|
[ На главную ] -- [ Список участников ] -- [ Зарегистрироваться ] |
On-line: |
Театр и прочие виды искусства / Общий / Словарь неудобных терминов |
Страницы: << Prev 1 2 3 4 Next>> |
Автор | Сообщение |
isg2001 Президент Группа: Администраторы Сообщений: 6980 |
Добавлено: 03-06-2006 19:55 |
ГИГАНТ.Миф о гиганте в его наиболее глубоком и древнем значении говорит о существовании огромного первобытного существа,жертва которого дала толчок дальнейшему творению. Этот космогонический миф часто встречается среди примитивных и древних народов.Он показывает, что ритуалы, связанные с человеческой жертвой, являются попыткой припомнить первоначальное жертвоприношение и оживить космические силы или, по крайней мере, пробудить их благотворные свойства. В позднейшем контексте гигант сам по себе не означает ни хорошее, ни плохое, атолько количественное увеличение привычного и, как следствие, в легендах возможны гиганты - зищитники и гиганты с агрессивными наклонностями. Это значение гиганта как "ПРЕВОСХОДЯЩЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ РАЗМЕР" (в данном случае символизирующее власть и силу) также указывает на возможность множества смыслов. Это и обрах "УЖАСНОГО ОТЦА", вохникающий в детских воспоминаниях, - ребёнок видит своих родителей как гигантов; или образ бессознательного, "ТЁМНАЯ СТОРОНА" личности, угрожающее самости и т. д . Интересно, что в народных сказках гигант выступает в роли опекуна: он обычно защищает простых людей, их права и свободы от их господина. Можно предположить, что одно из значений гиганта - персонификация коллективного человека (согласно максиме "ВМЕСТЕ МЫ - СИЛА") или жизни общины. Но в целом миф о гиганте далеко не ограничивается этим спецальным значением. Почти во всех символических традициях он предстаёт как проявление чудесного и ужасного, несмотря на то, что ему всегда свойственна некоторая подчинённость. В Билиии упоминаются Голиаф и Ог, правитель Башана во время исхода. Некоторыми характеристиками гиганта обладает Самсон. Наиболее значительные гиганты Западной традиции Бодо, Рюбецаль, Герион, Гаргантюа и Геракл; в греческой традиции находим титанов и циклопов; в христианской традиции сатана часто представлялся как гигант. Трагический герой внутренне связан с гигантом, хотя временами он оказывается в положениии его противника. Фрэзер описывает многочисленные случаи сожжения гигантских фигур, сплетённых или сделанных из дерева, во время летних праздников, сравнимых с Валенсийскими fallas (кострами).Древние могли наполнять эти фигуры животными или даже живыми людьми, которые сжишались вместе с чучелом. Они рассматривались как дух растительности или как бог, приносимый в жертву ради мира, - и это опять возвращает нас к нашей космогонической интерпретации. Гигант может быть символом "НЕПРЕРЫВНОГО БУНТА", сил неудовлетворённости, растущих в человеке и определяющих его судьбу, т. е. символом Вселенского Человека(Адам Кадмон). В настоящее время, в соотвествии с теорией Юнга, сущность гиганта - или скорее его внешний вид - относится к символу отца, который представляет дух, провостоящий инстинктам или охраняющий сокровище(т. е. мать - бессознательное), и в этом случае он тоже тождественен символу дракона. Подводя итог, Юнг приводит пример Хумбабы,стража сада Иштар в эпосе о Гильгамеше. |
|
isg2001 Президент Группа: Администраторы Сообщений: 6980 |
Добавлено: 03-06-2006 22:46 |
