Стародубщина: история и традиции

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:  

Раздел: 
Земля наших предков (Полесье в междуречье Десны и Сожа) / Земля наших предков. Часть I. Стародубщина / Стародубщина: история и традиции

Страницы: 1 2 3 4 5  ...... 28 29 30 31 Next>> ответить новая тема

Автор Сообщение

Участники
Группа: Администраторы
Сообщений: 5248
Добавлено: 11-01-2009 20:07
Вот тут мы и вспомним откуда наши ноги выросли

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 316
Добавлено: 11-01-2009 20:09

Дарови були!
Тепер я тут і для пачатку закину ось таку тему.
Лайки, що використовували бабусі, які згадали учасники форуму «Чи є менський язик» http://mena.org.ua/index.php?showtopic=864&st=0&...&
"Ік лигану, дик і душа з тебе вилезе",
"вано ж єкесь чі прицвітне чі пришелепкувате",
"шоб ти скіс був, альошка, морда с тряпок",
"як шмаргану, невзириш куда й бігти"
"Ану киш куди нездохни вани!"

фрази адресувались в основному неслухняній домашній худобі та людям з дивною поведінкою.

Участники
Группа: Администраторы
Сообщений: 5248
Добавлено: 11-01-2009 20:18
Ну а я пару слов для затравки кину.
Великдур - ну это вроде недоросля
Нявдобный - непутевый

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 2081
Добавлено: 11-01-2009 20:27
Эти загадки к Радимичу, он: 1. в селе родился и рос, в отличие от меня "грузина" 2. У него по слухам есть книжка, которую то ли он сам собирал, то ли подарили (?)со всеми северскими выражениями...
Не совсем понятны "нездохни вани" и "чі прицвітне чі пришелепкувате" - остальное наши так же гутарят.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 2081
Добавлено: 11-01-2009 20:30
Грубка - вторая печь в доме, только для отопления или печь на саду, что реже.
Хустка - женский головной платок.
Мост - поднятый пол у печи, спальное место.
Скрынка, скрыня - ящик в буфете, тумбе.
Гутарить (реже Гуторить) - говорить

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 2081
Добавлено: 11-01-2009 20:39
Я продолжу отвечать, с вашего позволения...
Буду вдячний якщо скинете мені зсилку на книгу. А відносно експедиції, то я цим літом вже був у Брянську, Ляличах, Іванівці, Каменському монастирі, Білій Берізці. Правда так, напівпартизанськи
Что то я видел раньше на сайте Стародуба в списке литературы здесь, но сейчас не вижу. К сожалению у меня только половина еще не изданной переработаннй книги, полученной от автора - так что поделиться не смогу, но цитату приведу, чтобы объяснить, почему так рекомендовал к прочтению.

Участники
Группа: Администраторы
Сообщений: 5248
Добавлено: 11-01-2009 20:43
Не совсем понятны "нездохни вани" и "чі прицвітне чі пришелепкувате"

Не вспомню такого. У нас бывает в разных деревнях да селах по разному перекликаюца.
Мост - поднятый пол у печи, спальное место.
Помнится, как англичанка говорила, что если вместо слова "пол" сказать слово "мост" на англиском в предложении "пойду полы мыть", то англичанин может с глузду съехать.
Гутарить (реже Гуторить) - говорить

В моих деревнях не употреблялось.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 316
Добавлено: 11-01-2009 20:46

нездохни вани - не умрут они.
чи прицвітне, чи пришелепкувате - чи хвре на голову, чи просто дурне

А от відносно наведених Вами слів Pan, так це типові українські слова. І адносити їх до суто сіверянських не тре.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 316
Добавлено: 11-01-2009 20:50

