Укрепления Болдераи и Мангальсалы

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:  

Раздел: 
средневековые замки / Рига замки и фортификация / Укрепления Болдераи и Мангальсалы

Страницы: 1  ответить новая тема

Автор Сообщение

рыцарь
Группа: Участники
Сообщений: 39
Добавлено: 04-12-2004 00:40
Недавно открывшийся сайт RIGIS теперь позволяет взглянуть на любой участок Риги с высоты птичьего полета.


А вот как нынче выглядят укрепления на Мангальсале (обозначены буквой D на немецкой карте выше в теме) и описаны на сайте Melkon.



Батарея E - у берега Даугавы



Батарея F - за частными огородами



Батарея G - дальше в лесу, 6 орудий в едином блоке


Остальные укрепления на Мангальсале интереснее смотреть с Земли.
Кстати, никто не знает назначения вот этого объекта ?

http://almiko.junik.lv/~avlad/geo/mangali/001.jpg

На основной линии между батареями имеются два таких практически одинаковых объекта. По периметру идет узкий коридор, толщина внутренних стен около метра, внешних - порядка 10 метров, в дальних углах имеются два узких лаза наружу, забранные снаружи толстыми решетками. Сверху судя по виду - метра 2-3 бетона, дальше земля и лес.


http://almiko.junik.lv/~avlad/geo/mangali/003.jpg

Внутренний коридор



Лаз наружу

великий магистр
Группа: Главный администратор
Сообщений: 2765
Добавлено: 09-12-2004 16:09
avlad писал в сообщении от 04-12-2004 00:40: Остальные укрепления на Мангальсале интереснее смотреть с Земли.
Кстати, никто не знает назначения вот этого объекта ?


Итак, как сказали сведущие люди (копирую сюда):

Скорее всего, это сооружение первоначально представляло собой часть фортового пояса. Форты - самостоятельные боевые единицы, вынесенными вперед на 3-5 км от основной крепости, или линий огня, и имеющие при себе артиллерию, пехотинцев, склад боеприпасов и продовольствия. Пушки в фортах стреляли по видимым целям с открытых позиций, этим объясняется наличие огромных фортовых ворот. Но после событий Порт-Артура форты начинают изживать себя - постепенно их начинают перестраивать под склады боеприпасов (в данном случае) или продовольственные склады, или убежища для резерва пехоты. Ворота заменяют на стальные(сейфового типа), а окна делают такими, чтобы во время военных действий, их можно было заложить мешками с песком.

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 04-01-2006 04:34
В Русский период также были построены (около 1808 года) два артиллерийских форта в устье Даугавы. Это Форт Кометский на левом берегу и Магнусгольская батарея на правом берегу (Магнусгольм - шведское название острова Мангальсала). Эти форты отличились в 1855 году, когда английский флот сделал попытку прорваться в устье Даугавы. Огнем рижских батарей противник был отогнан. http://www.melkon.lv/ru/artel/mangali/mangali.php3

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 06-01-2006 07:26
Для портового города опасность всегда приходила с моря. Береговая оборона Риги строилась веками. Даугавгривская крепость, Рижская Цитадель, форты Болдераи и батареи Мангальсалы - все это строили немецкие, шведские и русские фортификаторы на берегах Даугавы, чтобы защитить торговый город Ригу от нападения с моря.

Условно, этапы создания береговой обороны Риги можно разбить на пять периодов:
1-й период - Средние века от 1200 до 1710 год, это период, когда шведы построили Даугавгривскую крепость и Рижскую Цитадель.
2-й период - Русский период с 1710 по 1912 годы, постройка фортов Болдераи и Мангальсалы
3-й период - Подготовка и ведение Первой Мировой войны в 1912 - 1917 годах. Строительство батарей в Болдерае и Мангальсале.
4-й период - Годы независимой Латвийской Республики1918-1940.
5-й период - Советский период с 1941 по 1993 годы

В Русский период также были построены (около 1808 года) два артиллерийских форта в устье Даугавы. Это Форт Кометский на левом берегу и Магнусгольская батарея на правом берегу (Магнусгольм - шведское название острова Мангальсала). Эти форты отличились в 1855 году, когда английский флот сделал попытку прорваться в устье Даугавы. Огнем рижских батарей противник был отогнан.
http://www.melkon.lv/ru/artel/mangali/mangali.php3

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 06-01-2006 07:32
Мангальсальская батарея была выбрана для субботника еще и потому, что на ней наиболее характерно переплетаются все эпохи береговой обороны Риги. Батарею начали строить в 1912 году. К началу Первой мировой войны рижские пушки были уже в строю. От мангальсальского пирса снаряды доставлялись на батарею по узкоколейной железной дороге. Боезапас распределяли в левый и правый снарядные погреба. На каждой орудийной позиции устроены два своих расходных погреба и укрытие для личного состава. Внутри батареи, вдоль всех позиций, проходит длинная галерея, по которой перевозили снаряды.

Левый снарядный погреб батареи взорван. Возможно, это произошло в 1917 году при отступлении русской армии. Говорят, что два солдата взорвали погреб вместе с собой. Трудно сказать, правда ли это, но приведения на батарее водятся, это точно. В 1918-19 году Мангальсальская батарея, возможно, участвовала в отражении нападения войск Бермонта. Нет ответа на вопрос, куда делись все рижские пушки после 1919 года, это уже латвийская история, в московских архивах про это не написано. В 1920 году сюда пришли латвийские артиллеристы. До 1937 года здесь дислоцировалась четырехорудийная батарея 152-мм пушек Кане полка береговой артиллерии "Даугавгрива". В 1937 152-миллиметровки сняли и установили на ж/д платформы, получилась первая железнодорожная батарея. В 1940 году орудия и позиции были переданы КБФ. Личный состав латвийских береговых батарей заменили краснофлотцами. После 1944 года на Мангальсале находились советские береговые части, они и построили на основаниях царских времен фундаменты трех 130-мм артустановок Б-13. Трехорудийная батарея долгое время использовалась как учебная, для подготовки курсантов Рижского артиллерийского училища береговой обороны ВМС. Потом для обучения будущих офицеров-артиллеристов установили 45-мм пушки, на которых курсанты отрабатывали все этапы стрельбы по морским целям. Закончили свою службу пушки Мангальсалы, наверное, в начале 60-х годов, как и вся береговая артиллерия Балтийского моря.
http://www.melkon.lv/ru/artel/mangalsala/mangalsala.php3
http://www.melkon.lv/ru/artel/riga/riga.php3

великий магистр
Группа: Модераторы
Сообщений: 1557
Добавлено: 09-07-2006 20:03
Как составить план Магнусгольмских укреплений, т.е береговой артиллерии п-ва Мангальсала. Много вопросов вызывают как нумерация батарей, так и их колличество и точное расположение, не говоря о назначении некоторых сооружений и дате постройки. Ни одна карта не содержит такого количества объектов.

