Легенды о замках Латвии

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:    

Раздел: 
средневековые замки / Латвия средневековые замки от A до К / Легенды о замках Латвии

Страницы: 1 2 Next>> ответить новая тема

Автор Сообщение

Гость
Добавлено: 06-05-2004 04:46
Каждый уважающий себя замок окутан множеством легенд, имеет своих привидений , а как с этим обстоит в Латвии? Предлагаю заняться этим вопросом.

Наиболее известная легенда у нас - это легенда о Розе Турайдского замка.



Текст на русском языке можно прочесть здесь .

Небольшая подборка легенд имеется на нашем сайте:

тут

Продолжим?

вассал
Группа: Участники
Сообщений: 62
Добавлено: 06-05-2004 10:59
Замок Эдоле.

Одна из легенд рассказывает о том, что два брата Йохан и Фридрих Беры, которые жили в замке влюбились в прекрасную Сибилу. Красавица долго не могла сделать свой выбор, думая кому из братьев отдать предпочтение. И тогда Йохан решил убить своего брата и добиться руки прекрасной барской дочери.

Под покровом ночи, Йохан совершил задуманное, вот только кровь убитого брата запачкала стену в комнате замка. Виновный пытался скрыть содеянное, тщательно вымыв стену. Вскоре Йохан женился на Сабиле и привел её в замок. Показывая замковые помещения, в комнате, где совершилось преступление он опять увидел яркое красное пятно. Всякий раз пятно проявлялось снова, ничего не оставалось как закрыть эту стену шкафом.

Поселившись в замке, Сибила часто оставалась одна, Йохан проводил дни на охоте. Однажды, к ней пришли гномы и попросили сыграть свадьбу, при условии, что их никто не должен видеть В полночь, когда свадьба была в самом разгаре, на беду вернулся Йохан из леса. Как только он вошел в комнату, не понимая что происходит, все сразу исчезло. Сибила рассказала ему о гномах и их свадьбе, Йохан вскочил на лошадь и умчался обратно в лес. На утро его нашли мертвым в лесу.

Прошло несколько лет,Сибила сидела вечером за рукоделием, и увидела гномика с золотым веретеном в руках, который пообещал ей отдать веретено, если свадьба опять состоится в замке.Это золотое веретено может принести замку счастье, объяснил маленький гном. После того, как свадьба успешно состоялась, Сибила получила золотое веретено и решила замуровать его в стене одной из комнат замка.

Много лет спустя, после этого события барон Адольф Бер и его жена Эвелина решили сделать перестановку во дворце. На месте несмываемого красного пятна, установили камин, чтобы пламя огня очищало место преступления. Во время работ в замке два архитектора внезапно умерли один за другим. Люди поговаривали,что в этом виновата давно умершая Сибила, которая боится, что кто-то найдет её золотое веретено.

После этих событий барон Адольф Бер лично руководил всеми работами в замке, и неприятных событий больше не происходило.

великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 766
Добавлено: 06-05-2004 13:54
Легенды, конечно, вещь хорошая. Источник, так сказать.... Да только всяк их крутит, как хочет. Посмотрите на марку. Девушка со старого серебряного "пятилатовика" на фоне старого ливонского замка да еще с рыцарским мечом в придачу. Смешно. Непросвященный человек и впрямь подумает... Обыкновенная подмена понятий.

Гость
Добавлено: 06-05-2004 17:04
Travel, спасибо за легенду! Это как раз одна из трех наиболее популярных легенд латвийских замков! Первая, как я уже говорила, о Турайдской Розе, вторая - это Зеленая Дама Дундагского замка (попозже выложу ее в теме) и кровавое пятно в Эдоле - третья.

Вадим, я что-то не поняла... Это же легенды, то есть самые обыкновенные сказки, которые рассказывают из поколение в поколение, прибавляя что-то и от себя, так сказать, "продукт коллективного творчества"... Да, они в какой-то мере являются источниками, вот, например, существование деревянного Арайшского озерного замка было доказано археологами и потом восстановлено энтузиастами только потому, что доктор исторических наук Янис Апалс решил проверить старую легенду о затонувшем замке в озере. Но тогда лучше опираться на более старые источники, записанные еще в конце 19 века, а не на те, что рассказывают экскурсоводы.

Насчет девушки с пятилатовика... проясните свою мысль, что-то я действительно недопонимаю.
Кстати, можем сравнить портреты: она или не она?


Гость
Добавлено: 06-05-2004 19:55
Глубокоуважаемые дамы и господа!

В виду того, что основной целью нашего форума является изучение истории средневековых замков и всего, что с ними связано, хотелось бы попросить вас оставлять здесь сообщения по теме - т.е. ссылки на то, что уже было, так сказать, создано до нас.

Если есть желание продемонстрировать свое литературное творчество, свои варианты легенд, рассказы или стихи - то есть т.н. \"Свободный раздел\" нашего форума, где это только приветствуется!

В заключение хочу привести ссылки на сайты, где в Интернете имеются латышские народные легенды на русском языке (и не только о замках):

№1
№2
№3
№4

Гость
Добавлено: 07-05-2004 03:44
Итак, как было обещано, легенда о Зеленой Даме (или Деве) Дундагского замка:

ЗЕЛЕНАЯ ДЕВА ДУНДАГСКОГО ЗАМКА

Прежде, в старину, владельцы Дундагского замка не имели права оставлять наследство дочерям. Если сыновей не было, то замок и прочее имущество переходили к какому-нибудь родичу мужского пола. И, словно бы назло, у владельцев Дундагского замка долгое время не было сыновей, одни только дочери. Очень господа горевали, что не могут свое добро оставить родным детям, а приходится отдавать чужим. И вот опять у Дундагского барона не то три, не то четыре дочери и ни одного сына. А сам уже в летах. Он от огорчения иной раз ночами и спать не мог.

Однажды ночью опять задумался, что вот скоро помирать, а наследника нет. Не сиделось барону дома, он вышел в сад. Была полночь. Гулял он, гулял, вдруг, откуда ни возьмись, маленький гном. Спрашивает барона, почему он такой грустный, по­чему ночью не спит. Барон и расскажи гному про свою беду: сам-де стар, наследника нет, придется замок и все добро оставить чужим. Гном усмехнулся и говорит: “Невелика беда! Ты позволь нам, гномам, сыграть ночью свадьбу в твоем большом зале. Да смотри, чтобы никто не подглядывал, что мы делаем. Вот и будет у тебя сын”. Барон очень этому обрадовался и обещал, что никто не будет подглядывать.

Вскоре наступила та ночь, когда гномам играть свадьбу. Барон зара­нее запер все двери и строго наказал, чтобы к большому залу никто и близко, не подходил. Все знали, что барон строг и если его ослу­шаться, то быть беде, поэтому подчинились приказу и никто не подглядывал, что в зале делается. Но у садовника была дочка, а у конюха - сын. Они всегда по ночам гуляли в саду. Гуляют-гуляют, видят; большой зал освещен так ярко, как никогда. Парень удерживал девушку, но она заупрямилась: ей непременно надо узнать, что там, в зале. Подобралась под окно, заглянула - как же! гномы свадьбу справляют. Все бы обошлось, но как раз в ту минуту, когда садовникова дочка заглянула в окно, один гном, подпрыгнув, поскользнулся и упал; девушку разобрал смех, и она расхохоталась во весь голос. Тотчас свет погас, и гномы разбежались кто куда. Только старый гном остался; он подошел к дочери садовника и сказал: “За то, что ты не могла удержаться и подглядывала, ходить тебе тут после смерти ночами, лишая всех покоя”. Сказав это, старый гном тоже исчез. Дочь садовника вскоре умерла. И, как гном сказал, так оно и исполнилось: садовникова дочка по ночам бродит по замку. На ней то же зеленое платье, которое она носила при жизни, вот почему ее и прозвали Зеленой девой.

А следующей ночью гном пришел к барону и говорит: “Ты не выполнил обещания. Не будет сына ни у тебя, ни у твоих потомков. Только тогда родится сын от твоих потомков, когда на камне у больших ворот поднимется березка высотою с колыбельную жердь”.