ГЛИНА. По мнению Башляра, понятие материи весьма близко соотносится с понятием глины ("ГЛИНА ГОРШЕЧНИКА"). Вода здесь оказывается основной составляющей,дающей связующую силу. Поэтому говорится, что "МАТЕРИЯ ЕСТЬ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ ФОРМЫ". Ил есть "ПЫЛЬ" воды, так же как пепел есть "ПЫЛЬ" огня. Башляр далее предполагает,что ил,пыль и дым представляют образы, в изменённой и туманной форме намекающие на материю, из которой они возникают, - поскольку они являются осадком четырёх стихий.Они соотвествуют квази - водянистому состоянию, а потому входят в символику распада и возрождения:пепел и пыль служат выражением конца, но всякий конец есть одновременно начало. | |
isg2001 Президент Группа: Администраторы Сообщений: 6980 |
Добавлено: 04-06-2006 18:33 |
ГОРА.Различные значения,связанные с символикой горы,проистекают не столько из неибежной сложности,сколько из различных смыслов каждого из составляющихеё параметров:высоты, отвесности,массы и формы.Производными от первой идеи(высоты)являются интерпретации, сходные с трактовкой Ани Тейяр,которая отождествляет гору с внутренней "ВЫСОТОЙ" духа,перенося понятие подъёма в духовную область.В алхимии, с другой стороны, это значение родственно полой горе, полости в форме пещеры,являющейся очагом философии. Вертикальная ось горы, проходящая от вершины к основанию, связывает её с мировой осью и - по строению - с позвоночником. В Китае гора благодаря огромным размерам стала символизировать величие и великодушие императора, она - четвёртый из двенадцати императорских символов. Но глубочайшая символика - та, которая делает символ горы сакральным,объединяя понятие массы как выражения бытия с идеей вертикали.Как и в случае с Крестом или Мировым Древом, местонахождение такой Горы - Центр земли. Сходный глубокий смысл распространён почти во всех традициях: достаточно упомянуть гору Меру у индусов, Хара - березайти(железная гора) у персов, Синай израильтян, Химинбьорг германцев, упомянув только некоторые - и это далеко не полный перечень. Более того,горные храмы, такие как Боробудур,месопотамские зиккураты, ступенчатые пирамиды доколумбовой Америки - все были построены по образу этого символа. Если смотреть сверху, гора постепенно расширяется, и в этом отношении она соответсвует перевёрнутому дереву,чьи корни вырастают из неба, а листва направлена вниз,; она символизирует множественность, расширение универсума, распад и материализацию.Именно поэтому Элиаде говорит ,"ЧТО ВЕРШИНА МИРОВОЙ ГОРЫ ЯВЛЯЕТСЯ НЕ ТОЛЬКО НАИВЫСШЕЙ ТОЧКОЙ ЗЕМЛИ, НО ТАКЖЕ ЕЁ ПУПОМ; ТОЧКОЙ, ГДЕ ТВОРЕНИЕ ИМЕЕТ СВОЁ НАЧАЛО" - корень.Мистический смысл вершины также проистекает из того,что это точка соединения неба и земли или Центр,через который проходит мировая ось,связывющая воедино три уровня.Кроме того, она служит также фокальной точкой инверсии - точкой пересечения огромного креста Св. Андрея, выражающей связь между различными мирами.Священными горами являются также Сумер урало - алтайских народностей, Каф в восточной мифологии - огромная гора, основание которой составляет единственный изумруд,называемый САКРАТ. Считается,что гора Меру состоит из чистого золота и находится на Северном полюсе, таким образом идея Центра обосновывается и связывается с Полярной звездой - "ОТВЕРСТИЕМ", сквозь которое должны пройти все временные и пространственные вещи, чтобы лишиться мирских свойств. Эта полюсная гора должна также обнаруживаться в других символистических традициях,всегда порождающих сходную символику мировой оси; её мифические свойства, по всей вероятности, основывались на неподвижном полоении Полярной звезды.Она также называется "БЕЛОЙ ГОРОЙ", и в этом случае включает как основные символы горы со всеми значениями, указанными выше, так и символику белого цвета(ум и чистота).Это господствующая трактовка горы Олимп,высшей. небесной горы, которая, как считает Шнейдер,соотвествует горе Юпитера и тождественна принципу числа один.Существует другая гора, соотвествующая символике числа два - это гора Марса и Януса - т.