Возможно ошибочно было полагаться и на старые карты. К примеру на карте немецкого генштаба за 1917 год - на Мангальсале указанны только 4 батареи. В то время как я насчитал 8 датируемых началом Первой мировой Войны. Карта в точности указывает .... береговые укрепления Риги конца 19 века. Что это - ошибка в датировке карты или ошибка немецкого генштаба? И то и другое маловероятно.

Скорее план был сделан ещё до взятия Риги в 1917-м, и основывался на какой-то более старой русской карте. Или же немцы хотели сохранить секретность остальных объектов - возможно они опасались вторжения англо-французской эскадры, хотя в этом случае Русская ставка передала бы более точные планы своим союзникам по Антанте. В любом случае истина скорее всего так и останется загадкой.

В целом состояние большинства батарей - удовлетворительное. Как ни странно лучше сохранились и поддаются реставрации более старые объекты - укрытия л.с., склады и орудийные полутонги 19-го века. Практически все бетонные сооружения сильно повреждены - некоторые позиции взорваны, практически везде местными "металистами" срезаны двутавровые балки противооткольной защиты, поэтому казематы буквально завалены тоннами амортизирующего асфальта. Потрясают масштабы действий вандалов - в общей сложности срезано не менее 1000 тонн металла.

Объектов настолько много, что сохранить все, на мой взгляд, не представляется возможным - легче большинство просто законсервировать, засыпав песком, а наиболее сохранившиеся - восстановить и оборудовать как музеи. Интересно и то, что практически все холмы центральной части острова представляют собой искусственные сооружения (таких там немало). В некоторых отсутствует вход (хотя наличие пустот под землёй неоспоримо). Это совсем не значит что там что то есть (ценное или нет) - заниматься кладоискательством и археологией на Мангальсале по меньшей мере глупо! Советские части с 1991 по 93 год сняли и вывезли оттуда все, что только можно было вывезти. А то, что они вывезти не смогли - давно растащили местные жители, перекопавшие все окрестности и срезавшие всё что можно было срезать как на батареях, так и на объектах советской эпохи.

В целом Мангальсала представляет довольно унылое зрелище полной разрухи и хаоса - все былые дороги практически заросли.

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 23-09-2006 03:54
Скульптор Шитов отлил структуру, похожую на пушку, из которой даст художественный залп по "Арсеналу".

Действие пройдет на взорванных береговых батареях XIX в. с видом на Русский остров и правый берег Даугавы. Сбор в 12.00 в Болдерае, возле церкви напротив Bolderajas Tirgus.

http://fratrum.livejournal.com/171301.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 21-01-2007 05:34
После того как в начале 90–х территория по левую сторону от устья Даугавы оказалась открытой и ее уже не охраняли военные, тайн появилось намного больше, нежели во времена СССР. До сих пор толком неизвестно, почему солдаты замуровали глубокие подземные ходы, что там находилось и какие работы проводились в катакомбах.

В Латвии найдется от силы несколько человек, хоть немного знающих о даугавгривских береговых укреплениях, построенных еще во времена царской империи. Что же касается рядовых жителей Болдераи, периодически прогуливающихся среди высоченных насыпных холмов, они тем более не догадываются о загадочном наследии прошлого…
Некогда огромный дверной проем высотой метра три заложен относительно современным кирпичом. Понятно, работали советские военные. Причем они все делали наспех, поскольку кладка была уж очень кривой и в любой момент грозила обвалиться на наши головы… Но непонятно, зачем солдаты это проделали. Есть версия, будто внизу военные устроили склады для боеприпасов и, чтобы во время возможного взрыва осколки не разлетелись по всей округе, урезали им потенциальный выход. Но эта догадка отпадает, поскольку в остальных подземных комнатах шла активная работа — и уж точно не складская, а скорее "просветительская". На арочных стенах до сих пор висят плакаты, где указаны зоны поражения Риги в случае ядерной атаки с моря и воздуха плюс подробно описаны самолеты из–за "железного занавеса" — американского образца. Бумага прогнила, но надписи кое–как разобрать удалось. Только вот многие инструкции пошли на гнезда для мышей, живущих в огромных ящиках, где некогда хранились противогазы (их обрывки, точнее, огрызки все еще лежат).

В соседнем помещении с зарешеченным толстенными прутьями вентиляционным люком были нарисованы углем на стенах какие–то руны, сатанинские символы и знаки, а на полу валялись обгоревшие доски. Видимо, бывшие военные укрепления облюбовали служители черных месс. Поговаривают, что несколько лет назад полицейские задержали возле катакомб группу каких–то уродов, резавших внизу бездомных собак и мазавших стены кровью. Но сатанисты отделались мелким штрафом.
Из той информации, которую мы заранее успели раздобыть из разных источников (в частности, на интернет–сайте www.melkon.ru), следовало, что береговые батареи в Болдерае построили в 1874–1884 годах. Особенно характерны для рижских батарей этого периода двухорудийные артиллерийские позиции. В то время один кирпичный погреб (укрытие для личного состава и помещение под боезапас) строился для обслуживания сразу двух орудий. Их фундамент сделан из бутового камня и бревен, которые позже растащили жители окрестных домов на сараи.

Примечательно, что бутовый камень в последующие годы больше никогда не применялся для строительства фундаментов. Ведь его прочность слишком мала для того, чтобы на нем стояли и работали мощнейшие орудия. Продолжение истории создания береговой обороны Риги — это уже 1912–1914 годы. Тогда, собственно, и были построены основные батареи у ворот Даугавы. Для этих сооружений применялся фортификационный бетон толщиной до четырех (!) метров, ведь технология строительства еще не знала железобетона.

