Иконы

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:    

Раздел: 
средневековые замки / религия / Иконы

Страницы: 1  ответить новая тема

Автор Сообщение

великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 766
Добавлено: 08-08-2004 14:33
Хотелось бы прояснить следующий вопрос. Одна из самых почитаемых на Руси икон - Владимирская богоматерь. В свое время св. князь Андрей Боголюбский тайно вывез ее из Киева во Владимир (отсюда и название), после того как она (икона) трижды парила в воздухе, когда Андрей молился. Предание гласит, что икону нарисовал евангелист Лука на крышке того стола, за которым сидели Христос с апостолами (Тайная вечеря), т.е., как я понимаю, в I века н.э.. Вопрос следующий: неужели в I веке уже существовала такая техника иконописи?

великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 905
Добавлено: 29-10-2004 17:20
Фреска 11 века "Византийский император Константин и его мать императрица Елена". Собор св.Софии в Новгороде. http://www.novgorod.ru/eng/hist/novgorod/ss02.htm
На сайте много изображений. Главная страница http://www.novgorod.ru/eng/hist/novgorod/index.htm

великий магистр
Группа: Модераторы
Сообщений: 1557
Добавлено: 18-11-2004 04:02
Вопрос заключается в следующем: неужели в I веке уже существовала такая техника иконописи?
Такая это какая? Чтобы в воздухе парила? Или вообще существовала ли иконопись как таковая в те времена? Тут на форуме была ссылка о православной иконописи http://vos.1september.ru/index.php?SubjectID=160030 - может, найдете что. Я не специалист в этом, увы.

Ковчег Завета http://www.rg.ru/Anons/arc_2002/0816/2.shtm

великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 905
Добавлено: 18-11-2004 04:10
Вадим писал: Вопрос заключается в следующем: неужели в I веке уже существовала такая техника иконописи?
Для начала, Вадим, советую Вам почитать «Иконостас» Флоренского. Иконописная техника 1 века – это уже деградация по сравнению с тем, что было намного раньше. http://www.vehi.net/florensky/ikonost.html

великий магистр
Группа: Главный администратор
Сообщений: 2765
Добавлено: 18-11-2004 04:11
Переношу сюда обсуждение христианских святых из темы о тамплиерах.

Azzy написал:
Очень нужна информация о христианских реликвиях находившихся у тамплиеров - я не имею в виду Грааль,Ковчег и прочии бредни, также меня не интересует история с потеряным и не найденым (по другим сведениям найденным) крестом и копьем Лонгина - интересуют вполне реальные христианскии реликвии попавшие к тамплиерам после взятия Византии, а также поступившие в качестве даров.

Хотя эти реликвии должны были быть достаточно значительными
(иоанниты например среди прочего разжились в Византии священой для рыцарей иконой богоматери написанной евангелистом Лукой) я нигде не могу найти детальную информацию (где-то попадалась информация о мощах св. Пантелеймона - но это как-то несолидно)
Итак что известно Вам по поводу реликвий?

что с ними стало? (папская булла о передаче имущества тамплиеров
о них не упоминает)

есть ли у Вас какая либо информация о дальнейшей судьбе реликвий
фигурировавших на процессе?

Вадим написал: Насколько я знаю, сия икона пребывала в Киеве еще до взятия крестоносцами Константинополя. Ее потом Андрей Боголюбский втайне от отца перевез во Владимир.

Azzy написал:
По дошедшему до нас преданию икона Божией Матери – это один из тех немногих образов, которые были написаны святым евангелистом Лукой и в 46 г. н.э. принесенных им в Антиохию, где икона пребывала в течении трех столетий. Затем ее перенесли в Иерусалим.

В 430 г. супруга византийского императора Феодосия Младшего Евдокия совершила паломничество в Святую Землю и оттуда переслала икону сестре своего супруга Пульхерии, которая торжественно поместила образ Богоматери в новоустроенном влахернском храме.

Многие верующие люди получали исцеление, молясь перед этим образом Царицы Небесной. В течении многих столетий эта чудотворная святыня хранилась в Константинополе.

В 1203 г. после захвата крестоносцами Константинополя икону вновь перенесли в Святую Землю и там она оказалась у рыцарей-иоаннитов, пребывавших в то время в городе Акре.

В 1291 г. когда город захватили турки, рыцари перебрались на остров Крит, вывезя с собой и Филермскую икону Божией Матери. Вместе с иоанитами образ путешествовал по свету, благословляя труды рыцарей. Он был на острове Родос, затем в разных городах Италии, пока не оказался вместе с рыцарями на острове Мальта.

Здесь в городе Валетта, в соборе святого Иоанна была сооружена часовня мадонны Филермо, где рядом с алтарем поместили икону [33].} и частицу Креста, на котором был распят Спаситель. Рядом с каретой Джулио Литта в парадном облачении Великого Магистра шел Император, которого сопровождали родовые Командоры и рыцари Великого Российского Приорства. По прибытии ко дворцу Павел I сам взял золотой ковчег и внес его в дворцовую церковь, где святыня была положена на отведенное для нее место.
/История Мальтийского ордена/

Вадим написал: Продолжаю настаивать на своей версии. По Вашему выходит, что почтенный евангелист занимался серийным производством. Владимирская богоматерь нарисована на крышке стола, за которым сидели Христос со товарищами на Тайной вечере. А "Ваша" на чем?

По поводу "обретения реликвий" в эпоху крестовых походов.... почитайте "Баудалино" У.Эко

великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 905
Добавлено: 18-11-2004 04:12
Уважаемые Рената, AZZY, Вадим.
Прежде чем ответить на вопрос об иконе, написанной святым евангелистом Лукой необходимо идентифицировать эту икону. Вадим, как я понимаю, говорит о Владимирском образе Божией Матери, а о каком образе Богородицы упоминаете Вы, AZZY. Уточните, пожалуйста.

Без ответа на этот вопрос трудно что-либо сказать, поскольку в мире известно несколько образов Пресвятой девы, якобы принадлежащих кисти евангелиста Луки.

великий магистр
Группа: Главный администратор
Сообщений: 2765
Добавлено: 18-11-2004 04:16
Вадим написал: ...Большую ценность представляла собой имевшаяся в Спасской церкви икона Богоматери, написанная, по преданию, евангелистом Лукой. История ее приобретения Евфросиньей Полоцкой, которая обладала тонким эстетическим вкусом, такова. Пользуясь своим родством с византийским императорским домом, она отправила своего посланца Михаила к императору Мануилу Комнину и константинопольскому патриарху Луке Хризовергу с богатыми дарами и одновременно с просьбой прислать в ее монастырь одну из трех икон Богородицы, написанных евангелистом Лукой. Эти иконы находились в разных городах - Константинополе, Иерусалиме и Эфесе. Император и патриарх прислали Евфросинье икону Богоматери из города Эфеса. В настоящее время эта икона находится в Русском музее Санкт-Петербурга. http://www.passion.ru/stars/efrosinia.htm

А где же Киевская (Владимирская)?

великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 905
Добавлено: 18-11-2004 04:17
Уважаемая Галина, если вопрос состоит в том что за икону я имел ввиду - то я ясно
и понятно написал в предыдущем посте - икона Богоматери Филермской

Да, вопрос состоял именно в том…
Я не заметила название в Вашем постинге. Теперь, когда название иконы прояснилось

Приведу те Интернет-источники, которые удалось найти

1. ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО РОСТОВСКОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ОРДЕНА СВЯТОГО ИОАННА ИЕРУСАЛИМСКОГО РЫЦАРЕЙ РОДОСА И МАЛЬТЫ

С тех пор Орден прошёл сложный исторический путь: революцию, которая уничтожила многие ценности, иммиграцию. Но Орден выжил, сохранил свои святыни: Десницу Иоанна Крестителя, икону Филермской Божьей Матери, написанную святым апостолом Лукой. Эти бесценные святыни хранятся в Черногории, в Цетинском мужском монастыре. http://www.7c.ru/archive/2552.html

2. На этой странице имеется достаточно подробная статья о «путешествиях» святынь – Филермской иконы Божьей Матери, десницы Иоанна Предтечи и частицы Древа Животворящего Креста
http://open-forum.ru/forum/1089119073/ Цитаты приводить не буду – имеет смысл прочитать ее полностью. Скажу только, что
суть статьи сводится к тому, что «…Филермская чудотворная икона Пресвятой Богородицы так и находится в заточении в историческом музее древней столицы Черногорской Митрополии, городе Цетинье».

3. Из Обращения Архиепископа Рижского и Всея Латвии Александра к читетелям

В тот же день Его Высокопреосвященство знакомился с достопримечательностями о. Мальта, среди которых наиболее значительными являются места, связанные с пребыванием на острове святого апостола Павла. 25 января митрополита Кирилла принял Президент Республики Мальта проф. Гуидо де Марко. В ходе своего пребывания на Мальте Его Высокопреосвященство принял участие в международном симпозиуме на тему: "Чтимая Филермская икона Божией Матери и ее место в искусстве, истории и религии", который состоялся в столице Мальты Валетте в период с 25 по 26 января 2001 года. Симпозиум был созван по инициативе посольства России на Мальте и собрал значительное число ученых, политиков, дипломатов, представителей духовенства из России, Италии, Югославии, Мальты и других стран мира. Данное мероприятие проходило под почетным патронажем Президента страны Г. де Марко, который в своем вступительном слове тепло приветствовал участников форума. Открытию симпозиума предшествовала торжественная церемония передачи в дар Мальтийскому государству точной копии Филермской иконы Божией Матери, выполненной сербским иконописцем диаконом Предрагом Стойковичем и привезенной на Мальту представителем Сербской Православной Церкви митрополитом Черногорским и Приморским Амфилохием. Участие двух видных иерархов Русской и Сербской Православных Церквей в мероприятии, проводимом на Мальте, не случайно, поскольку история Филермской иконы Божией Матери тесно связана и с Мальтой, и с Россией, и с Югославией. Согласно преданию, этот чудотворный образ был написан святым апостолом и евангелистом Лукой.
http://www.pareizticiba.lv/Main_ru/Menu_files/Pech...

4. Если Вы читаете на английском - Our Lady of Philerme
http://www.smom-za.org/smom/saints/philerme.htm Подробная статья, много иллюстраций (кое-что из этой статьи переведено и напечатано на русском в статье по этому линку
http://open-forum.ru/forum/1089119073/ - я давала его выше).

5. Здесь письмо некоей Марии
http://ortho-rus.ru/cgi-bin/ns_file.cgi?5+7_752

6. Здесь находится Филермский образ Божьей Матери (а точнее поздний список с него)
http://www.spasi.ru/answer/65.htm

7. Здесь другой список http://www.days.ru/Images/im2552.htm

8. Это статья Nuestra Senora de Filermo
http://www.ordendemaltacolombia.org/info_asocol/sp_filermo.htm

9. Еще образ
http://www.corazones.org/maria/filermo.htm

Интересное название у этой иконы. По-гречески Panagiya Filerimou
Fileo – любить
Fil-erimos – любящий одиночество, нелюдимый
На русском языке примерно может звучать как "Пресвятая Уединенная"
Кстати, по этому названию можно посторить целую теорию. Согласно основным версиям жития, Богородица преклонные годы своей жизни провела в уединении.

Писал ли эту икону апостол Лука (равно как и Владимирский образ Божьей Матери) – это отдельный и непростой вопрос. Если эта тема интересна – с удовольствием пообщаюсь с Вами.

великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 905
Добавлено: 18-11-2004 04:36
Разберемся немного с иконами Божьей Матери, их историей, принадлежностью кисти апостола Луки и реальной атрибутацией.
Подобная проблематика должна рассматриваться, прежде всего, в общем историческом и религиозно-психологическом контексте. И только с учетом этих аспектов можно интерпретировать те или иные данные, будь то церковное предание, или научный анализ, или исторические сведения…

Прежде всего, следует отметить, что в первом столетии после рождества Христова (а именно в это время жил апостол Лука) не существовало каких-либо изображений Христа, Богородицы, апостолов и т.п. Во всяком случае памятников, подтверждающих существование таких изображений до сих пор не найдено. Самые ранние изображения, которые нам известны, датируются примерно 2-м - 3-м веком – это изображения в римских усыпальницах (катакомбах). Но и это были символические картины – виноградная лоза, рыба, добрый пастырь (юноша с ягненком на плечах).

Когда вообще появились первые иконы – не известно. Точно можно сказать лишь то, что во времена Константина Великого ничего подобного не было, поскольку от этого времени осталось достаточно много источников (труды самого Константина, труды Евсевия, и прочих) и нигде в них нет упоминаний о чем-либо, подобном иконам. Утверждать это можно смело потому, что эпоха Константина Великого – это эпоха довольно агрессивной оккупации христианством всех сторон жизни Римской империи, когда «каждое лыко было в строку». И можно почти наверняка утверждать, если бы такая вещь как икона, да еще и написанная апостолом Лукой, существовала, то она, несомненно, была бы взята на вооружение как один из значимых концептов формировавшейся церковной идеологии. Как это, собственно, и случилось несколько позже, когда понятие священных образов удалось таки ввести в общецерковный обиход, на пепелище угасающего сопротивления иудео-христианских общин, которые, по большей части, были объявлены самыми злостными еретиками. Но даже этого скромного результата пришлось добиваться достаточно долго.

