Как там наше родное Сатино?

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:  

Раздел: 
Форум кафедры метеорологии МГУ / Кафедральные будни / Как там наше родное Сатино?

Страницы: << Prev 1 2 3 4 5 6 7 Next>> ответить новая тема

Автор Сообщение

Группа: Участники
Сообщений: 614
Добавлено: 06-08-2008 15:29
а именно, давать студентам самим работать с приземной наноской.

не уверен что это хорошая идея. Для каких целей им эта самая наноска нужна? фронт провести? увольте

А это неправильно - ведь сейчас эта техника используется все чаще и чаще, и первокурсникам не мешало бы дать не только простейшие навыки работы с нею

как вы представляете себе это? все 5 групп скачивают данные? или имеете ввиду саму обработку данных АМС?

Второе - использование карт и спутниковых снимков.
мне кажется что использование такого уровня информации не имеет основания. все таки нельзя забывать что перед нами студенты 1 курса. максимум что они смогут извлечь из синоптических карт - где центр циклона был и в каких пунктах грозы были, вопрос в том, насколько это востребовано практикой.

Мне вообще кажется что главный упор надо делать не на камеральную работу и еще бОльший загруз метеорологией и методам обработки информации, а на расширение метеорологического кругозора, увеличение доли микроклиматических исследований. Жаль, что приборная база позволяет делать только самый минимум из этой географичной части метеорологии. мне видится, что студенты географы должны по итогам практики прикоснуться к тому как метеорология может быть связана с другими дисциплинами (геоботаникой, гидрологией, почвоведением и т.д.). Далеко не все будут в будущем заниматься метеорологией, но иметь представления о зависимости других геосфер от метеорологических измерений они обязаны.

чень важное: все усовершенствования хороши, но координации между преподавателями мало, некоторые преподаватели, которые не в курсе, продолжают работать по старинке, считая нововведения баловством

мне кажется у них есть основания так считать, благо они видимо не одно "баловство" на своем веку увидели.

Группа: Участники
Сообщений: 614
Добавлено: 06-08-2008 15:50
На одной презентации молодые сотрудники говорят о позитивных моментах учебы на кафедре, на другой более маститые коллеги грузят наукой на уровне понимания 5-го курса и говорят, как все сложно

мне кажется что содержимое презентации необходимо утверждать на заседании кафедры. и уж тем более не делать ее длиннее 30 минут.

Группа: Участники
Сообщений: 77
Добавлено: 07-08-2008 08:30
На одной презентации молодые сотрудники говорят о позитивных моментах учебы на кафедре, на другой более маститые коллеги грузят наукой на уровне понимания 5-го курса и говорят, как все сложно

и уж тем более не делать ее длиннее 30 минут.

Скажи это Евгению Константиновичу

Группа: Администраторы
Сообщений: 357
Добавлено: 09-08-2008 18:56
В ближайшие дня три я планирую быть в Сатино, если кому это интересно...

Группа: Участники
Сообщений: 614
Добавлено: 11-08-2008 10:39
шашлычки?

Группа: Участники
Сообщений: 258
Добавлено: 11-08-2008 11:28
Глубокоуважаемый Виктор Михайлович!
Разрешите мне не согласиться с изложенной Вами точкой зрения. Все высказанные Вами пожелания безусловно резонны, но все же, на мой взгляд, имеет смысл оглядываться на интелектуальный потенциал руководимой группы.

....имеющиеся технические возможности реализуются в учебном процессе далеко не в полной мере, на мой взгляд. Например, автоматическая метеостанция есть, и работает, а преподаватели ею не пользуются.

Я своей бригаде предложила делать графички микроклимата в экселе, (якобы для быстроты, не забыв поинтересоваться умеют ли граждане пользоваться сиим пакетом) - результат картина "мартышка и очки" и миллимитровка в сухом остатке. Вот и задумаешься, а зачем и как давать данные АМС? Ведь они интересны в первую очередь имеено как материал статистических задач, или я не права? Однако если есть продвинутый гражданин, то почему бы нет! хотя бы для удовлетворения любопытства.


