Древнелатышские вожди

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:  

Раздел: 
средневековые замки / персоналии - прибалтика / Древнелатышские вожди

Страницы: 1  ответить новая тема

Автор Сообщение

Гость
Добавлено: 28-04-2004 21:56
Информация на странице о роде фон Ливен:

Ливен - баронский и княжеский род, по преданию происходящий от Каупо, старшины леттов (латышей), который одним из первых принял христианство в Лифляндии. К 1202 г. Каупо ездил в Авиньон послом от рижского епископа Альберта к папе Целестину III, утвердившему его в дворянском достоинстве, с прозванием Ливе. Внук Каупо, Николай, стал называться Ливен.
http://www.baltic1812.balticom.lv/Latvia/Leviz/Liven.html

великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 766
Добавлено: 20-05-2004 10:42
Посмотрел страничку о Ливене. Вопрос: разве Каупо был леттом? По-моему ливом, отсюда и фамилия.

Гость
Добавлено: 11-06-2004 04:31
Вопрос: разве Каупо был леттом? По-моему ливом, отсюда и фамилия.
Конечно, Каупо был ливом. Достаточно хотя бы обратиться к основному источнику того времени, "Хронике Генриха Латвийского", где читаем: "VII. 3. О ПОЕЗДКЕ КАУПО С БРАТОМ ТЕОДОРИХОМ К ПАПЕ. После того брат Теодорих, отправляясь в Тевтонию с пилигримами, в тот год воевавшими в Ливонии, как божьи крестоносцы, взял с собой одного лива из Торейды [Турайда], по имени Каупо, бывшего как бы королем или старейшиной ливов; пройдя большую часть Тевтонии, привел его, наконец, в Рим и представил папе. Папа принял его весьма милостиво, поцеловал, много спрашивал о положении народов, живущих в Ливонии, и усердно благодарил бога за обращение ливонского народа".
Это, как всегда, желание латышей записать всех мало-мальски известных людей в свои предки.

великий магистр
Группа: Главный администратор
Сообщений: 2765
Добавлено: 23-02-2005 05:33
КАУПО - предводитель турайдских ливов (юго-западная Видземе, по правому берегу Гауи). В хронике Генриха Латвийского впервые упоминается под 1200 годом. Замок Каупо находился неподалеку от построенного в 1214 г. Фридландского, или Трейденского (позднее название) замка. Высказывалось мнение, что у Каупо был еще второй замок ("малый замок") - Вилкместское городище, в километре от Кримулдского (Кремонского) немецкого замка, но это мнение в последнее время оспаривалось (см. Heinrichs, Livlandische Chronik, Zweite Auflage, Bearbeitet von Leonid Arbusow und Albert Bauer, Hannover, 1955, стр. 27). Каупо принял христианское вероисповедание и стал решительным сообщ- ником немецких феодалов, во многом способствовал укреплению их власти и внедрению католицизма в Латвии в XIII в. Умер Каупо в 1217 г. во время похода немцев, ливов и латгалов в Эстонию, от тяжелой раны.
http://skazki.eclub.lv/comment3.htm

великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 3753
Добавлено: 12-11-2005 18:58
О памятнике вождю турайдских ливов Каупо работы Гайды Грундберги недалеко от церкви в Кримулде (2001 г.)
http://notikumi.delfi.lv/archive/article.php?id=1847149&categoryID=8529646&ndate=1001296806

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 14-11-2005 03:52
О вождях на латышском языке:

Анно, вождь ливов из Турайды http://www.historia.lv/alfabets/A/AN/anno/anno.htm

Дабрелис, вождь ливов Сатезеле http://www.historia.lv/alfabets/D/DA/dabrels/dabrels.htm

Намейсис, вождь земгалов Тервете http://www.historia.lv/alfabets/N/na/nameisis/encik/nameisis_lpe.htm
http://www.historia.lv/alfabets/N/na/nameisis/nameisis.htm

Русиньш, вождь латгалов http://www.historia.lv/alfabets/R/ru/rusins/encik/rusins_lpe.htm
http://www.historia.lv/alfabets/R/ru/rusins/rusins.htm

Таливалдис, вождь латгалов Талавы http://www.historia.lv/alfabets/T/ta/talivaldis/encik/talivald_lpe.htm

Виестурс, вождь земгалов http://www.historia.lv/alfabets/V/vi/viestards/encik/viest_lpe.htm
http://www.historia.lv/alfabets/V/vi/viestards/viestards.htm

