|
[ На главную ] -- [ Список участников ] -- [ Правила форума ] -- [ Зарегистрироваться ] |
On-line: |
Подвалы Оперы / Архив / Творчество Кристины де Шаньи |
Страницы: 1 |
Автор | Сообщение | |
Erik Призрак Оперы Группа: Призраки Сообщений: 20 |
Добавлено: 16-03-2006 22:24 | |
Символы The Phantom of the Opera Комментарий автора В настоящем сочинении автор не претендует на однозначность трактовок, а лишь представляет свою точку зрения на символическое и психологическое содержание некоторых ставших привычными и узнаваемыми предметов, без которых история Призрака Оперы не была бы таковой. Расшифровка символов – очень субъективное занятие, поэтому в сочинении часто представляются альтернативные и даже противоречивые смыслы. Выбор предметов-символов случаен, и автор предполагает существование других, незамеченных им либо не заинтересовавших его. Автор просит также отнестись с пониманием к его замечаниям и иронии по отношению к Призраку и утверждает, что сам является большим поклонником этой удивительной истории. Символы предметов, составляющих общую атмосферу 1. Бесчисленные свечи. Свечи повсюду, где только можно представить: в массивных канделябрах, часто – с сильными наплывами воска, в подсвечниках и просто так, даже появляющиеся зажженными из воды. У г-на Леру нет таких явных упоминаний о громадном количестве свечей в доме Эрика. Не говоря уже о том, что открытый огонь – весьма опасно для любого театра, тем более когда свечи находятся в соседстве с пороховыми бочками. К тому времени, когда описываемые события имели место , Опера освещалась газом, который, кстати, проходил где-то возле того самого котлована, где жил Эрик. Отсюда делаем вывод, что свечи – задумка исключительно постановщиков и частично – самого сэра Уэббера. Свеча - символ чего-либо тайного, проявляющегося только с наступлением сумерек. Символ веры и духовности, и в то же время - тьмы, ритуальных магических процессов (так, to hold a candle to the devil - свернуть с истинного пути), одиночества – и незримого союзника. Символ скорби, слез и молитвы, символ света и надежды. Так, свеча как символ света в пути встречается в РОТО и на пути Кристины из артистической к озеру, и в путешествии к дому Призрака. И все же свеча содержит в себе много противоречивых смыслов. Оставим фрейдистские толки: свеча – не повод, чтобы лезть в личный психоанализ Эрика. Вероятно, горящая свеча – один из самых главных символов POTO, так как никакой другой предмет не задействован в мюзикле в таком огромном количестве. Вспомним также зеркала и гладь озера, которые в отражении еще больше увеличивают количество свечей. А в фильме вывели свечу с розой на первый план в начале и в конце. Кстати, забегая вперед: свеча и роза – в каком-то смысле символическое объединение мужского и женского начал!.. Эндрю Ллойд Уэббер весьма религиозен, это стоит вне всяких сомнений. И, конечно, как каждый верующий человек, видел большое количество свечей внутри соборов. Поэтому хотя об истинной природе этого символа мы не будем строить догадки без проникновенной беседы с сэром Уэббером, наиболее подходящий вариант на наш взгляд – то, что свечи позволяют жилищу Призрака приобрести характер мистического храма-приюта для одинокой души, возможно, свернувшей с истинного пути… 2. Зеркало. Неизменный атрибут модниц, с давних пор этот предмет разоблачает обманные мысли людей о своей внешности, хотя с его же помощью совершается обман более масштабный: фокусы, создающие иллюзии с помощью зеркал, магические сеансы с «зеркальным коридором», легенды о вампирах, не отражающихся в зеркале, зазеркалье со своими духами… Зеркало двинуло оптику далеко вперед; благодаря игре с отражением света в зеркале появились новые приборы. И все же есть определенная магия в плоском отражении, что порождает идеи о том, что зеркало показывает искаженно, что отражение всегда отличается от объекта, что в зеркала попадаются души недавно умерших людей, что оно может безвозвратно «похитить» человека… По крайней мере, если внимательно смотреть в глаза своему отражению, через некоторое время можно достигнуть измененного состояния сознания. Mirror от miracle – чудо, или от mire - трясина, втягивать? Что же хотели сказать нам постановщики фильма, словно в насмешку обставив зеркалами дом Эрика (и даже поместив одно из них прямо на его «рабочем» столе, рядом с париком и маской)? Это притом, что Гастон Леру указывает прямо: из лютой ненависти к зеркалам Эрик не держит дома ни одного; зеркало для него – орудие убийства: себя – когда он в него смотрит – и других: комната пыток и прочие шуточки. Кстати, судя по успехам в роли иллюзиониста, Эрика вполне можно назвать повелителем зеркал: ведь он мог делать с их помощью (или все-таки сам? ) настоящие чудеса, давая сто очков вперед будущему Копперфильду. И тогда зеркало - нечто вроде волшебной палочки для Призрака. Логотип POTO содержит надпись из осколков зеркала, а в фильме, прощаясь с любовью и очередным этапом своей жизни, Эрик крушит зеркала, за последним из которых обнаруживается тайный ход. Знал ли он поверье, что разбивать зеркало – разбивать судьбу? А если отставить в сторону наглядную конкретику Шумахера, выходит, что Призрак уходит в зеркало? Заметим: в мюзикле исчезновение Эрика более туманно – конкретного пути к спасению у Призрака нет, слушатель лишь домысливает финал. Вероятно, для Уэббера на весах между отсутствием зеркал у Эрика и наличием их, вместе со всеми колдовскими смыслами, перевесила вторая чаша. И мы снова видим противоречие в символе: в данном контексте зеркало - это тайна могущества и жестокая реальность Призрака. 