|
[ На главную ] -- [ Список участников ] -- [ Правила форума ] -- [ Зарегистрироваться ] |
On-line: |
средневековые замки / история Ливонии и Балтийского региона / Народность ливы |
Страницы: 1 2 Next>> |
Автор | Сообщение |
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 04-12-2005 06:47 |
Ливы http://skola.ogreland.lv/istorija/slovo/lv033.htm Молодой ливский воин. Картина А. Блауманиса, 1889г. |
|
Jaanilinn вассал Группа: Участники Сообщений: 64 |
Добавлено: 18-12-2005 01:15 |
О Ливах. Жаль что это исчезающий народ. Ливский язык считается наиболее близким к эстонскому. Вот, по-моему интересный сайт: http://www.suri.ee/r/liivi/ Цитата: "Ливский язык наиболее близок эстонскому, но имеет множество балтских заимствований; однако и ливский язык оказал влияние на развитие латышского языка, как на уровне грамматики, так и лексики. Наибольшее воздействие ливский язык оказал на северокурземский – вентспилсский диалект латышского языка" Буду благодарен если кто-либо поделится информацией о конкретных случаях, т.е. словах в латышском языке ливского происхождения. |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 18-12-2005 06:41 |
Jaanilinn, приветствую Вас на нашем форуме! Спасибо за интересные ссылки, я потом некоторые из них добавлю в разные темы форума. Относительно Вашего очень интересного вопроса - в Интернете имеется материал на латышском языке, кроме того, могу полистать кое-какие книги. Судя по Вашему нику (псевдониму), Вы из Эстонии и соответственно латышского языка можете не знать. Поэтому я Вам кое-что перевела с латышского, и могу поискать материал по теме и дальше, и переводить его, если Вы поможете мне с переводами с эстонского на русский (не обязательно литературным, главное, чтобы было понятно, о чем речь). Критик Теодор Зейферт в своих литературных, исторических и критических обзорах дал первый очерк истории возникновения национальной поэзии в Латвии и уделил внимание происхождению слов. Перевод фрагмента: Диалекты. На латышском языке не говорят одинаково в разных местах. Различают 3 диалекта: тамское наречие, средний и верхнелатышский диалекты. На тамском наречии говорят на западе Латвии: в Курземе около Вентспилса, Дундаги, Талси, Кулдиге и в Видземе около Скулте, Лимбажи, Лиелсалаце. Считается, что тамское наречие берет начало под влиянием языка ливов. Кстати, в Вашей ссылке, уважаемый Jaanilinn, есть карта, показывающая как раз этот ареал распространения ливов в Курземе и Видземе: Заимствования слов из одного языка в другой свидетельствуют о взаимодействии культур этих народов. Латыши переняли от ливов в основном те слова, которые связаны с морем. Между тем известно, что сами латыши стали вызодить в море в более поздние времена. Гораздо больше латышских (балтских) слов, которые демонстрируют культурные приобретения, перешли в финские языки (ливов, эстонцев, финнов). Латышское «цельш» (литовское «kelias») встречается в финском слове «keli»; латышское «cirvis» (литовское «kirvis»), эстонское «kirves», ливское «kiras»; латышское «cimds», литовское «kindas», финское «kinnas». Из латышского языка «kokles» (литовское «kankles») образовало финское «kantele», из латышского «tilts» финское «silta», эстонское «sild», из латышского «siens» финское «seina», из латышского «pirts» финское «pirts». Эти и другие слова свидетельствуют, что латыши в древности развивали культуру, которая распространилась и на их соседей на севере. http://www.ailab.lv/Teksti/Senie/Zeiferts/1ievads/3val.html В целом из финно-угорских языков (главным образом ливского и эстонского) были получены многие сотни слов. Часть слов латышского языка получена из ливского языка. Из него получены вглавным образом слова, которые описывают море и явления, связанные с рыбной ловлей, кроме того и другие слова. liedags, allaz’, se’ne, joma, kaija, k,esele, k,i’sis, launags, maksa, murds, nu’ja, paisums, puika, puk,e, muiz’a, pulgot, k,epa, salaka, selga, ka’ls, si’ga, loms, te’rauds, vajadze’t, vimba, kukainis и др. http://www.liis.lv/latval/leksikologija/leksikolog/leks14.htm - к сожалению, данный тип форумов не поддерживает латышских знаков долготы и смягчения согласных, поэтому мне пришлось набрать их в таком виде, заменив оригинальные знаки апострофами и запятыми. Но в ссылке Вы увидите их в их оригинальном написании. Нужен ли перевод этих слов на русский, или же можете распознать их сходство со словами других языков? |
|
Jaanilinn вассал Группа: Участники Сообщений: 64 |
Добавлено: 18-12-2005 20:25 |
Уважаемая Рената, Спасибо большое за приветствие и за подробный ответ. Перевод с латышского не нужен (найду в интернете) но спасибо за предложение. Действительно nick указывает на мое частичное эстонское происхождение, но уже 6 лет я живу в Англии. С уважением |
|
Jaanilinn вассал Группа: Участники Сообщений: 64 |
Добавлено: 19-12-2005 20:21 |
- Простите, но всегда считалось что Ливы жили на территории Латвии чуть не с III тысячелетия до Р.Х. Еще в начале III в. н.э. они занимали более обширный ареал, чем в XII веке, как и эсты, а именно всю территорию Латгалии до северного берега реки Даугава (Вяйна). Ведь назание эстонцев на латышском языке переводится как "изгнанники", что показывает постепенное вытеснение финно-угров балтами на север. |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 20-12-2005 07:05 |
К сожалению, у меня за прошедшие сутки было не так много времени, чтобы полистать литературу, но кое-что для Вас, уважаемый Jaanilinn нашлось еще: В старинные времена название Смилтене [город в Латвии] было "Смилте-селе". Окончание "сел", "сал" - еще и теперь можно найти во многих топонимах, как "Адсел" - Гауйиена, "Лемзаль" - Лимбажи и т. д. В нем сходятся русское "село", эстонско-ливское "сал" и латышское "сала", означая все вместе "лагерь". Латыши, эстонцы и ливы тогда уже здесь смешивались вместе, а с русскими было сообщение через границу. Кажоку Давис в свое время писал о названиях смилтенских хуторов, доказывая, что Мацули получили свое название от эстонско-ливского "Матскюлл" - село Матиса; Венежи от "Ванес" - старый. Ka’rlis Kundzin,s’ “Latvijas novadi. II. Smiltene” 1925 |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 20-12-2005 07:09 |
|
|
Jaanilinn вассал Группа: Участники Сообщений: 64 |
Добавлено: 20-12-2005 18:52 |
Численность ливского народа на протяжении двух последних столетий изменялась следующим образом: 1835 - 2074 чел. 1860 - 3000 чел. начало XX в. - 2000 чел. 1925 - 1238 чел. 1939 - 2000 чел. 1948 - 500 - 600 чел. 1990 - около 35 чел., из них владеет ливским языком как родным 15 чел. 1999 - около 320 чел., из них в совершенстве владеет ливским языком как родным 8 чел., а 40 чел. с трудом могут изъясняться по-ливски. |
|
Valerij великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 3753 |
Добавлено: 20-12-2005 20:08 |
И каким образом в 1990 году 35 человек смогли к 1999 году дать 320 человек? |
|
Jaanilinn вассал Группа: Участники Сообщений: 64 |
Добавлено: 20-12-2005 20:47 |
