026 - РИСК? НЕТ - ТЕХНИКА! - Чудо-юдо Рыба Кит!

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:  

Раздел: 
Константин Серафимов - Книжная полка / "Экспедиция во Мрак" Константин Б.Серафимов. / 026 - РИСК? НЕТ - ТЕХНИКА! - Чудо-юдо Рыба Кит!

Страницы: 1  ответить новая тема

Автор Сообщение

Добавлено: 28-04-2005 12:24
Константин Б.Серафимов - "ЭКСПЕДИЦИЯ во МРАК"

ЧУДО-ЮДО РЫБА КИТ!
------------------

Зима 85-86 проходит в "бумажных" трудах. Сижу над переводами, вчитываюсь в незнакомые строчки. Каунас литературой не помог, несмотря на обещание Эрика.

Помог Резван, еще в Сочи уступив на время только что подаренную ему болгарами книжку "Азбука одинарной веревки" Петко Недкова (*154). Да еще член нашего клуба Марина Тюрнина привезла с Красноярского семинара разрозненные листочки фотокопии какой-то явно SRT-эшной книжки на английском языке: красноярцы, по бытующей у нас практике, тщательно скопировали картинки, не утруждая себя сопровождающим текстом!

Ну, и, конечно, Москва. О-о! Какие закрома информации оказались у Владимира Киселева! (*155). Английские, французские, австралийские - на всех языках книги с роскошными иллюстрациями. Глаза разбегались! Да, Владимир Энгельсович Киселев оказался одним из самых богатых на информацию по технике одинарной веревки спелеологов СССР.
Киселев в советском кейвинге вообще фигура неординарная. Начав с работы в Центральной спелеосекции во времена Илюхина, оставаясь вне политических страстей и справедливо считая политику делом побочным, по сравнению с пещерами, помимо всего прочего, Киселев все это время занимался информацией. И преуспел на этом поприще.

Более того, как-то незаметно выдвинулся он из тени в ряд ведущих спелеоподводников и первопроходцев страны, записав на свой счет солидное число первопрохождений и открытий в пещерах и пропастях Союза.

И вот - с истинно царской щедростью распахнулась сокровищница царя информации Киселева перед новорожденными искателями истины.
Из этих разноязыких строчек постепенно проступала передо мной сущность одноверевочной техники. И с каждой новой строчкой, отвоеванной у иноязычных текстов, SRT все больше притягивала к себе. Будто свежий воздух вливался в легкие.

Пьянящ аромат познания! Этот труд в пыльном шелесте томов оказался сравним с радостью подземных первопрохождений.
Многие с сомнением покачают головой. Иные усмехнутся. Кто испытал когда-либо - поймет. Познание сладостно само по себе - вне зависимости от оболочки, форм, видов деятельности.
В познании окружающего и внутри лежащего - предназначение нашей жизни, наше утешение и восторг, бессмертный смысл существования.


... Стучит пишущая машинка, страничка следует за страничкой. Как хочется скорей, сразу туда, где такие заманчивые картинки - поближе к пещере, к пропасти, к действию!

Нельзя. Мы уже заплатили цену за незнание - по незнанию.
Но иметь все, чтобы узнать, и - не воспользоваться? Преступное недомыслие. Это почерк дилетантов по духу, верхоглядов и ленивых умом.

Так что же такое эта "Сингл Роуп Техник"?
Да не убоимся академичности фраз.


ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ или ОСНОВА ОСНОВ
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Техника одинарной веревки ничего общего не имеет с тривиальным хождением по одинарной линейной опоре без страховки. SRT - это гармоничный комплекс мер, затрагивающий все без исключения стороны работы на подземных вертикалях. И не только на подземных. Механическое, подражательное, перенесение в практику отдельных элементов SRT без понимания их сути и связи с остальными составляющими техники порождает уродливые гибриды - столь же неприглядные, как и опасные.

Техника одинарной веревки покоится на "трех китах", трех неразрывных составляющих, которые дают желаемые результаты только в совокупности.


ПЕРВЫЙ КИТ по имени РОУП
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Есть среди кейверов, понимающих Суть, поговорка-пожелание: "Лучше наступи себе на язык, чем на веревку!" Конечно, не стоит это воспринимать буквально - веревка не боится наступания.

