Словарь неудобных терминов

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:  

Раздел: 
Театр и прочие виды искусства -продолжение / Курим трубку, пьём чай / Словарь неудобных терминов

Страницы: << Prev 1 2  ответить новая тема

Автор Сообщение

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 02-04-2009 00:15
Трансгрессия - это стратегия выхода за пределы познанного

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 07-04-2009 19:18
РЕДИНГОТ (франц. redingote - от англ. riding-coat), мужская или женская верхняя одежда прилегающего силуэта, с двумя небольшими воротничками (нижний из которых лежал на плечах) и сквозной застежкой. Редингот появился в Англии в 20-х гг. 18 в. как мужской костюм для верховой езды. Первоначально не отличался большой длиной. В России в 19 в. редингот стал обычной городской одеждой (довольно длинной).

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 26-01-2010 00:48
«Фильм-нуар» — термин, введенный французским кинокритиком Нино Фрэнком в 1946 году для обозначения популярного стиля в американском послевоенном кино. Для него характерны: криминальный сюжет, гнетущая атмосфера циничной безысходности, стирание граней между героем и антигероем, игра со светом и тенью. Корнями «нуара» является сюжеты американских книг серии "крутой детектив" и экспрессионизм немецких кинематографистов 1920-ых годов.

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 04-02-2010 00:08
ЭМПАТИЯ — способность поставить себя на место другого человека (или предмета), способность к сопереживанию. Эмпатия также включает способность точно определить эмоциональное состояние другого человека на основе мимических реакций, поступков, жестов и т. д.. Так же, под эмпатией подразумевается способность очень точно чувствовать и ощущать эмоциональное состояние человека, не видя его. Эмпат — человек, способный воспринимать переживания, эмоции и чувства другого человека, на уровне своих собственных эмоций. Можно сказать, что эмпат — эмоциональный телепат, не способный читать мысли, но запросто воспринимающий эмоциональную картину состояния другого человека.

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 16-02-2010 00:33
ТРИКСТЕР (англ. trickster – обманщик, ловкач), архаический персонаж ранней мифологии практически всех народов земли. Термин введен в научный обиход американским антропологом Полом Радином, впервые предпринявшим исследование архетипа трикстера в культурологическом анализе мифологии индейцев виннебаго. Впоследствии трикстер становился предметом исследования множества ученых – философов, антропологов, культурологов, фольклористов, театроведов и др. К концу 20 в. в философии и культурологии трикстер был признан одним из основополагающих персонажей человеческой культуры.
Трикстер (в мифах разных культур воплощенный в Кролике, Вороне, Пауке и т.д.) отличается лукавством, хитроумием, коварством, жестокостью, способностью к трансформациям или перевоплощению. Он всегда одновременно творец и разрушитель, обманщик и жертва обмана. У него нет сознательных желаний, его поведение определяется инстинктами и импульсами. Он не знает ни добра, ни зла, хотя и несет ответственность и за то, и за другое.

Часто трикстер выступает под маской божества или полубога: египетский Сет, скандинавский Локи, греческий Геркулес и т.д. В подавляющем большинстве мифов трикстер – «второй» творец мира; в определенном смысле он является комическим дублером культурного героя. Однако двойственность, амбивалентность заложена в самом трикстере и является его основополагающим свойством: он то остроумен, активен, находчив; то – ленив, невежествен и глуп. Трикстер – зачинщик распрей и конфликтов, которые навлекают унижения и побои на него самого. Иногда он даже меняет пол, что также имеет двоякое истолкование: во многих культурах половая травестия была символом пассивного мужеложства, но в шаманизме считалась одним из высших достижений шамана-мужчины. Любые действия трикстера не поддаются однозначной оценке, в том числе и этической, не укладываясь в рамки «положительного» или «отрицательного». Для него не существует ни моральных, ни социальных ценностей; он руководствуется лишь собственными страстями и аппетитами, и, несмотря на это, только благодаря его деяниям все ценности обретают свое настоящее значение.

Этот персонаж получил огромное развитие в традициях карнавальной культуры (травестия, ряженье, т.е. традиционные карнавальные приемы несомненно, суть продолжения способностей трикстера к превращению в разных животных и перемене пола); а позднее – в театральной культуре Ренессанса, в частности в комедии дель арте (кстати, именно здесь особенно явственно в пластике персонажей сохранены гомосексуальные и бисексуальные особенности трикстера – например, известные гравюры Ж.Калло).

Далее трикстеровская двойственность комедийных персонажей сохранялась в основном в народном театре – уличном, балаганном и особенно кукольном (по одной из версий культурологов кукла всегда в определенном смысле есть воплощение трикстера). От трикстера ведут свою родословную традиционные персонажи народного кукольного театра разных стран: Петрушка, Панч, Пульчинелла, Гансвурст, Видушака, Карагез, Палван-Качал и т.д. Они несомненно обладают трикстеровской амбивалентностью, отсутствием нравственного абсолюта, плутовством, коварством, жестокостью и простодушием; склонностью попадать в дурацкие ситуации и при этом выходить из них победителем.