Для примера приведем список отцов церкви времени Константина Великого и ранее, труды которых дошли до наших дней:
Ириней Лионский - 2-й век
Климент Александрийский - 2-й век – великий философ
Ориген – к.2-го – первая пол 3-го века - главный идеолог христианства
Ипполит Римский – 3-й век
Киприан Карфагенский – 3-й век
Григорий Нисский – 4-й век
Василий Великий – 4-й век
Кирилл Иерусалимский – 4-й век
Иоанн Златоуст – 4-й век
Григорий Богослов – 4-й век (был особо пристрастен ко всем видам искусства, канонизировал, даже благочестивость театрально ремесла)
Феодорит Кирский – к.4-го - первая пол. 5-го века
Список можно продолжать. Ни у кого из них нет ни одного слова об иконах. Хотя, встречаются упоминания, например, о платке Авгаря, на котором чудесным образом отпечатался лик Христа.

Как бы там ни было, наиболее ранние из дошедших до нас икон датируются 6-м веком. Так, в монастыре Св. Екатерины на горе Синай, находится несколько икон, датируемых этим временем, и выполненных в технике энкаустики (несколько раньше, с 4-го века, начал утверждать свои позиции мозаичное искусство).
Самое интересное в этих иконах – характерная портретность образов. Все это говорит о том, что в определенный момент, между 4-м и 6-м веком, светские живописные и мозаичные школы получили нового заказчика в лице Вселенской христианской церкви. Учитывая внезапность, организованность и масштабность появления очень высококлассных образцов иконописи повсеместно и в чрезвычайно короткие сроки, не будет слишком смелым заподозрить наличие руководящего указания откуда-то сверху, а точнее, из эмпиреев священной тогда императорской власти. И вот именно с этого момента икона провозглашается исконным атрибутом христианской традиции. А для того, что бы придать этой вновь появившейся традиции хоть какую-то основательность, изобретается миф о живописном творчестве апостола Луки, который мирно почил в Бозе за многие столетия до упомянутого периода.

Обоснованием данного вывода может служить цепочка простых рассуждений:
- в самых ранних и общепризнанных житийных памятниках христианской традиции упоминается две написанных апостолом Лукой иконы: икона Божьей Матери, о которой известна даже такая подробность, что написана она на доске от стола Тайной вечери, и икона апостолов Петра и Павла, правда на какой доске эта икона написана в житиях сведений не находится.
В ходе дальнейшей церковной истории икона Петра и Павла как-то выпадает из поля зрения, и знают о ней уж очень любознательные эрудиты в области церковной экзотики, а вот икона Божьей Матери вдруг обрастает очень уж ажиотажным ореолом «церковного предания». Это вам и Владимирская икона (которая, хотя и не аутентична, поскольку атрибутирована 12-м веком, а точнее – этим веком атрибутируются только лики. Остальная живопись - поновления 13–19 веков, но даже самые ярые скептики готовы признать, что это достоверный список с древнего прототипа), это и Ченстоховский образ, и Тихвинский, и образ из Виленского Свято-Троицкого монастыря, и Киккский образ, и образ Махера, и Филермский… Перечислять можно еще и еще…Обозрев все эти образцы, начинаешь подозревать, что апостол Лука руководил целой индустрией по изготовлению образов Богородицы.

Но даже и не это главное. Есть в этом всем одна деталь, рассчитанная либо на крайне примитивное и тупое невежество, либо на исключительно секулярный образ мышления. Именно эта деталь и заставляет подозревать определенную предумышленную конструкцию, лежащую в основе мифа об иконах апостола Луки.

великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 905
Добавлено: 18-11-2004 04:36
Итак
Богородица практически на всех иконах (за единичными исключениями, которые необходимо рассмотреть отдельно) изображается в виде обаятельной молодой дамы с младенцем на руках. Почитав общепризнанные первоисточники, такие, например, как «Деяния апостолов» написанные тем же апостолом Лукой, которые достаточно точно обрисовывают период его собственной христианской апостольской деятельности, мы довольно быстро обнаруживаем, что период этот приходится примерно, на 50-е – 90-е годы первого столетия. Не вдаваясь в споры о церковной хронологии, и принимая первый год от рождества Христова за данность, а также основываясь на церковном предании о том, что Иисус Христос был рожден Богородицей в возрасте 14 лет, без особого труда приходим к выводу, что свою первую икону апостол Лука мог написать в то время, когда ей было не менее 60-ти лет - и это при самом снисходительном отношении к хронологическим реалиям.

А теперь задумаемся, на минутку, возможна ли чисто психологически ситуация, когда истинно верующий апостол, творящий чудеса именем воскресшего и вознесшегося Господа своего, пребывающий с Господом своим в постоянном прямом духовном контакте и общении (двустроннем) при встрече с матерью Господа своего, живущей еще временно в юдоли сей земной скорби, изобразит ее портрет не таким, как он его видит в реальности (как памятный образ в назидание верующим, что было бы понятно и естественно), а вместо этого сочинит некую виртуальную отроковицу, как результат реконструкции пожилой дамы, да еще и с младенцем на руках, которого он не только не видит de facto, но и не видел никогда. При этом будем помнить, что данный младенец является тем самым Господом, которому апостол Лука беззаветно, преданно и искренне служит. Мне кажется, что такой психологический конфликт был бы невыносим даже для деревенского дьячка-богомаза, не то, что для одного из столпов христианской истины.

Теперь рассмотрим немногие, в своем роде уникальные образы Богородицы в пожилом возрасте, приписываемые кисти апостола Луки. Это образ Филермский и образ Махера.
Относительно такого типа икон упомянутого выше психологического конфликта не существует, однако, существует обстоятельства другого рода. А именно: если до наших времен дошли части скелета Иоанна Предтечи, которые считаются аутентичными, а Иоанн жил и погиб в то время, когда апостол Лука еще под стол пешком ходил, то спрашивается, почему вплоть до 5-6 века судьба первичных икон Божьей Матери, написанных апостолом Лукой, покрыта пеленой абсолютного мрака (самое раннее упоминание - 4 век). В конце-концов, большая часть житий раннехристанских мучеников относится к 1 -2 векам и документы, описывающие эти события были бережно переписаны, размножены и сохранены в церквях тогдашней Римской империи? Почему же мы не находим упоминаний о существовании, в то же самое время, списков с такого замечательного артефакта, как портрет самой Божьей Матери?

Если бы такие списки существовали, то упоминания о них сохранились бы обязательно просто потому, что первые два века христианства – это была эпоха полной идейной анархии и борьбы всех со всеми. Каждая поместная церковь строила свою христианскую идеологию, но использовала, при этом, наследие, доставшееся от апостолов, или приписываемое апостолам. И, таким образом, когда подошло время 1-го Вселенского собора, все существовавшее к тому времени наследие, приписываемое апостолам (неважно, настоящее или вымышленое) было уже взято на вооружение противоборствующими группировками. И если мы внимательно проследим историю подавления арианства, либо историю подавления и уничтожения традиции (что было связано с разными системами расчета временных циклов) восточных церквей в отношении пасхалий, то мы без труда придем к заключению:

если бы такой идейно значимый элемент церковной традиции как портретный образ Богородицы действительно существовал в то время, то он неизбежно был бы взят на вооружение, если даже не победившей партией ортодоксов, то какой-нибудь из бесконечного количества группировок, объявленных позднее еретиками. А это автоматически означает, что ситуация образом Богородицы подверглась бы безмерному прославлению в случае с победившими ортодоксами, либо послужила бы источником безмерных обличений в адрес еретиков, так порочно использующих великую святыню.

