|
[ На главную ] -- [ Список участников ] -- [ Правила форума ] -- [ Зарегистрироваться ] |
On-line: |
средневековые замки / история Ливонии и Балтийского региона / Венды |
Страницы: 1 |
Автор | Сообщение |
Вадим великий магистр Группа: Участники Сообщений: 766 |
Добавлено: 23-04-2004 17:26 |
Рената! Вы забыли еще об одном "коренном" народе Прибалтики (в том числе) - о венедах! Уверен, что Вы знаете, что именно благодаря им мы имеем Венту, Венден и Виндаву, а мир - Вену и Венецию. Помнится - у нашего славного историка Цауне что-то по этому поводу есть. | |
castles-ren Гость |
Добавлено: 24-04-2004 02:30 |
Да, и венды тоже! Вот насчет тождественности вендов и венедов (славянского племени)ведутся споры в латвийском научном мире. Археологические раскопки (в частности, проводимые Эвалдом Мугуревичем) пока не подтверждают славянского происхождения латвийских вендов, указывая на их балтские корни. Для интереса добавлю, что одно из старых названий Таллинна - Коловен, а эстонцы называют русских Венайя, и на основе этого некоторыми теоретиками строятся далеко идущие выводы. | |
Renata великий магистр Группа: Главный администратор Сообщений: 2765 |
Добавлено: 18-09-2004 05:18 |
О вендах можно прочесть здесь: Чудинов В.А. Реабилитация славянских надписей. М.; ООО «Издательский центр научных и учебных программ», 1999 http://www.libereya.ru/biblus/chudinov/chudinov.html |
|
Вадим великий магистр Группа: Участники Сообщений: 766 |
Добавлено: 20-10-2004 16:13 |
Примечание администрации форума: весь диалог, связанный с вендами, перенесен сюда из темы "Русские "рыцари" в Святой Земле + история Аскалона" Иоанн Киннам КРАТКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ЦАРСТВОВАНИЯ ИОАННА И МАНУИЛА КОМНИНОВ (перевод под редакцией профессора В. Н. Карпова). ...Около этого времени добровольно пришел также к римлянам с детьми, женой и со всеми силами один из владетелей Тавроскифии, Владислав. Ему подарена была придунайская страна, которую царь прежде отдал пришедшему в Византию Васильку, сыну Георгия, занимавшему первое место между филархами Тавроскифии. Тогда же и венеты, возобновив с царем прежние договоры, обещали прислать римлянам для морских предприятий флот из ста трирем и при этом дали слово быть врагами и королю алеманов Фридерику, и всем другим западным народам, если последние решатся на войну с римлянами... Кого Киннам понимает под венетами? |
|
Bogdan вассал Группа: Участники Сообщений: 60 |
Добавлено: 20-10-2004 16:23 |
Венеды, венеты, венды (лат. Venedi, Veneti), древнейшее наименование славянских племён, по-видимому, относящееся к их западной ветви. Название «В.» встречается с 1 в. н. э. Они жили, как свидетельствуют некоторые античные авторы, по Висле и побережью Балтийского моря, а согласно Пёйтингеровым таблицам, — к С. от Карпат и на Нижнем Дунае. Плиний Старший, Тацит с некоторыми колебаниями причисляли В. к сарматам, готский историк Иордан (6 в.) отнёс их к славянам. Археологические памятники, оставленные В., точно не определены. Причисление некоторыми исследователями к В. древностей пшеворской и зарубинецкой культур (2 в. до н. э. — 4 в. н. э.) спорно. Часть В. на рубеже 7—8 вв., по-видимому, переселилась восточнее и влилась в состав восточных славян. Возможно, этноним В. сохранился в наименовании вятичей (произносилось «вентичи»). Названия Wenden, Winden употреблялись в средние века немцами для обозначения славян, а финны и в настоящее время именуют русских venaja. Лит.: Третьяков П. Н., Восточнославянские племена, 2 изд., М., 1953: Ляпушки н И. И., Славяне Восточной Европы накануне образования древнерусского государства, Л., 1968; Иордан, О происхождении и деяниях гетов. Getica, М., 1960, с. 209—10. Л. П. Каждан. |
|
Вадим великий магистр Группа: Участники Сообщений: 766 |
Добавлено: 20-10-2004 16:37 |
Спасибо Богдан! . Хотел просто убедиться в собственной правоте. В книге этого грека. описывается. что эти самые венеты, вместе с крестоносцами воюют против сарацин, и как-будто штурмуют совместно города. |
|
Renata великий магистр Группа: Главный администратор Сообщений: 2765 |
Добавлено: 20-10-2004 16:44 |
Относительно тех самых вендов. Как известно, были венды в Ливонии, от которых происходит название Цесисского замка - Wenden. Но имеют ли они что-то общее с упомянутыми Богданом вендами? Цитата из J. Apals “Arheolog'iskie pieminekl,i Gaujas naciona'laja' parka'” R.: Zina'tne, 1986 В параграфе 3 главы 10 Ливонской хроники хрониста XIII в. Генриха Латвийского о миссионерской деятельности священника Даниэля в 1206 г. говорится, что после того, как ливы Турайды и замка Дабреля приняли христианство, "... он отправился к вендам. Но венды были смиренны в то время и бедны, ибо они были изгнаны с Венты, реки в Курсе, и они жили на Старой горе (Сенайскалнс), рядом с которой теперь построен Рижский замок, и оттуда снова курши их изгнали и многих поубивали, прочие же убежали к латгалам и жили там вместе с ними..." Основываясь на это место хроники, уже в XIX в. высказывалось много гипотез об этнической принадлежности вендов, они причислялись и к балтам, и к финнам, и даже к западным славянам. Советский археолог Э. Мугуревич в 1973 г. все до сих пор высказанные гипотезы критически переоценил. Сравнив старинные вещи, найденные в могильнике на Цесисском вокзале и в могильниках нижнего течения Венты в Злекас, Ужаве и Варве, он сделал вывод, что вендов можно считать группой курземских ливов, которых курши изгнали из существовавшей в нижнем течении Венты земли Винда, которая упоминается в письменных источниках XIII в. Если сравнить археологические материалы с письменными источниками, можно сделать вывод, что цесисский Риексту-калнс - это упомянутый в Ливонской хронике Генриха Латвийского замок вендов (Венду пилс), а венды - это ливы северной Курземе, пришельцы из устья Венты. Вендов хоронили в могильнике подле нынешнего Цесисского вокзала, по крайней мере, до принятия христианства. |
|
Вадим великий магистр Группа: Участники Сообщений: 766 |
Добавлено: 20-10-2004 16:50 |
Латышские историки из кожи вон лезут, отрицая славянство вендов Ливонии. | |
Вадим великий магистр Группа: Участники Сообщений: 766 |
Добавлено: 20-10-2004 16:59 |
А вы уверены, что сравниваются славянские и ливские находки, а не ливские и летьгольские? Я нет. Да и не верю я всем этим местечковым историкам-археологам. | |
Bogdan вассал Группа: Участники Сообщений: 60 |
Добавлено: 20-10-2004 17:28 |
Венеты (лат. Veneti), 1) группа племён, населявших в древности северный берег Адриатического моря, к С.-В. от р. По. Согласно археологическим данным, В. появились здесь в 12—11 вв. до н. э.; сначала занимали приальпийские долины, затем распространились к Ю.-В. Основное занятие — земледелие и скотоводство, в особенности разведение коней (многочисленные находки удил в погребениях, изображений лошадей). Главные предметы торговли — рабы, скот, кожи и янтарь, доставлявшийся с берегов Балтики через альпийские перевалы. Главные города — Атесте (современный Эсте), Патавиум (современная Падуя). В. были союзниками римлян в их борьбе с кельтскими племенами (4 в. до н. э.), во время 2-й Пунической войны (218—201 до н. э.) поддерживали Рим против карфагенского полководца Ганнибала. В начале 2 в. до н. э. началась римская колонизация области расселения В. Со 183 до н. э. территория расселения В. входила в состав римской провинции Цизальпинская Галлия (в 89 до н. э. В. получили права латинского гражданства, в 49 — римского гражданства). О языке В. позволяют судить около 200 посвятительных и надгробных надписей, выполненных алфавитом греческого происхождения (5—1 вв. до н. э.) и найденных в основном в Атесте (современный Эсте). Язык В. считается в современной науке самостоятельной ветвью индоевропейских языков, имеющей ряд общих черт с германскими и италийскими языками. Существует также точка зрения, относящая В. к племенам иллирийского происхождения. 2) В. называется также кельтское племя, жившее на берегах Атлантического океана и подчинённое Юлием Цезарем во время галльских походов 58—51 до н. э. 3) В. (чаще венедами) обозначалась у древних авторов западная ветвь славянских племён. Лит.: Немировский А. И., История раннего Рима и Италии, Воронеж, 1962: Модестов В., Венеты, «Журнал Министерства народного просвещения». новая серия, 1906, № 1, 2, 3: Georgiev V., Illyrier, Veneter und Urslawen, «Балканско езикознание», София, 1968, [т. 13, № 1]. А. И. Немировский. |
|
Renata великий магистр Группа: Главный администратор Сообщений: 2765 |
Добавлено: 22-01-2005 03:51 |
На тему вендов. Согласно этой ссылке (на латышском языке), озвучивающей точку зрения латвийских историков и археологов - Венды – этническая группа финно-угорских племен http://www.historia.lv/alfabets/V/ve/vendi/encik/vendi_lpe.htm |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 06-10-2005 06:53 |
