЛАЙ I (1825-1855).

1) 10 секретных комитетов по крестьянскому вопросу;

2) 1842 – указ об обязанных крестьянах: помещики могли отпускать крестьян на волю, предоставляя им землю не в собственность, а в пользование.



АЛЕКСАНДР II (1855-1881).

19 февраля 1861 – Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта» + Положения «О крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».

МАНИФЕСТ: личная свобода крестьян + правовое положение крестьян после реформы.

Новые права:

1) иметь движимое и недвижимое имущество;

2) заключать сделки;

3) защищать свои права в суде;

4) менять место жительства;

5) переходить в другое сословие (мещан или купцов);

6) поступать на службу и в учебные заведения;

7) жениться, не спрашивая разрешения помещика;

8) создавать выборные органы местного самоуправления.

Сохранившиеся ограничения:

1) общинное землепользование и переделы земельных наделов;

2) обязанность платить подушную подать;

3) круговая порука;

4) рекрутская повинность (до 1874);

5) телесные наказания по приговорам волостных судов => сословное неравноправие.

ПОЛОЖЕНИЯ: условия наделения крестьян землёй и совершения выкупной сделки.

Наделение землёй:

1) высший и низший размеры надела => отрезки;

2) сделка между крестьянской общиной и помещиком закреплялась уставной грамотой;

3) споры между общиной и помещиком разрешали мировые посредники;

4) выделенная крестьянам земля принадлежала общине.

Выкупная сделка:

1) крестьяне становились свободными при условии выплаты общиной 20% завышенной стоимости земли;

2) до выплаты 20% крестьяне считались временнообязанными, т.е. должны были платить оброк и выполнять барщину => помещики затягивали перевод крестьян на выкуп;

3) государство предоставило крестьянам ссуду – 80% стоимости земли, чтобы помещики получили выкупные деньги одновременно;

4) крестьяне должны были вернуть государству ссуду в форме ежегодных выкупных платежей в течение 49 лет;

5) выкуп стал обязательным с 1883 г.



АЛЕКСАНДР III (1881-1894).

1) 1881 – обязательный выкуп с 1883 (до этого перевод крестьян на выкуп зависел от воли помещика; крестьяне, не переведённые на выкуп, продолжали нести повинности в пользу помещика; к 1881 г. в таком положении находилось 15% бывших помещичьих крестьян);

2) 1881 – понижение выкупных платежей.



НИКОЛАЙ II (1894-1917).

1905 – отмена выкупных платежей с 1907 г.


Участники
Группа: Администраторы
Сообщений: 5248
Добавлено: 10-07-2012 18:00
Как бы в продолжение предыдущего сообщения, оставленного kutsebom , вниманию форумчан предлагается текст такого исторического документа, как ДЕКРЕТ О ЗЕМЛЕ, принятый II Всероссийским Съездом Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов 27 октября 1917 года:
Принят

II Всероссийским Съездом

Советов Рабочих, Солдатских

и Крестьянских Депутатов

27 октября 1917 года



ДЕКРЕТ О ЗЕМЛЕ



1) Помещичья собственность на землю отменяется немедленно без всякого выкупа.

2) Помещичьи имения, равно как все земли удельные, монастырские, церковные, со всем их живым и мертвым инвентарем, усадебными постройками и всеми принадлежностями, переходят в распоряжение Волостных Земельных Комитетов и Уездных Советов Крестьянских Депутатов впредь до разрешения Учредительным Собранием вопроса о земле.

3) Какая бы то ни была порча конфискуемого имущества, принадлежащего отныне всему народу, объявляется тяжким преступлением, караемым революционным судом. Уездные Советы Крестьянских Депутатов принимают все необходимые меры для соблюдения строжайшего порядка при конфискации помещичьих имений, для определения того, до какого размера участки и какие именно подлежат конфискации, для составления точной описи всего конфискуемого имущества и для строжайшей революционной охраны всего переходящего к народу хозяйства со всеми постройками, орудиями, скотом, запасами продуктов и проч.

4) Для руководства по осуществлению великих земельных преобразований, впредь до окончательного их решения Учредительным Собранием, должен повсюду служить следующий крестьянский наказ, составленный на основании 242 местных крестьянских наказов редакцией "Известий Всероссийского Совета Крестьянских Депутатов" и опубликованный в номере 88 этих "Известий" (Петроград, N 88, 19 августа 1917 г.).

5) Земли рядовых крестьян и рядовых казаков не конфискуются.



