Стародубщина: история и традиции

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:  

Раздел: 
Земля наших предков (Полесье в междуречье Десны и Сожа) / Земля наших предков. Часть I. Стародубщина / Стародубщина: история и традиции

Страницы: << Prev 1 2 3 4 5  ...... 27 28 29 30 31 Next>> ответить новая тема

Автор Сообщение

Гость
Добавлено: 12-04-2011 23:16
Хотя - никаких "северян" на самом деле тут нет, есть "литвины", язык и этнография которых близки литвинам/белорусам РБ и жителям западной части Брянщины.


А я бы, быть может и слегка утрированно, выразил Вашу мысль таким образом: "Никаких литвинов на самом деле там нет". Название "литвины", на мой взгляд, для местного населения не самое удачное. Как известно, сам народ воспринимает это имя скорее как обидную кличку от своих соседей, об этом пишет и большинство исследователей ("сами люди "литвинами" себя не называют"), также как "хохлы" или "кацапы".
Кстати, мне лично никогда из народных уст имени "литвинов" слышать не приводилось (в Новозыбкове селян горожане именуют "хохлами"). Тут на форуме также я не встречал, чтобы кто-то упоминал, что имя "литвинов" бытовало у них в селе, или было распространено среди соседей. У Косич и других подобных авторов, "литвины-белорусы" как мне кажется, имеет явно выраженный подтекст, сомневаюсь что бы жители Рассухи сами так себя называли, хотя может быть меня кто-нибудь из местных и подправит.

Не спорю, что может быть в тех районах, где белорусская колонизация была активнее (бывший Суражский уезд) ситуация другая - не знаю. У Сержпутовского и других белорусских исследователей - имя "литвинов" на Стародубщине указано как локальное.

По поводу Вашей карты - мне она напомнила карту Казахской ССР (и нынешнего Казахстана). Границы Казахстана чуть-ли не до Волги, а внутри её казачий Яик (Урал), где славяне живут 500 лет. Так и белорусская карта "расселения радимичей" - указаны все места, где выявлены поселения радимичей, и обведены одной чертой, хотя часто внутри этой черты на одно радимичское захоронение выявлено десять северянских вокруг. Про то как северяне с радимичами мешались на стародубском пограничье - читайте выше. Отсюда и переходной характер стародубской культуры - от украинской к белорусской, отсюда и дюжина "стародубских украинофилов" (как называет их пан Паливач), которые, не смотря на то, что говорили с детства на языке, близком к белорусскому, в сознательной жизни писали на украинском, и считали себя украинцами. Да и козачество, единое с украинским, круто замесило нашу ментальность в едином русле воспоминаний о Гетманщине, надолго оторвав от сугубо селянской Беларуси.

По поводу статей, написанных по-белорусски, уверен, что выскажу общее мнение здешних форумчан - ставьте смело, здесь любят и понимают язык Вашего народа. А моё личное мнение - не может быть настоящего исследователя Стародубщины, не знающего хорошо трёх языков, которые соприкасаются в нашем крае - русского, украинского и белорусского. (Незнанием украинского грешил Расторгуев, который без тени сомнения мог утверждать, что в украинском языке нет слов "Гарасим" и "унук", хотя они есть во всех словарях литературного укр. языка, и тем самым снизил научную ценность своих исследований).

И напоследок, касаемо Северной Украины, позволю себе выделить отрывок из статьи, процитированной Вами: "Локальное название литвинов не может быть символом этнографической отдельности (тем более в настоящее время), а может быть трактована как локальное название украинцев, которые на уровне самоосознания, традиционной культуры и быта, резко не противопоставляются локально смежным украинцам".

Гость
Добавлено: 02-05-2011 17:15
Увидел в ЖЖ у Паливача:



Владимир Иванович уточняет, что не казаки его село основали...
Однако ж "глас народа - глас Божий". Судя по всему, для тех, кто памятник устанавливал, важно было именно это - что их село основано "казаками Запорожского казачьего войска".

