|
[ На главную ] -- [ Список участников ] -- [ Правила форума ] -- [ Зарегистрироваться ] |
On-line: |
Промоушн в музыке / Архив тем / ЕЛЕНА ЧИСТОВА: В НАШЕЙ СТРАНЕ ПОНЯТИЕ ПРОДЮСЕР ИСКАЖЕНО - поддерживаю |
Страницы: 1 |
Автор | Сообщение |
champion Сообщений: 179 |
Добавлено: 24-05-2007 08:11 |
Елена Чистова - член Ассоциации музыкальных продюсеров России, известный московский продюсер, долгое время эффективно работавший с группой "Агата Кристи". Позже она стала продюсером, сорежиссером и сценаристом многих известных клипов Сергея Галанина, Александра Буйнова, Михаила Шуфутинского, Татьяны Овсиенко, групп "Наутилус Помпилиус", "ЧайФ", "Сплин" и многих других. В течение нескольких лет она продюсировала модный и стильный дуэт "АДАМИЕВА", участники которого стали лауреатами Национальной премии "Овация". - Насколько мне известно, во всем мире "продюсер" - это человек, который: Первое: вкладывает деньги в проект и получает дивиденды (в кино); Второе: в музыке - руководит записью альбома и т.п. Что такое продюсер в России, по вашему мнению, если не устроитель концертов? - Дело в том, что понятие продюсер в нашей стране не имеет ничего общего с пониманием вообще слова продюсер в шоу-бизнесе, которое было создано на Западе. В действительности слово "produce" было создано от понятия кинопроизводитель, т.е. человек, занимающийся производством фильмов. И впоследствии на Западе все проекты, связанные с музыкой имели продюсеров, и продюсером назывался тот человек, который produce музыкальный материал, т.е. был производителем музыкального материала. В нашей стране это понятие было искажено, и продюсером стал называться тот человек, который, как вы сами сказали, вкладывает деньги и за эти деньги хочет получить еще большие деньги с этого бедного артиста. На самом деле, то, что делает российский продюсер, на Западе занимается менеджментом, т.е. персональным менеджером. Т.е. что делает российский продюсер, если он не участвует в музыкальном материале, не участвует потому, что он по природе своей личность творческая, но не аранжировщик, не музыкант и не может создать музыкальный продукт, т.е. он нанимает на это отдельных людей. Продюсер работает в зависимости от специфики проекта: если это рок-н-ролльный проект, или попсовый. Если он берет рок-н-ролльный проект, он, как правило, опосредованно влияет на музыкальный материал, он уже взял этот проект, ребят, которые из себя что-то представляют, он начинает работать над деятельностью этого проекта, над имиджем, над раскруткой этого проекта. Вот вы говорите концертная деятельность, но для того, чтобы иметь концерты, нужно сначала создать некий товар, как говорят на Западе, или некий продукт, который можно продавать. Это не значит, что если кто-то умеет стоять на сцене, играть, владеть инструментами, то он может продаваться, т.е. заниматься концертной деятельностью. Т.е. такой продукт нужно создать, т.е. дать хорошие инструменты музыкантам, дать хороший звук, хороший имидж придумать, что является работой продюсера. Сделать коллектив известным - является огромной работой, включающий в себя полный промоушн, PR-работу, съемку клипов, раскрутку эту клипов на телевизионных каналах, участие или неучастие в крупных фестивалях, принятия той или иной позиции или неприятие. То есть все эти вопросы - работа продюсера, и на это уходит в среднем год-полтора. Я могу сказать из собственного опыта, я занималась "Агатой Кристи" с первого дня и концертная деятельность началась, т.е. мы стали зарабатывать деньги, только где-то через два года после начала раскрутки проекта. То же самое происходит со всеми. Поэтому, продюсер в нашей стране - человек, который занимается промоушеном, раскруткой коллектива, а концертной деятельностью занимается, как правило, другой человек, тот, кого он нанимает и называет его концертным директором, тур-менеджером. В нашей стране бытует такое мнение, особенно - среди дилетантов-музыкантов, что продюсер - это некий мешок с деньгами. Ко мне несут огромное количество проектов, когда я спрашиваю, что они хотят, они отвечают: "Хотим, чтобы Вы раскрутили проект" - "Что вы имеете в виду?" - "Ну, сняли нам клипы, показали по телевизору". Т.