КРЕСТЬЯНСКИЙ НАКАЗ О ЗЕМЛЕ



Вопрос о земле, во всем его объеме, может быть разрешен только всенародным Учредительным Собранием.

Самое справедливое разрешение земельного вопроса должно быть таково:

1) Право частной собственности на землю отменяется навсегда; земля не может быть ни продаваема, ни покупаема, ни сдаваема в аренду либо в залог, ни каким-либо другим способом отчуждаема. Вся земля: государственная, удельная, кабинетская, монастырская, церковная, посессионная, майоратная, частновладельческая, общественная и крестьянская и т.д., отчуждается безвозмездно, обращается в всенародное достояние и переходит в пользование всех трудящихся на ней.

За пострадавшими от имущественного переворота признается лишь право на общественную поддержку на время, необходимое для приспособления к новым условиям существования.

2) Все недра земли, руда, нефть, уголь, соль и т.д., а также леса и воды, имеющие общегосударственное значение, переходят в исключительное пользование государства. Все мелкие реки, озера, леса и проч. переходят в пользование общин, при условии заведывания ими местными органами самоуправления.

3) Земельные участки с высоко - культурными хозяйствами: сады, плантации, рассадники, питомники, оранжереи и т.п. не подлежат разделу, а превращаются в показательные и передаются в исключительное пользование государства или общин, в зависимости от размера и значения их.

Усадебная городская и сельская земля, с домашними садами и огородами, остается в пользовании настоящих владельцев, при чем размер самих участков и высота налога за пользование ими определяются законодательным порядком.

4) Конские заводы, казенные и частные племенные скотоводства и птицеводства и проч., конфискуются, обращаются во всенародное достояние и переходят либо в исключительное пользование государства, либо общины, в зависимости от величины и значения их.

Вопрос о выкупе подлежит рассмотрению Учредительного Собрания.

5) Весь хозяйственный инвентарь конфискованных земель, живой и мертвый, переходит в исключительное пользование государства или общины, в зависимости от величины и значения их, без выкупа.

Конфискация инвентаря не касается малоземельных крестьян.

6) Право пользования землею получают все граждане (без различия пола) Российского государства, желающие обрабатывать ее своим трудом, при помощи своей семьи, или в товариществе, и только до той поры, пока они в силах ее обрабатывать. Наемный труд не допускается.

При случайном бессилии какого-либо члена сельского общества в продолжение не более 2 лет, сельское общество обязуется, до восстановления его трудоспособности, на это время прийти к нему на помощь путем общественной обработки земли.

Земледельцы, вследствие старости или инвалидности утратившие навсегда возможность лично обрабатывать землю, теряют право на пользование ею, но взамен того получают от государства пенсионное обезпечение.

7) Землепользование должно быть уравнительным, т.-е. земля распределяется между трудящимися, смотря по местным условиям по трудовой или потребительной норме.

Формы пользования землею должны быть совершенно свободны: подворная, хуторская, общинная, артельная, как решено будет в отдельных селениях и поселках.

8) Вся земля, по ее отчуждении, поступает в общенародный земельный фонд. Распределением ее между трудящимися заведуют местные и центральные самоуправления, начиная от демократически организованных бессословных сельских и городских общин и кончая центральными областными учреждениями.

Земельный фонд подвергается периодическим переделам в зависимости от прироста населения и поднятия производительности и культуры сельского хозяйства.

При изменении границ наделов первоначальное ядро надела должно остаться неприкосновенным.

Земля выбывающих членов поступает обратно в земельный фонд, при чем преимущественное право на получение участков выбывших членов получают ближайшие родственники их и лица, по указанию выбывших.

Вложенная в землю стоимость удобрения и мелиорации (коренные улучшения), поскольку они не использованы при сдаче надела обратно в земельный фонд, должны быть оплачены.

Если в отдельных местностях наличный земельный фонд окажется недостаточным для удовлетворения всего местного населения, то избыток населения подлежит переселению.

Организацию переселения, равно как и расходы по переселению и снабжению инвентарем и проч., должно взять на себя государство.

Переселение производится в следующем порядке: желающие безземельные крестьяне, затем порочные члены общины, дезертиры и проч., и, наконец, по жребию, либо по соглашению.

Все содержащееся в этом наказе, как выражение безусловной воли огромного большинства сознательных крестьян всей России, объявляется временным законом, который впредь до Учредительного Собрания проводится в жизнь по возможности немедленно, а в известных своих частях с той необходимой постепенностью, которая должная определяться Уездными Советами Крестьянских Депутатов.