Висвалдис, вождь латгалов Ерсики http://www.historia.lv/alfabets/V/vi/visvaldis/encik/visv_lpe.htm
http://www.historia.lv/alfabets/V/vi/visvaldis/visvaldis.htm

Вячко, князь Кокнесе http://www.historia.lv/alfabets/V/vj/vjacko/encik/vjac_lpr.htm
http://www.historia.lv/alfabets/V/vj/vjacko/vjacko.htm

Каупо, вождь ливов Турайды http://www.historia.lv/alfabets/K/ka/kaupo/kaupo.htm

Ламекин, вождь куршей http://www.historia.lv/alfabets/L/la/lamekins/lamekins.htm

Весикс, вождь турайдских ливов
http://www.historia.lv/alfabets/V/ve/vesiks/vesiks.htm

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 06-12-2005 06:21
Наиболее видным правителем Курсы был ЛАМЕКИН, которого называли королем Курсы (его имя упоминается в письменных источниках). Ламекин правил в Бандаве, Вентаве и Пиемаре.
http://skola.ogreland.lv/istorija/slovo/lv388.htm

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 24-12-2005 06:58
Каупо (Ko’pe, умер в 1217 г.) - предводитель ливов Турайды, в распоряжении была часть земель гауйских ливов, дружина и несколько замков в Турайде и Кримулде. Считается, что Каупо был первый, кто крестился в Турайде и как христианин он принял имя Екаб - Каупо. Языковед И. Мегисте высказал предположение, что имя Каупо могло быть связано с эстонским kupjas, kubjas, что означает “староста”.
Каупо отправился в Рим в 1203 г. и его сопровождал аббат Даугавгривы Теодорих.

“Atskan,u hronika” R; “Zina’tne” 1998 (Из комментариев к книге)

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 25-01-2006 20:14
Например, договор от 1272 года, где епископ Риги Альберт, глава соборного капитула Риги Иоханнес и магистр Ливонского ордена Вальтер утверждают условия мира с земгалами. Для обсуждения условий договора были приглашены старейшины земгалов. Позднее (1279 году) восстание поднялось в западной Земгалии. Предводитель земгалов Намейсис. Количество ушедших к жемайтам людей неизвестно. Известно, что земгальский князь Намейсис ушел со своими людьми в Литву после заключения мира между орденом и земгалами из Тервете. Значит часть людей оставалась.

Правда, впоследствии, когда немцы построили свой замок в нескольких стах метрах от Тервете, земгалы сожгли замок и ушли в другие земгальские земли, часть ушла в Литву к жемайтам. В Литве Намейсис принял командование полками, вторгавшимися в Пруссию. Через несколько лет пали замки Добеле и Ракте. Последним из замков, попавших под власть немцев стал замок Сидрабене. То же самое, часть земгалов ушла к жемайтам, а часть осталась.

По мнению московского историка Елены Тяниной, данные археологических раскопок дают основание полагать, что в тринадцатом столетии граница Земгалии и Литвы пролегала в районе тепершнего Шауляя. А граница владений Ордена примерно соответствовала современной латвийско-литовской границе. И когда пишут, что князь Намейсис с большим количеством земгалов ушел в Литву, это на деле означает, что он переселился в земгальские земли по ту сторону орденской границы. Формально, Намейсис сделался вассалом литовского великого князя. И не покорившаяся ордену Земгалия, осталась в Литве. Нахождение земгалов в составе языческого государства литовцев давало им гораздо больше свободы, чем в госудаорстве ордена.
http://www.vestnesis.org/forum/viewtopic.php?t=2

фогт
Группа: Участники
Сообщений: 95
Добавлено: 08-02-2006 19:40
Латышские корни имеют роды Менгден и Ган. Их основателями считаются земгальские лабы Мадис и Гайдис, сдавшие Месотен (Межотне) крестоносцам в 1219 году. Чисто латышским родом считают себя потомки барона Бера (не знаю почему).

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 11-02-2006 06:38
Уважаемый Олег, можно ли Вас попросить указывать Ваши источники информации - это будет удобнее и Вам и нам в случае каких-либо вопросов.

А пока - фото, которого нигде в Интернете больше нет, помещаю специально для нашего форума: памятник Каупо, вождю ливов Турайды, установленный на городище Кубеселе недалеко от Кримулдской церкви.



