Техногенное ALL

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:  

Раздел: 
Пробуждение / Тревожный раздел / Техногенное ALL

Страницы: 1 2 3 Next>> новая тема

Автор Сообщение

Добавлено: 08-07-2005 10:42
Техногенные катастрофы: история и будущее

Техногенные катастрофы появились сразу после того, как человек стал придумывать новые технологии. Подобные происшествия - неизбежная плата за технологический прогресс.

Словосочетание "технологическая (техногенная) катастрофа" нуждается в расшифровке, пишет Washington ProFile. Если термин "катастрофа" понятен, то с определением "технологическая" дело обстоит сложнее. Как известно, технологии - вовсе не обязательно способы производства автомобилей, электроэнергии или электронных приборов. Если суммировать наиболее общие определения этого понятия, в изобилии разбросанные по специальной литературе, то можно сказать, что технологии - это обусловленные состоянием знаний и социальной эффективностью способы достижения целей, поставленных и санкционированных обществом. В этом смысле технологии возникли одновременно с появлением человека, так что не случайно антропологи говорят о технологиях каменного или бронзового века. По сути дела, технология просто продолжает естественное стремление всего живого господствовать над средой обитания или, как минимум, сопротивляться ее давлению в борьбе за существование. Следовательно, технологические катастрофы могут случаться (и случались) не только в наше время, но и в очень далеком прошлом.

Технологической катастрофой принято называть катаклизм, вызванный аномалиями технологических систем. При этом имеются в виду не только их случайные либо неслучайные сбои, неисправности и поломки, но и непредвиденные и нежелательные последствий их штатного функционирования. Такое определение позволяет сразу же отсечь как разрушительные последствия военных действий, так и диверсии, террористические акты и другие несчастья, вызванные преднамеренным и злонамеренным вмешательством в работу этих систем.
Гибель "Титаника" - это техногенная катастрофа, главной, но отнюдь не единственной причиной которой скорее всего была некачественная клепка металлической обшивки корпуса корабля на верфях судостроительной компании Harland and Wolff. В то же время катастрофа 11 сентября 2001 года к числу технологических не относится, поскольку была вызвана действиями террористов-камикадзе.

Технологические катастрофы обычно противопоставляют природным, однако и это требует уточнения. Все бедствия в конечном счете являются следствиями тех или иных человеческих действий или отсутствия таковых. Катастрофа любого происхождения - это физическое событие в общественном контексте. Технологические (техногенные) катастрофы также в своей основе имеют социальные причины, поскольку технические системы конструируются, изготовляются и управляются людьми и обеспечивают достижение тех или иных социально значимых целей. Энергетические, ядерные, инфраструктурные, транспортные, экологические и космические аварии и катастрофы, в конечном счете, вызываются рассогласованием взаимодействия элементов сложных систем, в создании и функционировании которых задействованы как люди, так и те или иные элементы созданных ими технологий. В этом типе катастроф по мере развития техники все большую роль начинает играть человеческий фактор, который проявляется в инженерных просчетах, ошибках персонала, неэффективной помощи спасательных служб. Возрастание размеров и мощи технических систем повышает риск людских, материальных и экологических потерь - такова плата за технологический прогресс.

Само разграничение "природных" и "технологических" катастроф, как минимум, неоднозначно. Некоторые специалисты вообще отказывают ему в праве на существование, предпочитая говорить только о катастрофических последствиях природных, либо технологических катаклизмов. Согласно этой логике, катастрофа любого происхождения развивается, прежде всего, из-за "слабины", уязвимости, бездействия или даже полного отсутствия социальных структур, которые должны защищать людей от подобных бедствий. Тем не менее, терминологическое разделение природных бедствий и технологических катастроф достаточно общепринято. Оно зафиксировано и во многих международных документах, например, в Соглашении об организации деятельности Красного Креста и Красного Полумесяца, которое было подписано в Севилье в 1997 году.

В английском языке термин "техногенная катастрофа" практически отсутствует. Американские и английские авторы в таких случаях обычно говорят о "технологических катастрофах"\technological catastrophes и "технологических бедствиях"\technological disasters. Чаще всего эти термины используются на равных правах с такими выражениями, как "рукотворная катастрофа"\man-made catastrophe, human-made catastrophe и "рукотворное бедствие"\man-made disaster, human-made disaster. В этом же значении применяется и термин "антропогенная катастрофа"\anthropogenic catastrophe, хотя употребляется он довольно редко. В документации ООН техногенные катастрофы обычно разделяют на три основных типа: "индустриальные" (химическое заражение, взрывы, радиационное заражение, разрушения вызванные иными причинами), "транспортные" (аварии в воздухе, на море, железных дорогах и пр.) и "смешанные" (происходят на иных объектах).

Данные ООН показывают, что техногенные катастрофы - третьи среди всех видов стихийных бедствий по числу погибших. На первом месте гидрометеорологические катастрофы, например, наводнения и цунами, на втором - геологические (землетрясения, сходы селевых потоков, извержения вулканов и пр.).

Международный центр исследований эпидемии катастроф (CRED) на протяжении нескольких десятилетий составляет базу данных различных катастроф. Событие признается катастрофой, если оно отвечает хотя бы одному из четырех критериев: погибло 10 или более человек, 100 и более человек пострадало, местные власти объявили о введении чрезвычайного положения и\или пострадавшее государство обратилось за международной помощью. Статистика показывает, что число техногенных катастроф в мире резко увеличилось с конца 1970-х годов. Особенно участились транспортные катастрофы, прежде всего морские и речные. При этом, несмотря на то, что страны Европы и Северной Америки обладают значительно более плотной транспортной и промышленной инфраструктурой, чем иные континенты, наибольшее число жертв этих катастроф проживает в Африке и Азии. По данным CRED, уровень смертности в результате техногенных катастроф, произошедших за период с 1994 по 2003 год в индустриально развитых странах составляет 0.9 погибшего на 1 млн. жителей, для наименее развитых стран он выше более, чем в три раза - 3.1 смертельных случая на 1 млн.

Даже чисто природные катаклизмы, такие как наводнения, тайфуны, цунами, вулканические извержения, засухи и лесные пожары, приводят к тем или иным последствиям в зависимости от того, как общество к ним готовится и какие меры принимает после их наступления. Например, строительство зданий, не отвечающих стандартам сейсмоустойчивости в районе, где высока вероятность землетрясений, заведомо увеличивает число возможных жертв, а тем самым - и человеческие масштабы несчастья. В декабре 1988 года в Армении в результате землетрясения магнитудой в 6.9 баллов по шкале Рихтера погибло 25 тыс. человек, свыше 31 тыс. получили ранения и 514 тыс. остались без крова. Землетрясение на юго-востоке Ирана с эпицентром в районе города Бам, которое произошло 26 декабря 2003 года, унесло около 40 тыс. жизней и разрушило 85% городских зданий. С другой стороны, землетрясение силой 7.1 балла, которое 17 октября 1989 года поразило густонаселенные районы Северной Калифорнии, имело куда более скромные последствия: 62 убитых, 3 757 раненых, около 3 тыс. лишившихся жилищ.

По данным швейцарской страховой компании Swiss Re, в 1970-2004 годы ежегодные выплаты страховых компенсаций за вызванные техногенными катастрофами разрушения обычно не превышали $10 млрд. (в ценах 2004 года). Этот уровень был резко превышен только в 2001 году, когда эти выплаты достигли примерно $27 млрд. Столь значительный подскок объясняется тем, что Swiss Re относит к числу рукотворных катастроф и последствия террористических актов. В течение 2002-2004 годов выплаты по этой графе каждый год составляли около $5 млрд. Страховки за ущерб собственности от природных катаклизмов 2004 года составили $44 млрд., причем львиная доля этих выплат пошла на компенсацию потерь, вызванных декабрьским цунами в Индийском океане; следовательно, в целом страховые компании заплатили $49 млрд. Однако многие катастрофические разрушения не покрываются страховками, так что реальный ущерб значительно превысил эту сумму. Эксперты Swiss Re утверждают, что в 2004 году произошло 330 природных и рукотворных катастроф, суммарные потери от которых составили $123 млрд.

Барри Тернер и Ник Пиджен проанализировали причины возникновения техногенных катастроф последнего десятилетия и изложили свои выводы в книге "Рукотворное бедствие". Согласно их выводу, подобная катастрофа может произойти практически везде, и не существует "абсолютного оружия", способного предотвратить ее. Однако есть несколько факторов, которые позволяют отсрочить подобное происшествие и минимизировать его последствия. Прежде всего, это высокий образовательный уровень населения и его активная гражданская позиция. Чем ответственней и профессиональней жители той или иной страны подходят к своим рабочим обязанностям и чем лучше их контролирует общество, тем ниже вероятность техногенной катастрофы. Кроме того, огромную роль играет подготовленность частных компаний и государственных структур к действиям в экстремальных условиях.

