О художниках,не против?

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:  

Раздел: 
Театр и прочие виды искусства -продолжение / Курим трубку, пьём чай / О художниках,не против?

Страницы: << Prev 1 2 3 4 5 6 7 Next>> ответить новая тема

Автор Сообщение

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 17-02-2008 11:34
Но не всё отдаётся в сравнении

Кандидат
Группа: Участники
Сообщений: 1488
Добавлено: 04-08-2008 16:05
На самом деле Малевич разгадывал японский кроссворд, просто у него нихрена не получилось

Кандидат
Группа: Участники
Сообщений: 1488
Добавлено: 27-11-2008 22:27

"Моё отличие от сумасшедшего состоит в том, что я-то не сумасшедший".

Сальвадор Дали.

Кандидат
Группа: Участники
Сообщений: 1488
Добавлено: 03-05-2009 21:09

Достаточно долгое время иконы оставались практически единственным настенным украшением интерьера.
И лишь с ХVII века в убранстве интерьера стали появляться эстампы и картины в позолоченных рамах. Именно в это время изобразительное искусство переступило пределы церковного алтаря, превратившись в элемент роскоши, модную изюминку интерьера богатых и знатных домов. С тех пор украшение дизайн интерьера картинами начало все больше и больше входить в моду, и не потеряло своей популярности до настоящего времени.
В прежние времена приобретать живописные полотна, а тем паче коллекционировать их, могли позволить себе немногие. Однако, в последние годы положение изменилась, и сегодня украшать домашний интерьер художественными произведениями - модно и престижно.
Все большим спросом пользуются не только классики, но также и современные художники, картины которых продаются недорого. Стоимость картины определяется в первую очередь уровнем мастерства художника, а затем уже сложностью сюжета, размером картины и ее качеством ее оформления. В соответствии с общим архитектурно-дизайнерским решением сугубо индивидуально подбираются багеты и рамки, которые могут отличаться разными используемыми материалами и уровнем сложности. Хорошая картина в состоянии мгновенно преобразить дизайн интерьера и внести радость и оживление в комнату. Ведь именно правильная художественная организация пространства, наполненность его произведениями искусства и всевозможными мелочами, которые близки сердцу, делает дом родным и близким.

Кандидат
Группа: Участники
Сообщений: 1488
Добавлено: 03-05-2009 21:09
Однако тонкий вкус и художественное чутье необходимы не только при покупке картины, но также и при ее размещении в интерьере. Тут важно не допустить ошибку в выборе стиля. Следует учесть то, как картина будет сочетаться с другими предметами интерьера в помещении. Ведь для каждой комнаты в доме предпочтительны свои определенные жанры и размеры живописных полотен.

Вы можете подобрать подходящие картины даже для прихожей и холла, несмотря на небольшие размеры, которые обычно имеют эти помещения. В маленькой прихожей лучше всего поместить графические работы небольших размеров. Ну а если в вашем распоряжении просторный холл, то в нем можно повесить большие полотна.
На кухне весьма уместно будет выглядеть натюрморт, написанный живыми и сочными мазками. Размер картин для кухни нужно выбирать небольшой.

А вот для столовой прекрасно подойдут художественные произведения большего размера. Пейзаж, наполненный солнечным светом, визуально увеличит пространство помещения, как бы открывая окно в другой мир. Нежные и изящные акварели с растительным рисунком, заключенные в тонкие рамки служат замечательным украшением столовой, выполненной в стиле модерн. Излюбленная тема модерна - растительный мотив. А исполненный прозрачными акварельными красками акварели и оттененный темной мебелью, он придаст вашей столовой тонкий шарм и элегантность. Также отлично подойдут для украшения столовой современные абстрактные работы.

Так как спальня предназначена для отдыха и расслабления, то здесь более уместным будет спокойный, умиротворяющий пейзаж, выполненный в приглушенных пастельных тонах. Не стоит украшать спальню яркими и контрастными полотнами больших размеров, так как вся обстановка спальни должна настраивать на отдых весь организм, в том числе и глаза. В спальне картины располагают обычно в изголовье кроватей. Полотна следует подбирать спокойные, светлые и изящные.
А вот в детской комнате, наоборот, больше подойдут яркие, жизнерадостные картины и репродукции, на которых нарисованы сказочные герои или иллюстрации к любимым детским рассказам. Однако не переусердствуйте, ведь слишком яркие и многочисленные украшения в детской могут способствовать быстрой утомляемости ребенка.

Вообще, произведения искусства, удачно размещенные в интерьере дома, делают его не только красивым и стильным, но и помогают создать необходимое настроение, дают посыл к лучшим устремлениям.

Нельзя забывать, что интерьер, в котором вы хотите разместить картины, должен полностью соответствовать им. Особенно это относится к дорогим и редким произведениям искусства. Например, коллекцию старинной живописи нужно поместить в классический интерьер с мебелью из натурального дерева, наборным паркетом и потолком с лепными украшениями. Рама для старинной картины должна по стилю соответствовать тому же художественному направлению.