И впрямь - в тот самый день на камне около больших ворот проглянул березовый росток. Нынче он, говорят, изрядно подрос и, коли не обломил его кто, скоро, пожалуй, вытянется с колыбельную жердь. Вот только не знаю, не обломил ли кто березку?

Но если и не обломил ее никто, вряд ли еще какому-нибудь барону суждено владеть Дундагским замком.

А вот и фото одного из помещений замка:


великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 766
Добавлено: 07-05-2004 11:34
Девушка с "пятилатовика" - собирательный образ ЛАТЫШСКОЙ девушки... Милда, так сказать, или Роза... как угодно. Общий признак - коса. А мысль в том, что сей образ никоим образом НЕ МОЖЕТ ассоциироваться с замками ЛИВОНСКОГО ордена и уж тем более с рыцарскими мечами. Насколько я знаю, у ливов мечи выглядели иначе. А усмешка адресована к дизайнеру этой марки. Что это - неосознанное стремление "влиться в Европу" или осознанное продвижение идеи "тысячелетней Латвии"?
Извиняюсь за некоторую политизированность.

вассал
Группа: Участники
Сообщений: 62
Добавлено: 07-05-2004 13:18
Рената, спасибо за легенду о Зеленой Даме. Полюбились гномам замки Курземской стороны. Лишний раз убеждаешься, насколько интересна судьба этих каменных строений и их обитателей. Недавно побывав в местечке Бирини,где находиться самый романтичный замок Видземе, я услышала ещё одну историю давно минувших лет.
Замок в Бирине-когда-то был дворянским гнездом родов Пистолкорсов.Семья Александра и Эллеоноры счастливо проживала в замке и не догадывалась о сюрпризах судьбы. Первое печальное известие пришло из далекого горного края, их младший сын застрелился, проиграв имение в карты.Графиня-мать была безутешна, именно своему любимцу она завещала Бирини, лучшее фамильное имение, за которым она так заботливо ухаживала. По парку катались на лошадях,округу наполнял запах цветущих садов,в теплицах зрел виноград. Настоящий рай, чтобы жить с наслаждаться всеми радостями жизни!
Вскоре в замок приехал старший сын Эрик, но отношения матери и сына не заладились. Однажды в замке появилась хорошенькая латышская девушка, прислуга для сестры Эрика, ну а дальше все как в романе, молодые люди полюбили друг друга.Тайные встречи , жаркие поцелуи, клятвы в любви, вскуружили головы влюбленным и они перестали замечать всех вокруг.Графиня, не могла смириться, что её сын встречается с простолюдинкой.Холодным зимним днем, когда Эрик уехал из замка, служанки передали письмо, в котором якобы Эрик отказывается от неё и собирается жениться на богатой девушке. Дальше все произошло стремительно, отвергнутая девушка повесилась в своей комнате, а Эрик который вскоре вернулся и узнал об этом событии, схватил питолет и застрелился в парке.
С тех пор, люди говорят, что по парку гуляет призрак, а в комнате где жила служанка, случаются разные чудеса, наверно дух девушке мается по комнате.
Об этих романтических событиях в парке замка, напоминает вековой дуб любви,единственный свидетель счастливых минут графа Эрика и безымянной девушки!

Гость
Добавлено: 07-05-2004 15:05
Девушка с "пятилатовика" - собирательный образ ЛАТЫШСКОЙ девушки... Милда, так сказать, или Роза... как угодно. Общий признак - коса.

Ну да, собирательный образ. А при чем тут коса? Она наличествует у всех особ женского полу в те времена, ибо стриженая женщина считалась опозоренной. Собирательных образов по всей Европе хватает... Марианна во Франции, например, Бируте в Литве. Турайдская Роза считается идеалом для латышских девушек, той, что предпочла смерть позору. Да, конечно, в наши времена взгляды на эту проблему несколько изменились, но вот в те... Даже 100-200 лет назад нравы были еще другие, чем сейчас. Почитайте, например, Джона Фаулза "Женщину французского лейтенанта" (именно книгу, а не фильм), Томаса Гарди "Тэсс из рода д'Эрбервиллей" и др. классику.

сей образ никоим образом НЕ МОЖЕТ ассоциироваться с замками ЛИВОНСКОГО ордена

Вообще-то Турайда - это замок в ведении Рижского архиепископа... Ну да, собирательный образ латышки трудно ассоциировать с немецкими замками... и то - с Турайдой-то как раз и может. В создании замка самое деятельное участие принимал вождь ливов Каупо, у которого было 2 дочери, одна из них стала монахиней, а вторая вышла замуж за немца, положив начало роду фон Ливен, о котором мы с вами уже говорили на этом форуме. Ну а Роза - это уже более поздние времена, после польско-шведской войны, она жила в замке, так почему не может быть изображенной рядом с ним? Кто-то видит здесь собирательный образ, а я - иллюстрацию к легенде. Не пробовали на крохотной марке что-то изобразить? А я пробовала. Кроме общих образов ничего не выйдет...

Есть, например, открытка на эту тему, где размеры позволяли дизайнеру "развернуться". Вставлять сюда не буду, она не так быстро грузится, а кому интересно, могут сходить по ссылке сюда Собирательного образа здесь уже нет, верно?

В общем, думаю, останемся каждый при своем мнении... Просто многие вещи можно понимать и истолковывать по-разному. Как говорил И.А. Ефремов "древний человек, живший мало, узко и без жажды познания", будет воспринимать сюжет на марке как "ура-патриотическую идею", а другой человек просто как то, что дизайнер просто "схалтурил", дабы побыстрее изобразить сюжет и не заморачиваться творческими поисками, третий - еще что-нибудь... Вот такие пироги.

великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 766
Добавлено: 07-05-2004 17:40
Что-то я не припомню епископского замка по названию Турайда.

И латышскую девушку уместнее все-таки рисовать на фоне реконструкции какого-нибудь городища, согласитесь. Если конечно автор хочет максимально передать национальный колорит.
Отношение к легендам как к сказкам.... хм...вот Демин подошел к ним вдумчиво и в результате мы имеем весьма серьезную книгу о "Руси Гиперборейской".

Гость
Добавлено: 07-05-2004 18:22
Что-то я не припомню епископского замка по названию Турайда.

Тогда вам сюда: www.castle.lv/episkop.html и сюда: http://www.zl.lv/sigulda/sigulda_turaida.htm - вторая ссылка, правда, на латышском, но там написано следующее: ar 1214. gada Rigas biskapa celtaja Turaidas mura pili (с 1214 года построенный Рижским епископом Турайдский каменный замок).

А средневековые замки Латвии... так простите, а где мы сейчас с вами живем? Это название не историческое, а территориальное. И по-моему, мы с вами вроде как пытаемся объединить ливонско-тевтонские замки в один проект? Вот когда закончим, тогда я с удовольствием уберу название.

Насчет сказок - перечитайте мой пост, где упоминается д-р Апалс в этой теме. Потом найду эти легенды и опубликую здесь.

великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 766
Добавлено: 07-05-2004 20:40
Турайда.... разве это по-немецки?

вассал
Группа: Участники
Сообщений: 62
Добавлено: 08-05-2004 12:08
К слову , о Турайдской розе. На древнем ливском языке Турайда означает "Божественный сад". Так что Роза была прекрасным цветком в этом саду, можно так предположить.
Историки считают, что в замке жил ливский предводитель Каупо. В 1212 году во время Аутиньского восстания замок был разрушен.В 1214 году рижский архиепископ велел построить на его месте каменный замок.Из пять могучих башен когда-то возвышавшегося здесь замка сохранилась лишь одна-самая высокая, с неё открывается прекрасный вид на бывшую речную долину.
Можно в Сигулде посмотреть и развалины замка , который Орден Меченосцев, построил в 1207 году и он стал первой крепостью Ливонского Ордена за пределами Риги. Замок назывался "Segewold"- в переводе: "лес побед". Возможно, от этого слова возникло название "Сигулда".

