ФОТОГРАФИЯ

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:  

Раздел: 
Театр и прочие виды искусства -продолжение / Курим трубку, пьём чай / ФОТОГРАФИЯ

Страницы: 1 2 Next>> ответить новая тема

Автор Сообщение

Кандидат
Группа: Участники
Сообщений: 1488
Добавлено: 22-08-2007 15:40
Фотография и живопись

Изобретение "мгновенной" фотографии, то есть технологии, позволяющей запечатлеть мгновение на негативе, имело огромный успех в конце XIX века. Мода на фотографирование росла. Создавались ассоциации, объединявшие многочисленных любителей. Это движение получило название пикториализма - от английского слова picture, означающего "картинка". Один из пикториалистов, американец Альфред Штиглиц (1864-1946) продемонстрировал, что фотография позволяет отобразить все нюансы состояния атмосферы и времени года и суток в момент снимка. Эти пейзажи иногда напоминают живопись импрессионистов.

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 22-08-2007 18:07
http://www.photoweb.ru/prophoto/Portfolio/Efendi/Town_gallery/town_gallery2_zal1_1.html

Кандидат
Группа: Участники
Сообщений: 1488
Добавлено: 22-08-2007 18:12
http://www.photoweb.ru/prophoto/Portfolio/Efendi/Town_gallery/town_gallery2_zal1_1.html


нет слов Очень!!!!!! понравилось

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 23-08-2007 19:30
http://www.raphael.ru/Photo/S-Peterburg.shtml

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 23-08-2007 22:29
http://pics.livejournal.com/sasshh/gallery/00001yy4

Кандидат
Группа: Участники
Сообщений: 1488
Добавлено: 25-08-2007 10:23
Фотосъемка - сложный технический и творческий процесс.


1. КОМПОЗИЦИЯ

Композиция (сочинение, составление, расположение - лат.) - объединение отдельных элементов произведения в единое художественное целое, в котором в конкретной зрительной форме наиболее ярко раскрывается содержание.

Произведение строится на соподчинении с главным сюжетно-тематическим центром всех менее значительных элементов построения.

Предметно-смысловым элементам композиции неизменно содействуют специальные выразительные средства-освещение, тональность, колорит, точка и момент съемки, план, ракурс, а также изобразительный и различные контрасты.

Композиция не должна играть самостоятельной роли. Подобно тому, как речь имеет значение передатчика мысди. композиция служит лишь средством для выражения авторской мысли.

2. СЮЖЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ (СМЫСЛОВОЙ) ЦЕНТР

Выделение в кадре главного сюжетно-тематического центра называется изобразительным акцентом. В любых условиях съемки - в спокойной обстановке ателье или в жестком временном режиме событийной съемки - необходимо оценивать и общую ситуацию и композиционную и смысловую значимость каждого элемента сюжета. Элементов может быть много, но они далеко не равнозначны. Одни годятся для выделения смыслового центра. Другие - для характеристики обстановки. Третьи имеют изобразительное значение. А четвертые - помеха, они должны оставаться за пределами кадра.

Сюжетно-тематический центр кадра можно сформировать укрупнением главных элементов композиции, гадальным контрастом.

3. СВЕТОТЕНЬ

Светотень - строго закономерные градации светлого и темного, благодаря которым воспринимаются глазом и воспроизводятся объекты съемки.

Оттенки светотени точно соответствуют характеру освещенности, объемной форме предметов, состоянию атмосферы. И в натуре и на снимке светотеневой строй целого зависит от взаимосвязи светов, бликов, теней, полутени, рефлекса на основе тоновых соотношений (см. "Освещение").

Через эффекты светотеневого контраста фотограф Должен стремиться к слаженности композиционного строя, к эмоциональной выразительности снимка. Он Должен не копировать видимые светотеневые оттенки, а воспроизводить их на основе оценки и обобщения увиденного.

4. КОЛОРИТ

Колорит (краска, цвет - лат.) - характер взаимосвязи всех цветовых элементов, цветовой строй как одно из

средств правдивого и выразительного изображения действительности.

Главное, исходное свойство колорита - богатство согласованность цветовых оттенков, соответствующим цветовым оттенкам предметов действительности.

