Вопрос по методике.

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:  

Раздел: 
Скрипичный форум / Скрипичные мастера / Вопрос по методике.

Страницы: 1 2 Next>> ответить новая тема

Автор Сообщение

частый гость
Группа: Участники
Сообщений: 24
Добавлено: 31-10-2004 10:07
Уважаемые скрипичные педагоги!
Хотелось бы услышать рекомендации по следующему вопросу:
мой великовозрастный ученик две недели назад начал заниматься на скрипке, прижимает ладонь к шейке скрипки, когда ставит пальцы на струну. Как убрать зажатость? Какие методы действенные в подобной ситуации? Дело в том, что когда он освобождает кисть, пальцы не прижимают струну к грифу, от этого получаются глухие, не музыкальные звуки. Как найти баланс между силой падения пальца на струну и свободой кисти?
Педагогическая практика у меня небольшая, такой проблемы в моем классе не было, 8 из 8 первоклассников изначально не прижимали ладошки к шейке скрипки. Правда на некоторых детских инструментах приходилось углубить канавки под струны на порожке, чтобы легче было прижимать струну к грифу.
Заранее спасибо всем, кто примет участие в обсуждении данной проблемы.


Группа: Участники
Сообщений: 2
Добавлено: 31-10-2004 20:56
Уважаемая Алёна!Зажатость левой ладони уменьшится,если ученик будет выполнять переходы из первой позиции вверх и обратно.При этом качество звука в начальной стадии будет низким,но при условии,что и педагог,и ученик будут добиваться улучшения качества,станет возможным совместить хорошее звучание и свободную кисть.Кроме этого,можно попробовать немножко повибрировать,это упражнение тоже освобождает левую кисть.На эту тему есть много метод.литературы,например,"Система скрипичной игры"А.Маркова,изд."Музыка"1997г.Удачи!

частый гость
Группа: Участники
Сообщений: 24
Добавлено: 01-11-2004 05:44
Большое спасибо, Павел! Вы имеете в виду следующий вариант упражнения: в первой позиции, например, поставить палец на струну и осуществить мягкий переход свободной кистью и предплечьем вверх, не прижимая струну к грифу?
Когда мой ученик выполняет скользящие движения по шейке скрипки, кисть и предплечье свободные, но при таком упражнении я не требовала ставить палец на струну. Прошло только две недели от начала занятий ( это может быть 5 уроков от 15 до 50 минут). Зажатость появляется, когда ученик ставит последовательно 1,2,3,4 пальцы на струну (пиццикато ля, си, до, ре, ми). Или каждым пальцем попробовать осуществить переходы, тогда ладонь освободится? Но проблема ведь еще в том, что ученик, когда пытается ставить пальцы свободно при раскрепощенной кисти, тогда струна не прижимается к грифу и звук не музыкальный. Он слышит этот противный звук, страшно расстраивается, пытается прижать струну к грифу и снова зажимается кисть.
Инструмент мастеровой, удобный, т.е. углублять канавки под струнами просто преступление.

P.S. К сожалению книги по методике сейчас мне не доступны, и опытные коллеги далеко.


Группа: Участники
Сообщений: 2
Добавлено: 01-11-2004 10:25
B этом и состоит трудность начального этапа обучения игре на скрипке,что должно пройти время,пока ученик научится извлекать из инструмента муз.звуки.Вспомните свои первые шаги,неужели у Вас всё получалось сразу? Важно не дать ученику разувериться в своих возможностях,настроить его на успех.Слушайте больше игру великих музыкантов,что бы у ученика "учились" не только руки,но и уши.Поскольку с переездом в Израиль я перестал заниматься педагогической деятельностью,то литературы по методике у меня очень мало,но уверен,что в Сети она есть.

частый гость
Группа: Участники
Сообщений: 24
Добавлено: 01-11-2004 15:46
Павел, мне не попадались книги по методике в online. И сейчас поискала Маркова "Система скрипичной игры", нашла только в интеренет-магазине за 36 руб, но ее нет сейчас в продаже. И, скорее всего, за границу их не посылают.
Если вдруг найдете какие-нибудь книги по методике в online, сообщите, пожалуйста.

частый гость
Группа: Участники
Сообщений: 24
Добавлено: 01-11-2004 15:59
Вот нашла Лесмана: http://www.bolshe.ru/book/id=2352

частый гость
Группа: Участники
Сообщений: 11
Добавлено: 09-11-2004 00:12
Вот нашла Лесмана: http://www.bolshe.ru/book/id=2352

Спасибо Вам Алена что Вы нашли хоть что то нужное в интернете я уже много времени ищу и ничего найти не смогла. У меня тоже не большой стаж в преподавании и тоже свои прблемы в постановке рук великовозрастных учеников.
Эта проблема меня очень тревожит и кажется может я что то не доучила у меня вдетстве тоже были проблемы со смычком.
Я очень прошу ответить уважаемых преподавателей на такой вопрос.
ЧТО ДЕЛАТЬ с учеником который не может удержать струну смычком и постоянно соскальзывает на другие струны ?
Подскажите пожалуста . Может существуют еще какието упражнения которых я не знаю и что мне делать . Так как мне очень хочется научить детей играть на скрипке а не мучить их постоянными повторениями.Зарание благодарна.

