Рыцарство: вопросы терминологии

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:    

Раздел: 
средневековые замки / исторические вопросы / Рыцарство: вопросы терминологии

Страницы: 1  ответить новая тема

Автор Сообщение

великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 905
Добавлено: 26-07-2004 02:38
Продолжение разговора, начатого в теме "Замки Средиземноморья":

Рената писала: Еще мысль появилась по ходу. Это сейчас мы обобщаем, для нас слово "рыцарь" - собирательный образ дворянина, закованного в латы, и участвующего в турнирах или боевых действиях против сарацин. А ранее, по-моему, рыцарь - это был титул ("шевалье"), наряду с маркизами и герцогами. Если это так, то Лузиньяны не могут называться простыми рыцарями...


Для начала приведу несколько формулировок из наиболее известных словарей и энциклопедий:

РЫЦАРЬ (нем . Ritter, первоначально - всадник), в Зап. и Центр. Европе в средние века феодал, тяжеловооруженный конный воин. Для рыцаря считались обязательными моральные нормы: смелость, верность долгу, благородство по отношению к женщине. Отсюда - в переносном смысле - рыцарь - самоотверженный, благородный человек. (Современный энциклопедический словарь)

РЫЦАРЬ м. вообще, конный витязь старины, когда ручной бой, меч и латы решали дело; конный латник дворянского сословия; | член рыцарского ордена, братства; | *честный и твердый ратователь за какое-либо дело, самоотверженный заступник. Он рыцарь в душе, но дела его безумны. Рыцарство ср. состоянье, званье это; | братство рыцарей; | дворянство Балтийских губерний. Рыцарствовать, рыцарить, витяжествовать, витязничать, наездничать. (Толковый словарь В.И. Даля)

РЫЦАРЬ , -я, м. 1. В средневековой Европе: феодал, тяжело вооруженный конный воин, находящийся в вассальной зависимости от своего сюзерена. (Толковый словарь С. Ю. Ожегова и Н. В. Шведовой)

ШЕВАЛЬЕ (франц . chevalier - рыцарь, кавалер), дворянский титул в феодальной Франции. (Современный энциклопедический словарь)

КАБАЛЬЕРОС (исп . caballeros), рыцари средневековой Испании. Приблизительно тот же смысл имел термин "идальго". (Современный энциклопедический словарь)

КАВАЛЕР (от франц . cavalier, букв. - всадник), 1) в средние века - член рыцарского ордена; рыцарь; дворянский титул в Италии и Испании. (Современный энциклопедический словарь)

Все эти формулировки на удивление бессмысленны, не точны, и не отражают сути явления, поскольку, если что-то и пытаются объяснить, то упорно и назойливо связывают понятие «рыцарь» и его аналоги в разных странах Европы, с конем, на котором они ездили с одной стороны, и каким-то фантастическим и нарочитым благородством или кодексом чести с другой стороны. Итак, разберем ситуацию более детально. Прежде всего, по поводу коня.

Действительно:
франц. chevalier (конь – cheval)
итал. cavaliere, cavallo (конь – cavallo)
испан. caballero, caballo (конь – caballo)
нем. ritter (конь – pferd, ritt – верхом (на лошади)
рус. рыцарь (от нем . ritter )
латынь eques, miles (конь equus, caballus)
греческий – иппотис (иппос – конь, лошадь, а также и всадник)

Таким образом, везде, за исключением английского слова knight (кто знает происхождение английского knight?) понятие рыцарь в большинстве стран и языков напрямую связано с понятием конь или лошадь. Однако, это отнюдь не значит, что рыцарь является простым производным от «коня». Более того, в каком-то смысле поражает близорукость большинства исследователей, которых эта взаимосвязь не навела на размышления: что это за статистика такая? В реалиях же суть дела сводится к тому, что в Древнем Риме
была такая «каста», а точнее сословие - назывались «всадники» (всадник eques).
Привожу статью из энц.словаря Брокгауза (частично)

Всадник. - В древнейшие времена выражение "римский В." (еquеs rомаnus) применялось исключительно к служащему в коннице римскому гражданину; в эпоху Цицерона с ним соединяется представление о принадлежности к известному сословию, обладающему известными политическими и социальными правами, между тем как представление о конной службе отходит совершенно на задний план. Взамен военного термина мы имеем перед собой термин политический; в этом переходе заключается история всаднического сословия.

Переход был уже подготовлен реформой Сервия Туллия, в силу которой 1800 римских граждан, которые служили в коннице и получали обязательно коня от государства (еquiтеs rомаni еquо рuвliсо), должны были подавать голоса в народном собрании отдельно от других, причем каждая сотня (центурия) обладала одним голосом. Но так как число 1800 со временем оказалось недостаточным, то - по традиции, в силу военной реформы Камилла в 400 г. до Р. Хр.) - было постановлено, чтобы каждый римский гражданин, обладавший определенным цензом (позднее в 400000 сестерций = 21400 руб. зол.), был обязан, по призыву, поступать на службу в конницу, причем лошадь он должен был купить сам. С этого времени мы имеем три категории римских всадников: 1) еquiтеs rомаni еquо рuвliсо, в числе 1800; 2) еquiтеs rомаni еquо рrivато, призванных к конной службе консулом; 3) лиц, обладающих всадническим цензом, но не призванных к конной службе.

Строго говоря, термин "всадническое сословие" (оrdо еquеsтеr) применим только к первой категории, так как только она обладала политическими правами; но в источниках он применяется также и к остальным. Таково было положение римских всадников в эпоху великих войн. Новый шаг в означенном направлении был сделан при К. Гракхе (123 - 121 гг. до Р. Хр.), который желал окончательно превратить всадников в политическое сословие, рассчитывая найти в них поддержку в своей борьбе с сенатом. Он провел 2 закона: 1) так назыв. lех Sемрrоniа judiсiаriа, в силу которого сенаторы были лишены права быть судьями, как в гражданских, так и в уголовных процессах, и это право было сделано достоянием исключительно всаднического сословия, и 2) так называемый lех Sемрrоniа dе рrоvinсiа Аsiа, в силу которого было постановлено, чтобы земледельцы провинции Азии (т.е. западной части Малой Азии) были обложены десятиной, и эта десятина отдавалась на откуп исключительно всадникам, которые, как самые богатые граждане, были главными капиталистами в Риме.

Сорокалетие между К. Гракхом и Суллой было временем наибольшего процветания всадников. Сулла (82 г. до Р. Хр.) отнял у них суды, и возвратил последние сенаторам; но уже в 70 г. они отчасти получили их обратно, благодаря поддержанному Гн. Помпеем закону претора Г. Котты (lех Аurеliа judiсiаriа), согласно которому одна треть всех присяжных заседателей (которых было 900) должна была состоять из сенаторов, другая - из всадников первой категории, третья - из так называемых тriвuni аеrаri, которые были всадниками второй и третьей категории. Разницы между обеими последними категориями в те времена уже не было, потому что не было более конницы из римских граждан; напротив, разница между первой категорией и обеими последними сохранилась, так как все еще существовали 18 центурий с их привилегией отдельной подачи голоса.

В эпоху Цицерона римский "всадник", поступавший на военную службу, служил сначала в штабе полководца (как его соnтuвеrnаlis), а затем делался офицером (тriвunus мiliтuм).

Права всадников. Исключительное положение провинции Азии было
упразднено еще Цезарем, а финансовые реформы Августа повели к отмене откупной системы вообще. Равным образом упразднение комиций Тиберием повело к упразднению 18 центурий, а с ними и разницы между отдельными категориями римских всадников. Вообще же всадники более выиграли, чем потеряли. Со времени Августа все три трети (декурии) общего состава присяжных заседателей были возвращены всадникам; кроме того, Август учредил для более мелких гражданских процессов еще четвертую декурию.

Долговечнее были другие привилегии всадников, отчасти дарованные им, отчасти упорядоченные императорами. Взамен прежних трех категорий В., при императорах существовали две: 1)категория "сенаторских всадников", в которую вступали iрsо jurе сыновья сенаторов, чтобы путем краткой военной службы приобрести право домогаться квестуры и с ней доступа в сенат, и 2) категория обыкновенных В., в которую каждый попадал по прошению, подаваемому в императорскую канцелярию а liвеllis. Такой В. должен был начать свою карьеру военной службой и пройти три степени (мiliтiае), причем его производство в следующую степень зависело от воли императора, а не от выслуги лет. Окончив военную службу, он начинал службу административную. Эта последняя была создана императором и отличалась от республиканских магистратур, между прочим, тем, что служащие получали оклады. Основным принципом при распределении должностей между сенаторами и В. был следующий: все должности, входившие в состав древнереспубликанского iмреriuм, достались сенаторам; все должности, непосредственно зависящие от императора, достались В. Таковыми были: 1) префектуры 2) Прокуратуры. Эти должности были вознаграждением В. за отнятые у них откупа.