Американский профессор физики Гарольд Льюис, автор масштабного исследования "Технологический риск", утверждает, что на протяжении человеческой истории внимание привлекали, прежде всего, катастрофы и "за кадром" оказывались гораздо более многочисленные и часто более опасные бедствия меньшего масштаба. Он пишет, что "страх и риск - это различные вещи". По его мнению, небольшие аварии происходят буквально ежесекундно, и часто лишь по счастливому стечению обстоятельств они не превращаются в катастрофы.

Известный британский астроном, сэр Мартин Риз, автор апокалиптической книги "Наш последний час", в частности, считает, что человечество само себе копает могилу, поскольку технический прогресс неотвратимо приводит к созданию новых технологических рисков, перед которыми общество рано или поздно может оказаться полностью беззащитным. Риз пишет: "Рано или поздно созданная нами техника уничтожит Вселенную и нас вместе с ней".
Американский исследователь Джон Лесли, автор не менее пессимистичной книги "Конец мира", проанализировал множество сценариев катастроф и пришел к выводу, что у человечества 30-процентные шансы быть полностью уничтоженным на протяжении следующих 500 лет. Прежде всего, из-за утраты контроля над технологиями, например, мир может исчезнуть в результате атомной войны, череды ядерных катастроф, появления неконтролируемых машин и механизмов, утраты контроля над искусственно произведенными ядовитыми химическими или биологическими субстанциями и пр.

Каждая техногенная катастрофа по-своему уникальна. Однако есть и общие причины, которые стоят за несчастьями этого рода. Американский исследователь Ли Дэвис, автор справочника "Рукотворные катастрофы", перечисляет их в таком порядке: Глупость, Небрежность и Корысть. По мнению Дэвиса, так называемый "человеческий фактор" техногенных катастроф практически целиком сводится именно к этим обстоятельствам.

Известны случаи, когда антропогенные катастрофы становились причиной гибели целых цивилизаций. История норвежской колонизации Гренландии - один из наиболее трагических примеров этого рода.
В 986 году на остров высадилось несколько сотен исландских викингов норвежского происхождения, которых привел Эрик Рыжий. Викинги основали на побережье две колонии - Восточное и Западное поселения (Эстербюгген и Вестербюгген). Первое из них располагалось на 61-й параллели на южной оконечности острова, а второе - пятьюстами километрами севернее. Норвежские общины в Гренландии продержались около 500 лет. В благополучном XIII столетии там было две с половиной сотни крестьянских дворов, а общая численность населения составила не менее 5 тыс. (тысяча человек - в Западном поселении, четыре - в Восточном). Однако в середине XIV века западная колония оказалась полностью заброшена, а где-то в первой половине XV века опустел и Эстербюгген. На официальном сайте министерства иностранных дел Норвегии можно прочесть, что причина этого вымирания пока еще не выяснена. Однако профессор Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе известный биолог, географ и эколог Джеред Мейсон Даймонд пришел к выводу, что общины викингов оказались жертвами всеохватывающего бедствия, вызванного катастрофическим разрушением их среды обитания.

Многие авторы считают, что норвежских поселенцев погубила исключительно скверная погода. В пользу этой гипотезы говорит тот установленный факт, что в течение 800-1300 годов климат на севере Атлантики был весьма мягким (поэтому это время сейчас называют Средневековым теплым периодом). После 1300 года в регионе началось длительное похолодание, Малый ледниковый период, который продолжался до начала XIX века. Викинги любили молочные продукты и держали коров, овец и коз, которым в плохие годы не всегда хватало корма. Конечно, они занимались и охотой, промышляя на северного оленя-карибу и морского зверя. Однако добыть тюленя, если фиорд покрывался ледяным щитом, становилось очень нелегким делом, а стада оленей в холодные годы несли потери от бескормицы. Таким образом, не приходится сомневаться, что неблагоприятные климатические перемены привели к урезанию продуктовой базы норвежцев. Тем не менее, похолодание наступило отнюдь не мгновенно, жестокие зимы чередовались с умеренными, поэтому поселенцы имели время на то, чтобы приспособиться к капризам природы. И если они этого не сделали, то почему?

Вот одна из причин, если и не важнейшая, то наиболее неожиданная. Гренландские викинги, в отличие от своих исландских и европейских собратьев, практически не прикасались к рыбе. Скорее всего, в этом повинно какое-то старое табу, наложенное во времена первопоселенцев, которые отравились несвежей рыбой, но факт остается фактом. Именно поэтому викинги лишили себя постоянно доступного богатейшего источника продовольствия, который смог бы выручить их в тяжкое время. Отказ от рыбной пищи - всего лишь одно из проявлений исключительной консервативности поселенцев, их вражды к нововведениям и верности патриархальным устоям. Общество гренландских викингов к тому же отличалось сильной ксенофобией. Пришельцы из Европы отказывались от любых контактов с эскимосами (они же инуиты), коренными обитателями Арктики, которые были искусными морскими охотниками, не боявшимися суровых холодов и бурных волн. Викинги могли бы многому у них научиться, но никогда к этому не стремились. Поселенцы всегда ощущали себя только и исключительно европейцами. Они ревностно строили и украшали церкви, самые знатные из них питали слабость к европейской роскоши, а для этого требовались немалые средства. У викингов было не так уж много товаров для экспорта - гагачий пух, моржовая кость и шкуры, бивень нарвала, плотное непромокаемое сукно, белые медведи (и живые, и чучела), а также знаменитые гренландские кречеты, ловчие птицы, которые стоили бешеных денег и в Европе, и на арабском Востоке. А закупали они в обмен на это золотые украшения, церковные колокола, бронзовые подсвечники, вина, шелка и прочие не самые нужные вещи. Еврогренландцы по необходимости ввозили также изделия из железа, строевой и корабельный лес и зерно, но в мизерных количествах. Гренландская элита не стала отказываться от своих разорительных привычек, несмотря на наступление Малого ледникового периода.

Тем не менее, профессор Даймонд утверждает, что основной причиной гибели норвежских колоний оказался экологический кризис техногенного происхождения. Прибыв на остров, викинги начали расчищать землю для пастбищ и вырубать леса. Им нужно было строить, освещать и обогревать жилища, для чего требовалось много древесины. Поселенцы выплавляли так называемое болотное железо (низкокачественное, но выбора у них не было) и потому нуждались в древесном угле. Северная растительность очень хрупкая, к тому же она весьма медленно восстанавливается, и вскоре березы и ивы начали сходить на "нет". Вслед за сокращением площади древесно-кустарникового покрова начали вырождаться и луга - скот выел и вытоптал траву. Плодородный слой почвы истончился и обнажил лежащий под ним песок, который смывало дождем и уносило ветром. Вероятно, поначалу поселенцы не обращали внимания на состояние пастбищ, полагая, что все само собой образуется. Такая уверенность покоилась на опыте их предков и поэтому выглядела вполне рациональной. На юге Норвегии, откуда викинги двинулись завоевывать мир, почвы глинистые, тяжелые, они не могут никуда деться даже после полного уничтожения растительности. Песчаные почвы Гренландии, напротив, почти беззащитны перед ветровой эрозией, однако викинги понять этого не смогли. Со временем почвенный слой вблизи поселений практически исчез, но их жители так ничего и сделали, чтобы предотвратить эти разрушения.

Возможно, все было бы не столь страшно, если бы викинги просто съели домашний скот и перешли на рыбную диету, но этот выход они сами для себя закрыли. К тому же местные богачи получали неплохой доход от вывоза шерсти и не хотели с этими деньгами расставаться. Поселенцы извели даже торф, который они использовали и как топливо, и как строительный материал. В конце концов они получили то, что и должны были получить - страшную эрозию почвы вкупе с дефицитом топлива и строительных материалов.

К тому времени, как общины викингов значительно ослабли, у них появился и внешний враг - инуиты. 800 лет назад эти племена проникли из Канады в северо-западную Гренландию и начали медленно перемещаться в южную часть острова. Примерно в 1300 году инуиты появились в районе Западного поселения, а еще через сотню лет подошли и к Восточному. Презиравшие эскимосов викинги называли их скрелингами (что-то среднее между негодяями и ничтожествами). Вполне естественно, что викингам пришлось обороняться от инуитов, однако к началу XIV века у них уже почти не осталось ни стальных мечей, ни металлических доспехов. Хотя документальных свидетельств на этот счет немного, не подлежит сомнению, что эскимосы убивали викингов и уводили в рабство их детей и жен.