Гость
Добавлено: 04-05-2011 23:26
Соседний Красногорский район лет пять назад пытался присоединиться к Беларуси. Тогда инициативная группа жителей собрала более 5 тыс. подписей за отделение от
России (всего в районе проживает вместе с грудными младенцами 16 тыс. человек). В результате глава района Илья Кирченко попал в больницу и лишился своего поста.


Наконец-то нашёл в своём архиве упоминание о первопричине, откуда у этой истории ноги растут!

Отрывок из открытого письма от имени администрации Красногорского района президенту Белоруссии А. Г. Лукашенко, 1999 г.:

"Мы, Александр Григорьевич, решили обратиться за поддержкой к вам. Не сочтите это письмо походом с протянутой рукой. Нам бы чуточку поддержки, чуточку внимания, которого от Москвы, увы, ожидать бесполезно... российским властям у нас веры нет. Мы просим вашего шефства над районом', - пишут белорусскому президенту глава районной администрации и председатель райсовета.
В обмен на шефство белорусского президента красногорские власти готовы отдать почти все, что у них осталось: 'В центре Красной Горы пустует прекрасное двухэтажное здание универмага. Может быть совместными усилиями возродим его и зажжем над ним новую вывеску 'Универмаг
Белоруссия'. Совсем недавно силами совхоза Красногорский построен и дал первую продукцию красногорский пивоваренный завод. Мы знаем, что в
Белоруссии пивоварение поставлено на высокий уровень. Будем благодарны, если этот завод станет филиалом, к примеру, Речицкого пивоваренного завода. Длительное время простаивает крахмальный завод, который раньше обслуживал не только свой, но и соседние районы Белоруссии. Мы готовы передать завод в аренду'.

Письмо красногорцев Лукашенко

То есть красногорцы просят Лукашенко о шефстве, о передаче в аренду Белоруссии убыточных красногорских предприятий. Ни о каком отделении от РФ и "присоединении к Беларуси" в письме и речи нет. А уж потом падкие на жареное журналисты раздули из мухи слона. Да и сомнительно, чтобы в трезвом уме и памяти Илья Кирченко когда-нибудь хотел судьбу Джохара Дудаева повторить - ведь законным путём присоединить район к Белоруссии он не мог, это противоречит Конституции и законам РФ. Навлечь же на себя опалу из Москвы и Брянска - сколько угодно. Не маленький же он был ребёнок, чтобы не понимать этого...

Так что ещё один миф развенчан...

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 641
Добавлено: 05-05-2011 00:31
Немного не соглашусь с Вами. Несколько лет тому назад мне и уважаемому администратору сайта довелось иметь приватную беседу с одним очень известным лицом в г. Злынка. И он нам поведал весьма щекотливую историю о сборе подписей в Злынковском районе именно о присоединении района к Гомельской области Беларуси. Насколько я помню нашу беседу народ начал возбуждаться после того, как белорусы взяли в аренду мертвую Вышковскую спичечную фабрику. Появились рабочие места. Хоть и с маленькой зарплатой, но надежные. Появились ларьки с беларускими товарами - простенькими, но дешевыми. Народ задергался. Старики в первую очередь. Основные доводы:
1. Все серьезные бытовые вопросы решаются в областном центре. Поехать в Брянск - это считай сутки. А до Гомеля немного более часа на автобусе, и ходит он регулярно.
2. Цит.: "Тут сдохнешь и только через неделю найдут по запаху, а в Беларуси каждый день кто-то заходит - то почтальон, то какой-нибудь соцработник..."
3. Трудовое население жаждет работы, пусть и с маленькой зарплатой, но с соцобеспечением.
4. Родители считают, что беларуская школа более устойчивая и надежная.
И прочее... (возможно админ подправит или добавит).
Движение с подписными листами немедленно охладили и сделали соответствующие оргвыводы. В Злынковском районе все успокоилось.