Словом, впечатляют и стены, и поросший зеленым мхом фундамент орудий. Да и сами орудия, если постараться представить, что вот они высятся перед тобой, вызывают не меньше эмоций. "Такие были, наверное, километров на двадцать–тридцать. Причем позиция укреплений выбрана идеально — полностью закрывает вход в устье Даугавы, а значит, и подступы к Риге с моря", — рассуждает вслух Рей. Лишь вопросы. Без ответов…
Опять же, для чего нужно было закладывать проход в соседние помещения? Ведь обвалиться они не могли, лишними явно не были, а раз находятся на одном уровне с открытыми помещениями, то и возможность затопления грунтовыми водами отпадает. Кроме того, поскольку ходы заложили, значит, отрезали внутренние пути сообщения из одного блока в другой и проникали потом в них исключительно с улицы. Нелогично, внутри ведь можно делать все что угодно, причем без угрозы обнаружения с воздуха.

Наконец не обследованным остался лишь самый большой холм, точнее, внутренний бункер, на вершине которого до сих пор стоит наблюдательный пункт с внушительными стенами и узкими отверстиями для обзора морских рубежей. Вокруг холма везде канавы с торчащими из земли обрывками кабеля. Понятно, кто эти траншеи прорыл…

Бункер удалось изучить довольно подробно, поскольку все помещения оказались полностью открытыми. На многих кирпичах были видны вырезанные какие–то цифры, неразборчивые имена и фамилии, годы — 1939–й, 1936–й, 1928–й… В одном помещении куда–то глубоко вел узкий лаз с лестницей, по которой проползти мог разве что ребенок, да и то очень худой. Куда он ведет и почему такой узкий? Эти вопросы опять же пока без ответов…

http://rus.delfi.lv/archive/article.php?id=12751565

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 23-04-2007 06:24
Батареи Мангальсалы
Для портового города опасность всегда приходила с моря. Береговая оборона Риги строилась веками. Даугавгривская крепость, Рижская Цитадель, форты Болдераи и батареи Мангальсалы - все это строили немецкие, шведские и русские фортификаторы на берегах Даугавы, чтобы защитить торговый город Ригу от нападения с моря.

Условно, этапы создания береговой обороны Риги можно разбить на пять периодов:
1-й период - Средние века от 1200 до 1710 год, это период, когда шведы построили Даугавгривскую крепость и Рижскую Цитадель.
2-й период - Русский период с 1710 по 1912 годы, постройка фортов Болдераи и Мангальсалы
3-й период - Подготовка и ведение Первой Мировой войны в 1912 - 1917 годах. Строительство батарей в Болдерае и Мангальсале.
4-й период - Годы независимой Латвийской Республики1918-1940.
5-й период - Советский период с 1941 по 1993 годы

Первое береговое укрепление Риги было построено в 1205 году епископом Альбертом на правом берегу Западной Двины. Сегодня это место называется Сканстниеки и находится в районе Вецдаугавы. Там сохранился земляной вал и есть небольшой музей рыболовства.

После 1600 года Даугава изменила свое русло и пришлось искать место для новой крепости. На левом берегу Даугавы в 1608 году шведский полководец Мансфельд приказал возвести четырехугольный штершанец и назвал его "Неймюндским шанцем". Так возникло береговое укрепление, которое впоследствии стало крепостью Динамюнде. В 1710 году крепость была взята русскими войсками под командованием графа Шереметьева. В 1893 году крепость переименовали и она стала называться крепость Усть-Двинск. В 1910 году торжественно отмечалось 200-летие крепости Усть-Двинск. Сегодня доступ в крепость закрыт, но в ближайшее время на сайте melkon будет небольшой фоторепортаж о посещении крепости.

Рижскую Цитадель построили шведы на правом берегу Даугавы рядом со Старым городом.. Это было достаточно мощное сооружение с развитой военной инфраструктурой внутри. До наших дней сохранилось несколько строений Цитадели, наиболее известное это церковь Петра и Павла. Есть данные, что именно в Рижской Цитадели во время Второй Мировой войны находилась тюрьма где был замучен гестаповцами легендарный командир 315-й эзельской батареи капитан Стебель. Сегодня на месте Цитадели строится престижный жилой дом.

В Русский период также были построены (около 1808 года) два артиллерийских форта в устье Даугавы. Это Форт Кометский на левом берегу и Магнусгольская батарея на правом берегу (Магнусгольм - шведское название острова Мангальсала). Эти форты отличились в 1855 году, когда английский флот сделал попытку прорваться в устье Даугавы. Огнем рижских батарей противник был отогнан.

Наиболее интерестный период - это время подготовки к Первой Мировой войне. В 1912 году было начато строительство сразу нескольких береговых батарей в Болдерае и на Мангальсале. Разные источники указывают, что было построено шесть батарей орудий Кане калибром 6 дюймов (152 мм), три батареи орудий Викерс калибром 5,5 дюйма (138 мм), две батареи десятидюймовых орудий (254 мм). Каждая батарея была двухорудийного состава. Особенностью подготовки береговой обороны Риги в Первой Мировой войне является то, что этой работой занималось сухопутное Военное Ведомство в отличии от эстонских батарей, которые строило Морское Ведомство в рамках программы оборудования минно-артиллерийских позиций Балтийского флота (см. книгу "Батареи Моонзунда"). Этим также объясняется отсутствие какой-либо информации о рижских батареях. Архив флота находится в Санкт-Петербурге, архив Военного Ведомства в Москве. Сегодня мы можем только примерно классифицировать бетонные сооружения, которые дошли до наших дней.

Батарея А. Находится в Болдерае на закрытой территории. Количество орудий и калибр не известны. Не исследована.

Батарея B. Находится в Болдерае около Болдерайского маяка на закрытой территории. Вообщем-то, это то, что раньше было Фортом Комета. Четыре позиции 152-мм орудий типа Кане. Погреба для боезапаса и укрытия для л/с сохранились довольно хорошо. Объявлена памятником истории, чтобы воспрепятствовать строительству нового нефтетерминала.

Батарея С. Расположена в Болдерае за Католической церковью. Четыре позиции орудий калибра до 152 мм. Позиции взорваны.