А тем временем усиливалось и похолодание. В начале XV века льды перекрыли океанские пути и сделали невозможным морское сообщение с Норвегией, единственным торговым партнером Гренландии. Последний норвежский корабль посетил остров в 1406 году, а потом в течение 170 лет туда не ступала нога европейца. Когда капитан этого судна увидел гренландский берег, Вестербюгген был давно мертв, но более многочисленный Эстербюгген продолжал бороться за жизнь. Однако в начале 15 столетия ресурсы Восточного поселения совсем истощились. Жители болели и умирали, в живых не осталось ни одного священника, некому было утешить и ободрить людей и удержать их от неразумных действий. Профессор Даймонд полагает, что в одну из особенно жестоких зим изголодавшиеся крестьяне с мелких хуторов силой захватили самые богатые усадьбы Восточного поселения. К весне они уничтожили последний скот и все другие запасы, после чего один за другим вымерли от голода и холода.
Таким образом, гибель норвежских колоний в первую очередь была обусловлена как экологическим кризисом, вызванным опорой на совершенно не отвечающие природным условиям сельскохозяйственные технологии, так и неспособностью общества и его элиты вовремя заметить надвигающуюся угрозу и изменить свое поведение. Это была классическая рукотворная катастрофа. Она совершилась под воздействием всех трех ключевых причин подобных бедствий, отмеченных Ли Дэвисом - глупости, небрежности и корысти.
[URL=http://www.regions.ru/newsarticle/news/id/1849490.html]http://w

Добавлено: 08-07-2005 11:19
основной причиной гибели норвежских колоний оказался экологический кризис техногенного происхождения. Прибыв на остров, викинги начали расчищать землю для пастбищ и вырубать леса. Им нужно было строить, освещать и обогревать жилища, для чего требовалось много древесины.


Население

Частичные переписи населения начали осуществлять, по-видимому, еще 5-6 тысяч лет тому назад, однако относительно достоверными можно считать данные для 18 в и позже. Тем не менее, представляют интерес даже ориентировочные сведения о росте населения, полученные косвенными способами.

Год Млн.чел
-10000 1-10
-8000 5
-6500 7
-5000 12
-4000 7
-3000 14
-2000 27
-1000 50
-500 100
-400 162
-200 150
1 285
200 220
400 200
600 200
800 220
1000 300
1100 310
1200 405
1300 390
1400 360
1500 480
1600 560
1650 510
1700 600
1750 800
1800 900
1830 1 000
1850 1 260
1900 1 600
1910 1 750
1920 1 860
1930 2 070
1940 2 300
1950 2 400
1985 5 000
2000 6 000


Население было относительно стабильным до начала бронзового века (конец 4 тысячелетия до н. э). К концу этой эпохи, за 2000 лет, оно выросло в 3.5 раза, а за последующие 1000 лет, примерно соответствующие железному веку, увеличилось еще в 5.5 раза, после чего почти на 1000 лет наступил период стабилизации.

Дальнейшее удвоение население совпадает с успехами в строительстве больших парусных судов, развитием дальнего мореплавания, эпохой великих географических открытий и освоением заморских территорий (1500-1750 гг.). Исследователи, миссионеры, авантюристы, купцы и, естественно, военные прокладывали пути в новые страны.

Настоящий демографический взрыв был вызван Промышленной революцией: население увеличивалось не по линейному закону, а с ускорением. Максимальное значение ускорения приходится на наше время:

население Земли за последние 15 лет увеличилось на столько же, на сколько оно выросло боле чем за 4500 лет от сооружения пирамиды Хеопса до наполеоновских войн. Сейчас население ежегодно увеличивается на 90 млн. человек: это примерно 3 Канады или одна Мексика.

Этот процесс не может продолжаться непрерывно; коллапс неизбежен. Вопрос состоит только в одном: когда?

Реалисты отличаются от безоглядных оптимистов тем, что они не закрывают глаза на действительность: Земля конечна; ее ресурсы, необходимые для поддержания жизни, тоже конечны. Более того, человеческая деятельность успешно сокращает эти ресурсы и ухудшает воздух, воду и почву. Надо жить по средствам. Если это не будет осуществлено людьми, решение за них будет принято Природой, но не потому что у нее существует некая цель, а вследствие многих объективных законов, управляющих как косной природой, так и миром растений и живых существ.

Один из законов заключается в том, что в ограниченном пространстве "нагрузочная способность" среды ограничена. Это в равной степени актуально как в ботанике, так и в зоологии. Люди, при желании и наличии способностей к обучению на чужих ошибках, могли бы сделать подходящие выводы из двух примеров диалектического развития "рая".



Остров св. Матвея


В 1944 г. на необитаемом острове св. Матвея были оставлены 29 оленя. Мхи и лишайники, основная пища оленей, были превосходны. Толщина мха достигала 10 см. На острове не было ни хищников, ни охотников, и количество животных на протяжении последующих 19 лет увеличивалось со скоростью 32% в год, достигнув в 1963 г. численности 6000 голов. В течение последующих трех лет почти все животные вымерли, оставив жалкое стадо из 41 оленихи и одного оленя. В снежную зиму 1963-1964 гг. погода была не настолько тяжелой, чтобы не дать возможность добраться до корма. Причина была в другом: перевыпас, чрезмерное истощение пастбища.

Несущая способность территории определяется как максимальное количество животных, которые могут поддерживаться в течение года без нарушения окружающей среды. Для острова св. Матвея она составляет 5 оленей на 1 кв. км. Эта величина была достигнута уже в 1957 г. при численности стада 1350 голов. Во время пика популяции на 1 кв. км приходилось 18 особей. После этого поголовье некоторое время росло, а воспроизводимость корма уменьшалась. Деградация пастбища оказалась необратимой; произошло скачкообразное уменьшение популяции оленей. После краха на 1 кв. км. приходилось всего 0.126 животного, но для истощенного пастбища и это оказалось слишком много. Возобновление пастбища даже при полном отсутствии животных занимает десятилетия. При наличии остатков стада оно стало невозможным: несущая способность острова уменьшилась, по крайней мере, на 97.5%.



Остров Пасхи


Второй пример связан с загадками острова Пасхи, ставшими известными миру благодаря Туру Хейердалу и его путешествию на Кон-Тики. Остров Пасхи, занимающий 165 кв. км., - одно из наиболее уединенных мест обитания: он расположен в Тихом океане на расстоянии более 3700 км. от ближайшего континента (Южная Америка) и в 2600 км от ближайшего обитаемого острова (Питкейрн). Остров Пасхи был открыт в 1722 г. экспедицией Роггевена. Мягкий климат и вулканическое происхождение должны были бы сделать его райским уголком, вдали от проблем, одолевающих остальной мир, однако первым впечатлением Роггевена от вида острова было как от опустошенной местности, покрытой высохшей травой и выжженной растительностью. Не видно было ни деревца, ни кустиков.

Современные ботаники обнаружили на острове только 47 видов высших растений, характерных для этой местности; в основном это трава, осока и папоротники. В список входят также два вида карликовых деревьев и два вида кустарников. При такой растительности обитатели острова не имели никакого топлива для согревания в холодную, влажную и ветреную зиму. Из домашних животных были только куры; не было летучих мышей, птиц, змей или ящериц. Нашлись только насекомые. Всего на острове было около 2000 человек.

Совершенно необъяснимыми казались около 200 гигантских каменных изваяний, расположенные на массивных постаментах вдоль побережья острова с жалкой растительностью, вдали от каменоломен. Большинство статуй располагались на массивных изваяниях. Еще не менее 700 скульптур, в разной степени готовности, были оставлены в карьерах или на древних дорогах, связывающих карьеры с побережьем. Складывалось впечатление, что скульпторы внезапно оставили свои инструменты и прекратили работу. Большинство установленных скульптур было высечено в одном и том же карьере и затем каким-то образом доставлено на расстояние более 10 км; высота статуй была более 10 м., а вес - до 82 т. Оставленные в карьерах и на дороге статуе были вдвое выше и весили до 270 т. Гигантскими были и каменные платформы: до 150 м. в длину и 3 м. высотой, они состояли из кусков весом до 10 т.

Роггевен и его спутники не могли понять, как, не применяя толстых деревянных катков и прочных канатов, можно было передвигать и устанавливать подобные глыбы. У островитян не было ни колес, ни тяглового скота и никакого другого источника энергии, кроме собственных мускулов. Удивительно и то, что в 1770 г. статуи еще стояли, но в 1864 г. все они оказались опрокинутыми самими островитянами. Зачем они высекали их в карьере? Почему они прекратили это занятие? Общество, создававшее статуи, должно было существенно отличаться от тех 2000 человек, которых видел Роггевен. Оно должно было быть хорошо организовано. Что с ним произошло?

Более двух с половиной столетий тайна острова Пасхи оставалась нераскрытой.

И Тур Хейердал, и капитан Кук, посетивший остров значительно раньше, показали, что жители острова были выходцами Полинезии, а не Америки, и их культура, включая культуру статуй, выросла из полинезийской культуры. Их язык был полинезийским, относящимся к диалекту, изолированному примерно с 400 г. н. э., и характерному для Маркизских и Гавайских островов.