Спасибі за зсилку. Всім книи хароші, акромя ось цьої - "Происхождение украинского сепаратизма" Н.И.Ульянов, Издательство «ИНДРИК», Москва, 1996.
Антиісторичнє творєніє.
До речі у нас кажеть замість "не матюкайся" - не маскаляцця.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 2081
Добавлено: 11-01-2009 20:51
"Бог дал мне счастье родиться в казачьей семье на Стародубщине, бывшей некогда северной частью Украины, Черниговской губернии, ее жемчужиной, краем дубовых лесов и, к сожалению, практически исчезнувших сегодня реликтовых грабовых рощ...
.... Посудите сами, мой отец родился в 1910, мать, как я уже указывал, в 1917 году в Стародубском уезде Черниговской губернии, то есть, на Украине. Мой дядя родился в 1923 году в Стародубском районе Гомельской губернии, в Белоруссии. Мой старший брат родился в 1935 году в Стародубском районе Западной области (Смоленск), я - в январе 1941 года в Стародубском районе Орловской области, а младший брат в 1952 году в Стародубском районе Брянской области. Итак, кто мы? Украинцы? Белорусы? Русские?
Помню, когда 13-летним мальчишкой приехал в Брянск поступать в железнодорожный техникум, то как же меня удивила разница в жилье, в манере одеваться, в разговоре, в языке и даже в манере поведения жителей пригородных сел Брянска и жителей Стародубщины.
Не могу не вспомнить, что когда в студенческие годы я приезжал в родные места и говорил о Москве, о русских в Москве, отец мой, покачивая головой, замечал: «Что? В Москве русские? Не. В Москве то москали. Русские, это здесь». «А на Украине?». «На Украине хохлы», твердо отвечал отец. И это притом, что он очень любил Украину, на которой в молодости работал, которую всю объездил и прекрасно знал..." это отрывок из предисловия.
Чтоб никого не обидеть, я так понимаю что это память о вот этой Русской земле , северной точкой на этой карте должен быть Мглин.

Это мнение отца автора книги объясняет в некотором роде, куда "исчезли" украинцы в переписях Стародубских земель. Поскольку существовала такая память, а в паспорте СССР предоставлялась возможность выбирать национальность по отцу или матери - выбирали "русский" не потому, что не хотели зваться украинцами, а потому, что "русские здесь". Русские - те что домонгольские, а не те, что Московские. Но в документах уже не украинцы - таков результат.

Участники
Группа: Администраторы
Сообщений: 5248
Добавлено: 11-01-2009 20:56
А от відносно наведених Вами слів Pan, так це типові українські слова.

Тут во я соглсица не можу, так як понятие "сиверяне", как обозначение сообщности людей, появилось гораздо ранее понятия "украинцы". И сами северяне не могли быть по сути своего происхождения украинцами ибо принадлежали к родам Земли Руськой. А што до украинцев, то по мне они по западный берег Днепра.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 2081
Добавлено: 11-01-2009 20:58
Так вы его не читайте, Ульянова Он пишет, как понимает, а похоже не понимает... Бог ему судья.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 316
Добавлено: 11-01-2009 21:03

Згоден з Radimich в тому, шо дісно сіверяни раніш чим українці. Костомаров до речі вважає, що цілком міг виникнути 4-й Сх. словянський народ - сіверяни. Але цього не трапилося "Маємо, те, що маємо" (як казав Л. Кравчук).
Наші предки, на мою думку живуть на цих землях тисячі років, і дай Боже, ще будуть жить.
Самоназва українців, до речі повністю утвердилася лише на початку 20 ст. До того часу була Галичина, Україна, Сіверщина і т. д. Народ же себе в переважній більшості називали русинами, руськими.

Участники
Группа: Администраторы
Сообщений: 5248
Добавлено: 11-01-2009 21:07
Спасибі за зсилку. Всім книи хароші, акромя ось цьої - "Происхождение украинского сепаратизма" Н.И.Ульянов, Издательство «ИНДРИК», Москва, 1996.
Антиісторичнє творєніє.

Тут я думаю што мы не вправе давать таких категоричных оценок чьим-то трудам хотя бы до той поры, пока свои не сотворили. Все должно читаться, подвергаться анализу и, конечно же, обсуждаться. Всякая категоричность отрицает саму возможность обсуждения. Можно поспорить, но при этом вставляя необходимые для исключения категоричности постановки вопроса междуметия.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 2081
Добавлено: 11-01-2009 21:10
А от відносно наведених Вами слів Pan, так це типові українські слова.

Тут во я соглсица не можу, так як понятие "сиверяне", как обозначение сообщности людей, появилось гораздо ранее понятия "украинцы". И сами северяне не могли быть по сути своего происхождения украинцами ибо принадлежали к родам Земли Руськой. А што до украинцев, то по мне они по западный берег Днепра.

