"Детская страничка"

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:  

Раздел: 
Театр и прочие виды искусства -продолжение / Курим трубку, пьём чай / "Детская страничка"

Страницы: << Prev 1 2 3 4 5 Next>> ответить новая тема

Автор Сообщение

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 03-09-2007 22:19
Кукла-лихоманка выманит из дома беду: народные куклы в мышкинском музее льна
Источник: Yaroslavl.rfn.ru. 03.03.2006



Масленица сейчас в самом в разгаре. Для тех, кто еще не отведал блинов, есть шанс наверстать упущенное на проводах Русской зимы, поучаствовать в гуляньях, со всеми вместе порадоваться приходу весны. Жители Мышкина знают и другие традиции этого древнего праздника.

В Мышкинском музее льна (Ярославская область) из общей экспозиции как-то по-особому выделяется уголок крестьянской избы с самодельными куклами. Они ничуть не похожи на тех Барби, что заполнили полки магазинов. Их главное отличие – ручная работа и недолгая жизнь. "Кукол-маслениц делали очень просто: обыкновенные веточки связывали традиционным способом, получались ручки, потом специальным шнурочком навязывалась голова, а затем навязывалось огромное количество разных цветных лоскуточков - и куколка-масленица готова. В нее дети играли всего одну неделю, а потом, в Прощеное воскресенье, когда сжигали огромную Масленицу, туда же кидали эту куклу", - рассказала рассказала сотрудник музея Елена Веремеенко.

Специально для сжигания в масленичном огне делались и другие куколки – лихоманки. Их должно было быть 13 – магическое число. Процесс изготовления превращался в настоящий обряд. "Кукол делали особым способом со специальными наговорами, их не резали и не шили, а только связывали льняными нитками. Так что каждая кукла была волшебной и магической", - рассказала Елена Веремеенко. Сгорая на костре, кукла-лихоманка якобы уносила – выманивала – из дома беду. Кстати, эта языческая традиция до сих пор сохранилась в деревне Мартыново Мышкинского района Ярославской области. Причем, мартыновские бабушки-рукодельницы никогда не рисуют этим куклам глаза – считается, что тогда в лихоманку может вселиться злая душа. "Это обыкновенная столбушка, то есть льняное волокно завернуто в тряпочку, особым образом связана, причем, косой крестик оказывается на груди. Куколка без ручек, глазок, с льняной косичкой. Такая кукла у нас живет в Мартынове до сих пор, и мы гордимся, что в нашем музее есть подарки из этой деревни", - отметила Елена Веремеенко.

Вот так древние традиции, хоть и выглядят сейчас, как сказки, до сих пор живут в народе и добавляют изюминки в веселые гулянья и масленичные празднества.

Кандидат
Группа: Участники
Сообщений: 1488
Добавлено: 08-09-2007 11:07

Панталоне

Панталоне - это старый, богатый, скупой, недалекий и эксцентричный купец из Венеции. "Старый", однако, не означает "одной ногой в могиле". Он обладает огромной энергией и в ведении дел, и в управлении домом. Несмотря на возраст, он продолжает интересоваться женщинами и строит матримониальные планы, но обычно остается в дураках. Маска его имеет акцентированный крючковатый нос, косматые седые брови и смешную бородку. Панталоне одет в узкие красные панталоны (которые и получили свое название от этого персонажа) и короткий красный жакет со стоячим воротником. Дополняют костюм черный плащ с широкими рукавами до локтя и красная шапка.


Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 08-09-2007 13:37
ЗАГАДКИ ДЛЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ОТГАДЫВАНИЯ:


У отца был мальчик странный
Необычный - деревянный
Но любил папаша сына
Шалунишку …
/Буратино/


Он дружок зверям и детям,
Он живое существо,
Но таких на целом свете
Больше нет ни одного,
Потому что он не птица,
Не тигренок, не лисица,
Не волчонок,не сурок.
Но заснята для кино
И известна всем давно
Эта милая мордашка
А зовется ...
/Чебурашка/


Шубу теплую в колечках
Носит тихая…
/Овечка/


Он зубастый,
Но не страшный,
Друг детей и друг зверят.
Он помог и Чебурашке
Верный славный друг ребят.
Всех он любит неизменно,
Кто б к нему не приходил.
Догадались? - Это Гена.
Это Гена - ...
/Крокодил/


В летний день вкусна всегда
Родниковая …
/Вода/


Чтоб тебя он повез
Ему не нужен овес.
Накорми его бензином,
На копыта дай резину,
И тогда, поднявши пыль,
Победит ...
/Автомобиль/


Опоясал поясок и лужайку и лесок
/Тропинка в лесу/


Едва повеяло зимой,
Они всегда с тобой,
Согреют две сестрички
Зовут их...
/Рукавички/


Кто далеко живет,
Тот пешком не дойдет.
Наш приятель тут как тут,
Всех домчит он в пять минут.
Эй, садись, не зевай,
Отправляется ...
/Трамвай/


Огромная кошка мелькнет за стволами,
Глаза золотые и уши с кистями,
Но это не кошка, смотри - берегись,
Идет на охоту коварная ...
/Рысь/


Я в любую непогоду
Уважаю очень воду,
Я от грязи берегусь.
Чистоплотный серый ...
/Гусь/