Строгому и лаконичному интерьеру в стиле минимализма прекрасно подойдет авангардная живопись, окаймленная однотонной рамой из дерева или тонкой металлической рамой. Одна такая картина, с удачно выбранным цветовым сочетанием, позволит создать впечатление яркого и насыщенного интерьера, даже при минимальном количестве мебели.

Картина – это прекрасное украшение интерьера, выполненного в любом стиле. Но, если у вас нет возможности купить оригиналы художественных произведений, то знайте, что не меньший эффект могут произвести в интерьере фотографии, плакаты и постеры, оформленные в тонкий строгий багет или паспорту. Ведь плакат или фотография, выполненная талантливым мастером, имеет не меньшую художественную ценность, чем картина.



Группа: Участники
Сообщений: 1
Добавлено: 17-05-2009 16:54
А картины художников тут можно выкладывать?

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 18-05-2009 01:02
А картины художников тут можно выкладывать?


Не знаю, лучше ссылки.

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 19-10-2009 14:07
МАНТЕНЬЯ, АНДРЕА (Mantegna, Andrea) (ок. 1431–1506), один из крупнейших живописцев эпохи Возрождения в Северной Италии. Мантенья сочетал в себе главные художественные устремления ренессансных мастеров 15 в.: увлечение античностью, интерес к точной и тщательной, вплоть до мельчайших деталей, передаче природных явлений и беззаветную веру в линейную перспективу как средство создания на плоскости иллюзии пространства. Его творчество стало главным связующим звеном между ранним Возрождением во Флоренции и более поздним расцветом искусства в Северной Италии.
Мантенья родился ок. 1431; между 1441 и 1445 он был записан в цех живописцев в Падуе как приемный сын Франческо Скварчоне, местного художника и антиквара, в мастерской которого работал до 1448. В 1449 Мантенья приступил к созданию фресковой декорации церкви Эремитани в Падуе. В 1454 Мантенья женился на Николозе, дочери венецианского живописца Якопо Беллини, сестре двух выдающихся мастеров 15 в. – Джентиле и Джованни Беллини. Между 1456 и 1459 он написал алтарный образ для церкви Сан Дзено в Вероне. В 1460, приняв приглашение маркиза Мантуи Лодовико Гонзага, Мантенья обосновался при его дворе. В 1466–1467 он посетил Тоскану, а в 1488–1490 Рим, где по просьбе папы Иннокентия VIII украсил фресками его капеллу. Возведенный в рыцарское достоинство, занимая высокое положение при дворе, Мантенья прослужил семейству Гонзага до конца жизни. Умер Мантенья 13 сентября 1506.

16 мая 1446 Мантенья и три других художника получили заказ на роспись капеллы Оветари в падуанской церкви Эремитани (разрушенной во время Второй мировой войны). Мантенье принадлежит большая часть работы по созданию фресок (1449–1455), и именно его художественный стиль доминирует в ансамбле.

Сцена Святой Иаков перед Иродом Агриппой в капелле Оветари представляет образец стиля раннего периода творчества Мантеньи. Все анатомические детали, складки драпировок и элементы архитектуры жестко и отчетливо прорисованы. Поверхности предметов выглядят упругими и плотными, воздух кажется кристально прозрачным. Увлечение Мантеньи перспективой и античным искусством проявляется везде и во всем. Знание правил линейной перспективы он почерпнул от мастеров тосканской школы, возможно, непосредственно от Донателло и других флорентийских художников, которые работали в эти годы в Падуе. Триумфальная арка на заднем плане фрески вызывает в памяти древнеримские монументы, а солдаты на переднем плане и рельефы, украшающие арку, напоминают изображения на античных монетах и произведения скульптуры. В сцене Шествие святого Иакова на казнь художник избирает точку зрения снизу вверх, в соответствии с высоким расположением фрески на стене капеллы. Фигуры переднего плана показаны в легком ракурсе, а архитектурная декорация построена строго по законам перспективы.

В других живописных произведениях Мантеньи этого времени, таких, как картина Моление о чаше (Лондон, Национальная галерея), в жесткой линеарной манере исполнены не только человеческие фигуры, но и пейзаж, где каждый камень и былинка тщательно исследованы и прописаны художником, а скалы испещрены изломами и трещинами.

Алтарный образ церкви Сан Дзено (1457–1459) в Вероне является живописной интерпретацией знаменитого скульптурного Алтаря св. Антония, созданного Донателло для базилики Сант Антонио (Санто) в Падуе. Триптих Мантеньи имеет обрамление, выполненное в высоком рельефе и имитирующее элементы классической архитектуры; в боковых частях иллюзия пространства создается средствами живописи. Трон Мадонны и архитектура на заднем плане украшены античными мотивами; на переднем плане изображены гирлянды из роскошных фруктов.

Увлечение мастера античной классикой вновь проявилось в его картине Святой Себастьян (Вена, Художественно-исторический музей). Святой привязан к изящной коринфской колонне, которая, по-видимому, осталась от разрушенного храма. Растения пробиваются в расщелинах камня, и фрагменты античных мраморов разбросаны у ног мученика.