Уважаемый svet, благодарю за информацию из книги "Славянский Мир". Историко-географическое и этнографическое исследование. Составил А.Ф. Риттих Варшава. 1885 г. Поскольку мне ближе всего история Прибалтийского региона, то не могу не процитировать оттуда то, что связано с вендами. Кстати, я перенесла в эту тему все, что говорилось об этом народе в других темах форума (см. выше). Как Литовцы на Севере около Вендского залива у Фриш и Куриш-Гафа (Шафарик и Меркатор. Weltbuch Amsterdam. 1607 год)... Между тем та и другая страна находились когда то под сильным влиянием и нравственным давлением Славян. В население как той, так и другой вошла масса Славянской крови. Славяне, смешавшись с Голядью, образовали некогда Венедов или Вендов, Ванов, которые сидели по Вендскому заливу. Впоследствии, двигаясь к Северу, Литва смешалась с Ливью и Эстами, из чего вышла новая Литва (Летты, Латыши), не утратившая свой Санскритский корень, близский всему Славянству, и исповедывавшая когда то Православие. С XIY столетия начинается разрыхление этого ядра чисто внешними Польскими соображениями, которые кончились бы таким же Порусским уничтожением, еслиб не Екатерина II, спасшая Литву от обращения в Немцев. При всем том, что сделано Поляками теперь не легко исправить, и Католичество, пустив глубокие корни, делит как бы на двое древнюю Вендскую землю (Вакланд, Холмгард). Следовательно и там были Руссы, - по пути из Варягов в Греки, - которым местность вокруг Риги была хорошо известна по родству с Вендами, Булерцами и Сысольцами, жившими около Риги или Рога, до Виндавы и Россиен, до Вендена (Венда) и Велина (Феллина), до Валька (Валки) или Волока. Дальнейшее пояснение о Руссах будет еще представлено в своем месте особо. Все это напоминает нам Самоготию, Курляндию и Юго-Восточную Лифляндию, где во II столетии жили Венды-Сербы, двинувшиеся тогда же против Гутонов или Готов, к Юго-Западу, и дошедшие еще раньше появления Гуннов, до Лабы, где они уже и прежде сидели, пока не были оттеснены Кельтами с Запада и Готами с Севера. Южнее Шкудичей, по верхней Соляве, Льстре и Мльдаве лежала собственно земля Сербско, т.е. Сербская. Эта Сусла встречается также в земле Стырке (Штирия), одинаково в Курляндии, где по сю пору сохранились урочища: Гросс-Сусей, Сосситень, Соусгаллен, Сусойгов, Сусойбах, Сусой церковь и приход, что опять указывает на движение Вендов от Двины к Лабе. В Курляндии эта Сусла смешалась с Корсью или курами - отчего и произошли Летты. Так, из летописей по Русской земле известно, что древние Пруссы или Поруссы, т.е. Венды или Ваны поклонялись Солнцу, как живительной силе, Луне - важной ночной спутнице Земли и звездам, этим украшениям небес, этим безчисленным миркам, воспетым стократ и на Востоке, где зародилось учение Зороастра и откуда впоследствии шли Волхвы на поклонение Христу, предводимые руководною вечернею звездою. Может быть, на таких же основаниях жили Славяне вокруг Люнебурга. Как они, так и Славяне по Соляве, обратившись когда то в Немцев, но ныне помнят свое происхождение от Вендов и зовут себя на Севере Вендами, а на Юге вокруг города Альтенбурга (Ветвар), Альтенбургскими Вентами. теперешние Немцы этого небольшого клочка знают и помнят свое происхождение и продолжают называть свою землю Вендландом, а себя именуют Вендами (Гильфердинг. Шафарик). И действительно, то хроники, то летописи упоминают о Швейцарских Виндах, о Ретующих Славянах (Так назывались Славяне, жившие в Реции), которые оставили в наследство позднейшим жителям множество своих имен. Немцы, продолжающие называть себя Вендами, Лужичанами, Кашубами и даже Поляками, значит еще не совсем Немцы, значит они еще не забыли своей настоящей народности, хотя со стороны Пруссии и делается все возможное для окончательной их германизации. Далее, Рин, вытекая из Константского или Боденского озера, иначе Тургово, образует залив, который Римляне звали Venetus lacus, т.е., Вендское озеро, на котором расположено знаменитое для Славянства место - Констанц или Костаница, где сожжен Гус. ...На реке Ааре расположен город Виндонисса. Там, между Шельдою и Маасом, где ныне Брюссель, жили Беловаки, Вендский род, покоренный Юлием Цезарем в 57 году до Р.Х. Земля между реками: Сеною, Луаром и Роною до Лиона, Цезарь называет страною Кельтов или собственно Галлиею. Это место, по Страбону, Кельтика (Бретань, Нормандия и Лугдония), чрезвычайно для нас интесно, так как тут жили Венеды и Анты. Начиная с г. Тура, т.е. Турова, на Луре (Луаре), соименного Турову на Припети (Припяти), Славянские урочища встречаются все чаще и чаще, подходя к морю. За рекою Сартою (Сарт, племя Индо-Европейское, живущее вокруг Туркестана), жили по Луаре сплошною массою Анты, т.е. Днестровские Тиверцы и отчасти Угличи. Далее следовали по морскому берегу Венеды с их городом Венеда (Venetia), ныне Ван, соименный озеру Ван (Тмутаракань у истоков Тигра и Евфрата) и приходу в Курляндии Ваны и Анты. В этой Атлантической Венеде известны еще были 4 приморских города, хотя имена их утрачены после их разорения Цезарем. К северу у взморья лежал, по Страбону, Виндский порт, нынешний Брест, соименный Бресту-Литовскому и Бресту-Куявскому на Висле. Острова Бель-иль к югу от Вана назывались по Цезарю и Страбону Венедскими или Виндскими. Но вскоре все они возстали, и Цезарь должен был употребить особые усилия для покорения приморских Венедов, которые, торгуя от Ангии (Англии) до Испании, владели отличным торговым флотом и потому против них пришлось употребить подобные же средства, как некогда то было сделано Александром Македонским при осаде Тира и Сидона. По замыслу этих то Вендов, Красс, расположенный со своим легионом у устьев Луары, неожиданно очутился в центре возстания. ...Что союз с жителями Британского полуострова мог состояться, мы уже знаем из того, что сказано было выше о приморских жителях Виндах, на южном берегу Британии. Так, на карте Англии времен Юлия Цезаря (Меркатор. Гильфердинг. Шафарик), оказывается старый Виндский форт (Vindelis ante forte); далее идет Vindogladio - Виндский мечь (Wincburne); Serbiodonum (Schaftesbury), потом Vente Bulgarum (Winchestre). Потом Segontium et Vendonum и т.д. Эти урочища подтверждают возможность союза с Британскими Виндами. Кстати, читая это все, приходишь к умозаключению, что Риттих ставит что-то вроде знака равенства между словами "венды" и славяне". Но вообще стоит проверить все эти ссылки на Страбона и других историков - действительно ли упоминались подобные топонимы. |
|
Valerij великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 3753 |
Добавлено: 09-10-2005 17:19 |
К вопросу о вендах. Встретилась мне вот такая цитата: Таким образом, флаг, описанный автором Рифмованной хроники как имеющий расцветку по вендскому обычаю, несомненно, ведет свое происхождение от славян. Он был адаптирован и перенесен немцами не только на захваченные ими огромные территории славянских поселений, но и на местности, находящиеся под контролем Ордена, действовавшего в Восточной Европе. По-видимому, красно-бело-красный флаг был стандартизирован и принят Тевтонским Орденом как символ обращенных им в христианство народов Восточной Европы. http://www.junik.lv/~link/livonia/research/tjurins/flags/r-w-r4.html |
|
Роман великий магистр Группа: Модераторы Сообщений: 1557 |
Добавлено: 18-10-2005 04:13 |
Я тут на форуме имею удовольствие беседовать в другой теме об эпохе Каролингов во Франции и, ссылаясь на "Хронику последователей Фредегара" увидел интересную для вашей темы цитату. Авось пригодится. В этом же году (747-748 гг.) саксы, поведя себя по своему обыкновению, нарушили клятву верности, данную его брату. Поэтому, у Пипина не было другого выхода как собрать армию и опередить их. Короли вендов и фризов с радостью пришли к нему на помощь. Увидев это, саксы, как всегда, были побеждены страхом и, когда уже многие из них были убиты или обращены в рабство, а их земли сожжены, покорились предъявленным им условиям. Они покорились франкской власти по старому обычаю и обещали впредь полностью платить ту дань, которую они однажды обещали Хлотарю. Большинство из них просило дать им причастие, когда они поняли, что им, низведенным в бессилие, невозможно восстать против франков. http://www.vostlit.info/Texts/rus4/ContFredegar/frametext.htm |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 15-07-2006 05:12 |
