Лошади в искусстве

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:  

Раздел: 
Форум Амазонок! / Статьи / Лошади в искусстве

Страницы: 1  новая тема

Автор Сообщение

Из страны Чудес
Группа: Модераторы
Сообщений: 210
Добавлено: 08-06-2004 04:19
Лошади в искусстве
Лошади в искусстве. Музей коневодства Московской сельскохозяйственной академии имени К.А. Тимирязева.

Музей коневодства Московской сельскохозяйственной академии им. К. А. Тимирязева отличается и от маленьких заводских музеев, и от таких широко известных зарубежных учреждений подобного рода, как музеи коневодства в Слати-нянах (Чехия), Бабольне (Венгрия), Вердене (Германия), Шантийи (Франция), Кентукки (США) не столько числом экспонатов, сколько качественно. Можно без преувеличения сказать, что коллекции музея, состоящие из подлинных произведений известных мастеров живописи, графики, скульптуры, прикладного искусства, не имеют равных ни в одной стране мира. Сейчас трудно поверить, что основатель музея Яков Иванович Бутович (1881-1938) начинал с собирания газетных вырезок. В начале 1890-х годов сын потомственного конозаводчика маленький одесский гимназист увлеченно вырезал из газет и журналов картинки с лошадьми и составлял из них первую свою коллекцию. После гимназии, будучи уже юнкером Николаевского кавалерийского училища, он купил несколько картин. Не все приобретения были удачными. Много позже Яков Иванович с горечью вспоминал, как в 1903 году его бессовестно обманул известный киевский антиквар. Пользуясь неопытностью молодого коллекционера, он продал ему картину "Схватка французских гусар с казаками" как подлинник знаменитого баталиста Ораса Берне, хотя не мог не знать, что это лишь грубая подделка.
Постепенно знания Бутовича пополнялись, развивался вкус, определялись интересы. Занимаясь в унаследованном от отца конном заводе разведением орловских рысаков, Яков Иванович стал серьезно изучать их генеалогию. Неоценимым подспорьем в этой работе были изображения известных рысаков. Их-то и стал собирать Бутович в первую очередь. Впрочем, он не упускал возможности приобретать изображения лошадей разных пород, батальные и жанровые картины. Не ограничиваясь покупками картин, заказывал лучшим художникам-анималистам "портреты" лошадей своего завода. В его имении Прилепы, расположенном неподалеку от Тулы, рисовали и писали лошадей Н.С. Самокиш, Р.Ф. Френц, К.Ф. Юон, НА. Клодт, С.А. Виноградов, С.С. Ворошилов, П.Д. Покаржевский, А.С. Степанов. Со временем Бутовичу удалось создать настоящую художественную галерею, целиком посвященную лошади.
После революции Яков Иванович 10 лет оставался директором национализированных конного завода и состоящей при нем художественной коллекции. В эти годы он, не считаясь с затратами, часто из личных средств покупал для галереи все, что представляло какой-то интерес. Трудно переоценить вклад Бутоиича в благородное дело сбережения российских художественных и исторических ценностей, которые в те годы варварски расхищались и уничтожались. К 1927 году и Прилепской галерее насчитывалось уже около 1200 картин, произведений графики и скульптуры. Было решено перевести ее в Москву и, пополнив экспонатами из других коллекций и хранилищ, реорганизовать в Государственный музей коневодства и конезаводства. Получив в основном учебное назначе ние как составная часть кафедры коневодства, музей продолжал пополнять свои фонды. В настоящее время в его коллекциях насчитывается более 3 тысяч художественных экспонатов, почти 60 тысяч фотонегативов и свыше 12 тысяч книг и периодических изданий по коневодству и использованию лошадей. Кроме того, имеются обширные собрания почтовых марок и конвертов, открыток, значков, всевозможных сувениров - словом всего, что несет на себе в той или иной форме изображение лошадей.
Экспозиция музея размещена в трех залах. В первом зале посетители могут увидеть изображения различных верховых лошадей - от древнейших ахалкетинских и чистокровных арабских до представителей буденовской, терской и других новых отечественых пород. Здесь экспонированы живописные "портреты" замечательных чистокровных арабских жеребцов Насима, его сына Негатива и внука Набора, благодаря которым получил всемирную известность Терский конный завод Ставропольского края. Большой интерес посетителей неизменно вызывает голова арабской лошади, написанная на фарфоре талантливой художницей Е.И. Ципулиной-Турчиной (1885-1962). Среди изображений ахалкетинцев выделяются портреты золотисто-солового жеребца Сардара и вороной кобылы Текмы работы А.Б. Виллевальде, написанные в 1882 году, когда эти лошади привлекли всеобщее внимание на Всероссийской конной выставке.
Начало второго зала, посвящено истории орловской рысистой породы. Здесь можно видеть "портреты" легендарного арабского жеребца Сметанки, лошадей других пород, использованных графом А.Г. Орловым-Чесменским при выведении рысистой породы, принесшей сановнику всемирную славу. Многочисленные картины отражают двухвековую историю орловского рысака от родоначальника породы Барса I, появившегося на свет в 1784 году, до рожденного в 1980 году жеребца Иппика, который первым преодолел стандартную дистанцию 1600 м быстрее, чем за 2 минуты. Одна из лучших картин в музее - изображение обладателя Императорского приза серого орловского рысака Летучего - написана выдающимся русским художником В.А. Серовым (1865-1911) в 1886 году.
В жанровых картинах и скульптурах, из которых составлена экспозиция третьего зала, показано многообразное использование лошадей. Здесь и лихие тройки, и рабочие лошади, запряженные в плуг или тяжелую телегу, и сцены конных охот, где вместе с охотниками и их лошадьми фигурируют борзые и гончие собаки, ловчие птицы, различные дикие животные и пернатая дичь. Охотничьей тематике отдали дань многие представленные в музее художники и скульпторы, но особенно часто обращались к ней живописцы Н.Е. Сверчков (1817-1898), П.П. Соколов (1821-1899), скульптор Е.А. Лансере (1848-1886).
Учебной работой деятельность музея не ограничивается, он открыт для всех желающих приобщиться к миру великолепных созданий природы - лошадей, запечатленному в прекрасных произведениях искусства.


Давид Гуревич

Страницы: 1  новая тема
Раздел: 
Форум Амазонок! / Статьи / Лошади в искусстве

Отвечать на темы могут только зарегистрированные пользователи

KXK.RU