Вместо носа - пятачок
Вместо хвостика - крючок,
Голос мой визглив и звонок,
Я веселый - ...
/Поросенок/


На рояль я непохожий,
Но педаль имею тоже.
Кто не трус и не трусиха,
Прокачу того я лихо.
У меня мотора нет.
Я зовусь …
/Велосипед/


Многим долго неизвестный
Стал он каждому дружком
Всем по сказке интересной
Мальчик-луковка знаком
Очень просто и недлинно
Он зовется...
/Чипполино/


Всех на свете он добрей
Лечит он больных зверей
И однажды бегемота
Вытащил он из болота
Он известен,знаменит
Это доктор...
/Айболит/


Гладкий хвостик,нос холодный
И вполне собачий вид,
И с людьми совсем свободно
По-французски говорит
У него костюмчик летний,
А к морозам теплый лиф
Всем понятно,все ответят
Это песик, это...
/Лиф/


Он и весел и незлобен
Этот милый чудачок
С ним хозяин,мальчик Робин
И приятель пятачок
Для него прогулка-праздник,
И на мед особый нюх,
Это плюшевый проказник
Медвежонок...
/Винни-Пух/


Сладок он.друзья на вкус,
а зовут его ...
/Арбуз/

Кандидат
Группа: Участники
Сообщений: 1488
Добавлено: 08-09-2007 20:57

зачем же вы так коллективно ответы поместили?

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 08-09-2007 21:13
Это для воспитателей детского сада чтобы и они ответ знали

Кандидат
Группа: Участники
Сообщений: 1488
Добавлено: 10-09-2007 16:45

Капитан (иногда называемый также Фракассом) - это хвастун и фанфарон, обычно испанец. Необыкновенно тщеславный, он одновременно мал ростом и крайне труслив. Его невозможно представить без грозной шпаги, но он никогда не пускает ее в дело. Его костюм ярок и экстравагантен, чем он довольно безуспешно старается скрыть свою бедность. Главным украшением является высокая шляпа с пером - предмет его особой гордости.


Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 10-09-2007 18:08
Желающих проговорить скороговорки приглашают к столу с карточками.

На карточках написаны скороговорки. Каждый выбирает себе скороговорку сам. Необходимо трижды быстро проговорить свою скороговорку и не сбиться.



Шла Маша по шоссе и сосала сушку.

Марина грибы мариновала, Марина малину перебирала.

По бревну бобры бредут.

Подарили Валеньке варежки и валенки.

По траве тропа протоптана.

Съел Валерик вареник, а Валюшка ватрушку.

У Кондрата куртка коротковата.

Карл украл у Поликарпа полкарася, полкарпа.

Дал Макар Роману карамельку, а Роман Макару карандаш.

Как хорош пирожок - внутри творожок.

В перелеске у пригорка собирал грибы Егорка.

Варвара варенье доваривала, ворчала да приговаривала.

Прохор в сугробе барахтался, барахтался да не выбарахтался.

Дед Данила делил дыню, дольку Диме, дольку Лине.

Собирал Олег орешки, а Алеша сыроежки.

За деревней с утра тарахтят трактора.

На дворе трава, на траве дрова.

В роще щебечут чижи, чечетки, щеглы и стрижи.

Сшит колпак не по-колпаковски. Надо колпак переколпаковать да перевыколпаковать.

От топота копыт пыль по полю летит.

Кандидат
Группа: Участники
Сообщений: 1488
Добавлено: 14-09-2007 18:01

Тот, кто хоть раз побывал в Венеции, никогда этого не забудет. Этот город, буквально вырастающий из воды, разительно отличается от прочих городов Италии (и вообще Европы). Ни один другой город мира не сохранил так полно своего исторического облика. Город, который Корбюзье называл "самым современным городом мира", уже свыше тысячи лет продолжает всех очаровывать. Некоторые, однажды побывав в Венеции, навсегда ею заболевают. Например, Иосиф Бродский приезжал в Венецию каждый год в течение двадцати лет и завещал здесь себя похоронить.


В мировой культурной традиции Венеция стала символом, эталоном прекрасного. Но не только великолепие архитектурных ансамблей и красота живописных творений прославленных художников так поражает в Венеции. Здесь, удивительным образом, почти физически, ощущаешь течение Времени и одновременно его отсутствие.


Кандидат
Группа: Участники
Сообщений: 1488
Добавлено: 14-09-2007 18:03

"...створку моллюска пустив ко дну,
пряча лицо, но спиной пленяя,
Время выходит из волн, меняя
стрелку на башне - ее одну".
Иосиф Бродский "Лагуна"



Эта кукла - сделанная на заказ вариация более ранней работы, которая называлась "Танцовщица-Время". Но это не повторение прежней работы, а ее осмысление на ином уровне. Поэтому я и привожу здесь именно эту, а не первоначальную работу. Дело в том, что, делая первую куклу, я еще не читала стихотворения Иосифа Бродского "Лагуна". А когда я его услышала по телевизору в исполнении автора, меня поразило, насколько оно совпадает с моими собственными ощущениями, которые я хотела отразить и в работе "Танцовщица-Время", и в других куклах Венецианской коллекции. Поэтому, когда меня попросили сделать вариацию той куклы, я с радостью согласилась, уже сознательно вдохновленная этим стихотворением, и назвала новую работу "Отражение Времени".



Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 15-09-2007 10:49
Хранительница звезд.
Когда загустевали сумерки, она выходила из домика, садилась на крылечко и долго-долго смотрела на волнующиеся макушки пирамидальных тополей. Их колебания походили на выдохи океанских волн, на серебристые ручейки, струящиеся в небо, на спинки морских котиков, ворочающихся на своем лежбище. Потом сумерки оборачивались в черные плащи, и наступала ночь. Небо закаменевало в хрустальной своей темноте, и тогда с него вниз падали перезревшие звезды.

В урожайные ночи ей приходилось собирать звезды килограммами. Она набивала ими огромные холщовые мешки и волокла потом по земле в кладовую. Не оттого, что звезды были слишком уж тяжелы - просто она не привыкла таскать тяжести. В детстве ее от этого избавляли родители, потом - любимый, потом - муж. А теперь, когда она, наконец-то, жила одна - не думайте, что с ее близкими случилось что-либо роковое, нет, просто она сама решила пожить ото всех отдельно, а то ведь и жизнь пройдет, а ты и не поймешь, чего ты стоишь сам по себе, без помощи и предвосхищения всех твоих желаний. Так вот, теперь ей приходилось нелегко именно в физическом плане - что-то себе принести, что -то передвинуть, что-то достать… Но не настолько нелегко, чтобы возвращаться назад. В уединенной жизни было что-то завораживающее. Магическое. От него отказаться было уже столь же трудно, как от наркотика тому, кто успел к нему привыкнуть.

В неурожайные ночи могло и одной звездочки не упасть. Тогда она садилась снова на крылечко и слушала джазовые композиции трудолюбивых цикад. Когда-то они ее жутко раздражали, а теперь она до того к ним привыкла, что без их мерного гудения и заснуть не удавалось.

Ближе к рассвету она доставала из кладовой собранные в иные дни звезды и начинала начищать закопченные, потемневшие их грани. Она сначала оттирала белые пятна, оставленные молочными осенними туманами, накипь морозных сизых утр, копоть, идущую с земли, ржавые наросты дождливых сумерек, потом надраивала до блеска поверхности, потом покрывала их полировальной и антикоррозийной жидкостями. Потом выкладывала сушиться на деревянные стеллажи - через несколько дней они будут готовы к тому, что снова вернуться в свои пустующие гнездышки, и спешила встречать солнечное пробуждение.

Солнышко потягивалось, хрумкая затекшими суставчиками лучиков, протирало заспанные глаза, и их свет щекотал вершину огромной горы и золотил долину, лежащую далеко-далеко внизу.

Пара лучиков обнимала хрупкую длинноногую фигурку, всегда встречающую новый день с распростертыми объятиями и нетерпеливым трепетом в сердце. Другая пара лучиков выжимала над ней крохотное бледно-салатовое облачко, и так совершался ежедневный ритуал утреннего обливания водой. После этого она, промокшая и продрогшая, убегала в дом, где растиралась махровым полотенцем и забиралась под толстый шерстяной плед. Наступало время сна. Усталость смеживала веки, отключала звуки и цвета, и дух, освобожденный от земных ощущений, отправлялся в далекие странствия по совсем иным мирам.

Кандидат
Группа: Участники
Сообщений: 1488
Добавлено: 18-09-2007 16:40

Казанова

Один из самых знаменитых и загадочных авантюристов XVIII века, чье имя стало синонимом счастливого любовника, был венецианцем и сыном актеров Комедии дель'Арте, так что театр был у него в крови. В театре своей жизни Казанова - и драматург, и режиссер, и исполнитель. В мемуарах "История моей жизни", написанных уже в старости - побег из страшной венецианской Свинцовой тюрьмы, литературные беседы и религиозные споры, военная форма и маска "la bauta" (которую теперь так и называют -"маска Казановы"), гондола и дорожная карета, книги и карты, интриги и философия, и - женщины, женщины, женщины…
Все достопримечательности его богатой событиями жизни вновь проходят перед нашими глазами, будоражат наше воображение. И уже неважно - было ли все на самом деле, или это просто выдумка Великого мистификатора.

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 18-09-2007 17:57
Ночные монстры.




Мальчик всегда засыпал, обхватив губами большой палец правой руки, блаженно причмокивая и вздыхая. Левая рука, сжатая в крепкий кулачок, прижимала к груди старенького плюшевого кота с разноцветными пуговичными глазами. Одна пуговица была зеленой и перламутровой, в самом деле похожей на глаз, считал мальчик. А другую - зачем только такую и пришивали? - мальчик не любил, она была матовая, грязно-серая, обычная пуговица для брюк, с четырьмя дырочками. У кота ушки были обтрепанные и надорванные по краям. А хвост вообще держался на честном слове. Но мальчик любил его и ни за что не согласился бы заснуть без верного своего, старинного друга.

Этот кот был его талисманом. И телохранителем. Никто об этом и не подозревал, но всеобщее незнание не меняло сути дела. Кот охранял мальчика по ночам, охранял его сон, его во сне, его - ото снов.