3. Портьеры. Что может скрываться за таким, казалось бы, безобидным предметом, как портьера? Да все, что угодно. Потому что ее назначение – скрывать. Занавеси в театре – это тайна в тайне: за ними скрывается и сцена, и заплатка в декорациях, и портрет, который откроют в последнем акте, - и зеркала в соседстве со статуей невесты. Кстати, вспомним черный траурный креп, который Призрак опускает на ложе Кристины. Портьеры красного бархата к тому времени уже вышли из моды, и были возвратом к недавним временам, так сказать, изысканной классикой. Бархат передает ощущение чего-то мягкого, изысканного и основательного, а цвет так и притягивает глаз. При всем том именно здесь проглядывает символика чего-то, скрытого за красными мягкими складками и витым помпезным шнуром с тяжелой кистью на конце... Основатель психоистории Ллойд де Моз усмотрел бы в этом случае явный намек на развивающийся во чреве матери плод, связанный с ней пуповиной. Таким образом, портьера играет роль защиты человека от внешнего мира, возвращая в прекрасное время, когда… впрочем, оставим это де Мозу. Скрытые смыслы, повлекшие за собой портьероманию Эрика, нам неизвестны. И все же не будем отрицать и ее защитной функции, пусть это ткань, а не железные двери. Кстати, заметим, что в жилище Призрака нет ни одной двери; и снова предположим, что не только из прагматично-эстетических соображений Шумахер их игнорировал (ведь у Леру двери и дверцы в доме Эрика – просто на каждом шагу!). Нет, Призрак признает единственный род дверей: зеркала. По сути его появление и исчезновение связаны с зеркалами-дверями, но это уже символ дверей, оставим его. Присутствует здесь и некая кричащая театральность, из серии «поднимаем покрывало - ап! – и вот наш кролик!». Поскольку Призрак – мастер фокусов, возможно, ему просто было удобно украшать дом развешанными повсюду портьерами, маскировать потайные ходы и чувствовать себя более комфортно, отгораживаясь от мира занавесками… 4. Дом и озеро. Подземное озеро у Леру примыкало к дому Эрика. РОТО растиражировал иную картину: озеро, плавно переходящее в дом, символически отгораживающийся решеткой. Даже здесь у дома нет двери, и по сути, весь он представляет собой панораму, сцену, витрину, но никак не дом. Граница между вне и внутри всегда рассматривалась как поддержка целостности системы, будь то дом или сознание человека; поэтому, хотя в фильме порой совсем мало пересечений с Леру, психика архитектора такого сооружения вызывает много вопросов, если не подозрений. По сути демонстрируется проницаемость своего «я» для обозрения других, а также маниакальное стремление не впускать никого внутрь (вы видели столь дико запрятанные дома?), что уже есть уклон в шизофренические черты – но не будем об этом. Озеро само по себе очень древний и глубокий символ; а озеро, покрытое туманом, по которому движется лодка с шестом (а не веслами), усеянное горящими свечами, вызывает несколько ассоциаций. И самым ярким будет сравнение с потусторонним кормчим, перевозящим души умерших через реку в царство смерти. Эта идея так стара, что ее не стоит даже прятать за пирамидами символов, так что, вероятнее всего, Уэббер имел ее в виду. В таком ключе история Кристины приобретает мифический оттенок: сначала она как бы умирает, а потом воскресает, возвращаясь в обычный мир, но несет на себе печать пережитого. Затем смерть забирает ее обратно, и история уподобляется версии мифа об Орфее и Эвридике: юный Орфей-Рауль идет за Кристиной в преисподнюю, умоляя ее не оглядываться. Боги прощают влюбленных и они покидают царство смерти. 