Батарея D. Расположена на Мангальсале около берега Даугавы, ближе всех к морю. Это бывшая Мангусгольмская батарея. Четыре орудия калибром до 152 мм. Погреба и укрытия хорошо сохранились. Любимое место отдыха жителей Вецмилгрависа.

Батарея Е. Расположена в тылу батареи D ближе к берегу Даугавы. Сдвоенный бетонный артблок на два орудия калибром до 152 мм. Артблок взорван. Взрыв не сильно повредил мощное бетонное сооружение. Можно полазить внутри, но лучше это сделать на аналогичных артблоках следующих батарей. Следует заметить, что ко всем батареям подходят специально построенные в 1912 году крепостные дороги из булыжных камней. Кое-где дороги сохранились, но в целом они радостно расстаскиваются дачниками и огородниками.

Батарея F. Вообще-то, это две батареи. Сдвоенный артблок для двух 254-мм орудий и рядом сдвоенный артблок для двух 152-мм орудий. Находится к северу от батареи Е. Сооружения хорошо сохранились. Доступ ограничен из-за сплошной стены частных огородов.

Батарея G. Красавица батарея! Находится далее на север от батареи F. Шесть позиций для орудий калибром порядка 8 дюймов построены в одну линию, в едином блоке. Слева и справа устроены погреба для боезапаса и помещения служб батареи. Каждая позиция имеет также свой расходный погреб боезапаса. Вдоль всего сооружения проходит подземный коридор по которому, вероято, были проложены рельсы для вагонеток. Левый погреб взорван. Рассказывают, что два солдата взорвали его вместе с собой. Остальные сооружения пока хорошо сохранились. Варвары начали резать на металлолом двутавровые балки противооткольной одежды на потолках казематов. Балки срезают и сверху падает 20-ти сантиметровый слой асфальта (амортизируещее и герметизирующее покрытие) - грамотно строили батарею русские военные инженеры. Правый погреб сохранился и пригоден для восстановления и устройства музея. Спешите увидеть это уникальное сооружение. Ничего подобно на берегах Балтики больше нигде нет. При попустительстве местных властей, от этого настоящего памятника европейского военно-инженерного исскуства скоро ничего не останется!

Батарея H.Находится далее на север от батареи G. Устройство и калибры орудий аналогичны батарее F. Вообще, сдвоенные артблоки больше в береговой обороне балтийских берегов не встречаются. Это творение военных инженеров Военного Ведомства. На втором артблоке взорван склад боезапаса. Здесь можно наглядно посмотреть толщину перекрытий казематов - 2,5 метра бетона. Позиции батареи H также любимое место отдыха жителей Северного района города Риги. Сюда приезжают семьями.

Объект H. Между батареями G и H находится бетонное сооружение назначение которого пока не выяснено. Можно предположить, что это был командный пункт.

Батарея J. Находится далее на север от батареи H. Позиции расположены рядом с дорогой (дорогу 1912 года, естественно, растаскивают по камушку дачники). Четыре позиции орудий калибром до 152 мм. Хорошо, пока, сохранились погреба боезапаса и укрытия л/с. Эти сооружения можно датировать как и погреба Монгускольмской батареи около 1870 -х годов. Дворики орудий явно более поздней постройки.

Кинжальные батареи К1 и К2. Для ведения огня по кораблям противника, которым все-таки удасться прорваться в устье Даугавы (например быстроходным катерам), в глубине обороны были устроены две батареи на левом и правом берегах. У этих батарей был очень узкий сектор обстрела, только по фарватеру Даугавы, поэтому эти батареи называют кинжальными.

К1 расположена на Русском острове (Krievu Sala). Раньше остров назывался Комендантенхольм. Там находился запасной командный пункт береговой обороны. Батарея К1, вероятно, состояла из четырех орудий калибром до 100 мм. Позиции батареи сохранились, но полностью завалены крупногабаритным строительным мусором, еще в советское время сюда начали свозить мусор со строек, благо к батарее шла хорошая и крепкая дорога.

К2 расположена на правом берегу Даугавы в районе порта Ринужи. Не исследована.

Несомненно, в комплекс береговой обороны, который строился в Риге перед Первой Мировой войной, входили и все элементы противодесантной обороны. Это доты, оборонительные линии, необходимые заграждения и препятствия. Многие источники сообщают, что в Риге планировалось строительство 305-мм башенной или открытой береговой батареи. Никаких следов такого строительства пока не обнаружено.

http://digger37.narod.ru/mangalsala.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 25-04-2007 07:05
Военно-исторический архив закрыт на ремонт, схемой Усть-двинской крепости я не распологаю и посмотреть в архиве не могу. В журнале заседания Крепостной комиссии № 7 март, апрель, май 1911 г. по переустройству Усть-Двинской крепости - на 06.07.1907 - крепость Усть-Ддвинск упразднить, оборону устья Западной Двины возложить на минные средства Морского ведомства, сохранить батареи Больдерас и Мюльграбен, возложив на них обеспечение минной позиции.

15.02.1909 подтверждено упразднение крепости.
18.08.1909 упразднение отменено по докладу ГУГШ, крепости ставилась задача обеспечить устье реки Зап. Двина и препятствовать противнику в случае захвата им Риги с суши установить прямое сообщение по р. Зап. Двина. Намечалось: форт Камецкий (бат. лит. Б). батарею "Д" усовершенствовать, укрепление Центральное сохранить (построено Петром 1), остальные упразднить.
предпологалось установить на ф. Камецкий - 2-10", 4-11" обр. 1877. 4-6" Канэ, 4-3". Затем от этого отказались.

Перенесли все укрепления на остров Магнус-Гольм Вооружение: 6-10", 4-6", 6-48лин, 8-3" в первые три года, затем 14-3"
23.12.1911 6-10" заменили на 4-12". Все батареи были вытянуты в одну линию вдоль моря, сзади была ж/д. на 1917 г под 12" батарею были готовы проект и котлованы. 6" пушки поступили и были установлены.

http://www.fortification.ru/forum/index.php?action=vthread&forum=1&topic=423&page=0

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 14-06-2007 05:51
Ранее, ещё в 2002 году читал у вас на сайте весьма интересный материал про Мангальсалские батареи и в частности про исследования реального местоположения форта «С» Бинужи (Binuzi, Bi'nuz'i). Если можно, повторите пожалуйста тему.
В действительности, в старом варианте сайта (2002-2004 год) были опубликованы некоторые выборки из материалов касательно исследовании береговых батарей Риги и что касается сути вашего вопроса то с удовольствием, хотя и несколько кратко отвечу на него по мере возможности (остальные вопросы и уточнения адресуйте мне на электронную почту – исследования ещё не закончены).