Это данные по Латвии. А вот с численностью все просто - в советское время переписчики видимо записывали ливов - латышами и уже в недавнее время, в связи с ростом самосознания ливов в последней переписи они называли себя именно ливами. И потом, это же не моя личная оценка, а официальные данные: http://www.finugor.ru/info/narod/livy.html Как-то в интернете я набрел на данные по численности населения народов Прибалтики (разумется это оценочные данные) в начале XIII века. Эсты - 150.000 Ливы - 20.000 Латгалы - 40.000 Земгалы - 35.000 Курши -30-32.000 Селы - 18.000 Литовцы (все вместе - литва, аукшайты и жемайты) - 180.000 Эти цифры мне показались очень интересными - выходит, что плотность населения Латвии в XIII веке была ниже чем в Эстонии, что вряд ли, учитывая природные факторы: плодородие почв, лесистость, процент болот и т.д. Буду благодарен за любую дополнительную информацию по этому вопросу. |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 21-12-2005 00:15 |
На тему 13 века - не знаю, а вот демографическая статистика Латвии в первой трети 20 в. приводится в книге M. Skujeneeks “Latvija. Zeme un iedzivotaji”. Несколько страничек из книги можно посмотреть тут: http://www.castle.lv/hroniki/narodi.html Но там нет ливов, зато есть статистика по латышам, литовцам и эстонцам. Еще на тему ливских слов - название латвийского города Айнажи происходит от ливского слова «Айнаги» – «одинокий» согласно официальной версии. Замок Турайда построен во времена епископа Альберта, и свое название получил от близлежащего замка язычников (Тара - бог ливов и айда – сад = Сад Тары). J. Vaivods “Katol,u bazni'cas ve'sture Latvija'” Ri'gas Metropolijas ku'rija, 1994 (Юлиан, кардинал Вайводс "История католической церкви в Латвии - на латышском языке.) |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 21-12-2005 00:20 |
К вопросу о ливских территориях. Письменные источники упоминают 4 крупнейшие области, заселенные ливами, - Даугавская, Турайдская, Метсепольская и Идумейская, которые однако не были государственными образованиями. Важнейшим центром гауйских ливов была Турайда, а центром Идумеи - Страупе. Менее заселена Метсеполе. “Советская Латвия” (энциклопедия) Рига, Гл. ред. энц. 1985 Всю земли ливов хронист разделил на четыре части: поселения ливов на Даугаве (Duna – Liven), Турайда, Метсеполе и Идумею (Ydumea). Округ Турайда (Thoreida) охватывает территорию вдоль обоих берегов Гауи и на юге граничит с ливами Даугавы (в промежутке большие леса возле Ропажи), на утренней стороне – с латгалами (латышами) и на севере – с Метсеполе и Идумеей. В округе Турайда находится замок старейшины Каупо (Magnum castrum Cauponis) J. Vaivods “Katol,u bazni'cas ve'sture Latvija'” Ri'gas Metropolijas ku'rija, 1994 (Юлиан, кардинал Вайводс "История католической церкви в Латвии - на латышском языке. Перевод мой - Р.Р.) |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 28-12-2005 05:33 |
Еще одно ливское слово. Дурбе, самый маленький город Латвии. Название города происходит по одной из версий от ливского слова «турдаль», что означает «белуга». |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 02-01-2006 06:58 |
На мой взгляд, хорошая ссылка о ливском языке! 1. Варианты названий 2. Генеалогия и история 3. Географическое месторасположение 4. Общее число носителей языка 5. Современное состояние языка и его юридический статус 6. Образование 7. Средства массовой информации (СМИ) 8. Прочие сведения Randakeеl («прибрежный язык»), Livokeеl («язык ливов»), по-русски старое название «ливонский», нем. Livisch, англ. Livonian http://minlan.narod.ru/Livonian.html |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 03-01-2006 08:36 |
Древнейшее изображение лива в Латвии. Ливская капитель у северо-восточной апсиды Домского собора. На консоли северо-восточного фасада Домского собора виднеется трудно различимая маленькая скульптура, установленная здесь в начале 13 в. Это портрет человека с круглой сактой на груди. Его называют "Строитель Домского собора" и считается, что это изображение лива, одного из тех безвестных тружеников, которые своим трудом и потом возвели один из прекраснейших храмов Риги. Возможно, что здесь изображён некий конкретный мастер, отмеченный за свои заслуги столь своеобразным образом. Это древнейшее скульптурное изображение в нашем городе. Капитель — верхняя часть колонны, или пилястры. http://klio.ilad.lv/1_1_.php Нам неизвестны имена строителей Домского собора и монастыря. Может быть, одним из них был тот лив, чей каменный бюст по сей день виднеется на консоли северо-восточного фасада церкви. Эта скульптура, напоминающая, по замыслу ваятеля, об участии коренного населения Риги в строительстве Домского собора, многое повидала на своем веку. http://admin.end.lv/SAITY/LVRiga/W_DS.htm |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 04-01-2006 02:30 |
Из всех экспонатов мне более всего понравилось родословное древо финно-угорских народов: это самое настоящее древо, увешанное осколками цветного стекла с надписями - названиями народностей. Из этого древа следуют, как происходило расселение народов на северо-западной части Европы. http://lentchiks.narod.ru/lv_12.htm Семья финно-угорских языков http://www.muzejs.lv/foto_all.php?path=image/big&index=-lib05 Дерево индоевропейских языков http://www.muzejs.lv/foto_all.php?index=-kok01&path=image/big&img=fot http://www.liis.lv/webgramata/temas/info/sample3.html |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 05-01-2006 05:31 |
Ливы Северного Курземе. Ф. Крузе. 1839. http://www.muzejs.lv/foto_all.php?path=image/big&index=-lib03 |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 07-01-2006 07:32 |
Сужи — одно из немногих сохранившихся ливских названий Риги. Происходит оно, скорее всего, от ливского Sussi — волк. Ещё более древние следы предков находятся неподалёку, в Озолкални: Булдурское городище и гора Пулкстенькалниньш. http://www.gorodriga.info/places/right/jaunciems/ |
|
Jaanilinn вассал Группа: Участники Сообщений: 64 |
Добавлено: 09-01-2006 20:31 |
Уважаемая Рената, небольшое уточнение, sussi-это "волк" на одном из старых южно-эстонских диалектов. по ливски "волк" как раз- suzi (cузи или сужи). Современное же название волка в эстонском языке- hunt - явно немецкое заимстование. |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 25-01-2006 20:09 |
Спасибо, уважаемый Jaanilinn! Интересно, что по-английски "hunt" означает "охота". Возможно, первоначально смысл этого слова в европейских языках и происходил от волков, волчьей травли. Над этим стоит подумать. |
|
velo Гость |
Добавлено: 22-03-2006 00:25 |
еще о ливах, название латвийского города тукумс имеет ливское происхождение. ранше тукумс назывался "тукум" или тукума от ливского "туку маа" что означает "конец или край земли". и действительно тукумс был самой дальней территорией на которой жили ливыюдальше в глубь ливскпго населения не было. сравните названия сарремаа и туку мааю и другие названия в эстонии где имеется слова "маа" означающие земля. |
|
velo Гость |
Добавлено: 22-03-2006 00:32 |
меня интересует ливская топография и гидрография в латышских названиях городов, поселков, местностей, рек и озер.если есть у кого информация или ссылки такого рода напишите или дайте знать.жду ответа. | |
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 12-04-2006 06:21 |