5. Черный и красный. Цветовая гамма РОТО производит невеселое впечатление. Сочетание красного и черного в похоронных обрядах некоторых культур связывает эти цвета с темой смерти. Однако в жизни оно встречается часто, и является традиционным цветовым сочетанием, где несет несколько иную смысловую нагрузку. Так, черный и красный в одежде предпочитают люди в моменты решительности, силового или внутреннего превосходства, эти цвета придают четкость, заметность, магнетизм и страсть, не оставляя места сомнениям или слезам. Вопреки существующему убеждению, черный и красный не противоположны друг другу: по цветовому кругу противоположные друг другу цвета, цвета конфликта, – это красный и зеленый. Заметим, что Призрак вовсе не всегда одет в черное или красное, однако с ним сразу ассоциируются эти цвета. Почему он окружает свое пространство черным и красным? Черный существует в нашей традиции как нечто основополагающее, - земля, например. Это то, откуда все появляется и куда уходит. Черный – цвет начала и конца; тогда как красный – цвет жизни, страсти, желания. Таким образом, черный и красный вместе характеризуют как реальную человеческую жизнь, так и все то, что этой жизнью не является, будь то смерть, потустороннее существование или происходящее в другой галактике. Жизнь и не-жизнь одновременно. Такой трансцендентный смысл подчеркивает некую «двустороннюю» реальность Эрика: человек - нечто нематериальное: ангел/дьявол/призрак на выбор… Тематика смерти тоже представлена в этом сочетании, она усиливается и символами черепов, свечей. Здесь (следуя за Леру) постановщики наделяют Эрика отношением к себе как к «живому мертвецу» и стремлением окружать себя реальностью, подтверждающей это. Символы предметов, непосредственно связанных с Призраком. 1. Белая маска. Естественно, маска - необходимый атрибут Призрака. Поскольку практически за каждым рациональным объяснением кроется неосознаваемый подтекст, рассмотрим, почему постановщики мюзикла были вынуждены заменить черную шелковую маску Эрика по-Леру белой полумаской (символ удержался не только потому что так удобнее петь). Маска - вторая личина, ложное «я», меняющая не только внешность, но и образ мышления человека, вынужденного постоянно играть. Если же маска одна, и человек вынужден ее носить постоянно… Начнем с того, что черная маска стала очень нагруженным символом. Издавна она – атрибут злодеев и убийц, людей, принужденных скрывать свое лицо, или (после Зорро) – символ романтического незнакомца-спасителя. Ей присущ как романтизм, так и некая обыденность. Постановщики сделали радикальный шаг: маска Призрака стала белой. Что изменилось? Такая маска менее контрастно смотрится на лице. Ее недаром сделали твердой, и нанесли рельеф, создав таким образом подобие белого лица. Но такие маски существовали, а «петь в них было неудобно», и вот дизайнерский талант создал удивительную полумаску, ставшую символом Призрака. Вспомните, как нелепо смотрится маска Стива Харли, - для Призрака нужно было иное решение. Маска повторяет контуры и рельеф лица, но ее «половинчатость» создает новое противоречие Призрака, теперь – и внешнее: полуживой-полузастывший, где белый придает издали впечатление черепной кости. Когда понимаешь, что это маска, впечатление меняется: полу-урод - полу- (вспомним Батлера) –красавец? 2. Простирание рук. Отчего-то на большинстве фотографий Призрака, виденных мной, Эрик запечатлен в патетические моменты, то выставляя растопыренные руки прямо перед собой, то поднимая их, то производя вообще какие-то малоописуемые, но широкие жесты. Причем это Призрак разных актеров, разных сцен, - создается впечатление, что эта поза будто канонизирована. Разумеется, эта драматическая постановка вполне традиционна, особенно для оперных певцов; но такая излюбленность в жестикуляции заставляет задуматься. Ни Кристина, ни Рауль практически не появляются на фотографиях, так простирая руки. То есть ведут себя как обычные люди; поэтому отойдем от сценических уловок и попробуем рассмотреть эту позицию как свойственную не актеру, а обычному человеку: роль Призрака слишком хорошо прописана, чтобы предполагать в ней приемы дешевой игры. Что в этих жестах? Театральность и наигранная драматизированность, привлечение внимания и призыв о помощи, отталкивание и мольба, какая-то незащищенность и возвышенность, стремление «закрыться» и порывы стихийного самораскрытия… В любом варианте поза говорит о ярких всплесках эмоций. 3. Развевающийся плащ. Представить Призрака без плаща – почти невозможно, но это именно то, на что посягнул Шумахер. В некоторые моменты его Призрак вполне традиционен, однако в финале Эрик появляется в совершенно расхристанном виде - в потерявшей вид мятой рубашке. Почему постановщики мюзикла оставили за Эриком плащ? Романтическая атмосфера, возникающая вокруг мужчины в строгом ниспадающем одеянии, неслучайна. Плащ скрывает не только фигуру, но и говорит о внутренней закрытости, недоступности человека; о его некоторой избранности (принадлежность особому кругу). Кроме того, во все времена плащ часто становился средством сокрытия личности многих преступников. Также в наследство от прошлого остался магический смысл этой одежды: вспомним всех колдунов и звездочетов, которых трудно представить без плаща. Сильное влияние на бессознательное восприятие плаща принесло и христианство во всех его страшных и богоугодных смыслах: закрытые рясы монахов, черные ниспадающие одеяния инквизиторов, людей, проходящих через грань между человеком и