Считается, что от Каупо ведет свое происхождение остзейский род фон Ливен, которому посвящена отдельная тема нашего форума: http://offtop.ru/castles/view.php?only=&part=13&t=21515

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 28-03-2006 02:49
Правителя Герцике Генрих Латвийский называет Wiscewaldus, т. е. Всеволод (в латышских научных изданиях его принято именовать Висвалдис). Происхождение Всеволода так загадочно, как и происхождение Вячко (Ветсеке), князя Кукенойса. Ответ мы находим у знаменитого историка Татищева, который ссылается на летопись Еропкина. В ней говорится о Борисе Давидовиче, князе полоцком, жене его Святохне и сыновьях Васильке и Вячке. С. М. Соловьев предполагал в свою очередь, что "Wissewaldus сходнее со Всеволодом, но в точности ручаться нельзя; очень может быть, что это и Василько". Данная точка зрения позднее нашла решительное признание. Например, в Русском Биографическом Словаре приводятся генеалогии Всеволода ("Василько Борисовича") и Вячка ("Вячеслава Борисовича"). Как предки Всеволода, указаны: Борис — Рогволод — Борис — Всеслав — Брячислав — Изяслав — Владимир Святой.

Своеобразно использует данные Татищева один из известнейших исследователей истории Прибалтики М. Таубе. Он считал, что Wissewalde Хроники Генриха Латвийского, это никто иной, как Всеволод Мстиславич, сын Мстислава-Бориса Романовича смоленского. Он доказывает, что после 1215 г. Всеволод, князь Герцике, на целых 10 лет, до августа 1225 года исчезает из поля зрения автора Хроники.

Исследование М. Таубе, вообще обладающее генеалогическим уклоном, интересно ещё и тем, что автор научно обосновал своеобразную и далеко не случайную тенденцию старейших немецких фамилий в Прибалтике считать себя потомками древних владетелей страны, русских князей или ливских вождей. Например, потомками Всеволода из Герцике считал себя род фон Икскюль. Исследуя эту семейную легенду, М. Таубе выяснил, что передача в 1224 г. Всеволодом половины его владений в Герцике в лен рыцарю Конраду фон Мейендорф связана была с женитьбой этого рыцаря на дочери Всеволода. Овдовев, она вышла замуж за рыцаря Иоганна фон Бардевис, родоначальника фон Икскюлей. Таким образом, род Бардевис-Икскюль оказывается владетелем значительной части бывшего княжества, и "наследники", упоминаемые в одном акте 1239 года, это внуки Всеволода, дети его дочери. Аналогично ведут свой род фон Тизенгаузены (от Вячко), фон Унгерны (от Каупо и псковской княжны), фон Буксгевдены (от Владимира псковского).
http://klio.ilad.lv/10_3_.php

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 05-06-2006 04:19
1206 800 лет назад Крестоносцы отрубили голову вождю восставших ливов АКО и отослали ее рижскому епископу АЛЬБЕРТУ. http://users.livejournal.com/_m_u_/203619.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 07-08-2006 03:09
Добавляю новую информацию в Интернет из своей статьи о замке в Кокнесе.

В Рифмованной хронике встречается высказывание о битве под Кокнесе, которая якобы произошла между немцами и Каупо еще во времена епископа Бертольда (1197-98): “В его [Бертольда] время у христиан было сражение с литовцами, рядом с которыми русские стояли; христианам трудно приходилось. Под Кокнесе на поле битвы, где конец нашли враг и друг: три сотни христиан там пали и язычники друг подле друга на этом поле смерти полегли, которое стало красным от крови. Там Каупо был ранен; но жизнь еще дарована была ему, он лишь только домой вернулся, там и умер в своих мучениях.” Кстати, этот же эпизод описывается и в хронике Бальтазара Руссова, где Каупо именуется “Кобис”. Историки подвергают сомнению эту информацию: вряд ли такая битва могла состояться в те времена, когда позиции немецкой колонии в долине Даугавы были еще очень слабы. Да и упомянутый в хронике факт смерти Каупо также не соответствует действительности - он пал в битве в Эстонии двадцатью годами позже, в 1217 г.