Участники
Группа: Администраторы
Сообщений: 5248
Добавлено: 17-07-2012 13:12
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ

СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ Р.С.Ф.С.Р.

ДЕКРЕТ

от 25 сентября 1924 года



ПОЛОЖЕНИЕ О КРЕСТЬЯНСКИХ ОБЩЕСТВАХ ВЗАИМОПОМОЩИ



Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. постановляют:

В целях развития и укрепления среди широких крестьянских масс общественности, направленной на организацию помощи малоимущим и красноармейским хозяйствам, а также прочим гражданам и хозяйствам, впавшим в нужду, и на защиту их от эксплоатации, а равно для организации общественной взаимопомощи среди крестьянского населения на началах его самодеятельности в селах, волостях и районах учреждаются крестьянские общества взаимопомощи, действующие на нижеследующих основаниях.



I. Общие положения



1. Сельские крестьянские общества взаимопомощи учреждаются постановлением общего собрания (схода) граждан села, имеющих право избирать в советы рабочих и крестьянских депутатов, согласно Конституции Р.С.Ф.С.Р.

2. Крестьянские общества взаимопомощи пользуются правами юридического лица (ст. 3) и выполняют свои задачи самостоятельно, руководствуясь в своей деятельности существующими законами и общими указаниями, распоряжениями и инструкциями Народного Комиссариата Социального Обеспечения. Последнему принадлежит право через свои местные органы приостанавливать и отменять те постановления общества, которые нарушают существующие законы и изданные в установленном порядке правила.

3. Крестьянское общество взаимопомощи пользуется правом приобретать с соблюдением действующих узаконений и распоряжений Советской власти в собственность и в пользование, а также закладывать и отчуждать всякое принадлежащее ему имущество, в том числе строения, получать в пользование и снимать в аренду земельные участки и предприятия, заключать займы и вообще всякого рода сделки, принимать пожертвования, искать и отвечать по суду.

4. Крестьянское общество взаимопомощи несет ответственность по долгам всем своим имуществом.

На имущество членов по долгам общества взыскание не обращается.

5. Обществу присваивается печать установленного образца.

6. Крестьянские общества взаимопомощи в своей деятельности, направленной на осуществление установленных настоящим Положением целей, освобождаются от всех государственных и местных налогов и сборов, а равно гербового сбора и судебных пошлин по делам общества.



II. Цели и задачи общества



7. Крестьянское общество взаимопомощи, действуя на началах самодеятельности крестьянского населения, имеет своей ближайшей целью:

а) организовывать и проводить общественное (социальное) обеспечение в деревне (районе, волости), оказывая все виды помощи семьям военнослужащих, инвалидам, маломощному крестьянскому населению, пострадавшим от стихийных и социальных бедствий, вдовам, сиротам, больным и вообще беднейшим гражданам деревни и лицам, впавшим в нужду;

б) защищать хозяйственные и правовые интересы членов общества и сирот;

в) вести борьбу с беспризорностью, нищенством, проституцией и пьянством;

г) развивать и укреплять начала самодеятельности и здорового почина (инициативы) среди крестьянства путем организации общественной взаимопомощи, содействия деятельности различных общественных организаций села и волости (кооперации, больничных советов, попечительств, комитетов и т.п.);

д) содействовать развитию и укреплению среди сельского населения кооперации, трудовых объединений инвалидов, распространению сельско-хозяйственных и общественных знаний и объединению маломощных и середняцких хозяйств вокруг простейших форм коллективного труда, в частности, принимать меры к облегчению вступления в члены кооперативов маломощному и середняцкому крестьянству;

е) содействовать государственным органам в оборудовании, содержании и снабжении находящихся в районе действия общества инвалидных учреждений, больниц, школ, детских домов, очагов, яслей, бесплатных столовых, изб-читален и т.п., а при возможности открывать и содержать таковые собственными средствами с разрешения соответствующих ведомств и под их общим контролем;

ж) создавать денежные и натуральные фонды взаимопомощи;

з) участвовать в распределении и использовании поступивших от правительственных, общественных и частных учреждений и лиц средств для оказания помощи сельскому населению, а также распределять те суммы, которые поступают в непосредственное распоряжение общества взаимопомощи;

и) для обеспечения интересов малоимущей части крестьянского населения общества взаимопомощи ставят своей задачей выдвижение своих деловых кандидатов на советские и кооперативные посты.