Гость
Добавлено: 05-05-2011 21:53
Насколько я знаю, Вышковская спичечная фабрика "Ревпуть" в 1997 г. была приватизирована представителями чеченского криминалитета, а после раскрытия их аферы закрылась, и уже лет одиннадцать как не действует. Никакой информации о её приватизации белорусами я не нашёл. Это подтверждает и вышковский сайт: "Спичечная фабрика прекратила свое существование к 2000 году".

Вышковский сайт

Что касается "Красногорского письма к Лукашенко" - информация о нём впервые появилась в белорусских газетах ("Время" от 3.03.99; "Слово" от 5.03.99)и прошла практически незамеченной. Но в сентябре 1999 г. на белорусском телевидении появился репортаж по этому поводу, в котором мысль письма о "шефстве и аренде" ненавязчиво переформатировалась в "желание жителей одного из районов Брянской области иметь своим президентом А. Г. Лукашенко". Почему эта заглохшая ещё весной тема вновь стала муссироваться в подконтрольных властям белорусских СМИ - вполне очевидно. Вспомните конец 1999 г. - срок президентства Ельцина заканчивается, преемник ещё не выбран, граждане России соскучились по "твёрдой руке, которая наведёт в стране порядок", и многие тогда эту "твёрдую руку" видели именно в Лукашенко. В российских газетах тоже тогда появлялись предположения, что белорусский президент продвигает идею Союзного государства именно для того, чтобы возглавить Россию после дряхлеющего Ельцина. И как раз в этот момент и всплывает вновь в Белоруссии "красногорское письмо".

"Письмом из Красной Горы с радостью воспользовалось белорусское телевидение. Специальный репортаж из райцентра поведал гражданам Белоруссии о заграничных соседях, мечтающих видеть своим президентом Лукашенко" - по моему, это и есть ключевая фраза указанной статьи. Илья Кирченко был использован белорусским президентом в своей политической игре, за которую в результате поплатился собственным здоровьем. Надежды же А. Г. о президенстве в союзном государстве, как мы знаем, потерпели полный крах, с восходом политической звезды В. В. Путина.

Таковы мои предположения о подоплёке красногорских событий. Согласитесь, что они имеют резон...

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 7
Добавлено: 19-05-2011 12:33
Н-да, до сих пор видать актуальна поговорка времен моей юности: "Спички фабрики "Ревпуть" кого хочешь зае$уть"
P.S.: заранее извиняюсь, но из песни слова не выкинешь (© мы матом не выражаемся, мы на нем разговариваем )

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 60
Добавлено: 22-05-2011 18:50
Неплохие,кстати, спички были. Этикетки всё время новые, с разной тематической информацией. Помню была серия "Музыкальные инструменты народов СССР" с украинской кобзой и латышскими гуслями.

Спички часто в магазинах давали вместо сдачи - один коробок за одну копейку. Причём даже детям, которым просто так спички не продавали - а на сдачу пожалуйста!

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 60
Добавлено: 22-05-2011 19:40

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 142
Добавлено: 22-07-2011 12:40
А встречались ли Вам,в художественной литературе ,упоминание о Стародубщине или описание этого края? и вообще, западной стороны брянской области?

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 310
Добавлено: 22-07-2011 17:54
А встречались ли Вам,в художественной литературе ,упоминание о Стародубщине или описание этого края? и вообще, западной стороны брянской области?


А как же! А.Н.Радищев "Путешествие из Петербурга в Москву". Тогда этот путь пролегал через Вяльки. Помнится, там еще мужики в пруду рыбу ловили.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 60
Добавлено: 23-07-2011 21:38
А встречались ли Вам,в художественной литературе ,упоминание о Стародубщине или описание этого края? и вообще, западной стороны брянской области?


А. И. Куприн. "Звезда Соломона".

А. К. Толстой. "Волчий приёмыш".

А. К. Толстой. "По гребле неровной и тряской...".

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 824
Добавлено: 22-10-2011 11:10
Нашёл очень интересное, на мой взгляд, описание нашей местности.