* * *

В письменных источниках деревянный замок Кокнесе упоминаются уже около 1200 г. Построенный здесь замок являлся организационным центром феодального княжества для общей борьбы латышей, ливов и русских против немцев. Но в хронике Генриха Латвийского Кокнесе впервые упоминается только в 1205 г. (на четвертый год существования Риги). Хронист называет Кокнесе русским замком (castrum Ruthenicum) и упоминает в качестве тамошнего “короля” (rex) некоего Ветсеке. Нельзя сказать, что у этого правителя Кокнесе была счастливая судьба как в жизни, так и в истории. История даже не сохранила его подлинного имени. Называемый в немецких хрониках Весцеке, Ветсеке, Весцека, в Новгородской летописи он именуется Вячко. А изданный в 1931 г. путеводитель Б. Лиепиньша “Vadonis pa Koknesi” называет его даже русским князем Вячеславом Борисовичем (!) - хотя происхождение князя пока точно не доказано (считается, что он был ливом или латгалом).

См. http://www.castle.lv/latvija/koknese.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 13-08-2006 03:53
Строго говоря, Иманта - это воин, заколовший епископа Бертольда в сражении под Ригой, и благодаря этому его имя стоит наравне с именами прославленных вождей.

Андрейс Пумпурс
Иманта
Нет, Иманта не умер,
Лишь зачарован он.
Под Синею горою
В сон крепкий погружен.
Спит в золотом он замке,
И не ржавеет меч,
Что, словно пламень яркий,
Готов броню рассечь.

http://www.vestnesis.org/

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 24-08-2006 03:02
Хотя знаменитого герсикского короля хронист зовет Wyscevaldus, в актах рижского епископа он упоминается как Viscevolodus.

То, что не во всей этой обширной области существовал один и тот же диалект, доказывают другие латышские имена и названия, упоминаемые в Ливонской хронике. Так, например, имена латышских правителей Thalibaldus (Таливалдис), Varidote (Варидотс) и уже упоминавшийся Wyscevaldus (Висвалдис), сильно напоминающие нынешний государственный язык, заставляют думать, что в те седые времена большое племя летгалов говорило на разных диалектах, которые в народе существуют до сих пор.

Не следует забывать, что король летгалов Висвалдис был крещен в греческой вере.

Все чужестранные господа - завоеватели в конце концов ассимилировались с управляемым народом. Не могло ли произойти то же самое и с Висвалдисом летгалов? Если Висвалдис зависел от великих князей Полоцких, то это еще не означает, что он был русским. Из исторических данных видно, что этот правитель Герсики хотел избавиться от зависимости от Полоцка и искал связей с правителем Ливонии епископом Альбертом. Этот поиск был роковым для самого Висвалдиса и его королевства Летгале. То ли Герсика была слишком мала по сравнению с крупными соседями, то ли она была еще слабо организована, то ли ее королю не хватило дипломатии и воинской ловкости, трудно сказать, однако он не смог предусмотреть и устранить разрушение государства летгалов. Государство Герсика попало между двух огней - Полоцком и Ригой - и не выдержало испытания.

Если даже мы допустим, что король летгалов Герсикский Висвалдис и не был по рожению латышом, то он хотя бы был одним из потомков викингов, по национальности и крови не русским, а скандинавом, воинственным викингом. Летгалы могли призвать его самого или его предшественников к себе "навести порядок", так же, как призвали себе князей новгородцы и псковичи.

Собрав большое войско с наилучшими по тем временам осадными машинами и военными орудиями, епископ отправляется уничтожать христианского монарха! Рыцари захватывают город Герсику, сжигают королевский замок, сжигают церкви, грабят все, что ни попадя, даже церковные колокола, кресты, иконы, облачения священников. Король Висвалдс смог спасти только свою жизнь. А его королева со всеми приближенными женщинами была взята в плен и увезена в Ригу. И Висвалдс, потеряв все, перебегает на другой берег Даугавы, останавливается и горько оплакивает свою судьбу.

Характерны слова хрониста, вложенные им в уста Висвалдса при этом ужасном событии: "О Герсика! Любимый город! О наследие моих отцов! О бездумное избиение моего народа! Горе мне! Неужели для того я родился, чтобы видеть мой город в огне, погибель моего народа!" В этот крик отчаяния, который хронист, может быть, замышлял как стилизованное украшение для своего рассказа, он нечаянно вложил глубокое историческое содержание. Король называет свой город наследием отцов своих. Значит, Висвалдс не первый король Герсики. Уже его отцы сидели на королевском престоле в древнем государстве летгалов. Как долго правили здесь предшественники Висвалдиса, какими они были? На эти вопросы в истории мы пока не можем дать ответа. Об этом мы можем только гадать, поскольку у нас нет нужных документов.

http://www.castle.lv/castles4/hroniki/kemps.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 29-11-2006 04:45
Зал Государственных праздников Рижского замка. Зал создан в 1939 г. на четвёртом и чердачном этажах замка по проекту Э.Лаубе. На потолках зала было предусмотрено место для 14 картин латышских художников, которые должны были отражать истории Латвии с борьбы за независимость в древние времена и до установления государственности.