III. Формы помощи



8. Крестьянские общества взаимопомощи строят свою работу как в направлении общественной самопомощи крестьянского населения (организация общественных запашек, улучшение быта крестьянства, создание и поддержание общеполезных учреждений, инвалидных домов, школ, яслей, больниц, детских садов, очагов и т.п.), так и в направлении организации единоличной помощи нуждающимся.

9. Помощь, оказываемая крестьянскими обществами взаимопомощи, может быть денежная, натуральная, трудовая и правовая (юридическая) и носить возвратный или безвозвратный характер, причем:

а) денежная помощь производится путем выдачи денежных ссуд и пособий;

б) натуральная помощь оказывается путем снабжения живым и мертвым инвентарем, предоставлением его во временное пользование, выдачей семян и удобрений, исходатайствованием льготного отпуска строевого леса и других материалов и иными способами по усмотрению комитета общества;

в) трудовая помощь оказывается рабочими руками, субботниками и воскресниками при засеве полей, снятии урожая, при постройках и т.п.;

г) правовая (юридическая) помощь оказывается путем защиты комитетом общества хозяйственных и правовых интересов членов общества, сирот, вдов, семей красноармейцев и иных маломощных граждан (наблюдение за правильным и своевременным наделением их луговыми и другими угодьями, предупреждение выселения их вопреки закону из занимаемых помещений, защита от эксплоатации кулаками, наблюдение за предоставлением установленных законом льгот маломощным и красноармейским хозяйствам и т.п.).

10. Порядок, основания и размер указанных видов помощи устанавливаются комитетом общества с одобрения или по постановлениям общего собрания его членов.



IV. Состав общества, права и обязанности его членов



11. Членами крестьянского общества взаимопомощи являются граждане обоего пола, находящиеся в районе деятельности общества, достигшие восемнадцати лет и пользующиеся правами избирать в советы рабочих и крестьянских депутатов.

12. Члены общества при вступлении вносят единовременный членский взнос и по мере надобности производят периодические взносы. Размер, порядок и сроки таковых взносов определяются общим собранием членов общества. Взносы устанавливаются для каждого отдельного хозяйства с обязательным учетом степени мощности его по каким-либо общим признакам, принятым для всего общества взаимопомощи: по количеству земли, скота, составу семьи (числу работников) и т.п. Члены общества, кроме того, обязаны в необходимых случаях, устанавливаемых комитетом общества по постановлению общего собрания, отдавать на общую пользу и для отдельных особо нуждающихся в помощи членов общества как свой личный труд, так и свой живой и мертвый сельско-хозяйственный инвентарь для временного пользования.

Примечание. Маломощным хозяйствам должны быть предоставлены льготы в виде рассрочки платежа следуемых с них взносов или уменьшения размера их либо путем замены денежного или натурального взноса личным трудом, или полного освобождения от взноса. В отношении же наиболее зажиточных хозяйств взносы должны быть увеличены.



13. Члены общества во всех случаях нужды и при стихийных и социальных бедствиях (при пожарах, градобитиях, наводнениях, неурожаях, падеже скота, ограблении и т.п.) имеют право на помощь общества и его участников, которая производится в порядке, предусмотренном настоящим Положением и указаниями Центрального Крестьянского Комитета общественной взаимопомощи.

14. Члены общества, упорно неподчиняющиеся законным требованиям комитета общества и постановлениям общих собраний, а равно наносящие вред своей деятельностью обществу, решением общего собрания могут быть исключены из состава общества на определенное время с объявлением об этом по району действия общества.

15. Члены общества имеют право обжаловать перед общим собранием членов постановления комитета общества, кои они найдут неправильными.

16. Взыскание с членов общества причитающихся с них взносов и сборов принудительным путем в административном порядке, равно как принуждение в том же порядке к отбыванию трудовой, гужевой и иной повинности в пользу общества и его членов не допускается. Принуждение неаккуратных плательщиков к выполнению лежащих на них обязанностей, если предварительное предупреждение и меры товарищеского воздействия окажутся безуспешными, осуществляется посредством возбуждения судебного иска в Народном Суде; решение последнего приводится в исполнение в установленном законом общем порядке.



V. Средства общества



17. Средства крестьянского общества взаимопомощи составляются из:

а) членских, денежных и натуральных взносов - вступительных и периодических;

б) денежных и натуральных средств, отпускаемых органами социального обеспечения, другими ведомствами, организациями и отдельными лицами на нужды взаимопомощи;

в) передаваемого органами социального обеспечения бесхозяйного, выморочного, а равно конфискованного по суду и в административном порядке имущества, согласно существующим на этот счет законам;

г) денежных и натуральных доходов, получаемых от арендных или принадлежащих обществу имущества и предприятий, а также от общественных запашек;

д) добровольных пожертвований, денежных и натуральных;

е) случайных поступлений.