Одним из самых замечательных образцов пространственно-иллюзионистической живописи Мантеньи является роспись Камеры дельи Спози в палаццо Дукале в Мантуе, законченная в 1474. Квадратное помещение визуально трансформировано фресками в легкий, воздушный павильон, как будто закрытый с двух сторон написанными на стенах занавесями, а с двух других сторон открывающий изображение двора Гонзага и пейзажную панораму на дальнем плане. Свод Мантенья разделил на компартименты и поместил в них в обрамлении богатого антикизированного орнамента изображения бюстов римских императоров и сцен из классической мифологии. В верхней части свода написано круглое окно, через которое видно небо; богато одетые персонажи глядят вниз с балюстрады, данной в сильном перспективном сокращении. Этот фресковый ансамбль замечателен не только как один из первых в новом европейском искусстве примеров создания на плоскости иллюзорного пространства, но и как собрание очень остро и точно трактованных портретов (членов семьи Гонзага).

Цикл монохромных картин Триумф Цезаря (1482–1492) был написан по заказу Франческо Гонзага и предназначался для украшения дворцового театра в Мантуе; эти картины плохо сохранились и в настоящее время находятся во дворце Хэмптон-Корт в Лондоне. На девяти больших холстах изображена длинная процессия с огромным количеством античных скульптур, доспехов, трофеев. Ее движение достигает кульминации в торжественном прохождении перед Цезарем-победителем. Картины отражают обширные знания Мантеньи в области античного искусства и классической литературы. В этом цикле и в Мадонне делла Витториа (1496, Париж, Лувр), написанной в память о военной победе Гонзага, искусство Мантеньи достигло наибольшей монументальности. Формы в них объемны, жесты убедительны и ясны, пространство трактовано широко и свободно.

Для студиоло (кабинета) Изабеллы д"Эсте, жены Франческо Гонзага, Мантенья написал две композиции на мифологические темы (третья осталась незаконченной): Парнас (1497) и Минерва, изгоняющая пороки (1502, обе в Лувре). В них заметно некоторое смягчение стиля Мантеньи, связанное с новым пониманием пейзажа.

Фресковая декорация Капеллы Бельведера, выполненная Мантеньей для папы Иннокентия VIII в 1488, была, к несчастью, утрачена при расширении Ватиканского дворца во время понтификата Пия VI.

Несмотря на то, что только семь гравюр могут считаться несомненно принадлежащими руке Мантеньи, влияние мастера на развитие этого вида искусства огромно. Его гравюра Мадонна с Младенцем показывает, насколько органично стиль художника может существовать в графической технике, с присущей ей упругостью и остротой линии, фиксирующей движение резца гравера. Другие гравюры, приписываемые Мантенье, – Битва морских богов (Лондон, Британский музей) и Юдифь (Флоренция, галерея Уффици).

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 03-11-2009 14:59
Около сотни лет назад, когда "процесс" трехцветной печати усовершенствовался, некоторые художники, особенно иллюстраторы, задались вопросом, могли бы ли они писать подобно этому также. Одним из них был Американский художник Максфилд Пэрриш (Maxfield Parrish). Поражаясь богатству, исходившему из маленького ассортимента чернил принтера, Пэрриш изобрел систему живописи, которая использовала только синий, сиреневый, жёлтый и чёрный цвета. Вместо фотографического разделения четырёх цветов как при процессе печатания, он систематически собрал их на яркой белой (обычно натянутая бумага) основе. Прозрачные масляные глазури были поочерёдно изолированы лаком. Результатом была яркость - и уникальный стиль.

К счастью, имеются несколько наполовину законченных картин Пэрриша. В "Мечтании" (1928), имелась первоначально обнажённая женщина перед большим деревом. После публикации, Пэрриш решил удалить девушку и изменить различные элементы. Он никогда не закончил работу.

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 03-11-2009 15:02
Используя маленькую группу моделей, включая себя, Пэрриш вместе с фотографическими средствами, изобретал свои предметы в теоретических, часто сплющенных композициях. Лица в профиль или лицом к зрителю выходят лучше, чем виды в три четверти. Монохроматические и аналогичные цветовые схемы разнообразят великолепные градации - часто в легендарной "Сини Пэрриша (Parrish Blue)".Чрезмерно золотой внешний вид некоторых картин, однако, является результатом созревания лака. Его фоны - материал, созданный мечтой. Когда Вы представляете круизу Ваших глаз оригиналы , то Вы не можете помогать, но думаете о некотором цифровом искусстве, которое делается в эти дни. Пэрриш также отметил выгоду его медленного процесса масляного лессирования - одновременность. Стопы картин были в ходу сразу.
Максфил Пэрриш (1870-1966) прожил большую часть своей жизни в Корнише (Cornish), Штат Нью Хэмпшир (New Hampshire). 'Профессиональная мастерская' поблизости использовалась, чтобы формировать его комплексную рекомендацию. Кроме создания иллюстраций для книг и журналов, он сделал приятную жизнь от картин, которые были часто воспроизведены в печатных изданиях и плакатах.



Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 17-11-2009 00:05
Урикова Н.В. Описание 100 картин Н.К.Рериха и 5 С.Н.Рериха

К серии картин "Гималаи".

Художник говорил, что он очень любит горы, и если бы у него была своя планета, она была бы сплошь гористой. Гималаям посвящено очень много картин и этюдов, ведь Гималайский хребет является самым мощным магнитом на нашей планете, содержащим невыразимую красоту. Людей издавно влекли эти прекрасные горы, люди чувствовали их духовное притяжение. Много экспедиций отправлялись для покорения Гималайских вершин, но многие заканчивались трагически.

Многие виды Гималаев написана так, как будто художник находился на одной из вершин, но никак не внизу, в долине. Это качество делает его картины гор космичными. Перед нами открывается панорама с очень большой высоты. Чтобы так написать, нужно побывать на таких высотах, особенно на перевалах, где очень холодно и писать красками невозможно. Кроме того, Рерих создавал такие картины с видами гор и пещер, которые его экспедиция не проходила и не посещала. И эти изображения в точности соответствуют действительности. Художник видел эти вершины в духе, и в духе он бывал там, где не ступала нога человеческая. В его дневнике есть рассказ о том, как с Эвереста вернулась немецкая экспедиция, встретившая караван Рериха. На картине "Сжигание тьмы" они узнали точное изображение ледника Эвереста, где, кроме них, никто не бывал, и никак не могли понять, как этот характерный вид мог попасть на картину.

"Я горд, что мне было предназначено прославить во многих картинах величавые Священные Гималаи. Любя Индию и будучи русским, я счастлив, что в истории русского искусства Гималаи и Индия будут воспеты с любовью и уважением", - писал Рерих. "В Гималаях кристаллизовалась великая Веданта. В Гималаях Будда вознесся духом. Самый воздух Гималаев пропитан духовным напряжением... Хотя бы мысленное приобщение к торжественному величию будет укрепляющим средством. Ведь всё по-своему стремится к прекрасному. О прекрасном по-своему мыслит каждый и непременно захочет, так или иначе сказать о нем..."

Вторая половина жизни Н.К.Рериха была тесно связана с Гималаями. Он пишет их в разное время года, в разное время дня. "Где еще можно получить такую радость, как восход Солнца над Гималаями, когда синева интенсивней сапфиров, когда из далекого-далека сверкают ледники, как несравненные драгоценные камни",- писал художник.

Как прекрасно переливаются закатные краски лучей Солнца в Гималайских горах! Из единого луча Света, разложенного на семь составных и пять дополнительных, слагаются закатные краски снегов Гималаев. На картинах Рериха мы видим Гималаи и в розовых лучах восходящего Солнца, и в фиолетовой дымке сумерек, окутанные густой синевой ночи, блистающие снегами, величественные, прекрасные в своей непостижимости и тайне. Удивительны краски картин и часто создаётся впечатление, что художник пишет растертыми драгоценными камнями - кораллами, лазуритом, янтарем, изумрудами. Каждая из картин Гималайской серии наполнена своим особым смыслом и звучанием. Это не просто пейзаж, не просто мгновение жизни, но "жемчуг исканий", поиск высшего смысла бытия. Всемогущая, таинственная сила сокрыта в картинах художника, посвященных Гималаям. Они насыщены Космическими энергиями. В них представлен мир величаво-мудрой красоты, способной исцелить человека.

"На высотах условия мысли иные. Даже сотня метров имеет значение. Даже подвал отличается от верхнего этажа. Имеет значение всё. Чем выше, тем характер мышления становится более утонченным. Нельзя представить, что на высоте трехсот километров мышление останется прежним. Как это ни странно, но Космическое мышление станет много доступнее, когда человек фактически оторвётся от Земли." (Грани Агни-Йоги (ГАИ)

Н.К.Рерих писал: "Далеко поверх состязаний и соперничества заложено устремление к мировым магнитам, к тому неизреченному священному чаянию, в котором родятся герои... Истинно, чем выше, тем мощнее влияние воедино. Так же, как путник проходит свой путь к вершине, отрываясь от житейских привязанностей, так и путник явленного огненного права освобождается от всяких воспоминаний, которые жизнь наложила, как бремя. Истинно, нужно понять символ вершины, как восхождение духа. Каждый ученик должен помнить, что уклонение от вершины уводит путника от пути. Явление вершины остро, и каждая привязанность к миру земному останавливает путника. Но трудно остановиться на склоне, потому будем помнить о вершине восхождения".

"Гималаи закрывают Тибет. Где же такое сверкание, такая духовная насыщенность, как не среди этих драгоценных снегов? Нигде нет такого определительного слова, как в Сиккиме. Здесь ко всему прибавляется понятие геройства. Мужчины - герои, женщины герои, скалы-герои, деревья-герои, водопады-герои, орлы-герои... Не только духовные возвышения сосредоточились в Гималаях, но и физические возможности в богатстве своём создали для этой снежной страны высочайшую славу. По всему миру пробежала легенда о Жар-цвете. И в Китае, и в Монголии, и в Сибири, и в Сербии, и в Норвегии, и в Бретании вы можете услышать о чудесном огненном цветке. В конце концов, куда же приведёт вас происхождение этой легенды? К тем же Гималаям. В отрогах Гималаев растет особый вид чёрного аконита. Местные жители говорят, что они выходят собирать его ночью. В темноте растение светится, и они отличают его этим путём от других видов аконита. Истинно, жар-цвет растет в Гималаях!