Несколько лет тому назад палеонтолог Дэвид Стэдмен и несколько других исследователей выполнили первое систематическое исследование острова Пасхи с тем, чтобы выяснить, каким был ранее его растительный и животный мир. В результате появились данные для новой, удивительной и поучительной, интерпретации истории его поселенцев.

Остров был заселен примерно в 400 г. н. э. Островитяне выращивали бананы, таро, сладкий картофель, сахарный тростник, тутовник. Кроме кур, на острове были также крысы, прибывшие с первыми переселенцами.

Период изготовления статуй относится к 1200-1500 гг. Количество жителей к тому времени составляло от 7 000 до 20 000 человек.

Археологи оценили, что одна статуя могла быть изготовлена с помощью каменных зубил в течение года. Для подъема и перемещения статуи достаточно несколько сотен человек, которые использовали канаты и катки из деревьев, имеющихся в то время в достаточном количестве.

Кропотливая работа археологов и палеонтологов показала, что примерно за 30 000 лет до прибытия людей и в первые годы их пребывания остров вовсе не был таким пустынным, как сейчас. Субтропический лес из деревьев и мелколесья возвышался над кустарниками, травами, папоротником и дерном. В лесу росли древесные маргаритки, деревца хаухау, из которых можно делать канаты, и торомиро, которое пригодно в качестве топлива. Имелись также разновидности пальм, которых сейчас нет на острове, но раньше их было так много, что подножие деревьев было плотно укрыто их пыльцой. Они родственны чилийской пальме, которая вырастает до 32 м и диаметром до 2 м. Высокие, без ветвей, стволы были идеальным материалом для катков и сооружения каноэ. Они также давали съедобные орехи и сок, из которого чилийцы делают сахар, сироп, мед и вино.

Относительно холодные прибрежные воды обеспечивали рыбную ловлю только в нескольких местах. Основной морской добычей были дельфины и тюлени. Для охоты на них выходили в открытое море и применяли гарпуны. До прихода людей остров был идеальным местом для птиц, т. к. у них не было здесь никаких врагов. Здесь устраивали гнездовья альбатросы, олуши, фрегаты, глупыши, попугаи и другие птицы - всего 25 видов. Это было, вероятно, богатейшее гнездовье во всем Тихом океане.

Примерно в 800-х годах началось разрушение лесов. Все чаще стали встречаться слои древесного угля от лесных пожаров, все меньше становилось древесной пыльцы и все больше появлялась пыльца от трав, приходивших на смену лесу. Не позже 1400 г. пальмы исчезли окончательно, причем не только в результате вырубки, но и из-за вездесущих крыс, которые не давали им возможности восстановиться: дюжина сохранившихся остатков орехов, сохранившихся в пещерах, имела следы изгрызенности крысами. Такие орехи не могли прорасти. Деревья хаухау не исчезли полностью, но их уже не хватало на изготовление канатов.

В 15-м веке исчезли не только пальмы, но и весь лес целиком. Он был уничтожен людьми, которые очищали участки для садов, вырубали деревья для постройки каноэ, для изготовления катков под изваяния, для отопления. Крысы поедали семена. Вполне вероятно, что птицы вымирали из-за загрязнения цветов и уменьшения урожая фруктов. Произошло то же, что происходит везде во всем мире, где уничтожают лес: исчезает большинство обитателей леса. На острове исчезли все виды местных птиц и зверей. Была выловлена и вся прибрежная рыба. В пищу пошли мелкие улитки. Из рациона людей к 15 в. исчезли дельфины: не на чем было выходить в море, да и гарпуны не из чего было делать. Дело дошло до каннибальства.

Райский уголок, открывшийся первым поселенцам, 1600 лет спустя стал практически безжизненным. Плодородные почвы, изобилие еды, множество строительных материалов, достаточное жизненное пространство, все возможности для безбедного существования оказались уничтоженными. Ко времени посещения острова Хейердалом на острове было единственное дерево торомиро; сейчас его уже нет.

А началось все с того, что через несколько столетий после прибытия на остров люди принялись, подобно их полинезийским предкам, устанавливать на платформы каменных идолов. Со временем статуи становились все большими; их головы начали украшать красные 10-тонные короны; раскручивалась спираль соревнования; соперничающие кланы пытались превзойти друг друга, демонстрируя здоровье и мощь подобно египтянам, строившим свои гигантские пирамиды. На острове, как в современной Америке, существовала сложная политическая система распределения имеющихся ресурсов и интегрирования экономики в различных областях.

Постоянно растущее население изводило леса быстрее, чем они могли восстанавливаться; все больше места занимали огороды; почва, лишенная леса, родники и ручьи высыхали; деревьев, которые тратились на транспортировку и подъем статуй, а также на строительство каноэ и жилищ, оказалось недостаточно даже на приготовление пищи. По мере уничтожения птиц и животных наступал голод. Уменьшалось плодородие пашен из-за ветровой и дождевой эрозии. Начались засухи. Интенсивное разведение курей и каннибализм не решили проблемы с продовольствием. Подготовленные к перемещению статуи с запавшими щеками и видимыми ребрами - свидетельство начавшегося голода.

При нехватке еды островитяне больше не могли содержать вождей, бюрократию и шаманов, которые осуществляли управление обществом. Выжившие островитяне рассказали первым посетившим их европейцам, как на смену централизованной системе пришел хаос, и воинственный класс победил наследственных вождей. На камнях появились изображения копий и кинжалов, изготовленных воюющими сторонами в 1600-е и 1700-е гг.; они и сейчас разбросаны по всему острову Пасхи. К 1700 г. население составляло от четверти до одной десятой своего прежнего количества. Люди переселились в пещеры, чтобы прятаться от своих врагов. Около 1770 г. противоборствующие кланы начали опрокидывать статуи друг у друга и сносить им головы. Последняя статуя была опрокинута и осквернена в 1864 г.

По мере того, как перед исследователями проявлялась картина упадка цивилизации острова Пасхи, они спрашивали себя: - Почему они не оглянулись, не осознали происходящего, не остановились, пока не было слишком поздно? О чем они думали, срубая последнюю пальму?

Вероятнее всего, катастрофа произошла не внезапно, а растянулась на несколько десятилетий. Изменения, происходящие в природе, для одного поколения были не заметны. Только старики, вспоминая годы своего детства, могли осознать происходящее и понять угрозу, которую несет уничтожение лесов, однако правящий класс и каменотесы, боясь потерять свои привилегии и работу, относились к предупреждениям точно так же, как и сегодняшние лесозаготовители на северо-западе США: "Работа важнее леса!".

Деревья постепенно становились меньше, тоньше и менее значимыми. Когда-то была срезана последняя плодоносящая пальма, а молодые побеги уничтожали вместе с остатками кустарников и подлеска. Никто не заметил гибели последней молодой пальмы.



Остров Мародеров

Значение истории острова Пасхи для всех нас сегодня ужасающе очевидно: это история Земли в миниатюре. Сегодня мы видим глобальное противостояние растущего населения и сокращающихся ресурсов. У нас нет преград для эмиграции, потому что все человеческое сообщество связано международным транспортом, и мы не можем оставить нашу Землю, как и жители острова Пасхи не могли отправиться в Океан. Если мы будем следовать нынешнему курсу, то истощим мировые запасы рыбы, тропических муссонных лесов, минерального топлива и большую часть почвы к тому времени, когда наши дети достигнут нашего возраста.

Уже сегодня голодают целые страны. Локальные конфликты - это войны за остатки ресурсов. Попытки корректировки курса блокируются узаконенными действиями частных интересов, на защиту которых выступают политики и лидеры бизнеса, а также их электорат, совершенно не замечающий изменений, происходящих с каждым годом. Взаимозависимость между возможностью дальнейшего существования и качеством среды обитания практически не признается и даже не осознается. Тем временем людей становится больше, а средств к существованию меньше.

Легче всего закрыть глаза на происходящее или предаться отчаянию.

Если несколько тысяч островитян с каменными орудиями труда и войны смогли разрушить свое общество, то чего можно ожидать от миллиардов людей, располагающих современной техникой и технологией?
текст

Добавлено: 09-07-2005 17:39
Население Земли растет ужасающими темпами.
9.07.2005 15:03 | NewsInfo
До 2050 года население земного шара увеличится с 6,5 миллиарда до 9,3 миллиарда человек. В сообщении Германского фонда мирового населения, опубликованном в субботу в Австрии, говорится, что население Земли ежегодно в среднем возрастает на 80 миллионов человек, что примерно соответствует всему населению ФРГ.

По прогнозам экспертов ГФМН, 95% прироста населения произойдет за счет развивающихся стран: на Африканском континенте число людей увеличится до 2050 года на один миллиард, в Азии - на 1,4 миллиарда и в Латинской Америке - на 246 миллионов.

