Городище Ерсика (Герцике)

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:  

Раздел: 
средневековые замки / Латвия средневековые замки от A до К / Городище Ерсика (Герцике)

Страницы: 1  ответить новая тема

Автор Сообщение

великий магистр
Группа: Главный администратор
Сообщений: 2765
Добавлено: 12-12-2004 21:01
Ерсика (Герцике в летописях) http://klio.ilad.lv/10_3_.php



О местоположении Герцике высказывались разные версии. В начале XX века окончательно утвердилось мнение, что Герцике лежал возле Царьграда (так тогда называлось это место, в бывшем Двинском округе Витебской губернии. В русской литературе до 1845 г. само имя Царьграда на Двине почти не встречается: впервые появляется оно в Историческом атласе России Павлищева (Варшава, 1845). В конце концов, после специальных археологических изысканий, город Герцике был признан найденным. Одним из доказательств послужило обстоятельство, что это место в народе традиционно именовали Герзак или Бирзак. Железнодорожная станция Царьград лежала на правом берегу Даугавы в 169 км к юго-востоку от Риги, а в 2,5 км к северо-западу от этой станции находилась древняя замковая гора.

магистр
Группа: Участники
Сообщений: 324
Добавлено: 19-01-2005 20:37
В теме о замке Крустпилс утверждается, что Круста Пилс построен на месте Герцике (Ерсики). В других источниках пишут, что Герцике – это современная Ерсика. Поискал её на современных картах и не нашёл. Тогда покопался в энциклопедиях. Везде сообщается, что Ерсика – это городище в Прейльском районе. Если так, то это противоречит тому, что Ерсика и Круста Пилс основаны на одном месте, поскольку замок Круста Пилс находится в Екабпилсе, а он, насколько мне известно, сам является районным центром (или как теперь районы в Латвии называют). Выходит, что Ерсика и Круста Пилс находятся в разных местах. Вот одна из интернетовских статей (http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/008/037/809.htm ). Правда, данные там на 1966 год, может тогда Ерсика и была в Прейльском районе:

Ерсика, Герцике, древний экономический, политический и культурный центр латгалов, упоминаемый в «Хронике Ливонии» Генриха Латвийского (13 в.). Князь Е. — Всеволод был вассалом полоцкого князя. Остатки Е. (городище и примыкающие к нему селище и могильник) находятся на правом берегу р. Даугава (Прейльский район Латвийской ССР). Раскопками Ф. Балодиса (1939) на городище (100 Х 75 м) в слоях 10—13 вв. обнаружены следы бревенчатых жилищ с глинобитными печами и ремесленных мастерских. Находки различных привозных предметов (в т. ч. крестиков) свидетельствуют об оживлённых связях Е. с Полоцком и др. русскими городами.

Лит.: Алексеев Л. В., Полоцкая земля. (Очерки истории Северной Белоруссии). IX-XIII вв., М., 1966; Balodis F., Jersika un tai 1939. gada izdaritie izrakumi, Riga. 1940.

великий магистр
Группа: Модераторы
Сообщений: 1557
Добавлено: 28-01-2005 14:46
Мы все время забываем о том, что Вы не из Прибалтики. Есть Герцике - городище, центр княжества, о чем Вы и говорите, уважаемый Rubon, а есть и одноименное княжество Герцике! Крустпилс построен на землях Герцике, так что в теме не совсем то утверждается, о чем Вы думаете.

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 13-11-2005 02:05
Ерсика (на латышском языке) http://www.historia.lv/alfabets/J/je/jersika/encik/jersika_lpe.htm

В 9-12 вв. в Латвии сложились раннефеодальные отношения. Вдоль реки Даугавы (Западной Двины) из русских княжеств распространяется православие и система княжеского правления; в западной части страны (Курземе) и в южной (Земгале) зарождаются феодальные государственные образования - первые княжества: Кокнесе, Ерсика, Талава; возникают, часто вокруг замков-усадеб, городские поселения с ремесленными посадами (Даугмале недалеко от Риги; Тервете, Добельский район). До конца 12 в. строили обычно из дерева, с конца же 12 в. стало преобладать строительство каменных оборонительных и культовых зданий.
http://www.baltworld.ru/latvia/publications/history/


В начале XIII века Аронское городище входило в состав Ерсикского феодального княжества. Возможно, что городище было владением одного из тех сорока вассалов рижского архиепископа, латышей по национальности, которые в начале XIV в. оставили свои замки близ течения Айвиекстe и ушли в Литву. Рижский архиепископ, опасаясь восстаний, не позволял своим вассалам строить каменные замки.