Богом, вовсе не так легко выбросить из людской памяти. В таком контексте становится понятным, почему плащ был необходимым атрибутом Призрака в театральной постановке: ведь Уэббер и пытался создать образ некоего не-совсем-человека: где-то волшебника, где-то ангела, где-то человека с таинственным прошлым. И потому Шумахер, пошедший, на мой взгляд, слегка вразрез с идеей Уэббера, создавший образ Призрака-человека, в некоторых местах вынужден отказаться от плаща. Его отсутствие придает Батлеру определенную человечность, раскрытость, естественность чувств и самой личности. Согласимся - видеть в зеркале человека в волшебном плаще ужасно романтично; но, например, дома этот стиль одежды явно неуместен. Символы отдельных предметов 1. Роза. Огромное пространство всевозможных смыслов розы прекрасно описано у Дэна Брауна в «Коде да Винчи». Даже не хочется повторять их, исковеркивая его пространные описания. Символ женского начала, богини любви и красоты. Цветок тайны, который, будучи повешен на дверь, означает «не беспокоить», по римскому обычаю. Символ чаши Грааля, содержащую христову кровь. В более поздней культуре алая одиночная роза символизирует страстную и глубокую любовь. Иногда - неразделенную, и тогда роза – последний, самый яркий знак, с помощью которого несчастный влюбленный может выразить всю глубину своих чувств, перед тем как исчезнуть навсегда. Изящный, по-королевски-гордый цветок с шипами, окрашенный в кровавые цвета страсти; выражает как желание, так и неприступность женщины, и потому сводит всех с ума. Все довольно прозрачно. А вы представляете себе Призрака с ромашкой? 2. Скрипка. Действительно, почему не флейта или лира? Скрипка - необыкновенный инструмент, - она изумительно подражает человеческому голосу, в оркестре она часто на первых ролях, в кабачках она бросает слушателей в безудержный вихрь танца или в глубокое сопереживание играющему. Ее центральный диапазон наиболее близок диапазону поющего голоса, по сравнению, например, с контрабасом. И все же скрипка стала тем, чем она стала, в XIX веке; когда из господских домов окончательно перекочевала на улицы. Иногда мы воспринимаем скрипку как участницу квартета или квинтета, но характер этого инструмента, наверное, самый «бунтарский» после барабана: борьба за индивидуализм и стремление царить в зале явно присущи звукам скрипки. А если говорить о ведущих сюжетных линиях, играемых скрипкой, то это - эмоции, чувства человека, его переживания – чаще романтического, любовного характера. Короче говоря, скрипка говорит на языке простых человеческих чувств, тогда как, например, органу свойственны более глубокие, духовно переживаемые уровни. Призрак, играющий на скрипке – некоторая дань господствовавшему в XIX веке образу одухотворенного, «байронического склада» молодого человека – несчастного, бледного и необыкновенно тонко чувствующего. Чувства Призрака, вырывающиеся из-под смычка его скрипки, по описаниям, необыкновенно глубоки и сильны, из чего мы делаем вывод о том, что именно через этот канал выходят все переживания таинственного «человека в плаще». По сути, скрипка и музыка вообще – единственный способ выражения чувств для Призрака. А чувства в его явно, хм, не очень здоровой личности, как и следовало ожидать, занимают далеко не последнее место. Поэтому, возможно, для их максимального выражения Эрику нужен был самый эмоционально «сильный» инструмент. 3. Шкатулка. Несмотря на кажущуюся «второплановость», этот символ сразу обращает на себя внимание. В фильме эпизоды со шкатулкой создают единую нить повествования, и вся история, по-сути, начинается с приобретения шкатулки, развертывается по мере ее движения к определенному месту, и завершается символической установкой на пьедестал. В мюзикле практически то же самое. В самой истории шкатулка выступает в двух важных местах: ее музыка поутру будит Кристину и в финале играет завершающим аккордом для Призрака. Символическая роль шкатулки здесь ясна: идея вместилища, чего-то секретного и скрытого от глаз других. Но эта шкатулка не так проста, как кажется – на ней сидит обезьянка в восточной одежде и играет в тарелочки в такт музыке. Не куколка, не клоун, а именно обезьянка. Причем не в платье или смешном костюмчике, а в восточной одежде. На наш взгляд, - достаточно прозрачный намек на самого мастера; не зря же говорят, что каждое творение несет на себе особенности создателя… По-сути, это герой-дублер Эрика, как ни странно это звучит. Его взгляд на самого себя; автопортрет, не замутненный скрытыми смыслами теории музыки, как его «Дон Жуан»; не хитро устроенный потайной люк, за которым можно, но трудно усмотреть личность Эрика. Маленькая обезьянка в восточной одежде, напоминающей о молодости и, быть может, об ином взгляде на мир; сидящая на шкатулке и как заведенная хлопающая в свои тарелочки – вот представление Призрака о самом себе. Обезьянка, не сходящая с места (а ведь гений Призрака мог создать ходячую куклу), словно охраняющая что-то важное, или просто не сумевшая освободиться от груза прошлого для того чтобы встать. Обезьянка в одежде – несчастное цирковое животное, которое всю жизнь принуждено копировать повадки людей. Но – что это? Из шкатулки доносится настоящая музыка: грустная, но светлая лирическая тема маскарада, говорящая о необходимости скрывать лицо, чтобы тебя не узнавали, и вообще об иллюзорности всех человеческих отношений, - так вот о чем думает рыжая обезьянка, бесстрастно стучащая в медные тарелочки..? Не правда ли, что-то напоминает… |