И. С. Аксаков. Письма к родным (1849-1856)

"1854 г<ода> сент<ября> 15-га. Середа. Кролевец.

<...> В прошедший четверг, отобедав у Скалона и простясь с Карташевским, я выехал из Чернигова на север по Новозыбковской дороге. Ночь была так темна, что, не доехав до г<орода> Городни, я должен был ночевать на станции и рано утром продолжал свой путь. Верстах в 100 от Чернигова видел я в первый раз раскольнический посад Чуровичи, потом, проехав еще 26 верст, другой Климов посад. Тут остановился я на постоялом дворе у одного раскольника и нанял лошадей до Тополи, имения кн<ягини> Голицыной, верст 25, так как я решился не ехать в Новозыбков, а прямой проселочной дорогой в Клинцы -- знаменитый раскольнический посад. В Тополи я ночевал на постоялом дворе и на обывательских лошадях рано утром приехал в Клинцы, где пробыл сутки. В воскресенье рано утром отправился я проселком же в г<ород> Стародуб, переменив лошадей в одной деревне (верст 40), из Стародуба же на почтовых в Новгород-Северск и оттуда в понед<ельник> рано утром в Кролевец; всего сделал верст более 350, около 400. Хотя езда на обывательских (которым, разумеется, я платил) и по скверной, большею частью песчаной дороге очень скучна, но я рад, что совершил это путешествие. Решительно граница Малороссии река Десна, он полагает резкое отличие и в почве, и в одежде, и в языке, и в быту. За Десною почва большею частью песчаная и глинистая. Чем далее на север от Чернигова, тем угрюмее становится природа, а уже в Суражском уезде (где посад Клинцы), в Мглинском и Стародубском ель и сосна растут такими густыми лесами и борами, что дерево там нипочем. Почва неплодородная, глина, песок, кочки, болота -- все веяло мне родною Россиею. Афанасий даже местами вскрикивал от удивления, уверяя, что точь в точь такие места под Троицей. Признаюсь, как потянулся по дороге ельничек да частый мелкий березничек, да зачастили кочки, да дохнуло сыростью болот, да поднялся под вечер густой, густой туман, прохвативший насквозь мою одежду, да пошло трясти меня по глинистым колеям, сердце сжалось тоскою по Малороссии, и тут-то я вполне оценил всю благодать ее природы и климата. Крестьяне в этой суровой стороне очень бедны и похожи на белорусцев, носят такие же шапки, бороды и рубашки большею частью сверх шаровар. Язык их ближе к русскому, чем малороссийский, хотя попадаются цельные чистые полонизмы. В Стародубском уезде заметил я произношение "иость" вместо "есть". Слышал я также, как в шутку крестьяне называют друг друга литовцами, Литвою. Женщины ходят так же, как в Малороссии, только цвет их исподниц и плахт большею частию тёмнокрасный и есть какая-то разница в очипках. А в Стародубе просто носят нитяные высокие колпаки, которые обматывают очень искусно и красиво платком. Вообще же народ хуже сложен и меньше ростом, чем в Малороссии. Зато как в этой бедной стороне резко отличается великороссийское раскольничье народонаселение, бодрое, богатое, промышленное: все народ рослый и крупный, но несколько угрюмый и суровый на вид. Всякий мужчина смотрит Николай-чудотворцем суздальского иконного письма или "Христом-ярое око", известной иконой московского Успенского собора! С последним неприятно было бы встретиться ночью в лесу. Но зато нигде дороднее, сытнее, откормленнее женщин я не видал, все белые и дебелые, настоящий тип русской красоты, и в самом деле они были бы очень красивы, если б не были так тучны. Ходят они по-русски, в московских сарафанах, называемых здесь азиатками и подвязываемых еще выше, почти под мышками, отчего кажутся еще толще, потому что талии уже вовсе не видно; сверх этого надевают еще фартук, называемый завескою, да иногда безрукавку, шубейку со сборками, уже кончающимися у талии и начинающимися от спинки у самых лопаток. Все это довольно безобразно, но когда богато, так нарядно. Иные азиатки бывают из цельного