Гость
Добавлено: 08-05-2004 14:35
Турайда.... разве это по-немецки?
На древнем ливском языке Турайда означает "Божественный сад".
Позволю себе немного уточнить. Турайда - это современное название, по-ливски оно звучало как "Торейда". Немцы, первоначально построив здесь замок, назвали его Фределанд (мирная земля), но потом, видя, что их название плохо приживается в этих местах, и сами перешли на местное, слегка исказив его как "Трейден". Так что в названии "Турайда" сошлись вместе местная традиция и культура захватчиков. Посему и латышская девушка на фоне немецкого замка именно здесь опять-таки уместна.

Гость
Добавлено: 08-05-2004 17:18
Ну, ладно, пора возвращаться к основной теме конференции: народным легендам.

Как обещала, подборка материалов об озерном замке в Арайши:

Легенда №1:

В старые времена там, где теперь стоит новая церковь в Арайши, находился замок древних латышей. Когда пришли немцы, они замок снесли и на его месте захотели построить для латышей церковь. Однако крестьяне сильно сопротивлялись этому, но немцы были не согласны: им любой ценой хотелось именно в том месте, где был замок, строить церковь. Так и сделали: снесли замок и начали возить множество камней. И тут начали строить саму церковь. В первый день уже был построен фундамент, и рабочие пошли домой. На второй день пришли продолжать работу, но увидели, что фундамента больше нет: ночью кто-то срыл. Нечего делать, опять взялись за работу. До вечера сделали столько же, сколько в первый день - построили только фундамент церкви. Ну, и все рабочие пошли домой. На третий день приходят на работу - опять чудо: то, что за вчерашний день построено, опять снесено. И опять взялись за работу, но не сделали больше, чем в прежние дни. Вечером опять все пошли домой, только трое рабочих остались на ночь сторожить, чтобы посмотреть, кто же эти стены сносит за ночь. Ждали, ждали, не могли дождаться. Но, как только пришел двенадцатый час, вдруг, откуда не возьмись, стало появляться множество белых призраков, которые все собрались у фундамента церкви. Когда со всех сторон собралась пара сотен призраков, они тут же стали сносить стены церкви. Камни с грохотом сыпались в ров, а ночные сторожа в великом страхе разбежались. С того раза немцы церковь уже не строили. Нынешнюю церковь выстроили шведы, которые перед строительством угостили духов предков.

Легенда №2:

На полуостровке Арайшского озера раньше был латышский замок, в котором жил вождь Арайсис. Тогда началась война. И Арайсису пришлось воевать с немцами. Немцы войска Арайсиса скоро перебили, и остался только Арайсис. Немцы вторглись на полуостров и хотели Арайсиса взять в плен. Арайсис упорно сражался и наконец бросил меч и прыгнул в озеро. С того времени, хотя не было совсем ветра и другие озера были тихи, Арайшское озеро все же волновалось.

Легенда №3:

На полуостровке Арайшского озера раньше был немецкий замок <записано в 1931 г.>. Во время мировой войны, когда латыши завоевывали Цесис, немцы бежали из своего замка, и в большой спешке бросили в Арайшское озеро золотой стол, потому что думали, что опять вернутся. Также и церковные сосуды пастор побросал в озеро напротив церкви.

Комментарий к легендам:

Легендам о замке, потонувшем в Арайшском озере, ученые не уделяли особого внимания и тогда, когда сто лет назад на островке нашли остатки древнего поселения и стали накапливаться сведения об остатках древних построек, найденных в других озерах Видземе - Аулюкална, Брицу и Дукю (Цесисский р-н), Лисас и Ушура (Гулбенский р-н), Бакану, Ижа, Лиезерес и Салу (Мадонский р-н).

Только в 1959-64 гг. началось серьезное обследование подводных археологических памятников Латвии, когда ученые спускались в озеро с аквалангами. Остатки озерных замков - стены домов, заборы оборонительных сооружений, столбы и т. д. - покрывал толстый слой ила, в котором нашли глиняные сосуды, их осколки и другие старинные предметы. Для более подробного исследования выбрали Арайшский озерный замок.

Так как подводные раскопки невозможно проводить столь же качественно, как археологические исследования на суше, то уровень Арайшского озера был понижен на 1 м, вокруг раскопочных площадок были насыпаны земляные валы. Втекающую на площадки воду откачивали механическими насосами. Арайшские раскопки продолжались 10 летних сезонов (1965-1969; 1975-1979), поскольку исследуемый культурный слой состоял из 5 слоев застройки, которые за более чем столетнее существование озерного замка наслаивались один на другой. Их следовало очень внимательно отделять один от другого, поскольку культурный слой озерного замка образовывали в основном остатки деревянных построек, изделия из дерева, бересты и лыка, различные старинные предметы из других природных материалов, которые, находясь в воде, стали хрупкими и легко повреждаемыми. Основными рабочими на раскопках были школьники и студенты, особенно девушки, гибкие пальцы которых были как созданы для очистки и отделения хрупких предметов старины, давно уже исчезнувших в других археологических памятниках.

В исследованной части Арайшского озерного замка нашли около 145 отдельных жилых и хозяйственных деревянных построек и остатки оборонительных построек, около 3500 старинных предметов и заготовок для них, 120 глиняных сосуда, кроме того - много керамических черепков, костей домашних животных, дичи и пушного зверя, стеблей культурных растений, семян, зерен и т. д. Находки из всех 5 слоев застройки Арайшского озерного замка дают максимально полное представление о жизни самого крупного племени древних латышей - древних латгалов в т. н. эпоху викингов (которую латвийские археологи называют первой половиной позднего железного века) с 800 по 1000-й год нашей эры. Жителей озерного замка по окончании их жизни хоронили на могильнике на берегу озера Арайшу, возле нынешнего дома "Лиепиняс".

Как остатки озерного замка попали под воду? В середине нашей эры климат в Латвии был довольно сухим, поэтому уровень воды в озерах также был значительно ниже, чем теперь, но наступил X век, и в северном полушарии Земли начался период повышенной влажности и тепла с частыми и сильными ливнями. Вода в озерах начала быстро подниматься, и жить там стало невозможно. Вода естественным образом законсервировала и сохранила остатки построек до наших дней. Возможно, легенды о путешествиях озер (о затонувших замках!) по воздуху хранят воспоминания об этих событиях и когда-то бывшую действительность.

Арайшский озерный замок является первым наиболее исследованным памятником этой категории во всей северо-восточной Европе. Поэтому возникла идея восстановить замок и создать археологический музей под открытым небом. Работы проводились копиями древних орудий труда (железных узколезвийных топоров, стамесок, деревянных клиньев и т. д.). Нижние части зданий восстановлены так, как это было в оригинале, а верхние - на основании найденных в культурном слое строительных деталей, этнографических параллелей и конструктивной логики. Строительство древнего озерного замка продолжается.

Автор этих строк - Янис Апалс, Dr. hist.

Коротко о нем:

Янис Апалс (род. 1930 г.) - археолог, доктор истории, ведущий исследователь Института истории Латвийского университета. Лауреат приза Спидолы от Фонда культуры (1995 г.). С 1965 г. руководил раскопками на островке Арайшского озера. В 1971 г. одновременно руководил раскопками также на Лиепиньском могильнике IX-XII вв. и Уплантском могильнике XIII-XIV вв. Открыл новую категорию памятников культуры - озерные поселения. В настоящее время руководит Фондом Арайшского озерного замка и реконструкцией озерного замка. Автор более 150 научных публикаций.

вассал
Группа: Участники
Сообщений: 62
Добавлено: 18-05-2004 19:45
Легенда о Яунпилском замке.

Сохранилось много легенд о бесстрашном Матиасе фон дер Рекке, владельце замка в 16 веке. Будучи воином хоть куда, во время Шведской войны он сражался на поединке с самим шведским королём Карлом IX. После поединка в руках Рекке оказался меч короля и его шапка с дорогими украшенными лентами. Эти ценные предметы хранились в замке до Первой мировой войны, но потом увы, были утрачены.

