|
[ На главную ] -- [ Список участников ] -- [ Зарегистрироваться ] |
On-line: |
Константин Серафимов - Книжная полка / "Вертикальная техника - каньонинг" Константин Б.Серафимов / 8. Самостраховка при спуске по веревке. |
Страницы: 1 |
Автор | Сообщение |
КБСыч |
Добавлено: 11-01-2005 14:19 |
На заметку тем, кто хочет разобраться ===================================== КБСыч 8. Самостраховка на спуске по веревке. -------------------------------------- 8.1. Понимание вопроса и техника. --------------------------------- О, какой непростой вопрос - самостраховка! Вокруг него столько же слухов и заблуждений, как около Лохнесского чудовища... Чего только не услышишь из уст инструкторов и гидов по поводу самостраховки! Что можно делать, а что нельзя излагается порой в полном противоречии с реальным состоянием вопроса. Корни этого кроются в неумении проникнуть в истоки. А нужно бы. Ну, попробуем заглянуть? 1. Главное условие. ------------------- Не стоит говорить о самостраховке в общем. Сольные восхождения и сольные спуски в пропасти - диаметрально противоположны не только по направлению движения, но во многом и по сути приемов самостраховки. Не говоря уж о величинах нагрузок, возникающих в случае возможного срыва. Нельзя говорить о самостраховке вообще, если только не формулировать самое генеральное ее значение. Давайте сформулируем. Самостраховка - это комплекс мер, предпринимаемых самим исполнителем для собственной безопасности. Как-то так. То есть, по сути, понятие самостраховки сугубо индивидуалистично. Никаких там партнеров, членов команды и им подобных. Только сам. На свой риск и страх. Применительно к вертикальной технике можно чуть сузить: Самостраховка - это комплекс мер для исключения нежелательных последствий, угрожающих исполнителю в результате падения с высоты. Все. Практически на этом кончается то глобально общее, что объединяет разговоры о самостраховке в мире вертикалей. Дальше, чтобы не впасть в распространенные ошибки и заблуждения, надо держать ухо востро. 2. Отношение к фактору падения. ------------------------------- Ох, уж эти "магические слова" - фактор падения, фактор рывка... Не стану отправлять читателя к специальной литературе, где этому вопросу уделено уже немало внимания. Хотя очень хочется подсунуть для прочтения собственный труд "Страховка в горах и пещерах", но это чтиво для особо увлеченных... Итак, определение. Фактор падения - это отношение величины свободного падения (Н) к длине веревки (L), участвующей в удержании падающего. К расчету принимается длина веревки от точки закрепления до сорвавшегося. f падения = Н падения / L веревки. Понимаю, что трудно, трудно. Сразу, с наскока не берется. Именно с этим и связаны многообразные суеверия в понимании страховки. Так как у многих не хватает терпения, а порой и способностей, чтобы вникнуть. Но не будем торопиться. Давайте все-таки разберемся. Хотя бы в первом приближении. Что нас несет вниз после срыва? Закон всемирного тяготения в варианте земного притяжения. Кстати, мы можем гордо заявить, что притягиваем планету с силой не меньшей, чем она нас, и еще не известно, кто к кому летит - все, как известно, относительно! Но вне зависимости от нашего самомнения, соотношение урона для взаимодействующих масс при их соприкосновении предсказать нетрудно. Он явно не в нашу пользу. Что препятствует столь угрожающему контакту с планетой? Если мы не удосужились подстраховаться - ничего. Если удосужились - страховочная цепь. Страховочная цепь - это совокупность материальных объектов и снаряжения, участвующих в страховке. В наиболее простом случае страховочная цепь состоит всего из трех элементов: страхующий - веревка - страхуемый. В варианте самостраховки страхующего нет, значит, остаемся только мы сами и наша веревка. Одним концом мы привязываем веревку к планете, вторым к себе. Теперь есть шанс, что если случится лететь - последствия будут более благоприятные. На величину этого шанса очень заметно влияет исследуемый нами фактор падения. Из какого положения по отношению к точке закрепления веревки к планете произошел срыв с последующим полетом? Принципиально возможны три варианта: - срыв от точки закрепления веревки (рис.1 b), - срыв выше точки закрепления веревки (рис.1 a), - срыв ниже точки закрепления веревки. (рис.1 с). Рис. 1 Падение тела Р относительно точки закрепления веревки А. Рассмотрим их по очереди. 1) Срыв от точки закрепления веревки. ------------------------------------- В этом случае нам предстоит падать ровно столько, какова длина веревки между точкой ее закрепления и нами. Будем падать столько, сколько позволит веревка. Мы свободно пролетаем всю ее длину, набирая скорость и превращая потенциальную энергию в кинетическую, но тут веревка прекращает это безобразие. Распрямившись, она начинает растягиваться и тормозить падение, превращая нашу кинетическую энергию в энергию деформации - причем не только веревки. При этом в укрощении каждого метра полета участвует ровно метр веревки. То есть на каждый метр нашего падения приходится один метр веревки. Чему при этом равен фактор падения? f падения = Н падения / L веревки. Так как Н падения = L веревки, то f падения = 1,0 То есть фактор падения, определяемый как отношение глубины падения к длине участвующей в его остановке веревки, равен 1,0. Сразу же прошу прощения у знатоков за такую упрощенную подачу материала - конечно же, надо учитывать удлинения, и много других не столь очевидных деталей. Но желающих разобраться в тонкостях приглашаю к уже обозначенной своей работе или к другим авторам. Сейчас моя цель дать самое общее понятие о факторе падения, ибо им приходится оперировать при исследовании основных положений вопроса о самостраховке. Не более. 