В данный момент из картин 1939-1940 гг. в зале доступны «Посиделки» Я.Куги, «Победа у Даугавы» О.Скулме, «Висвалдис, правитель Ерсики, принимает немецких крестоносцев» А.Аннуса, «Борьба Виестурса против немецких захватчиков в 1219 г.» В.Вимбы, «Яков, герцог Курляндии» Л.Либерта, «Пробуждение» Я.Тилберга, «Военные действия в Латгале в 1919 г.» А.Эгле, а также работа 1950-х гг. Г.Элиаса «1905 год».

http://84.237.242.242/pk/content/?cat_id=11

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 11-12-2006 07:13
В 0,1 км за молочно-маслобойным заводом в Малпилсе слева от дороги находится городище Малпилс. К нему, вероятно, относится самая древняя ленная книга: в 1207 г. магистр ордена [меченосцев Венно фон Рорбах] отдал Малпилсский округ ливскому предводителю Манегинту. Напротив городища раскинулся Малпилсский парк.
А. Плаудис “Рижский район” Рига, “Авотс” 1990

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 18-07-2007 06:53
Кукенойс удел Полоцкого княжества на Двине

Основное описание:

Kukonoyse (ниже б. ч. Kukenoys, также: Kukennoys, Kukenoyse, Kukenois) - нынешний Кокенгузен, русский замок на правом берегу Двины у впадения в нее р. Персе, в 134 км от Двинска и в 338 км от, Полоцка, и княжество того же имени, удел Полоцка.

Название города русское - Куконоc - по имени речки Кокны (прежнее имя р. Персе) и значит "мыс Кокны".

Вячко (Вячеслав), князь Кукенойса, несомненно, то же лицо, что упоминается в наших летописях (ПСРЛ 1, III, 39). В дополнение к сказанному о нем выше в прим. 34 много интересных (при всей их условности) соображений дает М. Таубе.

Относя Вячко, уже по имени, к полоцкому дому, М. Таубе старается найти более осязательные основания для этого и вновь возвращается, едва ли, впрочем, удачно, к рассказу о Святохне. В этом рассказе, по его мнению, только с стилизованном Татищевым, исследователь ищет первоначальную достоверную основу, сопоставляет данные мнимой полоцкой летописи (Еропкина) с литовскими хрониками и приходит к следующему предположению.

Преемником князя Владимира, умершего в 1216 г., был на полоцком престоле с 1217 г. Борис, сын литовского вождя Гинвила (4). Вячко и Василько, называемые у Татищева, в рассказе о Святохне, сыновьями Бориса (Давидовича!), но предположению М. Таубе, были затьями или шуринами его, а ошибка у Татищева возникла при пересказе летописного текста оттого, что там, вместо "сыновья", будто бы стояло "чада" или "чадь", равносильное латинскому familia и обозначающее, по мнению М. Таубе, только принадлежность к одной и той же хозяйственно-семейной группе.(5) Ведя дальше свою гипотезу, М. Таубе полагает, что Вячко, покинув Кукенойс, бежал или к литовцам или в Полоцк, а в 1217 г. он и Василько были посланы Борисом в Двинскую область, т.е. в восточную Лэтталию, "так как в это время и не было другой Двинской области", принадлежавшей русским, причем Вячко получил северную часть области, в окрестностях Варка-Любанское озеро, а Василько - южную часть до Двины.Тут будто бы Вячко и ждал (до 1223 г.) случая отомстить немцам. После смерти его в 1224 г. при осаде Дорпата, Кукенойс остается до половины XVI в. во власти немцев.

