Сложное-простое, старое-новое

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:  

Раздел: 
Форум кафедры метеорологии МГУ / Учеба / Сложное-простое, старое-новое

Страницы: << Prev 1 2 3 4 5 Next>> ответить новая тема

Автор Сообщение

Группа: Участники
Сообщений: 614
Добавлено: 24-08-2008 23:40
Однако это входит в противоречие с его недавним тезисом, что практические занятия должны давать скорее умения, чем знания :)

хахаха ну если Вы ТАК понимаете "умения", то я умываю руки. противоречие в чем? я указал, что в принципе конечно это должно читаться в лекциях, а не на практикумах.

с охотой заменил бы катание на лифтах историческим экскурсом.

не экскурсом а логически построенным материалом, главной целью которого дать представления зачем вообще нужны гидрометслужба, наблюдательная сеть и приборы, по которым необходимо сдавать зачеты. думаю, что зачеты по барометрам, термометрам и прочим приборам рассматриваются студентами, как устаревшая форма "спросить хоть что нибудь" для выставления зачета. мне кстати знаний о структуре и функциях гидрометслужбы в стране всегда не хватало.

лишнего времени нет.

а если не перечитывать лекционный материал?

неверное Вы забыли постучать по стеклышку

вы это лучше первокурсникам скажите))) сейчас то я знаю
а вообще конечно "умение", заключающееся в "постукивании стекла" и катании в лифте, назвать умением вряд ли можно.

после которого они без труда в полевых условиях определят высоту горы

вам не кажется, что это 19 век?
а вот то что анероид - единственное средство определения высоты самолета - тут не поспоришь (но там и высоты недетские).

пока головорезы покинули аудиторию (увы, ненадолго).

с таким отношением ни за что бы не стал преподавать

Группа: Администраторы
Сообщений: 357
Добавлено: 25-08-2008 14:30
Все-таки занятия - практические, поэтому действительно времени на "ля-ля" мало. ЕЩе иногда мне кажется, что исторические экскурсы гораздо лучше усваиваются тогда, когда интерес к предмету созрел. Иначе все покажется "водой".
С другой стороны, это решение преподавателя - что и как рассказывать про тот же барометр. Например, я всегда упоминаю Галилея и его школу, а также первые службы штормовых оповещений и адмирала Фицроя именно на этом занятии. Но, убеждена, далеко не многим это западает в голову, возможно, лишь тем, кому метеорология искренне интересна.

А насчет необходимости и бесполезности практики - вечный спор, как о яйце и курице.
Возможно, в наш век продвинутых технологий глупо показывать ртутный барометр и посвящать ему пол-пары. Все можно рассказать на словах и показать электронную презентацию. Кто-то благополучно поспит в это время, кто-то любовный роман прочитает, кто-то свой собственный разовьет (хотя собственные лучше на практикумах развиваются :-))
Но, скажите, разве можно научиться решать задачи по математике, просто слушая на лекциях, как это делается и не прорешав самому штук пятьдесят по каждой теме????

Группа: Администраторы
Сообщений: 357
Добавлено: 25-08-2008 14:37
И дальше (после спасения кастрюли от пригорания каши ) -
практикум - способ усвоения теоретического материала в дополнение к лекциям.
Так вот - занятие по теме атмосферное давление.
Что нового и интересного можно предложить, чтобы цель этого занятия была достигнута. А цель его не только усвоить, что такое давление, но и в соответствии с какими законами формируется поле атмосферного давления по горизонтали, почему оно именно так распределено по вертикали, а также, какие практические выводы из этого следуют.
Ну и как?
К сожалению, даже это несложное задание на первом курсе многие делают не быстро - пересчет поправок, приведение к уровню моря и т.д. Я бы так еще давала несколько просто численных задачек, пусть похожих, но подобных тем, что решаются на основе практических измерений.

Группа: Участники
Сообщений: 614
Добавлено: 25-08-2008 16:54
мне кажется, что про поправки достаточно рассказать на качественном уровне, все таки дают они погрешность и не делают погоды. Больше внимание думаю стоит акцентировать на задачки по использованию блока барометрических формул. Правда тут еще наверное вопрос в том, чтобы сделать задачник по типу Минорского (хотя вроде в Хромове-Петросянце были подобные задачки, да и на олимпиаде по метеорологии регулярно встречаются)
Мне кажется именно на этом занятии следует дать студентам рисовать 1ую карту с изобарами - а почему нет? как раз за семестр научатся рисовать изолинии (после 3-4 карты ) и выполнение практического занятия по синоптике не будет их тормозить. и наноску не сразу будут учиться читать, а по этапам начиная с правого верхнего угла :))))
в плане практических навыков - очень полезно географам изолиниями владеть и руку на них набить. рисовать рекомендую кольцовку или микрокольцовку - там сложно запутаться с изобарами :)

