Крестьянское сословие

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:  

Раздел: 
Земля наших предков (Полесье в междуречье Десны и Сожа) / Земля наших предков. Часть III. Сословия и ранги. Представители сословий и родов / Крестьянское сословие

Страницы: << Prev 1 2 3 4 5 6 7 Next>> ответить новая тема

Автор Сообщение

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 1186
Добавлено: 18-01-2012 19:43
Немного об именах
В дореволюционной России имели хождение своеобразные именники, содержавшие характеристику носителя того или иного имени. Приведу отрывок одного из них - "Реестра о дамах и прекрасных девицах":
Постоянная дама Варвара.
С поволокою глаза Василиса.
Кислый квас Марья.
Весёлый разговор Аграфена.
Великое ябедство Елена.
Наглая спесь Маремьяна.
Средня управа Устинья.
Толста да проста Афросинья.
Песни спеть Дарья.
Хороший голос Домна.
Худое соврать Агафья.
Впролом сходить Улита.
Умильный взгляд Фёкла.
Ни туды ни сюды Фетинья.
Белые белила Авдотья.
Скорая похотка Акулина.
Вглянет утешит Арина.
Промолвит накормит Марина.
Смиренная всегда Пелагея.
Всегдашняя суета Христина.
Вправое устоять Зиннона.
Обещать не солгать Софья.
Чёрные глаза Улияна.
Воровской взгляд Хавроня.
Поскакать да поплясать Афимья.
Красна да румяна Маланья.
Хороша похотка Настасья.
Приятна в любви Наталья".

Замечу, что в этом реестре перечислены практически все женские имена, имевшие хождение в крестьянской среде.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 1644
Добавлено: 18-01-2012 23:22
СПАСИБО,ИРИНА!!!И ОПЯТЬ ЖЕ ВЫ НАШЛИ(КАК ПО МНЕ)ДОВОЛЬНО РЕДКИЕ ИМЕНА:Фетинья и Зиннона.Интересно,Что это за имена?Похоже это полные женские имена

Участники
Группа: Администраторы
Сообщений: 5211
Добавлено: 18-01-2012 23:34
Немного об именах
В дореволюционной России имели хождение своеобразные именники, содержавшие характеристику носителя того или иного имени. Приведу отрывок одного из них - "Реестра о дамах и прекрасных девицах":
Постоянная дама Варвара.
С поволокою глаза Василиса.
Кислый квас Марья.
Весёлый разговор Аграфена.
Великое ябедство Елена.
Наглая спесь Маремьяна.
Средня управа Устинья.
Толста да проста Афросинья.
Песни спеть Дарья.
Хороший голос Домна.
Худое соврать Агафья.
Впролом сходить Улита.
Умильный взгляд Фёкла.
Ни туды ни сюды Фетинья.
Белые белила Авдотья.
Скорая похотка Акулина.
Вглянет утешит Арина.
Промолвит накормит Марина.
Смиренная всегда Пелагея.
Всегдашняя суета Христина.
Вправое устоять Зиннона.
Обещать не солгать Софья.
Чёрные глаза Улияна.
Воровской взгляд Хавроня.
Поскакать да поплясать Афимья.
Красна да румяна Маланья.
Хороша похотка Настасья.
Приятна в любви Наталья".

Замечу, что в этом реестре перечислены практически все женские имена, имевшие хождение в крестьянской среде.

А характеристики имени Винодора не было?

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 1186
Добавлено: 18-01-2012 23:38
СПАСИБО,ИРИНА!!!И ОПЯТЬ ЖЕ ВЫ НАШЛИ(КАК ПО МНЕ)ДОВОЛЬНО РЕДКИЕ ИМЕНА:Фетинья и Зиннона.Интересно,Что это за имена?Похоже это полные женские имена

Фетиния - Фотиния - церковная форма имени Светлана.
Имени Зиннона никогда в документах не встречала, но в церковном календаре оно есть.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 1186
Добавлено: 18-01-2012 23:45
О Винодоре, к сожалению, ничего нет, но вот какие рифмованные эпитеты приводит В.И. Даль:
Марья-Марина - очи голубины;
Катя-Катерина - ножка голубина;
Роман - кожаный карман;
Сёмка, пойдём-ка;
Фоку приставляй сбоку, а Демид прямо глядит;
Ты, Исай, наверх ступай;
Дядя Моисей любит рыбку без костей;
Иванов, что грибов поганых;
Ерёма, Ерёма, сидел бы ты дома да точил веретена;
Скучно Афонюшке на чужой сторонушке;
Плешивый Тарас, моли Бога о нас!
Амбросим не просит, а дарует, не бросит.