Никто не верил, какие страшные, подробно-развернутые и мистически правдоподобные сны навещали иногда мальчика. Какие злобные и кровожадные монстры спускались (или поднимались?) к нему под покровом ночи. Никто не верил его рассказам. Вообще не слушал их. Словно мальчик обращался к пустоте, набитой тугой ватой. Словно он не говорил, а мычал. Мама лишь недовольно качала головой и строго изрекала: "Ты уже большой, как тебе не стыдно выдумывать всякие глупости! Конечно же, я потушу лампу, и не проси, мой дорогой, об этом и речи быть не может. Настоящий мужчина не боится темноты. Если ты будешь продолжать в том же духе, тебе никогда не стать настоящим мужчиной. Неужели тебе хочется прослыть трусом и тряпкой?"

Мальчику не хотелось. Но он знал, что, как только будет погашена милая настольная лампа, как только перестанет светиться огонек ночника в углу над кроватью, аморфные длиннопалые тени поднимут свои головы и переместятся из сумрака портьер к его изголовью. Желеобразные спруты с липкими щупальцами, покрытые коростой и шишковатыми наростами драконы, гиганты - людоеды с крохотными, красными от злобы глазами, крокодилы чудовищной длины, каких давно уже не существует в природе, но какие спокойно обитают в складках штор и прячутся в трещинах на стене.

Только старенький черный кот, подаренный мальчику на первый его день рождения, знал обо всех этих чудовищах и о том, что они так же реальны, как и сосед за стеной родительской спальни, каждую ночь устраивающий для них пьяные концерты. Кот знал обо всем - мало того, он был единственным, кто помогал мальчику справляться с монстрами его страхов, кто отважно вступал в бой, неравный бой, с обитателями ночных долин. В такие моменты зеленый его глаз мерцал фосфоресцирующей точкой, а матовый был непроницаем и нем.

Тени боялись кота - он никогда не спал, а следовательно, никогда и не переходил в их мир. Кот не видел снов и был всецело дневным существом. Посему власть их на него не распространялась и совладать с ним они не могли. Кот защищал мальчика, доброго маленького мальчика, родители которого во время этих страшных битв спокойно читали, болтали, пялились в телевизор, занимались любовью или прятались в своих сновидениях, но никогда не заглядывали проверить - как там их сын, потому что они воспитывали его мужественность.

Со временем мальчик стал рассказывать родителям о монстрах все меньше и меньше. Не оттого, что те исчезли - просто он увидел, что глаза у мамы все больше походят на две блеклые бесцветные пуговицы, наспех пришитые на лицо чьей-то неумелой рукой, вкривь и вкось и совсем не к месту. А у отца пальцы такие липкие и холодные, как щупальца ночных спрутов, и в зрачках мечутся отблески красноватого пламени неудовлетворенной злобы.

Мальчик всегда засыпал, обхватив губами большой палец правой руки, блаженно причмокивая и вздыхая. Левая рука, сжатая в крепкий кулачок, прижимала к груди старенького плюшевого кота с разноцветными пуговичными глазами. Но перед тем, как заснуть, мальчик всегда запирал дверь на ключ, который он оставлял в замочной скважине, чтобы никто не мог войти к нему со стороны прихожей.

Монстры жили теперь не в его комнате.

Кандидат
Группа: Участники
Сообщений: 1488
Добавлено: 24-09-2007 15:44

Проходя по венецианским улицам, я увидела на одном из домов доску, сообщающую, что в этом доме во время карнавала 1771 года останавливался Моцарт, путешествуя со своим отцом по Италии. Мне сразу вспомнилась легенда о загадочном "черном человеке", якобы заказавшем Моцарту Реквием . Образ двойника, всю жизнь преследующего человека, нередок в литературе. Он встречается у Гёте, Есенина, Пушкина, Умберто Эко и Василия Аксёнова. Под влиянием всех этих образов и впечатлений я и решила сделать эту куклу. Ведь единственный способ избавиться от Черного Человека - это обзавестись своим собственным...

"И восходит в свой номер на борт по трапу
постоялец, несущий в кармане граппу,
совершенный Никто, человек в плаще,
потерявший память, отчизну, сына,
по горбу его плачет в лесах осина,
если кто-то плачет о нем вообще."

И.Бродский "Лагуна"


Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 24-09-2007 17:51
ТРИ ДЕВИЦЫ...
"Три девицы под окном пряли поздно вечерком..."

Они сидели и впрямь, как героини пушкинской сказки - на скамеечке, в палисаднике, под распахнутым настежь окном, отражающим розовато-лиловый закат. Дело, правда, происходило летом, на родительской даче одной из трех подруг. Одна увлеченно листала "Космополитан", другая сосредоточилась на речи Заратустры, третья, нырнув в плеер, подпевала про себя легкомысленные мелодии.

"Кабы я была царицей!.."

"Если бы он выбрал меня!.."