е. люди считают, что они пришли к некоему финансисту, который должен вложить свои деньги и что-то сделать и должен очень хотеть сделать, чтобы кто-то стал знаменитым. На самом деле, продюсер зачастую не обладает этими средствами, п.ч. продюсер обладает знаниями и мозгами по поводу того, как сделать человека или проект известным. Другое дело, что продюсер должен найти источники, откуда должен финансироваться проект. Например, найти компанию, которой будет интересно участие данного проекта в рекламной компании. Простой, удачный пример такой компании - это Бучч и что-то, Видий. Для того чтобы продюсер сподвигся на то, чтобы найти источник финансирования проект должен быть настолько захватывающим, настолько восхитить воображение продюсер, что он скажет: "Да, я буду этим заниматься", тогда он берет под свою ответственность музыканта и берет вторую ответственность - за поиск денег и отвечает за эти деньги и результаты их расходов. - Просто я хочу ввести такие понятия, как "продюсер -спонсор": - Если еще круче развести, то есть еще более расширенное. Т.е. есть такие Саввы Морозовы, т.е. меценаты: вот мне нравится эта Маша Распутина, я буду ходить на ее концерты, смотреть на эту юбку, на эту попку, и буду везде называться ее меценатом. Человеку это льстит, это нравится. Как правило, меценатами становятся не начинающих проектов, а уже раскрученных. Меценат дает деньги и не требует их возврата, удовлетворяется всякими моральными радостями, как то: столиком в Метелице первым, фотографиями в журналах и т.д. и т.д. Есть и участие этой персоны во всех днях рождения и банкетах этой семьи, которую он финансируют. Второй вариант - это спонсоры - это те, кто дают деньги на условиях возвратности. Как правило, это как раз не музыкантам, п.ч. это не те люди, которые могут нести какие-то деловые обязательства, а спонсор дает деньги продюсеру, деловому человеку, с которыми он разливается частично возвратом денег, частично бартером. Но продюсер не спонсор и не меценат. Есть такие редкие-редкие случаи, когда продюсер становится меценатом, или спонсором - это в том случае, если он родственник некоего таланта. Например, это муж, богатый брат для сестры или богатый любовник для своей женщины. Вот такие варианты, когда он продюсирует и вкладывает собственные деньги, возможны, но в принципе - продюсер ищет деньги и ищет их у меценатов или у спонсоров. - А если сами музыканты решают что и как им делать? - Я много видела таких примеров, особенно когда группа рок-н-ролльная. Мы сейчас говорим о рок-коллективах, мы сейчас не говорим о попсовых коллективах, где продюсеру принадлежит совсем другая роль, гораздо более важная, п.ч. в данном случае он от начала до конца придумывает проект, и весь музыкальный материал, и все, что будет происходить - уже фантазия продюсера. Если мы берем рок-н-ролльный коллектив, то там сталкиваешься с сильными творческими личностями, носителями сильной индивидуальность, которых не хочется ломать и которых наоборот хочется поддержать и сохранить то позитивное, что они в себе несут. Какой смысл ломать "Мумий Тролля" или Земфиру, делать ее лучше - нужно просто брать и раскручивать этот проект. В случае с попсовыми - другая ситуация. Если коллектив хочет сам: Я делала в 89-м году доклад в Глазго, у меня заказана была тема, я классифицировала продюсеров. Собственно, ничего не изменилось: есть акулы, есть люди, которые успешно начинают: что-то у них получается, что-то - нет, и есть, как по-английски говорят nice guy, т.е. у каждой группы есть хороший парень, особенно если это рок-группа, то много всяких единомышленников и тусовки вокруг них. Среди них обязательно появляется вот этот nice guy, вот этот парень, который хочет им помогать, он еще не является продюсером, п.