Польский король за отвагу подарил барону Рекке поместье в Кабиле, и когда старый барон умер, его сыновья никак не могли найти документы, удостоверяюшщие права на это поместье. Случилась так,что вскоре один из баронов оказался на грани банкротства, спасти его могла только продажа имения. Однажды вечером к воротам замка подъехал рыцарь, облаченный в доспехи, не поднимая забрала, он передал хозяину сверток, который оказался нужным документом, и помог барону уладить свои дела. Люди поговаривали, что это было приведение, доброе, которое помогло барону сохранить свое родовое гнездо.

И сейчас иногда в замке можно увидеть силуэт мужчины в старом одеяние, он часто появляется ближе к вечеру и остается на некоторе время в стенах замка, проверяя все ли там в порядке.

Замок в Яунпилсе и его окрестности, хранят много секретов. Здесь можно увидеть церковь, построенную в конце 16 века, водяную мельницу, которой почти 200 лет, и в ней сохранилось оборудование и даже немного муки, из которой выпекались вкусные лепешки.
А какой истинный ценитель старины, откажется от средневековой трапезы и горячего красного вина! Именно здесь можно ощутить аромат той эпохи, которая теперь нам кажется такой романтичной!

вассал
Группа: Участники
Сообщений: 62
Добавлено: 25-05-2004 19:54
Одно из многочисленных преданий о привидениях Рундальского дворца рассказывает,

что иногда по вечерам люди видят, как открываются главные львиные ворота, и под звон бубенцов выезжает шестерка белых лошадей,запряженных в карету, которой управляет Платон Зубов. По легенде, дошедшей до наших дней, Платон Зубов, который был в то время владельцем дворца в Рундале, велел кучеру запрячь шесть белых лошадей на традиционную прогулку по окрестностям замка. Вскоре на дороге кучер заметил маленькую девочку, которая сидела и играла, ничего не замечая. Кучер несколько раз окликнул её, и сказал чтобы она ушла с дороги. Девочка продолжала играть на дороге, тогда Зубов, которому надоело ждать, приказал кучеру ехать вперед, не сворачивая. Кучер отказался выполнить приказание барина, и тогда сам Зубов схватил вожжи и погнал лошадей прямо на девочку. Внезапно, лошади неожиданно резко свернули с дороги, и понеслись по полю. Люди, которые видели всю эту сцену, покачали головами, что-де за безжалостный господин, который не хочет пощадить даже ребенка. Вдруг Зубов выпал из кареты, запутался в вожжах, и лошади долго волокли его за собой по полю. Домой он вернулся один, грязный, весь в синяках. А на следующее утро, его нашли повесившимся. Говорят, что ночью сам нечистый явился к нему в спальню, и такой встречи, видимо, Зубов не выдержал.

Гость
Добавлено: 25-05-2004 21:02
Travel, спасибо! Для тех, кто не знает, Платон Зубов был фаворитом российской императрицы Екатерины II, самым последним, удачливым и наиболее подлым по своей натуре. Так что тут легенда о нем не погрешила против истины! О последних днях Зубова немного рассказывается и в романе В. Пикуля "Фаворит". Потом если найду эту цитату, выложу здесь.

вассал
Группа: Участники
Сообщений: 62
Добавлено: 26-05-2004 14:42
Ещё раз о Рундале....
О двух женских призраках, обитающих в Рундальском замке, стали поговаривать с середины 19 века. Таинственные Дамы дворца, и сейчас время от времени напоминают о себе, заставляя персонал музея изрядно понервничать.
Кто же эти две загадочные Дамы? Рассказывают, что Белая и Черная Дамы появляются исключительно в ночное время, в разных сторонах дворца, и они никогда не встречаются.Дама в белом блуждает по юго-западной стороне дворца, там, где когда-то были покои герцогини Курляндской. Черная Дама появляется в центральной части, в бывших апартаментах графов Шуваловых. С наступлением темноты, таинственные Дамы ,наводя ужас на служащих музея , начинают свою ночную жизнь: прогуливаются по комнатам дворца, хлопают дверьми, застывают в дверном проёме.
По некоторых предположениям Черная Дама-это одна из родственниц графа Шувалова, которая умерла неестественной смертью. Именно поэтому, она прогуливаясь по залам дворца, останавливается в определенном месте, и смотрит на стену , где когда-то висела картина членов семьи Шуваловых.
Появление Белой Дамы связывают с умершей в молодости дочерью врача, который лечил Шуваловых и жил во дворце.
Можно только догадываться, свидетелями каких событий были обитые гобеленом стены и роскошные залы дворца в Рундале.
Возможно, пройдет время, и исследователям удастся узнать больше о таинственных обитателях дворца.

Гость
Добавлено: 26-05-2004 14:55
А вот Рундальский замок с птичьего полета!


Гость
Добавлено: 26-05-2004 15:03
Теперь хотелось бы вернуться к уже упоминаемому выше в посте Travel Яунпилсскому замку. Задали мне тут как-то вопрос о том, кто такой Чертов Рекке... поскольку это интересно многим, то привожу здесь подборку легенд об этой мрачной личности:

________Латышские народные предания о Чертовом Рекке.__________

Яунпилсский замок - это очень старый орденский замок, он построен в 1301 году. Он один раз горел и много раз перестраивался. С Яунпилсским замком связаны всяческие события и множество преданий. В Яунпилсском замке жил один очень суровый и жестокий барон, которого звали Рекке. В легендах его зовут Чертовым Рекке. Рекке должен был строить замок, но не мог со своими работниками этого сделать: то, что за день бывало сделано, за ночь черт сносил. И Чертов Рекке придумал откупиться от черта, и велел замуровать в стены живых людей. Благодаря этому стало возможно построить замок.

***

В Яунпилсском имении правил суровый господин - Рекке. Он был помещиком, одержимым бесом. Жители звали его Чертов Рекке. У него был черный жеребец, одержимый бесом. Однажды помещикам было велено скакать на конях, - насколько большой участок земли они смогут обскакать, столько и будет им принадлежать. Рекке объехал большую область от Салдуса до Добеле и от Добеле до Тукумса.

***

Пришла шведская война, и Рекке на своем жеребце тоже поехал. Когда шведы бежали через Даугаву, Рекке успел въехать в Даугаву и снять корону со шведского короля. Во время шведской войны он взял в плен 300 шведов. Пленных шведов он использовал на всяческих работах: заставил строить большой каменный вал с черепичной крышей, который сохранился до наших дней. Велел выкопать пруд возле замка и устроить в этом пруду дубовое дно, как пол, велел им рыть канавы в болотах и углублять реки. Он заставлял их делать очень тяжелую работу. Наконец он приказал согнать всех шведов в сарай и сжег их, приговаривая при этом: "Слышите, как пищат мои мышки!"

Кстати, вот фото Яунпилсского замка:



Но продолжаем о Чертовом Рекке:

Барон Рекке, жестокий, прозванный Чертовым Рекке, из Германии привез бинокль. В замке была башенка, с которой и смотрел внего. Увидит у какого батрака разогнутую спину, - тот получал порку.

***

Помещик из Яунпилсского имения Рекке, говорят, был также очень скупым. Однажды одна баба захотела пойти в огород на усадьбе, вырвать какую-то там морковку. Помещик в это время поднялся на башню замка и увидел, что баба рвет морковь. У него была большая труба, и он в эту трубу крикнул: "Баба, пусть морковь стоит!" Этот крик был сильным, как раскат грома. Баба ужасно испугалась, но взяла еще одну морковку. Барин крикнул еще громче. Тогда баба от ужасного испуга на месте умерла.

***

Яунпилсский Чертов Рекке тех людей, кто чем-либо провинился, приказывал закапывать живыми в яму, головами наружу. Тогда приходили другие с боронами и ездили по их головам. Это место позднее назвали Галвинькалны.

***

В каждую новогоднюю ночь в 12 часов Яунпилсское озеро становится светлым. Две утки плывут со стороны моста и спрашивают: "Готов ли замок?" А башня замка освещается, и на ней стоит Чертов Рекке верхом на черном коне. Он отвечает: "Еще нет, но скоро будет!" Если когда-нибудь Рекке на черном коне скажет: "Готов!", то Яунпилс провалится и замок на горах Каратаву поднимется наверх.