е. Близнецов; в основном они представляют две различные стороны одной и той же горы, но связаны друг с другой символикой "ДВУХ МИРОВ" или двумя существенными ритмическими сторонами явленного творения - света и тьмы,жизни и смерти, бессмертия и тленности. У этой горы две вершины, представляющие зримое выражение её дуального или противоречивого значения.Сходный образ мы находим в традиционной мегалитической культуре, в особенности в форме ландшафта, иллюстрирующего подобный мифу о протее миф о Близнецах,отголосками которого являются разнообразные формы первобытной мысли и искусства.Эта гора является также формой мандорлы,состоящей из пересечения земной и небесной сфер; такая мандорла символизирует суровое жизненное испытание,включающее противоположные полюсы жизни(добро и зло,любовь и ненависть, верность и измену, утверждение и отрицание, числа 2 и 11 - обе равные сумме двух единиц - и наконец суждение и разрушение).Животные ,соотвествующие этому всеохватывающему значению мандорлы, - кит и акула.По индуисткой легенде на этой горе полстроен храм Индры, тогда как по римской легенде - это был храм Марса,дом грома,двуглавого орла и Близнецов.Она называлась "КАСЕННОЙ ГОРОЙ" и была одновременно жилищем дивого(внешняя часть горы) и мёртвого (полость внутри горы).Крапп подтвердил это наблюдением,что "ВНУТРЕННЯЯ ЧАСТЬ ГОРЫ ПРИНИМАЕТСЯ ЗА МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ ЗЕМЛИ МЁРТВЫХ: ИСТОЧНИК ПРОИСХОЖДЕНИЯ КЕЛЬТСКИХ И ИРЛАНДСКИХ ВОЛШЕБНЫХ ГОР И ЛЕГЕНДЫ, ШИРОКО РАСПРОСТРАНЁННОЙ В АЗИИ И ЕВРОПЕ, О СПЯЩЕМ ВНУТРИ ГОРЫ ДЕМИУРГЕ ИЛИ ГЕРОЕ,КОТОРЫЙ ОДНАЖДЫ ПОЯВЛЯЕТСЯС И ВОЗРОЖДАЕТ ВСЁ ЗЕМНОЕ".Этот миф имеет явную связь с мифом о затерянности - о дворце, спрятанном в лесу, - а также с историей о "СПЯЩЕЙ КРАСАВИЦЕ".Все эти мифы связаны с тайной исчезновения между появлением и воскрешением. Шнайдер перечисляет такие ремёсла и профессии,связанные с Марсом: властитель, врач, воин, горняк, а также палач.В западной традиции гора- символ появляется в легенде о Граале:это Монсальват("ГОРА СПАСЕНИЯ" или "ИСЦЕЛЕНИЯ")- и,кроме того,как полюсная гора, - "ЧВЯЩЕННЫЙ ОСТРОВ",согласно Генону; но она всегда недоступна или труднопроходима(подобно"ЦЕНТРУ" лабиринта). В целом гора,холм и вершина горы связаны с идеей медитации, духовного возвышения и духовной общности посвященных. В среднивековых гербах символика "ГОРЫ ОЧИЩЕНИЯ" становится более определённой благодаря дополнительной фигуре,преодолевающей её,такой,как цветок лилии,звезда, лунный серп,крест,лестница, венец,круг, треугольник или число три.Иногда имеется буква Z, символизирующая СИОН,точно также,как R является сокращением для ВОЗРОЖДЕНИЯ(Regeneratio)/Некоторые из этих символов рпираются на поэтическую традицию, являющуяся значимым свидетельством.С того момента, когда гора лишается своих земных и материальных черт и становится вопрощением идеи,к ней применимо правило: чем многочисленне элементы, образующие идею, тем она полнее и весомее. Так, считается, что гора Меру в Индии имеет форму правильной семисторонней пирамиды(соотвествущей семи планетным сферам, семи добродетелям и семи направлениям пространства), где каждая грань соотвествует одному из цветов радуги.Рассматриваемая как целое, гора является ослепительно белой;посредством этого она может быть отождествлена с "ПОЛЯРНОЙ ГОРОЙ" и всеобъемлющим образом всеобщности (который также олицетворяет символ пирамиды), ведущим к Единому (символизируемому вершиной) - если использовать понятия Николая Кузанского |
|
isg2001 Президент Группа: Администраторы Сообщений: 6980 |
Добавлено: 05-06-2006 20:43 |
ГРАНАТ.Согласно верованиям древних греков,гранат произростает из крови Диониса, как анемоны - из крови Адониса, а фиалки - из крови Аттиса.Однако основное значение граната,вытекающее не столько из его цвета,сколько из самой формы и внутренней структуры, состоит в наличии многочисленного и многобразного в едином целом. Например, в Библии он упоминается как символ всей вселенной. Гранат также символ плодородия. | |