18. Крестьянское общество взаимопомощи в целях удовлетворения нужд своих членов имеет право снимать в аренду и организовывать подсобные сельскому хозяйству предприятия, как то: ремонтные сельско-хозяйственные мастерские, предприятия по переработке продуктов сельского хозяйства, случные прокатные, зерноочистительные пункты, смолокуренные, углевыжигательные предприятия, общественные кузницы, чайные, столовые и т.п. Названные предприятия освобождаются от всех налогов и сборов как общегосударственных, так и местных, если они обслуживают исключительно потребности членов общества взаимопомощи. Если предприятие обслуживает частично и не членов общества, то каждое такое предприятие облагается налогами и сборами с соблюдением льгот, установленных декретом от 7 декабря 1923 года (Собр. Узак., 1924, N 16, ст. 148). В тех случаях, когда предприятия последнего рода привлекаются к уплате общегосударственных налогов, они могут быть по постановлениям губернских исполнительных комитетов освобождены от местных налогов и сборов и от арендной платы, поступающей в местные средства.

19. Денежные и натуральные фонды общества расходуются комитетом его исключительно на предусмотренные настоящим Положением цели и не могут быть затрачены на какие-либо другие посторонние надобности. Никакие органы власти не вправе распоряжаться средствами общества. Надзор за правильным расходованием средств общества осуществляется вышестоящими крестьянскими комитетами общественной взаимопомощи, сельским советом и волостными исполнительными комитетами.

Примечание. За расходование средств общества на нужды, не предусмотренные настоящим Положением, виновные несут ответственность по ст. ст. 105 и 106 Уголовного Кодекса Р.С.Ф.С.Р.



VI. Управление делами общества



20. Органами управления крестьянского общества взаимопомощи являются: общее собрание членов общества (а в волости - собрание уполномоченных) и комитет общества.

Общее собрание (в волости - собрание уполномоченных) является высшим руководящим органом крестьянского общества взаимопомощи. Общие собрания бывают очередные, созываемые комитетом не реже одного раза в три месяца, и чрезвычайные (внеочередные), созываемые особыми постановлениями комитета либо по требованию ревизионной комиссии (ст. 26), или по письменному заявлению не менее 1/4 членов общества. Общее собрание членов сельского общества взаимопомощи созывается также по требованию сельского совета и вышестоящего крестьянского комитета общественной взаимопомощи. Собрание уполномоченных созывается по требованию волостного исполнительного комитета и вышестоящего крестьянского комитета общественной взаимопомощи. О вопросах, поставленных на общем собрании, дне и времени его созыва члены сельского общества, сельский совет и волостной комитет должны быть извещены своевременно (не позже чем за два дня).

Примечание. Решения общего собрания обязательны для всех членов общества как присутствовавших на собрании, так и не присутствовавших.



21. Волостные крестьянские общества взаимопомощи действуют через собрания уполномоченных, выбираемых сельскими крестьянскими обществами взаимопомощи, находящимися на территории волости. Во всем остальном волостные общества руководствуются правилами и постановлениями, обязательными для сельских обществ взаимопомощи.

Примечание. В районированных областях вместо волостных обществ организуются на тех же началах районные общества, в отношении коих права, предоставленные настоящим Положением волостным исполнительным комитетам, осуществляются районным исполнительным комитетом.



22. Комитет сельского крестьянского общества взаимопомощи является исполнительным органом общества и выбирается общим собранием членов общества на один год. Комитет избирает председателя и его заместителя или президиум.

Примечание. Члены комитета за свою работу могут получить вознаграждение по определению общего собрания членов общества.



23. Заседания комитета происходят по мере надобности, но не реже одного раза в две недели. Комитет выступает повсюду от имени общества без особой на то доверенности. В своей деятельности комитет через каждые три месяца отчитывается перед общим собранием и вышестоящим крестьянским комитетом общественной взаимопомощи. Комитет несет ответственность за все свои действия и правильное расходование средств общества.

Примечание. Формы и порядок отчетности устанавливаются Центральным Крестьянским Комитетом общественной взаимопомощи.