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 28-03-2006 02:33
Полагаю, что настал момент выделить сведения о Ерсике в отдельную тему.

На памятном камне близ городища укреплена такая табличка:



Перевожу с латышского:
Памятник культуры
Ерсикское городище
1-е тысячелетие до Р.Х. - 13 век
Исследовали Фр. Балодис в 1939 г.
Э. Мугуревичс в 1990 г.


В 2000 г. здесь также проводились археологические раскопки. Фото А. Соколова:


Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 28-03-2006 02:38
О местоположении городища

В неполных 9 км за Ливанами (35 км от Екабпилса - Крустпилса) и примерно в 200 м от шоссе Рига-Даугавпилс между канавами двух речушек видно городище Ерсика - экономический и политический центр древнего латгальского государства Ерсика 12 и 13 вв. В 2 км от Ерсикского городища находится город Ерсика (Прейльский р-н).

Эти схемы помогут получить хотя бы общее представление о местоположении (в том числе и относительно Екабпилса):




Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 28-03-2006 02:47
Статья на латышском : PREIL,U ZEME - JERSIKAS VALSTS SASTA'VDAL,A (Земля Прейли - составная часть Ерсикского государства) http://www.preilirp.lv/vest2.htm

Ерсика охватывала латгальские области в Центральной Видземе - Асоте, Лепене, Марциену, Гердене, Цесвайне, Аутине, Нигесте, Алене и др., так же как большую часть западнолатгальских земель, Прейльские, Ливанские, Вараклянские и Резекненские окрестности.
Ее центр находился на Ерсикском городище, которое находится приблизительно в 10 км на юг от Ливаны, на правом берегу Даугавы.
(перевод с латышского мой - Рената Римша) http://www.historia.lv/alfabets/J/je/jersika/jersika.htm

великий магистр
Группа: Модераторы
Сообщений: 1557
Добавлено: 16-05-2006 21:59
С особой яростью немецы обрушились на древний город Ерсику, который был центром русской православной культуры на земле латгалов. Епископ Альберт со своим войском напал на Ерсику, разграбил и сжег замок и город. Латгальское православное духовенство было вынуждено бежать из Ерсики в Полоцк. Подобная судьба постигла и другие древние города Латвии.
http://latvia-foto.narod.ru/vesture5.htm

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 22-05-2006 02:36
В документах и хрониках 13 в. указано, что территория, обжитая латгалами, включает княжества: Ерсика (состоявшее из 5-б более мелких территориальных единиц), Талава, Атзеле и Кокнесе.

Согласно исследованиям, проведенным в Ерсикском и Кокнесском замках, эти княжества в 11 в. стали данниками Руси.
В 11-12 вв. в обиход вошли символы христианской веры (крестики, энкольпионы, изображения святых). В Восточной Латвии были построены церкви (в Ерсике, Кокнесе) с колоколами, иконами и прочей православной церковной утварью. В лексике церковного культа много заимствований из древнерусского языка: bazni'ca (божница), krusts (крест), kristi't (крестить), gavēt (го-веть), gre'ks (грех), gra'mata (грамота). Согласно археологическим свидетельствам, христианская религия укоренялась медленно.
“Советская Латвия” (энциклопедия) Р; Гл. ред. энц. 1985

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 12-07-2006 03:45
Потомками Всеволода из Герцике [Ерсика] считает себя род фон Икскюль. Поддерживая эту их семейную легенду путем сопоставления документальных данных, М. Таубе рисует такую (весьма гипотетическую) картину: 1) установленная документально передача в 1224 г. Всеволодом половины его владений в Герцике [Ерсика] в лен рыцарю Конраду фон Мейендорф связана была с женитьбой этого рыцаря на дочери Всеволода; 2) овдовев, эта последняя вышла замуж за рыцаря Иоганна фон Бардевис, родоначальника фон Икскюлей, который, после бездетной смерти своего пасынка (младшего Конрада ф. Мейендорф), в 1257 г. получил в лен его владения. Род Бардевис-Икскюль уже в первом поколении оказывается владетелем значительной части области Герцике-Дубена [Ерсика-Дигная], и "наследники", упоминаемые в одном акте 1239 г. это - малолетние в то время внуки Всеволода, дети дочери его, жены ф. Мейендорфа. http://www.castle.lv/castles4/hroniki/Genrih_Latvisky.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 24-08-2006 03:05
Хотя знаменитого герсикского короля хронист зовет Wyscevaldus, в актах рижского епископа он упоминается как Viscevolodus.