Но основы безопасности SRT закладываются на земле. Прежде всего - это бережное отношение к веревкам, как к основному снаряжению.

"Так-так, - уже вертится нетерпеливый. - Огласите, пожалуйста, весь список!"

Будь по-вашему, представляю остальных.


ВТОРОЙ КИТ - ПРОТЕКТОР
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Рrotection - по-английски, защита. Соответственно, Рrotector - защитник. В ведении кита Защитника - сохранность нейлоновых дорог. По разному можно их проложить по отвесам, на языке кейвинга - сделать навеску.

SRT жестко формулирует основное правило:

- навеска на ЛЮБОЙ отвес должна исходить из главной задачи - МАКСИМАЛЬНО ОБЕСПЕЧИТЬ БЕЗОПАСНОСТЬ висящей на нем ЕДИНСТВЕННОЙ ВЕРЕВКИ. А уж потом все остальное.

Все потом - быстрота, легкость передвижения, другие соображения.
Комплекс мер по сохранению навески называется ее защитой. В свою очередь, защита навески состоит из двух взаимодополняющих частей: защиты антифрикционной - от перетирания, и защиты динамической - от последствий рывка. Эти "сиамские близнецы" неразделимы. Только примененные в совокупности, они дают определенные гарантии сохранности одинарной веревки.

Проще говоря - веревки на каждый отвес должны навешиваться без трения их о скалу и с учетом возможных динамических рывков при работе. Надо признаться, что во всей предыдущей практике советского спелеотуризма мы не сталкивались с такой постановкой вопроса. Не мудрствовали особо - швырнул веревку за край колодца и вся недолга!

Да, организация динамически защищенной навески, да еще без трения ее о скалу, требует гораздо больших усилий. Это и забивка дополнительных крючьев, и применение оригинального снаряжения, призванного защитить веревку от трения - специальных прокладок, подстилок, чехлов, оттяжек, отклонителей. Кроме того... ну, да в трех словах и не скажешь.
Ни о чем подобном я до 85 года и не задумывался.


ТРЕТИЙ КИТ - ТЕХНИК
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Этот кит, пожалуй, внешне самый заметный. Более полное и понятное его имя - индивидуальная техника передвижения по отвесам.

Как-то так повелось в советском спелеотуризме, что главным преимуществом того или иного способа передвижения по веревке считались его скоростные качества.
При этом мы частенько забываем, что если высокая скорость подъема говорит о хорошем уровне кейвера, то высокая скорость спуска чаще всего свидетельствует об обратном: или о низкой технической грамотности, или о скудости ума.

Правилами SRT регламентируется максимально допустимая скорость спуска на ФСУ, использующих карабин в качестве тормозного элемента (*156) - не более 15 метров в минуту.

"Один метр за четыре секунды?!" - воскликнут наши лихачи. - Что за скорость такая черепашья?"

Как знать. При превышении этой на вид маловатой скорости возникает угроза оплавления и повышенного износа веревки от трения в спусковых устройствах, особенно на сухих отвесах.

Можно ехать и быстрее, но - используйте подходящие "спускеры", господа, хорошо отводящие тепло из зоны нагрева. Ведь веревка-то одна! Тем более, что средняя скорость движения по маршруту зависит, прежде всего, от тактически грамотных действий группы, выносливости, технической подготовленности каждого конкретного исполнителя, и только в последнюю очередь от скоростных преимуществ самого способа движения.
Скорость - дело десятое, скорость - органическая производная всех перечисленных составляющих.

В SRT главным условием применимости способа движения признана - МАНЕВРЕННОСТЬ.

Именно, маневренность, а не скорость. Передвигаясь по одинарной веревке, кейвер должен быстро и достаточно легко преодолевать многочисленные препятствия - не только и не столько естественные, но и искусственные, установленные по велению второго Кита - Защитника. Важно, чтобы сам способ движения позволял позаботиться о сохранности единственной на отвесе веревки: иметь возможность отделять ее от скалы, не позволять касаться и тереться о рельеф даже эпизодически.