2) Срыв выше точки закрепления веревки. --------------------------------------- Предположим, что нам удалось взобраться выше точки закрепления на всю длину веревки, а затем свалиться. Каков будет полет? Смотрим картинку. Сначала мы беспрепятственно пролетим путь, равный длине веревки от точки срыва до точки ее закрепления. Затем свистанем мимо точки закрепления и ухнем еще на длину веревки ниже. И только тогда веревка начнет растягиваться, тормозя наше падение. Что получилось? Мы пролетели 2 длины веревки, а страхует нас только одна. То есть на каждый метр веревки приходится два метра падения. Что там у нас с фактором рывка? Так как Н падения = 2L веревки, то f падения = 2,0 То есть мы получили в два раза более тяжелый срыв. Нетрудно догадаться, что и последствия его будут более суровы. Тем более, если учесть, что скорость возрастает в квадратичной зависимости... 3) Срыв ниже точки закрепления веревки. --------------------------------------- Даже без продвинутого воображения очевидно, что в этом случае на каждый метр веревки придется меньше метра падения. Значит, как бы мы ни старались, фактор рывка всегда будет меньше единицы. Чем длиннее веревка над нами, тем мягче будет рывок, умудрись мы сорваться. 3. Практический аспект. ----------------------- Когда же на практике имеют вероятность быть каждый из трех вариантов? Не трудно догадаться, что падения с фактором близким 2 - удел восходителей (скалолазов, альпинистов и иже с ними), поднимающихся вверх на "нижней" страховке. Именно при таком лазании мы выходим над точкой закрепления веревки и, если падаем, получаем рывок по полной программе. Ну, еще если вдруг оборвутся перила выше нас по склону... не к столу будь помянуто... Но и только! Теперь взгляните на заглавие нашей темы. При спуске по веревке ее длина всегда будет больше, чем глубина самого серьезного из удавшихся нам падений. Мы падаем вдоль веревки, закрепленной выше нас, каждый ее метр в момент остановки нашего падения принимает на себя энергию падения с высоты много менее метра. То есть фактор падения-рывка при любых срывах на спуске по веревке всегда остается меньше 1,0. Это значит, что все усилия, нагрузки, деформации в нашем снаряжении остаются в пределах значительно меньших, чем если бы мы рухнули со стены при лазании на нижней страховке. Вот это не надо забывать, рассуждая о самостраховке при спуске по веревке! Иначе получается компот в голове и полное искажение действительности. Для более глубокого удовлетворения интереса к фактору падения загляните в следующую главу наших исследований. А пока продолжим. 4. Чего боимся? --------------- Разговор о самостраховке всегда начинается с очень простого вопроса - от каких неприятностей страхуемся? Точное уяснение этого определяет все последующие действия по самостраховке. Итак: "При спуске по веревке мы страхуемся от падения в результате утраты контроля над веревкой". И все. Все остальное принципиально менее опасно. Главная опасность на спуске - это утратить контроль за его скоростью. То есть начать спускаться со скоростью значительно превышающей наши представления о комфорте и душевном спокойствии. Если не выпендриваться словесно, главная опасность - упасть, выпустив веревку из регулирующей руки. В каком случае это может произойти? 1) Ошибка. ---------- Многие новички поначалу грешат тем, что просто выпускают из руки веревку, чтобы, например, упереться этой рукой в стену или поправить сбившуюся одежду. По незнанию того, к чему это может привести. Кое-кто может сесть на незафиксированное ФСУ в полной уверенности, что оно зафиксировано. Тем более, что расфиксация может произойти самопроизвольно, например, в результате маневров... Неправильный хват веревки может привести к ее потере при случайном рывке рапели, случайно зацепившейся за выступ. 2) Удар по регулирующей руке. ----------------------------- Камень, неожиданно прилетевший сверху, неловкое движение, проскальзывание ног, маятник... Удар, боль, инстинктивное движение руки или мгновенная потеря работоспособности, и - полет. 3) Общее "отключение" спускающегося. ------------------------------------ Кратковременная потеря сознания из-за... да мало ли! Но результат един - мы падаем вдоль веревки. 5. Что нас остановит? --------------------- 1) На парашютирующий эффект спускового устройства надежды мало. Максимум, на что способен эффект "П", это удержать нас вниз ногами. 2) Схватить веревку снова - тщетная надежда. Практически никому это не удавалось. 3) Есть вертикальщики, кто может рассказать, как со всего маху садились в корем - провис веревки у промежуточного крюка. Именно этим хороши трассы SRT - техники одинарной веревки, в пещерах. Такое падение чаще всего заканчивается только психологической встряской, так как веревка достаточно хорошо амортизирует, а нагрузки (вспомним фактор!) невелики. Но ведь в обычной вертикальной технике нет промежуточных закреплений веревки по трассе спуска. Так что и это не вариант. 4) Страхующий... но ведь мы говорим о самостраховке. Значит, никаких страхующих! И получается, что в случае потери контроля над веревкой, остановить нас может только земля. Или грамотно выполненная самостраховка. Нет больше вариантов. Выбирайте, что больше по нраву? Все остальные страхи на спуске весьма безосновательны. Вопросы типа: "А веревка не порвется?" можно выслушать с улыбкой. |
|
КБСыч |
Добавлено: 11-01-2005 14:28 |