ч. многого не знает, но уже многое решает, например, он находит репетиционное помещение, договаривается, где будет браться усилительная аппаратура на тот или иной концерт. То есть он делает кучу какой-то посильной работы, именно административной, именно когда он находится отдаленно от Москвы зачастую. Но как только этот nice guy должен столкнуться с серьезными вопросами раскрутки данного коллектива, он стопорится, п.ч. у него не хватает элементарных знаний для этого. Вот это одна из причин, по которой я этот семинар и решила сделать. Ведь из этого "хорошего парня" может получиться отличный продюсер, но если ему никто не расскажет что и как нужно сделать, то он пару лет протусуется с этим коллективом. Но если потом этот коллектив поймет, что он должен идти дальше, то он расстанется с этим парнем. Если же парень будет расти с этим коллективом: будут расти его знания, навыки, он будет знакомиться с новыми людьми, т.е. он будет развиваться, будет уже более компетентным человеком, более уверенным в себе. Иначе, он будет любому продюсеру смотреть в рот, и первый же продюсер, который пригласит эту группу, он и станет тем продюсером, а молодой человек останется сбоку. Т.е. коллектив может сам развиваться, если рядом развивается человек, который им помогает. Но сам музыкант, мне кажется, - это не этично. Вот группа 4 человека, солисту вообще не этично ходить и говорить: "Послушайте нашу крутую музыку", а продюсер может прийти в то же информационное агентство с горящими глазами: я нашел этих ребят в городе N., и считаю, что это лучшее, что есть на сегодняшний день. Но как это может сказать музыкант сам о себе? Он будет смотреться полным идиотом, человеком, который у всех, кроме недоумения. Нельзя говорить о себе ни в каком виде творчества в повышенных мажорных тонах. Получается, что это должен делать кто-то другой, он должен быть образованным и компетентным. У нас вообще это большая проблема в шоу-бизнесе. Вот вы задаете мне вопросы, работая в системе шоу-бизнеса. Но все равно, вы знаете на них ответы? Все равно, большинство людей и не определило, что такой продюсер, это тема постоянных дискуссий. - Вы начинали в Свердловском рок-клубе, в рок-сообществе. Странновато в таком случае видеть в числе ваших клиентов Шуфутинского, Овсиенко, Буйнова. Или для вас это не принципиально? - Вопрос очень хороший. Когда было начало 80-х - в это время люди слушали не только "Наутилус Помпилиус", стояли "скованные одной цепью", но еще и слушали "Ласковый май". В то время своей жизни, я прекрасно помню, что человек, который слушал "Ласковый Май", для меня не существовал вообще, я настолько была пропитана этим рок-н-роллом, "Кино", Майком Науменко, п.ч. они были носителями прогрессивных идей. Все остальные вот эти бля-бля-бля сладкие мне казалось, что это для недоумках, мне казалось, что это люди третьего сорта буквально, которые слушают подобную музыку. Юношеская категоричность такая была. Когда мы уже начали работать с "Агатой Кристи", мы были полностью в рок-н-ролльной тусовке. Я прекрасно помню наши встречи в "России", каких-то других больших залах, когда встречалась попса с рок-н-роллом, каким антагонизмом все это было пропитано. П.ч. одни носители вот этих идей, свободы, взглядов, смелые, а другие разодетые в пух и прах с крашенными волосами, с гримом на лице, поющие сладкие песенки. У нас был скрытый антагонизм, он никогда вслух не произносился, хотя в некоторых случаях и это было, но он витал в воздухе. Прошло время. И с этим временем появилась такая система как "шоу-бизнес", многие люди до сих пор задают вопрос, есть шоу-бизнес, нет его, но подобная система у нас есть. В этом бизнесе начало стало сравниваться понятие рок-н-ролльщиков и попсовиков, п.ч. и те и другие захотели одинаковое количество денег, одинаковое количество клипов, ротацию, и те и другие начали говорить, сколько они стоят. Когда, например, "Кино", Цой делал первые концерты - я хорошо помню этот период: один из первых концертов был вообще подпольный: Майк Науменко и Цой с гитарами приехали в общежитие Архитектурного Института города Свердловска, это было самое прогрессивное место, место сбора интеллигенции. Естественно, они не думали о деньгах, они не думали о шоу-бизнесе, они приезжали, их встречали, как друзей. Сейчас же какая разница, что поется, когда речь уже идет о шоу-бизнесе. Если мы говорим, о шоу-бизнесе, то в этом вопросе для меня абсолютно безразлично, для кого снимать клип, кроме тех случаев, когда у меня личность и музыкальный материал вызывают полное отвращение, когда я понимаю, что я не могу иметь к этому никакого отношения, п.