Если говорить о подъеме, то, перебрав многочисленные варианты, европейский кейвинг избрал способ движения по веревке, носящий пока неразгаданное мною название "Дэд" (*157). В некоторых публикациях тот же способ носит англоязычное название "Фрог" (Frog - лягушка). Но в советской практике название "лягушка" получил другой способ движения: с одновременной работой ног на двух длинных равновеликих стременах, прикрепленных к верхнему зажиму (*158). Поэтому, для определенности, говорю "Дэд".

Понятно, что маневренность на отвесе впрямую зависит от особым образом подобранного и подогнанного индивидуального снаряжения.
Поэтому желающим заняться техникой одинарной веревки приходится очень внимательно отнестись к своему индивидуальному снаряжению.

Все то, чем обладали мы в 1985 году существенно отличалось от необходимого. Все, буквально все пришлось приспосабливать или принципиально менять. И это тоже было для нас неожиданностью.
Но... как говорится, это уже совсем другая история. Иначе я могу превратить мое повествование в учебник по SRT. А это пока не входит в задачу.

Только веревку, саму веревку - основу основ SRT, я не могу обойти полным молчанием.

* * *

Однажды я принес с почты увесистую бандероль и весьма удивился, обнаружив в ней приличный конец веревки явно иностранного происхождения.

"Неужто в Киеве начали делать приличную веревку?" - недоумевал я, рассматривая почтовый штемпель и обратный адрес.

Впрочем, все быстро выяснилось, что не убавило моего удовольствия от созерцания прекрасного содержимого бандероли. Веревку прислал Саша, Александр Борисович Климчук - тот самый, кто некогда принял не последнее участие в открытии пропасти Киевская, а нынче упорно занимался пропастью Куйбышевская на Арабике. Недавно Климчук вернулся из совместного с Киселевым и Дублянским турне по Канаде и США и вот... Это было приятно.

Следом за бандеролью пришло письмо, в котором содержалась "Инструкция к веревке фирмы "Пиджин Маунтин Индастри" - "РMI" (Пи-Эм-Ай).

Обращаясь к Третьему Киту - отношению к веревке, я всегда вспоминаю эту инструкцию, которую не поленился тогда перевести и не пожалел о затраченном времени. Читая, не забывайте, что это всего лишь обычная инструкция к обычной, по американским понятиям, веревке. Прошу прощения за "пословный" перевод. Я не стал особо "русифицировать" текст, чтобы сохранить известный колорит.

Вот то, или примерно то, что было в этой инструкции:


"РМI" - ИНСТРУКЦИЯ К ВЕРЕВКЕ
----------------------------

НАШИ ПОЗДРАВЛЕНИЯ!

Примите их в связи с покупкой новой "РМI"! Мы готовы помочь Вам автомобилем для ее перевозки.
Первая это Ваша веревка или Вы бывалый ветеран, пожалуйста, найдите время прочитать нижеследующее: это может иметь значение в Вашей жизни. Пожалуйста, читайте внимательно.


ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ:

На Вашей ответственности, дорогой покупатель, пройти обучение и принять соответствующие меры предосторожности для обеспечения безопасности во время работы с нашей веревкой. Информация этого проспекта не может заменить компетентную инструкцию и соответствующую тренировку.


РАСПАКОВКА ВАШЕЙ НОВОЙ ВЕРЕВКИ:

Если веревка была продана Вам в рулоне, уложенном в коробку, аккуратно извлеките рулон из коробки, поддерживая его снизу. Не вытаскивайте веревку за верхнюю часть рулона. Это может привести к ее запутыванию.

Размотайте веревку из рулона. Ручка старой швабры вполне подойдет для этого в качестве оси. Не следует вытягивать веревку из рулона другим способом, если Вы не хотите получить на ней скрутки при работе. Но даже при правильном разматывании, несмотря на то, что оплетка Вашей "РМI" сконструирована свободной от вращения, она, как и все веревки, даст несколько скруток, как следствие фабричного наматывания на барабан с последующим сматыванием кольцами в рулон. Поэтому перед тем, как первый раз воспользоваться веревкой или перед упаковкой ее для использования, следует выпрямить веревку по всей длине и дать возможность свободно раскрутиться.