Многовековая традиция Тизенгаузенов (впрочем, письменно закрепленная только в XVI в.) считает Вячко родоначальником этой семьи. М. Таубе, детально анализируя все подходящие документы, пытается подтвердить это. Итоговая формула его гипотезы такова: дочь - наследница убитого в 1224 г. князя Вячка, София, к моменту общего упорядочения спорных вопросов о владениях в Ливонии, т.е. около 1225-1226 г., была еще очень молода. Она была тогда же обручена с Дитрихом фон Кокенгузен, сыном Дитриха старшего, не раз упоминаемого в Хронике; в 1229 г. она была повенчана с Дитрихом, причем им отданы были в лен земли в Кокенгузене. Овдовев между 1245 и 1254 г, г., она в 1254 г. вышла замуж за Бернарда де Гейе-Кокенгузен, а после его смерти по каким-то причинам разрешила в 1269 г. отдать прежнее свое феодальное владение в леи рыцарю Гансу ф. Тизенгаузену. Чтобы объяснить и это, а вместе с тем оправдать фамильное предание о Софии, родоначальнице Тизснгаузенов, М. Таубе допускает, что упомянутая передача связана была с новым браком, но не старшей dominae Sophiae, а предполагаемой другой Софии, дочери первой и внучки Вячка, вышедшей замуж за Ганса фон Тизенгаузена.

Как и гипотеза о Герцикэ (и, пожалуй, еще в большей степени, чем она) все это построение М. Таубе в своем роде очень интересно, но в то же время весьма спорно и в определении родственного отношени Вячка к Полоцку, и в попытке вывести от князя Кукенойса генеалогию Тизенгаузенов. М. Таубе не дает нам твердых оснований для окончательного вывода. Фигура Вячка продолжает оставаться загадкой в генеалогическом отношении.

http://www.panlog.ru/modules.php?name=vizitka&file=show_card&sid=40098

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 11-08-2007 04:30
Теоретические изображения вождей 13 века. Оба рисованы в 20 веке - Виестурс и Намейс
http://egil-belshevic.livejournal.com/120799.html


оруженосец
Группа: Участники
Сообщений: 10
Добавлено: 14-10-2007 11:26
Renata, вы давали ссылку на литовские тексты о старейшине земгаллов Виестурсе. Нету ли там дат его смерти и краткого жизнеописания - встречал его в Хронике Генриха и в Рифмованной - очень нелегко распутывать начало, касающееся времен Меченосцев - слишком много "богоугодного обмана" и перетасовки-вымышления событий


Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 18-12-2007 03:52
Renata, вы давали ссылку на литовские тексты о старейшине земгаллов Виестурсе.


О каких литовских текстах идет речь?

Пока информация по теме раздела.
Среди вождей даугавских ливов в исторических источниках особо выделяется Ако, живший в Мартыньсале на рубеже 12-13 вв. Он именовался предводителем и старейшиной (лат. princeps ас senior).
“Советская Латвия” (энциклопедия) Рига Гл. ред. энц. 1985

фогт
Группа: Участники
Сообщений: 95
Добавлено: 18-06-2008 11:59
Уважаемый Олег, можно ли Вас попросить указывать Ваши источники информации - это будет удобнее и Вам и нам в случае каких-либо вопросов.

См.Latvijas vestures hrestomatija A.Birkers lpp.112

Кстати, что известно о происхождении тукумских кёниней. Олег

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 09-07-2008 05:29
Реконструкция замка Улдевена в Лиелварде (Латвия) http://kapitan-sever.livejournal.com/8312.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 01-08-2008 08:04
Дабрелис (на латыш. яз.) http://www.segewoldiana.sigulda.lv/vesture/13/dabrelis.htm

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 20-08-2008 04:20
Улдевенс и его замок в местечке Лиелварде. http://melanyja.livejournal.com/369781.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 09-11-2008 02:47
О Виестуре и Намее:

Начальник Терветена и Мезотена, Вестгард или Вестер, который на литовской границе находится в постоянной опасности от набегов литовцев, как рассказывает Генрих Латыш, вступает в переговоры с немецкими рыцарями и предлагает им в 1205 году свои услуги против ливов, эстов и литовцев, чтобы в замен снискать себе их покровительство и помощь.

Однако, дружба эта не искренняя. Вестер не принимает христианства, распространение которого в Прибалтийском крае представляло главную цель ордена и его войн. Когда мезотенцы, из боязни литовцев, в 1219 году приняли христианство, Вестер вышел из своего замка Терветена и осаждал христиан в Мезотене до тех пор, пока они, наконец, не оставили замка и не переселились в Ригу.