ландмейстер
Группа: Участники
Сообщений: 246
Добавлено: 26-05-2004 16:09
Извиняюсь , а этот Чёртов Рекке имеет исторического прототипа , или сиё есть плод больного воображения угнетённой нации ?

Гость
Добавлено: 27-05-2004 01:29
а этот Чёртов Рекке имеет исторического прототипа

Имеет! Только не одного, а нескольких. Пленных шведов жег наиболее известный представитель этого рода - Матиас фон дер Рекке. На коне ездил основатель династии, последний комтур добельского замка Тисс фон дер Рекке. Ну а крестьян пугал с подзорной трубой уже третий Рекке. Но все они были хороши! И в замке и в церкви были сделаны специальные позорные ниши, куда ставили провинившихся крестьян. В замке они с наклонным полом, а на замле перед нишей рассыпали всякие колючки, чтобы крестьянин падал на них... так что больным было отнюдь не воображение у угнетенной нации...

Гость
Добавлено: 27-05-2004 03:01
Несколько легенд о замке в Лудзе.

В старинные времена в Лудзе был большой замок. В нем жил богатый король со своей единственной дочерью. Эта дочь была так красива, что в далекой округе не могли найти ей равной. Принцесса влюбилась в простого слугу из замка. Король всячески пытался отговорить дочь от слуги, но ничто не помогало. Однажды король в великом гневе, рассерженный неуступчивостью дочери, сказал, пусть, мол, сам Нечистый ее заберет. В тот же момент дочь исчезла. Черт ее унес в подземелье под замком. Король всячески пытался вернуть дочь, но все было напрасно. От большой сердечной боли король вскоре после этого умер. Тогда началась война, и замок был разрушен. Окрестные жители избегали его, потому что некоторые рассказывали, что слышали, как кто-то плачет и зовет на помощь.

Однажды в воскресенье, во время богослужения, у троих пастухов пропало стадо. Они в поисках дошли до замка и там свое стадо нашли. Один из пастухов был сиротой, и хозяйские сыновья, играя, закинули шапку сиротки в старый замок. Сирота горько заплакал, потому что за потерянную шапку дома его бы ждали неприятности. Тогда в окне замка появилась красивая
девушка с шапкой в руке, полной блестящих камушков, и сказала: "Не бойся, я тебе ничего плохого не сделаю, добрый мальчик, я проклятая принцесса этого замка. Я тебя прошу, спаси меня от колдовства, которое меня столько лет мучает. Ты это легко сможешь, если только захочешь. Когда тебе будет 21 год, приходи ко мне в первый день Пасхи и уведи меня с собой, но ты не должен больше ничего брать с собой, как только меня". Сказав это, она отдала мальчику шапку, а сама исчезла в замке.

Сирота вырос в стройного юношу и отправился в замок. Войдя в замок, он отправился по какой-то пещере в подземелье. Ему нужно было пройти много комнат. Комнаты были полны всякими драгоценными камнями и оружием. В последней комнате сидела королевская дочь и ждала, когда он придет. Юноша взял принцессу за руку, чтобы вывести наружу, но тут он у стены заметил два красивых венца. Один из них юноша надел на голову принцессе, второй себе. Тут же раздался шум, подобный грому, и юношу выбросило из городища.

Люди рассказывают, что юноше надо было вывести только принцессу, тогда ему принадлежало бы все, а теперь принцессе придется вечно находиться в подземелье. Ту пещеру, что ведет в подземелье, можно еще и теперь увидеть.

***

После смерти правителя замка Волькенберг и правительницы наследницами остались три их дочери: Розе, Луция и Мария, между которыми и разделены все обширные владения замка Волькенберг. Каждая из сестер построила на унаследованной земле себе замок. Первой замок построила себе Роза, который назван Резекне, позже и Луция (Лудзу), и Мария (Виляку). Когда-то такой могучий замок Волькенберг на горе Падебешу-калнс пришел в упадок и разрушился.

(продолжение следует...)

Гость
Добавлено: 31-05-2004 02:53
Завершаем цикл легенд о Лудзенском замке!

Из Лудзенского замка в Резекненский замок ведет подземный ход, в конце его большой подвал, в котором спрятаны все богатства старинного замка и спит заколдованная владелица старинного замка Луция. Это проклятие на Луцию наложила ее мать, потому что она безумно влюбилась в того же самого рыцаря, за которого хотела выйти замуж Луция. Мать дочь колдовством усыпила, приказала внести в подвал замка со всем добром, при чем определив, что Луция может выходить из подвала только раз в 9 лет в пасхальную ночь и, если тогда найдется кто-то, кто без более подробного разъяснения и послушавшись всех условий, принесет из церкви освященный хлеб, яйца и воду, тогда Луция станет свободной.
Однажды солдат в пасхальную ночь шел в церковь и встретил Луцию. Она была в замечательно красивом, роскошном наряде, но с совершенно белыми волосами, поскольку условие материнского колдовства было таково, что признаки возраста могут проявляться только в волосах, в цвете волос. Луция солдату приказала принести из церкви упомянутые вещи, но с условием, что, чего бы ни происходило, несущий их не может ни говорить, ни оглядываться назад.
Солдат взялся выполнить ее просьбу. Когда хлеб, яйца и вода были освящены, солдат пошел, а встречные люди его поздравляли: "Христос воскресе!" Солдат ничего не отвечал, шел только вперед, прямо по полям, болотам и замковым рвам, где теперь была гладкая, широкая дорога с красивыми мостами. Шел прямо к развалинам замка, где она его ждала. Тут по дороге мчалась упряжка со взмыленными лошадьми, и кучер закричал: "Убирайся с дороги, или костей не соберешь!" Но солдат шел смело вперед, и уже в следующий миг упряжка с бешеными лошадьми была за спиной, как по воздуху улетела. Уже развалины были совсем рядом, и Луция уже протягивала руки, чтобы взять принесенное и быть свободной на вечные времена, и тут перед солдатом, как из-под земли, вырос командир полка и сурово спросил: "Откуда ты тут взялся? У тебя разве отпуск?" У солдата его действительно не было, и он, смущенный, начал запинаться: "Так точно... Никак нет...", но, как только сказал слово, так Луция громко вскрикнула, начала плакать, офицер схватил ее за руку и вместе с ней провалился в подвал замка. Только теперь солдат вспомнил, что нельзя было ни с кем говорить, но теперь уже было поздно.



Рассказывают, что в прежние, стародавние времена, на городищах Резекне и Лудза жили две сестры, которых звали Луце и Расе. По неизвестным причинам мать их прокляла, из-за чего они провалились со всем своим замком сквозь землю. Луце раньше являлась одному юноше и попросила помочь ей выбраться из подземелья. Спасение должно происходить так: когда в Пасху ксендз, католический священник, будет проводить обедню, пусть юноша идет и копает. Если он успеет до подъема замка откопать входные ворота, которые находятся возле нынешнего выхода из звонницы на городище, так, чтобы двери хорошо открывались, тогда она будет спасена.
Юноша и пошел копать, а звали его, говорят, Антоном. Он копал, уже откопал все ворота, еще раза три надо было лопатой копнуть, и в церкви зазвонили колокола. Только за дверью Антон услышал жалобный стон и услышал голос: "Как долго я жила, и столько же еще жить!"



Солоныч и Платпиере
В Лудзенском уезде, недалеко от усадьбы Заля-муйжа, между Коснополе и Апиньки, в старинные времена был большой замок, через который протекала река. Этот замок разрушил Иван Грозный. Теперь там только такая высоковатая гора. Об этой горе рассказывают, что под горой есть пещера, в которую можно попасть через маленькую-маленькую дырочку. Лет 80 назад в гору лазали люди - денег спросить. Но в гору можно было лазать только в то время, когда люди ходили вокруг церкви в пасхальное утро. И вот тогда, лет 80 назад, два человека, Солоныч и Платпиере, полезли в гору. Залезли в эту дырочку, увидели дверь. У дверей были черная собака и девочка. Девочка велела собаке их не трогать, а им разрешила взять бочку золота в 3 гарнца. Они взяли золото, вылезли обратно и отнесли золото во двор к Платпиере, потому что он был ближе. Но, так как на пасху золото не делили, то договорились дележ провести завтра. А на утро Платпиере Солонычу ничего не дал. Оба начали драться, а эти горные деньги таких дел не любят. Так золото и пропало. Они оба спохватились - а золота и нет.

