|
[ На главную ] -- [ Список участников ] -- [ Зарегистрироваться ] |
On-line: |
Лаборатория Public Relations / Статьи о PR, рекламе и воздействию музыки / АКУСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОМЕЩЕНИЙ |
Страницы: 1 |
Автор | Сообщение |
А.Ю.Вуйма мастер Группа: Администраторы Сообщений: 75 |
Добавлено: 15-10-2004 11:18 |
АКУСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОМЕЩЕНИЙ А кции Сейз Промоушена и Мерчандайзинга обычно проводятся в помещениях, не предназначенных для концертов и музыкальных шоу. Такими помещениями являются выставочные залы, магазины и улицы города. Акустика этих мест может сильно искажать звук и музыку, что обязательно отразится на эффективности рекламных акций. Современное оборудование позволяет редактировать акустические особенности помещений. Обычно это достигается при использовании эквалайзеров и ревербераторов. Эквалайзеры изменяют частотные харак-теристики звука, подстраивая его под особенности помещений. Ревербе-раторы используются для увеличения реверберации помещений, которая может быть ниже нормы. В залах, где реверберация превышает норму, её можно заглушить, покрыв стены звукопоглатительным материалом. Чтобы правильно настроить или разместить устройства, редактирующие звук, необходимо знать акустические особенности пространства, предна-значенного для рекламной акции. Акустика помещения зависит от: Объёма помещения; Материала покрывающего стены помещения; И от формы помещения, и размещенных внутри объектов. Каждый материал по-разному поглощает звуки. Сила поглощения материалом звуков различной частоты называется коэффициентом по-глощения. Имеются специальные таблицы, информирующие об этих ко-эффициентах. Ниже изображена одна из таких таблиц. 128 Гц 256 Гц 512 Гц 1024 Гц 2048 Гц 4096 Гц бетон 0.010 0.012 0.016 0.019 0.023 0.035 кирпичная стена 0.024 0.025 0.031 0.042 0.049 0.07 штукатурка 0.020 0.024 0.034 0.03 0.028 0.043 деревянная обшивка 0.098 0.11 0.1 0.081 0.082 0.11 драпировка со складками 0.07 0.37 0.49 0.81 0.66 0.54 войлок (2,5 см) 0.09 0.34 0.55 0.66 0.52 0.39 Зрители в зале или посетите-ли выставки ------ 0.96 --- ---- --- открытое окно ----- 1.00 --- ---- --- Согласно этой таблице , бетон очень слабо поглощает все виды частот. Это означает, что реверберация в помещениях, отделанных бетоном, может быть достаточно сильной. В случае, если она будет черезмерно сильной, звукоотражающие поверхности следует покрыть войлоком или другим материалом, имеющим большой коэффициент поглощения звука. Эти поверхности можно сделать пористыми, что будет способствовать рассеиванию звука. Бетон поглощает верхние частоты сильнее, чем ниж-ние, следовательно звукорежиссерам необходимо прибавлять громкость высоким звукам и убавлять низы. Деревянная обшивка поглощает звуки неравномерно. Сильнее всего она поглощает звуки в частотном диапазоне 256-512 Гц и выше 4096 Гц. При воспроизведении музыки в подобном помещении звуки, находящие-ся в диапазоне первой октавы (262-524 Гц), которая активно использует-ся почти во всех композициях, будут звучать тише. Звучание же более высоких звуков, наоборот, будет более громким, чем необходимо. Тем-бры всех инструментов будут искажены. Отдельные обертоны (призвуки, находящиеся выше основного тона), из которых образуются тембры ин-струментов, станут звучать громче, что может сильно изменить тем-бральную окраску звука. Для устранения недостатков помещения, обши-того деревом, необходимо прибавлять уровень громкости средних частот в диапазоне 256-512 Гц и верхних в диапазоне выше 4096 Гц. Этого можно достигнуть при использовании эквалайзера или, размещая в по-мещении специальные отражающие звук поверхности. Обычная штукатурка (бывает ещё специальная – акустическая) и кирпичная кладка поглощают верхние частоты сильнее, чем нижние. Это может привести к частотному дисбалансу, т.