Правдивость колорита никогда не достигается механически точным "списыванием" с натуры. Отдельный световой тон не бывает колористически верен сам по себе, а только обязательно в строго определенной взаим связи с другими тонами.

Взаимодействием цветов фотограф должен стремит подчеркнуть характерное и существенное в сюжете

5. ПЕРСПЕКТИВА

Перспектива - закономерности изображения предметного мира в соответствии с его зрительным (оптическим) восприятием.

Видимые предметные очертания, форма, окраска сильно изменяются в зависимости от расположения предмета в пространстве относительно глаза наблюдающего человека. Причем именно через эти изменения воспринимаются устойчивые, действительные свойства самого предмета.

Закономерные изменения масштабов предметов, связанные с их удалением от глаза наблюдателя, называются линейной перспективой. Ее свойства: фигуры и предметы кажутся тем меньшими, чем дальше они находятся; параллельные линии, уходящие вдаль, обнаруживают стремление сойтись в одной точке; грани предметов, направленные по лучу зрения глаза, кажутся короче, чем в действительности.

Изменение цветов и тонов предметов, также обусловленное расстоянием между объектом и наблюдателем (толщиной воздушного слоя), называется тональной перспективой. Ее свойства: четкостью ясность очертаний предметов теряются по мере их удаления от глаза, предметы находящиеся в отдалении теряют свою яркость; контрасты светотеней в глубине смягчаются; постепенно угасают блики, рефлексы; глубина, дали кажутся более светлыми, чем передний план.

В соответствии с этими закономерностями мы оцениваем расстояния на снимке: фигуры и предметы, о которых известно, что они имеют одинаковую контурую и объемную форму и одинаковые цвета, кажутся находящимися тем дальше, чем больше расплываются их контуры, чем менее четко они различаются глазом, чем менее насыщенны их цвета. Фигуры - контрастные, четкие, темные - выступают на передний план.

6. ТОЧКА И МОМЕНТ СЪЕМКИ

Точка съемки - место, где находится фотограф по отношению к видимым или изображаемым предметам. Перемены точки съемки играют решающую роль в построении перспективы. От точки, с которой производится съемка, зависит характеристика образа. Достаточно сфотографировать лицо даже хорошо знакомого человека с непривычной точки, как заметно изменяются наши представления о нем. Мы не сразу узнаем его.

Каждая съемочная точка определяется тремя пространственными координатами: направлением, расстоянием и высотой. Изменение любой из координат оказывает существенное влияние на все изображение. Точка съемки может быть фронтальной, под углом, боковой; в портрете - анфас, труакар, профиль.

Искусство современной фотографии заключено в скорости видения, в зоркости наблюдения, в быстроте отбора кадра. Вот почему выбор точки съемки важно умело сочетать с выбором момента съемки.

Трудно, например, передать живое выражение лица, если фотограф долго готовится к съемке, а фотографируемый напряженно ждет - когда же сработает затвор? Тут необходимы быстрота реакции и чувство момента, особенно в спортивной съемке.

7. ПЛАНЫ И РАКУРС

Планы (плоскость - лат.) - пространственные зоны различной отдаленности, обычно соответствующие наиболее существенным или заметным частям изображения и имеющие значение основных опорных пунктов при передаче впечатления глубины пространства (особенно в пейзаже).

Различают первый (передний), второй и задний (дальний) планы. В практике количество планов может быть значительно больше. Это целиком зависит от композиционного замысла фотографа, в частности от выбор точки съемки. В фотографии планы передают в основном через пропорции предметов и их перспективных сокращений, а также различиями в градациях светотени и в оттенках цветов.

Ракурс (укорачивать, сокращать - фр.) - переспективное сокращение формы предмета, приводящее к изменению его привычных очертаний. Ракурсами называют обычно резко выраженные сокращения на снимках, выполненных под острым углом сверху или снизу, особенно вблизи.

Ракурс обостряет композицию, помогает выделить главное, гиперболизует объект съемки.

8. КОНТРАСТЫ

Контраст (резкое различие, противоположность - фр.) - одно из важных художественных средств. Направленное на противопоставление и взаимное усиление двух соотносимых свойств, качеств, особенностей предмета (объекта).