24. Комитет, действуя по указаниям общего собрания, ведет учет нуждающимся крестьянским хозяйствам, хозяйствам семей красноармейцев, инвалидов, беспризорных, нищенствующих, вдов, сирот и т.п. Комитет ведет приходо-расходные книги поступающим в фонды денежным и натуральным средствам и расходуемым суммам, подготовляет материал для общих собраний, представляет на утверждение общих собраний сметы расходов и доходов и планы деятельности, вносит предположения о видах, размерах и формах взаимопомощи, об открытии и аренде предприятий, приобретении строений, продаже и закладке имущества, о производстве займов и т.п.

25. Дела в комитете решаются большинством голосов. Принятым решениям ведется запись. Вся письменная техническая часть комитета, как правило, выполняется и обслуживается служащими сельского совета и волостного исполнительного комитета. Однако в случае необходимости комитет с согласия общего собрания может приглашать технического секретаря и необходимых специалистов.



VII. Ревизия дел общества и надзор за его деятельностью



26. Для ревизии всей отчетности общества, проверки наличного имущества и всех финансово-хозяйственных дел комитета на общем собрании членов общества (собрании уполномоченных) избирается на один год ревизионная комиссия в числе трех членов.

27. Ревизионная комиссия имеет право производить ревизию во всякое время. К очередным собраниям членов общества или уполномоченных она представляет доклад о деятельности общества и о состоянии его счетов.

28. Право ревизии всех сторон деятельности общества принадлежит вышестоящим крестьянским комитетам обществ взаимопомощи и Рабоче-Крестьянской Инспекции.



VIII. Объединения и съезды крестьянских обществ взаимопомощи



29. В целях наиболее успешного достижения задач, стоящих перед крестьянскими обществами взаимопомощи, создаются на началах выборности уездные, окружные, губернские, областные, краевые и центральные крестьянские комитеты общественной взаимопомощи, работающие в тесной связи и совместно с органами социального обеспечения. Функции, порядок образования и деятельности названных комитетов определяются Народным Комиссариатом Социального Обеспечения.

30. Для установления постоянной связи, обмена опытом, выработки общей программы работы и деятельности и т.д. созываются уездные, окружные, губернские, областные, краевые и всероссийские съезды или конференции крестьянских обществ взаимопомощи.

31. Порядок регистрации и прекращения деятельности крестьянских обществ взаимопомощи, созыва общих и делегатских собраний, конференций и съездов обществ, а также деятельность как обществ, так и их объединений и съездов регулируется правилами и инструкциями, издаваемыми Народным Комиссариатом Социального Обеспечения.

32. Регистрация крестьянских обществ взаимопомощи на основании настоящего Положения производится органами социального обеспечения.



IX. Прекращение деятельности и ликвидация общества



33. Деятельность общества прекращается по постановлению органов Советской власти или по решению общего собрания членов общества. В первом случае ликвидация производится только по указаниям Народного Комиссариата Социального Обеспечения, во втором - принятое решение о ликвидации приобретает силу, если оно принято большинством двух третей голосов и подтверждено в двух последующих одно за другим общих собраниях с промежутками между ними в две недели.

34. Ликвидация производится в месячный срок со дня последовавшего постановления. Все дела, имущество и денежные суммы общества взаимопомощи после ликвидации, за покрытием бесспорных обязательств, поступают в распоряжение вышестоящего крестьянского комитета общественной взаимопомощи в порядке инструкций, издаваемых согласно ст. 31 настоящего Положения.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 148
Добавлено: 04-08-2012 20:06
А вот еще бы постановления по лишенцам...

Участники
Группа: Администраторы
Сообщений: 5248
Добавлено: 06-08-2012 14:32
А вот еще бы постановления по лишенцам...

А было ли такое постановление? Наверно, надо смотреть какой-то законодательный акт о выборах в Советы, актуальный для того периода. Там должны быть обозначены категории граждан, лишенных избирательного права.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 1186
Добавлено: 06-08-2012 20:31
В теме "Чёрные списки..." я привела выдержки из инструкции о производстве перевыборов в Советы и исполнительные комитеты, в которой говорится, что избирательных прав граждане лишаются на основании ст.ст.23 и 65 Конституции РСФСР.
Осталось только найти текст этих статей.

Страницы: << Prev 1 2 3 4 5 6 7 Next>> ответить новая тема
Раздел: 
Земля наших предков (Полесье в междуречье Десны и Сожа) / Земля наших предков. Часть III. Сословия и ранги. Представители сословий и родов / Крестьянское сословие

KXK.RU