ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ МУЗЫКИ НА ЧЕЛОВЕКА

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:  

Раздел: 
Лаборатория Public Relations / Статьи о PR, рекламе и воздействию музыки / ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ МУЗЫКИ НА ЧЕЛОВЕКА

Страницы: 1  новая тема

Автор Сообщение

мастер
Группа: Администраторы
Сообщений: 75
Добавлено: 15-10-2004 11:24
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ МУЗЫКИ НА ЧЕЛОВЕКА

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
и каталог сайта

М узыка способна порождать в нас эмоции и чувства. Это её свойство признаётся всеми исследователями. Физиологи обнаружили в ходе многочисленных экспериментов, что эмоции у людей и животных порождаются центральными областями мозга. Важнейшая роль в этом процессе принадлежит гипоталамусу. Отсутствие этого участка мозга или его сильное повреждение могут привести к полному исчезновению эмоциональных переживаний, что также подтверждено многочисленными фактами. Люди с поврежденным гипоталамусом становятся жестокими, теряют брезгливость к еде, моральные принципы и не могут получать удовольствие от чего-либо. Воздействуя на гипоталамус, музыка вызывает эмоции .

Этот процесс может протекать двумя путями: внутренним и внешним. Первый предполагает, что человек вспоминает какую-либо музыку и в результате этого у него возникают эмоции. Так же он может, услы-шав знакомую музыку, вспомнить события своей жизни, порождающие в нём эмоциональные переживания. Второй путь предполагает, что человек слушает музыку в конкретный момент времени и в нем образуются эмоциональные переживания. Внешнее воздействие музыки происходит вне коры головного мозга. Звуковой сигнал принимается ушными раковинами, затем преобразуется в нервный импульс и по нервным путям приходит в гипоталамус. Гипо-таламус воспринимает этот импульс и преобразует в эмоциональные пе-реживания. Кора головного мозга получает импульсы от гипоталамуса, информирующие её о возникновении эмоциональных состояний. Так же от затылочных участков мозга она получает информацию об уловленном органами слуха звуковом сигнале. Корой головного мозга эта информа-ция объединяется в ассоциации .

Гипоталамус обладает ещё одной важной функцией- он синхронизирует биоритмы. «Эта синхронизация зависит от равномерного и нор-мального функционирования отдельных процессов в теле, информация о которых постоянно поступает в гипоталамус через вегетативную нерв-ную систему. Если некоторые органы чрезмерно загружены, а другие наоборот, недогружены, то синхронизация сбивается. Длительности пе-риодов и их соотношения смещаются. В результате возникают наруше-ния сердечного ритма, ритмов кровообращения, дыхания и колебания кровяного давления» . Гипоталамус получает информацию об этих на-рушениях и восстанавливает первоначальную ритмику. Например, когда человек бежит, его мышцы сокращаются чаще, чем при ходьбе. Ритмы сердца и дыхания начинают отставать, кровь посту-пает в мышцы не с той частотой, с какой должна поступать во время бе-га. Гипоталамус получает информацию о нарушении синхронности рит-мов организма и увеличивает частоту дыхания и сердечного ритма. Бла-годаря этому образуется скорость обмена веществ, которая необходима для бега. Кровь начинает равномерно поступать в мышцы, что обеспечи-вает их нормальное функционирование.

Музыка содержит в себе огромное количество разнообразных периодических структур. Импульсы, получаемые гипоталамусом от органов слуха, мало чем отличаются от других, получаемых им импульсов. По-этому он обрабатывает их теми же методами . Однако, он не сможет вос-становить синхронность музыкальных ритмов. Он лишь создаст у чело-века неприятное состояние. Этим объясняются неприятные эмоции, воз-никающие у многих людей под влиянием полиритмичной и политональ-ной музыки. Гипоталамус по-разному функционирует во сне и в процессе бодрствования. Он управляет всеми фазами сна и засыпания. Так, например, для засыпания человеку необходимы определённые ферменты, а гипота-ламус активизирует железы, выделяющие эти ферменты. Если он не сде-лает этого, то человек не сможет заснуть или проснуться . В гипоталамусе находится и так называемый «центр удовольствия». Многочисленными экспериментами была доказана способность этого участка гипоталамуса вызывать состояние удовольствия. Этот же центр присутствует и в организмах животных . Гипоталамус реагирует на музыкальные импульсы так же, как и на все другие, к нему поступающие. Из-за этого он создаёт у людей прият-ные ощущения в том случае, когда музыка соответствуют следующим параметрам:

Она должна состоять из многочисленных периодически повто-ряющихся звуковых элементов.
Эти звуковые периоды должны быть синхронизированы между собой.
Помимо них в музыке должны присутствовать постоянно изме-няющиеся элементы, зависящие от основных периодов.
Обязательным необходимым условием для работы этих четырех принципов является определённое состояние памяти гипоталамуса. Ги-поталамус обладает небольшим объёмом собственной локальной памяти, где он размещает необходимую ему информацию. Содержание этой па-мяти во многом определяет реакцию человека на музыку. От информа-ции, там содержащейся, зависит ѕ получит или нет человек удовольст-вие от звучания музыки.

Воспринимая музыку как особый вид биоритмов, гипоталамус хра-нит в своей памяти наиболее правильные комбинации музыкальных цик-лов. Информация о том, что именно считать правильным, формируется в течение всей жизни человека, но её общие элементы являются врождён-ными. Как уже говорилось, этими элементами является желательная син-хронизация и определённые соотношения звуковых периодов.

Многие биоритмы человека имеют аналогичную музыке структуру, то есть музыкальные волновые колебания похожи на биоритмические. Это подтверждает серия экспериментов, проведенных российскими спе-циалистами. Сердечный ритм записывался цифровым осциллографом. В результате была получена синусоида, аналогичная цифровой записи му-зыки. Затем данная цифровая информация была воспроизведена компью-тером, но уже как звуковой сигнал. Специалисты услышали нечто, напо-минающее музыкальное произведение. В статье, посвященной этому эксперименту, они пишут, что в полученном «звучании можно было раз-личить элементы мелодии и музыкальные периоды» . Они даже пред-приняли попытку записать это звучание нотами, примеры которых при-водят в своей статье.

Звуки воспринимаются человеком в качестве музыки, только в том случае, если в них присутствуют периодически повторяющиеся элемен-ты. Когда человек слушает танцевальную музыку, его конечности могут начать непроизвольно двигаться. Это явление может быть объяснено свойствами гипоталамуса, но лишь в редких случаях. Обычно в танце-вальной музыке используются шумовые и ударные инструменты (незвуковысотные ударные инструменты могут так же быть причислены к шумовым). Физиологам удалось обнаружить, что некоторые виды шу-мов вызывают сокращения мышц. Многочисленные эксперименты под-твердили это. Им удалось также обнаружить, что сами мышцы, сокраща-ясь, способны генерировать очень тихие акустические колебания. Вы-звать эти колебания могут концентрации определенных веществ (ионы кальция, натрия), изменения температуры тела. Ударные инструменты вызывают шумовые эффекты, генерирующие сокращения мышц. Этим объясняются непроизвольные движения и мышечная активность, вызы-ваемая у нас танцевальной музыкой. Однако воздействие данной музыки не всегда одинаково и зависит от многих факторов: температура тела и обмен веществ, что объясняет некоторое падение танцевальной активно-сти в зрелом возрасте и в состоянии болезни .

Подтверждение трем выше описанным свойствам музыки мы нахо-дим в саунд-треках фильмов ужасов. Основная цель музыки для этих фильмов ѕ вызывать страх, неприятные эмоции и создавать напряжен-ность. Для достижения этой цели в данной музыке должны быть нару-шены периодические структуры и их синхронизация.