Обычно говорят о цветовом и светотеневом контрастах. На деле разновидности контраста по его природе и назначению столь же многообразны, как и свойства воплощаемой фотографом действительности.

Изобразительный контраст служит средством выявления существенного, подчеркивает характерные свойства и особенности объекта съемки.

Среди контрастов различают масштабные противопоставления, противопоставления светлого и темного, яркого и блеклого, резкого и нерезкого, симметрии и асимметрии, ритма и аритмии, статики и динамики. От умелого применения таких противопоставлений зависит сила выразительности произведения фотоискусства.
ОСВЕЩЕНИЕ
Освещение - распределение света в предметном пространстве по величине, направлению и характеру светового потока. С одной стороны, освещение - техническое средство, необходимое для осуществления съемки с другой, - оно одно из главных изобразительны средств, основа светотени, характера фотографического рисунка.

При распределении светотени необходимо правильно выбрать интервал яркостей (контраст) объекта, согласовать его с фотографической широтой пленки.

Интервал яркостей - отношение яркостей самого светлого и самого темного участков снимаемого объекта. Чем выше интервал яркостей, тем больше контраст освещения.

Чем выше освещенность и отражательная способность объекта, тем больше его яркость.

Яркость цветового тона зависит от длины волны лучей, отражаемых поверхностью объекта. Наиболее ярким является желтый цвет, наиболее темным - фиолетовый.

Когда интервал яркостей равен фотографической широте пленки (цифровую съемку см. "цифровая съемка"), выдержка должна быть определена абсолютно точно. Она имеет тогда только одно значение.

Когда интервал яркостей намного меньше фотографической широты пленки, возможны несколько выдержек. В этом случае некоторая неточность выдержки не сказывается на качестве негатива. Однако наилучшей из возможных выдержек будет минимальная, так как она обесаечивает получение негатива небольшой оптической плотности с максимальным разрешением мелких деталей в светах и тенях (подробно об экспонировании см. "экспозиция").


Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 25-08-2007 10:54
http://www.kama-sutra.ru/
КАМАСУТРА - искусство любви. Позиции для секса. Нежные половые акты. Качественные фотографии иллюстрации древне-индийского трактата о половых отношениях. Пособие в картинках для опытных и начинающих. Фото наставлений кама сутры. Как правильно, с точки зрения индусов, заниматься сексом. Секс - это не запрещенное и постыдное занятие, а духовное и физическое удовольствие. Камасутра - памятник культуры и продвинутости в сексуальных отношениях людей. Любовь - движитель жизни на планете Земля.

Велосипед не надо изобретать, надо научиться на нём хорошо ездить. Этот немудрёный принцип положен в основу предлагаемого раздела. В самом деле, хоть на уши встаньте – вряд ли Вам удастся сделать что-то новое в той области отношений между мужчиной и женщиной, само существование которой по времени можно соотнести только со временем существования человеческого рода.
Можно, конечно, учиться на своих ошибках (равно как и достижениях), но такая учёба порой стоит очень дорого. Так давайте не будем пренебрегать богатым опытом человечества, тем более, что познание нового приносит не меньше удовлетворения, чем поиск его.
Наиболее полно и последовательно этот опыт (а мы с Вами говорим об опыте чувственных, сексуальных отношений мужчины и женщины) собран, сохранён и донесён до нас через века в одном из самых известных трактатов на тему воспитания сексуальной культуры – «Камасутре». Будучи памятником древнеиндийской культуры, созданным более полутора тысяч лет тому назад, «Камасутра» не исчерпывает своего значения только как исключительно эротическая литература, написанная с целью практического и детального просвещения во всех аспектах любовных отношений.
Индийские философы справедливо полагали, что нет ничего постыдного в сексуальных удовольствиях. Они разделяли понятия деторождения и занятий сексом. Рожать могут и звери, а получить истинное удовольствие — удел человека. Поэтому цель гармоничного развитого и образованного человека не только в достижении беременности, которая возникает и без особого старания и удовольствия, но и в достижении сладострастия, которое можно получить, лишь научившись премудростям секса. Именно подробнейшему изучению этих премудростей и посвящена «Камасутра».
Мы об этом не задумываемся, но при половом акте значение имеют такие разнообразные факторы, как кривизна и размеры женских половых органов и пениса, положение клитора, вес партнеров, размер ягодиц женщины, полнота и рост партнеров.
Удивительно, но за полторы тысячи лет до нашего просвещенного века об этом были прекрасно осведомлены древние индийцы. В «Камасутре» приводится детально разработанная система совместимости и взаимодействия половых партнеров.
В соответствующих главах «Камасутры» приводятся позиции, применяя и комбинируя которые, партнеры смогут добиться оптимальных результатов: мужчина с небольшим половым членом удовлетворит самую взыскательную партнершу, а мужчина со слишком большим пенисом сможет доставить женщине максимум удовольствия без опасения ее травмировать.
Так что, информация, предлагаемая Вашему вниманию в этом разделе, это не просто хорошо иллюстрированный фотоальбом сексуальных позиций. Это – путеводитель по чудесной стране, где слились воедино опыт современных сексуальных традиций и мудрость веков.
Приведенные здесь сексуальные позиции помогут каждой паре подобрать для себя тот вариант, который позволит партнерам доставить друг другу максимальное наслаждение.