Опять индус поёт: "Могу ли я говорить о величии Творца, если знаю несравненную красоту Гималаев?" (Н.К.Рерих. Сердце Азии, 1991, с.54)

"Для меня Гималаи являются вершиною мира не только по высоте, но и по всем благостным многозначительным традициям. Из книг моих вы знаете, что именно нагория Гималаев и Трансгималаев были одним из главных пунктов переселения народов, объединяя этим лучшие стили Запада, выдвигая скифику, напоминая о романском стиле и прочих незабываемых культурных сокровищах... Много всемирных сказаний пришло от этих Снежных вершин. Мысли о целительных травах, о чудесной пыли метеоров, о магнитных токах и мощных энергиях во благо человечества приведут нас опять к тем же снеговым великанам.

Мировая сокровищница Духа! Устремление ко Благу, стремление вверх, где же оно так же действенно может проявиться, как не у Высот, на которые еще не ступала нога человеческая? Во имя этих высот укрепляйте всю бодрость духа. Забудьте всё размельчающее и умаляющее. Охраняйте сокровища человеческого гения. Воздвигайте неустанно твердыни, где дух человеческий укрепит благие достижения. Крепко держите Знамя Мира!" (Н.К. Рерих. Держава Света, с. 92)

"Вдали подымаются белые сверкающие вершины. Ведь это уже Гималаи. Они кажутся не так высоки, потому что мы сами стоим на больших высотах. Но как кристально белы они. Это не горы - это царство снегов!" (Там же).

"В декабре хотим ехать в Гималаи. На нас смотрят изумленно: "Но ведь там теперь снег". Снега боятся! Между тем, единственное время для Гималаев - ноябрь-февраль. Уже в марте подымается завеса тумана. А в мае-августе совсем редко можно на короткое время увидеть всю сияющую гряду снегов. Правда, такое величие нигде не повторено". (Алтай-Гималаи, с.24)

"Два мира выражены в Гималаях. Один - мир земли, полный здешних очарований. Глубокие овраги, затейливые холмы столпились до черты облаков, курятся дымы селений и монастырей. По возвышениям пестрят знамёна, субурганы или ступы. Всходы тропинок переплели крутые подъёмы. Орлы спорят в полёте с многоцветными бумажными змеями, пускаемыми из селений. В зарослях бамбука и папоротника спина тигра или леопарда может гореть богатым дополнительным тоном. На ветках прячутся малорослые медведи, и шествие бородатых обезьян часто сопровождает одинокого пилигрима.

Разнообразный земной мир. Суровая лиственница рядом стоит с цветущим рододендроном. Всё столпилось. И всё это земное богатство уходит в синюю мглу гористой дали. Гряда облаков покрывает нахмуренную мглу. Странно, поражающе неожиданно после этой законченной картины увидать новое, надоблачное строение. Поверх сумрака, поверх волн облачных сияют яркие снега. Бесконечно богато возносятся вершины ослепляющие, труднодоступные. Два отдельных мира, разделенные мглою.

Помимо Эвереста, 15 вершин гималайской цепи превосходят Монблан. Если от реки Великий Рангит осмотреть все подступы до снеговой черты и все белые купола вершин, то нигде не запоминается такая открытая стена высот. В этом грандиозном размахе - особое зовущее впечатление и величие Гималаев - "Обитель снегов".

В сторону восхода вершины сливаются в стену сплошную. Зубчатый, бесконечный хребет священного ящера. Трудно догадаться, что именно там притаились снежные перевалы Джелап-ла и Нату -ла по дороге на Шигацзе и Лхасу. Туман особенно часто закрывает этот путь". (Алтай-Гималаи, с.39)

"Все 17 вершин Гималаев сияют над Сиккимом. С Запада к Востоку: Канг, Джану, Малый Кабру, Кабру, Доумпик, Талунг, Канченджунга, Пандим, Джу-бони, Симву, Нареинг, Синиолчу, Пакичу, Чомомо, Лама Андем, Канченд-жау. Целая снеговая страна, меняющая свои очертания при каждом изменении света. Поистине неисчерпаемая впечатлениями и неустанно зовущая.