3.Ливы. Проживали к югу от эстов. 2 пол. I тыс. н.э.-XIII в. Поселения: Городища (Кентекалнс), селища рядом с ними. Защищены валами, рвами, стенами. Жилища: наземные срубные дома (от 4*4 до 4.5*5), полуземлянки (10-28 кв. м.). Наземные дома отапливались печами-каменками или очагами. Хоз-во: земледелие (подсечное). Разводили: ячмень, пшеница, горох, бобы, рожь, овес. Скот-во: крупный и мелкий рогатый скот, лошадь, свинья. Охота. Ремесло: топоры втульчатые и узколезвийные, серпы со слабоизогнутым лезвием и прямым черенком, значительно прогнутые серпы с зубчатым лезвием. Горн, тигли, льячки и т.д. Знали все приемы обработки металла. Керамика: слабопроф. горшки с рельефным бортиком, усеченноконические сосуды. Могильники: грунтовые. Трупоположения в мог. ямах размерами 0.7-1*0.4-0.6 м. Ориентированы на сев-запад. Детские - на юго-восток. Есть и трупосожжения. Кремация на стороне. Остатки в гнездообразных ямах 30-50 см. глубиной. Иногда ориентация и глубина залегания аналогичны трупоположениям. Погреб. инвентарь: Мужские - вооружение и предметы быта. Женские - фибулы, цепедержатели, шейные гривны, ожерелья, перстни, застежки. http://forum.tssi.ru/forum/uploads/post-3-88025-_____________________________.doc |
|
Valerij великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 3753 |
Добавлено: 31-07-2006 17:36 |
Берег ливов и Слитере Довольно сурова природа северо-западного побережья Курземского полуострова. Таковы же и потомки ливов в старых рыбацких поселках, называющие себя "рандалистами" - приморскими жителями. Традиционный образ жизни не изменился - мужчины в море используют те же приемы прибрежного лова, что и их предки десяток поколений назад. От Овиши до Мелнсила протянулся создаваемый Национальный парк Северной Курземе "Livod Randa", созданный для сохранения и развития древней культурной среды ливских рыбацких поселков, нетронутые песчаные пляжи, сосны и уникальный заказник в Слитере, а также тысячелетний лес на склоне Зилиекалны (Синие горы). Кошрагс Застройка древнего ливского рыбацкого поселка претендует на внесение в список памятников мирового культурного наследия. Уникальный образец народного зодчества, причем рассматривать интересно как застройку поселка в целом, так и отдельные элементы, например, заборы ливов, выстроенные без единого гвоздя. Других таких в Латвии не найти. Неповторима ливская резьба по дереву. Праздники ливов Каждый год в первую субботу августа в "ливской столице" Мазирбе у Народного дома ливов, построенного в 1938 году при поддержке финнов, эстонцев и венгров, собирается почти весь народ ливов, насчитывающий всего несколько сотен человек, чтобы песнями и танцами отпраздновать свой традиционный праздник. В гости приезжают представители и других народов угро-финской группы. Языковеды полагают, что название посёлка Энгуре произошло из речи ливов и поэтому переводится как "zutis" (угорь), потому как в озере Энгурес было много угрей. В 19 веке Энгуре была известна своим мореходным училищем. В посёлке находится деревянная лютеранская церковь, которая была построена в 1804 году и перестроена пять раз. В хрониках церковь впервые упоминается в 1641 году. Алтарь, амвон и орган построены в 1853 году, а в 1922 году отреставрирована башня церкви. http://www.aroundlatvia.lv/index.php?lang=1&f=20 |
|
Valerij великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 3753 |
Добавлено: 11-08-2006 18:27 |
В этой теме оставлен только разговор о ливах, а остальные народности Прибалтики выделены в отдельную тему "Народы Прибалтики: курши, латгалы, земгалы, селы" здесь: http://offtop.ru/castles/view.php?only=&part=11&t=393945 | |
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 22-08-2006 02:30 |
1845 (6 августа по ст. ст.) По инициативе адмирала Федора Петровича ЛИТКЕ в Петербурге учреждено Русское географическое общество. Главную роль в его создании сыграли Академия наук и военно-морское ведомство. Среди учредителей были академики К. И. АРСЕНЬЕВ, К. М. БЭР, П. И. КЕППЕН, адмиралы Ф. П. ВРАНГЕЛЬ, И. Ф. КРУЗЕНШТЕРН, этнограф В. И. ДАЛЬ, автор описания казахских степей А. И. ЛЕВШИН и др. Общество имело 4 отделения: общей географии (первый руководитель - Врангель), географии России (академик В. Я. СТРУВЕ), этнографии (Бэр), статистики России (Кеппен). Литке был избран вице-председателем, а фактически свыше 20 лет возглавлял его. Первым секретарем был назначен А. В. ГОЛОВНИН, сын известного кругосветного мореплавателя В. М. ГОЛОВНИНА. Летом 1846 года была совершена первая научная поездка в Лифляндию и Курляндию для изучения остатков 2 народностей - ливов и кревингов, а еще через год организована первая крупная экспедиция для исследования границы между Европой и Азией на всем протяжении Cеверного Урала. http://users.livejournal.com/_m_u_/256848.html |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 12-09-2006 02:25 |
Некоторые из жителей занимали уникальное место в истории Цесиса и Ливонии - это т.н. цесисские ливы. Они были крестьянами за пределами города, но в городе владели несколькими земельными участками; цесисские ливы принадлежали к немецкому приходу церкви св. Иоанна, а прочие “ненемцы” - приходу церкви св. Катрины. У ливов в церкви св. Иоанна был свой колокол и т.д. Все попытки ликвидировать особое положение ливов оказывались безуспешными до конца XVIII в. | |
Jaanilinn вассал Группа: Участники Сообщений: 64 |
Добавлено: 13-09-2006 18:55 |
Развалины церкви в Икшкиле Расселение народностей Латвии в начале XIII века Современная область расселения ливов (Ливский берег) |
|
Jaanilinn вассал Группа: Участники Сообщений: 64 |
Добавлено: 13-09-2006 18:57 |
Численность ливов |
|
Jaanilinn вассал Группа: Участники Сообщений: 64 |
Добавлено: 13-09-2006 19:14 |
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 21-09-2006 02:33 |
Привожу отдельные фрагменты из ссылки ниже: С. И. Рыжакова ЛИВЫ: опыт возрождения почти исчезнувшего народа Ливы – один из древних народов Прибалтики, издревле обитающий на территории современной Латвии. Законом Латвийской Республики “О свободном развитии национальных и этнических групп Латвии и их правах на национально-культурную автономию” от I9 марта I99I г. они признаны как коренной народ Латвии. В настоящее время ливы крайне немногочисленны. В 2000 г. число людей, официально зарегистрированных по паспорту как “ливы”, было I75 человек. Сейчас они проживают в различных районах Латвии, в основном, в Риге и Вентспилсе, менее 50 человек более или менее постоянно живут в приморских поселках северной части провинции Курземе, в Колкской волости. В начале I990-х гг. на этой земле был сформирован историко-культурный заповедник, особо охраняемая территория “Берег ливов”, сочетающий функции местного самоуправления и культурного центра, призванного сохранять и развивать культурное наследие ливов в целом. Ливский язык был зафиксирован письменно довольно поздно – в середине ХIХ в., экспедициями академика А.Й. Шегрена (I840-50-е гг.), и Ф.И.