ч. понимаю, что это ниже моего достоинства. Что касается Михаила Шуфутинского и Татьяны Овсиенко, то с Шуфутинским я сталкивалась два раза: один раз в клипе Овсиенко - Щуфутинский. Этой работой я могу просто гордиться, п.ч. заказывала этот клип Татьяна Овсиенко, и у нее была мечта снять совершенно потрясающий по своим масштабам клип. 7 дней шла съемка клипа, песня называлась "Обетованная земля". Это не была дешевая попса, очень серьезное, снималось как кино, очень серьезный материал, очень благородная тема. Я хочу сказать, что я была сценаристом и сорежиссером этого клипа, кроме того, что я была продюсером. Овсиенко искала 3 года сценарий для этого клипа, для нее этот вопрос, наверное, был жизненный, 3 года искала сценарий, обращалась к разным режиссерам, потом обратилась ко мне. Я в свою очередь тоже стала искать режиссеров, устроила конкурс сценарный - она все это отмела, сказала, что все не то. Тогда я сказала, что раз никто не может, напишу сама. Я написала сценарий, когда я его читала, она плакала. Она сказала, что когда она искала сценарий, именно это был у нее в подсознании, она не знала, как это выразить словами. Мы начали работать, это была замечательная и очень интересная работа. К Шуфутинскому я отношусь прекрасно. Я получаю удовольствие каждый раз, когда общаюсь с ним: интеллигентный, умный, доброжелательный человек. И если его сравнивать с некоторыми рок-н-ролльщиками современными, то он даст им десять фор вперед: силой духа, интеллигентностью. Я не хочу обсуждать его творчество: он делает песни, которые нравятся людям, которые подходят к его имиджу и вокальным данным. Я не могу сказать, что я слушаю Наше Радио больше, чем какое-либо другое, я не могу сказать, что я сейчас упиваюсь рок-н-роллом, абсолютно нет. Мне нравятся хорошие вещи попсовые иногда, иногда мне нравятся какие-то рок-н-ролльные. Из рок-н-ролла я реально хочу слушать Земфиру, притом, что я ее и не отношу ее особенно к рок-н-роллу, если разобраться, там по музыки 50/50. Я отношусь хорошо к группе "Би-2", у них не все, но очень, очень много вещей хороших, у них есть некая стабильность, а не то, чтобы они создали одну песню и исчезли. - В чем же специфика российского шоу-бизнеса и чем его отличие от западного? - На Западе существует шоу-бизнес, а нашей стране существует российский шоу-бизнес во всем его понимании, во всем его искажении, какое может только быть. Но, тем не менее, то, что мы имеем, называется "русский шоу-бизнес". Чем отличается? Ну, во-первых, - это разная расстановка сил вокруг проекта. Я уже говорила о роли продюсера, менеджера, агента, тур-менеджера, что это на Западе, и абсолютно другая у нас: у нас зачастую продюсер один и менеджер и концертный директор, и человек, который решает все вопросы, и пиарщик. Вторая черта - это то, что на Западе в основном составляет продажа альбомов и плюс концертная деятельность. В нашей стране, и это всем прекрасно известно, очень маленькие доходы от альбомов, особенно те, которые достаются непосредственно артисту. Может, в некоторых случаях выигрывает рекорд-компания, но никак не музыкант. И вторая проблема, связанная с выпуском альбомов - это процветающее пиратство. Сколько акций было проведено в нашей стране, чтобы уничтожить пиратство, сколько санкций и законов хотели ввести, но нечего не сделано. Поэтому, если люди знают, что они безнаказанно могут копировать и выпускать альбому и делать собственный бизнес, причем колоссальнейший бизнес, то они это делают, и это все не доходит не до рекорд-компании, не до музыкантов, и люди лишаются этих денег. В-третьих, на Западе это давно существующая система отношений в шоу-бизнесе, о том, что каждый специалист является узким специалистом и профессионалом своего дело. У нас же зачастую люди берутся за все сразу, п.