Если бы он выбрал меня, думала первая, я бы сделала такую же прическу и заказала бы такой же костюм, - и она еще раз пристально вгляделась в глянцево улыбающуюся с глянцевой страницы бизнес-вумен. Да, прическа - супер, и аксессуары что надо, вот только становиться деловой мадам - от этого избави Боже. Ни за что! Если бы он выбрал меня, я бы ни за что не стала превращаться в сухую стерву, я бы родила для него очаровательных крошек, мальчика и девочку, и мы бы были самой счастливой семьей на всем белом свете. Я бы наряжала их, как куколок, и даже сама бы гуляла с ними в солнечные дни, а няне оставалось бы только последить за малышами в те вечера, когда мы вынуждены будем появляться в свете. Без этого ведь тоже нельзя. Роскошное белье, мускусный запах духов. Шикарное платье от кутюр... Если бы он выбрал меня!

Если бы он выбрал меня, думала вторая, он бы явно не прогадал. Я знаю толк и в финансах, и в философии, со мной не соскучишься. Я бы могла представлять компанию на пресс-конференциях и принимать иностранные делегации. Я бы могла поддерживать беседу о японской поэзии и об этических воззрениях Канта, я бы могла организовывать культурный досуг и проводить экскурсии по Третьяковской галерее. За меня не пришлось бы краснеть - уж я-то знаю, как вести себя в порядочном обществе и всегда догадаюсь о том, что в данный момент более всего к месту.

Если мне удастся обставить его сегодня в покерной партии, я куплю себе билет до Рио и смогу недельку побарахтаться в косматом прибое, думала третья. Приобрету себе индейскую сопелку и научусь выводить на ней мелодию из "Танцев с волками". А когда попаду в Мексику... Черт побери, только бы фишки легли так, как надо!

В это время приехал он. Герой их грез. Молодой, красивый и удачливый бизнесмен, сделавший состояние прямо по совету Рэтта Батлера - во время крушения империи. Когда-то все они - и подруги, и он, жили на одной лестничной площадке, в старенькой хрущобе на "Речном вокзале". Теперь, конечно, он давно уже жил совсем в ином месте. А кроме того имел прекрасный особняк с сауной, бассейном, домашним кинотеатром и площадкой для игры в теннис, ни много ни мало - в самой Барвихе. Он был старше подруг на шесть лет и уже успел побывать в браке, продлившемся не более полутора лет. Мать той, что балдела в своих стерео - наушниках, доводилась ему троюродной (и даже того дальше) теткой. А отец любительницы иллюстрированных журналов был нынешним мужем его собственной матери, неуравновешенной особы и искательницы приключений, которую он, впрочем, очень любил.

Посему девицы были ему отнюдь не чужими, и их встречи стали чем-то вроде ритуала, необременительного, непостоянного, но обязательного. В общем-то, он всех троих любил, как младших сестер, хотя и подозревал, что ныне они видят в нем далеко не просто братца.

"Кабы я была царицей..." И лишь одна, беззаботная и легкомысленная, пофигистски посвистывает - а не метнуть ли нам кости пару раз?

... Через полгода они поженились - он и неуравновешенная искательница приключений, не расстающаяся с плеером, воспроизводящим латиноамериканские мелодии. Одна из подруг стала менеджером по связям с общественностью в ведущей из всех его компаний. Другая - возглавила вновь созданный салон красоты.

А чем все это закончится - остается только гадать. Разве не так?

Кандидат
Группа: Участники
Сообщений: 1488
Добавлено: 26-09-2007 14:50

Девочка с маской

Эта Девочка - мой образ XVIII века, часто называемого "женским веком". Только в России в этом веке у власти сменилось несколько самодержавных императриц: Екатерина I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Екатерина II. Для Европы это был век Марии Терезии, австрийской императрицы, посредством брачных союзов своих многочисленных дочерей влиявшей на политику всей Европы. Наконец, злосчастная судьба самой известной ее дочери - "королевы рококо" Марии Антуанетты также совершилась в этом веке.

Кукла была сделана под впечатлением поездки в Австрию и Венецию. Для меня совершенно очевидно влияние Венеции на австрийскую культуру, тем более, что в XVIII веке Венеция находилась под властью Австрии. В костюме куклы использованы цвета и элементы кроя, характерные для военной формы того времени.


Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 27-09-2007 15:51
Особенности и условия, при которых
психологическая защита сохраняет психологическое здоровье
старшеклассника