«Намейзе вскоре явился, привел с собою много воинов, числа я вам не могу назвать: он был начальником в Терветене и прибыл со своими воинами, чтобы преследовать орденских братьев; он собрал лучших воинов, которые были в добленском замке, и с ними пошел вдогонку орденских братьев; войска Намейзе спали лишь немного и торопились, пока, наконец, догнали отряд рыцарей; об этом сообщено было Охтенгузену, который был еще весьма болен, о чем он сильно сожалел. Однако, Господь Бог утешил его и избавил его от слабости; когда Охтенгузен почувствовал в себе новую силу, тогда душа его возрадовалась; он построил свои войска в боевой порядок. Намейзе, со своими всадниками, прискакал из леса; узнавши, что фохт со своим войском приготовился к защите, они слезли с лошадей; их пеший отряд пришел вскоре за ними; тут оба рыцаря вышли против них; фохт, несмотря на свою рану, стоял во главе своего отряда и, увидев неприятеля, подбежал к одному и кольнул его и тут завязалась битва.

Один год прошел для Доблена в спокойствии; в то время продолжалась война между Терветеном и Ригою. Намейзе предпринял зимою из Терветена безуспешный набег к Двине, однако, на обратном пути ему удалось взять в плен преследовавшего его неосторожно Гергарда Каценэленбогена, которого привели в Литву, где он кончил свою жизнь в вынужденном поединке.

После этого тяжелого трехлетие наступило семь лет сравнительного спокойствие для Семигалии. Начальник семигалов, Намейзе, переселился в Литву и участвовал там в походах литовцев на Пруссию.

Биленштейн
http://annals.xlegio.ru/balt/small/doblen.htm

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 12-01-2009 08:11
В сентябре в Кримулдской церкви установили памятник ливскому вождю Каупо. А ведь еще недавно он считался классическим образцом предателя. Как же так?
Каупо не мог быть предателем латышского народа, потому, что был... ливским вождем из Турайды. А ливы, в отличие от латышей, не балты и даже не индоевропейцы, а народ, родственный эстонцам и финнам.

Каупо был наиболее влиятельным вождем ливов - крестоносцы лишь его именовали «королем» (rex). Он контролировал значительную часть нынешней Видземе.

В конце ХII века латвийских ливов теснили племена балтов (будущие латыши). И в этот момент появляется новая сила - крестоносцы. Попытки живущих у Даугавы ливов отбиться завершились неудачей. Война «на два фронта» для ливов, которые и с одним-то противником справиться не могли, была им не под силу. Поэтому ливские вожди избрали тактику «почетной капитуляции» перед одним, чтобы противостоять другому. К кому примкнуть? В этом вопросе единства не было - даугавские ливы во главе со старейшиной Ако встали на сторону балтов и стоявших за ними славян...

Чтобы решить, на чью сторону встать - балтов и славян или крестоносцев, Каупо едет на Запад.
Каупо пересек Европу с севера на юг. По пути он видел многолюдные города, сотни каменных крепостей, величественные каменные соборы, монастыри. И оценивал: что такое срубный стольный град балтийского князя по сравнению с каменными громадами западных городов и замков с тысячами рыцарей? В каждом монастыре, где они с Теодорихом останавливались на ночлег, было больше сокровищ, чем у всех известных Каупо вождей вместе взятых.

Но полностью сразила Каупо встреча с Папой Римским Иннокентием III - перед этим человеком склоняются миллионы католиков! А Папа Римский сделал Каупо подарок - сотню золотых монет (фунт золота). Хотя в то время не каждый из вождей Балтии золото видел - в ходу были бронзовые и серебряные слитки. В общем, Каупо уезжал скептиком, а вернулся горячим поклонником Запада.

Он встал на сторону крестоносцев и епископа Альберта. Он не колеблясь выступил даже против не желавших принять крещение родичей. Дошло до того, что ему пришлось штурмовать собственный замок - Турайду. Но не менее кроваво происходила христианизация и в других местах Европы, например, на Руси в X - XI столетиях.

Сосед Каупо - вождь талавских латгальцев Таливалдис служил крестоносцам не менее ревностно. Более того, во имя католической веры он отказался не от изжившего себя язычества, а от православия. Позже вместе с крестоносцами он грабил «еретиков» - эстонских язычников и православных. Однако в латышской литературе Таливалдис предстает в виде величественного и патриотически настроенного старца, которого зверски замучили эстонские разбойники... В действительности эстонцы лишь отомстили грабителю.