Таким образом, прежде всего, в слове «рыцарь» на разных языках отразилась не его связь с конем, а его социальная преемственность как особого сословия, унаследованного от Древнеримской империи некоторыми европейскими странами. А нарочитая связь слова «рыцарь» с конем свидетельствует лишь о том, что в отдельных землях Западной Европы эта калька сословных принципов и роли в обществе «европейских всадников» как преемников «римских всадников» была настолько точной, что даже этимология названия сохранилась без изменений.

Теперь, касательно фантастических моральных кодексов.
В христианской Европе, в отличие от античного Рима, идеология касты всадников была несколько другой. Если в Риме это были воины, охранявшие «палладиум государства», то в Европе рыцарство играло, прежде всего, роль «пастухов», следящих за мирной жизнью «стада» в стойле. Соответственно и по смыслу их статуса, и «по должности» этим людям полагалась определенная снисходительность, в каком-то смысле сродни той, которую испытывает индуист, воплощающий в жизнь принцип ахимсы – снисходительность бесконечно более сильного к бесконечно ничтожному.

Следующим кирпичиком в сооружении рыцарских моральных принципов послужил очень практичный и разумно устроенный кодекс поединков – личных и групповых. Хотя, до бутафорских турниров 14-15 веков все поединки были реальны, с подразумеваемым смертельным исходом, тем не менее, до реальных убийств доходило достаточно редко, в силу рациональности и трезвомыслия этого сословия - рыцарей было слишком мало, чтобы они могли позволить себе просто так убивать друг друга. Однако, если дуэль начата, то ее необходимо так или иначе закончить, сохранив при этом лицо. Так вот и появился, постепенно, комплекс определенных этических условностей и поведенческих клише. И, наконец, последнее, но важнейшее по значимости замечание: в рыцари не попадал кто попало. И далеко не каждый отпрыск даже очень знатного семейства мог стать рыцарем в полном смысле этого слова. Вплоть до 13 века в рыцарстве были, как на подбор, люди исключительно выдающиеся по всем своим качествам, и, прежде всего, превосходящие современников величием духа и благородством. Именно эти факторы и породили иллюзию того, что рыцарю был присущ особый кодекс чести и благородства, который столь искренне, рьяно и безуспешно пытался возродить великий Рене Анжуйский, и который сто с лишним лет спустя, был столь метко осмеян Сервантесом.

Вадим писал: А как же понятие "рыцари Христовы"?


Рената писала: Так себя, кстати, именовали и тамплиеры и рыцари Ордена Христа и др. Мне кажется, что здесь немного иное. Вступая в монашеский орден или военно-монашеский, человек тем самым отказывался от всего земного, становясь именно "рыцарем Христовым", без пышных титулов.


Рената права. Никаких «Рыцарей Христовых» в собственном смысле этого слова не существовало вплоть до эпохи исчезновения рыцарства. Существовали
1. рыцари, состоявшие в духовных монашеских орденах, и принимавшие, соответственно, те или иные обеты, связанные с защитой христианской веры
2. были рыцари, выполняющие социальную функцию касты воинов в рамках доминирующей идеологии той эпохи
Но это отнюдь не значит, что эти рыцари были как-то особо озабочены благочестивым аспектом своей работы.
Разумеется, «ревность по Бозе» была составной и неотъемлемой частью той эпохи, однако, актуализировалась она рыцарством весьма своеобразно и, мягко говоря, не совсем в духе традиционных церковных установок. Прекрасно и точно написал на эту тему Пушкин

Жил на свете рыцарь бедный,
Молчаливый и простой,
С виду сумрачный и бледный,
Духом смелый и прямой.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.

Путешествуя в Женеву,
На дороге у креста
Видел он Марию деву,
Матерь господа Христа.

С той поры, сгорев душою,
Он на женщин не смотрел,
И до гроба ни с одною
Молвить слова не хотел.

С той поры стальной решетки
Он с лица не подымал
И себе на шею четки
Вместо шарфа привязал.

Несть мольбы Отцу, ни Сыну,
Ни святому Духу ввек
Не случилось паладину,
Странный был он человек.

Проводил он целы ночи
Перед ликом пресвятой,
Устремив к ней скорбны очи,
Тихо слезы лья рекой.

Полон верой и любовью,
Верен набожной мечте,
Ave, Mater Dei кровью
Написал он на щите.

Между тем как паладины
В встречу трепетным врагам
По равнинам Палестины
Мчались, именуя дам,

Lumen coelum, sancta rosa!*
Восклицал всех громче он,
И гнала его угроза
Мусульман со всех сторон.

Возвратясь в свой замок дальный,
Жил он строго заключен,
Всё влюбленный, всё печальный,
Без причастья умер он;

Между тем как он кончался,
Дух лукавый подоспел,
Душу рыцаря сбирался
Бес тащить уж в свой предел:

Он-де богу не молился,
Он не ведал-де поста,
Не путем-де волочился
Он за матушкой Христа.

Но Пречистая сердечно
Заступилась за него
И впустила в царство вечно
Паладина своего.

* Свет небес, святая роза! (лат.)
1829

Гость
Добавлено: 27-07-2004 14:56
Наконец-то я попыталась немного разобраться в этом вопросе! Всплыли интересные вещи.

Первоначально немного дополню список Галины о том, как рыцарь именовался в европейских языках новыми словами "рыцарство" и "лошадь":

На французском:

Le chevalier - рыцарь.
La chevalerie - рыцарство.
Le cavalier - всадник, конник, наездник.
Le cheval - лошадь.

На немецком:

Der ritter - рыцарь.
Das Rittertum - рыцарство.
Der reitar - всадник, наездник.
Das Pferd - лошадь.

На английском:

The knight - рыцарь.
The knighthood - рыцарство.
The chivalry - рыцарство.
The horseman - всадник.
The rider - всадник.
The horse - лошадь.

Небольшое уточнение - это термины, сформировавшиеся в течение веков к нашим временам - то, как произносим и понимаем их сегодня мы.

Из этой выкладки видно, что французское шевалье отразилось в английском понятии "рыцарство". Так что и тут не без всадников! Возможно, что первоначально в английском языке могло быть и слово chevalier, вытесненное потом словом knight. Возможно, что в старых летописях можно найти этому подтверждение или опровержение. Откуда же взялся knight?

2 версии:

1. Это более поздний термин, после 12 века, когда сформировалось понятие рыцаря как дворянского титула, дабы отличить его от простого всадника (мне кажется маловероятным).

2. Калька со старого немецкого термина. В Германии вроде как имели места как "благородные" так и "неблагородные" (knechtritter) (министериалы, воююющие на феодала) рыцари, которых только к 12 веку обьединили в одно понятие. Как видите, knechtritter созвучно слову knight! И в основе своей тоже несет понятие простого всадника неблагородного происхождения.

2а. Кстати, это может быть и не калькой с немецкого. Европейские языки в основе своей родственны, принадлежа к одной индоевропейской семье, отсюда сходство многих слов неудивительно. Т.е. тогда knight - это древнее-древнее слово, в основе своей также означавшего "всадник". Настолько древнее, что слово "лошадь" того же корня давно уже потерялось.

Кстати, немного позже я продолжу эту тему.

Гость
Добавлено: 27-07-2004 17:17
Продолжаю тему. Вношу ясность в еще один вопрос - о Христовых рыцарях.

Вадим писал: А как же понятие "рыцари Христовы"?

Рената писала: Так себя, кстати, именовали и тамплиеры и рыцари Ордена Христа и др. Мне кажется, что здесь немного иное. Вступая в монашеский орден или военно-монашеский, человек тем самым отказывался от всего земного, становясь именно "рыцарем Христовым", без пышных титулов.

Рената права. Никаких «Рыцарей Христовых» в собственном смысле этого слова не существовало


Уточняю на тему "рыцарей Христовых", дабы не было "подмены понятий" (с)Вадим. Получилось так, что Вадим и попался в ловушку понятий. Дело в том, что Христовы рыцари существуют в основном на русском языке. На самом деле они не рыцари, они - воины.

Цитирую с ТГ:
Да, а что касается miles, milites (воин - лат.)термин, которым называлось в латинских источниках вооруженное сословие ВСЕХ христианских стран, был один - "MILITIA MUNDI".

