Загадки Истории

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:  

Раздел: 
Резиденция Дневного Дозора / БИБЛИОТЕКА / Загадки Истории

Страницы: 1  новая тема

Автор Сообщение

Глава Дневного Дозора
Группа: Модераторы
Сообщений: 136
Добавлено: 16-04-2005 13:02
АТЛАНТИДА - ПОТЕРЯННЫЙ РАЙ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Споры о легендарном острове Атлантида, на котором располагался город атлантов, не умолкают вот уже два тысячелетия - с тех пор, как великий Платон рассказал о нем в своих диа-логах "Тимей" и "Критий". Где только не искали эту загадочную страну: в Атлантическом океане и Южной Америке, Средиземном море и Африке, в Малой Азии, Северном море и во многих других местах. Но там, где Атлантиду "находили", она не отвечала описаниям Платона. А в месте, указанном философом (то есть за Геркулесовыми столпами), этой таинственной земли не могут найти до сих пор……
Среди ученых существуют два подхода к термину "Атланти-да". Как уже говорилось выше, в первые Атлантиду назвал Ат-лантидой древне греческий философ Платон. Но предшественники Платона тоже знали о ней, хотя называли эту страну другими именами. Античные авторы под Атлантидой понимали некое госу-дарство, которое находилось на одной стадии развития с Греци-ей, воевало с ней и во время одной из войн погибло в гранди-озной катастрофе.
Однако в оккультных науках существует представление об Атлантиде как о некой протоцивилизации, которая предшествова-ла нашей и погибла в результате целой серии катастроф. Об этом же говорят мифы и легенды народов самых различных стран, проживающих на разных континентах. Но у многих из них сущест-вует представление о каком - то народе, который предшествовал современному человечеству и погиб в результате какого - то мощного катаклизма.
"Платон мне друг, но истина дороже", - сказал в свое время великий Аристотель. Вот так была поставлена эта пробле-ма: где, когда и как существовало государство атлантов? Кто-то признает существование Атлантиды без всяких сомнений, кто-то без всяких сомнений отвергает, исходя из формулы: "Этого не может быть, потому что этого не может никогда". Но боль-шинство исследователей считают существование Атлантиды вполне вероятным, но требующим доказательств. Греческий философ Крантор говорит, что в 3010 году д.э. видел в Египте колонну, на которой была выбита вся история исчезнувшего в морской пу-чине острова.
Что было известно об Атлантиде Платону? В своих диало-гах он сообщает, что Атлантида исчезла в течении одного дня и одной трагической ночи - "за одни ужасные сутки".
Приступая к описаю Атлантиды, Платон предупреждает, что как название самого острова, так и все другие имена в его рассказе не оподленные, а перевод на греческий язык. Египтя-не, которые первые писали историю Атлантиды, перевили атланд-ские имена на свой лад. Солон, который и сообщил Платону све-дения об этом острове, не видел надобности сохранять египет-ские названия и перевел их на греческий язык.
Русский поэт - символист В.Я. Брюсов в своем сочинении "Атлантида" отмечает, что "описывает Платон Атлантиду уже в том состоянии, какого она достигла после нескольких тысячеле-тий культурной жизни, когда на острове было уже много раз-дельных царств, множество богатых городов и огромное населе-ние, исчисляемое миллионами". А сама история острова начина-лась с раздела земли между тремя богами-братьями: Зевсом, Аи-дом и Посейдоном. Посейдону по жребию и достался остров Ат-лантида и, кроме того, он стал повелителем морей. Когда По-сейдон получил Атлантиду, то на острове жили только три чело-века - "один из мужей, в самом начале произведенный на свет Землею, по имени Евнор с женой Ливкиппой и красавицей - доче-рью Клейто". Посейдон влюбился в Клейто, она стала его супру-гой и родила пять пар близнецов - первых десять царей Атлан-тиды.
Посейдон первым стал укреплять остров, что бы сделать его недоступным для врагов. Вокруг невысокого холма, посте-пенно переходящего в равнину, было вырыто по окружности попе-ременно один за другим три водных и два земляных кольца. В самом центре холма (акрополя), на возвышении, Посейдон соору-дил маленький храм для Клейто и себя, окружив его стеной из чистого золота.
На акрополе был построен дворец, который расширялся и украшался каждым царем, причем новый стремился непременно превзойти своего предшественника. "Так что нельзя было видеть это здание, не изумляясь величине и красоте работ".
Цари - дети Посейдона, конечно, не могли обходиться без купания, и по этому они построили на акрополе многочисленные купальни. "Для купания были водоемы, открытые, и, для зимнего времени, закрытые; были особые - для царской семьи и для ча-стных лиц; еще другие - отдельно для женщин, и еще для лоша-дей и вьючных животных; каждый из них был расположен и укра-шен согласно своему назначению. Вода, выходившая из этих во-доемов, была направлена для орошения леса Посейдона, где пло-дородие почвы производило деревья удивительной высоты и кра-соты".
Самым большим и величественным сооружением акрополя был храм, посвященный одному богу Посейдону. Он был по истине ги-гантских размеров: длинной 185 метров, шириной 96 метров и "соответствующей" высоты. С наружи большой храм был целиком облицован серебром, кроме "оконечностей", сделанных из чисто-го золота. Внутри храма было много статуй из золота. Самая большая из них изображала бога Посейдона, который, стоя на колеснице, управлял шестеркой крылатых коней. Статую Посейдо-на была так высока, что почти касалась головой потолка, кото-рый был отделан слоновой костью и весь украшен золотом, се-ребром и орихалком. Стены, столбы и полы внутри храма сплошь были выложены орихалком. Все буквально сверкало и "загора-лось", стоило только солнечному лучу проникнуть внутрь святи-лища.
Много чудесного сообщает еще Платон о столице атлантов, а потом переходит к описанию всей страны. "Остров Атлантида был очень возвышен над уровнем моря, и берег поднимался не-доступным обрывом. Кругом столицы простиралась равнина, окру-женная горами, доходившими до моря". Об этой равнине все го-ворили, что она является самой красивой на земле и очень пло-дородной. Она была густо усеяна цветущими селениями, разде-ленными озерами, реками, лугами, где паслось множество диких домашних животных.