Погиб Каупо как истинный сын католической церкви - был смертельно ранен в бою с эстонскими язычниками 22 сентября 1217 года. Умирая, завещал все свое имущество католической церкви. Он пережил своих сыновей, выдал замуж своих дочерей, и наследников у него не осталось. Правда, род графов и князей Ливенов, оставивший след в истории не только Латвии, но и России и Германии, считает себя потомками дочерей Каупо.

Точных сведений о месте могилы Каупо нет, но археологи полагают, что он был похоронен недалеко от Турайды в Кримулдской церкви. Спасти свой народ от облатышивания ему все же не удалось - ныне всего десяток человек в Латвии говорят по-ливски. Однако ливы и потомки ливов поминают его добрым словом, поэтому и поставили ему памятник.

На самом деле он, конечно, не был предателем, а просто человеком, вынужденным сделать тот выбор, перед которым рано или поздно оказывался каждый лидер стран Балтии, - между Востоком и Западом.
Может, Каупо стал «главным предателем латышского народа» именно потому, что был нелатышом?

http://www.chas-daily.com/win/2001/10/06/g_008.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 27-04-2009 04:50
Как упоминалось выше, в источниках, относящихся к IX веку, в Курляндии обнаружено пять подобных «государств». В начале XIII столетия там уже существовало восемь «государств», или областей, в центре каждого из которых было по нескольку поселений. Похожие образцы отдельных округов встречаются и у других балтийских племен. Более могущественные феодальные владыки распространяли свою власть на три, четыре округа или более.

Такие владыки, или вожди, племен обладали самыми крупными замками. В самых ранних письменных источниках самый могущественный из всех властителей, управлявший огромной территорией племени, именовался «царем», «вождем» или «главой». Ему подчинялись правители менее могущественных округов.

Внутри племени доминировала строгая иерархическая система, такая же и внутри небольшой племенной группы. В хрониках перечислены имена глав племен и даже их подчиненных. Власть и землевладение передавались по наследству. Так, например, Виестарт, правитель Тервете в Западной Земгале, считался «герцогом» и «главным правителем», его власть распространялась на земли Западной Земгале.

Правителем области Беверина в Латгалии в начале XIII века был Таливалдис, который описывается как богатый человек, у которого было много серебра; его три сына также обладали значительным богатством, обширными земельными территориями. Иерархическая структура племени отражена в хронике Волыни, где рассказывается, как литовские князья, их было 21, собрались, чтобы подписать договор 1219 года между Литвой и Галицко-Владимирской Русью.

Из собравшихся пятеро оказались самыми могущественными, они были великими «герцогами», остальные шестнадцать не занимали столь высокого положения. Отсюда можно сделать вывод, что в то время Литва управлялась конфедерацией самых могущественных вождей. Вполне вероятно, что такая система управления существовала и в более ранние времена.

Традиционно в феодальных государствах правители вели многочисленные войны. Власть переходила от одного к другому, и практически не шла речь о стабильности. Так, Вульфстан свидетельствовал о том, что было «очень много войн» между пруссами в конце IX века, и из хроник XIII века нам также известно о многочисленных сражениях между правителями Земгале, Латгале и Литвы.

Данный тип феодализма и правления наблюдался до тех пор, пока балты продолжали соседствовать с теми, чье общественное устройство и система управления основывались на тех же самых принципах. Ситуация сохранялась приблизительно в течение тысячелетия. Она изменилась только в 1226—1230 годах, когда на восточной границе их владений появился Тевтонский орден — жестокий и сильный враг, поддерживаемый всей Европой.

http://a-nomalia.narod.ru/CentrBalty/12.htm

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 08-06-2009 09:38
О Каупо http://www.notionis.com/lieven/kaupo/index.htm

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 26-11-2011 08:22
Фреска с портретами значительных для истории региона лиц: правитель земгалов ХIII века Намейсис, основатель города виленский епископ Ян (узнав, что в здешних краях уже в 16 веке продолжают водиться язычники, распорядился основать приход) и давший ему магдебургское право король Речи посполитой Зыгмунт III
http://ostseer.livejournal.com/3453236.html


великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 3753
Добавлено: 15-07-2014 17:45
Про Каупо из Турайды на итальянском: http://www.teutonic.altervista.org/O/003.html

Страницы: 1  ответить новая тема
Раздел: 
средневековые замки / персоналии - прибалтика / Древнелатышские вожди

KXK.RU