Фотограф Марина Роз
Фотоактеры: модель Гаечка и модель Тарзан
Фотосъемка проведена с согласия совершеннолетних фотоактеров, о чем заключен соответствующий договор.

Кандидат
Группа: Участники
Сообщений: 1488
Добавлено: 25-08-2007 16:19

так, а практическое руководство к действию?

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 25-08-2007 17:02
Это нужна группа для тренажа

Кандидат
Группа: Участники
Сообщений: 1488
Добавлено: 25-08-2007 17:33
.........в данном контексте группа звучит довольно двусмысленно...............

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 25-08-2007 17:47
Нет, почему же Везде нужна группа учеников

Кандидат
Группа: Участники
Сообщений: 1488
Добавлено: 25-08-2007 22:15
если вы об искусстве, то скорее всего да, а если вообще, то не согласна и готова поспорить

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 26-08-2007 10:38
если вы об искусстве, то скорее всего да, а если вообще, то не согласна и готова поспорить


Об искусстве и творчестве в любом проявлении

Кандидат
Группа: Участники
Сообщений: 1488
Добавлено: 26-08-2007 22:34
А экзамены будут? И можно будет сдать эстерном? По каким критериям будет отбор абитуриентов? Имют ли значение внешние данные при поступлении? Скольо будет преподавателей и каково их образование? По окончании курса быдет ли выдан диплом государственного образца?

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 27-08-2007 20:08
Всё будет кроме экстерна. Набирай группу

Кандидат
Группа: Участники
Сообщений: 1488
Добавлено: 04-09-2007 14:07

Всякое развитие идет по спирали. После многих десятков лет развития цветной фотографии и даже после появления цифровых технологий, черно-белая фотография так и остается непревзойденной в своей выразительности.
Как пишет Бирдсворт «часто причиной успеха черно-белых фото оказывается сила их композиции, притягательность образуемых в них узоров, фактуры и формы запечатленных на них объектов, а также красота снятого света»…
«Красота снятого света» - это в высшем смысле ускользающая красота. Трудно запечатлеть свет как таковой, ведь все, что мы видим, окружено и пропитано им.
Как выделить «красоту снятого цвета» из хаоса окружающего мира и показать ее? Эффекты Сабатье, соляризация, эксперименты с раздельным тонированием – что это, как ни попытки запечатлеть эту красоту ?
Прошло время алхимического колдовства, химические процессы можно заменить процессами обработки изображения. Вместо изменения процесса проявления фотографий, которым пользовался Мэн Рей, теперь можно использовать фильтры и кривые Photoshop. И Джон Бирдстворд, много лет занимающийся черно-белой фотографией и отказавшийся на каком-то этапе от химических реактивов, описывает методики традиционной черно-белой фотографии именно в применении к цифровым технологиям обработки изображения. Это проще, быстрее, нагляднее, хотя нельзя сказать, чтобы при этом стали проще творческие задачи, стоящие перед художниками. Эта книга и, пожалуй, вся серия «Фотография как искусство», может быть интересна для тех, кто ищет новые идеи их решения.

