Жан Тенгли

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:  

Раздел: 
По реке бытия... / СТИХИ / Жан Тенгли

Страницы: 1  новая тема

Автор Сообщение

Гость
Добавлено: 21-08-2006 22:24
ЖАН ТЕНГЛИ

I
Ну, во-первых, ходит поезд -- в сущности, без передышки,
в сущности, без остановки -- в сущности, как заведенный,
то есть, во-вторых и в-третьих, то есть, в-третьих и в-четвертых:
ходит поезд, поезд, поезд... Но сейчас мы не об этом,
но сейчас мы об окошке: открывается над нами
в небесах одно окошко над железною дорогой,
открывается окошко -- появляется кукушка
(неприятнейшая птица, пожилая и больная,
с очумелыми очами), чтоб сказать ку-ку и сдохнуть.
Но она не успевает ни сказать ку-ку, ни сдохнуть,
потому что в это время -- в эту самую секунду! --
две серебряные ложки сталкиваются в пространстве:
это, в общем-то, не ложки, а такие получашки --
и они одним ударом ставят точку на кукушке
и на всех ее ку-ку.

II
Впрочем, вот что интересно: если эти получашки
ставят точку на кукушке, то они не ставят точки
на огромных шестеренках, оживленно шестерящих
в направлении не длинных, хоть отнюдь и не коротких
двух шестов, что устремили острия на шестигранник,
находящийся в покое (словно патриарх какой-то!).
Если же мы вдруг вглядимся в этот самый шестигранник,
то увидим, что в покое он отнюдь не абсолютном:
он смещается невнятно то направо, то налево --
и от этого смещенья происходят перемены
в жизни плюшевого мишки, расположенного рядом, --
(молчаливого, тупого -- потому что он игрушка).
Шестигранник, незаметно наползаючи на мишку,
обрекает многократно часть животного на гибель:
голова его большая неуклонно попадает
под тяжелый молоток.

III
Но с медвежьей головою ничего не происходит,
потому что в ней опилки и, конечно, потому что
после каждого удара все животное приходит
точно в то же положеньи, что и прежде приходило.
Дело же сейчас не в этом, ибо на границе с мишкой
золотая балерина фуэте тихонько крутит --
приводимая в движенье головы его толчками.
Ей никак не удается опустить вторую ногу
рядом с первою ногою -- и она напоминает,
стало быть, юлу -- не столько обстоятельным вращеньем,
сколько жестяным жужжаньем, совершенно нестерпимым...
Но, должно быть, балерине ничего не остается,
кроме этого жужжанья, потому что рядом с нею
происходят обороты циркульной пилы, готовой
отхватить вторую ногу этой самой балерины
в тот момент, когда плясунья -- позабывши про опасность
или попросту устало, или попросту беспечно --
станет ногу опускать.

IV
А она не опускает... ах, какая молодчина
золотая балерина с жестяным своим жужжаньем!
Балерина понимает: от нее сейчас зависит,
чтобы лампа голубая загоралась и тушилась
(ибо поднятой ногою золотая балерина
постоянно задевает бриллиантовую кнопку).
И пила не дремлет тоже, но вращением приводит
в действие большую лопасть -- делая большую глупость,
потому что эта лопасть, словно некая лопата,
неустанно подгребает кузовок один с грибами --
не со свежими грибами, а с пластмассовыми вовсе
и погаными к тому же, ибо это мухоморы...
Их приклеили к корзинке, а корзинку на резинке
привязали к мертвой кукле, чьи оранжевые букли
наподобье грязной пакли треплются при содроганьях
замусоленного тела -- до которого нет дела
абсолютно никому.

V
Кроме бубна с пестрой лентой (собственно индифферентной
ко всему, что происходит, и болтающейся вольно,
собственно, куда захочет, собственно, куда угодно --
совершенно не вдаваясь ни в какие переклички),
потому что только бубен, только полоумный бубен
отвечая на удары замусоленного тела,
держит эту эстафету, как за хвостик кошка мышку...
Это бубен с пестрой лентой продолжает передачу
праздной силы -- дальше, дальше... и кому теперь? -- лошадке,
то есть, даже не лошадке: просто палке, на которой
все мы, помнится, скакали-никуда-не-прискакали, --
просто палке с сивой гривой, через час по чайной ложке
заливающейся ржаньем (ржаньем, стало быть, нечастым,
но достаточно несчастным и достаточно утробным)
и пугающей пространство очень резким, очень дробным,
очень быстрым “иго-го”.

VI
При лошадке есть повозка в красно-белую полоску --
и не то, что при лошадке, а довольно суверенно:
как бы даже непонятно, почему мелькают спицы
(вероятно, им не спится или что-то в этом роде).
А к одной из спиц крепится на тонюсенькую леску
змей воздушный: он, понятно, ошивается все время
здесь, поблизости, -- и, в общем, не желает удаляться,
что неважно и к тому же в принципе неинтересно...
Вот часы в районе эмея -- это здорово, конечно:
на часах четыре стрелки, очень даже расписные,
что показывают время -- время в сущности двойное
(например: пора проснуться и давно пора обедать,
или: нам пора на службу и пора нам бить баклуши).
При часах -- литая гиря, опускаемая мерно
на глубокую тарелку -- металлическую, впрочем,
и под тяжестию гири эта самая тарелка
начинает оседать.