До наших времен дошли не только деяния самого 1-го Вселенского собора, но и писания самого Константина, освещающие деяния Собора под необычным углом, и подобострастные хроники Евсевия, и множество других документов той эпохи. Мы находим в них следы борьбы по поводам большим и маленьким, и зачастую совершенно нелепым. Единственно, что мы там не находим – упоминаний о портретном образе Божьей Матери, тем более написанном сами апостолом Лукой.

С психологической точки зрения это совершенно невозможно Даже самый последний идиот-хронист все-таки найдет в себе силы признать, что фундамент иконопочитания, со всеми вытекающими отсюда последствиями, не менее важен, чем пощечина, данная Николаем Мирликийским Арию, в пылу бессмысленного спора.

Так что, цитаты подобные этой : «Владимирская икона Божьей матери — святыня, пришедшая в Россию из глубины веков. Она одна из тех, которые списывал святой евангелист Лука с живой Богоматери. Писана же, как гласит предание, на доске того стола, за которым в юности Спасителя трапезовали Иисус Христос, Дева Мария и Иосиф Обручник. Она единственная в России, которая дошла до наших дней в первозданности. Это не список, не копия, а подлинная святыня, прошедшая сквозь два тысячелетия.
http://www.ikona.ru/ikona_vladimir.html
являются, как раз, типичным результатом провокации, рассчитанной на секулярное мышление. Или, проще говоря, данный автор в религиозной психологии не смыслит, выражаясь строго научно, «ни уха, ни рыла».

великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 905
Добавлено: 18-11-2004 04:37
Итак, подводя некоторый итог вышеприведенным рассуждениям, можно отметить следующее:

1. какие бы то ни было разновидности христианской живописи существовали, как минимум, до середины 4-го века, в качестве отдельных, вне идеологических и вне догматических проявлений индивидуального творчества. И, как таковые, находились на самой отдаленной периферии великого строительства христианского официоза.

2. никаких общепризнанных и значимых артефактов, ассоциируемых с кистью, будь то апостола Луки или какого-либо другого значимого персонажа первохристианского пантеона, в общепринятом обиходе той эпохи не существовало.

3. традиция христианского изобразительного искусства, как массового явления, обязана своим появление необходимости «поставить искусство на службу массам» тогда уже христианизированным, и имеет в своей основе природу более идеологическую, нежели традиционно-историческую.

4. Появление этой традиции шло настолько в разрез с идеологией первохристианских общин 1-2-го веков, основанной на иудейском, категорически негативном подходе к изобразительному искусству, который сводился к тому, что всякое изображение божества есть идол или кумир, и подлежит проклятию и уничтожению – подход, насчитывающий многие тысячелетия (уже в Моисеевых 10-ти заповедях присутствует: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на
земле внизу, и что в водах ниже земли, не поклоняйся им и не служи им…» ), что понадобилось вся мощь имперского пресса Римской империи для того, чтобы изобразительное искусство христианской церкви стало хоть как-нибудь догматически возможным. Но даже и после этого иконоборческие споры не утихали сотни лет.

5. Сам факт такого командно-административного введения изобразительного искусства в христианской церковной традиции естественно потребовал каких-то достаточно весомых, и, разумеется, освященных церковным преданием, сюжетов раннехристианской истории, связанных, по возможности, с именами как можно более известными с одной стороны, но с такими, где нет риска навлечь на себя обвинения в огульной лжи с другой. (Действительно, почему-то никто не утверждал, что были какие-либо видения и указания со стороны Иисуса Христа, или догматические указания со стороны первоверховных апостолов Петра и Павла, или, хотя бы какие-то оговорки со стороны апостолов авторитетных, таких как Яков, Иоанн, Андрей, Иуда). А вот Лука, с одной стороны, вроде как и апостол, и священные книги написал, а с другой стороны обнаружилась новая грань его жизни – был еще и живописец в свободное от врачебной практики, путешествий и проповеди время. Только вот почему-то апостол Павел ни в одном из своих посланий не упомянул о такой замечательной вещи как икона самой Божьей Матери в назидание всем церквам, хотя в тех же посланиях у него находится достаточно слов для разбора сексуальной жизни своих подопечных и возложения воспитательных проклятий на них.

6. Таким образом, истинный парадокс состоит в том, что портретные образы будь то Богоматери, Христа или апостолов могли существовать, и, скорее всего, существовали как продукт индивидуального творчества христианских художников 1-2-го веков. Однако, вплоть до тотальной победы «единственно верного учения» никто этому значения не придавал, поскольку христианство той эпохи было нацелено на прямое и практическое богообщение, а не на бессмысленные беседы с самим собой под сенью нарисованной картинки. И, скорее всего, с иконописными образцами повторилась та же схема, которая повторилась со священными текстами: «церковь торжествующая» вынуждена была взять те или иные образчики раннехристианского творчества (скорее всего у тех же поместных церквей, которые были объявлены злостно-еретическими в то же самое время), после чего навесила на эти изображения ярлык «сделано апостолом Лукой» и предписала для простых смертных веровать в это под страхом анафемы, а для светских художников и художественных школ немедленно и хорошо подумать, опомниться и изменить свои приоритеты.
GR

великий магистр
Группа: Главный администратор
Сообщений: 2765
Добавлено: 18-11-2004 18:50
Немного информации к разговору об иконах

Икона. Иконография. Иконопочитание
http://nesusvet.narod.ru/ico/

Библиотечка с этого же сайта:
"Икона. Иконография. Иконопочитание."
Здесь собраны различные материалы, касающиеся иконы, иконописи, иконопочитания. Библиотека содержит несколько разделов. Отнесение текстов к тому или иному разделу (как и наименование разделов) достаточно условно http://nesusvet.narod.ru/ico/books/

Там же:
ИСТОРИЯ ИКОНОПИСИ. Опыт хронологической таблицы http://nesusvet.narod.ru/ico/books/chronology/

ВИЗАНТИЙСКИЕ ИКОНЫ VI-XV вв. http://nesusvet.narod.ru/ico/books/popova/

Тихвинская икона http://www.days.ru/Life/life1395.htm

великий магистр
Группа: Модераторы
Сообщений: 1557
Добавлено: 06-01-2005 18:35
Скопирую ссылку и сюда, на всякий пожарный.