Название «венеды» встречается в текстах античных историков, начиная с Тацита. По свидетельствам некоторых античных авторов, они жили по Висле и побережью Балтийского моря, а по мнению других, — к северу от Карпат и на Нижнем Дунае. Вокруг этнической принадлежности венедов до сих пор идут жаркие споры, и большинство выдвигаемых теорий имеют спорный характер. По одной из теорий, венеды — то же самое, что славяне. По другой, они представляли собой отдельную этническую группу — либо коренную, либо появившуюся здесь в результате одной из миграционных волн. Можно предполагать, что часть венедов на рубеже VII—VIII веков переселилась восточнее и влилась в состав восточных славян. Возможно, этноним «венеды» сохранился в наименовании восточнославянского племени вятичей (произносилось «вентичи»). В средние века новгородцы называли себя «словене» (подчёркивая тем самым своё отличие от населения Киевской Руси) — в принципе и в этом слове можно найти морфему «вене». В то же время имеются археологические и антропологические свидетельства того, что в Новгородской земле расселилось несколько волн мигрантов с юго-западного балтийского побережья. Плиний Старший и Тацит с некоторыми колебаниями причисляли венедов к сарматам, зато готский историк Иордан (VI век) считал их славянами («Sclaveni»). Названия Wenden, Winden употреблялись немцами в средние века для обозначения славян вообще, а слово «Россия» по-фински и по-эстонски звучит, соответственно, «Venaja» и «Vene» Предполагают, что эти этнонимы также связаны с названием «венеды». Согласно славянофильской теории, венеды были арийским протославянским народом, покорившим и заселившим регион между Балтийским и Адриатическим морями. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B4%D1%8B |
|
Роман великий магистр Группа: Модераторы Сообщений: 1557 |
Добавлено: 15-07-2006 18:24 |
В экспозиции музея (да видели ль вы её, в конце концов?) имеются предметы из вендских поселений, указывающие на родственность энтих самых вендов к народам пшеворской культуры (предки нынешних поляков). http://rus.delfi.lv/news/daily/latvia/article.php?id=14947142&com=1&s=1&no=20 |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 17-07-2006 01:10 |
Представительница народа вендов была наложницей датского конунга? Вскоре произошел другой случай, представивший снова Олава конунга в унизительном положении. После неудавшейся женитьбы на Ингигерд Олав был охвачен идеей досадить ненавистному шведскому конунгу. Олав решил жениться на другой дочке, Астрид, без разрешения ее отца. Женитьба состоялась, но среди народа Олава стал распространяться слух, что их конунг поступил унизительно. Теперь уже люди стали осуждать Олава за то, что он вместо настоящей королевы Ингигерд взял в жены «хотя дочь конунга, но мать ее рабыня и к тому же вендка». Их конунг «вместо чистого золота получил золото пополам с глиной и грязью». Такое недостойное поведение, оскорбляющее честь конунга, только отталкивало народ от Олава, вызывало чувство презрения. http://www.netinfo.ee/smi/show/?rid=32980&dd=2006-07-13&query=%CE%EB%E5%E2%E8%F1%F2%E5 |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 18-07-2006 02:08 |
Привет № 1. Венеды, венеты, финикийцы Карамзин скрупулёзно описывает фантастическую путаницу у древних и новых авторов по поводу венедов и венетов, а также их взаимоотношений с финикийцами. "Ещё в самой глубокой древности, лет за 450 до Рождества Христова, было известно в Греции, что янтарь находится в отдалённых странах Европы, где река Эридан впадает в Северный Океан (см. Геродота, кн.III, и Баера de numo Rhodio и его Opuscul. ad Historiam Antiquam, стр.500), и где живут Венеды. Вероятно, что Финикияне, смелые мореходцы, которые открыли Европу для образованных народов древности, не имевших об ней сведения, доплывали до самых берегов нынешней Пруссии, богатых янтарём, и там покупали его у Венедов". (с.37-38, 179) "Зная единственно Адриатических Венетов, Греки искали Эридана в Италии, и думали, что он есть река По. Но Диодор Сицилийский (кн.V) и Плиний (кн.XXXVII, гл.2 и 3) ясно говорят, что янтарь собирается в Северной Европе, и что там, а не в Италии, течёт славная река Эридан. Баер разумеет под сим именем Западную Двину (Opuscula, стр. 527, 528). Некоторые считают Славянами и Венетов Италиянских, будто бы пришедших с Антенором из Фригии после разрушения Трои, <...> - см. Иорнанда de reb. Get. гл.29, и Павла Диак. de gest. Longobard., кн.II, гл.14 <...>. Но Страбон, которому надлежало знать Италиянских Венетов, признаёт их (стр.298) за один народ с Белгическими Галлами-Венетами, побеждёнными Цесарем в морском сражении..." (с.179-180) "Доныне в Германии именем Вендов означают Славян: думают, что Немцы назвали их так от глагола sich wenden, обращаться, переходить с места на место. Финны и всех русских именуют Венналенами". (с.180) "Во время Плиния и Тацита, или в первом столетии, Венеды жили близ Вислы, и граничили к Югу с Дакиею". (с.38) "Птолемей Астроном и Географ второго столетия, полагает их на восточных берегах моря Бальтийского, сказывая, что оно издревле называлось Венедским". (с.38) "Гаттерер считает Птолемеевых Венедов Немцами, т.е. Вандалами, воображая, что Славяне назвались их именем, заняв после берега моря Бальтийского (см. его Weltgesch. и Comment. Societ. Gottingensis, XII, 263)". (с.181) "Некоторые Учёные (не говорю уже о Мавро-Урбинах, Раичах и подобных Историках) доказывают, что Венеды-Славяне были Скифы. "Филипп Македонский, по их мнению, разрушил Монархию Скифскую; из остатков её, кажется, произошли другие народы, а в числе их и Венеды: ибо некоторые Скифские имена, сохранённые Историками, могут быть изъяснены языком Славян" (см. Allg. Weltgesch. nach dem Plane Guthrie und Gray, T.III, или в Гебгарди Gesch. der Wenden, I, в предисл. стр.21)". (с.182) "Из Азии ли они пришли туда [на берега моря Бальтийского - Pirx], и в какое время, мы не знаем. Мнение, что сию часть мира должно признавать колыбелию всех народов, кажется вероятным, ибо согласно с преданиями Священными, и все языки Европейские, не смотря на их разные изменения, сохраняют в себе некоторое сходство с древними Азиатскими; однако ж мы не можем утвердить сей вероятности никакими действительно историческими свидетельствами, и считаем Венедов Европейцами, когда История находит их в Европе". (с.38) Напомню здесь же об отождествлении финикийцев с венецианцами (венетами), осуществлённом ещё Морозовым и до сих пор никем не опровергнутом: в самом деле, между названиями "венецианцы" и "финикийцы" отличий не больше, чем между "библиотекой" и "вивлиофикой". А воспроизведённая Карамзиным путаница в источниках - это хороший аргумент в пользу отождествления венеды=венеты=венецианцы=финикийцы. http://www.newchrono.ru/frame1/Publ/privet.htm |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 17-08-2006 03:16 |
Вендская держава, раннефеодальное государство полабских славян — бодричей, лютичей и поморян, существовавшее с 40-х гг. 11 в. до 1-й трети 12 в. на побережье Балтийского моря, между устьями рр. Лаба и Одра. Сплочение «вендских» (славянских) племён под единой княжеской властью, обусловленное процессом феодализации, ускорялось необходимостью отражения германо-католической агрессии. Создатель В. д. бодричский князь Готшалк (правил в 1044—66) и его преемник князь Крутой (1066—93) временно подавили сепаратизм племенной знати. Однако непрочность В. д. сказалась уже на рубеже 11—12 вв. Князь Генрих (сын Готшалка), именуемый в документах также королём, подпал под влияние знати, искавшей содействия саксов или датчан, призвал немецких епископов. Ослабленная внутренними неурядицами, В. д. распалась окончательно около 1129. Лит.: Павннекий А., Полабские славяне в борьбе с немцами в VIII—XII вв., СПБ, 1871; Грацианский Н. П., Заэльбские славяне в борьбе с немецкой агрессией в Х—ХII вв., «Исторический журнал», 1942, №8; Королюк В. Д., Государство Готшалка (11 в.), в кн.: Славянский сборник, М., 1947; Brankack J., Zur frUhen Geschichte der Westslawen zwischen Elbe/Saaleund Oder, «Geschichte in der Schule», 1957, Н. 5—6, 9—10. http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/008/003/983.htm |
|
Фон-Барон великий магистр Группа: Участники Сообщений: 3391 |
Добавлено: 23-08-2006 18:08 |
Древнейший индоевропейский народ Европы ВЕНЕТЫ занимал обширные территории Европы и играл большую роль в истории Европы с 2000 г. до н.э. по 17 в. до н.э. Отголоски тех времён это город Венеция в Италии, Боденское озеро в Южной Германии, которое римляне называли (Lacus Venetus), в Нижней Саксонии земля Полабских славян - Бодричей (Ободритов) утративших, к сожалению, славянскую речь в конце 18 в.н.э., до сих пор называется ВЕНДЛАНД (г. Люков) к югу от Гамбурга (Люнебургская пустошь). Остатки Полабских Сербов, занимавших южную часть ГДР, сохранившихся на территории Лужицы по берегам реки Спрева - Шпрее, МИЛЬЧАН (Мильчане, Гломачи и Нишане в Горной Лужице), и ЛУЖИЧАН (Лужичане и Нижичане в Долинной Лужице) немцы до сих пор называют ВЕНДЫ. В отношении славян сохранили память о старом их имени и финские народы Балтики, называют Россию - Венейей, а русских - Венелайнен. В наши дни ученые России проанализировали язык 300 “берестяных грамот” обнаруженных в районе Пскова и Великого Новгорода, и пришли к выводу, что заселение земель Северной Руси славянами шло, не как раньше думали с нижнего Поднепровья, а с западных славянских земель, южного берега Балтийского моря: земель поморян - Поморянии, земель Ободритов – Вендланд (которые теперь называются в ФРГ Шлезвиг, Мекленбург, Люнебургская пустошь) и Полабской Сербии – осколком, которой и является Лужица. Русский посол в Константинополе и в Вене Е.П.Новиков до дипломатической работы посвятил сербо - лужицким языкам магистерскую диссертацию, которая была опубликована типографией Московского университета в 1849г. под названием “О важнейших особенностях лужицких наречий”, где он отмечал, что русский человек воспринимает серболужицкий язык, как переходный между западнославянскими языками (поляков и чехов) и восточнославянским русским языком, этот же факт подчеркивал и И.И.Срезневский в 1840г. http://www.rastko.org.yu/rastko-lu/istorija/spriamcuk-luzicane.html |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 22-10-2006 06:22 |