бархата. Говорят они все чистейшим московским наречием, вставляя только иногда "нехай" вместо "пусть" и другие местные выражения. Несмотря на раскол, женщины, по слухам, не отличаются скромностью поведения, что, впрочем, почти всегда бывает в промышленном быту. -- Известно, что раскол здесь поповщинского толка, что раскольники эти -- выходцы из России и поселились здесь около 200 лет, что раскол славился здесь своей строгостью и чистотою, множеством беглых попов и авторитетом своим для прочих раскольников этого же толка. Теперь беглых попов иметь запрещено и заведены единоверческие церкви, в которые, впрочем, очень, очень немногие ходят. В этом раскольническом углу каждый год ловят по одному или по два попа, ставленных раскольническим епископом за границей. Впрочем, раскол с усилением промышленной, торговой и фабричной деятельности уже очень ослабел в отношении религиозном и хранится во всей злой строгости только в посадах Лужках, Воронках, Еленках, где я, к сожалению, не был и где, говорят, всегда скрывается тайный поп. Живут раскольники очень опрятно. Считая себя здесь в чужой стороне, они, показалось мне, не очень строги к другим жителям, напр<имер>, раскольник, отправляющийся по делам торговли за границу, якшается с немцем, не вменяя себе это в грех и менее его чуждаясь, чем русского еретика. Так и здесь, они содержат постоялые дворы, в которые пускают всех, дозволяя даже курить в особых комнатах. В Клинцах на постоялом дворе (впрочем, панам отводят чистые хозяйские комнаты) я, увидя на стенах рядом с черными, как уголь, иконами модные картины, изображения сцен из "Жизни игрока" и т.п., закурил было свою папироску, но хозяин на вопрос мой объяснил, что лучше курить в другой комнате. -- Все раскольничьи слободы обстроены очень хорошо, смотрят довольством; внешний вид их такой же, как богатых сел и посадов в России. Везде базарные площади, на улицах жизнь и движение. Они дают пропитание всем окрестным жителям, которые находят у них всегда работу, но и те и другие терпеть не могут друг друга. Не знаю, сколько именно слобод, но знаю, что раскольников, мужчин и женщин, Слишком 50 тысяч. Кроме фабрикантов, заводчиков и некоторых других промышленников особого рода, большая часть занимается торговлею пенькой и щетиной, имея дело с Ригой и заграничными покупателями. Клинцы по множеству красивых каменных домов смотрят большим городком. В этом посаде 17 или 18 фабрик суконных и чулочных да несколько кожевенных и других заводов. Из фабрик 7 действуют паровыми машинами, выписанными из Англии и Германии. Несмотря на дождик и грязь, я осмотрел в подробности фабрики Кубарева и Степунина. Дружное действие всех частей заведения, приводимых в движение одною машиною, производит приятное впечатление; невольно преклоняешься перед силою ума человеческого. Тут машина сушит и овевает вымытую шерсть, тут треплет ее, чистит, выбрасывает все постороннее, там делает из нее вату, там вату превращает в толстые пряди, там посредством 250 веретен (эта часть машины очень красива и при ней всего один работник) прядет нитки, там ткет по основе, стрижет сукно, ворсирует его шишками, выписываемыми из Франции (шишки -- растение вроде репейника), моет, декатирует12 и проч. На каждой из этих фабрик работает более 600 работников, мужчин и женщин, мальчиков и девочек: работа очень легка и требует только внимания. Рабочие большею частью посадские и выписные из России; окольные же жители употребляются для самых грубых работ. Но пора закончить; в следующем письме я доскажу вам свое путешествие: оно очень интересно. -- Поздравляю Вас, мой милый отесинька, со днем Вашего рожденья13. Дай Вам Бог долго, долго его праздновать. Поздравляю и Вас, милая маменька, и вас, милые братья и сестры. Будьте здоровы. Прощайте покуда, милый отесинька и милая маменька, цалую ваши ручки, братьев и сестер обнимаю.

