К новому учебному году -- рекомендую книгу Кирилла Бардина

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:  

Раздел: 
Форум родителей детей с СДВГ переехал на http://adhdkids.forumgrad.ru/ (http://www.sdvg-deti.com/) / СДВГ и школа/детский сад / К новому учебному году -- рекомендую книгу Кирилла Бардина

Страницы: 1  новая тема

Автор Сообщение

Администратор
Сообщений: 6045
Добавлено: 21-08-2005 22:08
Агонизирующим по поводу приближения учебного года, мамам первоклассников и второклассников, тем, кто жалуется, что ребенок не хочет учиться, тем, кто проводит над домашними работами по семь мучительных часов, от души советую почитать книгу Кирилла Бардина по ссылке:
http://www.logoburg.com/rod/publik/p_k_hkole/12.htm
Правда, у меня она плоховато грузится сегодня.
Если бы я это прочитала раньше, у меня было бы меньше проблем со старшим ребенком в младшей школе.

Администратор
Сообщений: 6045
Добавлено: 21-08-2005 22:13
Имейте в виду, что книга большая, не ограничивайтесь первой страницей :)

Консультант-психолог
Сообщений: 2814
Добавлено: 23-08-2005 09:50
Я прочитала. Не со всем согласна.
Автор оперирует понятием ведущей деятельности (что совершенно правильно), но не берет в расчет, что игра (ведущая деятельность дошкольного возраста) сменяется учебой (ведущей деятельностью младшего школьного возраста). А это значит, что сам факт "превращения" в первоклассника особо переживается ребенком именно как факт принятия им новой социальной роли, перехода во взрослый мир. Одним из компонентов готовности к школьному обучению является именно это желание ребенка идти в школу, быть учеником, принимать на себя новые, взрослые обязанности. Ему не хочется уже играть, ему хочется учиться (когда он действительно созрел для школьного обучения).

Выдающийся отечественный психолог Д.Б. Эльконин вспоминает первые годы своей работы в начальной школе. Он сделал одну существенную ошибку: не задал 1 сентября домашнего задания. Как первоклассники были разочарованы!

Большой ошибкой в этом возрасте (мне представляется) было бы развитие этого внешнего по отношению к учебной деятельности мотива "надо". Внешняя мотивация вообще малопродуктивна в плане эффективности деятельности, быстро разрушается. Всегда, всю школьную жизнь, сидеть с ним рядом и заставлять? Или переносить эту роль цензора в его собственную голову? Не знаю... А потом, когда "надо" спихнуто с плеч - тут и компьютер, и болтание по улицам, и вообще... во все тяжкие?

Лучше заботиться о развитии внутренней мотивации. В младшем школьном возрасте в идеале этот вопрос вставать вообще не должен. Нормальный ребенок, в воспитании которого не было допущено грубых ошибок, должен хотеть учиться! И они все идут в 1 класс с таким желанием, и меньше всего хотят быть бичом учителей и несчастьем родителей. Последующее нежелание учиться - результат просчетов старших.

Чаще всего, что-то не получается. Не ругать. Вовремя диагностировать трудности и устранять их. У моего долгое время не получались задачи по математике. Мы рисовали схемы, представляли условие в графическом виде. Теперь никакая задача нам не страшна.

Крючочки не получаются? Соревнуемся сами с собой. Какой крючок больше всего похож на образец? Какой самый красивый? Можешь еще написать несколько красивых? Ребенок старается.

Учиться неинтересно? Ерунда! У того же Эльконина разработана методика развивающего обучения. Педагоги, работающие по этой системе, признаются, что большего накала эмоций, большего интереса к предмету они не видели у детей нигде. Понятно, что в нашей школе это утопия (хотя систему восприняли и за рубежом, и даже в России много школ работают по ней, но только в не Москве). Но дома реализовать этот подход вполне по силам.

В подростковом возрасте - иное дело. Учеба перестает быть ведущей деятельностью. На первое место выходит социальная сфера. Поэтому ослабление интереса к учебе вполне естественно. Эльконин в своей концепции реформы образования даже предлагал отказаться в этом возрасте от школьного обучения в чистом виде. Заменить его совместной деятельностью со взрослым - разнообразные кружки, где дети приобретали бы навыки работы, учились общению. Так что если ребенок приспособился - списывать, или отвечать устно без домашней подготовки, нахватавшись на уроке - это не такая большая беда. Лишь бы остался на плаву.