Многое приходило к атлантам из вне, ввиду обширности их власти; но остров и сам производил почти все, нужное для жиз-ни. "Во-первых, все металлы твердые и легкоплавкие, годные для обработки, в том числе тот, который ныне мы знаем лишь по названию: орихалк…… залежи его находила во многих местах ост-рова; после золота это был самый драгоценный из металлов.
Остров доставлял для ремесел все нужные материалы. Жило на острове большое количество домашних животных и диких зве-рей, между прочим, много слонов…… Всякого рода животным ост-ров давал обильное пропитание, как живущим в болотах, озерах и реках или на горах и в равнинах, так и этим (слонам), хотя они огромны и прожорливы.
Производил и доставлял остров все ароматы, ныне произ-растающие в разных странах, корни, травы, сок, текущий из плодов и цветов. Имелся там также плод, дающий вино (вино-град), и тот, который служит пищей (хлебные злаки), вместе с теми, которые мы тоже употребляем в пищу, называя общим сло-вом - овощи; были еще плоды, дающие одновременно питье, пищу и благовония (кокосовые орехи?)…… Таковы были божественные и удивительные богатства, такие, в неисчислимом количестве, производил этот остров".
Далее Платон описывает политическое устройство столицы и ее саму, потому что "при таких щедротах почвы, жители строили храмы, дворцы, порты и гавани для судов и постарались украсить свой остров……".
На счастливом острове каждый из десяти братьев - царей имел в своем царстве абсолютную власть, но общее правление государством Атлантидой цари вершила Советом, на который они собирались через 5-6 лет, чередуя четные и нечетные числа. Высшая власть всегда оставалась за прямым наследником атлан-та, но даже главный царь не мог приговорить к смертной казни никого из своих родственников без согласия большинства царей "пока Атланты следовали при правлении началам добродетели и пока господствовало в них "божественное начало, все им удава-лось". Но когда восторжествовал "человеческий нрав" - низмен-ное начало, когда они утратили всякую благопристойность и в них стало кипеть безудержная жадность, когда люди стали яв-лять собой "постыдное зрелище", тогда Бог Богов - Зевс, видя развращенность атлантов, когда -то столь добродетельных, ре-шил их наказать. "Он собрал всех богов в небесном святилище и обратился к ним с такими словами ……".
На этом диалог Платона "Критий" внезапно обрывается. И начинается история Атлантиды и ее поисков длинной в две тыся-чи лет. Священно служители оплакивали духовную мудрость Ат-лантиды, осквернившей себя. Философы рассуждали о божествен-ных правителях этого острова, поэты воспевали сказочное со-вершенство ее устройство. Однако некоторые исследователи счи-тают, что диалоги об Атлантиде нужны были Платону, что бы вы-разить свои мысли об идеальном устройстве государства.
Но рассказ об Атлантиде, как отмечает Валерий Брюсов, "не является чем - либо исключительным в сочинения Платона. У него встречаются и другие описания фантастических стран, об-личенные в форму мифов. Но ни один из таких рассказов не об-ставлен, подобно описанию Атлантиды, ссылками на источники. Платон, как бы предвосхищая будущие сомнения и возражения, заботится указать на происхождение своих сведений с наиболь-шей точностью, какую толь знали античные авторы".
В начале XX века были снаряжены и отправлены на поиски Атлантиды три экспедиции, одну из которых (вторую) возглавлял Павел Шлиман - внук знаменитого открывателя Трои Генриха Шли-мана. "По уверению Павла Шлимана, его знаменитый дед оставил запечатанный конверт с тем, что бы его вскрыл тот из членов семьи, кто даст торжественное обещание посвятить всю сваю жизнь исследованиям, указания на которые найдет в этом кон-верте. Павел Шлиман дал такую клятву, вскрыл конверт и прочи-тал находившееся там письмо. В письме Генрих Шлиман сообщал, что он предпринял исследования остатков Атлантиды, в сущест-вовании которой не сомневается и которую считает колыбелью всей нашей цивилизации. Летом 1873 года Генрих Шлиман будто бы нашел (при раскопках в Трое), бронзовый своеобразный сосуд больших размеров, внутри которого были глиняные сосуды мень-шего размера, мелкие фигурки из особенного металла, деньги из того же металла, и предметы, "сделанные из ископаемых кос-тей". На некоторых из этих предметов и на бронзовом сосуде было написано " финикийскими иероглифами": "От царя Атлантиды Хроноса". Но у многих исследователей, русских и зарубежных, этот рассказ вызывает недоверие.
Поиски Атлантиды велись и ведутся везде - по всему зем-ному шару. Советский гидрогеограф Я.Я.Гаккель представил свою "Атлантиду" в виде узкой полосы, что тянется вдоль подводного хребта Ломоносова и соединяет Канадский Арктический архипелаг с Новосибирскими островами. Действительный член Географиче-ского общества, член Научного совета по кибернетике РАН Алек-сандр Кондратов много работ посвятил связям между историей человечества и историей океанов. Он написал много книг о ле-гендарной платоновской Атлантиде и о многочисленных "атланти-дах" - так называемых гипотетических землях, ныне ушедших под воду.
Зарубежные исследователи Рената и Ярослав Малина в сво-их работах о природных катастрофах и пришельцах из космоса пишут, что атланты-мореплаватели исследовали Землю…… Говорят, "что они путешествовали по воздуху и под водой, фотографиро-вали предметы на большом расстоянии, использовали рентгенов-ские лучи, фиксировали образы и звуки на видео ленты, пользо-вались лазером из кристалла, изобрели страшное оружие с при-менением космических лучей, использовали также энергию анти-вещества. Однако употребление в корыстных целях темных сил природы честолюбивыми жрецами и участившиеся землетрясения перевели к распаду материка на множество островов, которые в последствии также исчезли в море. А за десять тысяч лет до нашей эры подземный взрыв уничтожил и остров Посейдонис. Но радиация, излучаемая крупным кристаллом, лежащим в месте ги-бели Атлантиды, ведет к внезапному исчезновению кораблей и самолетов в известном Бермудском треугольнике".
Как видно из всего вышесказанного, география поисков Атлантиды очень широка и разнообразна