НЕКОТОРЫЕ ПОКАЗАНИЯ И ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ
ДЛЯ ВАС И ВАШЕЙ ВЕРЕВКИ

РЕКОМЕНДУЕМ:
- Выбирайте веревку, адекватную предстоящей работе. Существует множество типов веревки из разных видов волокна, которыми Вы можете пользоваться.

- Используйте подкладки под веревку во всех точках ее контакта со скалой. Используйте все возможные меры защиты веревки для уменьшения числа точек контакта и его силы.

- Почаще мойте Вашу веревку холодной чистой водой. Грязь будет причиной износа Вашей веревки в той же степени, что и Ваше вспомогательное снаряжение. Используйте мыло, если хотите, но никогда не используйте моющие средства или отбеливатели. Сушите Вашу веревку на воздухе (не на солнце), но только не в помещении, где она обычно хранится.

- Проверяйте свою веревку каждый раз перед тем, как использовать, во время работы и еще раз перед тем, как упаковать ее в сумку для последующего хранения. Если оплетка или сердцевина повреждены или Вы обнаружили более мягкие, твердые или передавленные места, отрежьте веревку в этой точке и продолжайте проверку, пока не осмотрите по всей длине. Если найдете другие повреждения - режьте без сожаления.

- Доверяйте свою жизнь только надежным веревкам, отделяя их от негодных. Записывайте все случаи использования веревки и происшествия с ней в ее "историю". Карточки "истории" заводятся на каждую веревку и на каждый ее кусок при разрезании. В них тщательно переносятся сведения из "истории" бывшей целой веревки. Много карточек понадобится, пока Ваша веревка "РМI" "умрет"!

- Содержите Вашу веревку в чистом, темном, хорошо проветриваемом помещении вдали от источников солнечного света и тепла. Сумка для "РМI" - отличный способ сохранить Вашу веревку чистой и невредимой.

- Оторвите и заполните гарантийный талон к веревке.


НЕ РЕКОМЕНДУЕМ:

- Не обращайтесь дурно с Вашей веревкой: наступание или хождение по веревке ногами может ее повредить.

- Не используйте Вашу "РМI" для динамической страховки. Из-за низкой способности "РМI" к удлинению, падение со слабиной на веревке может привести к возникновению рывка, достаточного для травмирования или даже смерти упавшего.

- Не храните Вашу веревку на солнечном свету. Даже несмотря на то, что "РМI" отнесена к устойчивым по отношению к ультрафиолетовому излучению. Ультрафиолет укорачивает жизнь всех синтетических веревок.

- Не позволяйте никаким химикатам вступать в контакт с Вашей веревкой. Никогда не сушите ее на бетонном или грязном полу. Ни при каких условиях кислоты или щелочи не должны находиться в помещении, где хранится Ваша веревка. Помните, что многие вещества привычного пользования содержат сильные химикаты. Некоторые из этих химикатов могут повредить или совсем разрушить нейлон. Убирайте прочь батарейки (кислоты и щелочи), а также продукты, которые содержат фенол (масла), тетрахлорид углерода, формальдегид и газолин (бензин).

Если Вы заподозрите химическое повреждение Вашей веревки - выкиньте ее немедленно!

Если Вы желаете нанести маркировку на веревку, используйте красители на основе эфира или спирта, так как они не приводят к повреждению веревки.

- Не перегружайте Вашу веревку. Никогда не используйте веревку, предназначенную для страховки жизни, для буксировки автомашины или подъема тяжелых вещей. Перегрузки могут причинить веревке внутренние повреждения без видимых внешних следов. Для каждого вида работ следует применять специально предназначенные для этого веревки.

- Не перегревайте веревку при использовании или сушке. Температура, при которой прочность как новой, так и бывшей в работе веревки падает на 50 %, составляет для полипропилена - (150F = 65С), для нейлона (350F = 176С). Длительная сушка при повышенной температуре непременно приводит к некоторой потере прочности.

- Никогда не стойте на одной линии с нагруженной веревкой. Если веревка или приспособления имеют какие-либо изъяны, они могут отскочить со значительной силой и причинить физическую травму.