||
Erik Призрак Оперы Группа: Призраки Сообщений: 20 |
Добавлено: 16-03-2006 22:56 | |
продолжение... Поэтому обезьянка не поет, а лишь стучит в свои тарелочки: нужно, чтобы никто не знал, что ты чувствуешь, и что находится внутри твоей шкатулки. Пусть все смеются над цирковой обезьяной. Маскарад! Кристина просыпается в Подвалах под звуки именно этой музыки, и это не случайно: ее сон – даже не сон как таковой, а переход в иное состояние сознания, начавшийся обмороком. Заметим мимоходом, что сознание Кристина теряет при виде себя самой в качестве невесты Призрака. Присутствует метафора, по которой Кристина попросту начинает видеть себя по-другому, и это новое восприятие кажется ей даже живее, естественнее, чем прежнее. Призрак воспринимается в очень волшебных тонах, что явно не в пользу Рауля. Естественно, разум противится этому, возникают жуткие картины, внутренний конфликт, непринятие этого образа себя, - как результат, Кристина падает в обморок. Но это к слову. Так вот, музыка маскарада из шкатулки возвращает Кристину в состояние равновесия, или реальности. Кажется, она понимает вдруг всю двойственность образа Призрака, и за волшебным образом начинает видеть шкатулку с обезьянкой. Поэтому она, словно в трансе, идет и снимает маску с Призрака. По сути, этого было и не нужно. Она это делает лишь чтобы удостовериться в том, что она поняла только что с пробуждением, - в истинной сущности Эрика. Шкатулка блестяще возвращается в финале: ее постепенно останавливающаяся музыка символизирует и некий итог жизни мастера, после чего она надолго смолкает. Но не навсегда, и волею судеб (о, боги!) автопортрет Эрика оказывается однажды руках его самого заклятого врага; который, однако, понимает, что вещь переживет и его… И шкатулка играет о чувствах того, кого давно нет. Шумахеровский же подход к шкатулке может еще и символизировать переосмысление Раулем своего отношения к Призраку: мы видим как со временем ушло чувство ревности, и миссия с установлением шкатулки на могиле Кристины предпринята Раулем именно в связи с этим переосмыслением. Что значительно прибавляет уважения к нему. 4. Кольцо. Символ древний, как мир, - несомненно присутствует в П.О. достаточно ярко. Кольцо - символ бесконечности, объединения, небесного союза, - и каждое из этих значений может раскрываться на многих страницах. В П.О. этот символ часто прозрачен, нам же здесь важно проследить переход кольца от одного владельца к другому. В самом деле, меня всегда интересовала история с кольцом. Сначала Рауль дарит Кристине кольцо. Потом Призрак его срывает с нее. Через некоторое время он надевает кольцо ей, она его теряет. Он его находит и возвращает ей в конце. В финале мюзикла Кристина опять отдает кольцо Призраку. Сложная история. Однако, это еще не все: скрытые догадки удивительно подтверждаются фильмом Шумахера: похоже, что они передают друг другу одно и то же кольцо – кольцо, которое Кристине подарил РАУЛЬ! Просто объединяющее начало всегда одно. Не бывает двух бесконечностей. И не каждому дано стать источником этого объединения. Не каждый способен ковать кольца счастья. И потому многие из нас просто ждут, пока можно будет сорвать с кого-нибудь кольцо, чтобы потом его подарить. И это ни хорошо, ни плохо. Как грустно и безысходно. 5. Люстра. Один из важных символов, которые не хочется упускать. Люстра – источник света, в некотором смысле аналог солнца, - и потому в ее падении много пересечений с Апокалипсисом. Мифы о падении Солнца на Землю встречаются. Месть Призрака, сродни мести богов, состоит не столько в падении люстры, сколько в последствиях: паника, тьма, пожар. Эрик явно страдает манией величия, ведь из всех эффектных способов устроить ту же панику он выбрал именно этот. Но в падении люстры есть и еще один момент: разрушение иллюзии безопасности; того, что Солнца, как и люстры, с неба не падают, потому что этого не может быть. Несчастья не сыплются на человека просто так, он должен обязательно их заслужить. Иллюзия… которую как никто другой, понимал Эрик, в отличие от большинства. И потому падение люстры – своеобразный урок всем тем, кто верит в справедливый мир. Трудно сказать, думал ли об этом Призрак, будучи ослеплен ревностью, или нет, - но, вполне вероятно, падение люстры не прошло незаметно для зрителей. 