Здесь также перечислены наиболее употребительные в крестьянской среде имена.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 824
Добавлено: 19-01-2012 00:19
Да, интересны факт. А на моей памяти ще такие старынные имена на деревне у людячек были: Марьяна, Евдокия, Глафира, Терентий, Наум, Апполон, Тит и мн. других. Богата крестьянских имён имели древнегреческое, а чаще, древнееврейское происхожение. Это обусловлено тым самым фактом, што давал имя дитям священник, по Святому Писанию - а там уж, ясно дело, были одни Марии да Иоанны (Иваны), Захары да Авхимьи.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 1186
Добавлено: 19-01-2012 10:06
Вот что пишет по этому поводу Б.А. Успенский: "Будучи лишены самостоятельного значения, имена... могут быть, тем не менее, чрезвычайно значимы. Для окружающих они оказываются значимыми постольку, поскольку отражают определённую традицию наименования, принятую в той или иной социальной среде. Соответственно, имя может выступать как социальный знак, как социальная характеристика человека - это относится как к личному, так и к фамильному имени".
Например, в аристократической среде использовались западноевропейские варианты русских имён: Жан, Пьер, Серж, Мари, Аннет, Натали (но не как официальные имена).
В среде крестьянской сложилась своя традиция произношения и написания календарных имён: Егор, Кузьма, Осип, Авдотья, Аксинья и т.д.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 1186
Добавлено: 19-01-2012 10:13
Кстати, в каждом селе были свои интересные "наборы" имён. Кроме широко распространённых часто встречались такие имена как Автоном, Мина, Сила, Синклитикия, Феона/Хиония (с. Павличи); Венедикт, Неонила (с. Павловка); Борис, Олимпий, Соломония (с. Зап.Халеевичи) и т.д.
А в с. Староселье в 1850-е гг. священник (из вредности видимо) давал незаконнорождённым детям и вовсе "чудовищные" имена: Кикилия, Рахава, Пиама, Говдела, Тарах, Папила (муж.), Келсий и т.д.

Участники
Группа: Администраторы
Сообщений: 5211
Добавлено: 19-01-2012 11:10
А в с. Староселье в 1850-е гг. священник (из вредности видимо) давал незаконнорождённым детям и вовсе "чудовищные" имена: Кикилия, Рахава, Пиама, Говдела, Тарах, Папила (муж.), Келсий и т.д.

И это человек, который должен был сеять добро вокруг себя. Интересно, был ли он предан анафеме, плевали ли ему cтарушки вслед?

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 7
Добавлено: 19-01-2012 15:25
Когда-то моя бабушка рассказывала о родственнике,который не ходил в церковь(или очень редко там бывал).За это священник его новорожденному ребенку дал имя Отрох(а).

Участники
Группа: Администраторы
Сообщений: 5211
Добавлено: 19-01-2012 20:30
Когда-то моя бабушка рассказывала о родственнике,который не ходил в церковь(или очень редко там бывал).За это священник его новорожденному ребенку дал имя Отрох(а).

Основой фамилии Отрох послужило церковное имя Трофим. Мужское крестильное имя Трофим имеет греческое происхождение и в переводе на русский язык означает «кормилец». В основу же данной фамилии легла его украино-белорусская просторечная форма – Отрох. Она возникла в результате следующих изменений имени: Трофим – Трахiм – Атрахiм – Атрох – Отрох.

Одним из святых покровителей этого имени считается священномученик Трофим Лаодикейский, пострадавший за то, что не отрекся от своей веры в Иисуса Христа.

Славяне верили, что если дать ребенку имя святого, то жизнь его станет светлой, хорошей, и любые трудности он будет преодолевать очень легко.

Скорее всего, основатель рода Отрох был человеком из простого сословия. Дело в том, что полными именами звались в основном представители социальной верхушки, знати или семей, пользовавшихся в данной местности большим авторитетом. Выходцев же из других сословий, как правило, звали уменьшительными, производными именами.

Источник: Происхождение фамилии Отрох
Так что с именем этим получается все вполне прилично.
А человек тот, очевидно, не считал нужным утолять чревоугодие попа.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 1644
Добавлено: 19-01-2012 21:36
Алексеич!!!Виннодора-не попалось,зато:
смотрите Митродора (гр.) – дар матери Нимфодора (гр.) – дар нимфы Исидора (гр.) – дар http://www.waylux.ru/imena_zab_zhen.html