В литературной же традиции феномен трикстера развивался несколько иным путем. Если в прозе, особенно крупных форм, «наследники» трикстера представлены достаточно широко (скажем, средневековые Гаргантюа и Пантагрюэль Ф.Рабле; позднее – Тиль Уленшпигель Ш.Костера и даже Швейк Я.Гашека и мн.др.), то в драматургии (а значит, и в светском театре) подобных героев не было на протяжении нескольких столетий. Развитие психологической направленности драматургии, стремившейся создавать объемные, но внутренне непротиворечивые характеры, привела к фактическому разделению единого образа трикстера на разные, условно говоря, «положительные» и «отрицательные» персонажи. Несомненно, это связано с традиционно признаваемой воспитательной функцией театрального искусства, призванного формировать высокие чувства и отстаивать нравственные идеалы. Эти традиции были одинаково сильны практически во всех эстетических направлениях постренессансного театра – классицизме, просвещении, романтизме, сентиментализме, реализме, социальной драме. Пожалуй, только театральный символизм остался в стороне от настойчиво формируемого нравственного идеала; однако вся эстетическая и идейная концепция символизма была крайне далека от трикстеровской темы.

Однако с развитием новейшего театра, особенно постмодернистского (в частности, трагикомедии с ее нравственным релятивизмом) в сценическом искусстве вновь появляются персонажи, обнаруживающие свое родство с трикстером. Конечно, их характеры создаются совсем иными изобразительными средствами; тем не менее, в трагикомических и абсурдистских произведениях самых разных авторов встречается новое развитие темы трикстера. Один из самых любопытных и неожиданных ранних примеров новой драматургии – Шарлотта в Вишневом саде А.Чехова, странное, почти бесполое существо, шут, не имеющий прямого отношения к развитию сюжета, но определяющий общую эстетику пьесы и в определенном смысле становящийся ее камертоном.

Наверное, мировому театру было насущно необходимым пройти через этап однозначных сценических амплуа, чтобы на новом витке своего развития вернуться к одному из важнейших архетипов нашей культуры – амбивалентному трикстеру.

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 18-02-2010 00:43
Предание — повествование, передающее сведения о лицах и событиях и т. д.

Возникает из рассказов очевидцев. При передаче от одного лица другому, подвергается метафорическим изменениям, иногда искажая смысл события.

Предание близко к сказке и легенде, мифологические сюжеты основываются на преданиях.

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 06-03-2010 11:43
Симультанность (в психологии) [лат. simul — в одно и то же время] — практическая одновременность протекания каких-либо психических процессов ввиду их свернутости и автоматизированности. Например, симультанным является смысловое восприятие устной речи на родном и иностранном языке переводчиком — синхронистом. Если человек недостаточно владеет иностранным языком, процесс смыслового восприятия и перевода иноязычной речи становится развернутым (сукцессивным). При некоторых психопатологиях (например, афазии, акалькулии, амузии и др.) в основе всех нарушений лежит распад симультанного анализа и синтеза

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 01-04-2010 17:11
Просодия (в фонетике) — учение об ударении, тоне, интонации, то есть о супрасегментных единицах звучания. Просодией также иногда называют подраздел стиховедения, учение о метрически значимых элементах речи (слогах долгих и кратких, ударных и безударных и пр.).

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 26-04-2010 23:25
Снофида - "апатичный, сонный человек", яросл. (Волоцкий), укр. сновида "лунатик". От сон, ви&#769;деть. Неясно

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 12-11-2010 15:56
Прант - фантазия на авторские темы

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 12-11-2010 15:57
Пальмерация - перевод кода информации из одного акта в другой

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 12-11-2010 15:58
Танкриль — ключевая проблематика поэтики.Ключ

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 12-11-2010 15:58
Нельд — неологизм

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 12-11-2010 15:59
Тарц — дерево

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 12-11-2010 15:59
Эль — стихотворение

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 12-11-2010 16:00
Эльд — поэтика

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 24-07-2011 13:20
Фуга -полифоническая музыкальная форма, включающая последовательное повторение одной музыкальной темы несколькими голосами

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 10-08-2011 13:54
МОИНА — героиня трагедии В.А. Озерова «Фингал» (1805). Образ М. возникает уже в первые минуты сценического действия как олицетворение красоты и гармонии, которой предстоят испытания роковыми превратностями судьбы. Прекрасная М., невеста Фингала, дочь царя Локлинского Старна, в тревоге ожидает прибытия своего жениха, опасаясь, что отец, ненавидящий Фингала, замыслил его гибель. Жизнь и смерть, любовь и ненависть контрастно сплетаются в сюжете Озерова, делая М. уникальным средоточием гармонии, надежды. Ее трагическая гибель в финале сюжета подготовлена всем его развитием. «Темный» Старн, ненавидя все живое, обрушивается на дочь, пытающуюся защитить своего возлюбленного. Он убивает ее, а затем закалывается сам. И тогда Фингал увозит тело М. на шотландский берег, где душа ее останется неразлучной с ним. Первая исполнительница этой роли — великая Е.С.Семенова (1805).

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 17-03-2012 18:17
Нирвана не есть блаженство. Нирвана (от санскр. «нир» — отрицательная частица и «вана» — желание) — это уничтожение желаний.

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 02-07-2012 16:55
НОН-ФИКШН
[англ. non-fiction < non - не + fiction - беллетристика; фикция] - лит. прозаическое литературное произведение, не являющееся ни романом, ни повестью, ни рассказом; деловая или критическая проза.

Страницы: << Prev 1 2  ответить новая тема
Раздел: 
Театр и прочие виды искусства -продолжение / Курим трубку, пьём чай / Словарь неудобных терминов

KXK.RU