Государство Герсика попало между двух огней - Полоцком и Ригой - и не выдержало испытания.

Собрав большое войско с наилучшими по тем временам осадными машинами и военными орудиями, епископ отправляется уничтожать христианского монарха! Рыцари захватывают город Герсику, сжигают королевский замок, сжигают церкви, грабят все, что ни попадя, даже церковные колокола, кресты, иконы, облачения священников. Король Висвалдс смог спасти только свою жизнь. А его королева со всеми приближенными женщинами была взята в плен и увезена в Ригу. И Висвалдс, потеряв все, перебегает на другой берег Даугавы, останавливается и горько оплакивает свою судьбу.

Характерны слова хрониста, вложенные им в уста Висвалдса при этом ужасном событии: "О Герсика! Любимый город! О наследие моих отцов! О бездумное избиение моего народа! Горе мне! Неужели для того я родился, чтобы видеть мой город в огне, погибель моего народа!" В этот крик отчаяния, который хронист, может быть, замышлял как стилизованное украшение для своего рассказа, он нечаянно вложил глубокое историческое содержание. Король называет свой город наследием отцов своих. Значит, Висвалдс не первый король Герсики. Уже его отцы сидели на королевском престоле в древнем государстве летгалов. Как долго правили здесь предшественники Висвалдиса, какими они были? На эти вопросы в истории мы пока не можем дать ответа. Об этом мы можем только гадать, поскольку у нас нет нужных документов.

Если рыцари епископа Альберта жгли Герсикский замок и церкви, грабили все имущество, то несомненно были сожжены или украдены и церковные книги, королевский архив и различные документы, в которых были записаны законы, распоряжения, договоры с соседними странами, а может быть, и генеалогия самого королевского дома. Ведь в те времена у всех христианских стран и правителей были свои грамотеи, обычно священники, которые писали и переписывали не только церковные книги, но и руководили канцеляриями монархов. Думается, что архивы Герсики исчезли в огне или позднее были умышленно уничтожены. Чтобы все же успокоить свою христианскую совесть и по средневековым обычаям получить то, что еще не было получено, Альберт приглашает разбитого короля Герсики в Ригу и здесь торжественно проводит раздел государства Герсики. Две провинции государства летгалов, поменьше, епископ забирает себе, а три более крупных отдает Висвалдсу обратно, символически с большими церемониями на церковной площади вручая королю три знамени. Одновременно с этим епископ отдает королю и его королеву и разоренный город Герсику. Висвалдс начинает строить свой замок заново. Но его судьба уже решена в Риге... Проходит недолгое время, и войско епископа захватывает и сжигает Герсику. В замке поселяется рыцарь в качестве вассала епископа. Государство летгалов уничтожено. Дальнейшая судьба Висвалдса неизвестна.

Подробнее здесь: http://www.castle.lv/castles4/hroniki/kemps.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 18-04-2007 02:57
На противоположном от Дигнаи берегу Даугавы находится одно из известнейших на территории Латвии городищ - Ерсика, многократно служившее правителю Ерсикского феодального княжества князю Висвалду убежищем при нападениях немецких крестоносцев. В 1939 году на территории городища и близлежащего могильника были проведены археологические раскопки. Недалеко от городища на Даугаве лежит остров Планю (длина 3 км, ширина 0,3 км). Начиная от Ерсикского городища, на правом берегу Даугавы отмечаются выходы на поверхность залежей доломита.
Г. Сакс “Земгале” Рига, Латгосиздат, 1958

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 23-04-2007 06:46
В следующем (1209) году волна немецких завоеваний докатилась до Ерсики. Немцы в погоне за богатой добычей напали на Ерсику, население которой давно уже приняло православие. Епископ Альберт тщательно подготовился к походу па Ерсику. Он утверждал, что цель этого нападения - освобождение новой ливской церкви от «окружения» русских и литовцев. Таким образом епископ Альберт самовольно взял на себя роль «защитника» не только ливов, но и латгалов. Немцы застали жителей Ерсики врасплох: те совсем не были подготовлены к борьбе. Поэтому немцам легко удалось попасть в замок и город. Правитель Ерсики Висвалд спасся бегством, а его жена попала в плен. Город Ерсика был разграблен. Генрих в своей хронике писал об этом:

«Итак, все войско стояло в тот день в городе, и они набрали много добычи, захватив со всех концов города одежду, серебро и пурпур, а также много скота, и колокола из церквей, и иконы, и другие орнаменты, и деньги, и много всякого добра захватили с собой и увезли, восхваляя бога... Когда все было разграблено, они приготовились к возвращению домой, а город сожгли».