Обострение социально-экономических проблем, прежде всего, повлияло на наиболее уязвимые слои и группы населения, в первую очередь на детей. Они оказались наименее защищенной и наиболее страдающей группой населения. Упал уровень физического, психического и психологического здоровья детей. Существенно снижается их интеллектуально-образовательный потенциал, изменились культурно-нравственные ценности. Ухудшение состояния здоровья детей прослеживается от начала обучения в школе к его концу, то есть процесс обучения в школе является фактором риска для здоровья учащихся.
Данные проблемы наиболее остро проявляются в подростковом возрасте, в котором происходят фундаментальные изменения в сфере самосознания, уточнение построения Я-концепции. Содержание последней является одним из наиболее важных результатов воспитания и обучения, т.е. того, что составляет содержание и формы социализации ребенка. Она также способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения, определяет социальную адаптацию личности подростка, является регулятором его поведения и деятельности. Наличие позитивной Я-концепции в этом возрасте, самоуважения являются необходимым условием положительного развития и социальной адаптации. Неблагоприятная Я-концепция (слабая вера в себя, боязнь получить отказ, низкая самооценка), возникнув, приводит в дальнейшем к нарушениям поведения.
Подросток, утративший самоуважение, находится в постоянном конфликте с самим собой, сам себя отвергает и сам с собой не согласен, что очень быстро приводит либо к дезорганизованному поведению, либо к депрессии, которая делает невозможным любое поведение. Данные проблемы не могут не сказаться на здоровье подростка.
Я - концепция способствует достижению внутренней согласованности личности, является активным началом, важным фактором в интерпретации опыта, и источником ожиданий - представлений о том, что должно произойти. Я-концепция - совокупность представлений человека о самом себе - является регулятором поведения.
Меняется и развивается подростковая Я-концепция. Очевидно, что изменение представлений о себе может являться процессом болезненным, так как в подростковом возрасте он протекает наиболее интенсивно и динамично. Развитие Я-концепции в подростковом возрасте начинается с уяснения качеств своего "наличного" Я, оценки своего тела, внешности, поведения, имени, способностей. Например, принятие подростком своего тела определяет принятие себя. Отношение к себе с точки зрения довольства или недовольства своим телом, различными его частями и индивидуальными особенностями является существенным компонентом сложной структуры самооценки и имеет огромное влияние на самореализацию личности во всех сферах жизни.
Кроме того, вокруг образа Я формируется определенный вид психологических защит, направленных на сохранение этого образа, поэтому стиль поведения - это совокупность действий, направленных на стабилизацию и развитие принятых представлений о себе.
Подростку свойственна тенденция экстраполировать даже внешнюю дефектность собственного Я на свою личность в целом: если подросток имеет какие-то недостатки (иногда только кажущиеся), то он начинает ощущать (или придумывать) негативные реакции окружающих, сопровождающие его при любом взаимодействии с окружающей средой.
Адекватная Я-концепция и самооценка имеют значение в формировании навыков межличностных отношений и социальной адаптации. Большое расхождение между Я-реальным и Я-идеальным или Я-реальным и Я-зеркальным ставит подростка в такие условия, что он вынужден либо осознавать и принимать источник расхождения в оценках, делая, таким образом, выбор в сторону своего развития и сохраняя ядро своей личности, либо, накапливать напряжение, а затем искать "легкие" способы его снятия. Большое расхождение между Я-реальным и Я-идеальным считается тревожным симптомом, т.к. нередко ведет к нарушениям поведения и социально- психологической адаптации ребенка.
Таким образом, плохая социальная адаптация, связанная с расхождением в Я-концепции, ее негативной направленностью и низкой самооценкой приводят к нарушениям психологического здоровья. В этом случае единственным сохраняющим фактором выступает психологическая защита, которая искажает негативное воздействие, давая возможность индивиду приспособиться и не конфликтовать с самим собой и окружающими.
Защитные механизмы выполняют функцию сохранения целостности Я - концепции, исключая или искажая информацию, которая расценивается субъектом как неблагоприятная и разрушающая первоначальное представление о себе. Защитные механизмы включаются в тот момент, когда достижение цели конструктивным и прямым способом не может быть осуществлено. Таким образом, они являются способом организации частичного или временного психического равновесия, необходимых для выработки реальных способов преодоления фрустрации.
Теперь перейдем к рассмотрению особенностей психологической защиты в подростковом возрасте на примерах.
Примерами юношеской регрессии могут служить их склонность к идеализации знаменитостей; амбивалентность поведения, его колебания от одной крайности к другой.
Перенос. Одним из видов переноса является уход, наиболее часто встречаемым вариантом которого является фантазия. Защитная фантазия символически удовлетворяет блокируемое желание: "Можно сказать, что счастливый никогда не фантазирует, это делает только неудовлетворенный. Неудовлетворенные желания являются движущими силами фантазий, каждая фантазия - есть явление желания, корректура действительности, которая чем-то не удовлетворяет индивида". (Киршбаум Э.И. Психологическая защита. - М., 2000. - С. 45)
У подростка, которого обидели, как ему кажется, незаслуженно, обида переинтерпретирует ситуацию, где его как бы обидели окружающие. А затем в своих "дневных грёзах" он воображает как умирает, его хоронят и горюют. С его смертью все понимают, кого они обижали. Т.о. в фантазии совершается акт самоподтверждения и строятся желаемые отношения, где объектом является сам подросток.
Следующим видом переноса условно можно назвать "переживание из вторых рук": если у человека в силу объективных и субъективных причин нет возможности реализовать свои желания и интересы "здесь и сейчас".
Подросток мечтает о море, хочет стать моряком, капитаном дальнего плавания. Но для исполнения мечты отсутствуют возможности: море далеко, нет денег, мал возрастом, надо много учиться, но не хочется. Тогда это желание реализуется на замещающих объектах: книги о море, фильмы о приключениях на море. Хотя удовлетворения полностью нет, оно сохраняется, может даже и длительное время, т.к. ситуация т.о. контролируется, да и безопаснее так.
Перенос может осуществляться и во сне, если невозможен в состоянии бодрствования. Подростку снятся эротические сцены, часто они заканчиваются непроизвольным семяизвержением.
Перенос, осуществляемый в результате ошибочного обобщения схожих ситуаций носит название трансфера. В основе лежит тенденция к повторению закрепившегося раньше поведения в ситуациях неравенства позиций.
Ученик переносит на нового, ни в чем еще не повинного учителя, враждебные отношения с предыдущими педагогами. Новому учителю достается от ученика, он расплачивается за грехи своих коллег. Враждебные отношения переносятся учениками благодаря наработанному общему негативному отношению к школе - и в этом ошибочность обобщения в переносе - все учителя.
Рационализация проявляется в размышлении над вопросами "Зачем жить, если рано или поздно умрешь?". Тогда они придумывают и вносят в жизнь смысл, а некоторые наоборот отказываются от размышления над данным вопросом.
Следующим видом психологическая защита является ирония. Подросток в результате своей двойственной позиции: не дитя, но еще не взрослый, иронически относится и к детскости и ко взрослым. Подросток иронизирует по поводу тех ролей, которые ему навязывают взрослые, и к ним самим с их старомодными представлениями о жизни. Тем самым он преодолевает империализм взрослых.
Если брать защиту, используемую на уроках в школе, то Р.Плутчик, Г.Келлерман, Х.Р.Конте считают, что эти механизмы имеют свои характеристики и словесное выражение. Они привели в пример характеристики защитных механизмов в ситуации, когда подросток обидно отчитал учитель за невыполненное задание (работа защиты идет с эмоцией гнева). В нашей работе мы приведем лишь несколько защитных механизмов.
Замещение - "нападай на что-нибудь, что представляет это". Реакция: "У нашего учителя на редкость противная дочь".
Проекция - "порицай это". Реакция: "Мой учитель просто ненавидит меня", "Мы все не в восторге от нашего учителя".
Рационализация - "оправдай себя". Реакция: "Он так сердится, потому что у него плохое настроение" (Плутчик Р. Эмоции: психоэволюционная теория. Подходы к эмоциям. - Хилсдейл, 1984. - С. 57-63)
Не возникает сомнений в том, что защитные механизмы обычно складываются у человека "неуверенно себя чувствующего в жизни". Самодостаточная личность наиболее успешно освобождается от негативного влияния психологических защит и менее "чувствительна" к их возникновению. Важнейший путь освобождения от патологического действия защитных механизмов - целостное развитие личности, ее самосознания, а также формирование адекватной возможностям жизненной перспективы.
Можно выделить ряд условий, способствующих здоровьесберегающей функции психологической защиты:
Целостное развитие самосознания;
Адекватная самооценка и принятие себя;
Адекватная возможностям жизненная перспектива;
Направленность и согласованность Я-концепции;
Включенность в межличностные отношения;
Стрессоустойчивость и др.
В качестве педагогических условий, затрагивающих социальную ситуацию подростка можно выделить:
1. Положительная роль трудных ситуаций, отсутствие полного эмоционального комфорта, что повышает активность подростка, порождает потребность искать и вырабатывать стратегии преодоления, имеющие развивающий характер.
2. Напряжение не должно быть бесконечным, чередоваться с расслаблением, которое предполагает не простое изменение условий деятельности, а практическое прекращение или замена на другую.
Следует отметить, что наличие в жизни подростка трудных ситуаций, вызывающих напряжение, является одним из важнейших условий становления психологического здоровья, при учете возрастных и индивидуальных возможностей. Роль взрослого сводится к поиску смысла и обучающего воздействия подобных ситуаций.
3. Наличие у подростков в целом положительного фона.
Здесь опять же важно присутствие старших (родителя, педагога, психолога), так как настроение школьника во многом определяется настроением окружающих взрослых. У них должна присутствовать биофильная ориентация, т.е. ориентация на жизнь. Кроме этого, взрослые должны использовать различные приемы комического, реализуемые в образовательном и воспитательном процессе. Для создания положительного фона у самих подростков следует развивать способность быть счастливыми и оптимистично воспринимать мир, что значит адекватное описание ситуаций, отсутствие самообвинений и неправомерного ее обобщения на всю жизнь.
Таким образом, наличие трудных ситуаций, разрешаемых подростками самостоятельно или с помощью взрослых, в целом положительный фон настроения и фиксация на прогрессе подростка с анализом причин этого прогресса, способны выступать в качестве педагогических условий становления и сохранения психологического здоровья".