Дословный перевод - "Воинство Мира" (мир здесь понимается как в слове "мирское", суета сует). Изначально этот термин был презрительным и чуть ли не ругательным - этим термином обозначались воины (априори грешники, помните "Не убий") в противоположность Militia Christi (Воинство Христово), то есть христиане, а позже - монахи. Изначально, разумеется, путь воина и путь христианина были АБСОЛЮТНО несовместимы. (См. массу примеров, когда христианин отказывался нести воинскую повинность и принимал мученическую кончину). Потом ситуация изменилась.

Рыцарство изначально - не более чем попытка цивилизовать убийц и придать им какую-то видимость порядочности (с точки зрения монахов). А Крестовые Походы - это уже совсем другая песня, как сказал Монфор младший (цитата приведена из письма Антрекота), "Единственная польза от крестовых походов заключается в том, что люди, совершенно не способные жить как христиане, получают возможность умереть в этом качестве."


Так что, уходя в рыцари того или иного Ордена, человек действительно отказывался от своих титулов, становясь именно воином Христова воинства. Рыцарями их стали называть позже именно в силу стереотипа, что всякий облаченный в доспех и восседающий на коне есть рыцарь.

Гость
Добавлено: 27-07-2004 17:33
А теперь еще немного отрывков информации на тему рыцарей и рыцарства (с ТГ). Надеюсь, мы не запутаемся во всем этом.

----------------------------------------------------------------
О существовании рыцарской иерархии нам ничего не известно. Едиственным отличительным признаком являлся доход конкретного рыцаря (суть, количество воинов, которых он мог с собой привести), а также его обязательства перед сюзереном (т.е. количество воинов, которых он должен был с собой привести).

Рыцари "делились" на башельеров и баннеретов. Башельер - суть простой рыцарь (может быть даже бедный). Баннерет - как правило, сам сеньор; командир отряда (имел собственное знамя).

Имеет смысл добавить в иерархию донзелей - оруженосцев благородного происхождения, которы должны были со временем стать рыцарями.

Ни один граф до определенного века не мог пользоваться титулом "граф", не будучи посвященным в рыцари.

Слово "Сквайр" по некоторым источникам обозначает именно благородного происхождения оруженосца, по некоторым - неблагородного, но высокого дохода человека (аналог Эсквайра), а по третьим источникам - просто оруженосца, как сочетание оруженосца и слуги (т.е. оруженосца неблагородного происхождения), который, в частности, мог, совместно с немалым количеством себе подобных, быть загонщиком на охоте (Донзель в массовке не участвовал).

Феодальная иерархия в самом общем виде:

ДВОРЯНИН
ПАЖ - должность и первая ступень воспитания рыцаря
ОРУЖЕНОСЕЦ - звание и вторая ступень воспитания рыцаря
РЫЦАРЬ - пожизненное звание, не теряющиеся и при достижение других дворянских титулов
БАРОНЕТ
БАРОН
ВИКОНТ
ГРАФ (ЭРЛ, ЯРЛ)
МАРКИЗ (МАРКГРАФ)
ГЕРЦОГ - дворянский титул с правом раздавать более низкие
Принц
КОРОЛЬ - дворянский титул с правом раздавать более низкие

По толковому Англо-Английскому словарю получается, что
пэрами (peer) являеются только герцоги, маркизы, графы, виконты и бароны
henchman - ученик рыцаря, оруженосец (squire) или пажи (page)

emperor - император
king - король
prince - принц, князь (правитель княжества или отпрыск короля сын/дочь/внук/внучка и т.п.)
duke - герцог
marquis - маркиз
earl - граф
(count - не британский граф)
vicount - виконт
baron - барон
baronet - баронет, низший наследственный дворянский титул
knight- рыцарь, низший и потому не наследуемый дворянский титул

КТО БЫ ПОЯСНИЛ термин Royal Duke, который в словаре фигурирует и сравнивется с Duke и Prince но не объясняется.
Прим. мое (Рената) - я понимаю это как "принц крови", член королевской семьи.

--------------------------------------------------------------
Когда я привёл пример феодальной иерархии, при её составлении целью моей было обобщить её для всех стран Западной Европы, то есть некоторые промежуточные титулы не имеются в ряде стран, а в скобках пример названия титула идентичного по значению и положению в ряде иных стран. Безусловно, в каждой стране она была своей. Правильно вы заметили, что рыцарь, по сути находится в ней как дворянин. Он отдельное и уникальное звено. Рыцари могут быть любым звеном, обладать любым из этих титулов. Говоря об этом, мы имеем в виду – однощитных рыцарей, рыцарей которые являлись вассалами какого-нибудь сеньора, но сами уже не имели вассалов. Ими заканчивалась феодально иерархическая лестница. Моя лестница возможно ещё и не совсем верная, за полную достоверность не ручаюсь…
На мой взгляд, рыцари общаясь друг с другом, по мнению многих источников, ценили и уважали друг друга за доблесть, смелость в первую очередь, за прочие заслуги во вторую и наконец, звание титула само предполагает уважение, ибо дается не просто так надо было обладать некими достоинствами, благородством хорошими манерами и другими премудростями рыцарей. Дворянство уже давало право на дальнейшее получение рыцарского титула, нужно было лишь обучится военному искусству и другим премудростям. И если дворянин хотел, то мне кажется ему это удавалось. В 13 веке почти всё дворяне были рыцарями, к 15 веку в основном, те кто мог позволить купить вооружение. Хотя я слышал вообще, что были факты посвящения неблагородного в рыцари, предварительно возведя его в дворянство.

Оруженосцы – escudero(испанский), у англичан сквайры, у других не знаю.
По поводу оруженосцев, скваеров, эскудеров, дозелей и прочее, имею своё мнение – здесь надо рассматривать конкретно оруженосца-слугу(неблагородного), либо оруженосца являющегося кандидатом в рыцарское достоинство, благородного воспитанника рыцаря, ибо в русском языке слово одно, значение может быть разным. К примеру, в 15 веке, те дворяне, которые занимались военным делом и не были в состоянии позволить себе купить рыцарские доспехи и другое вооружение, имели звание оруженосца, ибо это звание предполагает в дальнейшем возможность стать рыцарем. Он мог разбогатеть со временем, получить наследство, за военные заслуги получить в дар доспехи во время посвящения в рыцари.

--------------------------------------------------------------
Дело в том, что ritter и reiter (reitar) - одно и то же слово из разных франко-германо-саксонских диалектов. Ritter более раннее (8-9 век), но и reiter/reitar возникло не позднее 13 столетия. Языки в это время менялись сравнительно быстро.
Обозначает сие слово "субьекта верхом на ком-то", в основном на лошади. Дословно "верховой" - что, строго рассуждая, можно отнести и к ходже Наср ад-Дину на ишаке, и к Лоуренсу Аравийскому на белом верблюде, и к Маугли на слоне, и к Ихтиандру на дельфине, - однако прежде всего под этим русским словом подразумевается конник, и с немецким то же самое.
Наше "рыцарь" происходит от ritter со всеми вытекающими. Возникло слово вряд ли позднее 12 века, причем применялось в переносном смысле и в основном к рыцарям западным.

--------------------------------------------------------------
Французы мне вообще очень наглядно объяснили происхождение и понимание данного термина в различные эпохи. Термином cheval называли лошадь по крайней мере с IX века. В то время общество уже разделилось на «тех, кто трудится» - крестьян и ремесленников, «тех, кто молится» - священников и монахов и «тех, кто воюет» - рыцарей феодалов. В то время воевали исключительно феодалы, по крайней мере они возглавляли войско. Роль конницы была очень высока, поэтому на неё и делалась основная ставка. Позволить себе коня могли только феодалы. По этому их начинают называть шевалье (chevalier) – конный феодал, ибо ещё такого понятия как рыцарь не существовало (которое мы понимаем под рыцарем XI-XVI веков). Со временем с появлением простых неблагородных конных воинов называют cavalier (всадник, конник, наездник). Когда на рубеже X-XI вв. зарождается рыцарство уже как военное сословие, состоящее на службе земельной аристократии, шевалье уже начинают понимать как нечто большее, чем просто «конный феодал». Однако очень скоро идеалы, образ жизни и стиль поведения этих элитных воинов стали распространяться на всё дворянское сословие, включая высшую аристократию и самих королей. Тогда-то и стали понимать под словом шевалье – рыцаря, не просто как конного феодала, а как благородного, доблестного, куртуазного воителя. Шевалье уже понимался, как представитель особого слоя средневекового общества. А понятие как chevalerie (рыцарство) сложилось лишь к 11 веку, а в эпоху классического Средневековья и позднее превратилось в особое военно-аристократическое сословие, в военную аристократию, касту - "цветом мира", высшим слоем общества. К 12 веку идеал грубого, малообразованного рыцаря уступил место другому: в рыцарях стали ценить обходительность, галантность, любезность, вкус к изящному, образованность, хорошие манеры. 12 столетие принесло особое явление в жизни рыцаря - культ Дамы и куртуазную любовь.
Итог:
Я просто утверждаю, что было такое определённые понятия как рыцарство (chevalerie) и рыцарь (chevalier). И эти термины были уже не связанны с термином всадников (cavalier). Эту связь уже забыли к XII веку. Аналогичен пример в Испании

великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 766
Добавлено: 27-07-2004 17:39
Так можем ли мы считать Лузиньянов первыми рыцарями Иерусалимского королевства (после всего прочитанного)?

великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 905
Добавлено: 29-07-2004 14:15
Цитата: Изначально, разумеется, путь воина и путь христианина были АБСОЛЮТНО несовместимы. (См. массу примеров, когда христианин отказывался нести воинскую повинность и принимал мученическую кончину). Потом ситуация изменилась
С подобным заявлением невозможно согласиться, поскольку эти пути были совместимы, и мы имеем в истории церкви много примеров (в частности, в житийной литературе) о воинах-христианах. Чтобы далеко не ходить приведу наиболее известных воинов, канонизированных христианской церковью:
- Георгий Победоносец – 3 век
-Димитрий Солунский – к.3-нач.4 века
- Феодор Стратилат – 4 век
- Феодор Тирон – 3 век
- Варвар воин – 4 век
- Никита воин – к.4 века
из русских
Александр Невский, Димитрий Донской, да и Владимир красно солнышко тоже не на печи сидел.
Кроме того, непонятна фраза автора «Потом ситуация изменилась». Когда произошло это «потом»?

Ну, а возвращаясь к теме «коня», который является корневым словом в понятии «рыцарь», хочу обратить внимание на такую, тоже абсолютно упущенную деталь, как отношение к коню в древнем мире как к существу, несущему в себе магические черты. Культ коня прослеживается во многих народах мира (даже встретила такое упоминание, что существуют «рассказы о ритуале "брака с лошадью" - глава клана совокуплялся с кобылой, затем животное забивали, а мясо съедали. Считалось, что таким образом кобыла делится своей плодовитостью со всем племенем, а король укреплялся в своих правах» (у кельтов).

А вот еще: «030 (30-й градус Овна) Злодейский градус, градус бесплодия. Деспотизм, агрессия. Навязывание своего мнения окружающим, вследствие этого жизнь выкидывает с человеком злые шутки. Страстность, сексуальность, резкость, неукротимость, выносливость, трудолюбие. Склонность к убийству, мания величия, стремление к лидерству. [+] одинокий борец. Тотем - конь на дыбах». Это нам Рената растолкует.

Интересная статья
РАСПРОСТРАНЕНИЕ КОНЕВОДСТВА И КУЛЬТА КОНЯ У ИРАНОЯЗЫЧНЫХ ПЛЕМЕН СРЕДНЕЙ АЗИИ И ДРУГИХ НАРОДОВ СТАРОГО СВЕТА
http://kladina.narod.ru/kuzmina/kuzmina.htm

Вот некоторые цитаты, близкие к нашей теме:

«Очень подробно описано жертвоприношение коня греками в Илиаде (XXIII, 165 и сл.). При сожжении Патрокла «трижды вкруг тела они долгогривых коней обогнали», а затем Ахиллес «четырех коней гордовыйных с страшной силой поверг на костер, глубоко стеная». После похорон были устроены состязания в беге колесниц.
Роль коня в этих ритуалах состоит в том, что конь выступает, прежде всего, как посредник между миром живых и небесной обителью предков.

Однако, по-видимому, конь в погребальном ритуале играет отнюдь не только посредническую роль. Значение коня состоит в том, что он является силой, способной обеспечить человеку возрождение к новой бессмертной жизни на том свете.

Та же идея о способности коня, особенно его головы, возродить человека отражена и в изображениях конских, голов на греческих некродипнах, представляющих трапезы мертвых и рассматривающихся как символ воскрешения

Таким образом, сравнительный мифологический материал позволяет прийти к выводу, что жертвоприношение коня на похоронах совершалось с целью передать человеку физические и сексуальные силы коня и гарантировать ему легкий путь на небо в обитель предков и возрождение на том свете. В древнейшую эпоху обряд жертвоприношения коня у индоевропейцев подобал только лицам высших социальных рангов, в первую очередь вождю».


Касательно римлян и сословия всадников могу добавить то, что здесь прослеживается тоже интересная связь. Пока она еще не оформилась у меня целиком и полностью, но уже можно расставить некоторые акценты.
Итак
Троя строилась, согласно преданию, с помощью Посейдона, священным жертвенным животным которого был конь.
Троя погибла от коня
Эней – троянец, сын Афродиты и Анхиса – покинув горящую Трою, отправился на поиски новой земли, каковой стали земли Италии, где Эней и положил основание Риму, став прародителем древних римских монархов (императоров в то время еще не существовало).
В Риме появляется сословие всадников, (этимологическая связь понятия «всадник» со словом «конь»).
Имеется также и интересный вопрос. Почему все-таки троянцы втащили в город этого коня. Они что, коней никогда не видели? Гомер называет троянцев «укротителями коней», «смирителями коней». Тем более, что и Кассандра, и Лаокоон предупреждали жителей города о страшных грядущих событиях, связанных с деревянным конем ахейцев. И почему был сделан именно конь? А не, скажем, кот или крокодил – намного более экзотические животные для троянцев в те времена?

великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 905
Добавлено: 29-07-2004 14:23
Цитата: Да, а что касается miles, milites (воин - лат.)термин, которым называлось в латинских источниках вооруженное сословие ВСЕХ христианских стран,
В словаре слово miles (воин) относится к понятию «рыцарь» наряду с eques

И еще немного добавлю о рыцарских моральных принципах.
Считается, что в средневековой Европе нет писанного «Рыцарского кодекса» (как, например, «Бусидо» в Японии). Однако, имеется очень интересная книга, написанная в 1275 году Раймоном Льюлем, и называемая «Книга о рыцарском ордене». Автор разделил книгу на семь частей «…памятуя о том, что рыцари наделены превосходящими простолюдинов положением и достоинством, дабы управлять ими и заботиться о них. В первой части речь пойдет о предназначении рыцарства. Во второй - об обязанностях рыцарства. В третьей - об испытании, которому должно подвергнуть оруженосца, вознамерившегося стать рыцарем. В четвертой - об обряде посвящения в рыцари. В пятой - о символике рыцарского вооружения. В шестой - о рыцарских обычаях и нравах. В седьмой - о почестях, которые надлежит воздавать рыцарю».

По сути своей эта книга как раз и является своеобразным, очень идеализированным наставлением рыцарю. И если там и упоминается об истреблении «врагов веры» то острые углы, в общем, обходятся, и фразы об этом звучат так: «Вседержитель обязал рыцарей силой оружия покорять и подавлять неверных, неустанно пытающихся разрушить Святую Церковь». Все очень чинно и благородно.
http://monsalvatworld.narod.ru/frglorios/bookaboutknight/bookknight01.htm


А теперь посмотрим, как же покоряли и подавляли неверных в реалиях:
«Между тем герцог и те, кто были с ним, объединив свои силы, пробегали туда и сюда по улицам и площадям города с обнаженными мечами и разили безо всякого различия всех врагов, каких только могли найти, не взирая ни на возраст, ни на чин. И такое повсюду было страшное кровопролитие, такая груда отрубленных голов лежала повсюду, что уже невозможно было найти никакой дороги или прохода, кроме как через тела убитых.
Уже наши вожди различными путями достигли почти середины города, совершая бесчисленные убийства, и огромная толпа народа, и без того склонная к убийству, да еще возбужденная жаждой крови неверных, следовала за ними…»
(Взятие Иерусалима из хроники Гийома Тирского)
Впечатляющая картина…

Касательно ТГ могу сказать, что там слишком много некорректного, надуманного, и разбор всего этого «по косточкам» представляется бессмысленным просто в виду слишком большого объема ошибочных суждений.
Как пример хочу привести более чем странную «Феодальную иерархию в самом общем виде».