частый гость
Группа: Участники
Сообщений: 11
Добавлено: 13-11-2004 07:45
Для лёгкого и нажимания струн есть определённые размеры высоты струн над правильно изготовленным (он по середине должен быть вогнут немножко)грифом.Проверяется нажимом струны у порожка и у конца грифа.По середине между струной и грифом должен быть зазор,который одинакого плавно, без бугорков уменьшается к порожку и концу грифа. При таком грифе металлическая струна на конце грифа должна отстоять на прим.5 мм (соль струна) и 3-3,5мм ми струна.Ну а у порожка может иногда быть и такой вариант,что чтобы между струнами и грифом свободно проходил обычный листок бумаги.(лучше зазор чуть больше,но НЕ НА МНОГО).

частый гость
Группа: Участники
Сообщений: 11
Добавлено: 13-11-2004 07:48
Ещё надо проверить удобный ли мостик и подбородник.(Скрипка должна довольбно удобно удерживатся без помощи левой руки)

частый гость
Группа: Участники
Сообщений: 11
Добавлено: 13-11-2004 07:53
А насчёт смычка, проканифольте один раз больше обычного,чтобы как следует цеплялся за струну
А может волос старый или бутербродом намазанный (были случаи)

частый гость
Группа: Участники
Сообщений: 24
Добавлено: 13-11-2004 08:39
Тоже подумала о недостатках инструмента. В частности, может быть подставка под струнами не правильной формы?
Николь, обратите, может быть, внимание на положение локтя правой руки, он должен быть в одной плоскости с тростью смычка (на струне соль самое высокое положение локтя, на струне ми самое низкое, но в одной плоскости со смычком).
Как долго Ваш ученик пытается приспособиться к инструменту?
Если рядом есть старшие, более опытные, педагоги, то желательно показать ученика и посоветоваться. Когда у меня была возможность, консультировалась. Теперь в моем распоряжении только интернет, к сожалению.
Желаю успехов!

частый гость
Группа: Участники
Сообщений: 11
Добавлено: 14-11-2004 01:31
Я очень признательна вам Павел и Алена за ответ на мой вопрос.
Но самое интересное заключается в том, что я, всегда проверяю смычек при настройке инструмента, и почти всегда канифолю. Конечно разные случаи бывают, и иногда, даже то что Вы написали Павел,но за этим я всегда стараюсь следить.
Нет, не в этом у меня проблема.Я тоже как и вы Алена совершенно одна. Есть конечно другие преподаватели по классу фортепиано,духовых инструментов,но как Вы понимаете помочь мне они ни как не смогут. А насчет методической литературы так как я тоже живу за границей взять ее негде.
Я заметила то,
что на постановку смычка, у ребенка , у меня уходит намного больше времени чем на постановку, левой руки.
А занимаюсь я смычком по времени, наверно раза в три больше.Как будто у ученика уже все получается, я радуюсь он уходит, приходит на следующий урок и опять начинаю все сначала . Как будто у него и не получалось ничего. Конечно в конце концов что то получается . Недаром говорят "Если долго мучится,что нибудь получится" ,правда при условии что этот ученик продолжит свое обучение
Обязательно прослежу за положением локтя. Спасибо.
А для Вас Алена прекрасный способ проверить скрипку, это принести на урок другую скрипку таково же размера, и дать ее ученику . Еще способ ,опускать пальцы на деку скрипки ,как бы постукивать , может после этого ребенку будет легче ставить пальцы на струны. Детям это нравится .

частый гость
Группа: Участники
Сообщений: 24
Добавлено: 14-11-2004 09:33
Cпасибо, Николь. Хорошее упражнение постукивать пальцами по декам. В нашем случае проблема в том, что на скрипке очень нежный лак, и отпечатки пальцев можно снять только эфиром, который не достанешь здесь, как, впрочем, и в России это нелегко сделать. Так что к декам вообще стараемся не прикасаться.
Еще по поводу смычка вспомнила, в прошлый раз хотела написать, но из-за спешки выпустила этот момент. У Вашего ученика смычок съезжает на другие струны в какой части смычка?
При движении вниз, когда смычок у конца, правая рука делает небольшое движение от себя (немного вперед), при движении вверх рука возвращается. Если рука не совершает "возвращательное" движение, Вы сразу заметите, что ученик поведет смычок за ухо.
"У колодочки смычок сам ложится на бочок"-это значит, что у колодки мы играем краем ленты волоса.
У конца смычка (примерно в 4-й четверти) целой лентой волоса играем.
Следите, чтобы ученик при движении вниз не вел смычок за спину.
Николь, если в стране, где Вы живете, можно посмотреть видеокассеты в формате палсекам, т.е. как в России, тогда могу выслать адрес, по которому можно заказать видеокассеты с уроками педагога Шальмана. Это отличное подспорье молодому преподавателю.
Успехов Вам!