Славянин (словен), Венед и Иллириец: http://severr.livejournal.com/168843.html |
|
RIX вступающий Группа: Участники Сообщений: 6 |
Добавлено: 28-11-2006 09:03 |
Достаточно проработанное исследование о связи венедов и истории происхождения красно-бело-красного флага Латвии http://www.antropolog.ru/doc.php?id=269 отрывки - ............ Впервые о красно-бело-красном флаге в связи с лэттами (латгалами) [1] упоминается в написанной на немецком языке Рифмованной хронике "die banier der Letten ist" (1). Вот этот фрагмент немецкого оригинала "Reimcronic", изданного в Штуттгарте в 1844 году: Von Wenden was zuo Rige komen zer lantwer, als ich ban vernomen, ein bruoder und wol hundert man: ..................... В новое время (около 1870 г.) начало распространившемуся позднее мнению, что красно-бело-красный флаг есть действительно латышский флаг, положили, со ссылкой на Рифмованную хронику, несколько студентов, входивших в Тербатское (Тартусское) братство младолатышей (группа молодежи, поставивших себе целью пробуждение латышского национального самосознания, в условиях непрекращающегося, семисотлетнего притеснения латышей немецким дворянством (баронами) - потомков ливонских рыцарей) (60). .................... В оригинале Рифмованной хроники сообщается, что флаг, который нес отряд ландвера из Вендена, был красный с белой полосой по вендскому обычаю ("mit einer banier rot gevar, daz, was mit wize, durch gesniten hute nach wendischen siten"). В тексте отмечается, что Венден - замок, откуда и известен этот флаг, располагается на земле лэттов ("Wenden ist ein burc genant, von den die banier wart bekant und ist in Letten Lant gelegen"), Далее автор рассказывает, что женщины там скачут на лошадях, совсем как мужчины, и в заключение утверждает, что увиденный им флаг по вендскому обычаю это действительно флаг лэттов. Нет ничего удивительного в том, что когда в переводах с оригинала на латышский язык "Wenden" заменяется на "Цесис" (Cēsis)[3], "wendischen siten" - на "обычай цесисцев" (т.е. этнонимическое обозначение подменяется топонимическим), а отряд "ландвера" на "латышский полк", то у большинства читателей Рифмованной хроники в латышском переводе, не знакомых с историческими хитросплетениями, никаких проблем относительно того "что есть что" и "кто есть кто" не возникает. Хотя в действительности происходит подмена (попытка «латышизации,) и читатель вводится в заблуждение относительно реалий действительной истории Латвии. ........................ Вот какой вид имеет этот фрагмент в одном из переводов с немецкого оригинала на латышский язык (40; 9215-9234)[4]: Кā zemes sargi uz Rīgu steidza Как стражи земли в Ригу спешили Vēl Cēsu kopa, kā man teica. Еще и цесисский отряд, как мне сказали. Kad kara ziņu dzirdēja, Когда известие о войне услышали, Viens brālis simts vīru atveda. Один брат (рыцарь) сотню мужчин привел Tie пāса bravi, diženi; Шли они бравые, величавые; Šis kopas karogs sarkans bij, Флаг этого отряда красным был Turklāt ar baltu svītru tas Притом с белой полосой он Pēc cēsinieku parašas. По обычаю цесисцев. Par Cēsīm saucās pils tur kāda, Цесисом называется там замок один, Tās karogam ir krāsa tāda. У знамени его расцветка такая. Šī pils ir latviesos, to es Тот замок средь латышей Jums varui teikt; tur sievietes Могу вам сказать: там женщины Kā vīri jāi, tads paradums Как мужчины скачут (на конях), такое обыкновение Ir viņām. To patiesi jums У них. И это истинно вам Es saku, ka latvju karogs ir tas. Я скажу, что латышский флаг этот. No viniem tai laikā pulciņš mazs В то время из них отряд маленький был, Simts vīru Rīgā bij atnākuši, Сто мужей в Ригу пришли, Kā jūs to esat dzirdējuši. Как вы это слышали. Kāds brālis viņu vedējs bija, И брат (рыцарь) их был ведущим, Kam vini labprāt paklausīja. Кому они охотно были послушны ............................. Kаменный замок меченосцев Венден был построен в 1207 году, неподалеку от уже имевшегося там (старого, деревянного - около озера Арайши, на территории, где жили венды, и по имени которых новый замок получил свое название) замка вендов (castrum wendorum) и связанного с городищем на Ореховой горе (Riekstu kalns). Это городище в 9 -13 вв. было заселено вендами, жившими в Цесисе рядом с лэттами[5]. О вендах многократно говорит Генрих Латвийский, выделяя их среди племен, живущих рядом с ними, - ливов и лэттов[6]. В Рифмованной же хронике о вендах практически ничего не говорится, лишь упоминается "Вендская земля" (40; 37, 1417), и, по мнению Г.Вирхуфа (один из священников Цесиса), автор Рифмованной хроники просто перепутал вендов с латышами. Венды - древний этноним с основой ven(e)d - является обозначением славян в целом или отдельных их частей или групп в немецком и прибалтийско-финнских языках: он применялся к славянам как к этническому целому, и это название было дано им извне и применялось только соседями - неславянами. Ср. нем. Wenden, Winden, -windish, Wendish, эст.Wene, Welane "русский", финск. Venaja -"русский язык", Venalainen - "русский". Vena - "Русь", Venaks - "по-русски" (13). Это же название у целого ряда авторов (как отмечают В.В.Иванов и В.Н.Топоров) в формах Venedi, Venadi, Veneti встречается в тех местах, где позже отмечены славяне[7]. .................... В тексте Ливонской хроники говорится о многочисленности вендов и рассказывается, что "венды в то время были бедны и жалки: прогнанные с Винды, река в Куронии, они жили сначала на Древней Горе, у которой был построен город Рига, но откуда были опять изгнаны курами; многие были убиты, а остальные бежали к лэттам, жили там вместе с ними и очень обрадовались приходу священника" (8; Х,14). Нигде в тексте Ливонской хроники не говорится о том, что венды в то время еще враждовали с немцами (хотя Ливонская хроника - это во многом хроника борьбы немцев с другими местными племенами). Это особое отношение к немцам (и наоборот) наводит на мысль, что венды, столкнувшись с враждебностью к себе местного населения, возможно, воспринимали немцев в какой-то мере как "своих" - выходцев из "их" германизированной Славии. Далее говорится, что "братья-рыцари со своими вендами" воевали с язычниками, что венды жили в одном замке с немцами (8; ХП1,5), многие из вендов составляли что-то вроде наемного войска у меченосцев [13]; в 1225 году папский легат в Ливонии внушал братьям-рыцарям налагать на вендов "лишь легкое бремя" (8; XXIX.3). |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 27-02-2009 05:30 |
Венедское поселение Рига находилось у холма Куббе, в районе современной Эспланады и Академии Художеств, в самом центре современной латвийской столицы. Как известно, в 2001 году Рига пышно отметила своё 800-летие. И таится в этом обидная историческая несправедливость! Ведь задолго до того, как епископ Альберт заложил свой НЕМЕЦКИЙ город, здесь уже существовали поселения местных жителей. Увы, но мы никогда не сможем определить с точностью, насколько это было давно… Известно, что уже в конце XII века, в излучине речки Риги, или Риге (она впадала в Даугаву недалеко от нынешнего железнодорожного моста), в районе площади Альберта, существовало поселение ливских торговцев и ремесленников. Но когда же тут поселились люди? По свидетельству датского летописца Саксона Грамматика, шведские викинги в конце IX и в начале X века появляются у «города на Двине» и дважды разрушают его. Авторитетнейший археолог Андрис Цауне отмечает, что несомненного культурного слоя XI века ни на одних раскопках, до сих пор проводившихся в Риге, пока не обнаружено. Были найдены лишь отдельные древности той эпохи. Это немногочисленные вещи куршей (бронзовые крестовидные булавки), латгалов (украшения с колокольчиками) и при этом нет ни одного (!) предмета ливского происхождения. В отличие от Даугмале и Лаукскола в слоях X-XI веков отсутствуют предметы иноземного происхождения – наличествуют исключительно местные! Гораздо богаче находки XII века. Именно они позволили определить точное расположение рижских поселений, существовавших к моменту прибытия сюда немецких завоевателей. Любопытно, что среди находок этого времени преобладают предметы, привезённые с Руси. Это стеклянные бусы, шиферные веретенные пряслица, раковины каури, бронзовые крестики, перстни, всевозможные браслеты. Некоторые из этих привозных предметов на территории Латвии в большом количестве обнаружены только в Риге, например, фрагменты излюбленных русскими горожанками стеклянных браслетов. Если в Риге известно более 500 их находок, то общее число фрагментов браслетов, обнаруженных в других латвийских археологических объектах того времени, ограничивается лишь двумя десятками. В этой ситуации особо любопытен тот малоизвестный факт, что на территории Старого города были обнаружены предметы вендского происхождения. Почему-то эта тема старательно замалчивается. Но кто же такие эти венды, венеды, венеты -- самый загадочный народ в латвийской истории? Справка от музы Клио. Ранние известия о славянах в античных источниках относятся к началу I тыс. н. э. Римскими авторами они именовались венедами или венетами. О них впервые упомянуто в труде Гая Плиния Старшего (23/24 -- 79 годы н. э.) «Естественная история», содержащем географическое описание Европы, Северной Африки и Ближнего Востока. О том, что под этим именем действительно скрывались славяне, свидетельствует Иордан -- автор «Гетики», написанной в середине VI века. Он сообщает, что венеты - «многочисленное племя», проживавшее «от истоков Вистулы (античное название Вислы – И.