Не хочу даже останавливаться на фразе: «КОРОЛЬ - дворянский титул с правом раздавать более низкие»
чтобы не унижать интеллект участников форума. Замечу лишь, что в общем и целом для автора данного материала характерно ставшее уже почти всеобщим заблуждение, в результате которого смешиваются три совершенно различных смысловых категории:

1. понятия, носящие и имеющие сакрально-харизматический смысл, такие, в частности, как «рыцарь» (о короле уже и не говорим) рыцарями не становиться – в рыцари посвящают
И, как следствие, на выходе, получается «человек особенный», наделенный «особой харизматической аурой», если можно так сказать. Далеко не все аристократы посвящались в рыцари, и обратно, не обязательно надо было быть аристократом, чтобы быть посвященным в рыцари. Более того – далеко не каждый мог посвятить другого в рыцари. Как правило, это была прерогатива исключительно короля, или лица священной королевской крови.

2. понятия, которые условно можно назвать «культурно-этнографические». В частности, приведенные автором
ВИКОНТ
ГРАФ (ЭРЛ, ЯРЛ)
Прежде всего, «граф» - это чисто русский термин, в европейских языках такого понятия не существует. А существуют count (они же - consulum (написания этого слова бывают различны, и в современном языке имеют несколько различную смысловую нагрузку, но это уже вопросы лингвистики)– это более древнее понятие, то есть доверенное лицо короля, наделенное всей полнотой власти на вверенной ему территории – характерно для империи франков эпохи Меровеев). count – это тот же council, однако, существенно урезанный в своих правах и полномочиях, и по сути своей являющийся уже лицом, управляющим королевскими землями, и подотчетный уже не только королю, но и королевским комиссиям и другим бюрократическим ведомствам.
Earl – титул, доставшийся в наследство Англии как результат датской инвазии. По сути своей эрлы были ближе всего к древним council, однако, с существенной поправкой на достаточно большую разницу в социальном устроении викинговских государств и государств франкских. Герцоги, или дюки duke – это результат «завихрений» франкской и византийской цивилизации. По смыслу он ничем особо не отличался от все тех же council, а разница в названиях имела культурно-этнографический оттенок. Ну а уж виконт, и вовсе является вице-каунтом (в том же смысле, как вице-президент, то есть заместитель), и никак не может быть поставлен в одну вертикаль с ярлами, у которых подобного аналога просто не существовало.

3. понятия, относящиеся к социально-административной иерархии общества В последующие века эрлы, как титулы, благополучно сосуществовали с каунтами и дюками, а в смысле административно-хозяйственного статуса они вообще никак не различались. Лишь в достаточно позднее время (как минимум с конца 15 века), когда начала набирать силу мода на бутафорские титулы, возникли все эти смешные иерархии: герцог старше графа, а ярл древнее каунта и прочее…
К вопросу о Royal Duke, то ответ вытекает из вышесказанного. А именно - первоначально duke - council, в силу исторической «случайности» правили огромными автономными территориями, часто бывшими очень древними, до-меровинговскими королевствами (как например, герцоги-графы Аквитанские или Анжуйские) и, с течением времени и исторических перипетий, титулу герцог стали придавать несколько большее значение, чем титулу граф. Однако, здесь уместно, для полного понимания привести соответствующую аналогию в церковной иерархии: патриарх-митрополит-архиепископ-епископ-хорепископ. В административном смысле патриарх старше всех, и дальше – по нисходящей. Однако в изначальном харизматически-церковном смысле все они являются епископами, и только епископами. И в этом смысле, по статусу все они равны.

Практически полную аналогию мы имеет и с так называемой «феодальной иерархией». Ближе к нашим временам титул «герцог» стал начальственнее, чем, например, граф. И именно поэтому, возникло мнение, что младшим или боковым отпрыскам королевских семей нового времени прилично и достойно есть носить титул герцога, а не какого-то там графа. И, постепенно, этот титул стал «узурпирован» королевскими семьями, и других герцогов более не возникало. Так вот и получилось два вида герцогов
-потомственно-наследственные
-королевски-титулованные
И именно второй разновидности усвоилось понятие принц- то есть, член королевского дома, состоящий в близком родстве с правящим монархом. Так вот и появились роял-дюки – принцы. Тогда как, по отношению к настоящим, наследственным герцогам ни понятия роял, ни понятия принц употребляться не могут. (Правда, в этой схеме имеется одна, очнь важная оговорка:
когда потомственно-наследные герцоги сами являются потомками древнейших королевских кланов как, например, герцоги Аквитанские были потомками королей Аквитании, покоренных и низведенными до статуса дюка-кансила. То же относится и к Лузиньянам – бывшим королям королевства Пиктавия. Однако, в титулах подобных древнейших семей была одна деталь, безошибочно указывающая на их происхождение – титул «лорд» (не путать с позднейшими лордами английской «табели о рангах»). Но эта оговорка никак не меняет смысла очень позднего понятия роял дюк – принц.

Гость
Добавлено: 30-07-2004 20:24
возвращаясь к теме «коня», который является корневым словом в понятии «рыцарь», хочу обратить внимание на такую, тоже абсолютно упущенную деталь, как отношение к коню в древнем мире как к существу, несущему в себе магические черты. Культ коня прослеживается во многих народах мира

Проиллюстрирую это историей из Хроники Генриха Латвийского:

10. У епископа был сотрудник в проповедовании евангелия - Теодорих, брат цистерцианского ордена, впоследствии бывший епископом в Эстонии. Ливы из Торейды [Турайда], решили принести его в жертву своим богам, потому что жатва у него была обильнее, а на их полях погибла затопленная дождями. Собрался народ, решили узнать гаданием волю богов о жертвоприношении. Кладут копье, конь ступает [через него] и волею божьей ставит раньше ногу, почитаемую ногой жизни; брат устами читает молитвы, руками благословляет. Кудесник говорит, что на спине коня сидит христианский бог и направляет ногу коня, а потому нужно обтереть спину коня, чтобы сбросить бога. Когда это было сделано, а конь опять, как и в первый раз, ступил раньше ногою жизни, брату Теодориху жизнь сохранили.
(Книга первая «О Ливонии» I. O первом епископе Мейнарде

http://www.castle.lv/hroniki/Genrih_Latvisky.html

А вот еще: «030 (30-й градус Овна) Злодейский градус, градус бесплодия. Деспотизм, агрессия. Навязывание своего мнения окружающим, вследствие этого жизнь выкидывает с человеком злые шутки. Страстность, сексуальность, резкость, неукротимость, выносливость, трудолюбие. Склонность к убийству, мания величия, стремление к лидерству. [+] одинокий борец. Тотем - конь на дыбах». Это нам Рената растолкует.

Галина, этот конь - плод Авестийской школы астрологии (см. http://encyclopedia.astrologer.ru/cgi-bin/index?G/GR1.html - которая довольна своеобразна в своих трактовках. Возможно, корни этого лежат в Авесте. Но подробнее к этому (символическому значению коней я вернусь чуть позже, и в теме "Мифология"), а пока хочу сказать следующее: как врач-стоматолог мало что понимает в гомеопатии (в то время как оба врача способны каждый своим методом поставить больному диагноз), так и астролог традиционного направления (к которым причисляю себя и я) досконально не расскажет об авестийской, аюрведической и пр. астрологиях, но способен прийти к тем же выводам. Словом, попытаться объяснить цитату я могу, но с точки зрения европейской астрологии. Что и сделаю попозже.

пробегали туда и сюда по улицам и площадям города с обнаженными мечами и разили безо всякого различия всех врагов, каких только могли найти, не взирая ни на возраст, ни на чин. И такое повсюду было страшное кровопролитие, такая груда отрубленных голов лежала повсюду, что уже невозможно было найти никакой дороги или прохода, кроме как через тела убитых.

Текст не настолько страшен, как лицезрение подобного... Вот, например, фрагмент миниатюры из Библии Мацейовского страшен именно обыденностью происходящего.



Казалось бы, живем в более цивилизованные времена, но... (вспомните историю с американским заложником в Ираке). Иногда мне кажется, что мир никогда не станет лучше. Ну, это так, отступление от темы.

Герцоги, или дюки duke – это результат «завихрений» франкской и византийской цивилизации.
Что Вы имели в виду? Взаимосвязи между этими цивилизациями? Или то, что такой статус закрепился во времена Латинской империи?