частый гость
Группа: Участники
Сообщений: 11
Добавлено: 14-11-2004 22:01
Спасибо Вам Алена.Я обязательно использую уже завтра, все ваши рекомендации. Может я в поцессе работы , чтото упускаю из вида и по этому у меня ничего не получается .Смычок сьезжает больше в верхней части смычка, при движении вниз а потом его уже тяжело вернуть назад без моей помощи. Да , я очень буду благодарна за адрес ,думаю я смогу найти где просмотреть видеокассеты. Уверена ,мне это поможет.
Да насчёт вашей скрипочки.Можно в этом случае, использовать какую нибудь дешовую скрипку не мастеровую.Конечно такую жалко . У нас для ухода за инструментом существуют специальные салфетки ,и я думаю что какой-то процент эфира в них есть (они очень быстро высыхают) ,вот они прекрасно помогают.Может у вас их тоже можно где то достать . Очень хорошая вещь, и инструмент выглядит почти как новый .
Да я у себя нашла книгу Маркова "система скрипичной игры" , в следующий раз обязательно напишу все что найду по Вашему вопросу.
И Вам, я желаю больших успехов!

частый гость
Группа: Участники
Сообщений: 24
Добавлено: 15-11-2004 07:13
Николь, я Вам письмо послала на тот адрес, который у Вас в профиле участника форума записан.
Да, видела салфетки для ухода за струнно-смычковыми, но не рискую купить. Вдруг в них не эфир? Можно, конечно, на незаметной части скрипки попробовать.

частый гость
Группа: Участники
Сообщений: 11
Добавлено: 15-11-2004 21:27
Спасибо Алёна .
Правда я ещё не получила почту, но обязательно получу.
На счёт салфеток,не волнуйтесь .Я протирала свою скрипку и мне очень понравилось . Думаю попробовать всегда можно.
Просмотрела "Систему скрипичной игры" .Вкратце расскажу.Это не совсем методическая
литература, это ешё и прекрасные упражнения.
Цитирую:"Система скрипичной игры " построена по следующему принципу: технические элементы левой и правой руки рассматриваются раздельно, но обьединяются в исполнении каждого упражнения."
Марков расписывает каждое упражнение , отдельно левую и правую руку. Упражнения разные , лёгкие и тяжолые , но все они даны на играющего скрипача.
Например 1- Чередование нот "ми"и "фа" на Ми струне шестнадцатые , шестнадцать легато на смычок . Потом тоже самое с нотами "фа""соль" ,"фа диез" соль", "соль""ля" и т.д.
Вот что он пишет для левой руки- "Каждый "работающий" палец сначала поднимается повыше вверх, а затем падает на струну молоточковым движением.Бросание пальцев, а не нажим на струну имеет двойное преимущество:во первых достигается лучшая звуковая четкостьпри смене нот, а во-вторых, укрепляется привычка в послеударном расслаблении."
Напишите, если Вас это заинтерисовало.
Желаю удачи.

частый гость
Группа: Участники
Сообщений: 24
Добавлено: 16-11-2004 14:04
Николь, спасибо, очень нужные строки. Кстати, своим маленьким ученикам я приводила в пример молоточки фортепиано. Они смотрели, как падают молоточки на струны внутри фортепиано.
Что касается моего великовозрастного ученика, то он меня на днях порадовал свободой падения пальцев на струны и чистотой интонации. Вот так, с помощью форума решаются проблемы.
Спасибо.
Как дела у Вашего ученика со смычком?

частый гость
Группа: Участники
Сообщений: 11
Добавлено: 17-11-2004 00:32
Алёна, получила ваше письмо. Спасибо за адрес который Вы мне прислали.Я уже нашла его в сети и надеюсь на получение видеокассет.
Это здорово, что есть хорошие результаты у Вашего ученика.
Поздравляю!

Мои же результаты не настолько успешны, есть какой-то прогрес но еще не окончательный. Ведь раньше я делала практически все что Вы написали и насчет локтя и поворот руки . Теперь я думаю что окончательно запутала его.
Напишите ,сколько времени у Вас уходит на постановку смычка, может есть какие то упражнения.
Удачи и успехов!