Бежавший правитель Ерсики Висвалд, видя с противоположного берега Даугавы свой горящий город, воскликнул: «О, нежданное разорение моего народа! Горе мне! Для того ли я родился, чтобы видеть пожар моего города, уничтожение моего народа!»

Быстрое падение государства Ерсики объясняется не только военным превосходством, но и успешной дипломатией епископа Альберта: он отторг от Ерсики две подчиненных ей части города - Аутине и Цесвайне. В нападении на Ерсику вместе с немцами и ливами принимала участие и часть латгальских феодалов. Захват и покорение Ерсики имели большое для Альберта значение, так как Ерсика могла организовать сопротивление немцам и помочь в распространении православия среди остальной части латгалов и ливов. Вернувшись в Ригу, епископ Аль берт пригласил туда князя Ерсики Висвалда и продиктовал ему свои условия. Висвалд должен был отдать епископу государство Ерсику, за что получал обратно в виде еписковского лена три части города Ерсики, а Цесвайне и Аутине остались в руках епископа. Кроме того, Висвалдис должен был дать Альберту клятву верности вассала. После этого ему вернули плененную немцами жену и всех остальных пленников. Но свою самостоятельность правитель Ерсики потерял.

http://latvia-foto.narod.ru/vesture3.htm

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 15-11-2007 07:28
В 1255 г., когда папа утвердил владения новоучрежденного Рижского архиепископства, среди них упоминается также находящаяся в управлении архиепископа церковь и здания в городе Риге, а также 10 замков: castra que Thoreda, Lennenwarde, Rescule [Ikescule], Remin, Dolen, Kercholme, Cochenhusen, Assuten et Lepene, ... montem Gerziche. В этом перечне можно распознать такие сохранившиеся до наших дней каменные укрепления, как Турайда, Лиелварде, Икшкиле, Вецдоле, Холме на о. Мартинсала и Кокнесе. Однако до сих пор нет никаких сведений о том, что каменные замки были в Ремине, Асоте, Лиепене и Ерсике. В этих местах были деревянные замки - городища местных жителей, которые в первой половине XIII в. частично или полностью перешли в собственность немцев. К сожалению, не для всех названных замков известно точное местонахождение, поскольку в конце XIII или начале XIV вв. они заброшены и более не восстановлены. Однако приблизительную их локализацию ученые определили. “Latvijas viduslaiku pilis. I. Petijumi par Rigas arhibiskapijas pilim” Riga, Latvijas vestures instituta apgads, 1999

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 16-07-2008 07:02
Уже в начале XII века на территории Ливонии были такие православные духовные центры, как Герцике и Кукейнос. Здесь, по свидетельству хроникера Генриха Латышского, было несколько храмов с богато украшенными иконами, с утварью из драгоценных металлов, с великолепными фресками. Герцике – название немецкое, так они называли «резиденцию» русских князей, на свой лад переиначив русское слово городище. И название Кукейнос – тоже немецкое, и тоже переиначенное русское Кокин Ноc – по имени речки Кокны, которая впадала в Двину возле длинного мыса, по русски – носа.
http://www.gazeta.lv/story/1766.html

Кросспост в теме о замке в Кокнесе.

великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 3753
Добавлено: 27-12-2008 04:27
Ерсикский замок вассала архиепископа
Замок вассала полоцкого князя Висвалдиса. В 1209 году крестоносцы покорили Ерсику. Замок был сожжён, но вскоре был восстановлен. По разделу земель Ерсика досталась рижскому епископу. Он вынудил Висвалдиса принять крещение и стать его вассалом. В 1224 году Висвалдис был вынужден отдать церкви половину замка, которую в дальнейшем епископ Алберт сдал в аренду Икшкильскому рыцарю Конраду. По условию аренды в случае смерти одного из арендаторов, его часть доставалась второму. В 1239 году уже после смерти Висвалдиса и Конрада из Икшкиле рижский епископ Николай и магистр ордена решили вместе укрепить защитные сооружения замка и совместно им управлять. В 1255 году папа римский утвердил образование Рижского архиепископства и список имущества, принадлежащее новому архиепископу. В списке был отмечен и Ерсикский холм-городище. В хронике Валтберга Херманя говорится что в 1313 году в Ерсикском замке находился Иоганн де Икскул, которого литовцы взяли в плен. В документе от 1359 года говорится что в первой половине XIV века на время Ерсикский замок оккупировал орден. Ерсикский замок последний раз упоминается в 1375 году. Замок находился на правом берегу реки Даугава в черте современного посёлка Упениеки Брувери. Городище с севера и юга ограничивают долины ручьёв Изтека и Каупрейте. С запада протекает река Даугава где напротив городища была мель.