Нигде на Земле настолько не выражены два совершенно отдельных мира, мир земной с богатой растительностью, с блестящими бабочками, фазанами леопардами, енотами, обезьянами, змеями и всей бесчисленной живностью, которая населяет вечнозеленые джунгли Сиккима. А за облаками в неожиданной вышине сияет снежная страна, не имеющая ничего общего с кишащим муравейником джунглей. И этот вечно волнующийся океан облаков и непередаваемых разнообразий туманов". (Н.К.Рерих. Сердце Азии, с.8)

"Вся область Гималаев представляет исключительное поле для научных исследований. Нигде в мире не могут быть собраны воедино такие разнообразные условия. Высочайшие вершины до 30 000 футов; озёра на 15-16000 футах; глубочайшие долины с гейзерами и прочими минеральными горячими и холодными источниками; самая неожиданная растительность - всё это служит залогом новых научных нахождений чрезвычайной важности. Если иметь возможность сопоставить научно условия Гималаев с нагорьями других частей света, то какие поучительные аналогии и антитезы могут возникнуть! Гималаи - это место для искреннего учёного". (Там же, с. 17)

"Подход к перевалу Сассер, выше 17000 футов (5200м). Полная арктическая тишина. Глетчеры и снеговые пики - красивейшее место. Волны облаков перекатываются и открывают новые, бесконечно новые комбинации космического строительства. Широкие линии, весь орнамент и арабеск сброшен. Люди делаются более сосредоточенными... И стираются на трудных переходах все социальные различия, все остаются именно людьми, равно работающими, равно близкими к опасностям.

Молодые друзья, вам нужно знать условия караванной жизни в пустынях, только на этих путях вы научитесь бороться со стихиями, где каждый неверный шаг - уже верная смерть. Там вы забудете число дней и часы, там звезды заблестят вам небесными рунами. Основа всех учений - бесстрашие. Не в кислосладких летних пригородных лагерях, а на суровых высотах научитесь быстроте мысли и находчивости действия. Не только на лекциях в тепло натопленной аудитории, но на студёных глетчерах осознаете мощь работы материи, и вы поймёте, что каждый конец есть только начало чего-то, еще более значительного и прекрасного". (Н.К.Рерих. Алтай-Гималаи, с.116)

"Каждый перевал увенчан красивым мендангом с колёсами жизни, с рельефами молитв и с нишами седалищ перед ликом зовущих далей. Здесь медитируют ламы и путники. Здесь развиваются знамёна. Здесь каждый ездок приостанавливает коня. С перевалов опять спускаемся в уходящие холмы. Убегают рёбра разноцветных бугров, точно спины барсов, тигров и волков". (Алтай-Гималаи, с.53)

"Горные пути сложны. Столько поворотов! Столько осыпей под копытами! Столько пересекающих потоков и ручьёв с мертвящей сыростью из-под зелёно-синей листвы! Поистине, много змей под цветами. И язык шорохов в листве непонятен". (Там же, с. 46)

"Эти опасности природы так веселы по существу, так будят бодрость и так очищают сознание. Есть собиратели жгучих восклицаний опасности, но самый неверный бамбуковый или веревочный мост будит в вас упрямую находчивость..." (Там же, с.131)

"Перевалили Депсанг. Вышли на крышу мира. Иначе назвать нельзя. Все острия гор исчезли. Перед нами точно покрытие каких-то мощных внутренних сводов. Глядя на эти песчаные своды, невозможно представить себя на высоте 18000 футов (5500м). Бесконечные дали. Налево, далеко белый пик Гудвина. Направо, на горизонте, громады Куэнь-Луня. Всё так многообразно и щедро, и обширно. Синее небо граничит с чистым кобальтом, а бесстрашные купола-своды отливают золотом, а далёкие пики кажутся ярко-белыми конусами. Вереница каравана не нарушает самой высокой дороги мира". (Там же, с. 121)

"Опять неожиданные подъёмы и повороты в узких проходах, и мы оказались в широкой долине, окруженной разноцветными горами. Какие-то внутренние богатства отливаются разносияющими пластами в склонах гор. Как на фресках Гоццоли, стоят группы граненых лиловых гор, рассеченные темно-коричневыми буграми". (с.119).

"Иногда строение гор больше всего напоминает соединение разноцветных жидкостей, и часто пустыня гремит аккордами океана". (с.228).

"Берега ручьёв и склоны гор покрыты белоснежною содою. Синие, малиновые и коричневые наслоения гор показывают насыщенность металлами. Кажется почему-то, что и радий должен быть в этих благословенных и неиспользованных краях". (с.115)

"Здесь, в просторах Азии родились сказания о великанах-богатырях. Высота ли, или чистота воздуха увеличивает все размеры, и всадник, поднявшийся из-за бугра, выглядит великаном, а средняя киргизская собака принимает размеры медведя. Великие здесь масштабы. Велики должны были быть потоки между горами, чтобы оставить широкие русла, полные обработанной гальки. В большом каньоне вы чувствуете какую-то трагическую катастрофу, переломившуюся в красоте. Около Каракорума чуете какую-то непонятную и длительную работу гигантов. Не здесь ли готовили построение грядущего?" (с.119).