е. низкие звуки станут зву-чать громче, чем это нужно. Избыток басов может помешать эффективности рекламной акции или же, наоборот, способствовать (если акция танцевальная или дискотечная). Таким образом, эти искажения следует учитывать при подстройке аппаратуры. Слишком малая или сильная реверберация может помешать воспри-ятию музыки. Реверберация должна быть оптимальной. Оптимальная реверберация для конкретного помещения вычисляется по формуле: t=(0.164*u)/(a*S) где u – объём помещения, a – средний коэффициент поглощения, s – площадь поверхности помещения, а t – это оптимальная реверберация. Измерить реверберацию помещения можно либо использовав специ-альный прибор, либо, издав громкий звук, замерить секундомером время его затухания. Желательно, чтобы полученное число равнялось значению оптимальной реверберации. Однако следует учитывать, что появление посетителей изменяет акустические особенности помещения. Их одежда имеет тенденцию сильно поглощать звук, поэтому в пустом зале ревер-берация должна быть больше нормы. Нежелательным явлением в помещениях является эхо. Если в зале произносится речь, то эхо может создать у слушателя впечатление, что ведущего все время кто-то перебивает. Музыка под влиянием эха пре-вращается в гул. Разрушается её ритм и фразировка. Эхо образовывается тогда, когда отраженное повторение передавае-мого звука превышает критический интервал времени. Величина интер-вала, вызывающего эхо, зависит от длительности импульса. Так, напри-мер, эхо от коротких ударных шумов образуется уже при незначительном превышении критического интервала времени. В зависимости от интен-сивности, эхо разделяют на три типа: простое, звучное и «порхающее». Простое возникает, когда звук отражается от одной или нескольких по-верхностей по одному разу. Наиболее явственное эхо образуется при наименьшем интервале времени, так как интенсивность звука с увеличе-нием расстояния спадает. В закрытых помещениях простое эхо образует-ся чаще всего при отражении звука потолком и стеной, находящейся на-против оратора. Это эхо вызывает помехи для слушателей передних ря-дов и для самого говорящего на сцене человека. Вогнутые поверхности также способствуют образованию эха. К ним относятся всевозможные купола, ниши в стенах и другие аналогичные поверхности. Когда к слушателю приходит ряд эхо, разделённый столь коротким промежутком времени, что они уже не воспринимаются слухом как от-дельные звуки, то получается так называемое звучное эхо, причем длина волны основного тона соответствует расстоянию между двумя эхо. Такое явление неоднократно наблюдалось в залах, в которых ряды кресел рас-положены концентрично и с сильным подъемом от эстрады. Незапол-ненные ряды кресел отбрасывают звук обратно к источнику; при рас-стоянии между рядами, например, 1 метр, возникает звучное эхо с ос-новным тоном 340 Гц. «Порхающее» эхо образовывается тогда, когда звуковые волны мно-гократно отражаются от двух или даже нескольких стен. Если в каком-либо закрытом помещении две параллельные стены отражают звук, а другие его поглощают, то образуются простейшие условия для образова-ния «порхающего» эха. Звуковые волны, попадающие на поглощающие звук стены, быстро затухают, а между другими звук многократно отра-жается, вызывая эхо. Чаще всего такое многократно отраженное эхо встречается в вестибюлях, где оно возникает между потолком и полом, покрытым по большей части плитками, в то время как поверхности бо-ковых стен обычно прерываются примыкающими лестничными клетка-ми и проходами и слабо отражают звук. Многократное эхо более слож-ного порядка может возникнуть почти в любом помещении. Его могут порождать большие закругленные поверхности и, в некоторых случаях, непараллельные стены. Помимо эхо звук может искажаться за счет концентрации. Кривые и вогнутые поверхности концентрируют высокие и средние звуки, в то время как низкие тона, длина волны которых больше радиуса кривизны, не подвергаются изменениям. Если кривая поверхность подразделена ребрами или кессонами, то может случиться, наоборот, что средние и высокие тона рассеиваются, а низкие, на которых расчленение поверхно-сти не влияет, отражаются направленно. Звук может подвергаться изкажениям из-за препятствий, встречаю-щихся на его пути. Так, если на пути звука с частотой 1000 Гц (длина волны 0.34 метра) встретится препятствие высотой 1 метр, то этот звук будет отражен им. Однако, низкие звуки легко преодолеют данное пре-пятствие, так как, например, звук с частотой 100 Гц имеет длину волны 3.4 метра. За этим