Фильмы ужасов способны породить у многих людей страх и тревогу. Во многом их воздействие основано на музыке, а не на изображении, так как последнее часто выглядит смешным. Можно отключить звук, и тогда фильм ужасов потеряет устрашающий эффект. Странно если бы во об-щем-то сказочные сюжеты вызывали бы у взрослых людей страх. Музы-ка же позволяет создавать у человека любые эмоции, поэтому во многих подобных фильмах эффект страха базируется на ней. Прослушивание звуковых дорожек фильмов ужасов позволяет осознать методы их созда-ния. Обычно в этих фильмах используются искаженные специальными эффектами традиционные музыкальные произведения или мелодии. Наиболее распространены следующие искажения:

Какое-либо музыкальное произведение исполняется на инстру-менте, который имеет изменяющийся строй. При этом его звучание не является фальшивым, а лишь изменяется по высоте.
На запись традиционного музыкального произведения наклады-ваются диссонирующие созвучия.
На запись какого-либо произведения накладывается другое не совпадающее с ним по тональности и темпу.
Данные три метода разрушают музыкальные гармонические связи и ритм. С точки зрения теории биоритмов такая музыка должна быть не-приятна, она может вызвать тревогу и испортить самочувствие, то есть она способна ввести человека именно в то состояние, которое и требует-ся режиссеру фильма ужасов.

Многие люди включают FM-радио, желая услышать приятную музы-ку, а не рекламу. Когда начинает звучать рекламный блок, радиослуша-тели часто переключаются на другую радиостанцию. На большинстве современных приемников для этого достаточно нажать одну кнопку. Ес-ли рекламу не слушают и избегают ѕ ее эффективность снижается. Но почему реклама настолько неприятно звучит? Почему люди стремятся ее не слушать? Может ли она звучать так же приятно как музыка?

Теория периодичности дает ответы на эти вопросы. Рекламные ро-лики делят рекламный блок на много небольших частей. Это деление разрушает периодичность музыкальных ритмов. Оно же нарушает цик-личность этих ритмов. Причем эти нарушения очень легко заметить в каждом рекламном блоке. Темп, ритм и тональность подвергаются изме-нениям каждые 15-30 секунд. Подобное построение музыкального мате-риала противоречит всем существующим нормам организации музы-кального произведения. Оно противоречит биоритмичекой организации человеческого организма, и, исходя из всего этого, плохо воспринимает-ся. Такая организация рекламного блока провоцирует человека переклю-читься на другую радостанцию, где он сможет наслаждаться музыкой.

Этот негативный эффект можно избежать, если рекламные ролики будут подобны музыкальным произведениям. Для этого все ролики внутри рекламного блока должны быть едины по темпу и близки по то-нальности. Темп речи дикторов должен быть одинаковым. Возможны несколько способов осуществления этого:

Необходимо вначале записать дикторский рекламный текст и зву-ковые спецэффекты (не накладывая на него музыкальное сопровожде-ние). Этот текст должен быть записан в одном темпе. В этом же темпе должны быть созданы и все другие рекламные ролики, предназначенные для воспроизведения в данном рекламном блоке. Все эти ролики нужно сделать без музыкального сопровождения. В дальнейшем эти ролики объединяются в рекламный блок, и к ним присоединяется общее музы-кальное сопровождение. При этом темп сопровождения и темп речи должны совпадать, что легко достигнуть, используя MIDI-синхронизацию.
Второй путь несколько менее радикальный. Вам нужно взять не-сколько стандартных рекламных роликов и выравнить их по темпу. Это можно сделать при помощи персонального компьютера или на специ-альных ди-джейских устройствах. Хорошо, если вам удастся так же вы-равнить эти ролики по тональности музыкального сопровождения.
Вы можете так же смикшировать ваши рекламные ролики с ка-ким-либо жестким танцевальным ритмом, который должен неизменно повторяться на протяжении всего рекламного блока.


Группа: Участники
Сообщений: 1
Добавлено: 23-11-2011 11:17
Я пользовался Видеокурсом «SoundДизайн в Онлайн Бизнесе». Эффект просто потрясающий. Вот собственно и сам Видеокурс

Страницы: 1  новая тема
Раздел: 
Лаборатория Public Relations / Статьи о PR, рекламе и воздействию музыки / ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ МУЗЫКИ НА ЧЕЛОВЕКА

Отвечать на темы могут только зарегистрированные пользователи

KXK.RU