Здесь каталог различных исторических икон для wallpapers - 70 разных, на все случаи: http://nesusvet.narod.ru/txt/pic/ico_wallpaper/

великий магистр
Группа: Главный администратор
Сообщений: 2765
Добавлено: 26-01-2005 06:03
Островоротная или Остробрамская икона Божией Матери, в прошлом именуемая также Корсунской Благовещенской http://www.litva.lt/turai/vln_trakai/ikona.php

Виленская икона Божией Матери http://www.aquarium.ru/misc/icons/046_vilenskaya.html

великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 905
Добавлено: 29-01-2005 15:58
Представители УГКЦ в Донецке считают, что лик Януковича на иконах – это нормально

Изображения политических и общественных деятелей на иконах Покровы Богородицы - нормальное явление и должно вызвать здоровый интерес, а журналисты не должны делать из этого сенсацию. Так прокомментировал "proUA" ажиотаж вокруг иконы с изображением кандидата на пост президента Украины Виктора Януковича экзарх Донецко-Харьковский Украинской Греко-Католической церкви о. Степан Менек.
...
"Идея отца Василия Пантилюка была такой, что Покрова Богородицы возьмет под покров всех государственных деятелей восточной Украины. На этой иконе изображены владыка Киево-Вышгородский Василий Медвидь, тогдашний экзарх УГКЦ, изображен владыка Юрий Юрчик Киевского патриархата, изображен о. Василий Пантылюк, протоиерей этой церкви Покровы Пресвятой Богородицы, изображен ректор Донецкого института искусственного интеллекта Шевченко Анатолий Иванович, есть Рыбачук, есть Янукович, который был губернатором этой области. Все люди, которые там изображены, как простые, так и церковные, они взяты под покров Богородицы. Никто тогда не имел в виду, что особенно вот на Януковича будут обращать внимание", - говорит о. Степан Менек.

"Сейчас говорят: мы что, должны молиться к Януковича? На иконах... всегда молиться надо к лицу, которое представлено святым. Если есть Богородица, то молятся к ней, чтобы она взяла под покров всех людей. Чтобы она взяла сейчас под покров и Януковича, это что, плохо? Чтобы она взяла под покров и владыку одного, и владыку второго, и меня, и отца Василия, и мирян. Это же нормальная вещь... ", - говорит владыка, вспоминая, в частности, иконы с изображением Богдана Хмельницкого.

http://portal-credo.ru/site/?act=monitor&id=5649

великий магистр
Группа: Главный администратор
Сообщений: 2765
Добавлено: 21-04-2005 02:27
Новый взгляд художника на архангелов (вполне современная трактовка... ) http://www.pyracantha.com/religious.html

Фрески и иконопись http://iconaantica.spb.ru/rindex.html

Novgorodian Icon - Painting Album http://copy-www.novsu.ac.ru/novgorod/icon_paint/english/album_01.html

великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 3753
Добавлено: 12-01-2006 19:55
Мир русской иконы: на сайте размещено3070 икон http://rus-icons.narod.ru/main.html

великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 3391
Добавлено: 13-01-2006 17:17
Существует несколько икон "Всех скорбящих Радость": на них изображены Пресвятая Богородица, Ангел-Хранитель и множество людей, облачающихся в белые одежды. Аналогом и духовным источником для образов считается флорентийская картина Джакопо де Сионе "Разрушение Ордена тамплиеров", где одеваемые в белое - несправедливо погубленные тамплиеры, а Ангел-Хранитель облачен в те же одежды, носимые рыцарями до смерти
http://ogni.gazetazp.ru/cgi-bin/engine.pl?mode=si&number=2003103143&polosa=9&n=24

великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 3753
Добавлено: 25-01-2006 18:43
Русские иконы http://community.livejournal.com/orthodox_icons/

Казанская икона Божьей Матери. 19в. Ярославль


великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 3753
Добавлено: 15-02-2006 20:03
ИКОНОГРАФИЯ ПРАЗДНИКА СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ В ВИЗАНТИЙСКОМ И ДРЕВНЕРУССКОМ ИСКУССТВЕ
http://www.pravoslavie.ru/jurnal/060214001238

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 11-03-2006 03:17
Далеко не каждому известно, как устроен православный храм.

В иконостасе, отделяющем храм от алтаря, устроены три двери. Средние - самые большие - носят название царских врат. Через них никто, кроме священнослужителей не проходит. Кроме дверей царские врата перекрывает завеса, как правило красного цвета. Сами царские врата украшены иконами Благовешения и изображениями четырех евангелистов. А над ними помещают икону с изображением Тайной вечери.

В больших соборах, как правило, иконостас состоит из пяти ярусов, или пяти рядов икон. Эти ярусы связаны в единое целое.
Нижний ярус, или ряд, называется местным, потому что в нем есть местная икона, то есть икона праздника или святого, в честь которого устроен храм. В середине местного ряда, как уже отмечалось выше, находятся Царские Врата. Стоя перед Царскими Вратами, мы видим справа от них икону Спасителя Иисуса Христа, правее — местную икону. Еще правее, как правило, южная дверь, на которой изображается икона архангела. Правее южной двери могут быть другие иконы.Слева от Царских Врат, как правило, помещается икона Божией Матери, левее — другие иконы.
Второй от низа ряд может быть праздничным, в нем расположены иконы двунадесятых праздников.
Третий ряд — это деисусный ряд. Справа и слева от Деисуса — иконы святителей и архангелов.
Четвертый ряд — пророческий. В нем расположены иконы пророков Ветхого Завета — Исайи, Иеремии, Даниила, Давида, Соломона и других.
Пятый ряд - праотеческий. Праотцы - это патриархи израильского народа, такие, как Авраам, Иаков, Исаак, Ной.
Это традиционное устройство иконостаса. Но часто встречаются и другие, где, например, праздничный ряд может быть выше Деисуса, или его совсем может не быть.

http://old-rus.narod.ru/prav.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 24-03-2006 03:20
Шедевры древнерусской живописи