Г.) на огромных пространствах... Хотя теперь их названия меняются в зависимости от различных родов и мест обитания, преимущественно они всё же называются славянами и антами». Сведения о венедах содержатся в сочинении Публия Корнелия Тацита «Германия», написанном в 98 году. Их областью была тогда территория между Германией и сарматами, западными пределами которых считалось Среднее Поднепровье. Описаны они и Клавдием Птолемеем, в его труде «Географическое руководство» (третья четверть II века). Там сообщается, что венеды - один из крупнейших этносов Европейской Сарматии. Венедами в раннем средневековье называли славян их западные соседи германцы, что зафиксировано множеством письменных источников. Германское название сохраняется за славянами доныне – именно так немцы именуют славян-лужичан. Венедами называют славян и прибалтийские финны (эстонское wene, финское venelainen, карельское venea -- русские, Vena -- Русь). Ранее предполагали, что это название славян было заимствовано от германцев. Однако новейшие археологические изыскания показывают, что славяне вступили в контакты с прибалтийскими финнами независимо от германцев в середине I тыс. н. э., когда поселились на землях в бассейнах Ильменя и Псковского озера. Пришли же они из областей, прилегающих к Висле, которые, согласно уже упомянутому Иордану, принадлежали славянам-венедам. Любопытно, что в латвийских учебниках истории о вендах стараются не упоминать вообще, а относительно их самих, известный латышский историк Э.Мугуревич сделал глубокомысленное заключение, что это «одна из групп курземских ливов, живших в низовьях Венты и получивших своё имя от этого гидронима». С вендами связаны некоторые сделанные в Риге находки XII-XIII вв. Ничего похожего на эти предметы в латвийском археологическом материале до сих пор не обнаружено! Археолог А.Цауне указывает, что «ввиду примитивного исполнения и дешевизны сырья их нельзя считать привозными», следовательно, они однозначно относятся к местной материальной культуре. Это, прежде всего, небольшие деревянные палочки с вырезанными на конце двумя или четырьмя человеческими лицами. Они напоминают находки многоголовых изображений богов в землях западных славян в теперешней Восточной Германии, на Волыни и на Западной Украине (Збручский идол). Ближайшие аналоги некоторых рыболовных принадлежностей, найденных при раскопках на территории Риги, можно обнаружить в археологическом материале польского поморья. В X главе своей хроники Генрих Латвийский, описывая крещение вендов в Цесисе, отмечает: «Венды в то время были бедны и жалки: прогнанные с Винды, реки в Куронии, они жили сначала на Древней Горе, у которой ныне построен город Рига, но откуда были опять изгнаны курами; многие были убиты, а остальные бежали к лэттам, жили там вместе с ними…». Так как Цесисский могильник вендов, открытый возле станции Цесис, датируется XI веком, можно с уверенностью предположить, что в окрестностях Риги венды жили примерно в середине XI века, или даже раньше (могильник у Домского собора). Таким образом, Древняя гора могла быть первым поселением людей на территории Риги. Но где же была эта гора, знаменитая Mons Antiquus, Mons Riga? Речь идёт об уже упоминавшихся нами холмах Куббе, мимо которых шла Песочная дорога. Рядом с этой горой располагались городские пастбища, рос лес. Остатки Древней горы, или «горы Риги», были срыты в конце XVIII века, и потому современные археологи лишены возможности исследовать городище вендов, этих, возможно, ПЕРВЫХ рижан, которых по справедливости и следует считать подлинными основателями нашего города. Таким образом, сегодня мы могли бы отпраздновать 1000-летний юбилей Риги, ибо древнейшие археологические находки, свидетельствующие о её ранней истории, относятся к XI веку. Но порочная традиция заставляет нас отдать пальму первенства епископу Альберту… Хотя задолго до прихода сюда немецких захватчиков, здесь уже существовал порт, процветала торговля, находилось два поселения местных жителей. Основанная в 1201 году немецкая «деревушка» была поначалу отнюдь не больше посёлков первых рижан. Лишь позднее, в результате слияния всех трёх поселений в 1207-1210 гг. сложился средневековый город. Первое письменное известие о Риге содержится в написанной в конце XII – начале XIII века «Славянской хронике» Арнольда Любекского, который сообщает, что монах Мейнард основал епархию в Ливонии, в месте, «называемом Ригой» (ошибка, епархия была основана в Икшкиле). Упоминает о Риге и Генрих Латвийский в своей «Хронике Ливонии». Однако как ОФИЦИАЛЬНОЕ название города топоним Рига, упоминается лишь в 1209 году в составленном на латинском языке документе, в котором епископ Альберт удостоверяет, что в указанном году на кладбище при церкви Св.Петра в Риге (… in cimiterio beati Petri in Riga) побежденный правитель Ерсики Всеволод дарит свои владения церкви Девы Марии и получает их обратно уже в качестве лена. Тогда и прозвучало имя нового города. Но откуда же оно вообще взялось? Версий немало. Все учёные сходятся лишь в одном: название городу дала небольшая речушка Рига, впадавшая в полноводную Даугаву в пятнадцати километрах от устья. Но возникает законнейший вопрос, почему так называется сама река? Тут уж полное раздолье для толкований! Более 20 авторов – языковедов, историков и даже представителей точных наук высказывали мнение о происхождении и значении этого слова. По мнению некоторых лингвистов, первоначально имя реки звучало как «Ринга», что по-куршски означало «кружистая». Кто-то отстаивает ливскую версию, согласно которой «риге» от ливского слова «рожь», и реку назвали Ржаной, потому что по ней подвозили зерно. Кстати, и зерновой амбар тоже именуют ригой. Генрих Латвийский производил имя города от латинского rigare, а в нижне-немецком языке это слово означает «поток, канал, канава». Но есть ещё одно любопытнейшее толкование, которое почему-то практически неизвестно широким кругам читающей публики, хотя высказано оно было ещё в XVI веке весьма уважаемым человеком. Немецкий гуманист, друг Мартина Лютера и деятель Реформации, Филипп Меланхтон (1497-1560) серьёзно полагал, что название города Рига могло произойти от древнего славянского населения острова Риген (Рюген, Руян), что находится у германского побережья Балтийского моря [Fischer, 152]. Выходцы оттуда, балтийские славяне - венды, первыми поселились на Древней горе, назвав городище именем своей исторической родины. Гора Риген, река Рига, город Рига, такая вот получается вполне логическая цепочка. Но самое интересное, что эта скандальная версия имеет вполне материальное подтверждение! Как известно, остров Рюген был главной святыней балтийских славян. Там, в городе Аркона, находилось святилище бога Святовита. Стоял идол с четырьмя бородатыми головами, обращёнными в разные стороны. И держал он в одной руке меч, а в другой рог изобилия. Огромный орёл жил при храме и считался посвящённым Святовиту. Изображения четырёхликого кумира есть яркий признак культа этого славянского божества. Так вот, именно такие фигурки с четырьмя лицами и были найдены в Риге при археологических раскопках! В этом легко может убедиться любой посетитель Музея истории Риги и мореходства, где на стендах, посвящённых ранней истории города, мирно покоятся уникальные свидетельства пребывания балтийских славян на рижской земле. Всех интересующихся отсылаем к первоисточнику: J.B.Fischer. Hinter-Bergen allgemeine und eigene Winter und Sommerlust, mit untermischten physikalischen un moralischen Betrachtungen, in Versen beschrieben von daselbt. Riga, 1745. http://community.livejournal.com/yazichestvo_ru/71471.html |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 16-04-2009 05:23 |
Конные венды (национальное меньшинство Германии славянского происхождения) в национальных костюмах во время парада у деревни Ральбитс (Ralbitz) к северо-востоку от Дрездена. 12 апреля 2009. В пасхальное воскресение более тысячи всадников приняли участие в парадах, посвященных воскресению Иисуса Христа. (REUTERS/Pawel Kopczynski) http://b-picture.livejournal.com/6096.html |