препятствием будут наблюдаться искажения тембра, потому что высокие звуки будут звучать значительно тише, а низкие ѕ громко. Человеческий слух воспринимает звуки с длиной волны от 2 см. до 17 м. Отражение звука происходит согласно стандартному оптическому принципу, то есть угол падения равен углу отражения. В концертных залах над сценой помещаются специальные отражающие звук панели. Методы их размещения таковы, что даже в самом последнем ряду зала музыку хорошо слышно. Иногда в выставочных залах размещаются специальные звукопогло-тительные панели. Их легко заметить, так как они имеют пористую по-верхность. Наличие таких панелей может сильно уменьшить ревербера-цию. Увеличить ревеберацию можно при помощи специальной аппара-туры. МУЗЫКА В АКЦИЯХ СЕЙЛЗ ПРОМОУШЕНА И МЕРЧАНДАЙЗИНГА В Сейз Промоушене используются разнообразные виды музыкальной аппаратуры. Наиболее распространены следующие наборы аппаратуры: Для озвучивания какой-либо акции Сейз промоушена или Мер-чандайзинга может быть использован громкоговоритель. Это устройство в уличных условиях чрезвычайно удобно и выгодно, но не может обес-печить звук высшего качества; Минимальный набор, который рассчитан на озвучивание выста-вочного стенда ѕ это микрофон, соединительный провод и гитарный комбик (небольшой динамик со встроенным усилителем и микшерским пультом). Этот набор может дополняться плеером или магнитофоном. Более насыщенный набор аппаратуры может включать в себя компакт-проигрыватель, микрофон, соединительные провода, микшер-ский пульт, усилитель и акустические системы; Для организации акции с приглашением артистов, например, во-калистов или танцоров необходим более насыщенный набор оборудова-ния, т. е. мониторы (два динамика, направленные на артиста), эффект ѕ процессор (ревербератор), компрессор, эквалайзер, микрофонные при-амы, микшерский пульт, микрофоны, компакт-проигрыватель, проигры-ватель мини-дисков, соединительные провода, стерео-амплифер, акусти-ческие системы, кроссовер и саббуфер. Правильно размещенное оборудование позволяет добиться баланса частот во всех точках пространства помещения. Акустические системы распространяют звук неравномерно. Верхние частоты распространяются вперёд по направлению динамика. Достаточно уйти немного в сторону и верха начинают звучать тише. Сбоку и сзади от динамиков верхних час-тот почти не слышно. Средние частоты распространяются аналогично. Если посетитель выставки будет находиться вне области воздействия динамиков (т.е. далеко от них, сбоку или сзади), то все слова, направлен-ные в его сторону, не принесут никакой пользы, так как речевую артику-ляцию передают именно средние и верхние частоты. Возможны несколько способов расположения динамиков в выста-вочном помещении: Если стенд в середине зала, то акустические системы можно на-править вверх или частично вверх. При этом следует прибавить верхние частоты. Данное расположение динамиков позволит избежать избытка верхних частот вблизи акустических систем и недостатка верхов на рас-стоянии от павильона. Если потолок выставочного комплекса сделан из бетона, то направленный вверх звук отразится от него и сможет попасть в другой конец зала; Можно использовать большое количество акустических систем, размещенных в разных местах зала. Это даст возможность охватить весь зал целиком; Можно над стендом на расстоянии двух метров от пола размес-тить акустические системы. Лучше, если их будет несколько и они будут направлены в разные стороны. Возможны также достаточно необычные методы. Например, ди-намики можно развернуть к стене. При этом необходимо прибавить верхние частоты. Если стена сделана из звукоотражающего материала, то звучание будет удовлетворительным везде вокруг акустических систем; Если в рекламной акции принимают участие живые артисты, не-обходимо направить на них один или несколько динамиков. Артистам необходимо себя слышать. В каждом конкретном случае расположение динамиков должно со-ответствовать акустическим особенностям помещения и вышеописан-ным свойствам акустических систем. |
Страницы: 1 |
Лаборатория Public Relations / Статьи о PR, рекламе и воздействию музыки / АКУСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОМЕЩЕНИЙ |