Нарушение произвольной регуляции

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:  

Раздел: 
Форум родителей детей с СДВГ переехал на http://adhdkids.forumgrad.ru/ (http://www.sdvg-deti.com/) / Консультации психолога Nancy / Нарушение произвольной регуляции

Страницы: 1  новая тема

Автор Сообщение


Сообщений: 178
Добавлено: 07-12-2006 01:02
Объясните, пожалуйста, что это и как с этим справляться? я так понимаю, это когда ребенок делает только то, что хочет в данный момент, и то, что ему нравится вообще, остальное как-бы игнорирует, или "не слышит". просто получается так, что во время занятий, предположим, рисует и раскрашивает он с удовольствием, увлеченно, а вот переключить на другой вид деятельности если он не хочет - практически невозможно. что же делать? мне одни специалисты настоятельно рекомендуют заставлять, особенно в том, что касается речи (у нас проблема № 1). я просто боюсь, что если это будет из-под палки, то может наоборот вызвать отторжение и неприятие со стороны малыша, а он у нас очень чувствительный и с характером. посоветуйте, пожалуйста, как быть.

Консультант-психолог
Сообщений: 2814
Добавлено: 07-12-2006 11:08
Lilly, вопрос о произвольной регуляции - один из самых дискуссионных среди мам. Почему-то большинство уверено, что главное, что предстоит научиться ребенку - это "слушаться". То есть делать то, что нужно. Мамам. Исходя из их представлений о нужном и полезном для будущей счастливой жизни. Возрастные возможности детей при этом в расчет не берутся.
Можно, конечно, углубляться и приводить в качестве примера выводы разных авторитетов. Но, точно могу вам сказать, в 4 года этот вопрос преждевременен. У ребенка дошкольного возраста даже мышление работает по-другому, поэтому он не может вложить в требуемое тот смысл, который вкладывают взрослые. Поэтому любые попытки настоять на том, чтобы он делал то, что надо, могут вызвать лишь внешнее подчинение. Иными словами, это скорее дрессура, нежели воспитание сознательного следования нормам. И это очень опасно.
Вообще мозг созревает настолько, чтобы произвольное поведение стало возможным, лишь к 12-ти годам. У детей СДВГ, по некоторым данным, еще позже. К сожалению, к этому возрасту из-за допущенных ошибок произвольность работает уже "в обратную сторону", т.е. направлена на то, чтобы сопротивляться даже разумным требованиям родителей. Или произвольность так и не появляется, и ребенок становится безыинициативным, несамостоятельным, умеющим только подчиняться. Так что в дошкольном и младшем школьном возрасте главное - не навредить.
Если нужно, чтобы ребенок-дошкольник что-то сделал, постарайтесь его заинтересовать, увлечь, превратить в игру. Делайте вместе, как бы шутя даже, выбирайте момент, когда ребенок не занят чем-то другим, не увлечен, готов переключиться. Ни в коем случае нельзя отрывать его от интересного занятия, настаивать на своем, ругать, требовать "из принципа", чтобы он подчинился сейчас же и безоговорочно. А необходимые механизмы будущего сознательного поведения установятся постепенно, в ходе естественного развития, созревания мозга.


Сообщений: 178
Добавлено: 07-12-2006 18:03
Nancy, согласна с Вами, но теоретически. я этот вопрос задала, чтобы получить ответ приминительно к нашей ситуации. повторюсь, в наши 4 года мы только начинаем говорить. ОНР 1 и сильнейшая дизартрия - не знаю, знакомы ли Вам подобные проблемы и как они вкупе с СДВГ отражаются на соц.адаптации. для коррекции необходимы массаж, артикул.гимнастика и систематические занятия. о нарушении произвольной регуляции и о том, что надо заставлять заниматься я услышала от психолога и логопеда из логопед.сада. логопед, которая с нами занимается на дому, очень мудрая женщина и опытный дефектолог, подстраивается под ребенка, но худо-бедно добивается от него результата, хотя иногда бывает пол-занятия уходит, чтобы уговорить его отложить машинки и сесть заниматься. а в саду под него никто подстраиваться не станет. меня как-то смутил этот термин, знаете, как бы в довесок ко всему букету, поэтому решила выслушать другие мнения. вот еще надеюсь, что со временем, глядя на других детей, он вольется в процесс, мы ведь такие не первые.


Сообщений: 1352
Добавлено: 08-12-2006 04:41
У моей сложности подобные, ищу людей, которые подстроятся и научат. Через 2мес. нам 5л., а фразы из двух слов стали строить иногда мес. назад. Вроде бы нашла подходящих людей, только вот с ихней занятостью сижу и жду когда вибирутся к нам...