частый гость
Группа: Участники
Сообщений: 24
Добавлено: 17-11-2004 09:50
Николь, я точно не засекала время, сколько трачу на смычок. Мы пока не дошли до соединения левой и правой руки, поэтому в течение 30-40минутного урока чередую занятия левой и правой рукой. С тех пор, как я начала эту тему, ученик вообще не подходил к скрипке две недели, ссылаясь на большую усталость после работы. Но я знаю истинную причину "нехотения": у ученика создалось впечатление, что занятия неимоверно трудные, он решил, что не способен играть на скрипке. Теперь все изменилось, и он с желанием занимается.
И еще один момент, например, ученикам-японцам вообще не принято говорить, что у них что-то не получается или они что-то не правильно делают, иначе они страшно расстраиваются .
Задача педагога задать такую атмосферу на уроке, чтобы у ученика сложилось ощущение, что играть на скрипке легко.
Николь, помогите ученику вести смычок в правильном направлении, подложите свой большой палец правой руки вдоль колодки смычка, а указательным и средним пальцами покройте безымянный и средний пальцы ученика. Для остроты ощущений можете как-нибудь сами, когда никто не видит, взять скрипку не в левую руку, а в правую, а смычок в левую руку и попытаться что-нибудь исполнить, не задевая соседние струны.
Во время ведения смычка проговаривайте движения: Вниз ведем, начинаем краем волоса, в середине смычка сделайте остановку (паузу), в верхней части смычка используем всю ленту волоса, руку от себя. Вверх ведем, возвращаем руку к себе, вверху целая лента волоса, пауза в середине смычка, в нижней части используем край ленты волоса. Помогайте вести смычок и говорите, что вы делаете.
У Шальмана подготовительные упражнения смычком выполняются не на струнах, а на сгибе локтя левой руки, т.е. без скрипки (левую руку поднять согнутую в локте как для игры на скрипке).
Можете ученику дать поиграть самостоятельно, без Вашей помощи, в средней части смычка. А с Вашей помощью отрабатывать движения в разных частях смычка по отдельности и целым смычком.
Обратите внимание, чтобы при движении вниз у конца смычка, ученик НЕ разгибал руку до упора в локтевом суставе, т.к. из этого положения сложнее выполнить "возвращательное" движение.
Можете дать передохнуть ученику и предложить ему в это время упражнение "лифт": смычок в вертикальном положении, позволить смычку проскальзывать вниз, т.е. пальцы освобождают трость и она проскальзывает вдоль пальцев, чуть-чуть проскользнула, делаете остановку, чуть-чуть проскользнула, остановка и таким образом смычок опускается до конца, т.е. сначала ученик удерживает смычок в районе колодки, потом смычок проскальзывает и кисть оказывается ближе к середине, в середине, в верхней части, и наконец кисть оказывается в конце смычка. Во избежание неудачного падения смычка лучше выполнять упражнение над креслом или диваном.
Упражнения на карандаше: удерживать карандаш как смычок, разгибать пальцы и сгибать, но так, чтобы карандаш относительно пальцев оставался в одной точке.
Еще упражнение "качели" на карандаше: участвуют большой палец, указательный и мизинец (средний и безымянный свободно лежат на "трости"), поочередно опускаем карандаш указательным пальцем и мизинцем, карандаш перекатывается на большом пальце. Предплечье и плечо не участвуют в этом упражнении. Это же упражнение можно выполнить на смычке, удерживая его в горизонтальном положении, и с помощью давления мизинца перевести смычок в почти вертикальное положение. Это похоже на шлагбаум, который поднимается и опускается.
Легче, конечно, показать, чем объяснять. Но если будут вопросы, спрашивайте.
Плодотворных уроков Вам!
P.S. Кстати, Николь, на каком сайте в интернете Вы заказывали кассеты? Здесь: http://video.median.ru/opis.htm ?
Они за границу посылают?

частый гость
Группа: Участники
Сообщений: 11
Добавлено: 17-11-2004 23:17
Огромное Вам спасибо Алёна ,за ценные советы.Думаю это мне очень поможет в работе .Большинство я знаю и использую но есть и то что я не знаю,и не делаю.То, что нужно вести смычок вместе с ребёнком положив свою поверх его.Я обязательно попробую и думаю что теперь всё получится.
По поводу касет, я ещё не совсем уверена что получу их за границу . Я только послала письмо на их адрес в интернете .Ответа ещё не получила но очень надеюсь.Если же их не посылают за границу то я буду искать другие возможности для получения.
Вот адрес в интернете:http://www.art-web.ru/Shadkhan/production.htm
Всех благ Вам!

Страницы: 1 2 Next>> ответить новая тема
Раздел: 
Скрипичный форум / Скрипичные мастера / Вопрос по методике.

KXK.RU