6. Варианты самостраховки на спуске. ------------------------------------ Принципиально существует только два варианта самостраховки. 1) Использование самоблокирующегося спускового устройства, которое автоматически зажимает веревку в тот момент, когда нам не удается с ней совладать. 2) Использование схватывающего устройства, установленного на веревке одновременно со спусковым. 7. Использование самоблокирующегося спускового устройства. ---------------------------------------------------------- Очень соблазнительная идея. Лучшие умы до сих пор дымятся от попыток ее стопроцентной реализации. Так как все созданное до сей поры в большинстве случаев имеет весьма принципиальные недостатки. При всем желании не могу рекомендовать в качестве надежных спуско-самостраховочных устройств при работе в условиях гор и пещер такие внешне привлекательные штуки как "I'D", "GRIGRI", "Stop" (Рис.2) Рис.2 Самоблокирующиеся ФСУ фирмы "Petzl" Франция. и даже "DSD Anthron" (Рис.3). Рис.3 Самоблокирующееся ФСУ фирмы "Anthron" Словения. На сухих и теплых скалах, для летнего промальпинизма с его второй веревкой и городскими условиями - нет проблем. В серьезном деле... Общая проблема аналогичных устройств в том, что они очень чувствительны к качеству и состоянию веревки. Любое изменение ее состояния отражается на их работе, причем не в лучшую сторону. Плюс смертельная опасность упасть с зажатой в открытом положении управляющей ручкой как у всех упомянутых, кроме "Антрона". Плюс не менее жуткая возможность опрокидывания при натяжении входящей ветви веревки, как у "Стопа"... То, что все эти устройства требуют для обращения с собой обе руки, можно было бы счесть досадной мелочью, но на самом деле в некоторых ситуациях это довольно неудобно. Поэтому никогда нельзя быть уверенным до конца, сработает наш "автостоп" по назначению или проявит норов в самый неподходящий момент. Использование подобных устройств нуждается в постоянной практике и все же не обеспечивает необходимой уверенности. В общем, мечта о безопасности пока не спешит приближаться. 8. Использование схватывающих устройств. ---------------------------------------- Принципиально для самостраховки используют: 1) Зажимы разнообразных конструкций. 2) Схватывающие узлы разных систем. Понятно, что начиналось все со схватывающих узлов. Именно они впервые позволили нам вцепиться в веревку с силой, недоступной пальцам. С появлением схватывающих узлов мы получили возможность подниматься по веревке и страховаться за нее. Сказать, что самостраховка узлами и зажимами лишена недостатков, тоже нельзя. Главный из них - значительная вероятность ошибки со стороны самого спускающегося. Кто еще может даже самый совершенный зажим привести к отказу? Только мы сами. Поэтому наибольшее внимание при самостраховке зажимами и схватывающими узлами должно быть уделено технике выполнения приема - то есть правильному ведению самостраховочного устройства вдоль веревки с тем, чтобы в критический момент не помешать ему сработать и остановить наше падение. Однако, что характерно, наибольшие страсти разгораются не на эту тему, а о том - какие же зажимы можно использовать для самостраховки, а какие нельзя. Вот незадача! Но все по порядку. Так сказать, в исторической последовательности. 9. Техника самостраховки схватывающими узлами. ---------------------------------------------- Главный парадокс - наматывая тоненький шнурок на веревку, чтобы получить схватывающий узел, почти никто не задается вопросом - выдержит - не выдержит? И что сделается с веревкой при срыве с последующим повисанием на таком узле? А еще более актуально - что произойдет с самим шнурком, из которого сделан схватывающий, стоит ему проскользнуть по рапели? Понятие "фактор рывка-падения" в сочетании со схватывающими узлами вообще почему-то не звучит. Такая вот забавная вера в дедушкину технику! Слов нет, каждый отправляющийся на вертикальный маршрут, должен иметь про запас возможность воспользоваться схватывающим узлом, ежели припрет. Как вариант изготовления самых разнообразных систем из подручных материалов типа репшнуров или шнурков от ботинок. Для самостраховки годится любой из видов схватывающих узлов - лишь бы держал. Классический (рис.4) или обмоточный (рис.5), Бахмана (рис.6) или на клемме (рис.7), нет разницы. Рис.4 Классический схватывающий узел. Рис.5 Вариант обмоточного схватывающего узла. Рис.6 Узел Бахмана. Рис.7 Клемма для двойной веревки с одинарным и двойным репшнуром. Все эти узлы объединяет общее качество: - будучи зажаты в кулаке, они замечательно скользят вдоль рапели, и только натяжение за выходящие из узла ветви шнура приводит к "схватыванию". Теперь вспомним о знаменитом хватательном рефлексе, столь развитом у младенцев, а также бизнесменов, политиков и прочих жуликов рода человеческого. Жаль, что эти последние не пользуются схватывающими узлами для самостраховки! Резко бы поубавилось поганцев... На вертикали, да и не только, любой испуг приводит к рефлекторному сокращению мышц. Срыв - мощнейший стресс, даже у закаленного вертикальщика екает, что уж говорить о нас, простых смертных? Поэтому каждый в момент срыва вцепляется в то, что окажется под руками. Беда, коли такой соломинкой окажется схватывающий узел самостраховки... Если, конечно, вести его неправильно. А вот как вести правильно - это стоит уточнить. Главное правило: ---------------- Ведение схватывающего узла должно исключать его сдвигание вниз по веревке после того, как сорвавшийся рефлекторно сожмет пальцы. Поэтому: -------- Категорически исключается хват ладонью как самого схватывающего, так и рапели над ним. Последствия этого весьма печальны. Рис.8 и 9. Опасный хват схватывающего узла и рапели над ним. Что происходит при захвате узла в ладонь? Мы падаем, будто ничего и не хватали, скользя на судорожно сжатых руках вдоль веревки. Трение веревки о веревку! Оно махом