ч. они не знают, кому лучше отдаться, поэтому все делают сами. В конечном итоге, не хватает ни сил, ни знаний. Поэтому, наш шоу-бизнес находится в зародышном состоянии на сегодняшний день. И самая главная четвертая проблема: нет никаких законодательных норм, законов, правил, юридической защищенности: ни между коллективом и продюсерскими центрами и рекорд-компанией, ни между продюсером и музыкантами. Т.е. выиграть процессы, если чувствуешь, что ты прав практически невозможно, п.ч. надо вводить новые законы на эту тему. Там все эти законодательные нормы давно разработаны, и люди стараются жить по правилам. У нас - игра вне правил. Это основные отличия. - Есть ли будущее у российского шоу-бизнеса, достигнет ли он когда-нибудь мирового уровня? - Я считаю, что смешно говорить, что у российского шоу-бизнеса нет будущего, или вообще у кого-то будущего нет. Чем мы, пардон, все занимаемся, если нет будущего? Естественно, будущее есть. И прогресс неизбежен, придут люди, которые будут хотеть получать знания, когда-то будут разработаны эти юридические нормы, естественно, когда-то будет наведен порядок. Об этом сейчас очень многие продюсеры говорят. Поднимался вопрос и в Думе о том, что нужно ввести определенные правила и законы, которые в шоу-бизнесе сейчас отсутствуют. По поводу выхода на международный рынок: Пример "Тату" является же примером выхода на международный рынок. Если они, какое место, 4 , занимают, то это какой-то выход. Примером может быть Алсу и ее удачное выступление не Евровидении. В нашей стране огромное количество талантливых людей, просто существует проблема, что русскоязычному коллективу сложно выйти на международный рынок, п.ч. язык сложный для восприятия. Все другие страны, какие бы они не были по национальности, поют на английском. Я считаю, что если у нас будут создаваться проекты, ориентированные на Запад с хорошим английским, неотличающимся от международного уровня, то я думаю, что у нас будут проекты, которые будут удивлять мир. - В чем проблема России - недостаток талантов или нехватка продюсеров? - Я думаю, что нехватка продюсеров. Это именно то, о чем я говорю, ради чего я и делаю семинар. Если в Москве я по пальцам могу перечислить 20 продюсеров, то в других городах и того меньше, при том, что они все гораздо менее профессиональные, чем московские продюсеры. Дело даже в отсутствии элементарных знаний московского шоу-бизнеса, на основе которого и происходит раскрутка. Продюсеров действительно мало. Еще я хочу сказать одну важную вещь. Существует такое понятие, что продюсер - это богатый человек, я не говорю о вкладывании денег в проект, а о том, что он зарабатывает деньги на музыканте. Это тоже абсолютно неправильное понятие: хороший продюсер работает над проектом 24 часа в сутки. Может быть, этот проект будет успешен финансово, а, может быть, и нет, но он все равно отдает все свое время и силы этому проекту. На самом деле, эти люди - подвижники, п.ч. этим хотят заниматься далеко немногие, почему еще мало продюсеров. Если взять и подумать, вот человек решил заняться каким-то бизнесом, он думает: "Вот я буду продавать компьютеры, купил за столько-то, продал за столько и столько-то получил - 20% прибыли - отлично". То есть арифметика очень простая, то, что у тебя будет впереди, ты можешь элементарно просчитать. Гораздо сложнее просчитать, взращивая коллектив, например, сколько он будет стоить: будет он стоить эти заветные 5.000 долларов, или он будет стоить 5.000 рублей в провинциальном клубе - это и то счастье. Это на самом деле сложно, нужно иметь сумасшедшую интуицию, высокий профессионализм и, как говорят парфюмеры, очень хороший нос, чтобы почувствовать, что вот этот проект будет ударным. Поскольку далеко не все продюсеры обладают таким чутьем, то очень многие продюсеры помогают коллективам средним, делают, по сути дела, подвижническую работу, так что ни о каких ден |
Страницы: 1 |
Промоушн в музыке / Архив тем / ЕЛЕНА ЧИСТОВА: В НАШЕЙ СТРАНЕ ПОНЯТИЕ ПРОДЮСЕР ИСКАЖЕНО - поддерживаю |