|
Valerij великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 3753 |
Добавлено: 19-09-2009 19:13 |
Венды — это древний этноним, которым обозначали славян в немецком и финском языках. Vendish, Vennaja, Venelainen, Vene — все эти слова связаны с обозначением понятия "русский". О вендах многократно упоминал знаменитый хронист Генрих Латвийский как о жителях устья Западной Двины (Даугавы). Река Вента, город Вентспилс, старое немецкое название Цесиса — Венден, старое название Балтийского моря — Вендское… Эти названия уходят корнями к вендам. В немецком оригинале автор рифмованной хроники, повествуя об отряде леттов, прибывших в Ригу из замка Вендена под красным флагом с белой полосой, утверждал, что этот флаг — по вендскому обычаю. Такой флаг младолатыши в конце XIX века избрали своим символом, а национальным латвийским он станет в 1917 году. Похожий флаг у Австрии, столицей которой является город Вена — Виндебош в древности. Флаги в красно–бело–красном сочетании и в соответствующих пропорциях распространены на территориях древнего проживания славян — вендов. Описывая жителей Цесиса (Вендена), Генрих Латвийский отмечает: "Венды в то время были бедны и жалки. Прогнанные с Винды, они сначала жили на древней горе, на которой построен город Рига. Но оттуда были опять изгнаны куршами". Цесисский могильник вендов датируется XI веком, а значит, с уверенностью можно предположить, что в окрестностях Риги венды жили уже примерно в середине IX столетия. То есть древняя гора могла быть первым поселением людей на территории Риги. Где она находилась? Примерно там, где теперь Эспланада, высились когда–то холмы Куббе, или Древняя гора. Еще в XVI веке немецкий историк и гуманист Филипп Меланхтон предположил, что название Риги произошло от древнего славянского поселения — острова Риген (Рюген), что находится у германского побережья Балтийского моря. По его мнению, выходцы оттуда — балтийские славяне венды — первыми поселились на Древней горе, назвав городище именем своей исторической родины. Так же как выходцы из Орлеана основали Нью–Орлеан, а пришельцы из Йорка — Нью–Йорк. http://www.ves.lv/article/92740 |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 27-11-2010 04:50 |
В эпоху средневековья славяне вступили под историческим псевдонимом "венеты". Об этом сообщает византийский писатель середины VI в. Иордан. В том месте его «Гетики», где описана «Скифия» и ее «великие реки» - Дунай, Тиса, Прут, - говорится: «В их (т. е. рек. - С. Ц.) окружении лежит Дакия, укрепленная расположенными наподобие венца крутыми Альпами. У их левой стороны, которая склоняется к северу*, от истока реки Вистулы (Вислы. - С. Ц.) на огромных пространствах обитает многочисленное племя венетов. Хотя теперь их названия меняются в зависимости от различных родов и мест обитания, преимущественно они все же называются склавенами и антами». * Слово «Альпы» употреблено Иорданом в общем значении «горы». Здесь под ними подразумеваются Карпаты и Трансильванские Альпы. Комментируя этот отрывок, Е. Ч. Скржинская предположила, что Иордан, по всей видимости, имел перед глазами карту, ориентированную на восток, вследствие чего и определил северный склон Карпат как «левый» (см. Скржинская Е. Ч. Комментарии к кн.: Иордан. О происхождении и деяниях гетов. М., 1960). Но точно ли венеты были предками славян? История этого народа отсылает нас к областям и землям, находящимся в значительном удалении от колыбели славянского племени, - как будто для того, чтобы еще раз напомнить о неисповедимых путях этно-культурных влияний. В конце XIII-начале XII в. до н. э. главной опасностью для жителей Восточного Средиземноморья был северо-западный ветер, который приносил к их берегам одну за другой бесчисленные флотилии «народов моря». Эта группа племен вторглась в Переднюю Азию с Балкан. В Малой Азии под их ударами пало государство хеттов, а Палестина благодаря им приобрела свое нынешнее имя (от поселившегося на ее территории племени пуласти - библейских филистимлян). В нашествии приняли участие ахейцы (данайцы), которые упоминаются в древнеегипетских надписях среди атаковавших Египет «народов моря». Но почему-то от всей этой грандиозной эпопеи в памяти греческого народа осталась только не слишком блестящая в военном отношении осада незначительного малоазийского городка. Около 1194 г. до н. э. сотни ахейских кораблей появились у стен Илиона, или по-хеттски Таруиса (Трои). Гомер рассказывает, что на помощь осажденной Трое из Малой Азии пришел вождь пафлагонцев Пилемен из рода энетов (Enetoi)*. Пафлагония входила тогда в состав Хеттской империи, а троянцев с хеттами связывали тесные союзнические узы. Известно, что троянцы участвовали на стороне хеттского царя Муваталлиса в неудачной для него битве под Кадешем с фараоном Рамсесом II (1312 г. до н. э.). Греки производили племенное название энетов от имени «предводителя троян» Энея, отпрыска одной из ветвей троянского царского рода и самого отважного защитника обреченного города после Гектора. Энею и энетам покровительствовало хеттское божество - Аполлон**. * В древнегреческом языке отсутствовал звук «в». Отсюда разночтения в античных рукописях: энеты, венеты, генеты. ** Хеттский Апулунас был богом ворот и хранителем дома. Его изображали в виде камня или столба, что подтверждает Павсаний в своем описании святилища Аполлона в Амиклах: «Если не считать того, что эта статуя имеет лицо, ступни ног и кисти рук, то все остальное подобно медной колонне». Катастрофа, постигшая хеттскую империю, и разгром греками союзной хеттам Трои, побудили энетов перебраться в Европу. Маршрут их переселения находим у Страбона (63 г. до н. э. – 24 г. н. э.): «Наиболее общепризнанным является мнение, что эти энеты были самым значительным пафлагонским племенем, из которого происходил Пилемен... Лишившись своего вождя, они после взятия Трои переправились во Фракию и во время своих скитаний пришли в современную Энетику*». Он же ясно дает понять, что древние энеты и современные ему венеты - это один и тот же народ. Другая часть энетов двинулась на восток, в земли урартов**, но этой миграции мы касаться не будем. * Историческая область в районе современной Венеции. ** Урарты – один из народов Передней Азии, упоминаемый в ассирийских текстах с XIII в. до н. э. Созданное ими на территории Армянского нагорья государство Урарту просуществовало приблизительно с 900 до 600 г. до н.э. В V в. до н. э. фракийские и адриатические венеты были уже хорошо знакомы Геродоту, который описал один их любопытный обычай, - «самый благоразумный», по его словам. «Раз в году, - рассказывает греческий историк, - в каждом селении обычно делали так: созывали всех девушек, достигших брачного возраста, и собирали в одном месте. Их обступали толпы юношей, а глашатай заставлял каждую девушку поодиночке вставать и начиналась продажа невест. Сначала выставляли на продажу самую красивую девушку из всех. Затем, когда ее продавали за большие деньги, глашатай вызывал другую, следующую после нее по красоте (девушки же продавались в замужество)... После распродажи самых красивых девушек глашатай велел встать самой безобразной девушке или калеке и предлагал взять ее в жены за наименьшую сумму денег, пока ее кто-нибудь не брал с наименьшим приданым. Деньги же выручались от продажи красивых девушек, и таким образом красавицы выдавали замуж дурнушек и калек». Геродотовским рассказом иногда пытались подтвердить слова Иордана о родстве венетов и славян. Дело в том, что «Повесть временных лет» упоминает о бытовавшем среди восточнославянских племен обычае выкупать невесту. Однако сходство здесь мнимое. Славянские юноши похищали («умыкали») своих невест, после чего вносили за них выкуп, тогда как венеты действовали по-деловому, устраивая для женихов настоящий девичий аукцион. Из Верхней Адриатики значительная часть венетов двинулась дальше на запад. Промежуточной остановкой в их странствиях было нынешнее Боденское озеро, которое Помпоний Мела в I в. н. э. именует Venetus lacus, то есть Венетское озеро. Затем они прочно обосновались в галльской Арморике (нынешней французской Бретани), где, несмотря на сильное кельтское влияние, заняли среди галльских племен главенствующее положение, не ускользнувшее от проницательного взгляда Юлия Цезаря. «Это племя, - пишет он в «Записках о Галльской войне», - пользуется наибольшим влиянием по всему морскому побережью, так как венеты располагают самым большим числом кораблей, на которых они ходят в Британию, а также превосходят остальных галлов знанием морского дела и опытностью в нем. При сильном и не встречающем себе преград морском прибое и при малом количестве гаваней, которые вдобавок находятся в руках именно венетов, они сделали своими данниками всех плавающих по этому морю». Венетские корабли были довольно громоздкими сооружениями, их борта высоко вздымались над палубами многоярусных римских судов, и, тем не менее, они были отлично приспособлены для плавания вдоль бретонского побережья. Цезарь