Итак, буду предельно лаконичен. Искомый Вами Бинужский форт достаточно чётко и ясно обозначен на немецкой аэрофотосъёмке датируемой 1915 годом. Ниже вы можете лицезреть оригинал немецкого снимка с пояснениями обозначений данных внизу. Как вы видите батарея «С» у немцев обозначена как « Fort Binuzi ».

Для наглядности, ниже вы можете видеть два совмещённых снимка. Немецкий штабной первоисточник и современную карту земельной службы. Легко заметить, что расположение форта должно было бы находится в районе рефрижераторных складов рижского «рыбного» порта.

Ещё в 1991 году я будучи рабочим порта (проходил практику на ПЭММ) предпринял безуспешную попытку разыскать остатки батарей "С" на его территорий. Если когда то и существовали какие то остатки арт. батареи, то они снесены при строительстве порта. Однако попытки поиска ответов за последующий десяток лет привели меня на однозначные свидетельства строителей работающих на восстановлении порта в 50-х годах, утверждающих что никаких бетонных развалин в районе рефрижераторного склада они никогда не видели.

А вот если мы посмотрим на немецкую карту береговых укреплений Риги 1917 года, то с удивлением обнаружим что мистическая батарея "С" "уехала" от первоначального местоположения в районе порта - метров на 300 на север аккурат к старому руслу Вецдаугавы и теперь находится между двух разлучин занимая кинжальную позицию на случай прорыва обороны в истоке Даугавы. В любом из рассмотренных случаев, дельта Вецдаугавы была засыпана при строительстве территорий порта и уже не может сохранять никаких следов былой военной мощи. Однако на этом "интересности" с батареей "С" только начинаются... - А была ли она вообще там, где её ищут ?

Обратите внимание на карту Латвийского генштаба от 1927 года, которые практический без всяких изменений были переизадны с аэрофотосъёмки 1906 года.

- Хочу заметить, нет и намёка на батарей. Хотелось бы предположить что мы говорим как раз о "бетонках" возведённых в предвоенном 1912 году (то есть судя по картам между 1906 и 1917), однако... на карте Латвийского генштаба нет и намёка на первые "Павловские" форты возведённые в 1871 году.

Известно, что после окончания возведения аванпорта в Милгрависе в 1871 году - возвели два дополнительных форта в Вецмилгрависе и Болдерае. Правобережное название форта "Павловской" постройки вошедшее в обиход скорее всего должно быть "Ринужи". Имеются многочисленные упоминания именно о Ринужской батарее, ровно как и о строительстве "батарей в Вецмилгрависе". Неправильное название Fort Binuzi (с буквой "Б" вместо "Р") скорее всего возник в результате ошибки (опечатки) немецких разведчиков.

В настоящее время направления исследований разделились: (по двум основным версиям)

# Первая это смутные предположения о том, что остатки батарей сохранились в районе территорий порта.

# Вторая, это то что батарея была построена в 1871 году и располагалась за зданием "зелёной школы" в Вецмилгрависе.

http://www.necton.lv/modules/newbb_plus/viewtopic.php?topic_id=69&forum=2

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 19-10-2007 06:31
В то же время довелось мне побывать в 30 километрах от этого места. В мангальском лесу. В те времена, когда Латвия была Курляндской губернией, царская военщина разместила здесь батарею береговой охраны. Простояла она как батарея до 50 годов советского века.

Насла она на себе колоссальные орудия, сделанные в Петрограде. Во времена первой мировой они так и не сработали в полную силу. Потом, во время WWII, мощнейшие орудия достались немцам. Которые, со временем, их поснимали и смонтировали на жд платформах. Вдоволь покатав их по мангальским лесам, и поняв, что Ригу с моря опять никто форсировать не собирается, они отправили их бомбить Ленинград. Вот такая историческая ирония: Питерские орудия обстреливали родной город. Там в ленинградском котле они и сгинули. Потом, на месте мангальской батареи разместили уже совецкий гарнизон. Он простоял здесь не долго, в конце 50-х орудия размонтировали. Надеюсь на всегда... Сейчас о них напоминают лишь гигантские бетонные круги.

http://mapm.livejournal.com/111471.html

Гость
Добавлено: 23-10-2007 18:59
форт Бинужи (Ринужи) находился на территории завода Кайя. Это доказывают старые карты:
полный список всех объектов Мангальсалы (работа целого года): http://www.travelzone.lv/Fort/Riga/Magnusholm/index.php




Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 11-03-2011 04:05
Поход ...на Мангальсалу. Вернее это не столько поход, сколько фото вылазка в казематы Магнусгольма. На фото форуме ребята упросили провести экскурсию по подземельям.
http://707.livejournal.com/218083.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 16-03-2011 03:04
Мангальсала. Всего по лесу больше 30 объектов. 15 из них интересны для осмотра не поисковикам-историкам. По причине усталости посетили 11. Несколько однотипных батарей и пистолетный склад исключил из плана.

Летом половину объектов скрывают заросли, и болота вокруг. Комары и полчища рыжих муравьёв охраняют подступы к историческим объектам. Поход зимне-весенний период предпочтительнее. Многие входы засыпаны снегом, спуск представляет собой ледяную горку. Внутри фантазийные миры. Талые воды проникают через разломы в 3 м бетоне и замерзают, приобретая причудливые формы. Верхние сосульки до 2 м длиной. Нужны внешние вспышки. Местами приходилось "проламывать" проход через лаз из сосулек. Они более хрупкие нежели уличные. Видимо виной всему состав воды, с солями, известью, и прочим грунтовым химсоставом.

Это один из самых ровных полов. В большинстве батарей 1912 г. постройки, обвалилась потолочная асфальтовая демпферная подушка. От этого "пол" стал свежевспаханным асфальтным полем. Даже в спортивной обуви местами идти сложно, спотыкаешься, куски асфальта шатаются, но при должной внимательности можно обойтись без травм. Высоко под потолком окна для подачи снарядов к орудиям батареи. В одном из бункеров находим лисичку. Мороз ее сохранил до весны в первозданном виде.