http://travelzone.lv/latvija/pils/jersika/index.php

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 27-04-2009 05:02
замок Ерсика в Латгалии, на берегу верхней Даугавы, занимавший территорию 75000 кв. км с прилегающим к нему небольшим поселением величиной 750 х 200 м.
http://a-nomalia.narod.ru/CentrBalty/12.htm

великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 3753
Добавлено: 19-05-2011 19:22
Герсикское (Ерсикское) княжество (около 1190 — около 1239) — удельное княжество с центром в городе Герсик (Герцике, Ерсика, сейчас посёлок в Ерсикской волости Ливанского края Латвии), существовавшее в начале XIII века.
Основным источником по истории княжества княжества является «Хроника Ливонии» Генриха. Согласно Хронике, в княжестве правил Всеволод (лат. Vissevalde, Wiscewolodus), находящийся в вассальной зависимости от полоцкого князя, затем от рижского епископа. Всеволод происходил из полоцкой ветви Рюриковичей, однако точное его происхождение не установлено.
По сообщениям хрониста Генриха, Всеволод вёл борьбу с Ливонским орденом и в союзе с литвой часто нападал на орденские владения. В 1209 году Всеволод попал в плен к рижскому епископу и был вынужден признать себя его вассалом. Несколько позже он забыл о данных обещаниях и до 1215 года сражался против войск Ордена. Последние сведения о княжестве относятся к 1215 году. В 1239 году его земли заняли крестоносцы.
По преданию, уцелевшие жители крепости Герсике переправились на левый берег Двины и поселились среди курляндских латышей. Именно от этих беглецов якобы берёт своё начало русская слобода, которая по указу курляндского герцога Якоба (1670) стала городом, названным в его честь Якобштадтом (ныне Екабпилс). Здесь в 1675 году возвели православную светодуховскую церковь, где хранилась древняя плащаница XIV—XV веков.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D0%BA%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BA%D0%BD%D1%8F%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE
http://lv.wikipedia.org/wiki/Jersika

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 29-01-2014 22:28
В неполных 9 км за Ливанами (35 км от Екабпилса - Крустпилса) и примерно в 200 м от шоссе Рига-Даугавпилс между канавами двух речушек видно городище Ерсика - экономический и политический центр древнего латгальского государства Ерсика 12 и 13 вв. В 2 км от Ерсикского городища находится город Ерсика (Прейльский р-н).

Ерсика, Герцике, древний экономический, политический и культурный центр латгалов, упоминаемый в «Хронике Ливонии» Генриха Латвийского (13 в.). Раскопками Ф. Балодиса (1939) на городище (100 Х 75 м) в слоях 10—13 вв. обнаружены следы бревенчатых жилищ с глинобитными печами и ремесленных мастерских. Недалеко от городища на Даугаве лежит остров Планю (длина 3 км, ширина 0,3 км). Начиная от Ерсикского городища, на правом берегу Даугавы отмечаются выходы на поверхность залежей доломита. Находки различных привозных предметов (в т. ч. крестиков) свидетельствуют об оживлённых связях Е. с Полоцком и др. русскими городами.

Князь Ерсики — Всеволод (Висвалд) был вассалом полоцкого князя. Государство Герсика попало между двух огней - Полоцком и Ригой - и не выдержало испытания.

Немцы в погоне за богатой добычей напали на Ерсику, население которой давно уже приняло православие. Епископ Альберт тщательно подготовился к походу па Ерсику. Он утверждал, что цель этого нападения - освобождение новой ливской церкви от «окружения» русских и литовцев. Таким образом епископ Альберт самовольно взял на себя роль «защитника» не только ливов, но и латгалов. Немцы застали жителей Ерсики врасплох: те совсем не были подготовлены к борьбе. Поэтому немцам легко удалось попасть в замок и город.