VII
Но загадка оседанья разрешается мгновенно:
под тарелкой три спирали, рядом -- три воздушных шара,
и при сжатии спиралей происходит надуванье
емкостей бездонных -- паром, кислородом или небом...
К окончанью этой мощной, этой громкой процедуры
вся конструкция приходит в беспокойное качанье
и -- внезапно отделяясь сразу от всего на свете --
эта шаткая постройка, эта адская машина,
эта братская могила начинает уплыванье
по пустому небосклону в направлении Тибета --
и ликует обитатель: говорили “не поедем”,
говорили “не потянем”, говорили “сил не хватит”,
говорили “что за глупость это все на самом деле”,
а смотрите: потянули, а смотрите: сил хватило,
а смотрите: полетели -- и летим уже порядком,
вот уж миг летим, допустим, вот уж час летим, допустим,
в направлении Тибета, в направлении Тибета...



Это нужно, чтобы вспомнить: нам давно пора на поезд,
про который мы забыли в суматохе нашей жизни





И.Стравинский "ПЕТРУШКА"

1
Февраль весь белый, весь в известке –
И даром, что молодцеват!
Сейчас я выйду на подмостки
И стану плохо танцевать,
И все увидят, как увяли
Мои пустые рукава,
А денежку дадут едва ли:
Я деревянный, я дрова.

Но будет музыка, как мука,
Меня к движенью понукать
И помыкать мной: дескать, ну-ка –
И будет ниже поникать
Колпак, чьи бубенцы озябли,
Пока пылал ваш карнавал…
Потом прибьет меня хозяин
За то, что плохо танцевал –

До крови… чтоб, трясясь на нити,
Я мог сказать свои слова:
Я деревянный, извините,
Я деревянный, я дрова.

2
А она балерина, а я…
На нея обращают вниманье:
Она кружится, снег поднимая –
Будто вовсе и нету ея!
У нея голубые глаза,
А на туфельках множество пряжек –
Золотистых: она ими пляшет,
А глазами – глядит… и нельзя
Потому не любить ея глаз,
И нельзя не любить ея пряжек –
Тех, которыми так она пляшет,
Исчезаючи в танце от нас!

Она пляшет и снег бередит –
И не видит меня на отшибе:
Почему мы такие чужие
И она на арапа глядит?
Он ведь ей не родня, не ровня –
Он из дальней страны окаянной…
Я не буду такой деревянный:
Госпожа, погляди на меня!

3
Это балаган, балаган, балаган –
Балаганный дед веселит, веселит,
Барабанщик бьет в барабан, барабан –
Барабан гудит, басовит, басовит.

А шарманка тоненько этак поет,
И шарманщик крутит за ручку мотив,
И шарманщик розовый билетик дает –
То-то будешь счастлив, ему заплатив!

Кто бы мне билетик такой подарил –
Я ему за это спляшу и спою!
В ящике чудесном полно балерин –
Может, я найду среди них и свою.

Ан – проходят мимо, и то… балаган:
Что им до петрушкиных малых забот! –
Там с лотка торгуют, там страшный цыган
Медведя ручного на цепке ведет…

4
Вот они наконец наигралися мной –
Я им тут вроде, как бы сказать, тамбурина.
Но закончился день этот, злой и смешной,
И ко мне приходила моя балерина!

Шла дорогой своею, по лестнице шла
И – зашла на минуту, зашла – и пропала:
Перепутала дверь… так планета мала!
И растаяла облачком тонкого пара.

Я сегодня, наверно, уже не умру –
Я сегодня богат: пусть чуть-чуть, пусть нечестно.
Пронеслась себе тучкой на летнем ветру,
И растаяла вся… и, растаяв, - исчезла.

Жизнь прекрасна: она потому и пройдет –
О, как много мне счастья она подарила:
Карусели кружились, резвился народ,
И ко мне приходила моя балерина!

5
Да что ж арап… он прислан на потеху,
И в его жилах черная вода,
Он зол и глуп, он молится ореху –
Ты с ним, мой ангел, не танцуй тогда!

Смотри, как я умею прыгать: оп-ля…
А он – тяжелый, что твоя руда,
И страшный: у него большая сабля –
Ты с ним, мой ангел, не танцуй тогда!

Ему не внятен твой чудесный щебет,
Но он тебя похитит из гнезда:
Он никого на всей земле не любит –
Ты с ним, мой ангел, не танцуй тогда!

Он саблею меня загонит в угол
И не оставит от меня следа…
Ты и тогда с ним не танцуй, мой ангел, -
Танцуй со мною… даже и тогда!

6
Если фокусник прикажет мне: пляши! –
Я спляшу ему: как фокусник прикажет.
Если фокусник прикажет: не пляши! –
Так не буду.

Если фокусник прикажет: хохочи! –
Я ему захохочу: как он прикажет.
Если он прикажет мне: не хохочи! –
Так не буду.

Если фокусник прикажет мне: умри! –
Я умру ему: как фокусник прикажет.
Если фокусник прикажет: не умри! –
Так не буду.

Если фокусник прикажет мне: люби! –
Полюблю свою я тотчас балерину.
Если фокусник прикажет: не люби! –
Полюблю свою я тотчас балерину.

7
Славное гуляние: кони летят…
Карусели крутятся – кони и львы!
На коне оранжевом скачет дитя,
А на льве лазоревом – я или Вы.

Славное гуляние: искры летят!
Каблучки цыганочек – точно кремень.
Тут у жизни праздничной все мы в гостях:
Разумей, голубчики, - ах, разумей!

Славное гуляние: сполохи летят!
Что ж это за музыка, столько огня –
Шапито приветствует: бейтесь в сетях
Без меня, голубчики, - ах, без меня.

Славное гуляние: головы летят!
Вон моя валяется возле крыльца:
Тут у жизни праздничной все мы в гостях –
Распотешь нас, Масленица… Масленица!

Страницы: 1  новая тема
Раздел: 
По реке бытия... / СТИХИ / Жан Тенгли

Отвечать на темы в данном разделе могут только зарегистрированные пользователи

Отвечать на темы могут только зарегистрированные пользователи

KXK.RU