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 05-09-2007 22:40
http://www.efendi.lt/art/art_e021.html

Кандидат
Группа: Участники
Сообщений: 1488
Добавлено: 24-09-2007 16:14

DREAM/LIFE Трента Парка в Gallery.Photographer.ru

С 22 сентября на Винзаводе открывается Gallery.Photographer.Ru. Первая выставка в галлерее - выстава одного из самых передовых и многообещающих авторов своего поколения - 36-летнего Трента Парка, четырехкратного лауреата World Press Photo и единственного австралийского фотографа, состоящего в Magnum. Творчество Парка очень точно показывает, в каком направлении будет развиваться Галерея и какую фотографию она будет пропагандировать.
Выставка пройдет с 22 сентября по 4 ноября 2007

Gallery.Photographer.Ru - новый этап проекта "Фотографер.Ру".

Задача новой галереи - сформировать среду для актуальной фотографии в пространстве отечественного арт-рынка, демонстрируя наиболее увлекательную и новаторскую фотографию в контексте современного искусства.

Gallery.Photographer.Ru открывается выставкой одного из самых передовых и многообещающих авторов своего поколения - 36-летнего Трента Парка, четырехкратного лауреата World Press Photo и единственного австралийского фотографа, состоящего в Magnum. Творчество Парка очень точно показывает, в каком направлении будет развиваться Галерея и какую фотографию она будет пропагандировать.



36-летний австралиец Трент Парк (Trent Parke) - один из самых ярких фотографов нового тысячелетия. Его работы одновременно удивляют и пугают очень пристальным взглядом на окружающий мир. Сквозь видоискатель своего аппарата Парк видит не просто жизнь, а Dream/Life (сон/жизнь). Вещи привычные и даже обыденные превращаются на его черно-белых фото в странные сны и видения детства.

Трент Парк больше 8 лет проработал спортивным фотографом в Австралии и все это время вел визуальный дневник Сиднея. Он выходил на улицы, ловил "резкий" свет и снимал - у него получались фотографии мегаполиса в новом образе, сотканном из солнца, дождей и одиночества. Сидней Трента Парка - это город теней, магических пришельцев и странных откровений.

В 1999-м году Парк на собственные деньги выпустил книгу "Dream/Life", за которую был удостоен высшей награды на международном конкурсе "Фотография года" (POY) в США и мгновенно прославился.

"Dream/Life" - ключевой проект фотографа, рассказывающий о космополитических течениях в центре Сиднея. В течение 5 лет Парк вел фотодневник города и его обитателей. Он выходил на улицы, ловил "резкий" свет и создавал новый образ Сиднея, сотканный из солнца, дождей и одиночества.


Несколько фактов о Тренте Парке:

* Фотографа Трента Парка отличает совершенно уникальная манера работать со светом. Он намертво выбеливает своих "героев" вспышкой, подлавливая их в контр-ажуре - именно это и создает эффект, будто на снимках Парка запечатлены не окрестности Сиднея, а какой-то удивительный потусторонний мир.

* В опубликованной беседе со своим другом, фотографом Алеком Сотом, Парк рассказывает, что не может себе позволить няню, поэтому на съемки ему приходится брать с собой грудного сына. Фотограф ждет подходящего освещения, сажает ребенка в коляску и выходит из дома. По словам Парка, благодаря коляске, задающей темп восприятия мира, он видит то, мимо чего прошел бы раньше и именно это становится центром его фотографической вселенной.

* В 2003-м году Трент Парк проехал около 90.000 километров по Австралии. Результатом его поездки стала серия "За минуты до полуночи" (Minutes to Midnight); за которую автор получил Премию им. Юджина Смита (W. Eugene Smith Grant), а Национальная Галерея Австралии (Канберра) купила 30 фотографий из серии.

* Трент Парк - четырехкратный лауреат престижного конкурса World Press Photo и двукратный лауреат премии Олимпийского комитета Gold Lenses.

* В 2007-м году Трент Парк стал членом легендарного кооператива фотографов Magnum.