* Шедевры древнерусской живописи
* БОГОМАТЕРЬ ВЛАДИМИРСКАЯ
* ГЕОРГИЙ. XII век.
* УСПЕНИЕ БОГОМАТЕРИ. Конец XII - начало XIII века.
* ВАРВАРА. Вторая половина XIV века.
* БОГОМАТЕРЬ ГРУЗИНСКАЯ-ИЕРУСАЛИМСКАЯ. Первая половина XV века.
* ИЛЬЯ ПРОРОК. Начало XV века.
* СПАС ИЗ ДЕИСУСНОГО ЧИНА. Начало XV века.
* ФЕОФАН ГРЕК (род. около 1340 г. - умер около 1410 г.) БОГОМАТЕРЬ ДОНСКАЯ. 1392 год
* АНДРЕИ РУБЛЕВ (род. около 1370 г. - умер в 1430 г.) ТРОИЦА ВЕТХОЗАВЕТНАЯ. 1422-1427 годы
* АНДРЕЙ РУБЛЕВ (род. около 1370 г. - умер в 1430 г.) ТРОИЦА ВЕТХОЗАВЕТНАЯ. 1422-1427 годы. Фрагмент.
* СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ МОКРАЯ БРАДА. XV век.
* АРХАНГЕЛ МИХАИЛ ИЗ ДЕИСУСНОГО ЧИНА. XV век.
* СРЕТЕНИЕ. XV век.
* ПАРАСКЕВА ПЯТНИЦА. XVI век.
* ВХОД В ИЕРУСАЛИМ. ДВУСТОРОННЯЯ ТАБЛЕТКА. Конец XV века
* ДИОНИСИЙ (род. около середины XV в. - умер в первой четверти XVI в.) РАСПЯТИЕ. 1500 год
* ДИОНИСИЙ (род. около середины XV в. - умер в первой четверти XVI в.) РАСПЯТИЕ. 1500 год. Фрагмент.
* БОГОМАТЕРЬ ЗНАМЕНИЕ ИЗ ПРОРОЧЕСКОГО ЧИНА. Конец XV - начало XVI века.
* БОГОМАТЕРЬ ИЗ ДЕИСУСНОГО ЧИНА. Последняя четверть XV века.
* ДМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ. Вторая половина XVI века.
* ЧУДО ГЕОРГИЯ О ЗМИЕ. Конец XV - начало XVI века.
* НИКИТА С БЕСОМ. Первая половина XVI века.
* ЛУКА, ПИШУЩИЙ ИКОНУ БОГОМАТЕРИ. Вторая половина XVI века.
* ПРОКОПИИ ЧИРИН (умер около середины XVII в.) ИЗБРАННЫЕ СВЯТЫЕ. Конец XVI - начало XVII века
* ИОАНН ПРЕДТЕЧА В ПУСТЫНЕ. Первая четверть XVII века.
* СИМОН УШАКОВ (1626-1686) СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ. 1678 год
http://kleiner.inventech.ru/lib/masterpiece/

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 18-07-2006 02:19
Технология иконописи. Часть 1.
6 мая в Сербии празднуют "Джурджевдан", день святого Георгия.Для многих сербов - это семейный праздник, "Слава", в этом числе родители моей жены."Слава" переходит от мужчины к мужчине, из поколения в поколение.Но об этом в другой раз, когда наберется больше впечатлений... Мы с женой решили подарить родителям икону святого Георгия, вот такую. Написать копию.Заказали в монастыре доску и... в процессе написания иконы я снял все процессы на фотокамеру.Предлагаю познакомиться с технологией написания иконы.
http://community.livejournal.com/ru_iconography/61681.html

великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 3753
Добавлено: 04-08-2006 19:19
Первый из похищенных в Эрмитаже экспонатов найден в мусорном баке недалеко от отдела по расследованию хищений культурных и исторических ценностей ГУВД Санкт-Петербурга. О местонахождении дорогостоящей иконы милиционерам стало известно из анонимного телефонного звонка, сообщает "Интерфакс".

Обнаруженный экспонат - это икона на дереве "Собор всех святых" в серебряной раме, украшенной драгоценными камнями. Ее стоимость оценивается в 200 тысяч долларов.

31 июля 2006 года Государственный Эрмитаж обнародовал информацию о пропаже из своих хранилищ 221 предмета русского ювелирного искусства общей стоимостью в 130 миллионов рублей. Исчезновение экспонатов было выявлено в ходе плановой проверки музея. По факту хищения возбуждено уголовное дело, ведется следствие.
http://lenta.ru/news/2006/08/03/icon/

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 12-08-2006 03:36
ФЕОФАН ГРЕК (около 1340 - после 1405), живописец, работавший в Византии и Древней Руси. Вместе с Андреем Рублевым и Прохором с Городца расписал старый Благовещенский собор в московском Кремле, ему принадлежат фрески церкви Спаса в Новгороде, многие иконы. (Точных дат его жизни нет, 11 августа 2000 года РИА "Новости" сообщило о 660-летии живописца.)
http://users.livejournal.com/_m_u_/249798.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 30-08-2006 02:32
1395 В Москву из Владимира перенесена Владимирская икона Пресвятой Богородицы.
Считается, что она написана евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом. В 1131 году она была прислана на Русь из Константинополя князю МСТИСЛАВУ и поставлена в Девичьем монастыре Вышгорода. В 1155 году АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ поместил ее в воздвигнутом им Успенском соборе во Владимире. Тогда она и получила свое имя.
В 1395 году на Москву двигался непобедимый хан ТАМЕРЛАН. Навстречу ему вышел великий московский князь ВАСИЛИЙ I, остановившийся с войском на берегу Оки. Во Владимир за чудотворной иконой было послано духовенство, которое крестным ходом понесло ее в Москву. По преданию, в тот час, когда жители Москвы встречали ее на Кучковом поле, Тамерлан увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена, повелевшая хану оставить пределы Руси. Советники Тамерлана так истолковали сон: сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Хан счел это предзнаменование плохим знаком и приказал повернуть обратно. В память чудесного избавления от нашествия на Кучковом поле был построен монастырь, а 26 августа (ныне это 8 сентября по новому стилю) по церковному календарю отмечается как праздник Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.
http://users.livejournal.com/_m_u_/264723.html

великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 3753
Добавлено: 11-02-2007 19:58
Одним из ярких иконописцев, чье творчество оказывает влияние на современную католическую икону, является Роберт Ленц. Роберт Ленц - францисканский монах, чье иконописное творчество известно во всем мире. Он - член прихода Гваделупской Божией Матери, и в настоящее время работает в церкви Всех святых в Хьюстоне, где пишет 14 изображений недавно канонизированных святых. Помимо живописи, он является писателем и ведет семинары по искусству и духовности по всей стране.

Изображения Роберта Ленца, которых являются соединением классической иконописи и современных приемов. Российский православные традиции его семьи, а также период обучения у наставника, являются двумя элементами, которые повлияли на его иконы.

Отступления от классики к современной технике Р. Ленцом включают использование английского и других современных языков в его изображениях, также как иконы т.н. "свидетелей" т.е. людей, которые официально не были признаны Церковью как святые, но которых Ленц считает праведниками. Его иконы включают различные культуры и этнические традиции. Роберт Ленц считает, что "дух и красота иконы выражают a точки соприкосновения между духовностью, справедливостью и любовью к творению". Ленц полагает, что "живописец должен быть в контакте с божественным, тайна живописи, в том, чтобы иметь душу".
Работы Р. Ленца можно увидеть в соборе святого Франциска в Санта-Фе, в Новой Мексике.

http://www.baznica.info/modules.php?name=News&file=article&sid=3432

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 01-04-2007 05:14
Каталог икон: http://www.icons.spb.ru/icon_html/katalog1.html

Сайт «Христианство в искусстве: иконы, фрески, мозаики…»
http://www.icon-art.info/library.php?lng=ru

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 26-08-2007 05:26
Дендрохронология икон

Благодаря clement, обратившего внимание на вопросы датирования досок, на которых были написаны картины (раз, два), возник вопрос: изучались ли на тот же предмет доски древнерусских и византийских икон? Я, честно говоря, такой информации не припоминаю.