6. Орган. Мы уже упоминали скрипку как инструмент выражения эмоций Призрака, однако своего «Дон Жуана» он сочинял на органе. На наш взгляд, орган представляет собой просто символ одиночества: его уникальность и мощь не поддается описаниям. В соборах орган установлен высоко, на хорах, далеко от толпы молящихся. У Призрака орган сокрыт глубоко под землей (впрочем, тоже далеко от людей). Звук органа связывают со всем духовным, возвышенным, мудрым и непреложным, что есть в человеке от Бога. У Эрика орган производит скорее дьявольскую, чем угодную Господу музыку. Почему же именно так? Эрик противостоит обществу с его моралью и хитрыми уловками, и самый одухотворенный инструмент он заставляет звучать как демонический; не издеваясь над музыкальными сановниками, не просто выражая свое видение мира, но – создавая зло, которое только и может уравновесить добро. Да, его музыка не слащава и не добра. Но зло для него – просто другая сторона медали, которую способны видеть (а тем более воспевать) немногие. Мы создаем добро, пытаясь искоренить зло. Призрак действует иначе: он создает зло, но! – чтобы наступила гармония, а не чтобы оно восторжествовало над добром. Эрик понимал относительность этих понятий… Символ в образе Кристины 1. Распущенные вьющиеся волосы. Достаточно странно для того времени, и удивительно хорошо прижившиеся в постановках. Почему пришлось пойти вразрез существовавшим правилам приличия и распустить Кристине волосы? Вообще любая прическа создает ощущение контроля, тогда как распущенные волосы – возврат к природе, к первозданности и свободе. Возможно, для того, чтобы показать Кристину как девушку необыкновенной живости и чувств, необходимо было волосы распустить. А для придания образу романтизма, - и завить. Кристина при всем этом – не просто образ воздушной девушки, в ней проглядывается древний образ интуитивной, первозданной женщины, тонко чувствующей и слушающей свое сердце. Ее мудрость воплощена в глубоком переживании всего, что с ней происходит, для нее неприемлемы рамки цивилизации, нормы, правила. Она не из тех, кто говорит «это не принято и я этого не сделаю», - а такая женщина не может носить удушающие корсеты и глупые кринолины, а ее волосы предоставлены свободному ветру. Если же подойти к символике с точки зрения юнгианского направления психологии, то каждый символ можно рассмотреть как некоторую внутреннюю часть «я» героя, воплощение какого-то его качества – так, что история в целом характеризует всю личность с ее сложной внутренней структурой. Рассмотрим некоторые наиболее простые и общие символы (некоторые, например, роза, могут трактоваться очень по-разному в зависимости от отношения к ним самого Эрика. По-хорошему, необходимо знать отношение Эрика к каждому из идущих ниже символов, но увы…). Тогда шкатулка может пониматься как некий скрытый опыт, скорее негативный, который хранится давным-давно, с детства и является непонятным даже для его владельца. То есть это нечто забытое, но хранящееся в психике и способное однажды раскрыться. Зеркало в контексте Эрика - напоминает карающую за нарушение правил, преследующую часть. Ее наказание – в ужасном отражении «ты плохой». Второе его возможное значение – бессознательные трансперсональные переживания, сходные с мистическим опытом, создающие внутреннюю «необычность» Эрика. Однако в конце мы видим нарушение этих глубоких бессознательных структур (разбитые зеркала). Озеро и дом на озере – озеро может означать самую глубинную составляющую его души, интуицию, внутреннее ядро личности. У Эрика оно окружено туманом, свечами, черепами, что может говорить об очень серьезных процессах, происходящих в бессознательном. По крайней мере, оно у него точно не спит, как у некоторых. Если вспомнить, что бессознательное часто выплескивается в искусстве, происхождение гениальности Эрика ясно после понимания символического значения озера. Впрочем, это озеро можно считать просто необычным, но нормальным. Грань между патологией и нормой зыбка… Дом – глобальный символ юнгианства, связывается с представлением человека о самом себе (дом – это и есть вся его психика в целом), о предках и связи поколений, об отправной точке, куда можно всегда вернуться. По РОТО дом имеет очень ненормальное строение, о чем говорилось выше; что, собственно, в этом контексте и понятно. Безобидный дом-витрина, оказывается, многое говорит о его владельце. Занавеси, плащ, маска представляют стремление «закрыться» от других, выставить «ложную личину», обмануть, защититься. Может быть, это роли, которые Эрик играл в ходе общения с людьми, а может, и части, отвечающие за сохранность его личности, - защиты, включающиеся автоматически в опасных ситуациях, чтобы не подвергать опасности хозяина. Свеча, люстра и музыкальные инструменты выступают часто союзниками души на пути поиска и развития. Они освещают путь извне (свеча, люстра) и проявляются в