Глава Дневного Дозора
Группа: Модераторы
Сообщений: 136
Добавлено: 16-04-2005 13:02
Сфинкс продолжает задавать загадки



Обращенный задумчивым лицом к востоку, перед высокой пирамидой Хефрена возлежит на высоком пьедестале каменный Сфинкс — лев с человеческой головой.

Тут, в Египте, на краю пустыни, воздвигнута самая грандиозная скульптура из всех когда-либо сделанных человеком. Высота ее более 20 метров, а длина — 57 метров. Но вот что поражает своей беспредельной загадочностью — в древних папирусах, относящихся к эпохе постройки великих пирамид, о нем нет ни слова. Иероглифы донесли до нас не только имена строителей пирамид, но и степень их инженерного таланта. Известны имена умелых архитекторов, создавших заупокойные храмы фараонов. Но вот авторы Сфинкса науке неизвестны.

Лишь лет через 400 после Хефрена вдруг всплывают иероглифические тексты с названием этого египетского памятника — “шепес анх”, что означает “живой образ”. Логического объяснения этому наука не нашла.

Еще позже гигантского Сфинкса египтяне вдруг стали отождествлять с богом Хармахисом. Рождается легенда, повествующая, что этот громадный хищник вечно бодрствует, охраняя покой пирамид. Ночью он видит лучше, чем днем. Порукой его силы является космос...

В другом мифе Сфинксу доверено следить за восходом Солнца и обращением планет. Приглядывать он обязан и за Сириусом. За все это ему следует приносить жертвы...

В эпоху Нового царства, то есть примерно с 1500 года до н. э., без всякой видимой причины зарождается новый культ Сфинкса. Лев с головой фараона стал наиболее часто встречаемым образом в египетском искусстве. Две небольшие скульптуры, относящиеся к эпохе Аменхотепа III, украшают с 1832 года набережную державной Невы у Академии художеств в Петербурге...



В ту же эпоху образ загадочного Сфинкса начал пересекать границы Египта. В древности боги и полубоги вольно кочевали от одного народа к другому. Так, римляне из своих военных походов завезли в Европу малоазиатскую Астарту, не говоря уже о богатом пантеоне древнегреческих богов и богинь. Что касается греков, то им очень понравился египетский Сфинкс. Он вошел во множество сказаний, сказок и легенд Эллады, правда, в трансформированных видах.

Первоначально египетский Сфинкс в древнегреческих мифах и сказках сохранил черты льва с головой мужчины. Он бродил по дорогам близ Парнаса и пожирал прохожих. Если их было мало, он подходил к городским воротам и чудовищным рыком требовал жертв. Народной фантазией он был сделан родным братом Лорнейской гидры, Цербера, Немейского льва и других страшилищ.

Однако в классический свод античных легенд он вошел в ином образе — стал крылатым чудовищем с головой женщины, а назывался Сфинго. Обитала эта крылатая львица близ Фив и душила проходящих путников, которые не могли ответить на загадку: “Кто ходит по утрам на четырех ногах, в полдень на двух, а вечером на трех?”