Помимо батарей 1912 г. постройки, бетонных, есть на острове более старые Павловские казематы. Этот был артиллерийским складом и находится в 10 м от батареи 1876 г. В этих кирпичных казематах больше света и сводчатые потолки. спользовались для хранения артиллерийских боеприпасов. Укрепления Т-образной формы чередуются с прямоугольными, между ними находятся батареи и караульные укрытия для одного человека.

Внутри пара залов со сводчатыми потолками, и круговой демпферный тоннель. В коридоре с рюкзаком невозможно повернуться не зацепив стену. Очень узко, ведь назначение коридора - поглощение ударной волны при близком взрыве. Это необходимо, что бы не сдетонировали снаряды внутри. Страдающим клаустрофобией внутрь лучше не соваться.

В старых казематах полы выложены кирпичом ёлочкой на манер паркета. Полы ровные, сделано на века. И на царские деньги. Это вход в самую длинную батарею 12 г. На ней были установлены орудия 125 мм. Внутри 200 м прямого коридора. Пол залит водой (пока это твердый лёд) Через недельку-другую каземат станет непроходимым. После войны и до 70-х батарея использовалась как ЗКП (Запасной командный пункт ПрибВО) Нормальной тропинки к этому входу нет. Сплошные заросли. Сейчас продираясь через голые кусты и замёрзшее болото к нему можно пробиться. Летом я бы не полез.

А это ещё одна сдвоенная батарея 1912 г. постройки. Фортификационный бетон. Железобетонная технология была изобретена позже. 256-ти миллиметровая батарея. Всего на Мангальсале было 4 орудия такого калибра. Остальные имели калибр 125 мм. Позднее на этой батарее была прожекторная установка. Ещё в 60-х годах леса не было и за казематами начинались дюны. Эта батарея освещала севший на мель бетонный корабль в ночь кораблекрушения. Прожекторной установкой командовал Виктор Железнов, муж маминой подруги.

А где же орудия? Существуют 2 версии. По одной, отлитые в Питере орудия были сняты при отступлении советских войск во время ВОВ, но корабль с ними был потоплен немецкой подлодкой. По др. версии, эти орудия сняли уже немцы и установили на корабль. В итоге пушки обстреливали осадный Ленинград, в котором они были изготовлены. Версия 3: орудия Путиловского завода были сняты и установлены в 38 г. на железнодорожные платформы. Так появился латвийский бронепоезд, передвижная батарея. Немцы захватили поезд в 41-м и отправили на север в Ленинградскую область. Дальше судьба его неизвестна, перемолотило в жерновах войны.

В центральном каземате. Безбатарейный склад боезапаса, о котором старожилы рассказывают, что там была оборудована тюрьма. И внутригарнизонная гауптвахта (сомневаюсь, каземат очень большой) и тюрьма первой республики (нет данных) и собственно тюрьма с 41 по 43 год. Сейчас двери и решётки срезаны. В советское время там и вправду были странные для склада двери внутри. Отправились в царские казематы поблизости. Казематы как термосы сохраняют температуру. Демпферный коридор изолирует каземат от земляного вала по тому же принципу.

http://707.livejournal.com/225269.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 29-04-2011 03:50
Что скрывает лес острова Магнусгольм
А в лесу там, кода-то размещались склады ПрибВО. Проще говоря был секретный объект. На картах обозначался как пионерский лагерь, а по сути это была территория обнесенная двумя рядами колючки, контрольно-следовая полоса между, вышки через метров 300 и нервные собачки на проволоке. О том что там полно казематов я уже писал ТУТ и частично ТУТ. На этот раз я решил побродить по дальней стороне "зоны" и попутно, кое-что пофоткал.
Проволока на столбах сохранилась мало где. Зато под ногами во мху ее навалом. Нужно быть осторожным, что бы не пропороть ногу или колесо. В этой части (стороне) базы были минно-торпедные склады. Артиллерийские находились ближе к морю, центральная мощёная дорога разделяла объект на две части. Я уже рассказывал, что после Калининградского военно инженерного училища тут служил Олег Газманов в качестве специалиста по минно-торпедному делу. Но это было давно и мастерские давно переоборудованы под нужды Вецмилгравского домоуправления. От вышек тоже ничего не осталось, кроме основания. 20-ти лет хватило для полного разграбления территории.
Кусты давно прорубались, и контрольно следовые полосы уже просто лес, мох и песок.
Когда-то при приближении к колючке слышался окрик часового с вышки, и лязгание затвора.
Через пару секунд появлялась псина звеня поводком по проволоке и поднимала "тревогу". Из-за этого собирание грибов сопровождалось звонким лаем.
Стоит сказать, что внутри периметра действовали очень строгие правила. Каждого склада свой часовой, пароль и допуск. Даже начальник охраны не имел возможности попасть внутрь склада без особого распоряжения. Внутрь ходили люди отвечающие за конкретный склад. Начальник караула проверял только сами посты. Рассказываю не как гипотезу а по словам отца. В ту пору он был тут начальником вохры.Когда то часовые набирались с гражданских и подчинялись только начальнику караула. А все во избежание злоупотреблений и невозможности влиять на охрану. Но так было в 60-х и точно в каком году произошла реформа я не берусь. Вот так сейчас выглядит одно из караульных помещений. Самое дальнее от части.
Внутри уже растут ёлочки, очень хитро спрятавшиеся за кирпичными стенами.
Сейчас нет листьев и только поэтому я туда попёрся. Летом там "кинза по пояс" полчища муравьёв и кусты кусты кусты. Зарастает все очень быстро.
Итак, склады. Обычно люди представляют себе ангар с крышей, но тут не все было скрыто под землёй в бункерах, кое что находилось под открытым небом. Отдельный склад был обнесен земляным валом, по окружности щедро натырканы громоотводы. Где то были платформы, где то просто на земле стояли ящики и тому подобное. В зависимости от назначения конкретного склада. Разумеется отдельная внутренняя колючка и часовой на входе.
Походу раньше громоотводов было больше чем сосен. Ситуация меняется. Лес отвоёвывает территорию.
А вот макушки всех громоотводом странным образом отсутствуют. Если это были металлисты, то не иначе как на машине с вышкой. Другого способа спилить антенну я не представляю.
Лес там не ровный, а как везде возле моря сопки, дюны, овраги. Вот между сопок и размещались внутренние периметры.
Один из десятков снял для наглядности с защитного вала.
Этот скорее всего не использовался уже давно, сосны внушительные, хотя возможно это часть маскировки, ведь сверху все выглядит обычным лесом. Допускаю что сосны росли между рядом мин и торпед.
Отвалы сгладились за годы, и уже не выглядят очень большими. Но по прежнему даже очень высокий человек на может видеть, что находится за валом. Их нынешняя высота в среднем до 2 метров, значит расчетная была не ниже 2.50 или трёх.
Ну вот как-то так. Типы периметров были разные. Размеры тоже. Местами ещё валяются корпуса торпед и не знаю как называющийся бандаж для перевозки. НЕ сфотографировал. Сам не знаю почему. Не собирался репортаж просто делать.
А это вид со стороны на этот же периметр.
Что-то похожее было в Цекуле. Но там было больше крытых ангаров.
Отсюда уходим вправо, под тень сосен. И натыкаемся на один из бункеров. Основная часть которых расположена на другой половине "зоны" Это стандартный Павлоский каземат постройки 1876 года. Кто-то начирикал год службы. Весь фасад в фамилиях и годах от начала прошлого века до 80-х годов.
Совсем рядом с ним более молодой бункер послевоенной постройки, утилитарного типа. Дорожки давно заросли и предположить что в сопках спрятаны большие помещения довольно трудно. Ко входам летом пробраться очень трудно.
Можно пройти в 20-ти метрах от входа и при этом не заметить его. А внутри полно весенней воды. Вообще периметры обнесены противопожарными оврагами. Все они вышли из берегов и местами лес стал болотом. Поэтому пришлось несколько раз искать другую дорогу.