isg2001 Президент Группа: Администраторы Сообщений: 6980 |
Добавлено: 06-06-2006 22:50 |
ГРОТЕСКИ.Орнамент примущественно декоративного характера. Пользовался большой популярностью в Древнем Риме, вновь распространяется в 15 в.Ряд его деталей обязан своим происхождением(в качестве символа)гностикам, широко применявшим различные образы для распространения своего учения. Бейли собрал большое количество гротесков и сходных декоративных мотивов, среди которых преобладают следующие фигуры:феникс, лебедь, овца, крылатые кони, змеи, драконы, сады, различные цветы, кустарники, пучки, гирлянды, вьюны, розы в кувшинах, плоды, корзины цветов и фруктов, виноград, гранат, деревья(особенно вечнозелённые),кресты, луки, щиты, скобки, мечи, лилии, кадукеи, свитки, маски, ступени, трофеи, розетки, копья, чаши и кубки, купидоны, близнецы, сеятели, богини плодородия с множеством грудей, кариатиды, юные девы. В символическом аспекте все эти предметы являются составными частями аллегорий, эмблем, романских и готических капителей и т. д. Но сами по себе гротески, как форма и система, подчёркивают тесную связь последовательности и прерывности(т. е. противоположностей), выраженную, например, в мифе о Близнецах. Следовательно, гротески - общий символ мира явлений и последовательного развёртывания, раскрытия жизни. |
|
isg2001 Президент Группа: Администраторы Сообщений: 6980 |
Добавлено: 07-06-2006 20:52 |
ДВОРЕЦ.В каббалистической символике священный, или "ВНУТРЕННИЙ" дворец расположен на пересечении шести Направлений Пространства, которые, вместе с этим центром,образуют седмицу. таким образом,он является символом оккультного Центра - "НЕПОДВИЖНОГО ПЕРВОДВИГАТЕЛЯ".Известен также как "СЕРЕБРЯНЫЙ ДВОРЕЦ" или "СЕРЕБРЯНАЯ НИТЬ" - та скрытая связь,которая соединяет человека с его Началом и Концом.Это понятие Центра охватывает сердце и разум;поэтому в легендах и народных преданиях дворец старого короля содержит секретные комнаты(представляющие бессознательное), где хранится сокровище(или духовные истины). Лойфлер считает,что дворцы из стекла или из зеркал, а также дворцы, внезапно появляющиеся как по волшебству, являются особыми символами родовой памяти человечества - базового,первобытного сознания Золотого века |
|
isg2001 Президент Группа: Администраторы Сообщений: 6980 |
Добавлено: 08-06-2006 22:50 |
ДИАНА.Богиня лесов,соотносимая с природой в целом, продородием и дикими животными.Она носит также греческое имя Геката,означающая"ТА,КОТОРАЯ ДОСТИГАЕТ ЦЕЛИ НА РАССТОЯНИИ",и поэтому связана с "ПРОКЛЯТЫМ ОХОТНИКОМ"(таким, как Вотан).В сопровожении собак она становится ночной охотницей,в своб очередь,связанной с духами хтонических культов.Уже указывалось на то, что её характеристики меняются с фазами луны: Дина,Яна,Янус.Вот почему на некоторых мифологических и эмблематических рисунках она изображена как Геката с тремя головами - известный "ТРЁХВИДНЫЙ" символ, который как трезубец или треглавый Цербер является инфернальной противоположностью триипостастной формы верхнего мира.Согласно Дилю,эти состоящие из трёх частей символические формы преисподней подразумевают также извращение трёх основных "ПОБУЖДЕНИЙ" человека:сохранения, размножения и духовной эволюции.Если это так,тогда Диана подчёркивает внушающий страх характер женской природы. Тем не менее,благодаря её обету девственности,Диану наделяли положительным с точки зрения морали характером в противопожность характеру Венеры,что можно видеть в "ИППОЛИТЕ" Эврипида |
|
isg2001 Президент Группа: Администраторы Сообщений: 6980 |
Добавлено: 10-06-2006 16:26 |