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 24-09-2007 17:57
Дневник М.Б.
Мария Башкирцева

Предисловие
Предисловие



К чему лгать и рисоваться! Да, несомненно, что мое желание, хотя и не надежда,— остаться на земле во что бы то ни стало. Если я не умру молодой, я надеюсь остаться в памяти людей как великая художница, но если я умру молодой, я хотела бы издать свой дневник, который не может не быть интересным.

Во-первых, я очень долго писала, совершенно об этом не думая; а потом — я писала и пишу безусловно искренно именно потому, что надеюсь быть изданной и прочитанной. Если бы эта книга не представляла точной, абсолютной, строгой правды, она не имела бы никакого смысла. И я не только все время говорю то, что думаю, но могу сказать, что никогда, ни на одну минуту не хотела смягчать того, что могло бы выставить меня в смешном или невыгодном свете. Да и наконец, я для этого слишком высоко ставлю себя. Итак, вы можете быть вполне уверены, благосклонный читатель, что я вся в этих страницах. Быть может, я не представляю достаточного интереса для вас, но не думайте, что это я, думайте, что это просто человек, рассказывающий вам все свои впечатления с самого детства. Это очень интересный человеческий документ. Спросите у Золя, или Гонкура, или Мопассана. Мой дневник начинается с 12 лет, хотя представляет интерес только с 15—16 лет. Таким образом остается пополнить недостающее, и я намерена написать нечто вроде предисловия, которое даст возможность лучше понять этот литературный и человеческий памятник.

Итак, предположите, что я знаменита, и начнем. Я родилась 11 ноября 1860 года. Отец мой был сын генерала Павла Григорьевича Башкирцева, столбового дворянина, человека храброго, сурового, жесткого и даже жестокого. Он был произведен в генералы после Крымской войны, если не ошибаюсь. Он женился на приемной дочери одного очень знатного лица, которая умерла тридцати восьми лет, оставив ему пять человек детей — моего отца и его четырех сестер.

Мать моя вышла замуж двадцати одного года, отвергнув сначала несколько прекрасных партий. Она — урожденная Бабанина.

Со стороны Бабаниных мы принадлежим к старому дворянскому роду: дедушка всегда похвалялся тем, что происходит от татар времен первого нашествия. Боба Нина — татарские слова, изволите видеть; я могу только смеяться над этим... Дедушка был современником Пушкина, Лермонтова и др. Он был поклонник Байрона, человек образованный, поэт. Он был военный и жил на Кавказе... Еще очень молодым он женился на m-lle Жюли Корнелиус, кроткой и хорошенькой девушке, пятнадцати лет. У них было девять человек детей.

После двух лет супружества мать моя переехала со своими двумя детьми к своим родителям. Я оставалась всегда с бабушкой, которая обожала меня, и с тетей, которая, впрочем, иногда уезжала вместе с моей матерью. Тетя- младшая сестра моей матери- женщина некрасивая, готовая жертвовать и действительно жертвующая собой для всех и каждого.

В Ахтырке, где поселилось все семейство, мы встретили Р-ва. У него была там сестра, с которой он не виделся в течение двадцати лет и которая была гораздо богаче его. Здесь-то и явилась впервые идея женить его на моей тете. В Одессе мы жили с Р-вым в одном отеле. В один прекрасный день было решено, что дело нужно покончить, потому что тетя моя никогда не найдет лучшей партии.

Их женили, и все вернулись в Ахтырку, а через три дня по возвращении бабушка скончалась.

В 1870 году, в мае месяце, мы отправились за границу. Мечта, так долго лелеемая матерью, исполнилась. Около месяца провели мы в Вене, упиваясь новостями, прекрасными магазинами и театрами. В июне мы приехали в Баден-Баден, в самый разгар сезона роскоши, светской жизни. Вот члены нашей семьи: дедушка, мама, муж и жена Р-вы, Дина (моя двоюродная сестра), Поль и я; кроме того, с нами был милейший, несравненный доктор Валицкий. Он был по происхождению поляк, но без излишнего патриотизма,— прекрасная, но очень ленивая натура, не переносившая усидчивого труда. В Ахтырке он служил окружным врачом. Он был в университете вместе с братом моей матери и не переставал бывать у нас в доме. При отъезде за границу понадобился доктор для дедушки, и Валицкий отправился вместе с нами.