Что касается промышленно развитых государств, то число населения в них пойдет на убыль, считают аналитики. Как подчеркивается в докладе, такого роста населения можно избежать только в том случае, если каждый человек получит доступ к просвещению и образованию, будет хорошо осведомлен об имеющихся средствах предохранения от беременности, сообщает РИА "Новости" .

Именно поэтому ГФНМ призывает мировое сообщество к резкому увеличению инвестиций в программы по планированию семей. По статистике, в Африке каждый мужчина имеет возможность получить в год только три презерватива, а средства для предотвращения беременности у женщин отсутствуют вообще.

Добавлено: 11-07-2005 14:54
В Японии произошла утечка жидкости из ядерного реактора

РИА "Новости". 13:26:55

В Японии в префектуре Эхиме произошла утечка охлаждающей жидкости из ядерного реактора. Как стало известно, в воскресенье ночью в системе охлаждения ядерного реактора образовалось отверстие диаметром около 0,5 мм, через которое в виде пара произошел выброс примерно 4 л воды.
По данным компании, управляющей ядерным реактором, радиационный фон в норме, реактор не заглушался.

Добавлено: 13-07-2005 07:04
От шаттла отваливаются детали, но запуск состоится
13.07.2005 6:57 | РБК
У космического корабля Discovery, до старта которого остается несколько часов, отвалилась часть обшивки иллюминатора и повредила защитное покрытие хвостовой части корабля. В Национальном управлении по аэронавтике и исследованию космического пространства США (NASA) сообщили, что планируют ликвидировать неполадки в ближайшее время, передает АР. Как отметила одна из руководителей программы запуска Discovery Стефания Стилсон, для ликвидации неисправности значительного времени не потребуется.

Через некоторое время сотрудники NASA заявили, что запуск Discovery произойдет по графику. По словам представителя управления Кайли Эрринг, проблемы, вызванные обрушением части пластиковой обшивки иллюминатора на хвостовую часть, удалось благополучно разрешить. На поврежденный участок хвостовой части космического корабля нанесено специальное покрытие. Старт корабля намечена на 15:51 по местному времени (23:51 мск).

Что показательно, авария первого шаттла Columbia в 2003г. также произошла из-за оторвавшегося куска обшивки, пробившего термоизоляцию на левом крыле летательного аппарата.

Несколько часов назад Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства США (NASA) подтвердило готовность запуска Discovery 13 июля с.г. По словам директора NASA Майкла Гриффина, запуск должен был быть произведен в соответствии с погодными условиями.

Напомним, полеты шаттлов были приостановлены после 1 февраля 2003г., когда при заходе на посадку потерпел аварию космический корабль Columbia. Все семь астронавтов, находившихся на его борту, погибли.

Отметим также, в конце июня появились сообщения, что конструкторы NASA якобы не исправили 3 из 15 погрешностей, которые представляли серьезную угрозу для жизни людей, находящихся на борту космического корабля. NASA рассчитывала возобновить полеты шаттлов еще в мае нынешнего года, однако из-за найденных проблем в конструкции корабля, пуск Discovery был отложен.

Космический "челнок" Discovery был установлен на пусковой площадке космодрома на мысе Канаверал 16 июня 2005г. В состав экипажа шаттла Discovery входят семь астронавтов: командир Эйлин Коллинз, пилот Джеймс Келли, бортинженер Стивен Робинсон, специалисты полета Соичи Ногучи, Эндрю Томас, Венди Лоуренс и Чарльз Камарда. "Челнок" должен был доставить их на орбиту МКС. В случае поломки Discovery, забирать их на Землю должен был другой шаттл - Atlantis.

Добавлено: 13-07-2005 07:15
В Пакистане столкнулись три поезда: 120 погибших
13.07.2005 7:05 | РБК
В Пакистане на юге страны столкнулись три пассажирских поезда. В результате с рельсов сошли, по меньшей мере, три вагона. Как сообщили представители железнодорожных властей, в инциденте могло пострадать большое число людей, однако на данный момент точной информации о жертвах нет, передает АР. Агентство Reuters сообщает о 120 погибших.

Авария произошла близ железнодорожной станции Гхотки, в провинции Синд.

В стоящий на городской станции пассажирский поезд Лахор-Кветта врезался поезд Лахор-Карачи. В результате несколько вагонов упали на соседние пути, и в них врезался третий состав - поезд Карачи-Равалпинди. Город Гхотки, где произошла авария, расположен в 600 км к северо-востоку от Карачи.

Большинство происшествий на пакистанских железных дорогах вызваны техническими проблемами, устаревшим оборудованием и ошибками технических работников. Так, 5 марта с.г. в провинции Пенджаб сошел с рельсов пассажирских поезд, в результате чего погибли 5 человек, еще 25 получили ранения. 20 сентября 2003г. в результате столкновения поезда и автобуса в центре страны погибли 27 человек, 6 получили различные ранения.

Добавлено: 13-07-2005 10:24
От шаттла отваливаются детали, но запуск состоится

Американским астронавтам звезду героя давать надо. Шатлл еще не взлетел а уже сыпатся начал.

Добавлено: 14-07-2005 05:32
чёто всё прям начинает рушится и рассыпаться...

Добавлено: 15-07-2005 09:21
РБК. 06:39:33
На электроподстанции Бермудских островов произошел мощный взрыв, за которым последовало отключение электроэнергии. По словам представителя электрокомпании BELCO, на месте взрыва в настоящее время бушует пожар, с которым борются около 60 пожарных. Решается вопрос об экстренном подключении части потребителей к резервным источникам питания. На Бермудских островах проживают 62 тыс. человек.

Добавлено: 15-07-2005 10:04
чёто всё прям начинает рушится и рассыпаться...

В западной части Нью-Йорка на Манхеттэне произошло частичное обрушение 37-этажного здания. По данным телекомпании CNN, ранения получили 6 человек, среди которых есть ребенок.

Эти данные подтверждают в пресс-службе полиции. Все раненые доставлены в больницу St. Luke’s-Roosevelt. Обрушение произошло около 9 утра, когда все спешили на работу (16:00 по Киеву).

Обрушившееся здание расположено на пересечении 100th Street и Broadway в Верхнем Вест-сайде. Оно было нежилое, известно, что оно предназначалось под снос. Здание начало непроизвольно разрушаться во время строительных работ. В момент инцидента все пострадавшие проходили рядом со зданием, передает «Newsru.com».

Прибывшие на место происшествия пожарные извлекли пострадавших из-под завалов. Все они отправлены в близлежащий госпиталь.

На месте происшествия прибыли по меньшей мере 30 пожарных команд, которые занимаются разбором завала. Одновременно десятки спасателей осматривают руины и прилегающую территорию в поисках других пострадавших.

В настоящий момент закрыта станция метро, находящаяся рядом с обрушившимся домом.

Добавлено: 15-07-2005 19:39
Население Земли растет ужасающими темпами.
9.07.2005 15:03 | NewsInfo
До 2050 года население земного шара увеличится с 6,5 миллиарда до 9,3 миллиарда человек. В сообщении Германского фонда мирового населения, опубликованном в субботу в Австрии, говорится, что население Земли ежегодно в среднем возрастает на 80 миллионов человек, что примерно соответствует всему населению ФРГ.

По прогнозам экспертов ГФМН, 95% прироста населения произойдет за счет развивающихся стран: на Африканском континенте число людей увеличится до 2050 года на один миллиард, в Азии - на 1,4 миллиарда и в Латинской Америке - на 246 миллионов.

Что касается промышленно развитых государств, то число населения в них пойдет на убыль, считают аналитики. Как подчеркивается в докладе, такого роста населения можно избежать только в том случае, если каждый человек получит доступ к просвещению и образованию, будет хорошо осведомлен об имеющихся средствах предохранения от беременности, сообщает РИА "Новости" .

Именно поэтому ГФНМ призывает мировое сообщество к резкому увеличению инвестиций в программы по планированию семей. По статистике, в Африке каждый мужчина имеет возможность получить в год только три презерватива, а средства для предотвращения беременности у женщин отсутствуют вообще.

А как-же тогда относиться к словам Исуса Христа (если не ошибаюсь): "Так Плодитесь-же и размножайтесь..." ? Ведь он-же плохого не насоветует?

Добавлено: 15-07-2005 20:15
В городе Московии каждую неделю в среднем делается 10 налётов на пункты обмена валюты. А это значит, что любую информацию о проишествиях надо умножать минимум на 10.

Добавлено: 15-07-2005 21:25
К слову о техногенных катастрофах. Рекомендую всем посмотреть ролик. Про нас с вами.

По заказу РИА "Новости" студия "Антимульт" выполнила проект по изготовлению флэш-мульта для показа на совещании членов "Большой восьмерки", проходившем в июле этого года.