ДОМ.Мистики традиционно представляли женский аспект мироздания в виде груди,дома, стены, огражденного сада. Другая символическая связь сущестует между домом(а также другими вышеупомянутыми формами) и хранищем мудрости, т. е . традиции самой по себе.Кроме того,общую символику дома дополняет значение различных архитектурных деталей.Однако прежде всего дом как жилище вызывает богатейшие ассоциации с телом и мыслью(т.е. жизнью)человека, как было эмпирически подтверждено психоаналитиками. А. Тейяр поясняет это тем, что образ дома во снах представляет собой различные уровни(души). Фасад здания означает внешний облик человека:его личность или его маску. Значение этажей определяется вертикальной и пространственной символикой.Крыша и верхний этаж соответствуют голове и разуму, а также сознательному развитию самоконтроля.Следовательно, подвал ассоциируется с бессознательным и инстинктами(подобно сточным трубам в городской символике). Кухня,где происходит превращение пищевых продуктов, означает место или момент духовных трансмутаций в алхимическом смысле.Связующие помещения говорят сами за себя. Лестницы - соединения различных уровней души, однако их конкретное значение зависит от того, восходящими или нисходящими они видятся. В конечно счёте, как уже сказано, дом ассоциируется с человеческим телом, особенно в аспекте выходов из него, что отмечал Артемидорос Далдианус. | |
isg2001 Президент Группа: Администраторы Сообщений: 6980 |
Добавлено: 14-06-2006 19:43 |
ДУБ.Дерево посвящённое Юпитеру и Сивилле,символизирует силу и долголетие.Из дуба был сделана палица Геракла.То что дуб посвящён Юпитеру,объясняется,возможно,древним поверьем,согласно которому дуб сильнее,чем какое- либо другое дерево,притягивает молнию.Это символическое и аллегорическое значение дуба проявляется в арийских культурах - в России,Германии,Древней Греции и Скандинавии.Подобно всем деревьям,он представляет мировую ось. | |
isg2001 Президент Группа: Администраторы Сообщений: 6980 |
Добавлено: 15-06-2006 22:28 |
ЕГИПЕТ. Традиционный символ животного начала в человеке. Таким образом, "ПОКИНУТЬ ЕГИПЕТ" -значит покинуть чувственное и материальное и стремиться к Земле Обетованной,через Красное Море и пустыню: стремиться к высшему, трансцедентному состоянию. Символ является гностическим | |
isg2001 Президент Группа: Администраторы Сообщений: 6980 |
Добавлено: 16-06-2006 22:18 |
ЖЕЗЛ МАГИЧЕСКИЙ. Наряду с "ТЕХНИЧЕСКИМ СИМВОЛИЗМОМ", подразумеваемым его материалом и цветом, значение жезла выводится из приписываемой ему магической силы, которая, в свою очередь, является производной от представления о всякой палочке или жезле как о прямой линии, воплощающей намёк на направление и интенсивность. Производными от жезла, или соотносительными с ним формами, оказываются королевский скипетр, маршальский жезл, боевая палица, жезл мэра и дирижёрская палочка. | |
isg2001 Президент Группа: Администраторы Сообщений: 6980 |
Добавлено: 01-07-2006 20:17 |
МЫСЛЕФОРМА Своеобразная эфирная капсула, являющаяся продуктом человеческого мышления, содержащая понятие, матрицу формы, и существующая отдельно от своего создателя. Мыслеформа отличается от мысли тем, что несет более сложно структурированную смысловую нагрузку и представляет собой целостное образование. Мысль же часто бывает незаконченной, мало вразумительной и расплывчатой. Мыслеформа является основной формирующей силой, по образу которой коагулируется материал. Таким образом, мыслеформа служит основным инструментом мага-творца, преобразующего проявленную форму. Мыслеформы могут образоввывать информационные поля и непосредственно влиять на менталитет и образ жизни подавляющего числа населения, не способного отследить источник информационной экспансии. |
|