Видемана (I880-е гг.). Отдельные ливские фразы встречаются и в гораздо более ранних письменных источниках. Ливы жили на территории двух провинций Латвии – Видземе и Курземе. Язык видземских ливов не сохранился до нашего времени. В основе современного ливского письменного языка лежат восточные говоры курземского диалекта. На них еще в первой половине ХХ в. говорили в девяти посёлках побережья Курземе – Мелнсилс, Колка, Вайде, Саунагс, Питрагс, Кошрагс, Мазирбе, Сикрагс и Яунциемс. Языковеды выделяют ещё средний диалект в посёлке Лиелирбе и западный – в Пизе (Микельторнис) и Лужне. Ливский язык наиболее близок эстонскому, но имеет множество балтских заимствований; однако и ливский язык оказал влияние на развитие латышского языка, как на уровне грамматики, так и лексики. Наибольшее воздействие ливский язык оказал на северокурземский – вентспилсский диалект латышского языка. Антропологически и археологически выделить ливов на фоне балтов подчас сложно. Главный, нередко единственный признак, по которому можно отличить древний балтский памятник от ливского, это ориентация погребения. Ливы хоронили покойных головой на север, восточные балты – на запад или восток (западные балты преимущественно сжигали покойных). ЛИВЫ ВИДЗЕМЕ На протяжении истории ливы, и, прежде всего, ливы Видземе (даугавские ливы – самая многочисленная группа в начале XIII в., а также ливы бассейна Гауи, областей Идумея и Метсеполе) постепенно сливались с окружающим их балтским населением. К концу XIX в. видземские ливы почти полностью растворились в окружающей их латышской среде. Собственно говоря, сведения об их исчезновении обнаруживаются уже с XVIII в. В I769 г. рижский пастор Эсенс писал о Видземе: “В настоящем понимании ливов больше нет, так как крестьяне, которые живут в тех областях, где раньше обитали ливы, так смешаны с латышами, что их скорее можно назвать латышами, нежели ливами”. Правда, А.В.Гупель в I774 г. писал, что около Салацы ещё жили ливы, говорившие на своём языке в домашнем обиходе, но не в школах, усадьбах или церквях. Он отмечает, что “из-за их языка и некоторых сохраняемых древних обычаев многие считают ливов колдунами”. До последней четверти XIX сохранялась немногочисленная группа видземских ливов в низовьях реки Салацы, в Светциемской и Вецсалацской волостях. Экспедиции А.И.Шегрена, работавшие в I846 и I852 гг., и Ф.И.Видемана I858 г. зафиксировали, что в Видземе в районе Салацы оставалось только 22 человека (в основном, пожилых), говоривших по-ливски. Эти экспедиции поспособствовали последовавшему ливскому национально-культу-рному возрождению. Проявившийся в се-редине XIX в. интерес к языковому и культурному положению ливов был началом многих этнокультурных процессов XX в. Не случайно время научной деятельности Шегрена и Видемана называют “первым ливским возрождением”. 27 марта I999 г. в Стайцеле открылся Салацский областной ливский культурный и информационный центр и музей “Пиваалинд”, изучающий и пропагандирующий ливское культурное наследие Северной Видземе. ЛИВЫ КУРЗЕМЕ Процесс слияния курземских ливов с латышами происходил гораздо медленнее. Хотя уже в I630-е гг. курземский суперинтендант П.Эйнхорн почти не замечал этнической неоднородности местного населения, тем не менее, ливы в Курземе были. Они довольно изолировано проживали в рыбацких посёлках на отрезке от Овижи до Жоцене, медленно сливаясь с латышами. В отличие от ливов Северной и Западной Видземе, они сохранили свой язык и обычаи до наших дней. Ливы Курземе поддерживали тесные контакты с эстонцами острова Сааремаа. В 50-е гг. XIX в. в северной Курземе проживало более двух тысяч ливов (согласно данным А.Шегрена – 2324, согласно ревизии I850 г. – возможно, более точные сведения – 2I80). XX век принёс значительные изменения в жизни ливов Курземе. Во время первой мировой войны им пришлось покинуть взморье: там долгое время размещались немецкие войска, затем проходили военные действия, посёлки были сильно разрушены. После войны многие ливы не вернулись в родные места. Большой подъем в ливской культурной жизни принесло образование 2 апреля I923 г. “Союза ливов” . Инициаторами и активными участниками этого Союза стали крупнейший собиратель и знаток ливского фольклора, эстонский учёный Оскар Лооритс, финский языковед Л.Кеттунен, а также сами ливы, которых в то время насчитывалось около 850 человек. Среди них были выдающиеся люди, о жизни и творчестве которых сейчас появляются публикации. Еще задолго до создания “Союза ливов”, в конце XIX в. появилась целая плеяда деятелей “первого ливского возрождения”. Прежде всего, это семья поэтов, переводчиков, замечательных знатоков ливской культуры: Янис Принцис (Старший) (I796-I868) – служивший церковным причетником в Пизе (Микельторнис), и два его сына – Янис Принцис (Младший) (I82I-I904) и Петерис Принцис (I83I-I889), это Ника Палманис (I823-I903) – школьный учитель в Колке и Кошраге. Первым руководителем “Союза” стал Карлис Сталте (I870-I947) – учитель, церковный причетник, органист, поэт и публицист. В I933-I939 гг. он был редактором ливской ежемесячной газеты “Ливли”. Другим выдающимся деятелем ливского движения был Петерис Дамбергс (I909-I987) – учитель, поэт, переводчик, редактор газеты “Ливли” в I93I-I933 гг. Он был одним из лучших знатоков и исследователей ливской культуры и языка, составил несколько хрестоматий и словарей по ливскому языку. Некоторые посёлки практически совсем исчезли. Но не исчезла удивительная природа: местный пейзаж образован обросшими дюнами – бывшими морскими волнами (гребень дюны называется kangars, низина – viga; очевидно, эти слова пришли в латышский язык из ливского). В сентябре I998 г. в Риге на Доме журналистов были вывешены сине-бело-зелёные ливские флаги, знакомые не каждому жителю Латвии. Человеку, посмотревшему окрест, воочию предстаёт как будто бы расстеленный на земле флаг ливов. Синий цвет – виднеющееся вдалеке море, белый – прибрежная полоса песчаных дюн, зелёный – простирающиеся за дюнами леса. ПОВЕРЬЯ Море. Множество поверий и обычаев связано у ливов – рыбаков с морем. Они касаются как обыденной повседневности людей, живущих на берегу, так и рыбной ловли. Перед выходом в море рыбаки совершали жертвоприношение около большого дерева, брали с собой в путь льняной мешочек с горстью земли. Провожая, им желали: “чтобы ты вернулся, как солнце возвращается”, ведь уход в море представлялся как путешествие в ночь или смерть. Особые традиции были связаны с морскими сундуками, в которых моряки хранили свои личные вещи, и в которых обязательно находились водка и деньги. Такие сундуки в море служили одновременно кроватями, на них спали. Нередко на их железных ручках выковывали священные знаки (например, знак солнца). Ирма Фридрихсоне рассказала о древнем ливском поверье, согласно которому в море запрещали купаться, пока вдоль побережья не появлялись жёлтые цветы. Это происходит обычно в конце мая – начале июня: белые, жёлтые и красные цветки сосны опадают, и ветер относит их в воду. Ливы говорят, что “сосна даёт морю здоровье”, укрепляет человеческий дух, поддерживает выносливость. В это время люди собирают цветы сосны, делают с ними ножные ванны. С морем связано и знаменитое ливское предание о синей корове. В древние времена вплоть до морского побережья простирались не сосны и песчаные дюны, а лиственные деревья и сочная трава. Предание гласит, что однажды, как раз в то время, когда морские девушки вели пастись синих морских коров, к морю вышла одна старушка. Когда морские девушки стали зазывать коров назад в море, то одна из них не пошла, осталась на берегу. Старушка привела её домой и поставила в хлев. Молока корова давала хоть и не очень много, но очень хорошего качества. Синими называли серо-синих по окрасу коров, которые известны и на Русском Севере, и в Мордовии. Ветер – одна из морских стихий, играющая в рыбацком промысле важную роль. В языке ливов имеются названия ветров, точно совпадающие с названиями стран света – основными и промежуточными. В древней ливской мифологии ветер был персонифицирован, его до определенной степени обожествляли. Ливы верили, что именно ветер способствует появлению рыбных стай, но он же является причиной морских бурь и гибели рыбаков. Таким образом, ветер в ливской культуре связан как с пищей, так и со смертью. http://www.iea.ras.ru/lib/neotl/07112002064658.htm |