Собрав большое войско с наилучшими по тем временам осадными машинами и военными орудиями, епископ отправляется уничтожать христианского монарха! Рыцари захватывают город Герсику, сжигают королевский замок, сжигают церкви, грабят все, что ни попадя, даже церковные колокола, кресты, иконы, облачения священников. Король Висвалдс смог спасти только свою жизнь. А его королева со всеми приближенными женщинами была взята в плен и увезена в Ригу. И Висвалдс, потеряв все, перебегает на другой берег Даугавы, останавливается и горько оплакивает свою судьбу.

Характерны слова хрониста, вложенные им в уста Висвалдса при этом ужасном событии: "О Герсика! Любимый город! О наследие моих отцов! О бездумное избиение моего народа! Горе мне! Неужели для того я родился, чтобы видеть мой город в огне, погибель моего народа!" В этот крик отчаяния, который хронист, может быть, замышлял как стилизованное украшение для своего рассказа, он нечаянно вложил глубокое историческое содержание. Король называет свой город наследием отцов своих. Значит, Висвалдс не первый король Герсики. Уже его отцы сидели на королевском престоле в древнем государстве летгалов. Как долго правили здесь предшественники Висвалдиса, какими они были? На эти вопросы в истории мы пока не можем дать ответа. Об этом мы можем только гадать, поскольку у нас нет нужных документов.

Если рыцари епископа Альберта жгли Герсикский замок и церкви, грабили все имущество, то несомненно были сожжены или украдены и церковные книги, королевский архив и различные документы, в которых были записаны законы, распоряжения, договоры с соседними странами, а может быть, и генеалогия самого королевского дома. Ведь в те времена у всех христианских стран и правителей были свои грамотеи, обычно священники, которые писали и переписывали не только церковные книги, но и руководили канцеляриями монархов. Думается, что архивы Герсики исчезли в огне или позднее были умышленно уничтожены.

Быстрое падение государства Ерсики объясняется не только военным превосходством, но и успешной дипломатией епископа Альберта: он отторг от Ерсики две подчиненных ей части города - Аутине и Цесвайне. В нападении на Ерсику вместе с немцами и ливами принимала участие и часть латгальских феодалов. Захват и покорение Ерсики имели большое для Альберта значение, так как Ерсика могла организовать сопротивление немцам и помочь в распространении православия среди остальной части латгалов и ливов. Вернувшись в Ригу, епископ Альберт пригласил туда князя Ерсики Висвалда и продиктовал ему свои условия. Висвалд должен был отдать епископу государство Ерсику, за что получал обратно в виде еписковского лена три части города Ерсики, а Цесвайне и Аутине остались в руках епископа. Кроме того, Висвалдис должен был дать Альберту клятву верности вассала, символически с большими церемониями на церковной площади получив от епископа три знамени. После этого ему вернули плененную немцами жену и всех остальных пленников. Но свою самостоятельность правитель Ерсики потерял.

Висвалдс начинает строить свой замок заново. Но его судьба уже решена в Риге... Проходит недолгое время, и войско епископа захватывает и сжигает Герсику. В замке поселяется рыцарь в качестве вассала епископа. Государство летгалов уничтожено. Дальнейшая судьба Висвалдса неизвестна.

Потомками Всеволода из Герцике [Ерсика] считает себя род фон Икскюль. Поддерживая эту их семейную легенду путем сопоставления документальных данных, М. Таубе рисует такую (весьма гипотетическую) картину: 1) установленная документально передача в 1224 г. Всеволодом половины его владений в Герцике [Ерсика] в лен рыцарю Конраду фон Мейендорф связана была с женитьбой этого рыцаря на дочери Всеволода; 2) овдовев, эта последняя вышла замуж за рыцаря Иоганна фон Бардевис, родоначальника фон Икскюлей, который, после бездетной смерти своего пасынка (младшего Конрада ф. Мейендорф), в 1257 г. получил в лен его владения. Род Бардевис-Икскюль уже в первом поколении оказывается владетелем значительной части области Герцике-Дубена [Ерсика-Дигная], и "наследники", упоминаемые в одном акте 1239 г. это - малолетние в то время внуки Всеволода, дети дочери его, жены ф. Мейендорфа.

http://archeo-cities.ru/city/ersika

великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 3753
Добавлено: 15-07-2014 17:47
1209 год, Ерсика (на итальянском) http://www.teutonic.altervista.org/O/008.html

Страницы: 1  ответить новая тема
Раздел: 
средневековые замки / Латвия средневековые замки от A до К / Городище Ерсика (Герцике)

KXK.RU