Основная задача — доступно объяснить руководителям крупнейших индустриально развитых стран позицию России по вопросу глобального потепления. В ходе переговоров с РИА "Новости" был утвержден сценарий, в котором главные герои (напоминающие руководителей стран — участников "Большой Восьмерки") обсуждают будущее Homo Sapiens и влияние этого вида на экологию планеты.

К глубокому сожалению всех сотрудников "Антимульта", уже после того как мульт был принят заказчиком проекта, было объявлено, что мульт на встрече в Глениглс демонстрироваться не будет, сообщает AdMe.ru. Сам ролик можно загрузить здесь (файл .SWF)


From: http://www.internet.ru/index.php?itemid=11999

Добавлено: 26-07-2005 14:11
Япония всерьез озабочена проблемой смертности от контактов с асбестом
26.07.2005 13:43 | www.rian.ru

Правительство Японии всерьез озабочено проблемой смертности от контактов с асбестом.

По сообщению агентства Киодо цусин, во вторник генеральный секретарь кабинета министров Японии Хироюки Хосода объявил о создании межминистерской комиссии для изучения этой проблемы. В комиссию вошли главы семи министерств.

Один из членов комиссии - министр здравоохранения, труда и социального обеспечения Хидехиса Отсудзи сказал, что его ведомство намерено потребовать от асбестовых предприятий приостановить отгрузку продукции. Министр окружающей среды Юрико Коике, также входящая в комиссию, объявила на специальной пресс-конференции, что ее министерство собирается впервые за последнее десятилетие провести мониторинг содержания асбеста в воздухе на 200-300 предприятиях по всей стране.

Правительство Японии обратило внимание на проблему связанной с асбестом смертности после того, как было обнаружено, что болезни легких привели к смерти более 300 работников асбестовых предприятий и членов их семей.

Добавлено: 26-07-2005 15:26
Последствия аварии на НПЗ в Уфе ликвидированы

УФА, 26 июля. Последствия аварийной ситуации на ОАО «Ново-Уфимский НПЗ», где сегодня произошел мощный взрыв, практически ликвидированы. Как сообщили «Росбалту» в пресс-службе Управления ГО и ЧС при правительстве Башкирии, в настоящее время пожар на установке 27/7 по гидроочистке бензина-76 локализован. Спустя два часа после возгорания с пожара снята высшая — четвертая, а затем и третья степень сложности.

Сразу после взрыва технические службы завода в экстренном порядке перекрыли подачу топлива в установку, где произошел прорыв трубопровода. Сейчас производство в цехе приостановлено, однако остальные цеха НПЗ работают в штатном режиме, отметили в пресс-службе.

Человеческих жертв и пострадавших удалось избежать благодаря чистой случайности. Как сообщил «Росбалту» руководитель технического отдела НПЗ Игорь Ланин, обычно в цехе работают несколько человек. По его словам, видимого ущерба аварийная ситуация нефтезаводу не нанесла: разрушения в зоне взрыва минимальны.

Напомним, что взрыв на Ново-Уфимском НПЗ произошел около 11:20 мск. Очевидцы рассказывают, что слышали два хлопка, после которых территорию установки охватило мощное пламя. По информации прокуратуры Башкирии, в течение трех дней возникнет определенность в вопросе, есть ли основания для возбуждения уголовного дела. Основной версией причины взрыва в прокуратуре назвали технологический сбой в работе оборудования.

ОАО «Ново-Уфимский НПЗ» (ОАО «Новойл») — один из трех нефтеперерабатывающих заводов, расположенных в Уфе. Построен в 1951 году. Установка, где произошел взрыв, — в 1970-е годы. С февраля 200 года по март 2003 года контрольный пакет акций предприятия (93,9%) находился в управлении государственного холдинга ОАО «Башнефтехим». В марте 2003 года передан под контроль частного холдинга ООО «Башкирский капитал», подконтрольного сыну президента Башкирии Уралу Рахимову. Минимущества республики контролирует 0,19% акций НПЗ, Уставный капитал предприятия составляет 873,482 млн. рублей. В 2004 году объем нефтепереработки на ОАО «Новойл» превысил 5,8 тыс. тонн. Основными потребителями услуг стали ООО «ЭкспоТехТрейд» (23% от общего объема реализованной продукции), ООО «АТЭК» (12%), ООО «БашНафта» и ООО «СеленаНефтехим» (по 9%).

Основными давальцами для ОАО «Новойл» являются ООО «АТЭК» (17%), ООО «ЭкспоТехТрейд"(16%), ООО «БашНафта» (14%). Структуру сырья составляют на 60% — нефть, добытая в Западной Сибири, на 33% — высокосернистая башкирская нефть, 7% — газовый конденсат.

Добавлено: 27-07-2005 12:41
Американское аэрокосмическое агентство NASA подтвердило, что от шаттла Discovery при взлете накануне отделился кусок обшивки. Похожий инцидент привел к катастрофе "челнока" Columbia. Тогда погибли 7 астронавтов, а полеты шаттлов были прерваны. Если после экспертизы Discovery запретят посадку, то в космосе стартует самая масштабная спасательная операция по вывозу с МКС семерых астронавтов, оказавшихся без средств передвижения.

В среду выяснилось, что отделение обшивки было не единственным инцидентом при старте Discovery. Вскоре после взлета шаттл столкнулся с птицей. Фото опубликованы на официальном сайте NASA. Пока неясно, было бы отделение части обшивки связано с этим инцидентом.
Discovery стартовал штатно и через девять минут вышел на расчетную орбиту. Однако уже через несколько минут после в интернете появились сообщения, что, согласно предварительному анализу видеосъемки с камеры на основном топливном баке, было зафиксировано отделение от него большого фрагмента. Повредил или нет этот обломок обшивку челнока, пока не ясно. Точный ответ на этот вопрос специалисты NASA должны дать после детального покадрового анализа полученной во время старта видеосъемки. Он займет до пяти дней.

Однако уже утром в среду координатор NASA по связям с общественностью Сергей Пузанов сообщил, что внешняя поверхность Discovery не повреждена отколовшимся куском. "Согласно последним данным, отколовшийся от внешнего бака неизвестный кусок, к счастью, не задел внешней поверхности корабля", - сказал он "Интерфаксу". Космонавты попытаются обнаружить место, откуда откололся неизвестный кусок. Но "сказать что-либо относительно результатов осмотра можно будет только вечером".

ИТАР-ТАСС уточняет, что от Discovery отслоилась теплозащитная плитка поперечником примерно в 4 см. Плитка была сорвана с точки в районе дверцы, закрывающей отсек носового шасси шаттла. При возвращении на землю эта часть корпуса шаттла подвергается наибольшему разогреву. Пока размеры ущерба и причина отрыва плитки не ясны.

При взлете "челнока", на второй минуте полета телекамера, установленная на его внешнем топливном баке, зафиксировала несколько отделившихся в полете обломков. Относительно большой обломок был зарегистрирован через 2 секунды после отстрела правого твердотопливного ускорителя шаттла. Еще один обломок, но меньших размеров, появился в кадре спустя несколько секунд.

Cогласно инструкции, экипаж шаттла после пристыковки к Международной космической станции (МКС) должен будет произвести осмотр обшивки корабля - для этого два члена экипажа выйдут в открытый космос.

Если у специалистов NASA или у астронавтов будут сомнения в безопасности спуска Discovery, от его дальнейшего использования придется отказаться. В этом случае на орбите будет развернута грандиозная операция по эвакуации экипажа шаттла с МКС, указывает "Коммерсант".

Газета предполагает, как будет проходить эта операция. Через три-четыре недели на МКС должен стартовать челнок Atlantis с экипажем из двух человек. К этому времени от станции должен быть отстыкован Discovery. Поскольку в беспилотном режиме управлять его полетом невозможно, ни пристыковать корабль обратно, ни посадить на Землю его будет нельзя, и челнок, по сути, превратится в космический мусор. Atlantis должен причалить к МКС и забрать пятерых из семи членов экипажа Discovery - максимальная вместимость челнока составляет семь человек.

Еще двух членов экипажа Discovery теоретически можно было бы эвакуировать на специально направленном к МКС корабле "Союз ТМА", который пилотировал бы командир, а два кресла были бы свободными. Однако спуск на российском корабле без специальных кресел-ложементов, индивидуально изготавливаемых для каждого из членов экипажа "Союза", невозможен. А ни для одного члена экипажа Discovery такие кресла не изготавливались. Сделать ложементы для американцев сейчас будет крайне трудно: мерки с одетых в российские скафандры астронавтов никто не снимал. Поэтому, наиболее вероятно, возвращение оставшихся двух членов экипажа Discovery с МКС на Землю будет осуществлять еще один "челнок".

Оставлять на долгое время четырех постояльцев на МКС небезопасно: в качестве корабля-спасателя к станции сейчас пристыкован "Союз ТМА-6", рассчитанный всего на трех человек.