перетирает узел, оплавляет его. Если нет перчаток, кожа, лоскутами повисшая на веревке - зрелище не только эффектное, но и весьма болезненное. Мне известен только один человек, кто с высоты 10 метров съехал по веревке на голых руках и не разжал пальцев. Руки заживали потом долго. Все остальные - бросают веревку. Казалось бы - ура! Это и надо было сделать с самого начала! С самого начала - да, но сейчас узел уже немало перетерт и оплавлен, и удержит ли он нас, уже набравших некоторую скорость? Вопрос... Хват рапели над узлом на первый взгляд не опасен. Срыв, скольжение на руках, ожог, бросаем рапель и зависаем. Казалось бы. Но все дело в том, что этот хват непроизвольно и стремительно перетекает в полный захват узла ладонью. Чуть отвлекся, и ошибка. Цена ее непомерна велика. Вот варианты безопасного ведения схватывающего узла. 1) "Пинцет". ------------ Три пальца - средний, безымянный и мизинец держат шнур схватывающего узла, соединяющий его с обвязками. Указательным и большим - самыми подушечками конечных фаланг, держим за бока схватывающий узел с районе верхних витков и сдвигаем его вниз по рапели. Рис.10 "Пинцет" 2) "Пинцет с подпоркой". ------------------------ Шнур схватывающего в кольце безымянного и мизинца. Указательный и большой пальцы держат пинцетом схватывающий точно, как в предыдущем способе. Средний подпирает схватывающий снизу, тыльной стороной средней фаланги упираясь в рапель. Это позволяет без проблем удерживать узел в правильном состоянии витков и легко сдвигать его не только вниз, но и вверх. Рис.11 "Пинцет с подпоркой". 3) "Вилка". ----------- Шнур схватывающего в кольце безымянного и мизинца. Средний и указательный лежат на верхнем витке схватывающего, при этом рапель проходит между их конечными фалангами. Большой палец упирается в нижний виток узла, так что узел находится между этим тремя пальцами, сохраняет форму и легко сдвигается как вниз, так и вверх. Рис.12 "Вилка" 4) "Обратная вилка". -------------------- Шнур схватывающего в кольце безымянного и мизинца. Рапель находится между указательным и средним пальцами, которые расположены ниже схватывающего так, что средний палец упирается в рапель тыльной частью средней фаланги. Большой палец лежит на верхнем витке узла со стороны выходящего шнура и прижимает узел к вилке из двух охватывающих рапель пальцев, что также позволяет легко передвигать схватывающий узел вдоль веревки. Рис.13 "Обратная вилка". Обратим внимание на то, что все эти способы исключают хват рапели - мы держим только шнуры пруссика! Именно это дает гарантию того, что в критический момент мы не сграбастаем в кулак сам узел и не свистанем на встречу с костлявой подругой. 5) "Крючок". ------------ Есть и способ ведения схватывающего с хватом рапели под узлом. Три пальца - средний, безымянный и мизинец сомкнуты кольцом вокруг рапели под схватывающим узлом. Указательный согнут крючком и сдвигает схватывающий вдоль рапели за верхний виток узла. Большой палец придерживает узел снизу. При этом получается, как будто мы держим узел этими двумя пальцами. При срыве невозможно сколько-нибудь продолжительное время удерживать узел двумя пальцами - схватывание неизбежно. Рис.14 "Крючок". Возможно, что кто-нибудь знает другие способы безопасного ведения узла. Я никогда не претендую на абсолют. Все развивается, и головы работают у многих вертикальщиков. Проблема во всех этих способах общая - схватывающий узел не слишком расположен беспрепятственно скользить вдоль рапели и в то же время сохранять правильную форму и работоспособность. То и дело он норовит прихватить веревку. Особенно в местах изменения ее качества - мокрая, лохматая, грязная, на перегибах... Стоит ему чуть затянуться, вести узел становится еще труднее. Скорость спуска при правильном ведении схватывающего узла далека от космической. И речи нет о лихих прыжках, что так любимы иными обезьянами! Дюльферять со схватывающим можно только вцепившись в него или над ним всей ладонью - то есть сводя самостраховку к нулю. Зачем тогда схватывающий? Проще уж без него... И действительно проще. Многие вертикальные школы предпочитают спуски без самостраховки, полагая возможность ошибки незначительной, а вероятность несчастного случая - типа удара руки камнем или потери сознания, пренебрежимо малой. Действительно, при концентрации внимания спускающегося на своем спусковом устройстве и веревке в нем, ошибки случаются исключительно редко. Только у совсем зеленых новичков и уж очень намозоленных ветеранов. Но период "зелени" преодолевается с подстраховкой партнерами, а "мастерам" закон не писан. И все же в некоторых случаях самостраховка на спуске объективно необходима. Поэтому давайте будем выполнять ее правильно или не будем обременять себя этим занятием вообще. Жить в плену иллюзий собственной безопасности, может быть, приятно, но по большому счету, унизительно... Длина пруссика со схватывающим узлом должна позволять дотянуться до схватывающего при зависании на нем и не из последних сил, а вполне спокойно. С другой стороны он не должен быть слишком короток, так как это очень осложняет ведение схватывающего вдоль рапели. Перед тем, как выйти на вертикальный маршрут стоит проверить свой пруссик, реально на нем повиснув. Ведь шнур растягивается, узел затягивается под нашим весом, и какого-то сантиметра его может не хватить в самый неподходящий момент. 10) Самостраховка схватывающим, расположенным ниже ФСУ. ------------------------------------------------------- До сих пор речь шла о наиболее распространенном варианте расположения схватывающего узла выше спускового устройства. Существует весьма интересный способ самостраховки с расположением самостраховочного устройства ниже ФСУ - то есть на входящей в него ветви веревки. Вот возможные варианты. 