Чтобы избежать сложностей в учебе и нежелания учиться в этом возрасте (как я, мать 5-классника, сейчас собираюсь делать), можно изучаемый предмет включать в контекст иной деятельности. Например, чтобы строить чертежи к моделям, необходимо знание математики. Чтобы понять, как летает модель ракеты и плавает модель корабля, нужна физика. Ребенок учится, не замечая этого. Просто занимается тем делом, где эти знания востребованы.

Мотив "надо" иногда необходим, но в небольшой степени. Например, когда задали учить стихотворение наизуть (бесполезное занятия, на мой взгляд, но требования есть требования). Тогда просто объясняешь ребенку, что есть определенный порядок, учитель - твой начальник, указания его, какими бы бессмысленными они тебе ни казались, надо выполнять. Принимается без обсуждения. Но я никогда не превращаю в "надо" всю учебу.

В старшей школе интерес к учебе в норме возрастает.

Прошу прощения, может, я что-то не так поняла в той книге. Готова выслушать возражения.


Сообщений: 441
Добавлено: 23-08-2005 10:33
А как книга то называется? Очень интересно!

Администратор
Сообщений: 4186
Добавлено: 23-08-2005 11:02
А как книга то называется? Очень интересно!

"Если ваш ребенок не хочет учиться" К.Б. Бардина - по ссылке из сообщения Мыши.

Администратор
Сообщений: 6045
Добавлено: 23-08-2005 12:34
Нэнси, возражения есть.
Во-первых, вы, мне кажется, рассматриваете случай идеальный. Ребенка, которого воспитывали правильно, который к первому классу обзавелся желанием учиться, у которого есть понимающая мать и умные учителя.
В действительности все обстоит немножко не так. И мы не идеальны, и дети наши тоже, и желание учиться уже второго сентября у многих сходит на нет. И далеко не каждый учится по Эльконину.
Так не бывает, чтобы в 7 лет одна ведущая деятельность вдруг резко сменилась на другую. То хотел играть, а тут раз -- и вдруг хочет работать. Я работала в школе с 15--16-летними детьми -- уверяю вас, они иногда тоже хотят играть. В другие игры, конечно, и могут учиться без этого, но поиграть с ними очень надо иной раз.
Учиться не хочется -- не такая уж ерунда. Возможно, вы и учитля вашего ребенка "не допустили грубых педагогических ошибок", и теперь ему хочется учиться, а в нашей практике были швыряния учебника о стену и горькие рыдания над какой-нибудь задачей. Там в книжке есть пример, где мальчик раскручивает маму на решение, -- так вот это один к одному наша картина во втором-третьем классе :)
И дети наши далеко не идеальные дети, которые полны желания, энтузиазма, оптимизма, и если взрослые их воспитывают безошибочно (о, покажите мне таких взрослых) -- реагируют на их воспитательные усилия всемерным повышением успеваемости, готовности к труду и ты пы. Я почему-то встречала детей, которые любят сачковать, стремятся облегчить себе любой труд, не любят никаких усилий, а любят лежать на диване, смотреть телевизор, доставать чипсы из пакета и кидать себе в рот.
Кстати, в тексте и не говорится о том, чтобы всю жизнь сидеть с ним и работать за него своей головой. Там говорится о том, что надо с самого начала учить его пользоваться его собственной головой правильно в процедурном смысле. И это очень важно.
Наконец, я не очень уверена, что "дома реализовать подход Эльконина -- раз плюнуть". Мне как-то осторожно так кажется, что дома сколько ни плюй, а с одного плевка никакого подхода не реализуешь. К тому же с системой Эльконина я, например (при двух детях, опыте работы в школе и огромном интересе ко всему, что связано с образованием) очень мало знакома. Ну не случилось. Может, кинете какую-нибудь ссылочку на реализацию системы Эльконина дома?
Можно, конечно, и включать школьные знания в контекст иной деятельности, честь и хвала тем у кого это получается. У меня -- не получилось. И я хочу об этом сказать очень громко, чтобы услышали все мамы, которые могут заболеть острым комплексом неполноценности: у кого-то получается, а у меня не получается, значит, я плохая мать и что-то делаю неправильно.
Наших усилий может быть недостаточно. Нашим детям может быть трудно учиться. Школа может сводить на нет все наши усилия, задавливая в зародыше всякий интерес к получению знаний.
Кстати, я и насчет учения стихов наизусть с вами не согласна. Другое дело, что стихи должны быть такие, чтобы их хотелось помнить и носить с собой в голове, и повторять, и радоваться им, и наслаждаться красотой звука, мысли, образа. Я мало знаю стихов наизусть, и мне этого очень не хватает. Тот ограниченный запас, который у меня есть, уже проигран много раз, как старая пластинка, а новым обзавестись некогда. Необходимость учить стихи наизусть можно объяснить куда более веселым способом, чем "сказали надо -- делай". Так убивается сам смысл стихотворения, отбивается любовь к звучащему слову. Если учитель не может подать стихи так, чтобы ученик захотел их запомнить... ну что делать, маме остается привносить эту мотивацию.
Знаете, как мы учили "Смерть поэта?" Ооооо! Рассказывала о дуэли и смерти Пушкина, прочитали откуда-то кусок, говорили о том, почему это так потрясло все русское общество, о том, почему смерть поэта вообще так болезненно воспринимается российским обществом. Говорили (вскользь) о судьбе Лермонтова, Блока, Гумилева, Есенина, Маяковского. О том, каким это каждый раз было ударом для читающих людей. Разбирали непонятное (кто такие "надменные потомки известной подлостью прославленных отцов"? почему "поправшие обломки игрою счастия обиженных родов"? что за "наперсники разврата"? что значит "подобно сотням беглецов, на ловлю счастья и чинов заброшен к нам по воле рока"?) и т. д. и т. п. Стих был выучен, продуман, прочувствован, рассказан на пятерку :)
Возражений еще много, но главное я уже сказала.

Консультант-психолог
Сообщений: 2814
Добавлено: 24-08-2005 08:15
Эх, сколько я допустила "грубых педагогических ошибок" при воспитании ребенка, сейчас и вспоминать не хочется. А уж учителя и подавно. Может, поэтому я взялась за это дело всерьез и немного с другой стороны. Не хочется мне превращать учебу, работу, жизнь в "лямку". Может, я не во всем права, но - пробую. Делюсь здесь соображениями, результатами. А "не ошибается тот, кто ничего не делает".

Действительно, в школу многие дети поступают еще не готовыми. Особенно сейчас, когда обучение начинается с 6 лет. С точки зрения психологов, школьная зрелость к этому времени еще не наступила. Да и среди 7-летних много инфантильных. Еще много нежелающих учиться среди тех, кого "перекормили" учебой аж с 3-х лет, на всякого рода "развивающих занятиях по подготовке". То есть тогда, когда кроме игры детей ничего не развивает. Поэтому это правда, что они не хотят учиться уже к 1 классу. Но ведь так не должно быть! Очень, очень жаль, что дети не хотят учиться. Мне кажется, мы (общество вообще) теряем что-то важное. Они и играть-то толком не умеют, дошкольники. Замечаете? Ни в войнушку с ролями, ни в казаки-разбойники, вышибалы, резиночку или дочки-матери. Как мы по своему хотя бы детству помним.

Желание учиться, готовность принять на себя роль школьника - один из компонентов готовности к школьному обучению. Поэтому к 1 классу он должен быть в наличии. Если нет - ребенок к школе не готов. И обучению с самого начала пойдет не так, поскольку ребенок не понимает, зачем он ходит в школу, воспринимает учебу только как обязаловку, произвол взрослых. А в результате и будет то самое нежелание учиться.

Доверие к родителям - хорошо и правильно. Но вопрос, для каких целей оно используется. Постоянно обязывать?

Конечно, игра сохраняется в той или иной форме. И взрослые иной раз играют. Игра - она и полезна для всех в определенные периоды жизни и определенных ситуациях. Но речь идет о ведущей деятельности. Ведущей, то есть главной, основной на данном этапе. Использовать элементы игры в обучении можно и должно. Это оживляет процесс и помогает сохранить мотивацию. Но игра уже отступает на второй план, она свою функцию выполнила.

У меня не получается сохранить интерес ко всем предметам. Языки у нас идут с трудом - что русский, что английский. Возможно, это действительно нереально, сохранить интерес ко всему. Мне кажется, к этому стоит относиться спокойно. Ни один взрослый не является универсалом. Достаточно, чтобы у ребенка был устойчивый интерес хотя бы к чему-нибудь. Но чтобы ни к чему - это уже тревожно. Хотя и с английским у нас был этап оживления. Когда понадобилось написать письмо Санта-Клаусу с поздравлениями и (шепотом) с просьбой о подарке. Ребенок неделю ковырялся в учебнике, черновики писал, а письмо составил!

Фантазии нам побольше, господа взрослые! Превращать "надо" в "хочу" - вот творческая задача! Я не говорю, что сама преуспела в этом, но очень стараюсь. Это то, на что я трачу все свои силы. И мне кажется, я на правильном пути, когда вижу, что ребенок не бросает учебник, прочтя условие трудной задачи, а верещит: "Подожди, мама, не подсказывай, не подсказывай, я сам хочу!".