Первая проверка: брюхо шаттла сфотографируют с МКС


Экипажу МКС предстоит внести свою лепту в обеспечение контроля безопасности полета первого после моратория шаттла. "Для этого будут использованы две американские цифровые камеры" с объективами 400 и 800-мм, доставленные 2 марта на орбиту российским "Прогрессом", - сказали ИТАР-ТАСС в группе NASA в Королеве. "Управляемый командиром Эйлин Коллинз Discovery должен выполнить "кувырок" носом вперед и пролететь "кверху брюхом" на расстоянии около 180 метров под МКС. Планируется, что в это время экипаж МКС через два нижних иллюминатора российского служебного модуля "Звезда" сделает снимки теплозащитной обшивки шаттла", - рассказал собеседник агентства.

Крикалев и Филлипс за 90 секунд должны успеть сделать снимки шаттла от носа до хвоста. Они уже провели несколько специальных тренировок, в ходе которых отработали все детали предстоящей операции.
Спустя две минуты после старта шаттла Discovery видеокамера, установленная на топливном баке корабля, зафиксировала отделение от него какого-то большого фрагмента.

"Большой кусок отделился от дополнительного топливного бака несколько секунд спустя после отделения твердотопливного ускорителя, то есть через две минуты после старта Discovery", - утверждает сайт Space Flight Now, специализирующийся на космической тематике.

Из записи трансляции, отмечается на сайте, не понятно, ударил ли этот кусок по корпусу шаттла или нет, однако специалисты считают, что столкновение этого объекта с шаттлом не было.

Руководство NASA проинформирует экипаж шаттла Discovery о состоянии внешней поверхности корабля через пять суток, когда проанализирует видео- и фотоинформацию, полученную при запуске "челнока" во вторник.

"На пятый день мы сообщим экипажу о состоянии внешней поверхности корабля. Мы сообщим им, были ли обнаружены какие-либо неполадки при старте", - сообщила руководитель полета шаттла в российском ЦУПе Джинжит Керррик во вторник журналистам после успешного запуска Discovery.

Она напомнила, что при старте шаттла "были задействованы все возможности наземных служб - и оптика, и фото, и видео - все это будет проанализировано и изучено".

Добавлено: 29-07-2005 12:51
28.07.05 19:02 Лiга Online

МЧС восстанавливает функции техногенной инспекции

"В настоящее время мы возрождаем техногенную инспекцию. В последние годы она была почти уничтожена. Ей предоставили функции только пожарной безопасности, однако она должна быть главной в стране", - сказал Министр Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы Давид Жвания во время поездки в Запорожскую область.

По словам Министра, в ней будут работать оперативные силы взаимодействия, а один из его заместителей станет заместителем Министра - главным инспектором техногенной безопасности. Его имя Д.Жвания пообещал сообщить в ближайшее время.

Как сообщили ЛІГАБізнесІнформ в пресс-службе Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы, также глава МЧС рассказал о реформировании Министерства. "Мы начали с возобновления всей логической структурной цепи предупреждения о безопасности жизнедеятельности. А это предусматривает профилактику, предостережение и контроль. Наблюдательные функции в нашем Министерстве будет выполнять недавно переданный МЧС Государственный комитет по охране труда. Отныне он имеет название Государственный Департамент МЧС промышленной безопасности, охраны безопасности и горного контроля. Он будет тесно сотрудничать с нашей техногенной инспекцией", - отметил Д.Жвания.
http://www.liga.net/news/154431.html

Добавлено: 03-08-2005 10:28
Электромародерство

Воровство электропроводов в России принимает угрожающие объемы. Энергетики борются с этим злом, и им даже удается снижать количество краж, но без изменения законов энергокомпании так и будут нести многомиллионные убытки.


Каждый год в энергосистемах воруют огромное количество провода, кабеля, шин, трансформаторов, генераторов, других материалов и оборудования из меди и алюминия. По статистике, только в 1999 году у предприятий РАО «ЕЭС России» было украдено оборудования весом более 11 тыс. тонн, десятки тысяч километров проводов и кабеля. По фактам хищений правоохранительные органы возбудили 12 тыс. уголовных дел. По данным начальника департамента экономической безопасности и режима РАО «ЕЭС России» Александра Фадеева, за последние 2,5 года в России с ЛЭП похищено 28 тыс. км проводов. Общая сумма причиненного ущерба от хищений материалов и изделий из цветных и черных металлов с энергообектов РАО превысила 1,5 млрд рублей.

Кражи проводов — одно из наиболее опасных для энергетики явлений. Никто не может заранее предвидеть, на какой теплотрассе, станции или ЛЭП очередной злоумышленник что-то спилит, срежет или открутит. «Аукается» это довольно болезненно — нарушается работа предприятий, возникают аварийные ситуации, населенные пункты остаются без тепла и света, не говоря уже о катастрофическом ущербе для энергетического хозяйства. Масштабы и размах этого явления делают хищения поистине общенациональной проблемой.

Как заявил на июльском совещании в полпредстве Президента в СЗФО генеральный директор ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания (МРСК) Северо-Запада» Вениамин Пинхасик, «проблема, от которой мы все уходим — это хищение проводов и другого электротехнического оборудования с объектов энергетики». «Это катастрофа сегодня. Мы это оцениваем как диверсию, — говорит Пинхасик. — К примеру, сняли провода, питающие больницу — и там погиб человек. Энерговоровство приняло уже промышленные масштабы. Приезжают хорошо оснащенные бригады и снимают провода километрами. Крадут с линий электропередачи на десятки миллионов рублей. Опоры кладут — подпилили, сложили, увезли. Совсем недавно в пункте приема металлолома сотрудники службы безопасности энергокомпании обнаружили две распиленные опоры с линии 110 кВ, и это не исключение из правил, а чаще уже практика».

Закон не препятствует

В России несовершенное законодательство позволяет многое творить практически безнаказанно. Не составляют исключения и преступления, связанные с кражами на энерогообъектах. По словам заместителя начальника УВД Псковской области Владимира Андреева, «кражи на энергообъектах — это те же кражи, только объект посягательства несколько иной». Наказание предусмотрено в УК РФ по статье 158, часть 1 или 2 в зависимости от квалификации. Чаще всего энерговоры получают условные сроки. Если в результате кражи энергообъекты приостанавливают свою работу, уголовная ответственность может быть ужесточена.

В милиции не скрывают, что если наказание за кражи и даются, то они, как правило, небольшие. Как пояснил главный специалист службы экономической безопасности «МРСК Северо-Запада» Иван Путикин, «проблема в том, что за кражи на энергообъектах судят чаще всего по ст. УК 158, т.е. за кражи. И чаще всего, учитывая незначительный материальный ущерб, энерговоры отделываются испугом, т.е. им вменяется возмещение ущерба, а лишение свободы применяется, как правило, к рецидивистам. Уголовный же кодекс предусматривает ответственность за подобные правонарушения и по ст. 215, прим. «Прекращение или ограничение подачи электроэнергии, либо отключение от других источников жизнеообеспечения». Здесь наказание более строгое — от штрафа 200-500 МРОТ до лишения свободы сроком до 5 лет. Но в судах эта статья применяется очень редко».

«Преступники успели хорошо сориентироваться в нашем законодательстве — они безбоязненно воруют, а мы льем воду на мельницу: одних привлекаем, а другие выходят и снова воруют», — считает начальник УВД Псковской области генерал-майор Сергей Матвеев.

Выход, по мнению милиционеров, только один: серьезно ужесточить уголовное законодательство за этот вид преступлений.

Аналогичной точки зрения придерживается гендиректор «МРСК Северо-Запада» Вениамин Пинхасик. При этом он предлагает наказывать не только воров, но и скупщиков краденого. «Необходимо инициирование и принятие законодательных актов по ограничению приема электротехнического и цветного металлолома. Пора отказаться от «страусиной» политики, как будто ничего не происходит», — говорит Пинхасик. Другими словами, без жесткого регламентирования сбора цветных металлов борьба с хищениями проводов бессмысленна.

«Несовершенство законодательства — одна из основных проблем, сокращающих эффективность борьбы с хищениями энергооборудования. Дело в том, что фактически все преступники получают очередное «строгое предупреждение», — говорят в «Мосэнерго». — Что касается возмещения материального ущерба, то эта мера практически никогда не применяется судом». По данным «Мосэнерго», в 2004 году по фактам хищений органами правопорядка было возбуждено 34 уголовных дела. В среднем по России после рассмотрения в судах только в 20% случаев преступники привлекаются к уголовной ответственности. «Эффективно бороться с воровством электропроводов невозможно, если не ужесточить наказание преступников», — убеждены в «Мосэнерго».

