|
[ На главную ] -- [ Список участников ] -- [ Зарегистрироваться ] |
On-line: |
Юридический Medved форум / Юридические вопросы. / Интересная статья. Ваши коментарии. |
Страницы: 1 |
Автор | Сообщение |
Aztek Мастер Аz Группа: Администраторы Сообщений: 322 |
Добавлено: 24-06-2005 14:50 |
Некоторые законодательные проблемы защиты коммерческой и служебной информации Автор: Е.К.Волчинская (Советник аппарата Комитета Государственной Думы по безопасности) | Источник: Ж. "Юридический консультант", №6, 2004, с. 5-9 Существующие нормы федерального законодательства не определяют меры защиты коммерческой и служебной информации, законные и не законные способы ее получения и использования, не устанавливают ответственность лиц, которым она стала известна в силу различных обстоятельств, то есть не создают конкретные механизмы реализации прав обладателей такой информации. Режимы коммерческой тайны и служебной тайны не регламентированы и плохо различимы в силу смешения базовых понятий в Гражданском кодексе Российской Федерации (ГК РФ). Учитывая, что ГК РФ создало неких "сиамских близнецов" - коммерческую тайну и служебную тайну, встает задача уточнения статьи 139 ГК РФ и подготовки законодательных актов, в которых установить особенности этих режимов. Причем некоторые авторы считают, что статья 139 вводит один вид тайны, которая так и называется "коммерческая и служебная тайна". Например, Сергеев А.П. в своей работе "Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации" (стр. 619). Строго говоря, у автора есть основания для такой трактовки, потому что, если бы авторы ГК РФ имели в виду два вида тайн, то, следуя правилам русского языка, название статьи звучало бы иначе "Коммерческая и служебная тайнЫ". Возникает законный вопрос, зачем же по разному называть один и тот же объект? И стоит ли сохранять это двусмысленное положение? Однозначное отношение к служебной тайне как правовому институту пока не сложилось. В цивилизованных странах служебная информация ограниченного доступа, как правило, является составной частью государственной тайны и не имеет отношения к гражданскому законодательству. В российском законодательстве термин "служебная тайна" (служебная информация) тем не менее довольно часто употребляется и используется в смысле "профессиональной тайны" государственных служащих. Поэтому при разработке проекта ФЗ "О коммерческой тайне" было принято решение не затрагивать вопросы соотношения этих видов тайн в данном законе, а внести изменения в ст. 139 ГК РФ путем выведения служебной тайны за рамки статьи с последующим регулированием этого института самостоятельным законодательным актом. Первый проект федерального закона "О коммерческой тайне" (внесенный в 1995 г., доработанный вариант в 1996 г.) был принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации в 1999 г., но затем отклонен Президентом РФ. Мотивировка отклонения Закона чрезвычайно интересна уже тем, что в качестве недостатка указывалось на "включение в закон положений, связанных с осуществлением всего комплекса прав в отношении коммерческой тайны". Обычно комплексное и исчерпывающее правовое регулирование является достоинством закона. Вето также апеллирует к статье 139 ГК РФ и ожидаемой новой части ГК РФ, регулирующей вопросы правовой охраны интеллектуальной собственности. При этом необходимо констатировать, что соответствующая часть ГК РФ до сих пор не появилась. Вместе с тем, необходимость законодательного регулирования защиты коммерческой и служебной информации со временем стала еще более актуальна. Решение этой задачи связано, прежде всего, с уточнением положений ст. 139 ГК РФ. Такая попытка была сделана, но законопроект, внесенный депутатом И.Грачевым, не был поддержан даже в первом чтении. При этом аргументация Правового управления Государственной Думы сводилась к тому, что "служебная тайна, наряду с коммерческой, должна охраняться законом", поскольку "ответственность за разглашение служебной тайны предусмотрена не только пунктом 2 статьи 139 Гражданского кодекса Российской Федерации, но и статьями 37, 81, 243 и другими Трудового кодекса Российской Федерации." Таким образом возникают "юридические ножницы": законопроекты, касающиеся защиты коммерческой и служебной информации, вынуждены привязываться к спорным положениям ГК РФ, в противном случае их положения вступают в противоречие с этим же законодательством. Вторая попытка подготовки ФЗ "О коммерческой тайне" была предпринята Правительством РФ, которое внесло в Государственную Думу соответствующий законопроект, согласованный с заинтересованными органами государственной власти, и в конце мая 2003 г. он был принят в первом чтении. Дальше последовала работа по учету поступивших поправок и в ноябре 2003 г. Закон был принят Государственной Думой во втором и третьем чтениях. Однако теперь уже Совет Федерации вернул Закон в Государственную Думу с предложением о создании согласительной комиссии. Анализ замечаний, озвученных сенаторами в процессе