Грек Эдип, проходивший мимо скалы, где восседала кровожадная женщина-Сфинкс, выслушал коварный вопрос и спокойно ответил, что знает разгадку с детства. По одному варианту легенды он узнал ответ у бродячего сказочника, а по другому — от речных муз. Так или иначе, но Эдип ответил правильно. Речь шла о человеке в разном возрасте — в младенчестве, зрелом состоянии и старости, когда он опирается на костыль. От досады Сфинго бросилась со скалы и разбилась. Кстати, такой исход предсказали боги Олимпа. За освобождение от зловещего Сфинкса греки сделали Эдипа царем Фив.

Он спрыгивал и уходил в пустыню



Теперь обратимся к запискам Геродота о Египте. Отец истории в 445 году до н. э. поведал о малейших деталях великих пирамид и причислил их к первым чудесам света. Он написал, сколько времени возводились гигантские пирамидальные горы фараонов и сколько рабов трудились над камнями. Он скрупулезно перечислил, сколько им доставляли чеснока, редьки, сухих лепешек. Но в своей “Истории”, в которой записал “все, что видел и слышал в Египте”, грек не обмолвился о Сфинксе ни единым словом. Но ведь Геродот не был слепцом, как Гомер! Не мог же не заметить гигантского льва перед пирамидами? Тем не менее, он его не увидел!

До Геродота в Египте набирался мудрости Гекатей Милетский, а после него — Гекатей Абдерский и знаметый географ и путешественник Страбон. Их записки обстоятельны, но Сфинкса и они почему-то не упоминают. Заговор молчания? Но ведь в греческом эпосе тогда уже были мифы о Сфинксе! В чем же дело?

Загадка становится еще более мистической, если вспомнить, что египетские чиновники — слуги фараонов дотошно записывали все расходы, связанные со строительством пирамид и культовых построек, учитывали трудодни, вес камней и длину дорог к долине пирамид. Так вот — ни одного хозяйственного документа эпохи возведения больших пирамид, относящегося к Сфинксу, археологами не найдено. Случайность ли это? Или тут что-то другое?

Ответ между тем находится в труде римского натуралиста Плиния Старшего “Естественная история”. Он в повествовательном тоне сообщает, что в его время Сфинкса в очередной раз очистили от песков, нанесенных с Запада из пустыни. В очередной раз! Сколько же их было?

Выходит, Геродот, Страбон и другие греки просто не видели Сфинкса своими глазами. Он был под слоем песка.

Загадка отчасти разъясняется и в старых легендах, распространенных сперва среди египтян, а затем и арабов. Сфинкс — живое существо, полубог, страж порядка. Когда ему что-либо не нравится в поведении людей, например их раздоры, войны, грабительские набеги на соседние племена или еретические увлечения чужими идолами,— он спрыгивает с пьедестала, уходит ночью в Ливийскую пустыню и там зарывается глубоко в песок...

Действительная суть загадки в том, что огромная скульптура время от времени покрывается песком выше головы. Но происходит это на том месте, где она возведена. Пески из жаркой Ливии несутся огромной массой и в наши дни. Раньше не умели возводить барьеры, лесные полосы, как сейчас, и Сфинкса, когда египтяне о нем вдруг вспоминали, приходилось откапывать деревянными лопатами.

В конце прошлого века в Египте была найдена стела, текст которой составлен в XV веке до н. э. при правлении Тутмоса IV. Иероглифы сообщают, что фараону было знамение во сне: если он очистит Сфинкса от песка, то его царствование будет благополучным. И скульптуру в очередной раз откапывали, потратив на это почти год...

В XII веке до н. э. после освобождения долины Нила от очередных завоевателей скульптуру снова откопали. И с этого времени начина-ется целая эпоха в искусстве Дре-внего Египта, связанная с изго-товлением тысяч и тысяч малень-ких каменных львов с головой человека — от талисманов для ношения на гру-ди до размеров живого африканского льва. Ги-гантов не дела-ли. У храма царицы Хатшеп-сут египтяне возвели целую аллею гранитных сфинксов. И такие аллеи затем устраивались у заупокойных храмов всех последующих фараонов.

В последнее время обнаружились сведения, что большого Сфинкса откапывали из песка при воцарении в Египте династии Птоломеев, затем при римских императорах и арабских правителях в долине Нила. После продолжительных песчаных бурь приходится очищать памятник и в наши дни, хотя сейчас песка и меньше, чем раньше.

Кстати, именно очистные работы помогли сотрудникам департамента древностей АРЕ сделать поразительное открытие. Бульдозер между Сфинксом и пирамидой Хефрена случайно вскрыл следы городского поселения — одного из самых первых в Египте. Во времена, предшествующие великим фараонам, его жители чем-то разгневали своего царя, и он приказал сравнять его с землей. Следы города настолько размыты временем и людьми, что происхождение его определить пока трудно. Ясно одно: он намного старше пирамид.

Уже первые сопоставления всех этих явлений, фактов, исторических записей и легенд заставили ученых усомниться в устоявшемся мнении, будто Сфинкс был возведен в эпоху Джосера, Хефрена и Хеопса.