"Когда уже знаете красоты Азии, уже знаете всю насыщенность красок её, и всё-таки они опять поражают, опять возносят чувства. И самое недосягаемое становится возможным". (с.91)

"Наш путь шёл от Гималаев и обратно к ним. Величественен Каракорум и ледяное царство Сассера. Прекрасен Куэнь-Лунь. Фантастичен Тянь-Шань -

Небесные Горы. Широк кругозор Алтая. Декоративен Наньшань. Суров Ангар-Дакчин. Но всё это только пролог перед невиданным величием Гималанв. В Гималаях кристаллизовалась великая веданта. В Гималаях Будда вознесся духом. Самый воздух Гималаев пропитан духовным напряжением - истинная Майтрейя Сангха". (с.316)

"Ясное утро. Лиловые горы. Будет жарко. Четкость гор и стройность несколько напоминают Ладак". (с.216).

"Со всех сторон показались горы: синие, сапфировые, фиолетовые, жёлтые и красно-бурые. Серое небо и жемчужные дали. По руслу широкого потока доходим до Кара-Кизыл, т.е. черно-красный. Название дано верно, ибо скалы из черного и красного крупнозернистого гранита". (с.222)

"Жаркий день. Сперва пустыня со многими буграми и скалами вокруг. Через восемь потаев вошли в красивое ущелье. Шли им около семи потаев. Сине-чёрно-бронзовые скалы, все в трещинах". (с.223)

"Жёлтое солнце заходит за янтарную гору. Спускаемся с гор к небольшой реке. Видны развалины старого форта. На чёрно-синем фоне гор светится неожиданная светло-золотая песчаниковая вершина. Нам говорят: "Там живёт святой человек. Прежде он показывался людям, а теперь его никто не видит. А знаем, что живёт там. И стоит там как бы часовенка, а только дверей не видать". Так сеется легенда". (с.226)

"Сегодня ночью над цепью Центральных Гималаев вспыхивали необычайные озарения. Это была не зарница, ибо небо было чисто, но то самое, недавно отмеченное в науке, светоносное излучение Гималаев". (Н.К.Рерих. Твердыня Пламенная, с.201)

"Кругом всё насыщено именами знаменитыми, тут и пещеры Миларепы, слушавшего на заре голоса дэв, тут был и Падма Самбхава и Джава Гузампа и все главы учения нуждались в незаменимом сиянии Гималаев". (Алтай-Гималаи, с.179)

"Все народы знают, что место Святых людей на горах, на вершинах. От вершин откровение. В пещерах, на вершинах жили Риши. Там, где зачинаются реки, где вечные льды сохранили чистоту вихрей, где пыль метеоров приносит от дальних миров доспех очистительный,- там возносящие сияния. Сюда стремится дух человеческий. Сама трудность горных путей привлекает. Там случается необычное. Там мысль народная работает кверху. Там каждый перевал сулит невиданную новизну, предвещает перелом на новые грани великих очертаний". (с.197)

"Истинно, чем выше, тем мощнее слияние воедино. Так же как путник проходит свой путь к Вершине, отрываясь от житейских привязанностей, так и путник явленного Огненного Права освобождается от всяких воспоминаний, которые жизнь наложила, как бремя". (Там же, 20)

"Истинно, нужно принять символ Вершины как восхождение духа. Каждый ученик должен помнить, что уклонение от Вершины уводит путника от пути. Каждый лишний груз не поможет путнику. Явление Вершины остро, и каждая лишняя привязанность к миру земному останавливает путника. Но трудно остановиться на склоне, потому будем помнить о Вершине восхождения. Трудно достичь Вершины, если дух не понимает основ Иерархии. Так на пути Огненном нет одиночества и пустоты, но есть лишь отрыв от мира земного и неудержимое притяжение в Миру Огненному". (с. 22)

"Вспомним миф о происхождении гор. Когда планетный Создатель трудился над оформлением тверди, он устремил внимание на плодоносные равнины, которые могли дать людям спокойное хлебопашество. Но Матерь Мира сказала: "Правда, люди найдут на равнинах и хлеб, и торговлю, но когда золото загрязнит равнины, куда же пойдут чистые духом для укрепления? Или пусть они получат крылья, или пусть им будут даны горы, чтобы спастись от золота". И Создатель ответил: "Рано давать крылья, они понесут на них смерть и разрушение, но дадим им горы. Пусть некоторые боятся их, но для других они будут спасением." Так различаются люди на равнинных и на горных". (Мир Огненный ч.2, 5)

"Ранним утром мы любовались великолепной опаловой зарей, в свете которой белые изломы гор вырисовывались особенно отчётливо. Около 10 утра наш караван начал подъём на перевал. В течение часа снежные вершины и массивы горных склонов, залитые солнечным светом, сверкали яркими красками... Прилегающая равнина представляла собой холмистое нагорье, расположенное на большой высоте. На юго-запад и юго-восток от неё протянулись могучие горные цепи, среди которых возвышался дапсангский пик. На Западе, по направлению Кара-Корума и другим пикам этой системы, сверкали снежные шапки величественных гор". (Ю.Н.Рерих. По тропам срединной Азии, Хабаровск, 1982, с.50)

"Резко контрастируя с серым небом, сверкали белоснежные короны, венчавшие тёмные, почти чёрные, зубчатые вершины. В ущелье завывал ветер, фантастические узоры змеились на отвесных стенах". (Там же с.53)

"Мы пересекли гряду эродированных (подвергавшихся эрозии, или процессу размывания, разрушения водой, льдом, морозом, ветром) песчаниковых и гранитных гор со слоями красного известняка... Преодолев низкий перевал, караван оказался в узкой долине, с обеих сторон теснимой песчаниковыми горами". (Там же, с.252)

"Узкая тропа, которой стремился придерживаться проводник, вела караван к Натра-ла, следующему перевалу в западном направлении. Ориентирами ему служили молитвенные камни на обочине. Этой тропой обычно пользуются паломники во время ежегодных шествий к священной горе Кайлас.