|
Jaanilinn вассал Группа: Участники Сообщений: 64 |
Добавлено: 21-09-2006 18:14 |
Несколько фотографий традиционного промысла ливов (1900-1920-е) Фотографии взяты с сайта: haldjas.folklore.ee/Folklore/nr1/pics/lpix.htm |
|
Jaanilinn вассал Группа: Участники Сообщений: 64 |
Добавлено: 21-09-2006 18:27 |
Ливский берег Ливский народный хор 1934 г. Открытие ливского народного дома 1939 г. |
|
Jaanilinn вассал Группа: Участники Сообщений: 64 |
Добавлено: 21-09-2006 19:14 |
Несмотря на то, что ливы никогда не являлись численно большим народом, они имеют долгую и богатую историю. Уже пять тысяч лет тому назад их предки проживали на территории нынешней Латвии. Будучи одним из семи прибалтийских финских народов со своим языком, культурой и традициями, ливы прошли период наибольшего процветания с девятого по тринадцатое столетие, когда стала образовываться их государственность. Именем ливов несколько столетий тому назад было названо государство Ливония, занимающее значительную часть теперешней территории Латвии и Эстонии. Восемьсот лет назад столица Латвии Рига являлась ливским поселком. Ливы также были первыми, кто героически боролся против нашествия немецких рыцарей. Однако уже в течение последних несколько тысяч лет ливы в Латвии были не одни. Рядом с ними проживали численно намного большие племени балтов. Поэтому следует признать, что существованию ливского народа издавна угрожали не только войны, враги и чужестранцы, но и мирная ассимиляция. Уже в середине 19-го века ливский язык перестал звучать в Видземе. В 1881 году В другом краю Латвии - Курземе только 2374 человека владели ливским языком. Дольше всего ливы в совокупности прожили на северной части Курземе - узкой полосе длиной в 60 км вдоль побережья, где находилось 12 рыбацких поселков. Особенно разрушительными оказались обе мировые войны. В период между ними началось пробуждение ливского народа, расцвет ливской культуры. Ливская письменность латинскими буквами появилась уже раньше - в середине 19-го века, благодаря финским и эстонским лингвистам, которые в то время исследовали и изучали этот язык, составили словарь и грамматику. Первая книга на ливском языке «Евангелие от Матфея» была издана в Лондоне в 1863 году. В течение двадцатых - тридцатых годов двадцатого века были изданы шесть книг для чтения на ливском языке, ливско-немецкий словарь, собрания народных песен, духовных песен и нот. В 1931 году стал выходить ежемесячник «Livli» (Ливы). Сохранению ливского языка и развитию культуры способствовала общественная организация ливов «Livod It» (Союз ливов), созданная в 1923 году. У ливов не было своей школы, однако, они могли изучать язык в латышских школах ливских поселков на севере Курземского побережья. Построение нового, большого современного ливского Народного дома в маленьком рыбацком поселке Мазирбе в 1939 году являлось наибольшим достоянием этого маленького народа. Это было совершено с помощью родственных народов - финнов, эстонцев, венгров, а также латышей. Советская оккупация нанесла последний удар по устойчивости ливов. Деятельность Союза ливов была запрещена. Народный Дом национализирован, а главное — побережье, населенное ливами, было объявлено закрытой приграничной зоной, где разместились советские военные базы. Некоторые поселки исчезли вообще. Однако этническое самосознание ливов не исчезло, и в начале 70-х годов, чтобы спасти ливский язык и культуру, были созданы ансамбли ливских песен «Kandia» в городе Вентспилс и «Livlist» в Риге. Позже образовался ансамбль «Скандиниеки», который тоже вовлекся в эту работу. В 1989 году Союз ливов «Livod It» возобновил свою деятельность. Теперь при нем работают 4 региональных отделений, которые объединяют около 250 членов. Вместе с восстановлением государственной независимости Латвии началось новое пробуждение ливов. Члены Союза ливов имеют свое представительство в парламенте Латвии. Депутатом является Илмар Гейге. Раньше депутатом был Дайнис Сталтс, теперь он депутат Рижской городской Думы. Союз ливов проводит ежегодные «Ливские праздники», проходящие в первую субботу августа месяца в поселке Мазирбе; союзом проводятся также выставки ливских художников, отмечаются годовщины, поощряется изучение ливского языка. Союз ливов издал «Латышско-лив-ско-английский разговорник», учебник ливского языка, кассету ансамбля «Livlist» и компактный диск с ливскими песнями, записанными се- мьей Сталтов. О жизни ливов, их культуре и истории рассказывается в передаче «Вокруг ливского края», которая звучит по первой программе, Латвийского радио. По инициативе Союза ливов в этом году одна из красивейших площадей в самом центре Риги названа именем ливов. В начале 2000 года особым законом Латвийского парламента Союзу ливов была возвращена его недвижимая собственность - ливский Народный дом в Мазирбе. С 1992 года вновь издается ежемесячник «Livli», кроме того, регулярно выходит и "Ливский альманах". В 1994 году группа энтузиастов основала «Центр ливской культуры», который проводит выставки ливского искусства, расширяет международные связи с Эстонией и Северными странами. Центр издал сборник ливской поэзии и «Ливско-латышский словарь», а также создал лив-ский молодежный ансамбль песни «Vim». С целью решения многих важных для ливов проблем и вовлечения в эту работу государственные институты, в прошлом году согласно распоряжению Кабинета Министров была выработана долгосрочная государственная целевая программа «Ливы в Латвии». Это не только концептуальный план для решения главных вопросов, но содержит также программы конкретных действий. К сожалению, недостаточность средств значительно препятствует хорошо начатой работе. Хотя многие факты свидетельствуют о достижениях последнего про-буждения ливов, однако, процесс ассимиляции ливов продолжается. В ходе последней переписи населения в Латвии 171 человек признал себя ливом, а владеют ливским языком только 10 из них. Язык совершенно утерял возможности будничного применения. Однако многое зависит от мотивации, желания сохранить свою этническую идентичность и гордиться тем, что в каждом втором латыше течет финно-угорская кровь. |
|
Jaanilinn вассал Группа: Участники Сообщений: 64 |
Добавлено: 21-09-2006 19:42 |