Он — современник Атлантиды

Примерно за год до прибытия в Египет гидрологов к фундаменту скульптуры подъехала кавалькада оранжевых автофургонов. Из машин быстро высыпались люди в солнцезащитных очках, тропических шлемах и комбинезонах с иероглифами на спине. Правда, это были японские буквы. Токийские археологи во главе с профессором С. Иошимура просветили эхолокаторами массив пирамиды Хеопса, после чего решили обследовать камни Сфинкса. И уже через три дня японцы пришли к ошарашивающему выводу: “Камни скульптуры древнее блоков пирамиды”. Оговоримся: японские специалисты имели в виду не геологический возраст породы, из которой сделан лев с лицом человека, а возраст скульптуры, то есть время обработки природного камня.

Затем токийские ученые объявили вторую сенсацию: электронная аппаратура под левой лапой каменного изваяния обнаружила узкий туннель, ведущий в сторону пирамиды Хефрена. Он начинается на глубине двух метров и уходит наклонно вниз. Дальше его проследить невозможно. Профессор С. Иошимура пообещал создать новое устройство специально для исследования этого сооружения. Так получили подтверждение слухи, давно ходившие среди арабов, утверждавших, что под Сфинксом есть прокопанный египтянами туннель, по которому можно было пустить воду при попытке ограбления погребальной камеры в пирамиде Хефрена...

Через некоторое время у пьедестала древнего льва расположилась команда гидрологов. И новая сенсация: у основания пьедестала обнаружены следы эрозии от большого потока воды. Как только это сообщение было опубликовано в вашингтонском вестнике по исследованиям природы новыми методами, в прессе появилось заявление, будто раньше Нил был шире и обтекал скалу, из которой вырубили бесконечно загадочного Сфинкса.

Как же так? Ведь кругом пустыня! Какой тут Нил?

“Скорее всего тут следы не Нила, а потопа”,— предположили гидрологи, — “могучего разлива воды. И шел он с севера на юг. Это был не разлив Нила, а библейская катастрофа!” После анализов и консультаций с геофизиками названа вероятная дата потопа: восемь тысяч лет до н. э.!

Англичане, повторив анализ, отодвинули эту дату до двенадцати тысяч лет в глубь веков, и отметили, что следы водной эрозии приходятся на обработанную часть скалы, на которой зиждется Сфинкс. Французские археологи подметили: датировка египетского потопа совпадает с датой гибели легендарной Атлантиды по Платону...

Нет, ничто не ново под луной. Еще в XII веке европейцы познакомились с арабской легендой, согласно которой пирамиды были построены для спасения египтян во время потопа, а Сфинкс был сооружен, чтобы заблаговременно предупреждать людей о возможности катастрофы. Не случайно его глаза не только мудры, но и вечно насторожены... И еще... Сфинкс имеет третий глаз, направленный в Космос!

Мистический Сфинкс несколько тысячелетий смотрит на восход вечного светила. Но он не молчит. Он продолжает задавать загадки и ждет Эдипа следующего века.

Будем ждать и надеяться!

Источник: неизвестен

Глава Дневного Дозора
Группа: Модераторы
Сообщений: 136
Добавлено: 16-04-2005 13:03
СЕКРЕТ ПИЗАНСКОЙ БАШНИ


Удивительную особенность имеют старинные здания – они умеют говорить: они любят посплетничать с особо внимательным представителем рода человеческого о своих жильцах, охотно делятся сведениями о событиях, совершившихся в их стенах, жалуются на скрипящую половицу на лестнице черного хода… Есть своя легенда и у достопримечательности итальянского города Пиза – знаменитой падающей башни. Издавна привлекала она любопытных своим необычным видом. Шутка ли: она склоняется над землей под таким немыслимым углом, что в голове не укладывается, как это сооружение еще "на ногах" держится. Тот же вопрос беспокоит и маститых архитекторов: поговаривают, что колокольня, стоящая в столь неудобной для звонницы позе, вот-вот упадет…



Легенда о Пизанской башне гласит, что однажды ее создатель осмелился напомнить заказчику (а им была ни больше ни меньше – католическая церковь) о том, что за работу, вообще-то, принято платить. Однако духовенство, славное своей скупостью, посоветовало главе городской управы объявить зодчему, что лучшей наградой ему станет чувство гордости за то, что он своим трудом прославил идеи христианства. Так как башня изначально была задумана как церковная звонница, то архитектору следует с презрением отказаться от земных благ и уповать на Бога… Этого мастеру показалось явно недостаточно. С досады он махнул рукой и приказал своей башне: "Иди за мной!". Тут-то и случилось чудо: на глазах у изумленной толпы верная колокольня сделала первый шаг и наклонилась к своему создателю…

Не трудно догадаться, что красивая легенда имеет очень мало отношения к подлинной истории создания Пизанской башни. Хотя действующие лица в ней все те же – талантливый мастер и костная в своих привычках католическая церковь.

Первый камень в основание будущей звонницы был заложен 9 августа 1173 года. Городская управа не поскупилась и заготовила белый мрамор, известняк и гранит самых дорогих пород. Предполагалось возвести башню высотой в сотню метров, что для XII века было очень смелым решением. Надежды заказчиков действительно не оправдались: строители не учли характера глинисто-песчанной почвы под фундаментом, и звонница наклонилась в южную сторону уже при возведении первых трех этажей. Работы отложили на целый век, в течение которого отклонение от вертикали достигло 90 см.