Второе - использование карт и спутниковых снимков. Обычно все сводится к тому, что студент..... изредка ссылаясь на эти самые карты. Хотелось бы внести в эту работу больше практики, а именно, давать студентам самим работать с приземной наноской.

В свое время так и было. Мы поднимали погоду цветными карандашами, получалось очень мило. Но делалось это так (я в те годы была Екатериной Сергеевной): граждане приходили, долго сидели в метео комнате, потом являлись ко мне в аппаратную за помощью, ну а далее мои це-у и их успехи в раскрашивании.

Группа: Участники
Сообщений: 258
Добавлено: 11-08-2008 11:30
На одной презентации молодые сотрудники говорят о позитивных моментах учебы на кафедре, на другой более маститые коллеги грузят наукой на уровне понимания 5-го курса и говорят, как все сложно

и уж тем более не делать ее длиннее 30 минут.

Скажи это Евгению Константиновичу

И не забудьте объявить время начала, все придём посмотреть

Группа: Участники
Сообщений: 614
Добавлено: 11-08-2008 18:35
имеено как материал статистических задач, или я не права?

как то так, ага

Группа: Участники
Сообщений: 614
Добавлено: 11-08-2008 18:36
И не забудьте объявить время начала, все придём посмотреть

неееееее, время скрыть надо, иначе ведь таинственности не будет

Группа: Участники
Сообщений: 367
Добавлено: 11-08-2008 21:24

Вот и задумаешься, а зачем и как давать данные АМС? Ведь они интересны в первую очередь имеено как материал статистических задач, или я не права? Однако если есть продвинутый гражданин, то почему бы нет! хотя бы для удовлетворения любопытства.


Как раз про продвинутых граждан и идет речь. Но то, что сейчас делают только продвинутые лет через 5 будут уметь почти все.


В свое время так и было. Мы поднимали погоду цветными карандашами, получалось очень мило. Но делалось это так (я в те годы была Екатериной Сергеевной): граждане приходили, долго сидели в метео комнате, потом являлись ко мне в аппаратную за помощью, ну а далее мои це-у и их успехи в раскрашивании.


Совершенно верно. Именно это я и имею ввиду. То есть получается, что ничего нового я не придумал :)

Группа: Участники
Сообщений: 258
Добавлено: 12-08-2008 10:25
И не забудьте объявить время начала, все придём посмотреть

неееееее, время скрыть надо, иначе ведь таинственности не будет

зато будут цветы в корзинах и венках с ленточками

Группа: Участники
Сообщений: 258
Добавлено: 12-08-2008 10:35
Как раз про продвинутых граждан и идет речь. Но то, что сейчас делают только продвинутые лет через 5 будут уметь почти все.

Прошу прощения, Виктор Михайлович, но я совершенно не согласна с Вами. Хотя... поживем - увидим...

Совершенно верно. Именно это я и имею ввиду. То есть получается, что ничего нового я не придумал :)

Вот именно! и я об этом же. Так почему же перестали поднимать погоду? Потому что в целом это эн-плюс-первая обязанность Е.С. или ей подобной гражданки, а ей лучше добавить компоненту МРЛ, нежели ещё раз с каждым по 10 раз об одном и том же.
О продвинутых гражданах (если таковые имеются и хотят послужить на благо общества). Любую главу из стандартного сатинского отчёта можно написать с разным уровнем сложности, так может быть с этой возможностью и стоит варьировать?

Группа: Участники
Сообщений: 614
Добавлено: 12-08-2008 18:06
зато будут цветы в корзинах и венках с ленточками

за день так и не додумался угроза ли это стереть с лица земли или тонкий подкол

Группа: Участники
Сообщений: 258
Добавлено: 21-08-2008 11:36
Андрей! помилуйте! как можно! , ну какие от меня могут исходить угрозы???

Группа: Участники
Сообщений: 614
Добавлено: 21-08-2008 23:37
какие от меня могут исходить угрозы?