По поводу системы Эльконина-Давыдова. Я не очень хорошо знакома с литературой (тем более виртуальной, к сожалению), но две книжки порекомендовать могу (может, найдутся в библиотеках или - вдруг! - в продаже). Григорян Н.В. "Математика в начальной школе. 1-4 класс. Вместе в родителями"; Л.А. Ясюкова. "Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников". Как раз о реализации развивающего подхода к обучению в домашних условиях. И труды самого Эльконина, конечно же (который, кстати, был противником домашних заданий вообще).

Математику мы "вытащили" благодаря первой книжке. Во второй много рекомендаций, часто идущих вразрез в традиционными. Есть раздел, посвященный обучению детей с СДВГ. Я стала с ребенком устные предметы учить, пользуясь рекомендациями из этой книжки. Не пересказывать, а выделять задачу, главную мысль текста, составлять план. Тогда не приходится заучивать множество отдельных фактов. Их нужно подчинить единой системе. Скучное заучивание превращается в увлекательный поиск. Ну разве это неправильно?

А школа действительно - такой институт, что убивает все устремления в зародыше, это вы, Мышь, совершенно верно отметили. По какому поводу я и переживаю. Но я не хочу убивать это все вместе с ней! Я хочу показать, что жизнь (а учеба - это и есть жизнь для ребенка, и не только для него) - интересна! И у меня не все получается, но я пробую. И всех призываю: не превращайте жизнь в лямку - ни себе, ни ребенку!

Может, я неисправимая идеалистка, но мне так больше нравится жить, интереснее. И с ребенком хватает проблем, но среди них нет пустого валяния на диване и кидания чипсов в рот. Атмосфера поиска и узнавания нового присутствует в доме постоянно, без этого мы уже не можем.

Стихи? Если это потребность для кого-то - прекрасно! (Но я не принадлежу к числу таких людей, это так). Мой ребенок, будучи второклассником, сам за вечер выучил преогромнейшее (на пяти страницах!) стихотворение Доктора Сьюза, выуженное из Интернета. Так оно ему понравилось. Но учить стихи из школьной программы ему тяжело. Может, он поймет поэзию потом. А может, никогда не поймет. Люди разные. У него есть что-то свое. И я рада, что оно есть.

Консультант-психолог
Сообщений: 2814
Добавлено: 24-08-2005 08:25
Перечитала ваш пост, Мышь, и заметила, что вы как раз и предлагаете учить стихи, апеллируя не к "надо", а к "красоте звука, мысли, образа". То есть как раз то, о чем я говорю. И для меня это и интересная идея, и совет. Надо попытаться. Может, со стихами полегче станет.

Да и вообще, можно попробовать организовать коллекцию методических идей, находок, призванную увлечь наших детей, а не отбивать у них интерес к учению. Давайте?


Сообщений: 404
Добавлено: 14-09-2005 01:31
Мышь, я до глубины души потрясена:
....." Разбирали непонятное (кто такие "надменные потомки известной подлостью прославленных отцов"? почему "поправшие обломки игрою счастия обиженных родов"? что за "наперсники разврата"? что значит "подобно сотням беглецов, на ловлю счастья и чинов заброшен к нам по воле рока"?)" ...
ПРостите, а кто Вы по образованию?

Администратор
Сообщений: 6045
Добавлено: 14-09-2005 17:23
филолог, есстесссно


Сообщений: 475
Добавлено: 03-10-2005 12:21
Мышь, мамы старшекласников! Как у вас сейчас дела! Не хочу заводить отдельную тему, надеюсь и в этой все равно попадется на глаза.

Как-то добрались мы с сыном до восьмого класса без особенных проблем - в этом году сменился классный руководитель, по большому счету у меня к ней пока претензий нет. Но теперь каждое утро понедельника начинается со стонов "Не хочу в школу!"

И как в таком возрасте мотивировать, когда сплошная противоречивость?

Администратор
Сообщений: 6045
Добавлено: 05-10-2005 18:28
Айриш, крепитесь. 8 класс и 9 -- самые поганые в смысле мотивации. Они все не хотят в школу. Большинство желает только общаться. Это надо пережить. Как мотивировать -- отдельный вопрос, если я созрею -- напишу об этом что-нибудь.
В нашем случае помогло загрузить дитя всякими делами под завязку :)

Страницы: 1  новая тема
Раздел: 
Форум родителей детей с СДВГ переехал на http://adhdkids.forumgrad.ru/ (http://www.sdvg-deti.com/) / СДВГ и школа/детский сад / К новому учебному году -- рекомендую книгу Кирилла Бардина

Отвечать на темы в данном разделе могут только зарегистрированные пользователи

Отвечать на темы могут только зарегистрированные пользователи

KXK.RU