Некоторые материалы по теме:

Selected Bibliography for the Aegean Dendrochronology Project. http://www.arts.cornell.edu/dendro/pikbib.html#biblio

Колчин Б. А., Черных Н. Б. Дендрохронология Восточной Европы http://hbar.phys.msu.ru/gorm/dating/kolchin.htm

http://community.livejournal.com/old_rus/89416.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 07-11-2007 07:58
La Veronica(" вера икона")-с итальянского "настоящая икона"
это имя носит христианская реликвия(не большой кусок ткани,всего 17 на 24см ),что находится в Италии,на территории Абруццо(между городами Пескара и Рим),а точнее в Manoppello.
История его такова: когда Христа вели на казнь,во время одной из остановок ,одна женщина(по имени Вероника) своим платком вытерла пот с лица Христа.
Ученые к одному мнению не пришли по поводу этой реликвии.Но как говорят ,что краской его все таки тронули,приблизительно в средние века(сам лик впервые появился в Италии приблизительно 1300 году).
официальный сайт базилики:
http://www.voltosanto.it/Inglese/index.php
и еще сайтик, православная Италия,форум
http://venezia.pravoslavie.info/forum/

http://milav.livejournal.com/321324.html

оруженосец
Группа: Участники
Сообщений: 17
Добавлено: 22-06-2008 12:40
Как-то раз, готовясь к семинару по мультикультурному образованию (был такой проект в нашей школе), придумала для участников семинара задание, в котором попросила рассмотреть два одинаковых иконописных сюжета "Рождество Иисуса Христа" на православной иконе и на коптской иконе, привезённой из Египта. Получилось очень интересно сравнивать иконы коптских мастеров и иконы православной традиции. Даю ссылочку.
http://www.russned.ru/stats/2087

великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 3753
Добавлено: 31-10-2008 16:49
Чимеевская чудотворная икона Божьей Матери (XVII в.), по свидетельству очевидцев, приплыла по реке Нияп (приток Тобола) и пристала к берегу, где была построена первая церковь.

Из разных городов Урала и Сибири, пешком и на лошадях, стали стекаться сюда паломники, представители всех сословий.

5 ноября 1770 году от топящейся печи церковь сгорела. Огонь полностью уничтожил иконостас, церковную утварь. После пожара люди нашли на пепелище абсолютно невредимую икону Божьей Матери, которая лишь слегка потемнела.

http://derleb.narod.ru/chimeevo.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 21-11-2008 06:16
Итак, речь идет о том, чтобы икона «Троица» преподобного Андрея Рублева была на три дня «отпущена» на праздничное богослужение на место своей прежней «прописки» - в Троице-Сергиеву лавру. Никаких официальных распоряжений (вроде приказа министра культуры) на этот счет пока не поступало, и в настоящее время мы имеем лишь кроткое письмо от Патриарха с трогательной просьбой уважить чувства верующих и с прибавлением какого-то невнятного лепета об ожидающих нас испытаниях, от которых сие мероприятие вроде бы должно нас оградить (это он про кризис, что ли?). При этом совершенно очевидно, что опытный функционер такого ранга никаких писем никому писать не стал бы, если бы не имел мощной поддержки «за спиной» и полной уверенности в успехе всего предприятия.

Для тех, кто не понимает, о чем именно идет речь, – поясню. Речь идет о произведении со сложной исторической судьбой и сложным состоянием сохранности. О произведении, которое уже пережило несколько варварских поновлений и реставраций. О расходящихся досках, которые невозможно окончательно скрепить, не вызвав еще более серьезных разрушений. О разновременных красочных слоях, которые будут по-разному реагировать на изменения температуры и влажности – и, соответственно, раздирать то, что более или менее скрепилось друг с другом. О произведении, сохранить которое на более или менее длительное время можно только одним способом – НЕ ТРОГАТЬ и СОХРАНЯТЬ ПОСТОЯННУЮ ТЕМПЕРАТУРУ И ВЛАЖНОСТЬ.

Которое при этом – так уж исторически сложилось – является самым знаменитым памятником русского искусства и самым употребительным символом русской духовной культуры.

И если мы, беспрекословно повинуясь чьему-то идиотскому капризу, повезем эту икону за семьдесят километров туда и обратно, поместим в тесном соборе, где горят сотни свечей и где толпы благочестивых паломников кинуться к ней «прикладываться», гарантий ее сохранности никто дать не сможет. Никаких. В чем предполагаемый создатель «чудо-ящика» признался честно и нелицемерно всей потрясенной научной общественности.

http://users.livejournal.com/_corso_/135956.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 24-12-2009 08:27
Специалисты-реставраторы и музейные хранители не берутся сегодня прогнозировать дальнейшую судьбу легендарного чудотворного образа – Боголюбской иконы Божией Матери, написанной в конце XII века. История этого бесценного памятника искусства Древней Руси типична для многих икон, переживших события 1917 года.

После неудачной реставрации в 1920 году Богоматерь «Боголюбская» находилась в Успенском соборе города Владимира, в 1946-м – передана в музей, где ее после многолетней реставрации удалось привести в состояние стабильности для хранения. Затем в 1992 году икона была передана Церкви и содержалась с тех пор в Успенском соборе Княгинина монастыря в том же Владимире... По словам Галины Цируль, «оказалось, что две кассеты, которые должны были поддерживать микроклимат в камере, просто не работали. Одну монахини даже куда-то продали – такие вещи денег стоят. Икона стояла просто за стеклом, всего-навсего закрытой на ключик. Тем временем плесень с соседней стены благополучно ползла к иконе, прямо у витрины с образом постоянно стояли живые цветы в воде.

http://community.livejournal.com/religiovedenie/252615.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 20-01-2010 06:49
Процесс создания иконы достаточно долгий и кропотливый, требующий высокой концентрации от иконописца, и занимает около трех месяцев. Интересен он своей первобытностью, в отличие от многих других видов искусства, которые со временем меняют свою технику. Многие века, техника иконописи является неизменной, и от того имеет свой особый колорит. Вот несколько этапов создания иконы, которые фотографу Игорю Алексееву удалось увидеть в иконописной мастерской Екатерины Ильинской.
(Всего 24 фото)

http://b-picture.livejournal.com/343587.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 25-08-2010 05:26
Древнейшие изображения четырех апостолов – Петра, Павла, Андрея и Иоанна – были обнаружены в Риме в катакомбах усыпальницы Санта Текла.

По данным издания, образы датируются концом 4-го века нашей эры. Древнейшие иконы были найдены в подземном склепе, расположенном в пятистах метрах от базилики святого Павла. Выяснилось, что гробница принадлежала знатной римлянке. Изображения апостолов были покрыты толстым слоем паутины и извести, которую удалось снять только с помощью специального лазера. Работа в катакомбах продолжалась два года.