реальные
ну правда, Лидия Львовна, на ваше "Ну куда вы фронт потянули?" всегда нечего было сказать

Группа: Участники
Сообщений: 258
Добавлено: 22-08-2008 10:31
"Мы мирные люди..." (из советской песни)

Группа: Участники
Сообщений: 614
Добавлено: 22-08-2008 14:29
мирные и опасные

Группа: Администраторы
Сообщений: 357
Добавлено: 14-08-2009 13:31
Вот и еще одно Сатино завершено. Оно было замечательным.
Спасибо всем, кто способствовал, так или иначе, удачному прохождению этой практики - и словом, и делом, и песней, и рыбой и просто собственным веселым присутствием :-))
Главное, как в Олимпиаде - деятельное участие
Хотелось бы, как всегда, получить пожелания к следующему сезону.

Мы тут (там, вернее, в Сатино) немного пообсуждали и пришли к выводу, что даже обработку наблюденных там данных можно делать не только в традиционном ключе, но и с выходом в прикладные области, в том числе, в область экологических оценок.

Ждем советов и предложений.

Группа: Участники
Сообщений: 614
Добавлено: 30-08-2009 16:42
Практика в Сатино 1го курса - визитная карточка кафедры. Именно поэтому вопрос совершенствования содержательной части практики является важной составляющей для набора "подходящих" для кафедры студентов.

Хочу выделить несколько моментов, которые со стороны давно уже высказывались и не являются секретом:
1. Первокурсники на метеопрактике по сути выполняют задачи стажера-наблюдателя. Но ведь наблюдателем можно стать спустя минимум месяц. А за 4-5 дней реальной работы появляется только представление о сроках и принципах использования (а не работы) приборов. В лучшем случае по итогам практической части студенты будут знать как снимать показания с:
- анеморумбометра
- психрометров (Ассмана и Августа)
- комплекта термометров (мин, макс, срочн, Савиновских, вытяжных)
- актинометрического оборудования (актинометр, пиранометр, балансомер). Не для кого не секрет, что с этим оборудованием у студентов даже к концу практики большие проблемы.
Ну и еще первокурсники получают представление, что существует множество поправок которые вносят какие то погрешности в измерения.
Добавьте к этому отсутствие чисто практических знаний по определению облачности...
Т.о. за время практики студенты получают весьма сомнительного уровня навыки технической работы на метеоплощадке и визуальных наблюдений.

2. Приборы которые используются на площадке - конструктивные решения 50-60х, в лучшем случае 70х гг. Да, такие же приборы сейчас еще используются на устаревшей сети Росгидромета. Но уже сейчас началась модернизация сети, в ходе которой предполагается отказаться от ручных измерений. Конечно, не факт что модернизация будет успешной и завершится в срок, но навыки использования устаревшей аппаратуры вряд дадут пользу начинающим специалистам. Я уж не говорю про организации, использующие современное наблюдательное оборудование
Конечно, я сторонник того, чтобы специалист-метеоролог умел получать "собственными руками"... но далеко не все студенты станут метеорологами! Есть, например, будущие экороссы, которым правила введения поправок в измерения раритетного оборудования вряд ли понадобятся.

3. Наконец, последнее. Практика по метеорологии давно называется "самой халявной" и бессодержательной. Студенты оцениваются по критериям выполнения объема работ наблюдателя (отсутствие пропущенных сроков, умение использовать приборы, знание алгоритма введения поправок и т.д.). И именно впечатления от такой практики, мне кажется, становятся приоритетными для отброса кафедры метеорологии из числа наиболее желательных для обучения кафедр.