1) Работа двумя руками. ----------------------- В этом варианте ничего принципиально не меняется - одна рука контролирует рапель, вторая - схватывающий или зажим самостраховки. В случае неправильного ведения самостраховочного устройства есть шанс пасть жертвой того же самого хватательного рефлекса. Плюс только один - легче выходить из зависания по причине некоторого распределения нагрузок между ФСУ и зажимом и отсутствия необходимости "доставать" его - все висит буквально перед носом. Рис.15 Вариант удлинителя подвески ФСУ и самостраховки по сдвоенной веревке по Петцлю. Обратите внимание! Использовать для спуска изображенное на этом рисунке устройство для страховки "Reverso" - значит, нещадно уродовать веревку его острыми углами на перегибах! Наверно, Петцль и Ко об этом не догадываются, если рисуют спускающегося на "Реверсо" с такой довольной физиономией... 2. Работа одной рукой. ---------------------- Выдавая веревку в спусковое устройство, мы одновременно, той же рукой сдвигаем схватывающий узел (или зажим). Вторая рука при этом свободна для вспомогательных действий. Из зажимов для этого наиболее подходят модели с не подпружиненным и не имеющим иголок кулачком - типа гиббс или Горенчука, а также "обратного прижима" - типа шанта. Рис.16 Самостраховка схватывающим, расположенными под ФСУ. Рис.17 Самостраховка "Шантом", расположенными под ФСУ. Прекрасный способ! Стоит отпустить руку - срабатывает схватывающий или зажим. Казалось бы, проблема решена? Что касается хватательного рефлекса, да. Но тут возникает другая проблема. Кстати, общая для обоих вариантов. Чтобы установить самостраховочный узел на входящую в спусковое устройство ветку веревки, мы встаем перед необходимостью поднять ФСУ, удлинив его подвеску, например дополнительными карабинами или слингом. Иначе не получается - не хватает места. Делается это примерно так. Вяжем очень короткий пруссик. Только-только, чтобы получился схватывающий узел. Зависание на нем не должно привести к попаданию схватывающего в спусковое устройство. Завязав схватывающий и повиснув на нем, можно точно определить, какой удлинитель требуется для ФСУ. При зависании в просвет веревки между спусковым и схватывающим должна помещаться рука. Иначе могут возникнуть проблемы. Отрегулируйте все до начала серьезной работы! Но удлинение подвески спускера приводит к необходимости изменения всех действий на вертикали по ходу спуска! Что можно сделать со спуковушкой, расположенной перед самым носом? Засадить в нее волосы, бороду или воротник - это легче легкого! Все остальное резко осложняется. Даже пройти перегиб склона весьма непросто, так как рапель норовит прижать ФСУ к перегибу и не выпустить. О разнообразных перестежках - в положение подъема на зажимах, например, лучше и не говорить... Иными словами мы получили идеальный способ спуска с самостраховкой по несложным прямолинейным трассам - типа стен зданий и сооружений, не предъявляющим к нам каких-либо особых требований. Если же предстоит серьезная работа на "природе", не стоит искать приключений, увеличивая длину подвески ФСУ. Почему-то так хочется порекомендовать. |
|
КБСыч |
Добавлено: 11-01-2005 14:32 |
11. Самостраховка зажимами. --------------------------- Вот где царит хаос диаметрально противоположных мнений и рекомендаций! Можно страховаться, нельзя страховаться... Перекусят, не перекусят... Фактор какой-то... Начнем с того, что еще раз прочитаем заглавие темы нашего разговора: "Самостраховка при спуске по веревке". Значит все разговоры о факторе рывка-падения излишни. Фактор заведомо и много меньше единицы. На практике это значит, что все нагрузки в страховочной цепи будут меньше предельно допустимых. Значительно меньше! Какие вообще возможны падения на спуске? Варианты давно известны. 1) Рапель заскочила за выступ и при очередном нашем движении выскочила с неприятным звуком и сотрясением всей навески. Мы вздрогнули и просели вниз на несколько сантиметров. Точка. 2) Сломался, выпал из скалы крюк, закладка, лопнула петля-слинг или разрушилось ушко крюка основного или промежуточного закрепления веревки. Явление нечастое, но реальное. Сколько мы падаем? Если проблема с основным закреплением, то в дело немедленно вступает дополнительное, и полета практически не получается. Если, конечно, навеска выполнена правильно. Но от неграмотных действий нет защиты. Нет спасения от дурака... Поэтому я не рассматриваю из ряда вон выходящие курьезы, связанные с откровенной безграмотностью исполнителя. Это отдельная тема. Если разрушилось промежуточное закрепление, выполненное по правилам SRT, то упадем на глубину распрямленного корема - то есть провиса веревки у промежуточного крюка, что оставляется для перестежки через него. Расход веревки на корем - опять же при грамотной навеске, не превышает 1,5 метров. Значит, таковым будет наше падение в этом случае. Немало, если с размаху сесть на камень! Но для веревки и всего остального снаряжения - сущий пустяк. Нагрузки в страховочной цепи возникают небольшие. Ведь на каждый метр принимающей нас веревки приходятся какие-то крохи нашего полета, и эластичности ее вполне хватает. Даже если веревка статическая, то есть мало способная к растяжению. 