качестве творчества и интуиции - изнутри (орган, скрипка). Это, в каком-то смысле, внутренние ресурсы Эрика, то, что у него никто не отнимет. Поэтому инструменты так полны внутренней силы по звучанию, а свечи появляются в бесчисленных количествах. Другое дело, что люстра - и та падает, а в сознании эти бессознательные ресурсы проявляются слабо и выражаются в основном через творчество, - впрочем, все же поддерживая у Эрика тягу к жизни. Черный и красный, а также символ кольца создают непрерывный круг жизнь-смерть-жизнь, символизируют круговорот и возвращение на круги своя, а также бесконечность. В итоге мы видим человека чувствительного, обладающего достаточно причудливым воображением и, возможно, мышлением. Этот человек пережил очень сложные времена, оставившие в его психике неизгладимые следы. Впрочем, его бессознательное не только содержит страшные картины, но и выступает мощным источником творческого развития, а поскольку человек следует веяниям души (часто делающими его поведение, увы, довольно странным), интуиция его редко подводит, он очень чуток к происходящему. Внешне он демонстрирует некоторую деятельность, но глубинные уровни его личности претерпели стойкие изменения, что придает всей личности определенные черты – в частности, уход от отношений с другими в творчество, центрирование на себе и своих странных внутренних переживаниях. Сильно нарушено представление о себе, личность разделена на отдельные фрагменты, - как следствие, все последующие отношения этого человека вряд ли могут быть здоровыми, а развиваться будут по типу компенсации – он будет скорее искать другого с противоположными характеристиками, чтобы дополнить свое «я» его чертами в попытках достигнуть иллюзорной целостности. Разумеется, все это достаточно примерно и зная историю П.О. Из одних символов вряд ли можно было выяснить вышесказанное, зато это становится кристально ясно из мюзикла и книги, где четко описан тип отношений Эрика с другими. На этом символы, разумеется, не кончаются, а только начинаются: ведь наше бессознательное включается в рассуждения не сразу, и сознание ловко лавирует между действительно важными символами, обращая наше внимание на второстепенные… Вчувствуйтесь в историю Призрака Оперы. Может быть, главный ее, только ваш, символ еще не описан?.. |
||
Erik Призрак Оперы Группа: Призраки Сообщений: 20 |
Добавлено: 16-03-2006 22:56 | |
Так как Кристина не появляется на форуме, я выложил ее творчество. |
||
Uniko Вервольф Группа: Полтергейсты Сообщений: 1313 |
Добавлено: 17-03-2006 13:54 | |
Очень познавательно. |
||
Камилла Прекрасная дама Группа: Призраки Сообщений: 1676 |
Добавлено: 17-03-2006 18:47 | |
И содержательно! Браво Кристине! |
||
FroSen Гость |
Добавлено: 19-03-2006 23:29 | |
Эрик, а если не секрет, почему она не появляется? Какое замечательное творчество! |
||
Камилла Прекрасная дама Группа: Призраки Сообщений: 1676 |
Добавлено: 20-03-2006 18:51 | |
Да, кстати? |
||
Ksenya Мастер Группа: Фантомы Сообщений: 1363 |
Добавлено: 20-03-2006 19:19 | |
Символика разобрана крайне оригинально. Правда, немного странно, что первое место уделяется свечам. Но всё равно... Брава, Брава, Брависсима! |
||
Erik Призрак Оперы Группа: Призраки Сообщений: 20 |
Добавлено: 20-03-2006 22:08 | |
Кристина занимается построением существования рядом с Раулем. Так что... |
||
FroSen Гость |
Добавлено: 20-03-2006 22:10 | |
Бездарного существования, я бы сказала... не сочтите за оффтоп. но, если мне не изменяет память вы обещали фотки с их свадьбы |
||
Erik Призрак Оперы Группа: Призраки Сообщений: 20 |
Добавлено: 21-03-2006 00:14 | |
Выложу, только вот время появится и обязательно выложу |
||
Камилла Прекрасная дама Группа: Призраки Сообщений: 1676 |
Добавлено: 21-03-2006 14:46 | |
|
||
Ksenya Мастер Группа: Фантомы Сообщений: 1363 |
Добавлено: 21-03-2006 19:53 | |
Со свадьбы? Так... Я что-то пропустила. |
||
Erik Призрак Оперы Группа: Призраки Сообщений: 20 |
Добавлено: 21-03-2006 20:50 | |
Свадьбу Крис и Рауля. |
||
FroSen Гость |
Добавлено: 21-03-2006 21:08 | |
Да ладно вам, Эрик! Было бы из-за чего расстраиваться! |
||
Erik Призрак Оперы Группа: Призраки Сообщений: 20 |
Добавлено: 21-03-2006 22:28 | |
Конечно, у нас ведь так много красивых девушек. Зачем мне какая-то неблагодарная хористка? |
||
FroSen Гость |
Добавлено: 21-03-2006 23:13 | |
Вот теперь узнаю нашего Эрика! Не, вы фотки всё таки выложите - мы посмеёмся |
||
Ksenya Мастер Группа: Фантомы Сообщений: 1363 |
Добавлено: 22-03-2006 20:25 | |
Да уж. Только объясните, пожалуйста, какая свадьба?! |
||
Рада Солнечное создание Группа: Полтергейсты Сообщений: 2133 |
Добавлено: 22-03-2006 20:57 | |
Свадьба Крис и Рауля)) Ну, Старая Гвардия Подвалов... С Кристиной я как-то пересекалась, а вот Рауля уже не застала. |
||
Камилла Прекрасная дама Группа: Призраки Сообщений: 1676 |
Добавлено: 22-03-2006 21:03 | |
Эрик, Вы уж не унывайте!