«Пока не будет создан четкий механизм государственного контроля за всеми, кто заинтересован в подобных хищениях прямо или косвенно, энергетики не смогут переломить ситуацию в корне. Совершенно очевидно, что в этой сфере необходимы законодательные меры, которые лежат на поверхности, и слово — за Государственной думой», — уверены в РАО «ЕЭС России».

Не только наказывать

Есть еще один способ, который позволяет если не решить проблему краж, то хотя бы сократить их. Для этого требуется при реконструкции существующих сетей или строительстве новых использовать самонесущие изолированные провода (СИП). «Зимой на этих проводах практически не образуется наледь, — говорят в ОАО «Мордовэнерго». — Кроме того, такие провода бессмысленно воровать — они не подлежат вторичной переработке».

«Любой провод и любой кабель можно переработать, даже если на жилу нанести какую-нибудь супер-антивандальную изоляцию. Может быть, ее не снять вручную, но с помощью специального (кстати, не особо дорогого) оборудования это можно легко сделать. После этого жила будет готова к вторичной переработке», — высказывают противоположную точку зрения в ОАО «Севкабель».

Предлагаются и совсем радикальные методы — привлечение спутников для слежения за энергообъектами. Правда, это предложение пока больше из области фантастики.

В связке с милицией

По данным за первое полугодие 2005 года, в некоторых регионах Северо-Запада снизилось число краж с объектов электроэнергетики. Так, в Псковской области на объектах «Псковэнерго» за шесть месяцев совершено 95 краж, ущерб составил более 1,7 млн рублей. Это почти на треть меньше по сравнению с аналогичным периодом 2004 года. На объектах «Новгородэнерго» за первое полугодие совершено 6 краж (за весь 2004 год — 27 краж).

Как сообщили в МРСК Северо-Запада, в зоне ответственности которой находятся «Новгородэнерго», «Псковэнерго», «Карелэнерго» и «Архэнерго», снижение воровства на сетях связано с эффективной работой службы экономической безопасности энергокомпаний, налаженным взаимодействием с правоохранительными и судебными органами. Позитивным моментом в МРСК Северо-Запада назвали увеличение раскрываемости преступлений, совершенных на объектах электроэнергетики, а также активное содействие населения в раскрытии подобных преступлений.

Понимая, что ждать, когда законы станут жестче, нет времени, энергетики пытаются сделать более эффективной свою работу с правоохранительными органами. Сегодня широко распространилась следующая практика: АО-энерго заключают соглашения с ГУВД по взаимодействию по предупреждению и раскрытию краж оборудования, содержащего цветные металлы. Выигрывают обе стороны, энергетики снижают потери, милиционеры — получают премии.

Но, как показывает практика, этих мер все-таки недостаточно. Значит — слово за законодателями.

Дмитрий Ребров, ИА «Росбалт»
http://www.rosbalt.ru/2005/08/02/220084.html

Добавлено: 03-08-2005 10:37
Август снова ознаменовался бедой
Август в России ожидают с тревогой. Несколько лет подряд он подтверждает свою репутацию месяца катастроф и затонувших АПЛ. Август 2005 исключением не стал. В понедельник в Северодвинске произошел взрыв на атомной подводной лодке. В результате один человек погиб, и еще один серьезно пострадал. Лодку должны были утилизировать на заводе "Звездочка". По одной из версий, во время проведения спецработ воспламенились пары оставшегося в подводкегорючего. Хотя, по заверениям инженера завода, где проходили работы, сварщики работали в соответствии с правилами техники безопасности. МЧС уверяет, что в момент утилизации ядерного реактора в АПЛ не было. Радиационный фон в норме, опасности нет. В связи с произошедшим возбуждено уголовное дело о нарушении правил охраны труда, повлекшем по неосторожности смерть человека…
http://www.newsinfo.ru/?a=radio&sa=view_new&id=1226191&y=x

Добавлено: 08-08-2005 13:07
В Свердловской области рухнула крыша заводской котельной
8.08.2005 9:32 | www.rian.ru

В Свердловской области обрушилась крыша заводской котельной, сообщили РИА "Новости" в понедельник в областном управлении МЧС.

"Крыша газовой котельной на площади в 140 квадратных метров обрушилась в городе Арамиле в минувшее воскресенье. Котельная принадлежит арамильскому машиностроительному заводу. Жертв и пострадавших нет", - сказал собеседник агентства.

Котельная частично обеспечивает горячей водой частный жилой сектор и завод, добавили он.

По предварительным данным, сумма ущерба превышает один миллион рублей, отметил представитель МЧС.

Добавлено: 12-08-2005 11:48
В Иркутской области произошел разлив 500 кг нефти

РИА "Новости". 08:34:55

В г. Усть-Куте Иркутской области произошел разлив 500 кг нефти из железнодорожной цистерны, сообщили в пресс-службе регионального управления МЧС. На железнодорожной ветке местного филиала Иркутской нефтеперерабатывающей компании накануне вечером опрокинулись на бок три цистерны с сырой нефтью емкостью по 62 т каждая.
В результате образовавшейся течи из одной цистерны вылилось около 500 кг сырой нефти, сказали в пресс-службе.

Добавлено: 12-08-2005 11:49
При взрыве нефтяного месторождения погибли люди

Александр СТАРКОВ, 11 августа, 10:02
В Ямало-Ненецком автономном округе произошло ЧП. В Пуровском районе в результате взрыва на нефтегазовом месторождении "Приклонное" погибли 3 человека, двое ранены. Об этом сообщили в пресс-службе главного управления по делам ГО и ЧС округа.

Инцидент произошел при проведении ремонтных работ на объекте РВС-2000 (резервуар вертикальный стальной), который был заполнен водой. Из-за несоблюдения правил пожарной безопасности при проведении сварочных работ взорвалась газовоздушная смесь и начался пожар. В управлении ГО и ЧС ЯНАО "Yтру" сообщили, что "в результате происшествия была повреждена крыша резервуара – погибли 3 человека, еще двое работников пострадали". Обстоятельства происшествия устанавливаются. Месторождение находится в 150 км от пос. Тарко-Сале и принадлежит "Пурнефтегазгеология".

Резервуар представляет собой цилиндр диаметром 15 м, высотой 12 м и площадью 181 кв. метр. Месторождение "Приклонное" принадлежит ОАО "Пурнефтегазгеология" и находится в 150 км от поселка Тарко-Сале Ямало-Ненецкого автономного округа.

Добавлено: 17-08-2005 18:36
В заповедной зоне Байкала произошел разлив нефтепродуктов


ИРКУТСК, 17 авг - РИА "Новости" Александр Баталин. В заповедной зоне озера Байкал в республике Бурятия произошел разлив нефтепродуктов, в результате чего образовалось пятно площадью в 32 тысячи квадратных метров. Об этом в среду сообщили РИА "Новости" в Сибирском региональном центре МЧС.

Пятно в районе Чивыркуйского залива увидели накануне отдыхающие и сообщили о ЧП в дирекцию Забайкальского природного национального парка.

Инспекция парка установила, что сброс отработанных нефтепродуктов в акваторию Байкала произвел теплоход "Лиман", принадлежащий ОАО "Иркутсклеспром", рассказал собеседник агентства.

Сброс произошел во время следования судна от мыса Крохалиный до мыса Фертик, уточнили в МЧС.

Для расследования инцидента и решения вопросов ликвидации последствий загрязнения озера в среду к месту происшествия направилась оперативная группа сотрудников МЧС и Министерства природных ресурсов республики Бурятия.

Добавлено: 17-08-2005 18:48
А что значит сброс отработанных нефтепродуктов в обьеме 32 кубических метров, т.е. порядка 25 тонн?
Это уже похоже на диверсию.У теплохода какие могут быть отработанные нефтепродукты, кроме сгоревшего дизельного топлива.

Добавлено: 17-08-2005 18:53
В Евпатории перевернулся аттракцион с детьми

17.08.2005 17:20 | RUpor
В Евпатории двое российских детей - мальчик 13-ти лет и его 4-летняя сестричка - выпали из перевернувшейся карусели и получили травмы различной степени тяжести.

Как передает Magnolia-TV.com, чрезвычайное происшествие произошло на аттракционах "Парк развлечений" в парке имени Фрунзе на евпаторийской набережной.

Для оказания медицинской помощи на место немедленно выехала бригада скорой помощи.

Карусель "Лебедь" вращается вокруг своей оси с подъемом катающихся до высоты около 4-х метров от земли. Как установили спасатели, во время работы аттракциона выпал крепежный болт люльки, в результате чего она перевернулась вокруг своей оси и дети в буквальном смысле выпали из нее с высоты 2-2,5 метра.

Страницы: 1 2 3 Next>> новая тема
Раздел: 
Пробуждение / Тревожный раздел / Техногенное ALL

Отвечать на темы в данном разделе могут только зарегистрированные пользователи

Отвечать на темы могут только зарегистрированные пользователи

Отправить сообщение админу

KXK.RU