обсуждения Закона и поступивших в Совет Федерации, подтверждает, что с защитой коммерческой тайны всегда будут связаны противоположные коммерческие интересы лоббирующих групп, а решения всегда будут иметь, в том числе, и политическую подоплеку. Так, например, в качестве одного из недостатков, было отмечено, что в Законе "не получила должного развития и закрепления система защиты ноу-хау в режиме коммерческой тайны". Уместно вспомнить, что вето Президента РФ на предшествующий вариант Закона, принятого Государственной Думой, указывалось на "неправомерность выделения ноу-хау" и целесообразность решения вопросов регулирования ноу-хау "только в рамках третьей части ГК РФ". Необходимо признать, что обсуждение таких законопроектов как проект ФЗ "О коммерческой тайне" предполагает наличие некоторых знаний, в том числе о вековой практике защиты коммерческой тайны (включая ноу-хау) в развитых странах. Так, ряд сенаторов резко выступали за установление в Законе предельного срока сохранения коммерческой тайны работником после прекращения трудовых отношений и никакая ссылка на опыт защиты рецепта кока-колы и иные аналогичные примеры не принималась во внимание.Кроме того, сенаторов обеспокоило как недостаточная защита прав органов государственной власти по доступу к информации, составляющей коммерческую тайну, так и недостаточная защита прав обладателя такой информации от злоупотреблений со стороны органов власти. Закон содержит ряд норм, регламентирующих порядок получения информации, составляющей коммерческую тайну, органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также устанавливает гражданско-правовую ответственность получателей за разглашение и незаконное использование данной информации. В частности предусмотрено, что запрос на получение информации, составляющей коммерческую тайну, должен быть мотивирован, т.е. должны быть указаны цель получения информации и правовое основание такого получения (базовое полномочие органа, в рамках которого осуществляется запрос). В случае отказа обладателя информации, эти органы вправе затребовать ее в судебном порядке. Вместе с тем обладатель обязан предоставить информацию, составляющую коммерческую тайну, по запросу судов, органов прокуратуры, а также предварительного следствия, органов дознания по делам, находящимся в их производстве. Важно, что обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, то есть лицо, правомерно получившее информацию, имеющее право установить для нее режим коммерческой тайны и принявшее меры по защите конфиденциальности этой информации, распоряжается ею по своему усмотрению. Это его право может быть ограничено только законом, что и предусматривает Федеральный закон "О коммерческой тайне", принятый Государственной Думой. Указанные ограничения распространяются на содержание информации, которую можно отнести к коммерческой тайне, и на субъектов, которым обладатель обязан предоставить информацию. Что касается мер защиты информации, составляющей коммерческую тайну, то они должны быть адекватны коммерческой ценности информации. Никто, кроме обладателя, не рискует в случае утраты информации в результате ее недостаточной защиты. Государство вправе только установить минимальные требования к мерам по охране конфиденциальности информации, в том числе обязательность определения перечня информации, составляющей коммерческую тайну, требование по установлению порядка обращения с такой информацией и закрепления обязанностей по ее охране в трудовых контрактах, гражданско-правовых и иных договорах. Недопустимо избыточное вмешательство государства в систему защиты коммерческой тайны. В связи с этим вызывает сомнения правомерность распространения на отношения, связанные с защитой коммерческой тайны, действия Положения о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.04.2002 г. №290, и определяющего порядок лицензирования "деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по технической защите конфиденциальной информации". Следуя букве данного Положения, предусмотренные им лицензии должны получить ВСЕ юридические лица и индивидуальные предприниматели, рискнувшие установить режим коммерческой тайны для информации, которой они по закону обладают. Положения Федерального закона, касающиеся взаимоотношений с органами государственной власти и органами местного самоуправления, учитывали представления разработчиков закона о механизмах защиты в режиме служебной тайны в органах государственной власти конфиденциальной информации, которую они получают в рамках своих полномочий, хотя словосочетание "служебная тайна" и не упоминалось. Взаимосвязь институтов коммерческой тайны и служебной тайна, а также взаимосвязь регламентирующих эти институты нормативных правовых актов очевидна. Одновременно с подготовкой закона "О коммерческой тайне" в Комитете Государственной Думы по безопасности продолжалась работа над законопроектом, посвященным регулированию служебной тайны. Естественно, разработчики этого законопроекта в определенной степени связаны концепцией и судьбой закона "О коммерческой тайне" и изменениями в законодательстве Российской Федерации, которые должны были бы последовать в связи с его принятием. В отсутствие согласованного и закрепленного в законе подхода к конфиденциальной информации как правовой категории и содержанию различных режимов конфиденциальности, при подготовке законопроекта "О служебной тайне" разработчики исходили из того, что в режиме служебной тайны охраняется конфиденциальная служебная информация, в том числе конфиденциальная информация, получаемая органами государственной власти от других субъектов (составляющая коммерческую тайну, банковскую тайну, профессиональные тайны, персональные данные и другие виды тайн), а также информация, создаваемая ими в процессе деятельности и не предназначенная для неограниченного распространения в целях защиты определенных государственных интересов. Очевидно, что в органы государственной власти может поступать и информация, составляющая коммерческую тайну, вследствие чего изменение режима ее охраны должно предусматривать достаточные меры защиты этой информации от разглашения и неправомерного использования, а также меры ответственности в случае нарушения прав обладателей коммерческой тайны со стороны государственных служащих. В качестве характерного примера внутрисистемной информации, которая образуется в деятельности органов государственной власти и не может быть свободно распространяемой, можно привести комплекс мер, предпринимаемых для обеспечения защиты судей, иных работников правоохранительных органов, планы Минфина России и Банка России, связанные с изменениями курса национальной валюты, планы использования подразделений Вооруженных Сил и правоохранительных органов тактического звена для осуществления контртеррористической и иной оперативно-служебной деятельности, а также множество иных сведений самого разнообразного характера, которые в настоящее время не имеют адекватной правовой защиты. Ясно, что данная информация не может оставаться незащищенной. Вместе с тем, институт защиты такой информации должен создаваться самостоятельно в рамках публичного права. Не только терминология, но и содержание института защиты служебной информации не имеют в законодательстве однозначного отражения. По разному решается в законодательстве вопрос о структуре конфиденциальной информации и соотношении различных видов тайн. Так, в ФЗ "О реструктуризации кредитных организаций" упоминается служебная тайна кредитной организации (ст. 41), в ФЗ "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами" в органах исполнительной власти циркулирует "конфиденциальная информация" (ст. 18), в ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" и ряде других законов используется термин "служебная информация", в ФЗ "О таможенном тарифе" в таможенном органе циркулирует информация, составляющая коммерческую тайну И (!) конфиденциальная информация (ст. 14). Термин "конфиденциальность" и связанные с ним словосочетания достаточно часто используются в российском законодательстве, указывая на некий (формально, любой, кроме государственной тайны) режим ограничения доступа. Следовательно этот термин существенно шире используемого в проекте понятия "служебная тайна". Другие типы конфиденциальной информации могут охраняться в режиме семейной, личной, профессиональной тайны, персональных данных и др. Для них специальными законами должны быть определены особенности режима охраны. Поэтому термин "режим конфиденциальности", в отличие от термина "режим коммерческой тайны" или "режим служебной тайны", не будет иметь однозначного толкования при его применении. Плюс к этому, анализ законодательства свидетельствует о наличии многочисленных противоречий в употреблении и определении понятия "конфиденциальная информация" (сравните, например, Закон "Об информации, информатизации и защите информации" (ст. 2 и ст. 8), Закон "Об участии в международном информационном обмене" (ст. 8), Закон "О таможенном тарифе" (ст. 14), Указ Президента РФ "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера". Таможенный кодекс РФ (ст. 286, 287) и др.). Правовое регулирование на уровне федерального закона позволит заложить правовой фундамент для формирования системы оборота и защиты определенной категории сведений, составляющих служебную тайну, обеспечить более эффективную реализацию конституционных принципов в части соблюдения баланса прав граждан на доступ к информации, а также прав субъектов предпринимательства на обеспечение добросовестной конкуренции и ограничений таких прав в целях обороны, безопасности государства. Кроме этого, регламентация данного режима, определение перечня защищаемой информации, установление прав, обязанностей и ответственности государственных служащих создаст правовые условия для борьбы с коррупцией, основанной на неправомерном использовании (в личных и корыстных целях) служебной информации ограниченного распространения. Основные концептуальные