<1854 года 21 сентября> Кролевец. Вторник.

<...> Я хотел досказать вам свое путешествие по северным уездам Черниговской губернии, хотя, право, оно теряет теперь всякий интерес при таких важных известиях. -- Итак, я приехал в Клинцы, посад, где за 25 лет не было ни одной фабрики, а теперь 18. За 25 лет Россия доставляла в Китай сукна силезские и сама одевалась сукном иностранным и польским; теперь же сукон иностранных нет почти вовсе; тонкие сукна -- польские, а прочие все русские. Машины на фабриках все английские и немецкие. Но признаюсь, осмотр фабрик произвел на меня не очень приятное впечатление, именно этот дух переимчивости, которым все восхищаются, подействовал на меня невыгодно. Машины иностранные заведены и устроены иностранцами, которых потом сменили русские сметливые мастера. Но вы постоянно чувствуете, что последние бродят ощупью, невежи и находятся в рабском отношении к учителям, над которыми, однако ж, смеются. Вам показывают фабрику, которой все части устройства называются иностранными названиями, разумеется, изуродованными. Везде виден плод науки и глубоких соображений, которым сметливо воспользовались переимчивые невежды. Доморощенный механик -- бородач-раскольник, показывая мне машины, сознавался, что, по слухам, придуманы новые, лучшего и простейшего устройства, но что нет нигде образца, где бы подсмотреть можно было бы хоть потихоньку. Хорошо бы, продолжал он, как-нибудь заменить это тем-то, да подождем, пока англичане придумают: они, дураки, пусть придумают, а мы переймем! Слова эти сопровождались громким хохотом всех сопровождавших меня раскольников. Между тем в сущности выходит, что англичане их кормильцы и что весь наш промышленный и работящий народ живет чужим умом. На наших фабриках и заводах, выработывающих товаров на 200 мильонов серебром по самым неполным сведениям, прокармливающих мильоны народа, извлекающих пользу из природных наших богатств, которыми мы и воспользоваться не умели, на всех действуют машины не русского изобретения. -- Работы на фабриках очень легки. -- Клинцы славятся еще своими шерстяными чулочными фабриками. Чулочное дело ввел здесь один немец из Саксонии, которого, как скоро переняли у него искусство, прогнали, и он живет в бедности тут же в Черниговской губернии у одного помещика, его приютившего, тогда как Клинцы выработывают теперь до 30 т<ысяч> дюжин чулок слишком на 300 т<ысяч> р<ублей> сер<ебром>. -- В 8 верстах от Клинцов есть колония Новые Мезиричи. В Пруссии есть местечко Мезиричи, снабжавшее через посредство русских купцов Китай мезиричскими сукнами. Один купец Исаев, бывший в молодости старообрядцем, но оставивший старообрядчество, торговавший прежде этими сукнами, лет 25 тому назад купил землю, устроил на ней фабрику, выстроил дома, выписал немцев-ткачей и поселил их на своей земле, назвав ее колонией Новые Мезиричи. Немцы теперь уже и не нужны, ибо наши выучились уже ткать, но продолжают жить по контракту. Исаев, несколько раз бывший за границей, почти там воспитал всю свою семью, человек очень замечательный, умный, образованный, выстроил немцам кирку и даже устроил школу. Фабрика его идет прекрасно, и дети ревностно занимаются ею. Кроме немцев, у него до 800 человек русских рабочих. Я нарочно ездил к нему, несмотря на грязь и дождь, но, к сожалению, попал в субботу вечером, когда работы уже прекращались, потому я и не остался долго. Как люди образованные Исаевы очень тоскуют и от скуки в этой глуши, и от невежества, их окружающего, и от всего безобразия внутреннего, мозолящего очи каждому образованному русскому. Переночевав на обратном пути в Клинцах же у какого-то старого плута-раскольника с мягкими словами и тихими стопами, я на обывательских отправился далее в Стародуб. На дороге один пьяный торговый русский однодворец осудил мою нетычанку, сказав, что это экипаж польский, что так ездят поляки и гайдамаки, а "на свете Москва, Россия!.." Переменив лошадей в деревне, где крестьяне, называясь казаками, ходят, как русские мужики, попал я, наконец, в Стародуб. Там на постоялом дворе у одной старухи-казачки видел я портреты во весь рост, писанные в 1743 г<оду> с ее предков: одного значкового товарища и его жены, бывшей, по словам старухи, в услужении у царицы Елизаветы Петр<овны> во время ее путешествия по Малой России. Оба в польских костюмах. Старуха же эта уверяла меня, что у них в городе поймали двух шпионов, срисовывавших город, что государю являлся Сергий, о чем ей рассказали московские купцы, и проч. и проч. Стародуб не похож нисколько на малороссийские города: везде деревянная постройка, довольно, некрасивая, но есть древние и прекрасной архитектуры церкви. Пообедав в каком-то скверном трактире, содержимом, разумеется, ярославцем из-под Рыбинска, я взял почтовых и поехал далее. В Новгород-Северске я был уже ночью, но мог однако же разглядеть всю красоту его положения на необычайно крутом правом берегу Десны. Видны следы древнего вала. Да, он мог быть хорошо укрепленным городом в старину. Невдалеке от него переправился я через Десну, и тут уже повеяло снова Малороссией..."