В 1275 году архитектор Джованни ди Симоне продолжил строительство башни. Приняв во внимание отклонение, он усилил фундамент, но разбирать первые этажи явно не собирался. Зодчий вознамерился возвести именно наклонную колокольню, которая, по его расчетам, не должна была упасть. Симоне возвел еще 3 этажа, не уменьшая при этом задуманную ранее толщину стен: в его смелости явно был какой-то смысл. К сожалению, идея архитектора оказалась недоступной пониманию духовенства. Работы вновь были приостановлены.

Еще столетие спустя – в 1350 году – архитектор Томазо ди Андреа Пизано уговорил священностужителей закончить сооружение башни: аргументом в пользу строительство стало обещание, что колокольный звон будет слышан аж на Корсике и Сардинии! Архитектор возвел еще два этажа. Восьмой этаж он построил с некоторым смещением стен к северу: так он хотел компенсировать наклон. Однако расчет зодчего не оправдался: вот уже семь столетий злосчастная башня медленно, но невероятно упорно пытается рухнуть.

Измерения, произведенные учеными в середине 80-х годов прошлого века, показали, что северный край колокольни имеет высоту 55, 22 метра, а южный – 54,52. Отклонение от идеального перпендикуляра достигло 4,22 метров. За последние десятилетия оно увеличивалось в среднем на 1,2 миллимерта в год.

Были замечены и аномалии в поведении башни: так, в 1982 году ее движение практически остановилось, однако при этом звонница умудрилась повернуться вокруг собственной оси в юго-западную сторону. Объяснить с точностью этот феномен исследователи не смогли. Однако они обратили внимание на печальную деталь: падение башни значительно усилилось с тех пор, как в Пизе начали бесконтрольно употреблять для индустриальных целей запасы подпочвенных вод. В 1970 году разработки были запрещены, однако за это время башня наклонилась настолько сильно, что возникла угроза ее разрушения. Как мы уже видим, этого можно было избежать, особенно если учесть, что задумывалась Пизанская башня как "вечно падающая".

Как сохранить уникальный памятник архитектуры? Исхитриться "выпрямить" ее? Но это очень дорого, очень сложно и очень невыгодно (прославленный памятник архитектуры утратит свою "изюминку", и туристический бизнес понесет колоссальные убытки). Сейчас делаются попытки укрепить фундамент башни. Принесут ли они успех – сегодня сказать сложно. Наряду с энтузиастами реставрации раздаются голоса и тех, кто считает, что колокольню следует оставить в покое дабы она сама себя стабилизировала: якобы любое вмешательство будет опасно. Как бы там ни было, Пизанская башня весит более 14 тонн, и если ее наклон не будет превышать 1 миллиметра в год, то рухнет прославленное сооружение тысячелетия этак через два…

Глава Дневного Дозора
Группа: Модераторы
Сообщений: 136
Добавлено: 16-04-2005 13:03
АМАЗОНКИ


Это слово входит в лексикон многих народов. Не надо быть филологом, чтобы распознать созвучие в греческом "амазонес", славянском "омужены", древне-инарском "ама-зен", арабском "намазут" или берберском "амазирх". И если вопрос о происхождении названия остается открытым и по сей день, то в одном ученые единодушны: на любом из языков этот термин обозначает гордых женщин-воительниц, живущих отдельно от мужчин или полностью подчинивших их своему влиянию, превратив в рабов. Лишь в строго определенное время года они встречаются с соседними племенами или чужеземцами в целях продолжения рода. Рожденных от этих мимолетных связей девочек амазонки воспитывают самостоятельно, а мальчиков либо отдают отцам, либо калечат или даже убивают. Они являются первоклассными наездницами и виртуозно владеют оружием, а чтобы без помех стрелять из лука и метать копье, еще в младенческом возрасте выжигают девочкам правую грудь.

Легенды о воинственных мужененавистницах вплетены в историю практически всех народов Земли – от далекой Океании до Северной Европы, от Индии до обеих Америк. Не является исключением и матушка Российская Империя, причем богатырши-поленицы из русских сказок – далеко не единственный пример амазонских веяний в фольклоре. Так, буряты одаривают этнографов обрывками мифа о некоем "царстве девушек", в чьих стадах пасутся лишь кобылицы, коровы и козочки; а милые нашему сердцу чукчи хранят память об "особой земле, на коей живут весь женский пол, а плод имеют от морской волны и рождаются одни девки".

Сказочный элемент неизменно присутствует в преданиях об амазонках: ведь, как правило, рассказчикам не доводилось лично встречаться с легендарными женщинами, отчего им приходилось вести повествование "со слов далеких предков". Возможно, и имеющие долю истины сведения с течением времени обрастали фантастическими подробностями. Наиболее ярким примером подобного мифотворчества служит китайский фольклор. "Амазонки" предстают перед нами в виде диковинных безгрудых существ с обросшими волосами спинами; некоторые из этих волос белые и содержат животворную жидкость, которой они выкармливают своих детей. Эти, с позволения сказать, "женщины" ненавидят мужчин и избегают встреч с ними, а беременеют от речной воды и соленого морского ветра.