вассал
Группа: Участники
Сообщений: 62
Добавлено: 31-05-2004 17:23
Рената, спасибо за цикл интересных легенд о замках Латгалии.

Прочитав легенду про золото в подземельях замка, вспомнилась мне легенда о Бауском замке,в котором если верит людям спрятали польские бароны сокровища шведского короля,захваченные во время нападения на замок.

Уже после того как замок был разрушен, проезжал как-то мимо барон Мюнхгаузен. Желая осмотреть главную башню замка, в стене которой чернела глубокая ниша, не то вход в подземелье, не то место для запаса пушечных ядер, барон остановился и привязал свою лошадь к торчащему из камней куску железа. Но лошадь потянула штырь, и взору Мюнхгаузена открылись спрятанные сокровища!

Барон вскочил на лошадь и помчался в город, где успел нанять возницу, чтобы забрать с собой клад. Но по дороге на него напали разбойники и отобрали сокровища. От смерти барона спас золотой дукат, на котором гадали разбойники, жить ему или нет! Возвратясь в полк, в кармане мундира Мюнхаузена оставалась горстка золотых..., но на поимку грабителей отправиться никто не решился. Ищи ветра в поле...

вассал
Группа: Участники
Сообщений: 62
Добавлено: 08-06-2004 19:43
Вернемся к нашему другу Мюнхгаузену.
В связи с открытием сезона рыбной ловли с лодки, вспомнилась легенда о щуке, которая была поймана нашим героем.Однажды воскресным утром барон с другом отправились на рыбалку. Наловив пескарей и плотвички, решили закинуть на щуку. Щука клюнула не сразу,поплавок стал у заводи крутиться и леса натянулась как струна.Стал Мюнхгаузен подсекать, чтобы рыба с крючка не сошла,но без рывка не обошлось.Рыба-то оказалось не маленькой...Долго он бился с щукой, пока не сдалась рыбина.
Вытащил он её на берег, измерил ,оказалась она размером от земли до плеча бароновского! Достал он охотничий нож и вспорол брюхо рыбине, интересно чем же хищница питалась? Перешки уток, монеты , даже серебрянный браслет, прожорливая заглотила.
А сама интересное,оказалась у щуки внутри перчатка коженная с царским гербом. Не как петровская! Петр Великий на лодке реку переплывал, вот и обронил. Вот так удача!
Высушил перчатку Мюнхгаузен, и стал использовать её как табакерку. Многие угощались из неё табаком, пока знаменитая перчатка не пропала. Кто знает, кто теперь хозяин перчатки.
А вот один заядлый рыбак, который переловил не одну сотню щук, рассказывал, что попалась ему на крючок щука,размером в человеческий рост и нести пришлось её вдвоём на палке, одному не подручно было. Хотите верьте, хотите нет! Только вот кроме внутренностей, ничего ценного в щуке-хищнице не было.

вассал
Группа: Участники
Сообщений: 62
Добавлено: 21-06-2004 14:00
3 июля в Бауском замке пройдет фестиваль старинной музыки. Многими легендами, овеяны стены этого замка.
Во время польско-шведской войны, путем обмана шведское войско проникло в замок. Напоив стражников ворот замка, неприятель проник в замок, а утром предатели были убиты и похоронены напротив замка, на берегу реки Мемеле, где и сейчас видны два маленьких пригорка.
Ещё одна из легенд, рассказывает о том, что когда шведское войско захватило замок, поляки никак не могли его отбить. На вершине замка танцевала ведьма, которая отражала ядра, летящие в сторону замка. И сколько не стреляли поляки по замку ядрами, все ядра отлетали обратно. Тогда один мудрец подсказал, что сразить ведьму может только серебрянная пуля, покрытая сверху золот ым дукатом. Прислушившись к совету,такую пулю сразу отлили. Нашелся и отважный юноша-стрелок, готовый расправиться с колдуньей. Когда он выстрелил, ведьма успела отразить пулю, но в тот же миг её настигла серебряная пуля и она была убита.
Люди рассказывали, что раньше Бауский замок можно было объехать вокруг в карете, запряженной шестеркой лошадей, а теперь и одному человеку опасно обходить замок со стороны реки. Внизу у подножия высоко берега утонуло немало людей, которые позабыли об осторожности.

Гость
Добавлено: 04-07-2004 19:21
Новейшая информация!

В Интернете появился новый сайт о латышских народных сказках, преданиях и эпосах. Фактически этот сайт является копией уже существовавшего на сервере times.lv, но поскольку профессионалы Digital Times уже полгода не могут справиться с проблемами своего сервера, мы очень рады, что этот интересный сайт доступен теперь на другом хостинге! Заходите и читайте: http://skazki.eclub.lv

Гость
Добавлено: 10-07-2004 18:55
На сайте http://skazki.eclub.lv стали появляться также русские народные сказки и предания, что весьма интересно, т.к. латышские не в пример более "раскручены" как в Интернете, так и в печатных изданиях. А вот подобное творчество, но из уст русских, проживающих на латвийской земле - заслуживает большего внимания, чем им уделялось до сих пор. Особенно интересна страничка исторических преданий: http://skazki.eclub.lv/folk7.htm#54



Одно из них, имеющее отношение к замкам (скорее всего, латгальским), я и приведу здесь:

№78 СКАЗАНИЕ О ЗАМКОВОЙ ГОРЕ
Есть у нас Замковая гора. Там был замок, и будто-бы его кто-то проклял: то ли мать дочку, то ли ещё кто – не знаю, врать не буду! Только знаю, что замок провалился, а барышня, что там жила, из земли стала выходить: ход там был. Ну, отверстие, как лунка! Тут, в Кополове, была церковь, а в ней дьячок. Он часто ходил по горе и увидел барышню. Подошёл к ней, а она ему и рассказала, что ожидает спасенья и что для этого надо сделать: должен прийти священник и принести с собой всё, как на обедню.
Пришли священник с дьяком и стали молиться. Тут барышня вышла и всплеснула руками, сказала:
– Одну вещь не взяли!
А вещь та была ножницы с колпачком, чтобы свечи тушить. И ещё она сказала:
– Больше не выйду!
Выйти она не могла, но ход остался. Много раз в ту пору дьякон спускался туда, и давала ему барышня деньги, но с условием: если вчера деньги взял, то сегодня надо истратить. Долго он ходил. Но однажды он приметил у входа очень красивую ляску (клюка, палка, на которую опираются при ходьбе). В дверях на цепи сидела чёрная собака. И решил дьяк забрать эту ляску. Схватил её и за дверь – еле-еле успел выскочить, но всё же дверь половину полы ему отхватила.

Есть предания о Петре Первом, Суворове и др. Читайте на сайте. Полный вариант смотрите в главном меню под кнопкой "Фольклор".

оруженосец
Группа: Участники
Сообщений: 9
Добавлено: 10-07-2004 21:12
Прочитал Ваш комментарий и тут же зарегистрировался:)))
Благодарю за ссылку и меткую характеристику. Действительно, латышских сказок в Инете уже - пруд пруди! (Моих конечно, больше всех:))). И не знаю как долго продолжать буду, но придерживаюсь того, что в Инет надо выставлять то, чего нет, или что трудно найти. Разумеется - по теме. Думаю, что латышские сказки и русский фольклор, как не крути, а взаимосвязаны...!

Гость
Добавлено: 10-07-2004 22:40
AnGv, очень рада видеть Вас на нашем форуме! Спасибо за то, что делаете нужное дело!