Увидеть Рим и умереть Энергичный Теодорих добился того, что в Риме Каупо принял его святейшество Папа. Тот был милостив, прощаясь, подарил Каупо сто серебряных монет, а Теодориху - Библию для епископа Альберта. Каупо был потрясен. И отнюдь не свиданием с папой. Он увидел Вечный город, где количество жителей превышало численность всех ливов. Простые горожане были одеты наряднее, чем вожди в Ливонии, а дворцы и городские укрепления поражали воображение. Каупо навсегда осознал, что такое Европа. И не было отныне у епископа и ордена более верного союзника, чем он. Крестоносцы и Каупо стали подчинять Ливонию власти епископа. Альберт спокойно служил в церкви службу, когда меченосцы принесли ему отрезанную голову лидера борцов за независимость вождя Ако. А Каупо сам повел отряд крестоносцев на штурм своего собственного замка в Торейде, где укрепились повстанцы. Замок был взят, в Саду Богов потоком пролилась ливская кровь. И рижские, и сигулдские ливы стали верными союзниками епископа и ордена крестоносцев. Под знаменем Альберта они воевали против латгалов, куршей, эстов ради интеграции Балтии в Европу. Немцы имели хорошие доспехи, убить их было непросто. Ливы отважно гибли в сражениях. В одной из битв с эстами (чей язык очень похож на ливский) пал князь Каупо. Через века известный российский историк Лев Гумилев напишет : «В борьбе с немцами прибалты ограничивались обороной. Но оборонялись они до последнего. Помогло рыцарям то, что их поддерживало очень воинственное племя - ливы». Междоусобная война между сторонниками и противниками Каупо, поддержка агрессии крестоносцев дорого обошлась ливам. Их численность резко сократилась. Постепенно ливов стали ассимилировать. Причем не немцы (они не считали ливов равными себе), а балты. Последний король Еще в 1589 году в одной из книг о Ливонии говорилось, что в Риге употребляются немецкий, латышский и ливский языки. Но уже в 1631 году шведский исследователь Буренс (Лифляндия в то время принадлежала Швеции) констатировал, что ливский язык используется в Лифляндии только в деревнях. В 19-м веке российский этнограф Видеман отметил, что латыши не учат ливский. А вот ливы учились и латышскому, и немецкому. К тому времени в Сигулде уже не осталось ни одного лива, и называли эту территорию не Торейдой, а на немецкий манер Зегевольдом. Однако ливы еще сохранялись на севере Курземе. Причем их количество во времена царизма даже возрастало. Согласно ревизии 1850 года здесь насчитывалось 2180 ливов, а перед Первой мировой войной - более трех тысяч. Казалось, есть шанс на выживание... Увы, в 1929 году ливов оставалось лишь 1425. В 1923 году ливы обратились в Кабинет министров с просьбой создать национальный округ. Но правительство отказало. Улдрикис Капбергс с хутора «Бунтики» пошел на отчаянный шаг. Он объявил себя королем ливов Улдрикисом I. «Король» решил не признавать законов Латвии, запретил сыну служить в армии, отказывался платить налоги. «Его Величество» был надолго посажен в вентспилсскую тюрьму, где и умер. А ассимиляция ливов продолжалась. |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 23-09-2006 04:03 |
Jaanilinn, прошу прощения, но здесь принято указывать ссылки на источники информации. Ваша информация, похоже, основывается на этих ссылках: http://www.eduhmao.ru/portal/dt?last=false&provider=HMAOForPrintChannel&type=article&dbid=NAROD_ARTICLE_55247 http://www.pctvl.lv/?lang=ru&mode=parallels&submode=&page_id=2285 И приведу немного информации о ливах из этого источника: Проф. П.Зейле, 1989г. ЛАТЫШСКАЯ КУЛЬТУРА И КУЛЬТУРА В ЛАТВИИ В 20-30-Е ГОДЫ Во время экспансии немецких завоевателей и позже территории вдоль побережья Рижского залива и Балтийского моря в Курземе и Видземе, земли от Риги и почти до Айзкраукле вдоль Даугавы наряду с латышами населяли племена ливов. Под давлением немцев и латышских племен примерно в середине XIX века первыми ассимилировались и исчезли видземские ливы. И Курземские поселения ливов постепенно уменьшались и в начале XX века они остались на узкой полосе между Балтийским морем и болотистыми лесами. Ливы погибали или рассеивались по свету во время войн, особенно во время первой и второй мировых войн. Если перед первой мировой войной в рыбацких поселках Курземе и в других местах жило более 3000 ливов, то в 1929 году в 12 рыбацких поселках уже было только 1425 ливов (здесь же жило и 918 латышей). В 1930 году в этих поселках ливами себя называли только 960 человек. Стремителен был процесс ассимиляции. Этому способствовало еще и отсутствие территориальной автономии ливов и то, что не было представителей ливов в Сейме, которые могли бы защитить интересы маленького народа. Не было ливских школ, и даже из церквей, где раньше, хоть изредка, произносились проповеди на ливском языке, он полностью исчез. Буржуазную администрацию раздражали тенденции к сепаратизму отдельных представителей ливов. Например, Улдрикис Капбергс из "Бунтики" Микельциемса, объявивший себя вождем ливов Улдрикисом I, не признававший ни правительства, ни законов Латвии, умер в Вентспилсской тюрьме. Между прочим, его сын Петерис был убит во время войны фашистами за оказание помощи партизанам. Исследованиями культуры ливов занимались, в основном, эстонские и финские ученые. И все-таки в 20-30-е годы оставшиеся ливы пытались задержать процесс ассимиляции. В 1929г. в рыбацких поселках 125 детей обучались ливскому языку. Под руководством языковеда, фольклориста, литератора Петера Дамберга (его труды публиковались в Финляндии) с 1931 по 1940 г. выходил ежемесячный журнал "Ливлист" (всего был издан 71 номер). Создавались произведения художественной литературы на ливском языке. В 1939 году в Мазирбе при поддержке финнов, эстонцев и венгров был построен Дом культуры ливов. Ливы принимали участие в таллинском Празднике песни, что стало причиной разногласий между правительствами Эстонии и Латвии. В 1923 году в Мазирбе началась деятельность "Ливского союза" ("Ливод ит") - общества культуры. В 1933 и 1934 годах на ливском языке были изданы "Юрмалниеку календарс" и "Либиешу юрмалниеку календарс", иллюстрированные ливским художником Андрейсом Шулцем, который был учеником З.Пурвитиса во время своей учебы в Академии художеств. Но тем не менее эти отдельные мероприятия не могли остановить процесс исчезновения ливов с лица земли. И если в 20-30-х годах еще можно было говорить о культуре ливов, то в послевоенные годы она совершенно игнорировалась, что ускорило ассимиляцию этого народа, привело к полному забвению его культуры. В 1943 году в Курземе было 500-600 ливов, постепенно численность их упала до 400, до 100... Обследование, проведенное в 1987 году Латвийским Фондом культуры, констатировало, что в поселках побережья Курземе осталось всего 7 ливов, говорящих на родном языке. Сейчас в Латвии ливский язык знают около 40 человек. Некоторые представители латвийских ливов живут сейчас в Скандинавских государствах. Один из них - Эдгар Валгама - перевел на финский язык эпос А.Пумпура "Лачплесис", изданный в 1988 г. в Хельсинки. Нельзя возродить исчезнувший народ. Это подтверждают трагические события романа А.Бэла "Люди в лодках", рассказывающие об исчезновении сильного народа куршей. Единственное, что мы можем и обязаны делать - это продолжать основательные исследования взаимовлияния мифологии и фольклора ливов и латышей, завершить начатый П.Дамбергом труд по составлению. ливско-латышского словаря, издать антологию фольклора и профессиональной поэзии ливов (составитель и автор комментариев X.Скуя), поддерживать морально и материально ливские этнографические ансамбли ("Ливлист" в Риге и "Кандла" в Вентспилсе), создать монографический очерк о латвийских ливах и их культуре. Нельзя забывать, что ливскому языку почти 5000 лет, но его основы изучают только в Тартуском университете в объеме небольшого 40-часового курса. Мы до сих пор в неоплатном долгу перед ливским народом хотя бы потому, что в нас их кровь, что мы унаследовали элементы их культуры и языка. У нас и общая песня ливского происхождения "Вей, ветерок", и еще много родственного. http://www.tuad.nsk.ru/~history/Author/Engl/Z/Zeile/LatKult.html |