isg2001 Президент Группа: Администраторы Сообщений: 6980 |
Добавлено: 04-07-2006 15:45 |
Рондо (франц. rondeau; от rond, «круг»). Одна из старейших вокальных и танцевальных форм. Типичное рондо 13 в. было гомофонным (неполифоническим) произведением: труверы Северной Франции окружали каждую строфу своих песен повторяющимся рефреном (форма «виреле»). У таких композиторов, как Гийом де Машо, Жиль Беншуа и Гийом Дюфаи, рондо-виреле стали полифоническими. В испанских кантигах 13 в. – песнопениях, посвященных Деве Марии, – использовались аналогичные структуры, и они же имели место в итальянской баллате 14 в. и испанских виллансико 16 в. В 17 в. рондо выступало как часть инструментальной сюиты танцев (Ф.Куперен, Ж.Шамбоньер, Ж.Ф.Рамо): повторяющиеся проведения рефрена отделяли друг от друга разнообразные эпизоды. Итальянский аналог французской формы (rondo) стал широко применяться с начала 18 в. для обозначения самостоятельных инструментальных пьес. Структурный принцип этого рондо состоял в появлении повторяющегося раздела как обрамления эпизодов, экспонирующих новые темы. Основной тип рондо: А–В–А–С–А. К концу 18 в. рондообразные формы усложнились (А–В–А–С–А–В–А) и приблизились к вариационным (А–В–А1–В–А2–С–А3...) или даже (в результате сквозного развития основных тем) к сонатным. |
|
isg2001 Президент Группа: Администраторы Сообщений: 6980 |
Добавлено: 05-07-2006 22:06 |
"Амбалаж" - это действие в двух измерениях:это акт сокрытия и сохранения. | |
isg2001 Президент Группа: Администраторы Сообщений: 6980 |
Добавлено: 08-07-2006 12:01 |
православных христиан всего мира 17 апреля 2006 года начнется Страстная седмица - неделя, которая предшествует Пасхе. Эти семь дней установлены в память страданий Иисуса Христа. Каждый день Страстной недели - тема для размышлений о Христе и его учениях. Гораздо более строгими в Страстную неделю становятся ограничения в еде, а в Великую Пятницу - день распятия Христа - верующие не едят вообще, вплоть до выноса плащаницы, который символизирует момент искупительной жертвы Иисуса. В понедельник в Церкви звучат слова Христа о конце мира. С Великого Понедельника начиналась подготовка к Пасхе. Женщины убирали, мыли, чистили в домах, а мужчины заготавливали корм для скотины на всю Светлую неделю (после Пасхи), чтобы не беспокоиться в праздник. Великий Вторник В Великий Вторник в церкви звучат притчи о верном и неверном рабе, о десяти девах, о талантах, о Страшном суде. Они напоминают нам о необходимости всегда быть готовыми к встрече с Господом, проявлять смелость и изобретательность на путях добра, не унывать. Великая среда В Страстную среду верующие, пришедшие в церковь, сравнивают два жизненных пути - раскаявшейся блудницы Марии Магдалины, принявшей спасение, и предателя Иуды, избравшего духовную гибель. С Великой Среды в деревнях собирали снег по оврагам, натаявшую от него воду солили прошлогодней "четверговой" солью (см. Великий Четверг) и этой водой обливали скотину на дворе. Считалось, что такой обряд предохраняет двор от всякого "напуска" на целый год. Великий Четверг Великий Четверг - память Тайной вечери. Это событие - центр всего христианского богослужения. "Сие творите в Мое воспоминание" - так заповедал Христос. Каждая литургия (обедня - у православных, месса - у католиков) означает участие верующих в Тайной вечере. Ночь с четверга на пятницу - самый страшный момент церковной истории: Христос осужден священнослужителями. Осужден как еретик, поскольку мешал утверждать авторитет духовенства, поскольку христианская проповедь могла повредить национальным интересам. Четверг на страстной неделе сосредоточил вокруг себя огромное число поверий, примет, действий, представлений. Великий Четверг называют также "чистым четвергом". Множество