http://707.livejournal.com/247804.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 12-05-2011 03:19
Еще в XVI веке о. Мангальсала (Магнусгольм) был одним из крупнейших на Даугаве. Теперь это п-ов Мангалю, соединяемый узким перешейком с Видземским побережьем и омываемый водами Рижского залива, нынешнего устья Даугавы и ее рукава Вецдаугавы.
Около 400 лет назад устья Даугавы и ее тогдашнего притока Лиелупе находились не там, где сейчас: устье Лиелупе – где теперь течет Булльупе, а устье Даугавы – правее нынешнего, река впадала в залив около теперешнего пос. Вецаки. На правом берегу распологался Цисторианский монастырь, или Старая Даугавгривская крепость.
Со временем устье Даугавы стало засоряться, мелеть. В 1567 г. река нашла другой выход в залив. Ее старое русло мелело все больше и в середине прошлого века о. Мангальсала окончательно стал полуостровом.
На западной оконечности острова находится мол, который предотвращает занос устья илом и песком. На самом берегу Даугавы, примерно в 150 м от мола, два больших валуна – так называемые Царские камни. Высеченные на них надписи гласят, что молы в XIX в. посещали и осматривали царь Александр II и цесаревич Николай. А на самом конце мола расположен Мангальсальский маяк. В сочетании с Даугавгривским он образует морские ворота Риги. На Царских камнях написано, что император «осмотреть изволил дамбу» (с). Поэтому уже полтора века мол принято назвать дамбой.
Сегодня мы отправимся в пешее путешествие к маяку, вдоль той самой дамбы и посмотрим на маяк в разное время года. Фотографии были сделаны не только в разные сезоны, но и в разные годы.
Начнём мы наше путешествие на бывшем военном пирсе гарнизона.
Когда-то на пирс выходили рельсы узкоколейной дороги, по которой на военные катера доставлялись торпеды и мины. Когда в 90-х годах советские войска вышли из Риги, и воинская часть перестала существовать, пирс оказался без присмотра и сгорел. Сам, или ему погли в этом, не известно до сих пор. Об истории ВЧ можно почитать кликнув под под публикацией метку Мангалсала
Так выглядел пирс в 88 году. А мы отправляемся в сторону маяка по берегу Даугавы, ещё раз взглянув на останки пирса.
Весна. На противоположной стороне реки виднеется Даугавгривский маяк. В паре километрах переди, морские ворота Риги.
Справа, у самого берега реки, находится старая бонно-сетевая станция. Напротив неё можно найти остатки стальных настилов уходящих в воду. По ним военные буксиры стягивали прочные заградительные сети, преграждая путь в Ригу предполагаемому противнику. Подобные меры были предусмотрены на случай угрозы прорыва в Ригу вражеских плавсредств. Идём дальше.
После бонно-сетевой станции идти приходтся по валунам. Я где-то слышал, что во времена строительства дамбы, иператором был издан указ, предписывающий брать в виде налога на въезд в Ригу гранитные валуны и яйца. Разумеется валуны должны были сдавать крестьяне, вьезжающие в город на телегах. Из них и собирали защитный мол. А раствор замешивали на яичном желтке. Цемент от этого становился многократно прочней и мог противостоять морской воде. Зимой дамба выглядит совершенно сказочно.
Проходим ещё 400 метров. Прямо по курсу у нас Царские камни.
Уже во времена независимой Латвии гранитные валуны были повреждены неизвестными. Как рассказали в комментариях к статье на газете, вокруг них жгли костры и поливали водой, что бы гранит треснул. Такое вот пакостничество со стороны националистов. Поэтому сейчас они одеты в бетонный корсет. До берега залива остаётся не больше 300 метров, и уже слышен прибой. Выходим на берег.
Вот так выглядит, отремонтированный в 98 году, мол перед закатом. В 80-х годах пройти к маяку было совершенно невозможно. Огромные промоины преграждали путь к маяку уже через 300 метров пути. Нужно было ждать либо декабрьских заморозков, когда уровень моря падал, либо раздевшись, по колено в воде перебираться летом. Рыбаки проходили в конец дамбы в болотных сапогах.
Вообще до 98 года маяк был другой. Сейчас он из бетонных колец, а до этого был стальной.
Вы вообще знаете, что старая белая чугунная верхушка маяка ныне установлена в парке Кронвальда возле управления порта? Да, это тот самый Мангальсальский старичок, отслуживший своё.