Кстати, по поводу латышского и русского фольклора. Есть один сборник преданий (правда, на латышском языке), где вместе собраны латышские, русские и польские легенды, причем в скобках указана национальность рассказчика каждой легенды. Книжка в продаже в магазинах мне не попадалась, только во время туристической выставки "Балттур" она продавалась на стенде представителей Лудзенского района. Называется "Baltaas peedas. Ludzas rajona teikas, leg,endas, nostaasti" 2002 g. Тоже по-своему уникальное издание.

оруженосец
Группа: Участники
Сообщений: 9
Добавлено: 11-07-2004 00:34
Есть один сборник преданий (правда, на латышском языке).


Мысль интересная да вот беда, то бишь фишка такая. Я увлекаюсь темой, что на русском языке!

Гость
Добавлено: 11-07-2004 02:03
AnGv, все понятно. Если будут какие-то обновления на сайте, сообщайте сюда.

Для тех, кто интересуется и латышскими оригиналами легенд, предлагаю небольшой библиографический список книг на эту тему. Заранее извиняюсь, что специфические буквы латышского языка пришлось заменить (длинное "а" на 2 рядом стоящие "а", смягчающие "птички" у букв на "'" или ","). Синим цветом выделены книги, которые еще можно найти в латвийских книжных магазинах, если кому интересно.

“Sen to Riigu daudzinaaja. Riiga latvies’u tautas dail,radee” R., “Zinaatne” 1994
“Latvijas peerles. Spoku staasti un teikas par Latvijas piliim” R., “AGB” 2001
A. Plaudis “Cel,vedis pa teiksmu piliim” Jumava, 2004
“Latvijas peerles. Kultuurveesturisks cel,vedis pa 40 skaistaakajaam Latvijas piliim un muiz’aam” R; “AGB” 2000


“Latvies’u tautas teikas: Veesturiskaas teikas” R., Zinaatne, 1988
“Latvies’u tautas teikas: Izcels'anaas teikas” R., Zinaatne, 1991
“Latvies’u tautas teikas” R., Jaan,a Rozes apgaads 1998
A.Lerhis-Pus’kaitis. Latvies’u tautas teikas un pasakas. VII dal,a. 2. seejums. R., Ateena, 2001.
J. Apals, M. Zelmenis “Aarais’u ezerpils: Teikas un veesture” R., AKO dizains, 1998
“Teikas par Jaunpili” 1994

вассал
Группа: Участники
Сообщений: 62
Добавлено: 11-07-2004 20:00
Кто интересуется легендами о Риге, могу посоветовать книгу- Sen to Riigu daudzinaaja, Riiga"Zinaatne"1994. Книга богата сказками, народными песнями,рассказами, загадками и легендами.
За символическую цену(0.40 Ls), книгу можно было приобрести в книжном киоске (1-этаж)в здание Академии наук.
С.Рубинчик-Сказки о Старой Риге и другие истории воробья Ричи,изд."Лиесма"Рига 1973. Хотя книга, адресованна детям , я думаю и взрослым будет интересно узнать о истории города, в котором мы живем!

Гость
Добавлено: 11-07-2004 20:27
За символическую цену(0.40 Ls), книгу можно было приобрести в книжном киоске (1-этаж)в здание Академии наук
Забыли упомянуть, что в Риге. Нас-то не только рижане читают... География, насколько мне известно, широкая: и Одесса и Кипр. Другое дело, что на латышском не все смогут прочитать. Кстати, эта книга Sen to Riigu daudzinaaja есть в продаже в Риге еще и в магазине Valters un Rapa (напротив гостиницы "Рига"). Сколько там стоит, точно не помню, но тоже меньше 1 лата.

Поискала эту книжку в Интернете, но нашла только этот интересный список литературы: http://66.102.11.104/search?q=cache:dTOOJdyRPZAJ:www.eka.lv/BIB/BIBL_UDK/UDK_39.xls+Sen+to+R%C4%ABgu+daudzin%C4%81ja&hl=ru тут мифология и фольклористика разных стран и эпох. Возможно, пригодится.

оруженосец
Группа: Участники
Сообщений: 9
Добавлено: 12-07-2004 11:30
За символическую цену(0.40 Ls), книгу можно было приобрести в книжном киоске (1-этаж)в здание Академии наук.
С.Рубинчик-Сказки о Старой Риге и другие истории воробья Ричи,изд.\"Лиесма\"Рига 1973.


А сейчас она там есть?

вассал
Группа: Участники
Сообщений: 62
Добавлено: 12-07-2004 12:34
Книгу о легендах Риги покупала в начале года, поэтому, есть ли данная книга в продажи киоска Академии наук(Рига), сказать не могу. (тел.книжного отдела 7225767). И посмотрите выше, Рената уже упоминала, где ещё можно приобрести данную книгу в Риге.
Что касается книги С.Рубинчик, её можно найти в библиотеках города, сейчас в продаже она мне не встречалась. По воскресеньях на ул,Сколас,6 в Риге ,бывает книжный базарчик, где частенько встречаются книги,издательства разных лет, повествующие о истории нашего края.

оруженосец
Группа: Участники
Сообщений: 9
Добавлено: 12-07-2004 13:22
Что касается книги С.Рубинчик, её можно найти в библиотеках города, сейчас в продаже она мне не встречалась. По воскресеньях на ул,Сколас,6 в Риге ,бывает книжный базарчик, где частенько встречаются книги,издательства разных лет, повествующие о истории нашего края.


Спасибо, поищу.

Гость
Добавлено: 12-07-2004 14:27
С.Рубинчик-Сказки о Старой Риге и другие истории воробья Ричи
Только имейте в виду, что это не фольклор. Это рассказы ныне здравствующего писателя Станислава Рубинчика о Риге, правда весьма занимательно написанные. Так что интересно читать не только детям, но и взрослым. Я бы сказала что это одна из лучших книг данного направления.

оруженосец
Группа: Участники
Сообщений: 9
Добавлено: 12-07-2004 16:40
Только имейте в виду, что это не фольклор.


Понятно из названия, а вот авторские права... важнее! А то я подумал, 1973 год...

Гость
Добавлено: 12-07-2004 18:33
Можно связаться с автором. Насколько я знаю, многие дают такое разрешение, если не собираются переиздаваться.

вассал
Группа: Участники
Сообщений: 62
Добавлено: 13-07-2004 17:49
Если очень нужна книга С. Рубинчик могу предложить ее ксерокопию, которую делали для студентов курсов гидов. На связи буду завтра, сегодня уже не получается.

Гость
Добавлено: 08-08-2004 04:10
Несколько легенд об Алуксне.

О городище Темплякалнс

Гора Темпля калнс находится недалеко от берега Алуксненского озера. О том, как она образовалась, рассказывают старые люди. Это было в шведскую войну. Шведы укрепились в замке на острове. Русское войско было на своих позициях напротив замка, на берегу озера. С этого места, которое находилось во впадине, они никак не могли обстрелять пушками шведов на острове. Тогда русский полководец приказал своим солдатам натаскать шапками, насыпать из песка гору, поставить там пушки и тогда надавать шведам как следует. Так и сделали. Натаскали гору, поставили там пушки и шарахнули. Земля качалась и дрожала. Скоро шведам стало жарко в замке, и они дали волю ногам. В честь героизма русского войска на насыпанной горе построен храм, и сама гора названа Храмовой (Templ,a).