Представители "экзотических" народов, естественно, величали загадочных отшельниц в соответствии с нормами родного языка. Не являлись исключением и южноамериканские индейцы. Но вряд ли испанские конкистадоры были в состояние усвоить чуждое их слуху название, вследствие чего и присвоили этим женщинам имя "амазонки", памятуя о классической древнегреческой легенде.

Именно античная литература содержит первые в истории человечества письменные упоминания об амазонках. Сказочность здесь сведена к минимуму, а женщины-воительницы становятся непосредственными участницами исторических событий. Им приписывается осада Афин и участие в Троянской войне, а также встреча с Александром Македонским: якобы царица амазонок Фалеста явилась к великому полководцу с целью зачать от него ребенка, и, по преданию, "божественный" с энтузиазмом откликнулся на ее предложение.

Наиболее древними амазонками эллины считали жительниц Ливии, где некогда насчитывалось множество племен женщин, отличавшихся воинственностью и храбростью. Они держали в своих руках бразды правления, а мужчины, низведенные до состояния "домохозяев", были напрочь лишены каких-либо прав. Прародиной одного их этих племен считался полумифический остров Геспера, располагавшийся где-то у берегов Эфиопии. Его правительница Мирина в свое время покорила многие соседние народы, в том числе и атлантов, а затем через Египет, Аравию и Сирию триумфально прошествовала в Малую Азию, где основала ряд городов. Лишь трагическая гибель Мирины вынудила ее сподвижниц вернуться в Ливию.

Славе африканских воительниц суждено было померкнуть, но пальма первенства в "амазонской эпопее" не замедлила перейти в руки малоазиатских женщин. Именно проживавших на реке Фермодонт "мужененавистниц" и считали древние греки НАСТОЯЩИМИ амазонками. Был ли некогда их славный город Фемискира одним из форпостов великой Мирины, или азиатские "сестры по духу" самостоятельно прошли путь от смиренных хранительниц домашнего очага до грозных воинов – о том история умалчивает. На этот счет осталось лишь невнятное предание о том, что эти амазонки – потомки племени, однажды потерявшего в битве всех своих мужчин. Так или иначе, они смогли вписать очередную блестящую страницу в историю амазонства.

Один из вариантов легенды гласит, что амазонки, жившие на реке Фермодонт, были единственными из окружающих их народов, которые имели железное оружие; они же первыми стали ездить верхом. Женщины не замедлили воспользоваться преимуществами такого положения: в течение долгих поколений они властвовали над своими соседями, сыграв огромную роль в их истории и снискав славу мудрых, справедливых правительниц. Лишь отважившись пойти войной против грозных греков, амазонки потерпели жестокое поражение. Однако сражение на реке Фермодонт не поставило точку в их истории. Эллины совершили страшную ошибку, решив переправить пленниц на кораблях в Грецию. В открытом море женщинам удалось захватить суда и повернуть их к побережью Азовского моря – в Меотиду. В этом благодатном краю и обосновались беглянки, продолжая вести прежний образ жизни, а от союза амазонок с проживавшими здесь же скифами якобы произошел народ савроматов. Женщины этого племени, подобно своим прародительницам, участвовали в сражениях наравне с мужчинами и обязаны были хранить девственность до тех пор, пока не убьют троих врагов.

С наступлением новой эры зафиксированная в памятниках письменности география "расселения" амазонок расширилась до северных границ Европы, указывая на территорию нынешней Швеции, Германию и некий район "на запад от Русов". Кроме того, популярная в средневековье кельтская легенда повествовала о населенном амазонками прекрасном острове О’Бразил, находящемся где-то далеко в океане. Многие поколения отважных мореходов бороздили моря в поисках этой земли обетованной, но всех их раз за разом постигала неудача. Неудивительно поэтому, что уже известный нам Франсиско Орельяно назвал открытую европейцами землю, якобы населенную амазонками, БРАЗИЛИЕЙ. И что с того, что ему не суждено было увидеть вымощенные золотом города, а непроходимые джунгли Южной Америки мало чем напоминали райские кущи? Может быть, конкистадор верил, что чудесное открытие все еще ждет его?..

Отважный испанец не мог знать, что в поисках "страны женщин" вовсе не обязательно было предпринимать сталь опасное путешествие, а стоило лишь обратить взор на неизмеримо более близкую к его родине Богемию. Конечно, то был не остров, а лишь "островок" в самом сердце Европы, и не государство, а лишь вольница наподобие знаменитой Запорожской Сечи. Только вот воинами в этом стане были не грубые мужланы, а длинноволосые красавицы, державшие в страхе всю округу!