обрядов великого четверга было связано с желанием очистить дом,огород, двор "от грязи, накопившейся за зиму, от нечисти, затаившейся в углах, предупредить болезни и другие напасти". Принято было собирать можжевельник и окуривать им внутренние помещения, огород, скот. В этот же день самым тщательным образом вымывают и украшают избу: расстилают чистые, праздничные половики, развешивают красивые полотенца и занавески. В Великий Четверг, невзирая ни на какую погоду, люди ходили на реку и окунались в ее воды, даже если на реке был еще лед. Соприкосновение с водой должно было принести здоровье и силу. Обязательным было и купание в бане. Моются в бане до восхождения солнца, говоря, что и ворон перед этим днем купает детей своих. Всходя на полок, приговаривают: "Хрещеный на полок, нехрещеный с полка". Сугубо великочетверговым делом было приготовление "четверговой соли": обычную крупную соль завертывали в тряпочку и перепекали в печи, иногда с квасной гущей. Считалось, что такая соль очищена от скверны, то есть, прикосновения руки Иуды-предателя, поэтому она обладала целебными свойствами и хранилась в течение года как лечебное средство для людей и для скота. Великая Пятница Утром в Пятницу Иисус был предан языческим властям. Понтий Пилат мог освободить Иисуса, но из опасений за свою карьеру согласился казнить невиновного. Христос совершил свой крестный ход на Голгофу и был распят вместе с двумя разбойникми. Пришедшие в храм в этот день задумываются о главном: не бываем ли мы похожи на тех, кто предал Христа на распятие? Не ищем ли всюду врагов, не жаждем ли осудить еретиков и "неблагонадежных"? Не поступаем ли против совести и милосердия, добиваясь успешной карьеры либо иных благ? В этот день внимательно следят за приметами: если на страстную пятницу пасмурно, то хлеб будет с бурьяном. Если под стастную пятницу заряно, пшеница будет зернистая. Великая Суббота В Великую Субботу Христос лежал во гробе. Этот день считался самым строгим днем поста. В Субботу в народе заклинали морозы-утренники, чтобы они не губили льна, конопли и яровых хлебов. Еще Субботу на страстной неделе считают красильной. В страстную субботу красят яйца - главный пасхальный символ воскресения, так как из яйца рождается новое существо. |
|
isg2001 Президент Группа: Администраторы Сообщений: 6980 |
Добавлено: 09-07-2006 15:34 |
АРХИТЕКТОНИКА (от греч. architektonike строительное искусство), художественное выражение закономерностей строения, соотношения нагрузки и опоры, присущих конструктивной системе сооружения или произведений скульптуры | |
isg2001 Президент Группа: Администраторы Сообщений: 6980 |
Добавлено: 02-08-2006 22:46 |
МИСТЕРИЯ (от греч. mysterion – таинство, тайна), жанр средневекового европейского религиозного театра 14–16 вв. | |
isg2001 Президент Группа: Администраторы Сообщений: 6980 |
Добавлено: 06-08-2006 10:39 |
Витальность (от лат. vita жизнь) - жизненная сила; (большая или меньшая) сила жизненной функции | |
isg2001 Президент Группа: Администраторы Сообщений: 6980 |
Добавлено: 13-08-2006 10:21 |
ПОЗУМЕНТ м. золотая, серебряная или мишурная (медная, оловянная) тесьма; золототканая лента, повязка, обшивка, оторочка; галун, гас. Хоть без штанов, да в позументах, о щеголе. Позументная фабрика. Позументовая нашивка, петлица. Позументщик, -щица, кто делает, точет позумент, либо торгует им. - щиков, -щицын, им лично прнадлежщ. -щичий, к ним относящийся | |
isg2001 Президент Группа: Администраторы Сообщений: 6980 |
Добавлено: 14-08-2006 12:04 |
Ретроспекция (от лат. retro – назад и specto – смотрю) — мысленное выстраивание прошедших событий жизни в определенный временной ряд |
Страницы: << Prev 1 2 3 4 Next>> |
Театр и прочие виды искусства / Общий / Словарь неудобных терминов |