Как образовалось озеро Алукснес и его острова

Там, где сейчас озеро Алукснес, раньше была равнина. Примерно на середине озера были дома двух крестьян. Крестьяне были богаты, но друг с другом ужиться не могли. Они друг друга терпеть не могли и ссорились по каждому пустяку. У одного крестьянина был сын, а у второго красавица дочь. У обоих крестьян других детей не было, и они очень любили своих отпрысков.
Несмотря на то, что родители враждовали между собой и молодым людям было запрещено встречаться, они все-таки полюбили друг друга и, невзирая на просьбы и угрозы родителей, решили пожениться. Наконец родители дочери согласились, молодые обручились и в следующее воскресенье решили идти в церковь венчаться. Однако отец юноши считал, что лучше бы его сын умер, чем женился на дочери ненавистного соседа.
В те времена на горе Антакалнс жил знаменитый колдун. К этому колдуну обратился за помощью отец юноши. Колдун взял принесенные подарки и выслушал просьбу злого соседа. Взял колдун кубок с водой, нашептал на воду и дал хозяину, предупредив, что нельзя выпускать кубок из рук и оглядываться назад, пока не дойдешь до дома соседа. То место, которое он хочет затопить, пусть объедет верхом один раз, потом пусть отъедет трижды девять шагов на запад и тогда бросит кубок через плечо.
Как только хозяин взобрался на коня и поскакал, тут же услышал в воздухе странное шипение - это было озеро, которое вышло из болота Томасу. За это время у соседей уже все было готово к свадьбе. Уже издали он услышал пение и музыку. Подъехав поближе, он увидел, что жених и невеста в сопровождении гостей идут в церковь. В гневе он забыл наказ колдуна и бросил кубок вперед. Тут же озеро с шипением опустилось, и сам злой хозяин утонул. На воде остались фата невесты и шапка жениха, которые видны там до сих пор. Оттуда и произошли названия двух островков. Плащ хозяина тоже остался над водой, так образовался третий, самый крупный остров.


Мое пояснение к легенде: шапка жениха - это островок Цепурите (по латышски - "шапочка"), а вот с фатой невесты есть 2 варианта. Один - это вуаль, сетка, отсюда островок Тииклу ("сетчатый"). Другой вариант - Гара сала ("длинный остров") напоминает по форме шарф.
См. карту Алуксне: http://www.aluksne.lv/dome/karte1.html

великий магистр
Группа: Главный администратор
Сообщений: 2765
Добавлено: 16-09-2004 05:30
Страница латышского фольклора http://www.liis.lv/folklora/mitol/citati/mara.htm

великий магистр
Группа: Главный администратор
Сообщений: 2765
Добавлено: 12-12-2004 19:16
Латышская народная легенда, по мотивам которой Андрей Пумпурс написал эпос "Лачплесис", сделав своего героя правителем замка Лиелварде:

ЛАЧПЛЕСИС

Лачплесиса, или Лачаусиса, родила медведица, которую человек, лесовик, приручил себе в жены. Лачплесис вырос высоким, статным юношей. От матери он унаследовал только огромную силищу да медвежьи уши. Вот его и прозвали “Лачаусис” – “Медвежьи уши”. В ранней юности он очистил окрестности отцовского дома от дикого зверья: медведей, волков, кабанов. Обычно он поступал так: хватал зверя за челюсти и раздирал пополам. Поэтому его стали называть Лачплесисом, то есть разрывающим медведей. Потом, когда дома не к чему стало силу приложить, он пошел бродить по Прибалтике в поисках работы. Но, за что бы он ни брался, во все вкладывал чрез­мерную силу и ломал все орудия.

Однажды он нанялся перевозчиком на Даугаве. На паром взошли люди, Лачплесис начал грести, но при первых же взмахах поломал весла; паром унесло бы течением и разбило, но Лачплесис вместо весел пустил в ход ладони: с такой силой загребал ладонями, что вывел паром из стремнины и счастливо переправил людей на ту сто­рону Даугавы.

В другой раз он нанялся в батраки к барину, который задавал ему всякие трудные задачи: пахать на медведях, молоть пшеницу на чертовой мельнице, поднять затонувший замок, прогнать великана и тому подобное. Барин обещал отдать за Лачплесиса красавицу дочку. Лачплесис выполнил все: освободил страну от всякой не­чисти и чудовищ. Наконец барин не мог больше противиться, Лач­плесис получил в жены его красавицу дочку и некоторое время жил счастливо.

За семью морями жила злая ведьма. У нее был сын о трех головах. Каждое утро сын приходил к матери и спрашивал: “Я ль на свете самый сильный?” Она всегда отвечала: “Да”. Но вдруг однажды она сказала: “Ты был бы самым сильным на свете, кабы не жил за семью морями Лачплесис, а он сильнее тебя”.

Сын не дает матери покоя: и просит, и угрожает, чтобы вызнала своим дьявольским умением, как побороть Лачплесиса?

Ведьма всех чертей обошла – никто ничего не знает. Только волшебник Ликцепуре (Кривошапка) научил, что вся сила Лачплесиса в его медвежьих ушах: если их отрубить, он станет таким, как все люди.

Узнав это, сын ведьмы отправился в Прибалтику. Он мчался с такой быстротой, что поднялась буря и на Даугаве разбушевались волны. Лачплесис услышал шум и вышел чудовищу навстречу. Они сошлись на берегу Даугавы.

Лачплесис первый нанес удар тяжелым мечом и отсек одну из голов чудовища. Сын ведьмы ответным ударом отрубил правое ухо Лачплесиса. Правая рука Лачплесиса тотчас потеряла силу и не смогла удержать тяжелого меча. Лачплесис поднял меч левой рукой и отхватил вторую голову чудовища. Сын ведьмы нанес второй удар мечом и отрезал левое ухо Лачплесиса. Тотчас и левая рука Лачплесиса потеряла силу, тяжелый меч упал на землю. Но и сын ведьмы, потеряв две головы, лишился двух третей своей силы.

Лачплесис набросился на него, они сцепились в смертельной схватке. Боролись до вечера, а когда стемнело, они поскользнулись и оба полетели с берега в бездну омута.

http://skazki.eclub.lv/predanija3.htm

Об А. Пумпурсе и его эпосе "Лачплесис" см. мое сообщение от 12-12-2004 19:31 эту тему "Латвия: деятели истории и культуры" нашего форума.

великий магистр
Группа: Главный администратор
Сообщений: 2765
Добавлено: 27-12-2004 04:32
Кое-что можно почерпнуть здесь (см. внизу страницы раздел "Комментарии" - богатейший кладезь примеров и разъяснений) http://skazki.eclub.lv/lacplesis.htm

великий магистр
Группа: Главный администратор
Сообщений: 2765
Добавлено: 27-02-2005 05:22
Наиболее известная легенда у нас - это легенда о Розе Турайдского замка.
Текст на русском языке можно прочесть http://www.vokrugsveta.com/S4/nasledie/legend_t.htm.
Кратко на латышском изложение легенды:
http://www.nvsk.jrp.lv/lementars/filezz/17gs.htm

Памятник Турайдской Розе на ее могиле:


великий магистр
Группа: Главный администратор
Сообщений: 2765
Добавлено: 12-03-2005 20:17
Привожу с исправлением грамматических ошибок отсюда: http://www.necton.lv/modules/sections/index.php?op=viewarticle&artid=264

Коморки Мары это система пещер, вымытая в песчанике. Находится это место на правом берегу, в долине реки Абава, примерно 5 км ниже населённого пункта «Веди» (Veg’i). Недалеко от этого места также находится источник Мары. В настоящее время известны два сказания об этом месте.

Первое гласит, что в давние времена на холме стоял замок. В замки жили святые девы «Мары» - которые вечерами выходили на улицу петь. Замок провалился в землю... Образовав глубокую яму, которую каждую ночь неизвестная сущность чисто убирала.
Сколько не пытались люди подсмотреть, что за сущность это делала – всё было тщетно... И вот в один день, во время бури, молния ударила прямо в холм, обрушив его часть, и обнажила вход в пещеры. Вот с тех пор и стали называть это место «коморками Мары».

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 03-08-2005 04:06
Перевожу с латышского:
О Лустужкалнсе рассказывают, что в 1494-1535 гг. здесь находился охотничий замок магистра Ливонского ордена Вальтера фон Плеттенберга Дагерховед, который позднее был перестроен для нужд Курляндского герцога.

Какая-то легенда гласит, что на этой горе был также устроен дворец для увеселений русской царицы Екатерины. У нее была также золотая карета, и чтобы иной на нее не позарился, карета провалилась в озеро Валгумс.

http://www.kemeri.gov.lv/_ParKNP/kulturvesture.htm

Страницы: 1 2 Next>> ответить новая тема
Раздел: 
средневековые замки / Латвия средневековые замки от A до К / Легенды о замках Латвии

KXK.RU