http://707.livejournal.com/258696.html


Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 30-01-2014 15:11
Батареи Мангальсалы http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=657
Царские камни на Мангальсала http://lvmz.lv/index.php/skulpturi/carskie-kamni
1 - рыбное хозяйство, 2 - Царские камни, 3 - памятник революционерам, погибшим в 1906 году, 4 - старица р. Даугавы

великий магистр
Группа: Модераторы
Сообщений: 1557
Добавлено: 10-09-2014 20:16
Худлит на тему:

1913 год. Бывший полицейский инспектор Александр Гроссмайстер волей случая становится агентом российской контрразведки под звучным именем Лабрюйер. Его задание — быть владельцем солидного фотографического заведения, которое на самом деле — база контрразведчиков. Не за горами война, и поблизости от Риги, на Магнусхольме, строятся новые укрепления. Австро-венгерская разведка «Эвиденцбюро» прислала своих людей, чтобы заполучить планы укрепрайона. Плетутся интриги, используются достижения технического прогресса, пускают в ход свои чары роковые соблазнительницы... Лабрюйер неопытен, недоволен начальством и товарищами, попадает в странные ситуации, но именно ему удается раскрыть шпионскую сеть и получить самый ценный приз…
«Батареи Магнусхольма» являются прямым продолжением романа «Аэроплан для победителя».

http://www.veche.ru/books/show/5312/

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 11-12-2014 03:10
Батареи Мангальсалы или заброшенные форты около Риги

В октябре я побывал в командировке в Латвии. Продолжу серию постов про эту замечательную страну.
Учитывая, что Рига большой портовый город исторически сложилось, что около нее должны быть укрепления. К сожалению, путеводители об этом молчали и мы обратились за помощью к гуглу. Он нам сказал, что береговая оборона Риги была построена на лучшем уровне. С появлением города начались работы по его защите с моря. В 1643 году шведы построили Дуагавгривскую крепость и Рижскую цитадель (постройки тех времен практически не сохранились).
С приходом русского правления началось активное укрепление побережья, а особенно полуострова Мангальсала. О нем мы сегодня и поговорим.
1. Справа на карте полуостров Мангальсала.
В имперский период на полуострове начали возводить первые сооружения, батареи, склады и форты. Почти все строения из красного кирпича – того времени. Они приняли серьезное участие в отражении британской атаки в 1855 году. Именно тогда батареи Мангальсалы отогнали Британскую эскадру от устья Даугавы.
Перед Первой Мировой войной батареи активно модифицировались, укрепления заливались бетоном, были установлены современные орудия, в том числе крупнокалиберные. Их остовы мы дальше увидим. Гарнизон Мангальсалы насчитывал 199 офицеров и около 2000 солдат. Поэтому немцы и не решились штурмовать Ригу с моря. В 1917, при отступлении имперских войск, часть батарей, казарм и складов были взорваны.

Между мировыми войнами Латвийская Республика укрепляла батареи Мангальсалы, был создан Даугавгривский укрепрайон, который должен был остановить возможный десант на Ригу. В основе этого укрепрайона лежали батареи Мангальсалы. Были также созданы несколько зенитных точек и прожекторные станции. Суммарно, к 1935 году Ригу с моря охраняли 20 пушек нескольких защитных систем. Крайняя линия обороны была в Риге, что несомненно делало невозможным захват города с моря.
3. Зона поражения форта.

Что касается, советского периода, то во время 2-ой мировой позиции принимали бои, но особо это не повлияло на укрепления.
А с 1946 года на Мангальсале было организовано Рижское артиллерийское училище береговой обороны. В это же время были перестроены некоторые батареи на учебные. С батарей велись учебные стрельбы. А с середины 60-х годов Мангальсала использовалась под нужды минно-торпедного склада ВМФ.
Давайте же немного прогуляемся по полуострову и посмотрим, что же осталось от форта.

4. Нашел неплохую схематичную картинку размещения батарей с некоторой информацией по ним.
5. Сначала мы увидели форты постройки начала 20 века.
8. Вдали видно часть бункеров. Один из сохранившихся, к сожалению, подойти к нему мы не смогли, так как там играли в страйкбол
9. Некоторые батареи, складские помещения было очень тяжело найти. Природа берет свое.

10. Погреба батареи. Вероятно сюда же прятались бойцы во время бомбежки. Кроме крепких перекрытий погреба защищает и неплохой слой земли.

14. Мангальсалу покидали достаточно спешно. По некоторым данным отсюда вывезли тысячи тонн снарядов и вооружения, поэтому в лесах до сих пор можно найти некоторые артефакты. Например, патронный ящик.
15. Дерево судя по всему выросло после постройки данной батареи.
19. Подходим к более сохранившейся линии батарей 1912-1914 годов постройки. Батареи состояли с 3 сдвоенных артблоков.

24. Вот строили на века же. Лестница в лучшем состоянии, чем в некоторых городах сейчас.
26. Ходить по полуострову нужно аккуратнее, кроме возможных артефактов можно наткнуться на колючую проволоку. Ее раскидано по лесам много!

28. В этом погребе сохранились двери.
29. Выход из погребов. Вероятно здесь же находились бытовые помещения.
30. На холме батарея 152мм. орудий.
31. Перед нами самая большая батарея на Мальгасале. Построенная в 1912 году, модернизированная в 1930-х и послевоенные годы. На батарее стояли 6 крупных орудий от 130 до 200 мм.

34. Батарея была взорвана.
35. Пулеметные амбразуры, судя по всему.
36. Посмотрите на ширину бетона и представьте какой силы был взрыв.
38. Остатки лафета орудий.
39. Вероятно амбразура для подачи снарядов.
40. Вход в бункер. К сожалению, мы не взяли с собой фонарик, поэтому внутрь не полезли.
43. Сначала подумалось, что тротиловые шашки, но подойдя ближе обнаружили, что это аккумуляторы.

http://gianluka.livejournal.com/25732.html

Страницы: 1  ответить новая тема
Раздел: 
средневековые замки / Рига замки и фортификация / Укрепления Болдераи и Мангальсалы

KXK.RU