|
Jaanilinn вассал Группа: Участники Сообщений: 64 |
Добавлено: 25-09-2006 20:45 |
Прошу меня извинить за невнимательность. Впредь обязательно буду указывать ссылки. Внизу даны ливские названия поселков в Курземе. Источник информации: http://homepage.mac.com/uldis/livonia/intro.html |
|
Jaanilinn вассал Группа: Участники Сообщений: 64 |
Добавлено: 25-09-2006 21:04 |
На этой страничке можно скачать и послушать ливскую народную песню в исполнении Julgi Stalte. http://haldjas.folklore.ee/tagused/nr13/laul.htm Интересная статья "Defender of a Small Nation" о Julgi Stalte и пректе Tulli Lum (Горячий снег)- к сожалению, только по английски www.ce-review.org/00/27/jakobs27.html |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 01-10-2006 05:12 |
Однако, ещё до прихода в результате многочисленных захватнических войн немцев, шведов, поляков и русских места эти населяли не только племена Ливов... Еще в XIII столетии Ливы (в русских летописях упоминаются как либь, любь) составляли свыше 10 процентов населения тогдашней Ливонии. По документу о Рижском Патримониальном округе от 1226 года на той территории жили племена Ливов, которых новые немецкие правители обязали платить за использование городской земли, в то же время великодушно разрешив на ней оставаться. Ливы часто упоминались в хрониках и слыли колдунами, хорошими рыбаками и... пиратами – но об этом в другой статье. В Видземе более многочисленные Балты со временем «растворили» в себе Ливов и уже в 1769 году пастор Эсенс писал о Лифляндии: «В настоящем понимании ливов больше нет». В то время они сохранились только на побережье Курземе. Согласно данным ревизии (переписи) 1850 года на морском побережье проживало всего более двух тысяч Ливов. Однако вернёмся к району и целям нашей экспедиции. Анализ топонимических и гидрологических названий наглядно показал предпосылки к гипотезе о компактном проживании в этих местах не только Ливов но и... Балтов, которые вероятно своими поселениями укрепились на северо-западных рубежах Видземе, подойдя в плотную к истоку крупной торговой магистрали Даугавы (Вины, Двины; совр. Зап.Двины). Всё так или иначе указывает на существование не обнаруженных пока мест и следов обитания племён Балтов, так например топо-гидрологическое название Югла происходит от Ливского (jok, joig, jog) - что значит «река». И тут же неподалёку Балтский гидроним Югис – (Jug'is, Jugt) [гнетущее], «раб», «угнетающий», «угнетённый». Топоним Сужи снова Ливский – (sussi) что значит «Волк». Всё в перемешку... даже стоящие неподалёку знаменитые городища на Булдурской косе и «часовой горе» (pulksten,kalnin,s') чётко не идентифицируются. http://kosmopoisk.ru/news.php?extend.566 |
|
Jaanilinn вассал Группа: Участники Сообщений: 64 |
Добавлено: 18-10-2006 20:44 |
Этнические ливы в Латвии в 1995 источник: www.suri.ee/r/liivi/air.html |
|
Jaanilinn вассал Группа: Участники Сообщений: 64 |
Добавлено: 18-10-2006 20:51 |
Ливский язык и фольклор на CD |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 29-10-2006 06:25 |
Это морское побережье, «большая река» (Западная Двина), впадающая в море, чье название в средневековых европейских источниках указывается то как Duna, Dina, Dyna, то как Weina (у эстов) или Vena/Vina (у ливов), высокая плотность оседлого населения в Х в. и наличие в обращении большого количества монетного серебра, подтверждаемого кладами и материалом раскопок. Начнем с названия реки, известного в двух формах - Дина/Дюна и Вина/Вейна. Последнее название, употребляемое финноязычными народами, объясняется тем обстоятельством, что в финских языках невозможно сопряжение двух согласных в начале слова, почему зафиксированное сагами название реки «Вина» указывает, что оно было получено скандинавами от финноязычных информаторов, какими и были жившие здесь ливы. В этой новой историко-географической ситуации вместо обширной болотистой дельты Северной Двины, раскинувшейся на сотни квадратных километров, мы находим четко выраженное речное устье, окруженное дюнами, прибрежными лугами и лесом на первой морской террасе, которые находят полное соответствие в таких топонимах саг, как «устье Вины», «холмы Вины», «Винский лес» и пр. http://idrisi.narod.ru/osnova312.htm |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 10-01-2007 06:10 |
На карте Стайцеле возле эстрады – Либиешу музейс (музей ливов) http://c.foto.radikal.ru/0607/7143cacf266f.jpg | |
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 28-01-2007 08:16 |
Начнем с самого увлекательного - драгоценностей. В 1959 году в Риге была сделана одна из самых известных археологических находок. Это случилось, когда начали застраивать участок между улицами Вецпилсетас, Калею и Маза Пейтавас. Археологи, которые курировали объект, обнаружили здесь древнее поселение. Работы на площади Алберта затянулись на шесть лет. В их ходе было обнаружено свыше четырех тысяч предметов. Среди них ожерелья из стекла и янтаря, бронзовые сакты, витые браслеты, кольца, подвески. Найденные украшения характерны для ливов. Есть и несколько украшений, характерных для Западной Европы, что говорит о торговых связях обитателей поселения. По мнению археологов Э.Смилтниецы и А. Виюпа, большое количество стеклянных украшений наталкивает на мысль о связи с древнерусской культурой, кроме того, некоторые формы сакт, колец, подвесок почти полностью повторяют форму украшений, существовавших на Руси в XII-XIV веках. А это, по мнению ученых, может свидетельствовать о постоянном или эпизодическом проживании славянских племен на территории нынешней Риги - в селении ливов http://www.realty.lv/rus/news/print/?id=62602905102005100522 |
|
Valerij великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 3753 |
Добавлено: 28-01-2007 18:55 |
Информация общеизвестная, но пусть будет - для отчета. Основателем Риги считается немецкий епископ Альберт. Восемь столетий назад, у места впадения маленькой речушки Ридзини в полноводную Даугаву, располагались два поселения ливов. Эти угро-финские племена жили здесь с незапамятных времён. Альберт прибыл к ливам, учтя ошибки коллеги, которого ливы убили за пару лет до его визита. Коварный епископ рядился под доброго друга и простодушные местные жители в итоге прониклись к нему великим доверием. Выждав момент, Альберт, пригласив местных вождей на пирушку, захватил их хмельными. После этого он потребовал выделить ему участок земли под застройку и в 1201 году Альберт начал на выделенном участке строительство города. Так он и стал основателем Риги, а бедные ливы оказались начисто забыты. Название же новому немецкому поселению дала маленькая, исчезнувшая ныне речка Ридзене-Рига. Площадь Альберта Здесь начинается история Риги, как города. Именно тут, впадая в Даугаву, она образовывала широкое устье, которое называли «Рижским озером». Именно сюда пристали когда-то корабли епископа Альберта, положившего начало городу. Поселения ливов располагались в этих краях задолго до того, как появился город Рига. К сожалению, ныне мало что напоминает об этом когда-то многочисленном и славном народе. К числу таких немногих мест можно отнести Площадь ливов в Старом городе. Здешняя мостовая выложена причудливой брусчаткой в форме волн. Такую же волнообразную форму имеют здесь скамейки, и даже цветочные клумбы. Это несёт особый смысл. Дело в том, что все эти волны служат напоминанием о протекавшей здесь когда-то речке Ридзене. Вдоль её берегов в древности располагалась граница средневековой Риги. За порядком на площади приглядывает знаменитая «Саласпилсская голова». Считается, что это изображение древнего языческого божества. Оригинал данного образца древнего сакрального искусства, хранится в музее, а на площадь поместили его современного двойника. http://www.trworkshop.net/forum/download.php?id=191&sid=d1e713d2793add730cc21ca512c936f5 |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 20-02-2007 05:51 |