Группа: Участники
Сообщений: 367
Добавлено: 25-08-2008 21:56
В общем, представляю занятие по давлению от Андрея. Пол-пары - обстоятельный рассказ о гидрометслужбе начиная от Мангеймского общества. Вторая половина пары: 15 минут - быстро измеряем давление по барометру без поправок, 15 минут - в темпе выписываем барометрические формулы и даем задачки на дом (из задачника Б. А. Семенченко - как могли его забыть!), и последние 15 минут - шустро расписываем схему приземной наноски и раздаем карты студентам :)))

Группа: Участники
Сообщений: 367
Добавлено: 25-08-2008 22:03
А если серьезно, то введение задач я поддерживаю. Причем их можно придумать по каждой теме:
1) По давлению на барометрическую формулу
2) По температуре и влажности - на адиабатические изменения температуры и пересчет одних характристик влажности в другие
3) По радиации - сами понимаете, возможности богатые
4) По синоптике - формулы геострофического, градиентного ветра
Причем придумывать особенно не придется - все уже придумано до нас (см. задачник Б. А. Семенченко).

Группа: Участники
Сообщений: 614
Добавлено: 25-08-2008 23:06
начиная от Мангеймского общества

для Вас история гидрометслужбы тогда началась? только не вижу смысла загружать студентов такими подробностями. мне кажется что минут за 10 вполне реально рассказать основные вехи гидрометслужбы с привязкой к уровню развития экономики государств. еще 20 минут - интерактив на тему "кому и зачем нужны гидрометнаблюдения?" ну и последние 10 минут - разбор общей схемы г/м наблюдений в России и мире

15 минут - быстро измеряем давление по барометру без поправок

намного лучше показать внутренности анероида как раз за 15 минут, измерять то зачем?

15 минут - в темпе выписываем барометрические формулы и даем задачки на дом

в смысле выписываем? просто принудительно даем задачки на дом. на след занятии зачет по "давлению" по итогам написания домашки (кто надо - решит, кому не надо - спишет).

последние 15 минут - шустро расписываем схему приземной наноски и раздаем карты студентам :)))

зачем им вся наноска то????? показать где находится давление и как надо вести линии.

по моему вполне насыщенный практикум

если что не понятно - во внеучебное время пожалуйста :)))

Группа: Администраторы
Сообщений: 357
Добавлено: 26-08-2008 15:43
По-моему, давать механически проводить изобары, не рассказав о наноске и о цели создания таких карт - пустая трата времени. У нас ведь не картографический практикум и не обучение методам интерполяции.
Не зря картам отводится два занятия - ведь надо не просто линии провести, а сопоставить получающееся поле давления с явлениями погоды.
А вот задачки, да. Вот если бы успевать за занятие измерить и обработать результаты, и еще типовую задачку решить, тогда пару можно давать и на дом.
А как вам письменные ответы на вопросы практических?
Иногда мне кажется, что это ерунда, а иногда я понимаю, что некоторых хоть как-то дисциплинирует. И даже если они все списывают, то ведь при этом глядишь, что-то поймут...

Группа: Администраторы
Сообщений: 357
Добавлено: 26-08-2008 15:45
С другой стороны, мы и решаем задачки на практикуме, только не сухо по бумажке, а на основании собственных измерений. Это должно (ха-ха, хотя бы для некоторых ) способствовать усвояемости материала

Группа: Участники
Сообщений: 614
Добавлено: 26-08-2008 17:08
Не зря картам отводится два занятия

за 2 занятия научиться читать наноску да еще и изобары провести - многого стоит..! если бы еще эта методология эффективной была...

что мешает задавать на дом разные поля рисовать (барику, температуру, явления поднимать и т.д.)? так и наноску лучше поймут и запомнят

Группа: Участники
Сообщений: 614
Добавлено: 26-08-2008 17:22
что некоторых хоть как-то дисциплинирует

с тем же успехом их задачки и рисование могут дисциплинировать хотя задания к параграфу не зря ж разрабатывались...
по крайней мере изолинии придется каждому рисовать свои (20 карточек разных то можно наверное организовать?)

По-моему, давать механически проводить изобары, не рассказав о наноске и о цели создания таких карт - пустая трата времени. У нас ведь не картографический практикум и не обучение методам интерполяции.