Ермакова О.
педагог-психолог

Кандидат
Группа: Участники
Сообщений: 1488
Добавлено: 08-10-2007 17:58

Коллекция "Страна Дураков"

Если человек будет упорствовать в своей глупости, он станет мудрым
Если бы другие не были дураками, мы были бы ими
Уильям Блейк,
английский поэт и художник XVIII века

Название коллекции идет вовсе не из сказки про Буратино (хотя некоторая связь все же есть). Скорее, от празднования Дня дураков, когда все условности бывали отложены до других времен, шутовским королевством управлял король-шут, у которого, разумеется, был свой шутовской двор. Кто же такой шут и какова его роль? Наличие шутов-дурачков при королевском дворе и среди домочадцев знатных семей было принито еще в древности и продолжалось до XVII столетия. Очень часто это были люди слабоумные с точки зрения интеллекта, но они считались (часто не без оснований) находящимися в особых отношениях с духовной стороной бытия. Такие дурачки, хотя и вызывали смех, пользовались любовью и заботой общества.
В литературной традиции (например, у Шекспира) шут часто выступает в качестве королевского спутника, доверенного лица и привилегированного критика. Шут олицетворял собой свободу, поскольку мог говорить, что ему вздумается и не был обременен никакими общественными условностями. Своими вроде бы глупыми, но бьющими не в бровь, а в глаз высказываниями он может вызвать ярость настоящих дураков. В относительно современной литературе классическим примером такого "дурачка" может служить Бравый солдат Швейк. Иными словами, тема коллекции - мудрость и глупость, их противоположность и единство во всех проявлениях.


Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 08-10-2007 18:14
Говорят НАШИ дети:
Дочь Настя (5 лет) объявляет, что выйдет замуж за Юрия Антонова (певец такой). Начинаю отговаривать:
- Он очень старый...
- Что, умер уже?
- Нет, но к тому времени, когда ты соберёшься выходить замуж, - наверняка.
- Ну ничего, если жив ещё, то выйду.
- Да нет, не стоит, он старый и толстый.
(глаза навыкат) - Ты что, его видела???!!!
- Да.
- И что??
(категорично) - Старый и толстый!
- Не может быть!..(драматично) - А голос - как у принца!


Занимаемся с дочерью фортепиано. Играю песенку и жалостливо пою: "Осень наступи-ила...", дочь Лада (5 лет) мгновенно встрепенулась: "На кого наступила? А ему больно?"


Дочь Настя (5 лет) пересказывает какую-то сказку. Ей надоедает. Говорю:
- Ну а кончилось-то хоть чем?
- А в конце царь велел подстричь ему голову... (После вялой паузы) - А точнее, - отрубить...

Дядя Толик спрашивает у Лады (4,5лет):
- Ну, как жизнь молодая?
- Не молодая!
- А как жизнь старая?
- И не старая!
- А тогда какая?
- Да никакая.


Дети болтают о музыке и любимых песнях. Лада К. (4,5 лет) сообщает:
- А моя любимая - про шведов!
Сестра в ответ одобрительно мычит, и начинается обсуждение произведения. Заинтересовываюсь, подхожу:
- А про шведов, это что за песня?
- Ну ты чего, мама, не помнишь что ли?
- Нет. (?!)
Начинает с ходу невнятно подвывать, постепенно досадуя, что не узнаю.
- А слова какие?
- Я не помню.
- А о чём??
- Ну как шведов побили и они утонули.
Занавес. Это они о кантате С.Прокофьева "Александр Невский".


Произношение некоторых слов:
- подгляднула (подглянула);
- кирпичёвая стена;
- Гаррипотерная девочка;
- поют "Очи чёрные": "Очень чёрные, очень страшные"...


Подарили Ануле на день рождения набор для феи, в котором есть "волшебная палочка". Дети ушли играть, через какое-то время приходит Настя К. и на ухо шепчет: "Мама, ты купила плохую волшебную палочку: она ничего не превращает!"


Саша Я. пришёл первый раз в школу. Увидел, что на стене на разных языках написано WELCOME и спрашивает:
- А почему на русском нет?
- А мы не знаем, как по-русски WELCOME, а ты знаешь?
- Знаю.
- А написать можешь?
- Могу.
- Тогда напиши нам, а мы повесим.
Саша подумал и написал: "Милости просим!"


Обе дочери (4,5 лет) сообщили, что собираются замуж за Ивана Прокофьева.
- Подождите, - говорю, - это нетрадиционно, - он один, а вас двое.
- Ну и что? А мы по очереди.
- Это как?
- Сначала одна, а потом другая, а потом опять поменяемся, чтобы не обидно было.
- Это как с велосипедом что ли?
- Точно! Тогда лучше так: когда у неё велосипед - у меня Иван, а потом - наоборот. Тогда совсем не обидно.

Кандидат
Группа: Участники
Сообщений: 1488
Добавлено: 03-12-2007 11:40
Так ли безобидна кукла, как нам бы хотелось думать? Чего больше, положительного или отрицательного несет она в себе? Имеет ли свой характер? Как влияет на характер ребенка общающегося с ней? Почему так часто в фильмах ужасах кукла используется в роли кровожадного монстра?
И вот еще, отчего она порой вызывает какой-то священный трепет?

Есть у кого-нибудь ответы на эти вопросы?
Поделитесь своими мыслями с Тусиком

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 03-12-2007 13:22
Так ли безобидна кукла, как нам бы хотелось думать? Чего больше, положительного или отрицательного несет она в себе? Имеет ли свой характер? Как влияет на характер ребенка общающегося с ней? Почему так часто в фильмах ужасах кукла используется в роли кровожадного монстра?
И вот еще, отчего она порой вызывает какой-то священный трепет
Есть у кого-нибудь ответы на эти вопросы?
Поделитесь своими мыслями с Тусиком



Кукла вызывает ощущение маски хозяина. И в зависимости от настройки собственной экспозиции хозяина, он и представляет куклу как ужас, как радость и прочие гативные и негативные моменты.


Страницы: << Prev 1 2 3 4 5 Next>> ответить новая тема
Раздел: 
Театр и прочие виды искусства -продолжение / Курим трубку, пьём чай / "Детская страничка"

KXK.RU