Гость
Добавлено: 31-07-2004 03:27
Обращу внимание на еще одну параллель, по которой титул графа также может быть связан с лошадьми:

Галина писала: Прежде всего, «граф» - это чисто русский термин, в европейских языках такого понятия не существует. А существуют count (они же - consulum (написания этого слова бывают различны, и в современном языке имеют несколько различную смысловую нагрузку, но это уже вопросы лингвистики)– это более древнее понятие, то есть доверенное лицо короля, наделенное всей полнотой власти на вверенной ему территории – характерно для империи франков эпохи Меровеев). count – это тот же council, однако, существенно урезанный в своих правах и полномочиях, и по сути своей являющийся уже лицом, управляющим королевскими землями, и подотчетный уже не только королю, но и королевским комиссиям и другим бюрократическим ведомствам.


Цитата из: Энман А. ЛЕГЕНДА О РИМСКИХ ЦАРЯХ, ЕЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ (см. http://rome.webzone.ru/publik/ehnman/ehn01-1.htm)

По какому поводу, спрашивается, приписано Ромулу учреждение двух старинных рысистых бегов, Консуалий и Эквиррий? В связном рассказе об истории Ромула первое справление Консуалий является эпизодом в сказании о похищении сабинянок. Сабины все предавались любопытному зрелищу и не думали стеречь своих дочерей. Вдруг Ромул со своими дружинниками бросились на девиц и увезли их. Искусственный прагматизм прицепления первого представления Консуалий к увозу девиц настолько скрылся от внимания зоркого Швеглера, что он решился предположить какую-то внутреннюю связь между тем и другим мифологическим событием. Консуалии, рассуждает он, праздновались в честь бога Конса (Consus, оттуда Consu-alia, потом, с переходом во 2-ое склонение Consus, Consi)48. Этот бог покровительствовал рождению плодов и детей. Поэтому предполагали, что первые римские, браки состоялись в его праздник.

Каунты (графы) от консулов, а те от Конса и Консуалий? Хм...

Гость
Добавлено: 31-07-2004 05:36
Galina, о лошади и ее символизме я сделала подборку материалов с моим комментарием здесь: http://www.offtop.ru/castles/view.php?only=&part=7&t=7455&sid=cbfb7cc66ea7cf2bed6c216cee1745b6

Гость
Добавлено: 01-08-2004 23:21
В связном рассказе об истории Ромула первое справление Консуалий является эпизодом в сказании о похищении сабинянок.
Кстати, могу сказать, что в скульптурном убранстве моего родного города - Риги этот сюжет также имеется. Это скульптуры у портала кинотеатра "Рига". "Сабинянки" были установлены в 1924 г., когда открылся новый кинотеатр, называвшийся тогда "Сплендид Палас". Автором скульптур был балтийский немец Рихард Маурс, чьи работы украшают многие города Германии, России, Польши.
При чем здесь рыцарство? Да, наверное, ни при чем. Просто к слову пришлось...

великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 905
Добавлено: 14-08-2004 23:30
Рената писала: Текст не настолько страшен, как лицезрение подобного...
Казалось бы, живем в более цивилизованные времена, но... (вспомните историю с американским заложником в Ираке). Иногда мне кажется, что мир никогда не станет лучше.

Самое парадоксальное, что это не было для людей той эпохи чем-то из ряда вон выходящим и вызывающим содрогание. Но в то же время они не получали от этого садистского удовлетворения. Они просто делали свою работу, и как люди, возвышенные и добросовестные (я говорю о рыцарях) делали ее так хорошо, как только могли. Собственно, именно в этом проявлялся аристократизм. Как люди, они не имели тяги к насилию и убийству, не получали от этого удовольствия, но, тем не менее – если требовалось убить кого бы то ни было и в любых количествах, во имя Добра (как они его понимали) то делали они это без содрогания и без трепета. Опять же, лучше один раз увидеть…
http://monsalvatworld.narod.ru/frpinacotheka/godfruabulon/08godfruabulon.htm

Годфруа Булонский. Совершенно бесстрастное лицо, без каких бы то ни было следов не только злобы или порока, но и вообще, какого бы то ни было болезненного возбуждения. (Как искусствовед, хочу заметить: несмотря на то, что изображение достаточно позднее, полагаю, что черты лица Годфруа не являются «иконной» стилизацией, а представляют все же портрет. Считаю я так потому, что художники того времени работали не по так называемому «вдохновению», а были, прежде всего, профессионалами своего дела и также людьми образованными. И, прежде, чем приступать к выполнению заказа они тщательно изучали доступные им материалы, особенно если дело касалось исторических личностей).

Рената писала: Каунты (графы) от консулов, а те от Конса и Консуалий? Хм...

Давайте посмотрим, кто же такой этот бог Конс.
Читаем в словаре Брокгауза: «Древнеиталийский бог Конс (Consus) назывался также Neptunus equester.

Римский Нептун – суть «греческий» Посейдон – и, как уже говорилось выше – символ и жертвенное животное Посейдона – конь. Круг замкнулся.

А вот еще цитата: «Интересно, что конь связан с богом океана и землетрясений Посейдоном (Нептуном), что дает основания для объяснения и осмысления факта, почему греки стали непревзойденными моряками. Посейдона-Гиппия («конного») иногда называют Тараксипп («ужас коней»). Тараксиппу на Олимпийском ипподроме, как злому демону, стоял алтарь, чтобы кони не понесли, не разбились бы колесницы и не покалечились возничие. А сами гонки на колесницах вошли в программу Олимпийских игр в память о том, как сын Танталла Пелоп выиграл соревнование на колесницах у Эномая. Введение коневодства в Греции обычно приписывается Агенору (Плутарх 1990: 514)».

Кстати, слово Тараксипп («ужас коней») переведено не адекватно. Taraxippos - это «горячитель коней» – один из эпитетов Посейдона. Как видите, у этого словосочетания несколько иная «окраска» («ужас» - Деймос Deimos , также «дейма» deima)

(134-е примечание к «Римским вопросам». Плутарха.)
Конс (Consus) - бог всего, что condita, прежде всего зерен, брошенных в землю (ср. Conditor у Сервия: Serv., georg. I 21); Конс часто выступает в паре с олицетворением изобилия Опой (их общий праздник - Opiconsualia - справлялся 25 августа); кроме того, Конса считали божеством тайных решений обо всем, что, как и посев, готовится наперед. Варрон поэтому ошибочно связывает имя Consus с consilium - "совет", "решение", см. Августин. О Граде Божием, IV 11, ср. Плутарх, Ромул, 14. См. главу Consus в кн.: Dumézil G. Idées Romaines. Paris, 1969. Отождествление Конса с Нептуном (Посейдоном)-Конником происходит, видимо, из-за того, что Нептун-Конник - бог конных ристаний в Большом цирке, а там был "найден" подземный (как и зерно) алтарь Конса, и в честь находки Ромул учредил Консуалии, справлявшиеся 15 декабря и включавшие состязания в беге (см. Плутарх, Ромул, 14; D. H., II 31, 2, I 33, 2, II 30, 3; Ливий, I 9, 6). Плутарх в своем объяснении исходит из того, что Конс и Нептун изначально одно божество.

Не знаю, насколько ошибочно или справедливо мнение Варрона, тем не менее, усматривается как минимум то, что корень «конс» мы имеем в словах «консул» и «консилиум», а, кроме того, это имя бога, отождествляемого с Посейдоном.
Обратите внимание – имя Конс (Consus) имеет, по стечению обстоятельств как раз те буквы, которые наличествуют в русском слове «конь». Вот уж где тема для спекуляций «а ля Демин».

Герцоги, или дюки duke – это результат «завихрений» франкской и византийской цивилизации.
Рената писала: Что Вы имели в виду? Взаимосвязи между этими цивилизациями? Или то, что такой статус закрепился во времена Латинской империи?

Да, можно сказать, «взаимосвязи между цивилизациями».

Понятие «дука» или «дукс» (doux, dux) имело в Византии несколько значений, которые изменялись, соответственно, в течение веков. Прежде всего, это была воинская должность, причем высокая (так именовался и главнокомандующий флотом), позднее, дуками назывались наместники дуката (административной имперской территориальной единицы), а также люди, управлявшие провинциями.
Упоминание о дуках, как управляющих провинциями, я нашла уже в VI веке (не в том смысле, что я побывала в VI веке, а в том смысле, что упоминания относятся к VI веку), при императоре Юстиниане. Причем о них говорится уже как о должностях давно «состоявшихся», то есть эта должность не была введена Юстинианом, а имеет более раннее происхождение.