-дора перевод ДАР,
Вино- 1) Вино - -рассматривается Писанием как необходимый человеку продукт (Вт 7.13; 33.28; Пс 103.15; Ис 55.1; 1Тим 5.23), как дар Божий, ниспосланный человеку наряду со множеством других даров. Евреи пили разбавленное вино почти с каждой едой. Такое вино пили даже дети и девочки (Плач 2.12; Зах 9.17). Пить же не разбавленное вино считалось пьянством. Вино наряду с хлебом играло важнейшую роль во всей жизни древнего человека. Оно почиталось выражением величайшей милости Божией, будучи самым обильным и самым замечательным соком такого чудесного растения, как виноградная лоза. Потому и Господь взял вино символом Своей Крови, пролитием которой даровал людям спасение и в которой заключил с ними новый завет. (См. пища, уксус) http://www.waylux.ru/imena_zab_zhen.html
На счет Вино- ЭТО МОЯ ВЕРСИЯ

Участники
Группа: Администраторы
Сообщений: 5211
Добавлено: 19-01-2012 22:32
На счет Вино- ЭТО МОЯ ВЕРСИЯ

Очень даже приличная версия. Да только у нас та же крестьянка Винодора в лучшем случае из вин пробовала что-то из плодово-ягодного, яблочного или какого-то подобия портвейна. Ну а более привычней была не иначе как самогонка, ти гарэлка, як яе называли.
Да еще пили всякого рода ягодные и травяные настойки. И та же Винодора, наверно, их даже и не пыталась разбавлять.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 1644
Добавлено: 20-01-2012 00:46
по нету:Винодора указано раз пять:женщины рожд. в 1899 и в 192...А вот значение?3 были из Беларуси.У поляков шукать треба!

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 1186
Добавлено: 20-01-2012 12:48
по нету:Винодора указано раз пять:женщины рожд. в 1899 и в 192...А вот значение?3 были из Беларуси.У поляков шукать треба!

Я полагаю, что Винодора - это вариант имени Минодора (из греч. Мена - имя богини Луны + дорон дар). Мне встречались записи, где одну и туже женщину называли то Винодора, то Нимфодора, то Минодора.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 1186
Добавлено: 07-02-2012 19:40
А вот ещё одно любопытное имя: Сократ Семёнов Шутый-Хлистунов (род. 1843) - дворовый человек бывшего владельца майора Ивана Максимовского; д. Невзорово

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 1644
Добавлено: 08-02-2012 12:33
Интересное надлюдение. Бегло просмотрел списки избирателей 1925 года по Зарбудскому сельсовету и обнаружил, что в всисках жилелей Рюхова, Зарбуды, Яблонки и Чернятки повсеместно отсутствует столь популярное в этих деревнях во второй половине 20-го века имя, как Виктор . Неменее популярное имя Владимир в Зарбуде встретилось один раз как имя, а в Рюхове - два раза как отчество. В Чернятке и Яблонке имя Владимир отсутствует. Имя Александр встретилось по одном разу в Рюхове и Зарбуде, отчество Александрович (на) - трижды в Зарбуде, имя женское Александра - в Рюхове-4, Зарбуде-3, Яблонке-1 и Чернятке-0.
Получается, что эти имена считались в этом регионе до 1925 года барскими и служители церкви их крестьянским детям не давали?

УТОЧНЮ:имя Владимир в Зарбуде носили два человека:Дурицкий и Дудко(по данным 1925г)

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 11
Добавлено: 28-03-2012 08:26
А у меня вот такой вопрос. В метрических книгах с. Старые Халеевичи есть Олимпий и Емельян. Мог ли это быть один и тот же человек? Записи о рождении ни того, ни другого не сохранились. Есть записи рождения детей, где мать одна и та же, а имя отца чередуется то Олимпий, то Емельян. Причем у первых трех детей отец Емельян, у последующих - Олимпий.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 1186
Добавлено: 28-03-2012 17:11
Емельяна в наших краях часто "переделывали" в Омельяна, но чтобы в Олимпия - никогда не встречала. Возможно речь идёт об однофамильцах, например, в Старых Халеевичах было огромное множество Толочек, Кулешовых; были среди них Олимпий Дмитриев Толочка, Олимпий Семёнов Кулешов и без числа разных Емельянов.
Напишите подробнее в соответствующую тему раздела "Моя фамилия" - попробуем разобраться.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 11
Добавлено: 30-03-2012 03:43
Да, спасибо, я так и сделаю. Речь как раз идет об Олимпие Дмитриеве Толочка, вот только ситуацию я изрядно переиначила, писала по памяти, не заглянула в источник.

Страницы: << Prev 1 2 3 4 5 6 7 Next>> ответить новая тема
Раздел: 
Земля наших предков (Полесье в междуречье Десны и Сожа) / Земля наших предков. Часть III. Сословия и ранги. Представители сословий и родов / Крестьянское сословие

KXK.RU