В Бадене я впервые познала, что такое свет и манеры, и испытала все муки тщеславия. У казино собирались группы детей, державшиеся отдельно. Я тотчас же отличила группу шикарных, и моей единственной мечтой стало — примкнуть к ним. Эти ребятишки, обезьянничавшие со взрослых, обратили на нас внимание, и одна маленькая девочка, по имени Берта, подошла и заговорила со мной. Я пришла в такой восторг, что замолола чепуху, и вся группа подняла меня на смех обиднейшим образом...

Но я еще недостаточно сказала о России и о себе самой, это главное. По обычаю дворянских семей, живущих в деревне, у меня были две гувернантки, одна русская, другая француженка. Первая (русская), о которой я сохранила воспоминание, была некто m-me Мельникова, светская женщина, образованная, романтичная, разъехавшаяся с мужем и сделавшаяся гувернанткой скорее всего по безрассудству, под влиянием чтения бесчисленных романов. Она была другом дома, и с ней обходились, как с равной. Все мужчины за ней ухаживали, и в одно прекрасное утро она бежала после какой-то удивительно романической истории. У нас в России романтизм в моде. Она могла бы преспокойно проститься и уехать, но славянская натура, приправленная французской цивилизацией и чтением романов,— странная вещь! В качестве несчастной женщины эта дама должна была обожать малютку, порученную ее попечениям; я же — одной своей склонностью к рисовке уже отплачивала ей, в ее глазах, за это обожание... И семья моя, жадная до всяких приключений, вообразила, что ее отъезд должен был пагубно отозваться на моем здоровье: весь этот день на меня смотрели не иначе, как с состраданием, и я даже подозреваю, что бабушка заказала для меня, в качестве больной, особенный суп. Я чувствовала, что действительно бледнею от этого изливавшегося на меня потока чувствительности...

Я была вообще худа, хила и некрасива, что не мешало всем видеть во мне существо, которое несомненно, неизбежно должно было сделаться со временем всем, что только может быть наиболее красивого, блестящего и прекрасного. Однажды мама отправилась к гадальщику-еврею.

«У тебя двое детей,— сказал он ей,— сын будет как все люди, но дочь твоя будет звездою...»

Один раз, когда мы были в театре, какой-то господин сказал мне, смеясь:

—Покажите-ка вашу ручку, барышня! О! Судя по перчатке, можно с уверенностью сказать, что вы будете ужаснейшей кокеткой!

Я была в полном восторге!

С тех пор как я сознаю себя — с трехлетнего возраста (меня не отнимали от груди до трех с половиною лет) — все мои мысли и стремления были направлены к какому-то величию. Мои куклы были всегда королями и королевами, все, о чем я сама думала, и все, что говорилось вокруг моей матери,— все это, казалось, имело какое-то отношение и этому величию, которое должно было неизбежно прийти.

В пять лет я одевалась в кружева моей матери, украшала цветами голову и отправлялась танцевать в залу. Я изображала знаменитую танцовщицу Петипа, и весь дом собирался смотреть на меня. Поль не был ничем выдающимся, да и Дина не заставляла предполагать в себе ничего особенного, хотя была дочерью любимого дяди Жоржа.

Еще один эпизод. Как только Дина появилась на свет Божий, бабушка без всяких церемоний отняла ее у ее матери и оставила у себя. Это было еще до моего рожденья.

После m-me Мельниковой моей гувернанткой была m-lle Софи Д., барышня шестнадцати лет — о, святая Русь!!! — и другая, француженка, по имени m-lle Брэн. Она носила прическу времен Реставрации, имела бледно-голубые глаза и выглядела весьма томной со своими пятидесятые годами и со своею чахоткой. Я очень любила ее. Она заставляла меня рисовать. Помню, я нарисовала с ней маленькую церковь- черточками. Вообще, я часто рисовала; когда взрослые садились за карты, я присаживалась рисовать на зеленом сукне.