Уже смешно |
||
Ksenya Мастер Группа: Фантомы Сообщений: 1363 |
Добавлено: 23-03-2006 19:32 | |
Читали, знаем. Дон Жуан и вовсе собирается писать продолжение fatalite. |
||
Камилла Прекрасная дама Группа: Призраки Сообщений: 1676 |
Добавлено: 23-03-2006 20:17 | |
Продолжение Фаталити? А я всё последней узнаю... А что, с нашей то критикой у него всё получится! |
||
Sehmeth Дракоша Группа: Полтергейсты Сообщений: 1316 |
Добавлено: 23-03-2006 20:28 | |
ой, мама мия... а состав подвального населения и впрямь настораживает... как-то слабо сей малинник разбавлен представителями мужского пола |
||
Камилла Прекрасная дама Группа: Призраки Сообщений: 1676 |
Добавлено: 23-03-2006 20:30 | |
Зато какой гарем появляется у тех, кто решается нас посетить! |
||
Ksenya Мастер Группа: Фантомы Сообщений: 1363 |
Добавлено: 25-03-2006 20:44 | |
Да, но их становится больше. Алекса в расчёт не беру. |
||
Катрин666 Гость |
Добавлено: 25-03-2006 20:52 | |
Вы, кстати, видели рисунки Эрика на Фандроме? Там его фигура и лицо почти крупным планом. Может, я извращенка, но мне понравилось! |
||
Ksenya Мастер Группа: Фантомы Сообщений: 1363 |
Добавлено: 25-03-2006 20:55 | |
Почему извращенка? Нормальная реакция. Я, правда, долго разбиралась. А потом ничего. |
||
Катрин666 Гость |
Добавлено: 25-03-2006 21:10 | |
Эрик... Все мы любим Эрика! А он нас? |
||
Ksenya Мастер Группа: Фантомы Сообщений: 1363 |
Добавлено: 25-03-2006 21:13 | |
Это у него надо спросить. |
||
Катрин666 Гость |
Добавлено: 25-03-2006 21:15 | |
Потребовать!!! Бедный, бедный Йорик... Ээээ...Эрик |
||
Ksenya Мастер Группа: Фантомы Сообщений: 1363 |
Добавлено: 25-03-2006 21:28 | |
Ох, как мы смеялись, когда читали "Онегина". Проянализируйте письмо Татьяны с точки зрения Призрачной темы. |
||
Катрин666 Гость |
Добавлено: 25-03-2006 21:30 | |
Так... Щас достану Пушкина... С точки зрения Кристи? |
||
Ksenya Мастер Группа: Фантомы Сообщений: 1363 |
Добавлено: 26-03-2006 21:41 | |
Судя по всему, прочитала? Хорошо получилось. |
||
Катрин666 Гость |
Добавлено: 27-03-2006 09:22 | |
|
||
Ksenya Мастер Группа: Фантомы Сообщений: 1363 |
Добавлено: 27-03-2006 20:47 | |
Да, мне тоже понравилось. |
||
Катрин666 Гость |
Добавлено: 27-03-2006 20:48 | |
Я днем была на таком сайте!.. Там столько фиков!!! Есть чем утешить душу, жаждущую продолжения Ангела. Ненадолго, правда... И вообще, мне Тихий Дон читать надо... |
||
Ksenya Мастер Группа: Фантомы Сообщений: 1363 |
Добавлено: 27-03-2006 20:52 | |
Адрес, Катрин, умоляю, адрес!!! |
||
Катрин666 Гость |
Добавлено: 27-03-2006 20:59 | |
http://operaghost.ru |
||
Ksenya Мастер Группа: Фантомы Сообщений: 1363 |
Добавлено: 27-03-2006 21:13 | |
А, знаю, душевный сайт |
||
Камилла Прекрасная дама Группа: Призраки Сообщений: 1676 |
Добавлено: 31-08-2006 20:30 | |
Ещё бы ты его не знала: вот тогда бы я удивилась! А мне больше фандром нравится. |
Страницы: 1 |
Подвалы Оперы / Архив / Творчество Кристины де Шаньи |