В VIII веке большая группа женщин вместе со своей предводительницей Владой подняла восстание против мужского диктата и обратила своих "повелителей" в рабство. Пленных держали в заключении в неприступном "замке девственниц" на горе Видолве, откуда отчаянные воительницы на протяжении восьми лет совершали набеги на равнины. Лишь ценой невероятных усилий королю Богемии удалось уничтожить это "осиное гнездо". Но в XVI веке (именно в разгар "американской" эпопеи испанцев!) община возникла на прежнем месте. Чешские амазонки вновь стали осуществлять в отношении мужчин свирепую диктатуру. А чтобы обезопасить себя от захвата власти с их стороны, выжигали противникам правый глаз отрезали указательный палец правой руки, делая тем самым использование оружия весьма затруднительным.

В своем бунте против господства мужчин жительницы Богемии не были оригинальными. Практически все варианты легенды об амазонках повествуют о победоносной борьбе женщин с тиранией опостылевших супругов, приведшей к формированию женских государств, городов, вольниц наподобие богемской, а также всевозможных тайных союзов, часто террористических по своей сути. Последние дошли и до наших дней. Так, у женщин одного из индейских племен, проживающего в районе Мисиссипи, существует особый язык, непонятный мужчинам. А наибольшее распространение "женский жаргон" получил в Африке, где тайные объединения "неоамазонок" пользуются огромной популярностью и даже оказываются способными воздействовать на жизнь общества в целом. Таковым является нигерийский союз "Бунду": любая женщина может посвятить свою жизнь этому обществу и со временем добиться там влияния и власти. Мужчина же, осмелившийся вторгнуться на священную территорию, рискует поплатиться за непочтение жизнью. Да что так греха таить: в различных местах Азии, Африки и Америки еще сохранились своеобразные островки женского царства, где всем распоряжаются представительницы прекрасного пола, а мужчины являются существами забитыми и беспомощными.

Современность располагает и другими доказательствами возможной реальности амазонок. О них напоминают географические названия – разбросанные по всему миру "острова", "горы" и "реки" женщин. Археологи находят в женских погребениях оружие и доспехи, а на фресках пятитысячелетней давности, обнаруженных в Сахаре, изображены вооруженные до зубов представительницы "слабого" пола. Хотя о какой тут слабости может идти речь? Ведь до недавнего времени многие восточные монархи имели личную стражу, полностью состоящую из славившихся своей доблестью женщин!

Однако во все времена ученые не переставали сомневаться в историчности преданий. Одни объясняли их появление воинственным характером женщин некоторых туземных племен. Другие считают, что амазонки – не более чем женоподобные мужчины, следовавшие "моде" своего народа. А французскому путешественнику Жюлю Крево суждено было испытать жестокое разочарование: он обнаружил в бразильской сельве деревню, в которой жили одни женщины, но оказалось, что они – лишь отвергнутые мужьями жены!

Все это, конечно, истинная правда, однако исследователи (в большинстве своем – мужчины) как-то уж очень легко забыли один простой факт: история включает в себя значительный период матриархата – время безраздельного господства женщин, насчитывающее десятки тысяч лет! Что по сравнению с ними жалкие четыре или пять тысячелетий, повергшие продолжательниц людского рода в пучину бесправия: лишь условия выживания, требующие элементарной грубой силы, возвысили Добытчика над Матерью, а ведь некогда мужчины даже не догадывались о своей роли в процессе деторождения!

Помните замечательный советский мультик про чету первобытных людей и дикую кошку? Прекрасная женщина обучает дикаря обращению с огнем и потчует жареным мясом, а затем приручает "диких тварей из дикого леса" – собаку, коня, буйвола. Лишь черная киска не поддается чарам хранительницы очага, навсегда оставаясь животным, которое "гуляет само по себе".

Конечно, история с котом не имеет отношения к нашей проблеме. В остальном же сюжет мультфильма полностью соответствует действительности.

Едва ли не единственным занятием мужчин в те стародавние времена была охота. Возможно, они еще долго скакали бы по деревьям, если бы не женщина со своим инстинктивным стремлением защитить ребенка, дать ему тепло, еду, кров. И она зорко следила за едва теплящимся угольком, собирала в лесу всевозможную съедобную чепуху, а позднее уже сама ковыряла палкой землю, бросала туда зерна и ждала, ждала: вдруг да и взойдут те вкусные былинки, будет чем накормить дитятко в случае неудачной охоты… Так зарождалась цивилизация.

Извечный удел историка – строить предположения. Действительно, мы не можем разглядеть лица того человека, который первым увидел оплавившийся от жара костра осколок руды. Может быть, то была женщина? И именно женщине могло прийти в голову "оседлать" ею же выращенного коня. Что касается "курсов самообороны", то преподавала их ей сама жизнь: ведь прежде мужчины и женщины действительно жили отдельно друг от друга, и в случае опасности хозяюшкам приходилось рассчитывать только на себя. Не здесь ли стоит искать истоки знаменитой женской солидарности?

Вопросы, вопросы, вопросы… И кто знает, не приведут ли нынешние феминистские настроения "слабой" половины человечества, уставшей от несправедливости нынешнего мира, к созданию очередного оплота женского господства? А в том, что эта идея найдет горячую поддержку, сомневаться не приходится.

Страницы: 1  новая тема
Раздел: 
Резиденция Дневного Дозора / БИБЛИОТЕКА / Загадки Истории

Отвечать на темы могут только зарегистрированные пользователи

KXK.RU