Консультант-психолог
Сообщений: 2814
Добавлено: 08-12-2006 10:32
Lilly, я прекрасно понимаю, что ребенку требуется коррекция, но это еще означает, что возможно научить его предпринимать сознательные усилия в этом направлении. Есть определенные законы психического развития детей, подтвержденные немыслимым количеством экспериментов и наблюдений. Согласно этим данным, произвольность у 4-летнего - утопия. Я не очень понимаю, что имела в виду ваш педагог, но если она считает, что это возможно, может, она даст необходимые рекомендации? Мне, честно говоря, самой даже интересно. Никогда не слышала о том, как достичь произвольности поведения в этом возрасте.
Что такое произвольность? Это умение ставить сознательные цели и достигать их, игнорируя сиюминутные побуждения. Это качество формируется в полной мере только в подростковом возрасте. Причем о произвольности можно говорить только тогда, когда это самим человеком сознательно поставленная цель, в противном случае это - выполнение чужой воли, что произвольностью никак не назовешь. Если ребенок сможет понять, зачем ему нужно заниматься, почему это ему полезно - значит, вы добились произвольности.
Первые проявления произвольности в лучшем случае появляются к 6-7 годам, когда ребенок может выбрать из нескольких целей самую для себя важную и добиваться ее, игнорируя более привлекательные раздражители. Собственно, на этом и основана готовность к школьному обучению.
А побудить к занятиям 4-летнего можно только игрой. Можно еще вознаграждение пообещать (но использовать этот прием все же с осторожностью) - иными словами, сделать так, чтобы именно занятия стали для него привлекательными. Как? Это больше работа для мамы, а не для ребенка.
Здесь еще вопрос о том, что вреднее для ребенка будет - его недостаток (который неизбежно будет компенсироваться в ходе развития, но насколько - предсказать невозможно) или героические усилия по борьбе с недостатком (которые сами по себе могут быть травматичными для ребенка). Этот вопрос сложный, любое решение сопряжено с некоторым риском, в этом отношении я даже советовать ничего не берусь. По моему мнению, коррекция нужна, но когда она вытесняет все остальное, когда препятствует нормальному самочувствию, когда делается постоянно из-под палки, через упорное сопротивление - от нее больше вреда, нежели пользы. Может вы понемному и избавитесь от этого недостатка, но приобретете недостаток в чем-то другом...
Ссылку даю. Это исследование пятилетних детей, в том числе их произвольности. Где-то ближе к концу есть небезынтересные размышления. Пятилетние дети


Сообщений: 3571
Добавлено: 08-12-2006 19:47
о том, что надо заставлять заниматься я услышала от психолога и логопеда из логопед.сада.
Обалдеть! Нам школьный логопед в наши 8 лет говорит, что ни в коем случае нельзя заставлять, только убеждать, иначе занятия бесполезны!


Сообщений: 2671
Добавлено: 08-12-2006 23:57
А нам логопед сказала в 6 лет, что пора завязывать с этими убежданиями, игровыми формами... надо - значит надо! Я ее, правда, не слушалась.


Сообщений: 178
Добавлено: 09-12-2006 17:09
Nancy, я тоже очень хочу у них этот вопрос выяснить, но пока не решаюсь спросить, т.к. мы там в некотором роде на птичьих правах. Может они имеют в виду, что, например, Маше говорят: собирай игрушки, идем домой обедать! ну она встает и идет без звука. Ссылка очень интересная, спасибо! сохранила и буду перечитывать т.к. во многое надо вникнуть. а домашние занятия, мы стараемся сделать максимально интересными, хотя ему каждый раз нужен какой-нибудь новый фокус, так что я постоянный клиент магазинов с развивающими пособиями. Также приманивали конфетой, угрозами возвращения машин и паровозов обратно в магазин , и это срабатывало, но 2, макс. 3 раза, а потом опять - нужны новые идеи. вообще я смотрю на ребенка и с ужасом вижу себя в детстве и папу нашего сейчас, только все это возведено в 5 степень, наверно бунтарство и упрямство все-таки в крови и еще умножено на всю мохровую неврологию. опять же, мне, как непрофессионалу, трудно понять, где в его поступках проявляется горячий темперамент и вредность, начинаюьтся возрастные особенности, а где вылезает эта мерзкая неврология. хотя, конечно, когда он начинает бегать кругами и вопить и так все ясно

Администратор
Сообщений: 6045
Добавлено: 09-12-2006 18:22
С игровыми формами надо, конечно, завязывать , но почему-то и большие дядьки-тетьки на серьезных и нужных программах МВА предпочитают учиться в виде деловых игр, а не в виде лекций...


Сообщений: 276
Добавлено: 09-12-2006 21:55
а нас раскритиковали еще в 2 года за отсутствие произвольного внимания
но почему-то и большие дядьки-тетьки на серьезных и нужных программах МВА предпочитают учиться в виде деловых игр, а не в виде лекций...

не иначе как эти большие дядьки-тетки тоже страдают СДВ


Сообщений: 248
Добавлено: 11-12-2006 13:00
Нам нейропсихолог рекомендовала "подкупать". Сам, добровольно, ребенок заниматься не хотел, поэтому мы торговались: "Сделаешь, это упражнение, дам конфетку, доползешь до стены, дам лединец..." Сначала только так и занимались. Потом привык, делает без конфет, но если начинает халтурить, приходится, обещать, что-нибудь приятное. Парню пять с половиной.

Страницы: 1  новая тема
Раздел: 
Форум родителей детей с СДВГ переехал на http://adhdkids.forumgrad.ru/ (http://www.sdvg-deti.com/) / Консультации психолога Nancy / Нарушение произвольной регуляции

Отвечать на темы в данном разделе могут только зарегистрированные пользователи

Отвечать на темы могут только зарегистрированные пользователи

KXK.RU