M-lle Брэн умерла 1868 году в Крыму. Что до молоденькой русской, считавшейся членом семьи, то она чуть было не вышла замуж за одного молодого человека, которого привел доктор и который был известен своими неудачными попытками жениться. На этот раз дело, казалось, шло прекрасно, как вдруг, однажды вечером, войдя зачем-то в ее комнату, я увидела m-lle Софи, которая рыдала, как безумная, уткнувшись лицом в подушки. Собралась вся семья:

—Что такое? Что случилось?..

Наконец, после долгих слез и рыданий, бедняжка говорит, что она никогда не могла бы... нет, никогда! И снова слезы! Но что такое? Отчего?

—Оттого что... оттого что я никак не могу привыкнуть к его лицу!

Жених слышал это из соседней залы. Через час он уже упаковывал свой сундук, обливая его слезами, и уезжал. Это была семнадцатая неудачная попытка вступить в брак!

Я так хорошо помню это — «я не могу привыкнуть к его лицу», это до такой степени исходило из души, что я тогда же поняла, до какой степени должно быть ужасно выйти замуж за человека, к лицу которого не можешь привыкнуть.

Когда была объявлена война, мы перебрались из Баден-Бадена в Женеву. Я уезжала с сердцем, полным горечи и проектов мщения. Каждый вечер, ложась спать, я читала про себя следующую дополнительную молитву:

«Господи! Сделай так, чтобы у меня никогда не было оспы, чтобы я была хорошенькая, чтобы у меня был прекрасный голос, чтобы я была счастлива в семейной жизни, и чтобы мама жила как можно дольше!»

В Женеве мы жили в «Hotel de la Couronne» на берегу озера. Здесь мне взяли учителя рисования, который приносил мне модели для срисовывания хижинки, где окна были нарисованы в виде каких-то палочек и не имели ничего общего с настоящими окнами настоящих хижин. Мне это не нравилось, я не могла допустить, чтобы окна были сделаны таким образом. Тогда добрейший старик предложил мне срисовать вид из окна прямо с натуры. Как раз в это время мы переехали из отеля в один семейный пансион, откуда открывался вид на Монблан, и я срисовала тщательнейшим образом все, что было видно из окна — часть Женевы и озера; но все это так и осталось там, не помню уж хорошенько почему...

В Бадене успели снять с нас портреты, которые показались мне просто безобразными, уродливыми в их усилии казаться красивыми...


Когда я умру, прочтут мою жизнь, которую я нахожу очень замечательной. (Впрочем, иначе и быть не может.) Но я ненавижу всякие предисловия (они помешали мне прочесть много прекрасных книг) и всякие предуведомления этих извергов издателей. Поэтому-то я и пишу сама мое предисловие — без него можно было бы обойтись, если бы я издавала все, но я желала бы ограничиться тем, что начинается с 18-ти летнего возраста: все предшествующее слишком длинно. Итак, я даю вам заметки, достаточные для понимания дальнейшего: я часто возвращаюсь к прошедшему по поводу того или другого.

Если я умру вдруг, внезапно захваченная какой-нибудь болезнью!.. Быть может, я даже не буду знать, что нахожусь в опасности,— от меня скроют это. А после моей смерти перероют мои ящики, найдут этот дневник, семья моя прочтет и потом уничтожит его, и скоро от меня ничего больше не останется, ничего, ничего, ничего! Вот что всегда ужасало меня! Жить, обладать таким честолюбием, страдать, плакать, бороться и в конце концов — забвение... забвение, как будто бы никогда и не существовала...

Если я и не проживу достаточно, чтобы быть знаменитой, дневник этот все-таки заинтересует натуралистов: это всегда интересно — жизнь женщины, записанная изо дня в день, без всякой рисовки, как будто бы никто в мире не должен был читать написанного, и в. то же время со страстным желанием, чтобы оно было прочитано; потому что я вполне уверена, что меня найдут симпатичной; и я говорю все, все, все. Не будь этого — зачем бы... Впрочем, будет само собой видно, что я говорю все.

Париж, 1 мая 1884 г.

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 04-01-2008 19:29
http://www.photosight.ru/

Страницы: 1 2 Next>> ответить новая тема
Раздел: 
Театр и прочие виды искусства -продолжение / Курим трубку, пьём чай / ФОТОГРАФИЯ

KXK.RU