Затем, название «должности» закрепилось как «прозвище» за определенным лицом, стало именем собственным, и таким образом было положено начало новому роду.
Первые упоминания о Дуке (как имя собственное) относятся к 908 году (более ранние мне пока неизвестны) – некий Андроник Дука (Andronikos (Dux/Duke) of Stoln год рождения неизвестен, год смерти после 908)
Якобы он является пра-пра… Феодоры Комниной (1096-ок.1116) и, соответственно, Ангелов (в том смысле, что через брак с Константином Ангелом за одним из сыновей было закреплено имя Андроник Ангелос Дука). Так называемый «узурпатор» Кипра Исаак Дука Комнин тоже носил это имя.
Монеты – дукаты - получили свое название от Константина Дуки (это к теме не относится, но просто интересно).

Так вот, таким образом сопредельные византийско-франкские территории, находившиеся в состоянии перманетной вражды-дружбы-войны-мира так или иначе вовлекались в те или иные союзнические пакты (напомню, что канселы при Меровеях имели достаточно широкую степень свободы при проведении внешней политики, пока та не шла в разрез в внешней политикой короля), мирные договоры, торговые соглашения и другие взаимные обязательства с сопредельными византийскими территориями. Соответственно, с византийской стороны, в подобных отношениях, каунты (канселы) именовались «по-ихнему» «дюки», или «дуки», тогда как византийские дуки с франкской стороны, по-прежнему именовались древним словом «консулы». Таким образом, волею случая, лексикон дипломатических отношений между сопредельными территориями получил исключительно «римскую» окраску - канселы-дюки. Что и вошло постепенно и прочно в бытовой обиход.

Гость
Добавлено: 29-08-2004 05:54
Нашлась цитата в тему.

Мишель Пастуро «ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ФРАНЦИИ И АНГЛИИ ВО ВРЕМЕНА РЫЦАРЕЙ КРУГЛОГО СТОЛА»

Церковь стремилась использовать энтузиазм и возвышенность чувств рыцаря, одновременно стараясь ограничить его романтические склонности и должным образом направить его воинственность, и это тем более облегчал тот факт, что рыцарство зачастую рассматривалось (и действительно выглядело) как разновидность духовенства; вот почему рыцарские организации, подобно организациям монахов, получили наименование «орденов». Именно с этим связано и то обстоятельство, что в моменты особенной опасности для католической церкви и в периоды ее ярой экспансии возникали духовно-рыцарские ордена, в структуре которых теснейшим образом переплетались многие качества и принципы рыцарства и монашества. Достаточно сказать, что только во время Крестовых походов XII—XIII веков было организовано двенадцать таких орденов, в том числе широко известные ордена тамплиеров, госпитальеров и Тевтонский.

К рыцарским заповедям. В «Ордене рыцарства» мы насчитали их четыре; более поздний источник увеличил их число до десяти; вот они:
1. Нельзя быть рыцарем, не будучи крещеным.
2. Главная забота рыцаря — охранять церковь.
3. Не менее важно защищать слабых, вдов и сирот.
4. Весь путь рыцаря освящен любовью к родине.
5. На этом пути он должен быть неизменно мужественным.
6. Он обязан бороться с неверными, врагами церкви и родины.
7. Долг рыцаря — верность сеньору.
8. Рыцарь обязан говорить правду и держать слово.
9. Ничто так не украшает рыцаря, как щедрость.
10. Рыцарь неизменно обязан бороться со злом, защищая добро.

Хотя этой классификации и присуща некоторая искусственность, в целом она довольно точно отражает комплекс качеств и тенденций, характерных для правоверного рыцаря. И все же, это не более чем благие пожелания.

оруженосец
Группа: Участники
Сообщений: 14
Добавлено: 21-09-2004 03:08
Позвольте внести свои «пять дукатов» в это обсуждение :)
Первые упоминания о Дуке (как имя собственное) относятся к 908 году (более ранние мне пока неизвестны)

Действительно, Андроник Дука и его мятежный сын Константин хорошо известны. Известен и более ранний представитель рода Дук, предположительно, отец Андроника: «Феодора послала военачальников (это были сын Аргира, сын Дуки, а также Судал), которые одних павликиан распяли на кресте, других обрекли мечу, третьих – морской пучине…» (Продолжатель Феофана). Это примерно 40-е годы IX в.
– некий Андроник Дука (Andronikos (Dux/Duke) of Stoln год рождения неизвестен, год смерти после 908)

Вот это «of Stoln» какое-то подозрительное… и к чему бы оно вообще? Мне незнакомо такое географическое название; и сдается, что имелся в виду doux tou stolou или ton stolon (т.е. тот самый «дука флота»(?)).
Насчет count и counsil:

«Комета в небе освещает весь эфир,
А на земле комит сжигает Запад весь»


есть еще и «другой» граф - во французском это, если не ошибаюсь, comte; komis (ром.) – от лат. comes, comitis – титула, со времен Константина Великого обозначавшего фактически любого императорского чиновника. Тоже «завихрение» культур…

великий магистр
Группа: Главный администратор
Сообщений: 2765
Добавлено: 14-10-2004 05:59
"Рыцарство: С кем мы собственно имеем дело?"
Перевод главы "Mit wem haben wir es eigentlich zu tun?" из книги Johanna Maria van Winter: Rittertum. MUnchen, 1969 http://zamok.h14.ru/st3/st.html

Замки и рыцари
Конспективный перевод статьи английского ученного Кристофера Холера Придворная жизнь в войне и мире. http://zamok.h14.ru/st1/st.html

Светские истоки идеологии рыцарства
Перевод-конспект главы из книги: Maurice Keen. Das Rittertum http://zamok.h14.ru/mk/k2.html

великий магистр
Группа: Главный администратор
Сообщений: 2765
Добавлено: 20-03-2005 02:16
Франко Кардини. Истоки средневекового рыцарства http://www.countries.ru/library/middle_ages/kardini/index.htm

вступающий
Группа: Участники
Сообщений: 3
Добавлено: 09-06-2005 15:29
"Граф" - чисто русский термин

Не согласен. Слово "Graf" - уходит корнями в немецкий язык (жаль я его не знаю...
И так что же мы видим:
Graf, Graefin - граф, графиня
Landgraf, Landgraefin - землевладелец и его жена, сродни "чисто русскому" посаднику с собственной дружиной
Pfalzgraf, Pfalzgraefin - вот он недостаок знания языка.
Markgraf, Markgraefin - правитель марки (военно-пограничной области) и его жена, так же сродни посаднику с собственной дружиной
Landmeister - ландмейстер (из иерархии Тевтонского ордена)

Примеры графских титулов на территории Европы:
Венгрия - Groef, Groefin
Голландия - Graaf, Graafin
Дания и Швеция - Greve, Grevinde
Англия - Lanfgrave, Landgravine (вариант ландграфа); но Count-Palatine (Pfalzgraf в немецком)

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 11-06-2005 02:42
Не согласен. Слово "Graf" - уходит корнями в немецкий язык
В принципе - да. Я с Вами согласна. Но здесь это высказывание Галины, опровергать которое она вряд ли будет.

Просто здесь шла речь о том, что существует два слова "граф", одно из которых этимологически связано со словом "всадник", а другое - нет.

Ваши слова, уважаемый Тоги - Злобная Рыбка, подтверждает и Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: Граф (нем. Graf, англ. Earl, франц. comte, лат. comes), первоначально название должностного лица в Франкском государстве и в Англии. Г. назначались королем, но по постановлению Карла Лысого (Керсийский капитулярий 877) должность и владения Г. стали наследственными; Г. превратился в феодального владельца.

См. Маркграф, Ландграф и Пфальцграф.

С падением феодализма звание Г. сделалось почетным фамильным титулом. Английское earl - первоначально обозначало высшее должностное лицо, но со времен норманнских королей обратилось в почетный титул. В России графский титул введен Петром В.; первым Г. был Б. Н. Шереметьев. Графские роды пользуются титулом сиятельства и вносятся в. V часть дворянской родословной книги.

http://slovari.yandex.ru/art.xml?art=brokminor/14/14705.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 02-09-2006 01:44
Хорошо описана история турниров в 12-13 вв. и история понятия "рыцарь" в Средние века
http://rusia-12c.livejournal.com/26390.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 11-08-2007 05:17
КНИГА ПО ТЕМЕ

Малов В.И. Рыцари
Читателя ждет увлекательный рассказ о рыцарских традициях и воспитании рыцаря, об оружии и знаменитых битвах, замках, геральдике, турнирах, крестовых походах, рыцарских орденах, тайнах ордена тамплиеров и о многом другом, что связано с рыцарями и рыцарством. Предметно именной указатель поможет легче ориентироваться в представленном материале.

http://militera.lib.ru/h/malov_v/index.html

великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 3391
Добавлено: 14-07-2008 17:44
Ордена или ордены?