отметил также выдающееся свободолюбие и воинственность этого народа, который «поднял на ноги и другие общины, убеждая их лучше оставаться верными свободе, унаследованной от предков, чем выносить римское рабство». Обладая лучшим на европейском севере флотом, бретонские венеты уже в VII в. до н. э. стали хозяевами Ла-Манша, Северного и Балтийского морей, на побережье которых возникли их многочисленные колонии. В Британии, на севере Валлийского полуострова, им принадлежало поселение Венедот (Venedot). Римляне знали в Британии «землю венетов» - Виндоланд (Vindolanda, ныне Честерхолм). Географические названия на севере Европы, содержащие корни «вен», «венд», сохранились до наших дней, - таковы, например, нидерландский город Венло (Venlo) и скандинавский Вендсиссель (Vendsyssel). Крайней восточной границей расселения венетов следует, по-видимому, считать реку Венту (на территории Латвии). Венетская колонизация принесла на территории Балтийского Поморья, Ютландии, южных областей Швеции и Норвегии стиль так называемых лицевых урн, широко распространившийся в изделиях местной керамики. Археологический сюрприз этих находок состоит в том, что лицевые урны - характерная принадлежность еще только трех культур: древней Трои, этрусков и адриатических венетов. Примечателен вывод археологов о том, что лицевые урны нельзя отнести к продуктам обмена и их распространение следует связать с «миграцией в области Польского Поморья иноплеменного населения», причем пришельцы появились с запада [ Седов В. В. Происхождение и ранняя история славян. М., 1979]. Но наиболее глубокое вторжение вглубь материка венеты осуществили в районе Польского Поморья. В VII в. до н. э. они появились на Кашубской возвышенности и прилегающих к ней землях, где подчинили себе местные балтские племена (возможно, это были предки пруссов и ятвягов). Опорными пунктами венетов были впечатляющие крепостные сооружения, вроде Бискупинского городища, выстроенного в середине VI в. до н. э. на озерном острове, берега которого были укреплены бревнами, вбитыми в несколько рядов в дно. Мощное кольцо укреплений состояло из трех рядов бревенчатых клетей, засыпанных грунтом. К единственным воротам с западной стороны вел 120-метровый мост, переброшенный через торфяник. В городище проживало, по всей видимости, более тысячи человек. Имея такую крепость, венетам легко было держать в подчинении всю округу. Венеты пробудили в поморском населении колонизационную энергию. Начиная примерно с 550 г. до н.э. предводимые венетами поморские племена балтов упорно просачиваются на территорию лужицкой культуры, и, постепенно продвигаясь все дальше на юг, в течение двух столетий заселяют почти все Висло-Одерское междуречье. Вторжение венето-балтских племен не сопровождалось уничтожением или вытеснением лужицкого населения, которое сохранило прежние места обитания. Пришельцы селились рядом со славянскими поселками. Политическое господство венетов над поморскими балтами и славянами имело под собой экономическую основу, вполне естественную для народа-странника, - торговлю. Описав в своих странствиях по Европе широкую дугу, венеты замкнули круг в Норике*, где установили торговые и культурные связи со своими адриатическими сородичами. В частности, они монополизировали торговлю янтарем. Впрочем, здесь они пришли на готовое, так как прибалтийское население наладило торговое сообщение с Южной Европой и Передней Азией уже в глубокой древности: янтарь попадал в Вавилонию, а также в области микенской и италийской культур с XVI в. до н. э. Но торговля в те времена была довольно шатким экономическим фундаментом, и начавшиеся с V в. до н. э. переселения варварских народов Европы быстро положили конец процветанию венетской цивилизации. Венетские торговцы стали редкими гостями даже в западной части Балтийского региона. В 58 г. н. э. буря прибила несколько купцов-»индов» к северному побережью Германии, и Плиний Старший (ок. 23-79 гг. н. э.) с Помпонием Мелой сообщают об этом, как о чем-то необычном, своего рода сенсации. Под «индами» здесь, очевидно, подразумеваются «винды», венеты, подтверждением чему служат данные карты римского географа Потрея Мели (сер. I в. до н. э.), где восточнее Северного моря показан «Индийский (Виндийский, Венетский) океан», который в «Географическом руководстве» Клавдия Птолемея (89-167 гг.) назван «Венетским заливом». * Норик (иначе Винделика) - историческая область в Центральной Европе, включавшая в себя территорию современной Восточной Австрии и Словении. Своим названием Норик, по всей видимости, обязан венетам (в хеттской Пафлагонии существовал культовый центр - город Нерик; где-то здесь, по сведениям Страбона, и жили энеты). Память об их присутствии на территории Норика сохраняется также в названии Вены (древняя Виндобона). В пору своего могущества венеты оказали глубокое влияние на религиозные представления славян, а вместе с ними балтов, кельтов и германцев. Поклонение славян громовержцу Перуну (литовский Перкунас, кельтский Перкунья) восходит через религиозное посредничество венетов к культу хеттского божества Пирваса, чье имя считается родственным хеттскому «перуна» - скала [История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. М., 1988. Ч. 2. , 153]. Другой хеттский бог – Тару, или Тархунтас - перевоплотился на европейской почве в германского Тора. Кроме того, венеты выступали культурными посредниками между цивилизованным средиземноморским Югом и варварским Севером. Геродот упоминает о неких жертвенных дарах, завернутых в пшеничную солому, которые «гипербореи», «жители севера», посылали на Делос - остров, где, согласно мифам, родились Аполлон и Артемида. Эти дары делосцам доставляли адриатические венеты, принимавшие их, в свою очередь, от «скифов», обитателей задунайских земель. Известия Геродота дают основание считать, что к V в. до н. э. наметилось некоторое соответствие венетского (лужицкого) и греческого пантеонов. Культ Аполлона был принесен в Европу венетами. Долгое время этот небесный покровитель пафлагонских энетов воспринимался гомеровскими греками как чуждое, враждебное божество. Для них он был deimos theos - «страшным богом», «ночи подобным», вероломным «губителем» и «другом нечестивцев», по словам Гомера. Солнечный нимб воссиял над его головой не раньше VI-V вв. до н. э. Вероятно, Аполлон почитался греками и находящимися под венетским влиянием лужицкими племенами именно в качестве солнечного божества. В «Эклогах» Гимерия (310-? гг.) есть рассказ о том, как Аполлон летал к «гипербореям» на запряженной лебедями колеснице и вернулся, «когда было лето, даже самая середина лета». Абсолютно точным пластическим воспроизведением этого мифа выглядят статуэтки или скорее скульптурные группы, во множестве встречающиеся на территории лужицкой культуры: мужская фигура с солнечной короной над головой стоит на повозке, запряженной какими-то водоплавающими птицами. От античных авторов хорошо известен также древний афинский обычай человеческих жертвоприношений - сожжение мужчины и женщины в честь Аполлона, которое совершалось как раз в середине лета, в день летнего солнцестояния, когда по древнегреческому календарю (шестой день месяца таргелиона) начинался год. Эти верования и обычаи древних греков имеют параллели на лужицком археологическом материале – останки сожженных людей, обнаруженные в местах летних солнечных празднеств, возможно, соответствующих афинскому празднеству шестого дня месяца таргелиона. Что касается Артемиды, то у венетов существовал ее двойник - богиня Ректия. Благоговейные чувства, питаемые к богине-охотнице со стороны лужицких «гипербореев», могли произрастать на почве древнейшего охотничьего культа медведя, широко распространенного на территории лужицкой культуры. В греческой мифологии медведица была одним из священных животных Артемиды: жрецы этой богини исполняли ритуальные пляски в медвежьих шкурах. На Одере и Висле с венетами произошло то же, что и в Галлии: они постепенно смешались с местным славянским населением, усвоили его язык, но на какой-то, довольно долгий срок, - вероятно, до начала н. э., - сохранили свое политическое господство. Благодаря последнему обстоятельству, имя венетов распространилось на славян, не став, однако, их самоназванием. Это была обычная практика всех варварских союзов, в которых союзные и подчиненные племена объединялись под общим для всех названием народа-предводителя. Поэтому народы, граничащие со славянами на западе и северо-востоке - германцы, финны, эстонцы, - запомнили их под именем венетов. Они и поныне называют русских именами, производными от этнонима Venedi, Venethi (венеды, венеты): эстонцы - vene («вене») или venelainen («венелайнен»), финны - venaja («венайя»). В верхненемецком диалекте для обозначения лужицких сербов используется термин Wenden/Winden («венден»/»винден»). От германцев термин «венеты» (в форме Venedi, венеды) попал в латинский язык и был узаконен римскими авторами начала н. э. для обозначения населения Центральной и Восточной