Сiверянин имеет ввиду, что не понятые мной слова не северские а типично украинские. Если ты не согласен с результатами переписей, приведенных в той статье, так формально всех сиверян писали в переписях украинцами. Но по поводу племени северо ты прав, оно старше - и тот самый "менский", "внечский" и "почапский" диалекты, которые называют то суржиком то трасянкой, то еще как - лингвисты зачастую признают более древним наречием, то что Сiверянин обозначил как "жесть" в предыдущей теме. Что интересно - донские казаки у нас как рыба в воде, они тоже "гутарят", а кубанские "балакають"... Или наоборот?

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 316
Добавлено: 11-01-2009 21:21



Тут я думаю што мы не вправе давать таких категоричных оценок чьим-то трудам хотя бы до той поры, пока свои не сотворили. Все должно читаться, подвергаться анализу и, конечно же, обсуждаться. Всякая категоричность отрицает саму возможность обсуждения. Можно поспорить, но при этом вставляя необходимые для исключения категоричности постановки вопроса междуметия.


Читав я книгу Ульянова. На Україні є теж такі,"історики" - вони теж пишуть, щось таке подібне. До речі про діалект, ще у 20-х роках такий вчений як Ганцов довів зокрема що "акання", "діфтонги" - уо, іє, і т.д. надзвичайно стародавні.
Раніш вважалося, до речі що діалекти утворюються там де змішуються різні мови російська та українська і т. д. Тепер укр. лінгвістика вважає, що навпаки - із суміші декількох діалектів утворюється літературна мова.
В мене сусід кубанський казак, до речі його станиця біля знаменитої Тузли, так він казав, що там мова називається "балачка".

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 2081
Добавлено: 11-01-2009 21:25
Ну и последний вопрос не отвеченный
а це правда, шо у Вас є національно-персональна автономія для севрюків(сіверян)? Бо ми тут трохи відроджуємо цю етнокультурно-спільноту. Звичайно не так як русини в Закарпатті.
Нет у нас такой автономии. Но по Почеп земля Северская, это так. А ваше этнокультурное возрождаемое общество - оно конечно дело хорошее - ведь на той карте границы северо сопадают по большому счету с границами "земли Русской в узком смысле слова", но вот к примеру на этом форуме в списке уездов (сотен) наших четырех нет... Вроде как спрашивал админа - почему? Может письмо не дошло?

Участники
Группа: Администраторы
Сообщений: 5248
Добавлено: 11-01-2009 21:29
Сiверянин имеет ввиду, что не понятые мной слова не северские а типично украинские.

Я так думаю, что я его понял правильно.

Ну ладно, хлопцы, пошов я спать. Завтры (ужо сядни) треба будя робить, а ня зубы скалить. Прыятно было потусоваца. Не ховайтеся надовго. Без вас будя скучна.

Да, Pan, про пляшку не забывай.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 316
Добавлено: 11-01-2009 21:36

Pan поняв мене правиьно, Спасибі на добрум слові. Доброй ночи Radimich. Ага ти ж ад нас далеко.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 2081
Добавлено: 11-01-2009 21:38
Тут я думаю што мы не вправе давать таких категоричных оценок чьим-то трудам хотя бы до той поры, пока свои не сотворили. Все должно читаться, подвергаться анализу и, конечно же, обсуждаться.
Читаться оно должно, но читать, честно говоря, не особо хочется... Значительно интереснее читать летописи на сайте Максима из Киева, там пишут в какой то мере современники, а не совсем историки... К примеру из "Лизогубовкой летописи" много можно почерпнуть об истории рода Лизогубов, а значит и нашего села. В "Летописи Самовидца", в додатках, есть сведения о том, что первая сечь была основана как раз в Седневе, и лишь третья на Хортице (!!!) Ну а знаменитый "щоденник" ты и сам цитировал, помнится Читал я Ульянова - но с его мнением трудно согласится. Скорее это древние племенные различия, чем сепаратизм, ведь как раз тем народы нынешней Украины и отличаются - долгой родовой памятью.

Страницы: 1 2 3 4 5  ...... 28 29 30 31 Next>> ответить новая тема
Раздел: 
Земля наших предков (Полесье в междуречье Десны и Сожа) / Земля наших предков. Часть I. Стародубщина / Стародубщина: история и традиции

KXK.RU