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 60
Добавлено: 23-10-2011 15:47
Прекрасная зарисовка!

Вновь заставило меня задуматься над вопросом, на который не нахожу ответа: с чем связан столь резкий контраст бедности местного крестьянства и почти повального богатства старообрядцев? А ведь в центральной России, на Волге, правительство в это время старообрядцев давит, разоряет скиты, накладывает повышенное налоговое бремя. А на Стародубщине наоборот - для старообрядцев налоговые льготы, помогая им, правительство не даёт подняться местному крестьянину. Правда, есть о чём задуматься? Очень похоже, например, на действия британской или французской администрации в своих колониях - выселение из метрополии противников официальной церкви - гугенотов,адвентистов, борьба с ними на родине, и одновременно поддержка этих колонистов на колонизируемых землях в ущерб местному населению. Что-то похожее явно просматривается.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 2081
Добавлено: 29-10-2011 00:27
Не журись Василець, сходи ка полечи душу то...

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 60
Добавлено: 30-10-2011 16:11
Не журись Василець, сходи ка полечи душу то...


А что про это скажете?

Весёлые Жабокричи

По пьесе Марка Кропивницкого "По ревізії".

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 824
Добавлено: 23-11-2011 13:43
Внимание! Для Радимича и всех интересующихся символикой Брянщины-Стародубщины. В апреле сего года вышла новая книга А.В. Шпунтова:


Приобрести можно здесь

Участники
Группа: Администраторы
Сообщений: 5211
Добавлено: 24-11-2011 00:31
Внимание! Для Радимича и всех интересующихся символикой Брянщины-Стародубщины. В апреле сего года вышла новая книга А.В. Шпунтова:


Приобрести можно здесь

Спасиба! Щас подсуитимся.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 824
Добавлено: 20-12-2011 04:07
Дворовые крепостные. Стародубский повет, XIX век.


Участники
Группа: Участники
Сообщений: 149
Добавлено: 21-12-2011 22:40
От теперь вижу , что носили армяки в наших местах.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 824
Добавлено: 22-12-2011 03:43
От теперь вижу , что носили армяки в наших местах.

А я вже собирався откоментить по етому поводу, да виш сам заметив, земляк

Страницы: << Prev 1 2 3 4 5  ...... 27 28 29 30 31 Next>> ответить новая тема
Раздел: 
Земля наших предков (Полесье в междуречье Десны и Сожа) / Земля наших предков. Часть I. Стародубщина / Стародубщина: история и традиции

KXK.RU