КОГДА ЖЕ ИЗЪЯТЬ ИЗ РАБОТЫ ВАШУ ВЕРЕВКУ?

К сожалению, в настоящее время не существует неразрушающего теста на определение пригодности веревки. Способы визуального осмотра не могут с гарантией точно и конкретно определить действительный остаток прочности. Чем чаще и в более трудных условиях веревка работает, тем быстрее требуется ее замена.

Хорошее обращение с "РМI" может обеспечить ей много лет службы. Расплатой за неправильное обращение может стать уменьшение безопасности веревки.

С момента, когда веревка покинет завод, изготовитель не имеет возможности знать, как веревка используется и чему подвергается. Только владелец-пользователь может контролировать состояние своей веревки и видеть, в каком уходе она нуждается в данный момент.

Рекомендуем: если возникли хоть какие-то сомнения - уничтожьте Вашу веревку.

Если появились какие-либо вопросы о ее качестве - сделайте то же самое. Значит, пришло время заменить Вашу веревку.


Прекратить ли использование веревки укажут признаки износа или повреждения. Вот эти признаки:

ИЗНОС ОПЛЕТКИ - более половины толщины нитей оплетки разрушено.

УДАРНАЯ НАГРУЗКА - веревка выдержала суровый динамический удар. В этом случае, вероятно, стоит заменить не только веревку, но и все вспомогательное снаряжение, чтобы оно могло выдержать ударные нагрузки в дальнейшем.

ХИМИЧЕСКИЙ КОНТАКТ - веревка подверглась воздействию паров или непосредственному контакту с некоторыми химикатами и неизвестно - безвредно ли их влияние на волокна веревки.

ПОТЕРЯ ДОВЕРИЯ - кто-то еще воспользовался Вашей веревкой, и Вы не уверены, обращался ли он с ней должным образом. Вдруг последний пользователь буксировал автомобиль Вашей страховочной веревкой?

ИЗМЕНЕНИЕ ДИАМЕТРА - Вы обнаружили участки, где веревка приобрела конфигурацию, подобную песочным часам.

ЖЕСТКИЕ, МЯГКИЕ или ПЕРЕДАВЛЕННЫЕ МЕСТА - веревка имеет места, которые на ощупь тверже или мягче, чем остальная веревка. Когда же Вы сгибаете веревку в дугу, она не сгибается по правильной окружности.

ВОЗРАСТ - Ваша веревка явно стара или изношена. Допустимый возраст зависит от условий обращения с веревкой и типа ее волокна.


Вот такая инструкция. Таков Кит по имени Роуп. Коротко здесь удалось сказать почти все о веревке. Для обычного читателя - многовато, для профи - почти ничего. Для начинающего - в самый раз. Чтобы начать относиться к веревке как к другу, от которого зависит самое драгоценное - здоровье и жизнь.

---------------------------------------------------------------
*154 П.Недков "АБВ на техниката на единичното въже", София, 1983.

*155 Прошу не путать с челябинцем Сергеем Николаевичем Киселевым: по прозвищу Кес, моим соратником по напрянскому корделетту, бессменным завхозом Алекских СИПов - семинаров Средней Инструкторской спелеоподготовки и призером Всесоюзных соревнований по спелеотехнике в составе челябинских команд.

*156 Карабин в качестве одного из тормозящих элементов используют многие спусковые устройства: шайбы, восьмерки, рогатки, большинство каталок и т.п. Более совершенные ФСУ карабины для торможения не используют.

*157 Основоположник SRT в Болгарии Петко Недков как-то обмолвился, что по его сведениям название "Дэд" произошло по прозвищу его изобретателя, французского спелеолога, похоже, славянского происхождения, если прочитать прозвище по-русски: "Дед".

*158 Получивший с легкой руки илюхинцев название "лягушка", этот уродский способ подъема действительно гораздо больше напоминает движения лягушки, чем его более гармоничный и эффективный англо-французский собрат.

Страницы: 1  ответить новая тема
Раздел: 
Константин Серафимов - Книжная полка / "Экспедиция во Мрак" Константин Б.Серафимов. / 026 - РИСК? НЕТ - ТЕХНИКА! - Чудо-юдо Рыба Кит!

KXK.RU