одно дело когда вы говорите о наноске людям которые уже значения наноски знают наизусть (можно взять например диагностические давление, падение, температуру, облачность) и их задача будет всего лишь обобщить те поля которые они уже нарисовали (т.е. каждому выдается 4 одинаковых карточки, либо пусть ксерят с одной). другое - когда людям надо по плохопропечатанным станциям прочесть наноску, да еще и ошибки отсеять... - по моему за 2 занятия это нельзя сделать хорошо
а касаемо интерполяции - зато это нужно всем географам. кстати вполне можно предусмотреть такого рода занятие для любителей ГИС-пакетов: пусть в цифровом виде интерполируют

Группа: Участники
Сообщений: 367
Добавлено: 26-08-2008 19:55
Сейчас используем только две карты. Найти еще 18 штук - дело не техническое - должны быть ситуации с классическими фроантами и циклонами, дабы это соответствовало уровню понимания 1-го курса.

А по давлению - действительно, одна задачка (по превышению 20-го этажа над 1-м) уже, получается, решена. Оно и хорошо: значит можно дать несколько аналогичных задачек на дом :) Как думаете?

А вот по радиации одним из трех заданий лично я бы мог пожертвовать ради задачек - например, измерениями по балансомеру. И так оно какое-то убогое - извините за выражение - в приборах контакты отходят, а для создания дифференцированногор нагрева к одной из сторон подносят ладошку. Это уж какое-то вообще формальное измерение получается. А формул по этой теме больше всего. Имхо, сам Бог велел дать задачки. По влажности тоже немало формул, никак не закрепленных практическим применением. На этом занятии (по крайней мере, по моему опыту) как раз какое-то свободное время остается в конце.

Честно говоря, сомневаюсь в разумности проводить "красную синоптическую линию" через весь практикум. Получится, что им придется постоянно работать в параллель по двум темам. Многие и текущую-то тему с трудом усваивают.

Группа: Участники
Сообщений: 367
Добавлено: 26-08-2008 20:04
Согласен, что ответы на вопросы дисциплинируют в какой-то степени - но честно признаюсь - проверяю почти всегда только наличие. Может, как раз их и заменить задачками? :) Вариант списывания задачек можно исключить. Задаем типы задачек (например, 2-3 по каждой теме). С помощью программы генерируем для каждой задачи множество "входных данных" (что дано), и соответствующее количество правильных ответов. В результате у каждого будет индивидуальное задание, и списывать будет не у кого. "Списать" можно будет только алгоритм решения, - у кого тот же тип задачи. Но и такое "списывание" потребует некоторого напряжения - в нужное место подставить входные данные. Типы задач можем согласовать, чтобы они согласовывались с теми, что будут на олимпиаде.

Группа: Участники
Сообщений: 614
Добавлено: 26-08-2008 20:54
С помощью программы генерируем для каждой задачи множество "входных данных"

так и знал что это будет предложено

Группа: Участники
Сообщений: 367
Добавлено: 26-08-2008 21:23
Андрей, Вам только бы хи-хи да ха-ха :), но ведь согласитесь, что это в значительной степени решает проблему "пресечения" списывания.

Группа: Участники
Сообщений: 614
Добавлено: 26-08-2008 22:03
ага пока не найдется товарищ, который напишет простенькую программу и будет считать для всего курса))))

Группа: Участники
Сообщений: 367
Добавлено: 26-08-2008 22:10
Гм, в этом что-то есть :) Только боюсь, даже не каждый выпускник нашей кафедры напишет

Группа: Участники
Сообщений: 614
Добавлено: 26-08-2008 22:12
а зачем на фортране?
в экселе/бейсике/паскале... - все решается просто будет наверное неплохо зарабатывать этот самый умник

Группа: Администраторы
Сообщений: 357
Добавлено: 27-08-2008 08:35
Я "за" - по барометрической формуле можно придумать три задачки (превышение, средняя температура слоя и перепад давления), чтобы все взаимно суметь рассчитать и дать это вместо письменных ответов на вопросы, эти вопросы просто задавать устно по ходу просмотра задач и таблиц с измерениями.

Группа: Участники
Сообщений: 367
Добавлено: 27-08-2008 10:16
чтобы все взаимно суметь рассчитать и дать это вместо письменных ответов на вопросы, эти вопросы просто задавать устно по ходу просмотра задач и таблиц с измерениями.


Согласен! Вопросы устно. Можно их задавать и на зачете по теме.

Страницы: << Prev 1 2 3 4 5 Next>> ответить новая тема
Раздел: 
Форум кафедры метеорологии МГУ / Учеба / Сложное-простое, старое-новое

KXK.RU