Возник вопрос по этой картине:
Давно надо было прокомментировать эту картину, поскольку лив, изображенный на ней - блондин, что вводит многих в заблуждение. А ведь ливы относятся к финно-угорскому племени и должны быть темноволосыми, если они не смешивались с другими племенами: Изначальные финские черты: скуластость, смуглый цвет лица, широкий нос и темные волосы встречаются у угро-финнов не так уже часто благодаря славянскому влиянию — преобладают светлоокрашенные типы. http://top.gendrevo.ru/?family=13933&name=31&sex=1 Отчего же на картине - блондин? Картина сделана в начале пробуждения латышской нации, до сколько-нибудь серьезных археологических исследований и больше отражает представления того времени, чем фактологический материал. |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 03-04-2007 03:46 |
Рассказывают, что на краю латвийской земли некогда жили ливские пираты. Огнями заманивали корабли на длинную мель, грабили и убивали. За что это место и названо Колка. "Колка" означает "Смерть" с ливского языка. Может, именно за подобные дела ливов на планете осталось всего около двадцати человек. У них до сих пор еще есть свой отдельный алфавит, язык и флаг, но все это исчезнет с последним из них. http://jurma.livejournal.com/160691.html Я слышала версию, что "колка", "куол-ка" на ливском языке означает: "умри тоже!" |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 27-04-2007 07:05 |
Территория Валкского района была заселена уже в глубокой древности, однако наиболее обширные сведения об этой местности получены в результате археологических находок, относящихся к началу нашей эры и более поздним периодам. Древние захоронения свидетельствуют о том, что во II - IV веках этот край был заселен главным образом племенами ливов. Перед нашествием немецких крестоносцев здесь жили латгалы и эсты А. Гоба “Валка” Рига, “Лиесма” 1979 |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 28-05-2007 03:45 |
Чаще всего в “Видземских документах поместий I” ливы упомянуты в областях низовья Гауи и Даугавы. У Доле в 1348 г., у Саласпилса в 1349, 1446 и 1457 гг., у Ропажи в 1380 г., у Сунтажи в 1388 году. Подле Сигулды ливы упомянуты уже в 1322 г.; в 1442 г. здесь имеется “гора Ливов” (Lieffse bergk, montem item Liffen) и в том же году ландмаршал Ордена продал ливам земельный участок, называемый Pipperpurwe и Mahlkaln, т.о. места с латышскими названиями в ливской области. Этот документ открывает, что в результате миграции или внутренней колонизации латыши в 15 в. уже проживали в Сигулдской области, и т.к. отдельные топонимы даны по-латышски, то это в свою очередь свидетельствует о том, что латыши в этой области проживали уже давно, т.к. топонимы не создаются за один день. В 15 в. преобладание ливских названий в документах Даугавской и Гауйской областей исчезает. Поскольку ливы еще кое-когда отдельно упоминаются, как, например, в 1442, 1447 и 1459 гг. у Сигулды, следует считать это механическим заимствованием терминологии 14 в. в документах 15 в. Другими словами: в 14 в. и первой половине 15 в. в результате внутренней миграции ливы в ливских областях низин Гауи и Даугавы ассимилировались. Означает ли это, что ливы полностью растворились среди латышей, трудно сказать: в “Рижской доходной книге II 1349-1406” еще упомянуты ливы у Саласпилса, Ропажи и Юглы, однако в III части книги (1437-1574) ливы больше нигде не отмечены. Также и археология здесь не может помочь историкам: сведения о ливских могильниках заканчиваются 13 веком. I. S'terns “Latvijas ve'sture 1290-1500” Latvija; “Daugava” 1997 |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 13-06-2007 06:30 |
Пещера Яунупе Врач и краевед Ото Гун (1764-1832) в своих записках повествуя о местных племенах Ливов свидетельствует, что около Яунупе – речки, соединяющей Салацу со Светупе, находится одна очень большая пещера, в которой ещё и теперь нередко находят остатки от “языческих ритуалов” – хлеб и части одежды. Свидетельствам можно доверять хотя бы потому, что подобные описания, относящиеся к 1822 г., мы встречаем и в отношении пещер (то есть их много?) на берегу Светупе, недалеко от Светциемса. Одна из пещер сохранилась и до наших дней - это Жертвенная пещера Куйкулю (Li'bies'u upurala; Libyan sacrifice-cave) Р.Дзирне при проведении любительских раскопок в 1932 году (по другим данным он охотился в тех местах и полез в лисью нору), у места предполагаемого городища, на правом берегу Дзердупе случайно обнаружил вход в пещеру с очень узким входом которая по традиции была названа по имени ближайшего к ней дома - Симтени . Пещера впечатляет, общая площадь пола превышает 110 м2, ширина зала до 7 метров и высота 1,9 метра. Главный зал, через узкий проход соединяется с другим залом, высота которого менее метра с общими размерами 8 х 3 метра, так же имеется большое количество осыпавшихся и не исследованных узких лазов. В пещере обнаружены остатки древнего кострища и расставленные в определённом порядке камни. Однако, сделанные в пещере находки не позволяют принять выводы о том, что в пещере была стоянка человека эпохи неолита. Но более всего, пещера уникальна тем, что на сводах её образовались достаточно большие сталактиты – что совершенно нетипично для песчаных пещер. Несмотря на то что мы обладали достаточно полной информацией о её местонахождении в нашем распоряжений не было практический никаких уточнений со времён последней экспедиции И.Краузе и Г.Эниньша в конце 90-х. Внимание! Опубликованные открыто в некоторых источниках географические координаты пещеры N57 15 58 / E25 10 39 не отвечают действительности. Следуя этим координатам, вы придёте в заросший овраг заваленный буреломом. Реальное местоположение пещеры - почти в километре юго-восточнее. Искать её нет смысла, она законсервирована. Пещерная стоянка древнего человека, нетронутые стены, сталактиты – прикосновение к которым навсегда остановит их дальнейший рост, всё это весьма вероятные причины принятия решения о консервации уникальной пещеры, однако... по другой версии вход в неё обвалился в 2000 году. Не смотря на то, что мы отыскали её предполагаемое местоположение – лукавый допрос с пристрастием обитателей хутора Симтени ясности не привнёс, те подозрительно молчали как партизаны наотрез отказываясь выдать её расположение. Напомню, что сам первооткрыватель пещеры Роберт Дзирне уже однажды консервировал её, после чего она была вскрыта только спустя три десятка лет, в 80-х годах прошлого столетия. http://www.necton.lv/modules/newbb_plus/viewtopic.php?topic_id=481&forum=18 |
Страницы: 1 2 Next>> |
средневековые замки / история Ливонии и Балтийского региона / Народность ливы |