Резюме:
1. Очень сомнительно, что навыки, полученные в ходе практики будут использоваться студентами в дальнейшей жизни.
2. Если быть до конца последовательным, то на кафедру попадают студенты, которым нравится работа наблюдателя.
3. В ходе практики даже хорошим студентам весьма сложно проявить свои творческие способности


В части предложений, мне кажется стоит говорить о конкретных задачах, которые могут реализовать географы 1го курса, и которые будут им интересны в общегеографическом смысле. Следует учесть, что контингент студентов на географическом факультете, на мой взгляд, отличаются:
- способностью к выполнению достаточно сложных полевых задач
- использование комплексных представлений о территории для решения конкретных задач (по сути творчество)
- отсутствием специфической подготовки (работа с гидрометоборудованием, визуальные наблюдения и т.д.) в отличие от выпускников гидрометтехникумов

Думаю, что вопрос стоит в бОльшем использовании творческого потенциала студентов и минимизации технической стороны измерений.
В Сатино уже обсуждалось, что такими нестандартными задачами для первокурсников могут стать:
- био- и агроклиматологические задачи (метеокомфортность в разных типах растительности, метеоусловия произрастания различных типов растительности, оценка состояния посевов от условий погоды и т.д.)
- микроклиматологические задачи (распределение метеохарактеристик по высоте в лесу и по простраству в поле, их связь с характером растительности и рельефом, приток солнечной радиации в течение суток к стенкам и склонам различной ориентации, продуваемость и ветровой режим различных форм рельефа (долина реки, склон, вершина и т.д.)
- метеопочвенные задачи (температурные и влажностные различия почв полигона, термовлажностные условия произрастания растительности на полигоне и т.д.)

Задач может быть много. Главное, чтобы они давали достаточно быстрый и понятный для географов результат. Мне кажется, что такой сложный вопрос, как совершенствование образовательного процесса на кафедре может происходить только с участием всех кафедранцев. Надеюсь, что это приведет к чему-то хорошему


П.С. может имеет смысл обсудить содержание практики в сатино в рамках семинара?

Группа: Участники
Сообщений: 258
Добавлено: 01-09-2009 13:15
Андрей, конечно, многое из высказанного Вами, сущая правда, но не по всем пунктам я могу с Вами согласиться.


1. Первокурсники на метеопрактике по сути выполняют задачи стажера-наблюдателя. ...
Добавьте к этому отсутствие чисто практических знаний по определению облачности...

А что Вы предлагаете им делать 3 дня? регламент практики жесткий - неделя и не больше.


2. Приборы которые используются на площадке - конструктивные решения 50-60х, в лучшем случае 70х гг.

Вот тут Вы ошиблись лет на эн-десят.

... Но уже сейчас началась модернизация сети, в ходе которой предполагается отказаться от ручных измерений.

Очень дискуссионно. Затронем потом.




3. Наконец, последнее. Практика по метеорологии давно называется "самой халявной" и бессодержательной. Студенты оцениваются по критериям выполнения объема работ наблюдателя .... И именно впечатления от такой практики, мне кажется, становятся приоритетными для отброса кафедры метеорологии из числа наиболее желательных для обучения кафедр.


3. В ходе практики даже хорошим студентам весьма сложно проявить свои творческие способности


От преподавателя зависит. Вся соль практики в умении найти баланс между отдыхом (лето как ни как) и работой, это сложно, нужно хорошо чувствовать группу, но вполне достижимо :)



В части предложений, мне кажется стоит говорить о конкретных задачах,...:
- способностью к выполнению достаточно сложных полевых задач

1 курс??? что сложнее микроклимата можно предложить первокурснику?

- био- и агроклиматологические задачи (метеокомфортность в разных типах растительности, метеоусловия произрастания различных типов растительности, оценка состояния посевов от условий погоды и т.д.)

А Вы сможете выполнить такую задачу? без дураков, прямо сейчас. Хотите сброшу несколько декадных карт и таблиц на Ваш мейл? а с теоретической базой 1 курса?



Задач может быть много.

Вы оцениваете в Вашей колокольни - совсем не самого глупого студента-выпускника-аспиранта - а что реально может первокурсник?





Страницы: << Prev 1 2 3 4 5 6 7 Next>> ответить новая тема
Раздел: 
Форум кафедры метеорологии МГУ / Кафедральные будни / Как там наше родное Сатино?

KXK.RU