В течение последнего года с постоянством, достойным лучшего применения, в околонаучных публикациях и студенческих работах все чаще стало появляться именование монашеские (военно-монашеские) ордены.

Объясняется это тем, что, якобы, нужно отличать по написанию награды и организации - поэтому награды-"ордена", организации-"ордены".

С точки зрения чистой грамматики навязывание этой формы как стандарта - неоправдано. Так как слово "орден" в единственном числе звучит одинаково как в отношении организаций, так и в отношении наград - то все его написания, допустимые грамматическими нормами, равноправны. Кроме того - слово "орден-награда" происходит от "ордена-организации".

Что говорят авторитеты?

В БСЭ есть словарная статья "Монашеские ордена"
В толковом словаре Ушакова обе формы равнозначны.
У Даля и "Брокгауза и Ефрона" числа и падежи не указаны.
Четкое разделение на две словарные статьи по наградам и организациям, с указанием что первые - "ордена", а вторые - "ордены" имеется только у Ожегова (откуда, видимо, и весь сыр-бор)

Похоже что употребление формы "ордена" или "ордены" по отношению к организациям, как я и предполагал, является вопросом религиозным, а употребление слова "ордены" - своеобразным признаком приобщенности к "настоящим историкам", поэтому никому ни от чего "отрекаться" не нужно.

В публикациях и обсуждениях на портале правомерно использование обеих форм, хотя администрация не рекомендует слова "ордены", как архаичное.

Для тех, кто имеет понятия в стилистике - основной "недостаток" слова "ордены", на мой взгляд заключается в том, что в нем ударение переносится на первый слог, на открытую "о", что практически в любой фразе ломает прозаический ритм.
http://almanach.crusage.ru/forum/index.php?topic=47.0

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 12-01-2009 08:50
Ры́царь (от нем. Ritter, первоначально — всадник) — средневековый дворянский почётный титул в Европе.

Рыцарство как военное и землевладельческое сословие возникло у франков в связи с переходом в VIII веке от народного пешего войска к конному войску вассалов. Подвергшись воздействию церкви и поэзии, оно выработало нравственный и эстетический идеал воина, а в эпоху Крестовых походов, под влиянием возникших тогда духовно-рыцарских орденов, замкнулось в наследственную аристократию, сознававшую себя международным военным орденом. Усиление государственной власти, перевес пехоты над конницей, изобретение огнестрельного оружия, создание постоянного войска превратили феодальное рыцарство, к концу средних веков, в политическое сословие нетитулованной знати.

Прообразом рыцарей в определенной степени является сословие эквитов (всадников) в Древнем Риме; у франков, в вооруженных силах которых ещё в VII в преобладала пешее войско свободных, конницу составляли дружинники короля (антрустионы).

Рыцарство проявило себя в Священной Римской империи в первую очередь в конфликтах централизованной власти империи с федератами Северной Африки, Италии, Галии и Испании, во время нападения арабов, которые, вместе с перешедшими на их сторону христианскими комитатами Иберийского полуострова, проникли и в Галлию, где они столкнулись с франкским конным строем. В Галлии свободным крестьянам было не под силу нести конную службу в отдаленных походах, и Каролингам для создания конницы пришлось опираться на сеньорат (на господ).

Потребность во всадниках вызвала при Карле Мартелле и его сыновьях раздачу церковных земель на условиях прекария. Карл Мартелл раздавал церковные земли своим дружинникам (газиндам) и требовал от них конной службы. Затем на тех же условиях стали раздаваться и коронные земли, как бенефиции. С VIII в. для состояния газиндов появляется имя вассов, вассалов. Свободный, но, по недостатку собственности, неспособный к несению конной службы человек мог, как вассал, получить бенефиции или, как поселенец (Hintersasse) — участок оброчной земли. Наделение оброчной землей преследовало хозяйственные цели, раздача бенефиций — военные. В вассальные отношения становились отчасти свободные люди, отчасти несвободные. Свободный становился вассалом путём коммендации (manibus iunctis se tradit) и приносил своему сеньору присягу на верность (per sacramentum fidelitas promittitur).

В конце VIII в. присяга на верность требуется и от несвободных (servi), которые получали бенефиции или должности (ministeria) или становились вассалами. Карл Великий ещё применял в своих войнах пехоту; Людовик I и Карл II собирали в поход только конницу.

В 865 г. от владельца 12 гуф земли требовалась кольчуга или чешуйчатый панцирь, то есть принадлежности тяжёлой конницы; лёгкая конница должна была являться с копьем, щитом, мечом и луком. Везде ниже панцирных рыцарей свободного состояния (milites) стояли легковооружённые всадники, несвободные по происхождению (vavassores, caballarii). Из оброчного населения можно было подняться в министериалы, получив должность при дворе сеньора, нести службу легковооружённого всадника, а затем, заслужив соответствующий бенефиций, перейти в тяжёлую конницу и стать рыцарем. Таким путём из среды несвободных выделился привилегированный класс дворовых слуг (vassi, servi ministeriales, pueri) при богатых феодалах. С развитием ленной системы министериалы получали лены и привлекались к рыцарской службе.

В Германии министериалы с XI в. составляют особое сословие динстманнов (Dienstmannen), стоявшее выше горожан и свободного сельского населения, тотчас позади свободных рыцарей. Признаком их несвободного состояния являлась невозможность бросить службу по произволу. Преимущества сословия министериалов побуждали свободных, а с середины XII в. — даже знатных добровольно подчиняться сеньорам, на правах министериалов. Это повышало положение класса в общественном мнении. Первое место среди министериалов принадлежало динстманнам короля и духовных князей (Reichsdienstmannen); далее шли министериалы светских князей. Прелаты, не равные князьям, и свободные феодалы не князья держали если и не динстманнов, то все-таки несвободных рыцарей, стоявших ниже министериалов. В южной и западной Германии такие milites (eigene Ritter) встречались даже на службе у тех же динстманнов. В Австрии и Штирии герцогским динстманнам удалось во второй половине XIII в. сравняться с местной знатью (они стали Dienstherren); их место, как динстманны, заняли несвободные рыцари (Eigenmannen). В северной Германии, где князья раздавали лены преимущественно динстманнам, знать с половины XII в. стала массами переходить в министериалы. Право появляться в графском суде и быть шеффенами с середины XIII в. везде признано за динстманнами. В XIV веке совершенно забыто их несвободное происхождение, память о котором до XV в. сохранилась для eigene Ritter. В XII в. рыцари свободные и рыцари-министериалы различались как ordo equestris maior et minor. Переход новых слоев несвободных классов или свободного, но не военного населения в рыцарство был задержан в середине XII в.; с Гогенштауфенов немецкое рыцарство замыкается в наследственное сословие. Постановление Фридриха I от 1156 г. (Constitutio de расе tenenda) запрещало крестьянам носить копье и меч; даже купец не смеет опоясываться мечом, а должен привязывать его к седлу. Эта конституция вводит и понятие о рыцарском происхождении (Ritterbürtigkeit); miles (всадник) имеет право на поединок, если может доказать своё рыцарское происхождение (quod antiquitus cum parentibus suis natione legitimus miles existat). По Саксонскому зерцалу, у истинного рыцаря (von ridderes art) уже отец и дед должны были быть рыцарями. Другая конституция Фридриха I (Constitutio contra incendiarios, 1187—88 гг.) запрещала сыновьям священников, диаконов и крестьян, опоясываться мечом по-рыцарски.

Во Франции знатными людьми считались собственники знатных земель, то есть феодов (fief-terre); вторым признаком знатности сделалось допущение к посвящению в рыцари. Хотя простые люди и попадали иногда в рыцари, но преобладающим правилом было, что в рыцари посвящался владелец лена. Наделённые ленами министериалы, то есть люди несвободных состояний (sergent fieffé, serviens), приравнивались к вавассорам, то есть к низшей знати. Пока владение феодом было главным признаком знатности, горожане и даже крестьяне могли приобретать её простой покупкой ленов. В конце XIII века покупка феодов незнатными людьми была затруднена тяжёлым побором (droit de franc-fief), но в это время в знать можно было попадать и по пожалованию (lettre d’anoblissement) суверена; право пожалования в знать стало привилегией короля.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%8B%D1%86%D0%B0%D1%80%D1%8C

Страницы: 1  ответить новая тема
Раздел: 
средневековые замки / исторические вопросы / Рыцарство: вопросы терминологии

KXK.RU