Европы (в массе своей славянского), отличного от германцев и сарматов. Плиний Старший первым из римских авторов употребил его в своей «Естественной истории». Он поместил венетов в числе народов, обитавших восточнее Вислы, в стране «Энингия», которая, по словам историка, «населена... сарматами, венетами, скирами, хиррами» (взгляд Плиния движется с востока на запад). Венеты, следовательно, жили между скирами, которые обитали тогда в верховьях Вислы, и сарматскими кочевьями, располагавшимися в Пруто-Днестровском междуречье. Далее Плиний ставит венетов в ряд «величайших» варварских племен своего времени. По сведениям Тацита, венеты занимали земли между свевами (германцами) на западе, певкинами на юге (в низовьях Дуная), сарматами на юго-востоке и финнами на северо-востоке. Птолемей говорит, что венеты - одно из крупнейших племен Европейской Сарматии, которому принадлежит все южное побережье Балтийского моря («Венетского залива»). Географические понятия того времени ограничивали Сарматию с запада рекой Вислой, с юга - Карпатами и северным Причерноморьем, а с севера - Балтийским морем (восточные и юго-восточные ее пределы оставались вне поля зрения античных географов). Словом, связь этнонима «венеты» с территорией, на которой в первые века н. э. обитали славянские племена, прослеживается со всей очевидностью. Сами же венеты, то есть венето-поморское население южного берега Балтики, получили у римских авторов другое название - вандалы. Таким образом, венеты не были предками славян. Связав их узами этнического родства, Иордан просто повторил ошибку античной литературной традиции. Причиной заблуждения была высокая колонизационная активность венетской цивилизации, оказавшая глубокое воздействие на древнюю историю славян. http://community.livejournal.com/ancient_ru/206873.html |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 21-03-2011 03:40 |
Ретра, храм вендов в Померании Научную и общекультурную значимость прильвицкой находки трудно переоценить. Образно говоря, её можно сравнить с сокровищами Трои, а самого А.Г. Маша – с немецким археологом Генрихом Шлиманом, раскопавшим в Микенах часть города, прославленного Гомером в "Илиаде". Более шестидесяти антикварных предметов, среди которых есть уникальные статуи языческих богов, священные изображения, жертвенные подносы, обрядовые ножи и прочая храмовая утварь, – вместе составляют целый археологический музей, по которому можно восстановить древний пантеон и образ религиозной жизни вендов. Автор первых печатных комментариев к сокровищам Ретры прекрасно понимал уникальность своей коллекции. А.Г. Маш неоднократно подчёркивает, что она "единственная в своём роде", что найденные в Прильвице богослужебные святыни вендов "не имеют себе подобных". "Древние предметы, описанию которых посвящены эти страницы, – пишет в своем введении немецкий археолог, – по справедливости должны рассматриваться как бесценные памятники народов, более тысячи лет обитавших на землях, которые мы ныне называем нашим Отечеством". (Из предисловия П.Тулаева к http://kladina.narod.ru/rethra/frames.htm) Изображение Радегаста. В середине 2000-х коллекция была извлечена из многолетнего лежания в запасниках и осторожно выставлена. Почему осторожно? Не вписывается славянская история в немецкую. К чему я это? Готовлю обобщённый взгляд на всю эту историю. http://ibo0204.livejournal.com/142002.html |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 06-10-2011 07:11 |
Венды, также венеды или реже винды (нем. Wenden - от лат. Venedi, происходит от лат. Venetae — имени этноса в бассейне Средней Вислы, в 350 г. покоренного остготами) — средневековое германское название славян, собирательное название всех славян, расселившихся со времен Великого переселения народов на территории современной Центральной и Восточной Германии. К настоящему времени название закрепилось за полабскими славянами и в более узком значении - за сорбами. vend late 14c., from L. vendere "to sell, praise," contraction of vendumare "offer for sale," from venum "for sale" (see venal) + dare "to give" (see date (1)) [praise "хвала, похвала, восхваление, хвалить, восхвалять, превозносить]. Лат. vendo "продавать, продавать с торгов, торговать, трубить во всеуслышание, расхваливать, восхвалять". В голландском loven - "хвалить". В датском и норвежском слово ROS означает ХВАЛИТЬ, СЛАВИТЬ. Славить: албанский - lavderim, английский - laud, бакский - laudorio, болгарский - похвала, голландский - lof, исландский - lofa, итальянский - lode, латынь - laudem, латышский - slavet, польский - chwalic, португальский - louvor, румынский - lauda, сербский - похвала, словацкий - chvala, словенский - pohvale, хорватский - pohvala, чешский - chvala. Одним из первых о славянах, как выделившемся из венедов самостоятельном этносе, писал готский историк Иордан в первой половине VI века: "В этой Скифии первыми с запада пребывает народ гепидов, который окружён великими и славнейшими реками. Ведь по северу и по его области растекается Тисия (совр. Тиса), с юга же (его) отсекает сам великий Данувий (Дунай), с востока — Флутавсий (Олт либо Прут), который, будучи стремительным и изобилующим водоворотами, неистовствуя, катится в воды Истра. В их (рек) окружении лежит Дакия, укреплённая (расположенными) наподобие венца крутыми Альпами. У их левой стороны, которая склоняется к северу, от истока реки Вистулы на огромных пространствах обитает многочисленное племя венетов. Хотя теперь их названия меняются в зависимости от различных родов и обитания, преимущественно они всё же называются славянами и антами". Другое значение слов vendo "продавать, продавать с торгов", veneo "поступать в продажу, продаваться". Одна из важнейших целей войн в древности - захват рабов и их дальнейшая продажа. Полон - древнерусское слово, означающее плен. Фасмер: ПОЛОН род. п. -а, полонить, -ню, укр. полон, полонити, блр. полон, др.-русск. полонъ, полонити, ст.-слав. плнъ (Супр.), плнити (Супр.), болг. плен (Младенов 428), сербохорв. плен, плиjен "добыча", словен. рlеn "добыча, ограбление", чеш. рlеn "выручка, прибыль, урожай, добыча", слвц. рlеn "добыча, ограбление", польск. рlоn "жатва, урожай". Праслав. *реlnъ, родственно лит. реlnаs "заслуга, заработок", реlnаu, pelnyti "заслуживать", лтш. pelna "заслуга, прибыль", др.-инд. раnаs м. "обещанная награда", panate "скупает, закупает", греч. "покупаю", д.-в.-н. fali (из *felia-) "продажный", др.-исл. falr – то же, также др.-лит. peldu, peldeti "беречь, хранить" (Траутман, ВSW 213; Арr. Sprd. 392; И. Шмидт, Vok. 2, 78; Jеnаеr Lit. Zeit. 1874, стлб. 508; Фортунатов, ВВ 6, 217; AfslPh 4, 579; М.–Э. 3, 197, 198 и сл.; Хольтхаузен, Awn. Wb. 55; Торп 237; Гофман, Gr. Wb. 292; Ван-Вейк, ИОРЯС 20, 3, 38). Слово плен заимств. из цслав. Менее вероятно сравнение слав. слов с лат. pellis "шкура", гот. fill – то же, вопреки Брандту (РФВ 23, 292); см. об этих словах Вальде–Гофм. 2, 275 и сл. Полон (плен) восходит к греч. пwлеw "продавать, отдавать на откуп, передавать за деньги". На месте античных ВЕНДОВ в средние века возникли ПОЛОНЫ (Polonia - название Польши). Произошла смена латинского названия на греческое (возможно, с приходом письменности от Кирилла и Мефодия). Значение слов vendo и пwлеw "продавать, продавать с торгов" привело к тому, что в средние века этноним славянин "sclavus" вошел во многие языки в смысле раб (англ. slave). Хотя славяне в этом и не виноваты. Были торгашами - это правда, но торговали янтарем. Древние греки рассказывали о реке Эридан, находившейся на севере, что у этой реки живут венеты, которые добывают янтарь. Через территорию современной Польши проходил янтарный путь в Рим. http://etymology-ru.livejournal.com/341401.html |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 18-01-2014 08:42 |
Нашла дурацкий отзыв на эту тему форума: Кстати, почему Венден? Может ли название иметь отношение к вендам? Многие из этого народа бежали с Венты (Виндавы) как раз сюда. И кто такие венды? Те же это германские славяне? Или это адриатические венеты (Тацит)? Или кельты-венеты (Ю.Цезарь)? Или венеды-сарматы (Плиний)? Или венеды-славяне (Фредегар)? Или анты и склавины (Йордан)? Или это вандалы? На эти вопросы пока нет ответов. Даже Великий Магистр Рената Римша в своих ссылках меняла мнение о принадлежности венедов вот с такой скоростью: 2004 год – это курземские ливы 2005 год – это этническая группа финно-угорских племён 2006 год - это сарматы 2006 год – это немцы 2006 год – это полабские славяне 2009 год – это славяне Оставим эту задачу будущим историкам. http://ibo0204.livejournal.com/109888.html Человек настолько недалекого ума, что даже не понял, что здесь нет моей точки зрения на этот вопрос. В тему просто кидается вся появляющаяся информация по теме, чтобы можно было сравнивать и сопоставлять. Если я начну каждую тему анализировать, никакой жизни не хватит. А так пусть лежит - может, со временем пригодится. |
Страницы: 1 |
средневековые замки / история Ливонии и Балтийского региона / Венды |