положения законопроекта "О служебной тайне" состоят в следующем. Служебная тайна понимается как сведения, создаваемые или накапливаемые в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подчиненных им организациях, и включающие как собственно сведения о деятельности конкретных органа или организации, так и полученные от иных субъектов сведения конфиденциального характера. В режиме служебной тайны должны охраняться переданные в указанные органы и организации сведения, составляющие коммерческую, банковскую, профессиональную тайны, информация о гражданах (персональные данные), секреты производства. Этот принцип позволяет защитить права различных субъектов, передающих важную для них информацию в органы власти и подведомственные им организации. Исходя из общественных и государственных интересов, законопроект устанавливает принципы отнесения сведений к служебной тайне и категории сведений, которые не могут быть отнесены к служебной тайне. Установлены права и ответственность руководителей органов государственной власти и органов местного самоуправления при отнесении сведений к служебной тайне. Ответственность за неправомерный отказ в предоставлении гражданину информации предусмотрена статьей 5.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьей 140 Уголовного кодекса Российской Федерации. Под действие этих статей подпадают и такие деяния, как неправомерное установление режима служебной тайны для определенной категории сведений, затрагивающих права и свободы гражданина. Ответственность за разглашение сведений, составляющих служебную тайну, также предусмотрена статьей 13.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ("Разглашение информации с ограниченным доступом") и статьями 155, 183, 293 Уголовного кодекса Российской Федерации. Трудовой кодекс Российской Федерации предусматривает ряд положений, определяющих дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность лица, разгласившего сведения, составляющие служебную тайну (статьи 37, 243), причем в случае разглашения указанных сведений, на работника возлагается материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба. Обязанности по соблюдению режима служебной тайны должны включаться в трудовой договор, заключаемый с работником органа власти или органа местного самоуправления. Эти обязанности могут сохраняться после окончания трудового договора, если соответствующие обязательства были включены в него или оформлены специальным соглашением. В случае разглашения служебной тайны трудовой договор может быть расторгнут, согласно Трудовому кодексу Российской Федерации (статьи 57 и 81). Практика свидетельствует о том, что сведения, составляющие служебную тайну (а сейчас это документы с грифом "ДСП", который не предусмотрен ни одним законом) могут поступать в подведомственные органам власти организации (например, государственные унитарные предприятия) и негосударственные организации, выполняющие работы по заказу органа власти или органа местного самоуправления. В этом случае законопроект указывает на необходимость включения в соответствующий договор положений, регламентирующих порядок обращения со сведениями, составляющими служебную тайну и ответственность за их разглашение или неправомерное использование. Обязательства организации-исполнителя должны быть закреплены и в трудовых договорах со своими сотрудниками. Законопроект предусматривает, что действие режима служебной тайны должно быть ограничено во времени - установлен максимальный срок 10 лет, по истечению которого ограничения на распространение сведений снимаются. Заинтересованные лица вправе поставить вопрос о досрочном снятии ограничений на распространение сведений, составляющих служебную тайну. Законопроект учитывает необходимость установления переходного периода при формировании института служебной тайны. Это связано с наличием в различных хранилищах (архивы, библиотеки) огромных объемов документов, имеющих на протяжении десятков лет пометку "Для служебного пользования". Вместе с тем, органам государственной власти, органам местного самоуправления и их организациям в течение 5 лет с момента вступления в силу Федерального закона предоставляется возможность решить вопрос о переводе в режим служебной тайны сведений, имевших гриф "Секретно" и составлявших служебную тайну до вступления в силу Указа Президента Российской Федерации N 1203 от 30 ноября 1995 года "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне". Целесообразность ограничения доступа к этим документам должна быть обоснованно подтверждена, либо ограничения должны быть сняты. Защита коммерческой и служебной информации, в том числе в режиме ограниченного доступа, отвечает интересам и государства, и бизнеса. Неурегулированность порядка обращения с этой информацией способствует развитию недобросовестной конкуренции, увеличению масштабов коррупции, не позволяет эффективно |
Страницы: 1 |
Юридический Medved форум / Юридические вопросы. / Интересная статья. Ваши коментарии. |