3) Мы выпустили из руки рапель и отправились в полет вдоль веревки. Но вот что-то там случилось, и самостраховка сработала. Сколько мы пролетели до этого счастливого момента? Если не до земли или не до оказавшегося по пути скального зуба, то неважно. Потому что каждому метру нашего падения будет противостоять более метра веревки - фактор-то рывка меньше единицы! Так что амортизирующих свойств веревки с гарантией хватает, чтобы остановить наше падение, а также не вызвать в остальном снаряжении нагрузок выше допустимых. Почему? Потому что таковы характеристики статических веревок! Такими их конструируют и производят. Именно в расчете на вот такой рывок в результате падения с фактором равным или меньшим 1,0. Конкретные цифры по нагрузкам можно найти в моей работе, уже упомянутой ранее. В принципе, каждый, не прогулявший школьный курс физики, может самостоятельно и с достаточной точностью высчитать все величины. Из уравнения равенства энергий: потенциальной, кинетической падения и энергии торможения на пути растяжения веревки. В таком вот ключе. Так как мы самострахуемся, то наш полет должен быть достаточно недолог. И все-таки, от чего зависит его величина? Прежде всего, от конструктивных характеристик нашего зажима и от правильности его ведения по рапели. Пожалуйста обратите внимание! О прочности самих зажимов речи не идет. Объявленной большинством фирм-производителей прочности в 400 кГ вполне достаточно для самостраховки при спуске по веревке. То есть собственной прочности современных зажимов любой конструкции для этого вполне хватает. Обратите внимание! При спуске по веревке. Мы не рассуждаем о лазании с возможностью падения с фактором близким 2,0. Когда начинают забывать об этом, и возникает вся путаница по поводу "можно-нельзя". 12. Конструкция зажима и ее влияние на безопасность самостраховки. ------------------------------------------------------------------ Влияние конструкции зажима на пригодность его к использованию для самостраховки весьма велико. Вот основные направления этого влияния. Я расположил эти факторы по мере их объективной опасности для спускающегося. 1) Отношение к хватательному рефлексу. -------------------------------------- Что бы ни говорили теоретики от самостраховки, больше всего смертей, связанных с падениями на спуске, дал именно проклятый хватательный рефлекс в сочетании с негодной конструкцией снаряжения. 2) Отношение к веревке. ----------------------- Мне известны случаи перекусывания самостраховочными зажимами тонкого стального троса - было такое направление вертикальной техники, когда мы его использовали в качестве страховочной линейной опоры. И мне не известен ни один случай аналогичного перекусывания веревки. Бывало, что с дуру драли веревки зажимами полиспастов. И все же не рвали до конца. Но чтобы самостраховкой? Только на испытательных стендах приходилось мне видеть напрочь порванную веревку, и зажимы, покореженные запредельными нагрузками. Так что... 3) Быстрота срабатывания. ------------------------- Быстрота срабатывания - косвенная виновница произошедших трагедий. Задача конструкции зажима немедленно вцепиться в веревку, не дать нам разогнаться в падении. 4) Выход из зависания после срабатывания зажима. ------------------------------------------------ Выход из зависания - штука не слишком опасная, если, конечно, не заниматься этим под ледяным водопадом. И вообще сложные климатические условия резко повышают требования к эксплуатационным характеристикам зажимов и всего остального снаряжения. Рассмотрим же эти факторы. Начнем с отношения к хватательному рефлексу, как наиболее опасному. И далее со всеми остановками. Все зажимы делятся на две группы: те, которые можно сжать в кулаке и тем самым не дать им сработать, и те, которые нельзя. Еще раз подчеркну: рассуждая о самостраховке, самое главное разделение следует проводить не по прочности или там агрессивности по отношению к веревке (перекусит - не перекусит), а по отношению к этому самому хватательному рефлексу. 1) Самостраховка зажимами типа "гиббс". --------------------------------------- По этому принципу резкую опасность проявляют все зажимы типа "гиббс", то есть зажимы рычажного принципа действия, кроме коромысловых. Внимание! Именно рычажные зажимы типа гиббс, применяемые для самостраховки на спуске, и послужили причиной подавляющего большинства аварий на вертикалях, причем часто с летальным исходом. Будучи зажаты у кулаке, такие зажимы позволяют нам падать куда лучше, чем даже схватывающие узлы, так как веревка летит через их канал, не обжигая руку и даже не задевая ее. Компетентно заявляю, ибо сам падал с таким зажимом в руке. Рис.18 Смертельно опасный хват зажима типа Гиббс. Рис.19 Не менее опасный хват зажима "Шант". Что делать, если хочется использовать гиббс? Или столь популярный в определенных кругах "Шант"? Правильно вести его вдоль веревки! По тому же самому принципу - хват зажима должен исключать непроизвольное прижатие его кулачка в открытом положении. Ведут зажимы типа "гиббс" хватом за кулачок в месте прикрепления самостраховочного уса. И ни одного пальчика вокруг обоймы! Это смертельно опасно. Рис.20. Один из вариантов правильного ведения зажима типа Гиббс. Зажим типа "Шант" ведут аналогично - за кулачок. Рис.21. Правильное ведение зажима "Шант" за кулачок. Однако за кулачок можно вести "Шант" вверх по веревке и довольно затруднительно - вниз, так как кулачок хорошо подпружинен на сжатие. Вниз по веревке при самостраховке на спуске "Шанта" ведут способом типа "пинцет" для схватывающего узла. Три пальца сомкнуты кольцом вокруг рапели ниже зажима, а большой с указательным нежно держат зажим за бобышки оси в нижней части корпуса и аккуратно так спускают вниз по ходу движения. Очень не вредно для здоровья. Рис.22 Правильное ведение зажима "Шант" за бобышки корпуса. Чтобы стопроцентно избежать смертельной ошибки, прибегают даже к попеременному ведению самостраховочного зажима. Приспустился на ФСУ, не держась за зажим, остановился, передвинул зажим и так далее. Особенно это практикуется в промальпинизме, когда зажим передвигают по второй параллельной веревке. Понятно, что речь не идет о сколько-нибудь продолжительных спусках, так как на такое попеременное движение уходит масса времени. Да и тоска это зеленая... 