Археологи удивлены, что при строительных работах в середине прошлого века ни катакомбы, ни усыпальница не пострадали. Бесценные находки были сделаны в подземном склепе античного некрополя, в пятистах метрах от базилики святого Павла, в зоне захоронений ранних христиан.

«Если говорить об апостолах Андрее и Иоанне, то это их самые древние изображения. Что касается апостола Петра, то уже известны его изображения, относящиеся к середине IV века, но здесь он изображен один, и это его первая настоящая икона», – уточнил руководитель археологических работ Фабрицио Висконти (Fabrizio Visconti).

http://www.pravmir.ru/samye-drevnie-ikony-svyatyx-apostolov-najdeny-v-rime/


великий магистр
Группа: Модераторы
Сообщений: 1557
Добавлено: 26-08-2010 12:13
Иконы и изображения святых в православии. Общий список http://days.pravoslavie.ru/Images/all.htm

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 15-09-2010 03:37
Греческие иконы в музее Личных коллекций
Выставка с июля месяца и заканчивается в конце сентября. Интересно представлена экспозиция: не по времени создания, а по сюжету. Один зал – иконы Богородицы, с Рождества до Успения.
Иконы, преимущественно, из частных греческих собраний (есть несколько греческих из музеев России). Из Греции привезена ранняя работа Эль-Греко – тогда ещё Доминикоса Теотокопулоса (Пьета, 1566).
Выставка показывает, как византийские, греческие иконы влияли на искусство Западной Европы и России. Некоторые греческие иконы 15-16 века очень походи на картины раннего Возрождения в Италии. Некоторые иконы 17 века по стилю сопоставимы с русскими иконами того времени. В целом, можно отметить – что греческие иконы писались более тщательно в изображении деталей (лики, одежда), а также на них больше яркого золотого цвета.
Иоанн Креститель, 16 век.

http://melanyja.livejournal.com/580003.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 25-09-2010 04:18
А знаете ли Вы, что люди XIX столетия по-настоящему не видели древнерусской живописи. Иконы были «черными досками», представляющими только исторический и культовый интерес. Причина такой невидимости икон – в технике их исполнения. Темперные краски, нанесенные на грунтованную доску иконы, сверху покрывали олифой. Олифа хорошо проявляет цвет и сохраняет икону от повреждений, но, к сожалению, со временем темнеет. За 70-100 лет олифа темнела настолько, что совсем скрывала находящуюся под ней живопись. Тогда иконы «поновлялись», чаще неумело. Постепенно живопись закрывалась несколькими слоями записей и олифы. На древних досках проявлялись лишь силуэты. Неудивительно, что до середины XIX века считали, что живописи на Руси до Петра не было.

Конечно, находились люди с художественным чутьем, понимавшие таящуюся в иконах художественную силу. На волне интереса к допетровской культуре создавались крупные коллекции Морозова, Остроухова, где иконы были уже не просто памятниками старины, а произведениями искусства. Первая научная расчистка икон была предпринята в 1904 году. Иконы засияли так ярко, ново и красочно, что удивили даже специалистов. Первая крупная выставка «раскрытых» икон, вызвавшая небывалый интерес, прошла в феврале 1913 года и была приурочена к 300-летию Дома Романовых.
Источники: Сайт «Икона, иконография и иконопочитание».

http://aznaeteli.livejournal.com/214448.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 03-03-2011 01:39
Произведения русских иконописцев последней четверти XV века в монастыре Путна (Румыния). Династические связи и культурные контакты.
Как иконы из двух ярусов храмового иконостаса в монастыре Путна на севере Румынии указывают на характер культурных связей между странами православного
мира в поствизантийский период? Освящению этого вопроса посвящен доклад Э.С.
Смирновой, представленный на XIX всероссийской научной сессии византинистов «Российское
византиноведение. Традиции и перспективы» (27–29 января 2011).

http://community.livejournal.com/monastyri_mira/278958.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 13-03-2011 04:43
В РПЦ не исключают, что иконы, скрытые в советское время на башнях Кремля, спасали советских вождей от многих бед. Об этом Интерфаксу заявил глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.
Усилиями фонда Андрея Первозванного недавно на башнях нашли иконы,которые были скрыты в стенах. "Я восхищен подвигом людей, которые сумели сохранить эти иконы. То, что они совершили, это настоящее рукотворное чудо", - сказал Чаплин. По его словам, в течение всех десятилетий советской власти на Красной площади, "будучи сокрыты от людских глаз, присутствовали святые иконы, под ними проезжали советские вожди, в их присутствии проходили парады и демонстрации". "И как знать, может быть, именно благодаря этому те, кто работал в Кремле и на Красной площади, были избавлены от многих бед, а самое главное - от безумия, к которому могла очень легко привести тогдашняя идеология", - предположил священник.

http://wombatik.livejournal.com/3284424.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 06-04-2011 05:30
Традиция мерной иконы
Обычай пришел к нам из Греческой православной Церкви.
Начиная с XVI века написание именной иконы объединили с обычаем делать мерку роста при рождении младенца. Так появилась мерная икона. При царском дворе того времени эта новая традиция выглядела так. Сразу после рождения, с царевича или цесаревны снимали мерку (меру) роста , а потом заказывали мастеру-иконописцу икону этого размера. Изображался же на ней Небесный Покровитель ребенка в полный рост, святой, в честь которого будет назван новорожденный при крещении. Поэтому мерная икона является разновидностью именной иконы писавшейся с первых веков христианства.
На сороковой день, во время крещения, ребенку нарекали имя и благословляли мерной иконой. За тем икона помещалась над кроваткой младенца, а через некоторое время занимала место в иконостасе уже взрослого человека и оставалась с ним на всю жизнь.

http://www.mernayaikona.ru//index.php?option=com_content&task=view&id=17&Itemid=34
http://infernalis-zizi.livejournal.com/709596.html

великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 3391
Добавлено: 09-06-2011 17:10
Слева — Троица Рублева, справа — её оклад.
Вот я и думаю, не произошло ли то же самое и с самим учением Христа за прошедшие 2 тысячи лет?
Для любителй: Крупнее: Андрей Рублёв «Троица», 1411 год или 1425-27 дерево, темпера. 142×114 см.
Крупнее: Оклад Бориса Годунова с цатами Михаила Федоровича и ризами XVIII века. Золото, позолота, серебро, филигрань, чернь, эмаль, жемчуг и драгоценные камни: 31 бриллиантов, 74 изумруда, 7 рубинов, 44 сапфиров, 2 красных турмалина, 86 шпинелей, а также гранат, сапфирин, кварц и хризопраз. http://dirty.ru/comments/314864/#new

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 12-06-2013 04:16
Москва-Кремль. Иконы и росписи Успенского собора http://zalgalina.livejournal.com/52471.html

Страницы: 1  ответить новая тема
Раздел: 
средневековые замки / религия / Иконы

KXK.RU