2) Коромысловые зажимы. ----------------------- Зажимы с несущим корпусом и равноплечим прижимным рычагом типа зажима Горенчука получили довольно широкое распространение в мире. Многие уважаемые фирмы не постыдились их производить, не упоминая имени изобретателя. Пусть это остается на их совести, так как главное все же в том, что эти зажимы стали доступны. Будучи совершенно нелепы как приспособление для подъема по веревке, коромысловые зажимы очень надежны в качестве самостраховочных. Именно потому, что не позволяют сцапать кулачок и не дать ему заняться своим делом. Рис.23 и 24. Коромысловый зажим Горенчука в вариациях фирмы "CAMP" Однако, внимание! С тем же успехом можно лететь вдоль веревки, сжимая в кулаке обойму такого зажима! Коромысло легко скользит вдоль веревки - чтобы зажим сработал, его надо нагрузить за корпус и слегка повернуть. Но падающий едва ли способен на такие сложные выводы. Рефлекторно вцепиться и держать? Это пожалуйста! Правильное ведение зажима - за карабин или шнур самостраховки без захвата пальцами обоймы! Неудобно? С "гиббсами" та же морока. Но делать-то нечего, если жизнь дорога... 3) Специализированные самостраховочные зажимы. ---------------------------------------------- Почти четверть века назад нами с Шынгысом Дюйсекиным была реализована идея обратить зловещий хватательный рефлекс на пользу. Так возник универсальный самостраховочный зажим "Рефлекс". Изготовленный умелыми руками Шынгыса, тот первый образец работоспособен и поныне. До самого перехода клуба спелеологов "Сумган" на технику одинарной веревки, мы изготавливали и страховались только "рефлексами", широко пропагандируя найденный принцип по всему доступному информационному пространству. Рис.25-26 Универсальный самостраховочный зажим "Рефлекс". Самостраховочным зажим является, потому что был сделан именно для этой цели. Универсальным - по отношению к широкому диапазону линейных опор, на которых надежно срабатывает. Это и стальной трос, и веревка диаметром от 3 до 13 мм. Сравните с характеристиками зажимов предлагаемых в продаже! Такую универсальность придает зажиму плоская прижимная планка на рабочей части кулачка. Рис.27. Зажим "Рефлекс" Дюйсекина-Серафимова. Конструктивно зажим аналогичен "гиббсу". Но в отличие от него имеет две ручки. Расположенные на корпусе и кулачке, они удобно ложатся в ладонь спускающегося наподобие ручек пассатиж. И подобно пассатижам сжимаются по команде того самого рефлекса в момент срыва. В итоге зажим мгновенно срабатывает, рука слетает с ручек зажима (они после сжатия сходятся на выпадающий клин), а нагрузка переходит на самостраховочный ус, прикрепленный к отверстию кулачка. Просто и надежно. Отличительной особенностью зажима является замечательное удобство его ведения вдоль веревки. Ручки лежат в ладони, и не возникает желания переместить хват в иную зону. В принципе, можно и "Рефлекс" прихватить за кулачок и обойму корпуса, как обычный "гиббс", но это все-таки не слишком естественное для него явления. Да и последующие модификации зажима имели стопорную бобышку, препятствующую повороту кулачка на открывание. Любой зажим типа "Гиббс" и не только можно превратить с модификацию "рефлекса", просверлив отверстие в кулачке и ввернув в него стержень типа ручки. Такими самоделками козыряли в свое время многие думающие вертикальщики. 4) Зажимы эксцентриковые, типа "жумар". --------------------------------------- Эти зажимы по сей день подвергаются самым разнообразным нападкам со стороны не желающих вникать в суть. Много тут и от дележа рынков сбыта между фирмами-производителями. Сначала претензии касались их "недостаточной" прочности, связанной с разомкнутой конструкцией корпуса. Безусловно, корпуса "жумаров" уступают в прочности замкнутыми в кольцо обоймам "гиббсов". Но что с того? Важна ли абсолютная прочность того или иного предмета снаряжения? Только в мере соответствия прочностям остальных взаимодействующих элементов. Любая цепь прочна настолько, сколь прочно слабейшее ее звено. Страховочная цепь - не исключение. Будь отдельные ее звенья хоть из космических сплавов, толку нет, если хотя бы одно окажется слабее. Например, мы сами. Как в том анекдоте: "Намедни поп с колокольни упал. Сам вдребезги, а калоши - как новенькие! Надо четко понимать, что важна не прочность снаряжения сама по себе, а ее достаточность по отношению к предстоящей работе. Постепенно удалось показать и доказать, что прочности зажимов в 400 килограммов вполне достаточно для подавляющего большинства задач на вертикалях. Если же говорить о спуске по веревке, то и подавно. Рис.28 Прочности зажимов 400 кг вполне хватает для большинства операций. Управились с этим - новая оппозиция и новые страхи. Игольчатые кулачки! Ведь они же дерут веревку! Ведь они же ее порвут при срыве!.. Игольчатые кулачки - великое изобретение в области зажимов. Именно они, создавая гарантированное начальное трение, сделали эксцентрики реально рабочими, чего не могли достичь насечки, рубчики и прочие неровности на рабочей части кулачков. По надежности срабатывания игольчатые кулачки сразу поставили эксцентриковые зажимы в один ряд с семейством конструкций типа "гиббс", что явно не понравилось конкурентам. Конечно, на серьезно обледенелых веревках и сегодня единственным надежным снаряжением являются рычажные конструкции. Но это весьма узкая сфера, весьма. Во всех остальных случаях эксцентриковые "жумары", получив иголочки на рабочую часть, стали очень удобны. Так как наряду с надежным схватыванием сохранили все свои исконные удобства, связанные с отсутствием люфта-проседания под нагрузкой и легкостью встегивания-выстегивания, как следствие именно открытой обоймы. Так что же по поводу "дерут"? Многократными испытаниями показано и доказано, что игольчатые кулачки меньше изнашивают веревку при нормальном использовании, так как, стискивая ее в момент срабатывания, иголочки раздвигают нити оплетки, а не надрывают их. Попробуйте порвать шнурок, тыкая в него иголкой! Что же происходит, если нагрузить зажим с таким кулачком "с размаху"? Очевидно, что игольчатые кулачки способны скользить вдоль веревки, только вместе с ее оплеткой. Это и происходит, если рывок достаточно силен, чтобы превысить прочность нейлоновых нитей веревки. Зажим надрывает оплетку, снимает ее чулком на некотором расстоянии и останавливается, обессилев. Наблюдал лично в боевой обстановке. Но перекусить? Каждый, кто не поленится заглянуть в "проточную часть" зажима, увидит, что форма корпуса и кулачка представляют собой желобки, которые, сомкнувшись, не могут полностью перекрыть просвет. То есть всегда остается место для части веревки, которая просто не может быть перекушена - чисто конструктивно. Чего нельзя сказать о многих вариациях зажимов типа "гиббс", да и тех же коромысловых. Их кулачки смыкаются с обоймой без просвета. То есть при определенных условиях вполне способны перекусить веревку. "Рефлекс" исключает такую возможность за счет распределения нагрузки по прижимной планке. Известны и другие зажимы с плоским прижимом. Они проскальзывают при превышении нагрузкой некоей пороговой величины. Так что порвать веревку современным зажимом типа "жумар" - задача для особо одаренных. Помните? Ведь сейчас мы говорим о самостраховке на спуске! При которой нагрузки в страховочной цепи даже в самых невыгодных обстоятельствах весьма умерены фактором падения-рывка меньшим единицы, и в подавляющем большинстве случаев - значительно меньшим. Снова и снова обращаю внимание желающих разобраться на это дело - далеко не всем очевидное. Очень сложным для понимания оказался вопрос о нагрузках в страховочной цепи и влиянии различного снаряжения на нашу безопасность. Все и по сей день полно суевериями, заменяющими знания. Придет время, поговорим и о других сферах применения зажимов. Но пока только об этой - о самостраховке на спуске. |
|
КБСыч |
Добавлено: 11-01-2005 14:36 |
5) Ведение зажимов типа "жумар". -------------------------------- Хочется надеяться, что теперь у нас нет предубеждений против самостраховки "жумарами", так сказать, по умолчанию. Если же вспомнить, что они практически не попадают в сферу влияния пресловутого хватательного рефлекса, то симпатии к ним должны еще более усилиться. Невозможно схватить эксцентриковый зажим в кулак и тем самым не дать ему сработать. Этому препятствует как форма кулачка и обоймы, так и изящное решение фиксации кулачка в закрытом состоянии. Поэтому выполнение приема ведения достаточно несложно. Условие одно - не давить на фиксатор кулачка в направлении открывания зажима. Большинство предпочитающих этот вариант самостраховки ведут зажимы, отводя кулачок от веревки давлением на него указательного пальца сверху, упирая кулачок в фиксатор. Рис.29 Ведение зажима типа "Жумар" для самостраховки на спуске. Рис.30 Ведение зажимов типа "Бэйсик" для самостраховки на спуске. Веревке в канале зажима тесновато, так что приходится быть внимательным, чтобы не цапнуть зубчиком и не повиснуть на сработавшем зажиме. Но зато скорость срабатывания! С игольчатым зажимом в руке практически невозможно сколько-нибудь долго скользить вдоль веревки. Малейшая ее неровность, один волосок на игольчатый зуб - и срабатывание! Не разгуляешься. Поэтому вообще не приходится говорить о каких-либо серьезных повреждениях веревки при самостраховке такими зажимами. Повреждения со снятием оплетки чулком я наблюдал только при срывах по причине разрушения закреплений. Но причиной повреждений был не зажим, а маятниковое скольжение веревки по острым скальным ребрам. При нормальном падении в пустоте на полтора-два метра зажимы типа "жумар" вполне лояльны к веревке. Напоминаю - с фактором меньшим 1,0! Желающие могут убедиться в сказанном на практике. Кроме уже упомянутого, можно вести "жумары", отводя кулачок с упором фиксатора в корпус при помощи большого (рис.30) и указательного (рис.32) пальцев. Именно отводя кулачок с сохранением его закрытого положения, а не оттягивая его фиксатор вниз! Рис.31 и 32. Варианты безопасного ведения зажимов типа "Жумар". Ни в коем случае нельзя давить на фиксатор кулачка в направлении его открывания! Рис.33 и 34. Опасно неправильное ведение зажима за фиксатор с выведением его из упора. 13. Размещение и крепление самостраховочных устройств к обвязкам. ----------------------------------------------------------------- Нет смысла говорить, что все устройства для самостраховки прикреплены к нашим обвязкам - подвесной системе, это очевидно. Мы уже уделили внимание самостраховочным усам разных конструкций. Именно они чаще всего соединяют нашу подвесную с зажимами. Схватывающие узлы тоже крепятся к беседке - узлом или посредством карабина. Однако обратите внимание на условие равнопрочности! Одинарный репшнур на самостраховке - это не интересно даже в качестве демонстрации умственной отсталости. Хотя если прочность шнурка позволяет, почему бы и нет? В век кевлара чего только не увидишь! |
Страницы: 1 |
Константин Серафимов - Книжная полка / "Вертикальная техника - каньонинг" Константин Б.Серафимов / 8. Самостраховка при спуске по веревке. |