Вершина Натра-ла порадовала нас своеобразным видом, открывающимся с перевала.

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 17-11-2009 00:06
На юге поднимался скалистый хребет, у подножия которого плескались волны песчаниковых и известковых утёсов. В лучах утреннего солнца горы переливались оттенками красного, фиолетового, оранжевого и жёлтого цветов..." (с.252)

"Сначала мы шли по долине реки, потом поднялись на песчаниковый отрог. Здесь мы стали свидетелями одного из чудес природы. Могучие хребты, дремавшие под пологом густой фиолетовой дымки, внезапно осветились восходящим солнцем; скалы заиграли красными, малиновыми и фиолетовыми красками, а пески пустыни у их подножия вспыхнули ярко-красным и золотистым огнем. Это приветствовали нас Трансгималаи, к северным подступам которых подошел наш караван". (с.256)

"После трехчасового непрерывного подъёма мы достигли вершины перевала (19094 футов), на которой стояло несколько каменных пирамид. Отсюда открывалась изумительная панорама, величественная и строгая. На юге виднелось широкое горное ущелье, на западе и востоке высились хребты, спускавшиеся к равнине Лапсару, а к югу от неё вздымались белые главы Канченджанги". (с.266)

"Мы остановились на берегу горной речки, впадавшей в Брахмапутру, и обратили внимание на разноцветные скалы ущелья. Тёмный базальт залегал здесь вперемежку с пурпурным известняком". (с.272)

"После двухмильного перехода мы достигли подошвы перевала Уранг-ла. Подъём был крутой. Лошади часто останавливались, чтобы отдышаться. С седловины перед нами открывалась панорама гор, возможно самая грандиозная в мире. Сияя в лучах утреннего солнца, высоко над горной страной возносились зубчатые стены Гималаев. Все мы застыли, потрясенные этим образцом Космического величия. Ни одно облачко не обволакивало могучих вершин, и снежные гиганты чётко вырисовывались в разрежённой атмосфере Тибета". (с. 73)

"Ясное утро. В чистом воздухе очертания гор казались подправленными резцом, а их тёмно-синий и пурпурный колорит - подведенный кистью. (276)

"Вот и французская экспедиция идёт воздать честь Гималаям. Со всех сторон разные народы устремляются всё к тем же высотам. Получается уже какое-то шествие, за пределами состязания. Где еще можно получить такую радость, как восход Солнца над Гималаями, когда синева интенсивней сапфиров, когда из далекого-далека сверкают ледники, как несравненные драгоценные камни".

"Как на Вершине мало места для всех, кто взойдёт, так нужно понять, что восхождение не может происходить с тяжёлым грузом, и нет места на Вершине всему ненужному. И дух восходящий должен постоянно думать об отрыве от привязанности к жизни будней. Склоны отвесны, и нужно помнить, что лишь подножие Вершины широко. У подножия есть место всему житейскому, но Вершина остра и мала для всех житейских принадлежностей. Виднее с Вершины явления житейские. Так нужно запомнить всем о явлении Вершины и покатом склоне. При восхождении, при мужестве, при твёрдости, при творчестве нужно вспомнить, что узка явленная Вершина, но необъятен горизонт. Чем выше, тем шире и мощнее; чем мощнее, тем слияние воедино ярче. Так запомним напутствие, явленное для восхождения." (Мир Огненный, ч.3,19)

Это только кажется, что горы неживые. В каменных ладонях

Бьётся пульс полночных звездных хоров,

Гасятся огни небесных молний.

Синие, как небо, фиолетовые, серые и жёлтые отроги...

Горы, вы как звуки разноцветные, но молчать вам повелели боги

Лишь порой, не выдержав безмолвия,

Тяготясь своей недвижной тенью, хмуря грозно каменные брови,

Вздрогните вы от землетрясения.

Вспомните несбывшиеся грёзы, сновиденья все свои припомните,

Вскрикните и каменные слёзы горными обвалами уроните.

Ах, как тяжки каменные вздохи! Но бескрайний горизонт за вами

Где-то мчится в Новую Эпоху красный всадник звездными путями.

О.Ауновская

"По глубокому убеждению Рериха великая горная гряда Алтай-Гималаи не разъединяет, а соединяет Россию и Индию. "Если бы кто-нибудь задался целью исторически просмотреть всемирное устремление к Гималаям, то получилось бы необыкновенно знаменательное исследование. Действительно, если от нескольких тысяч лет тому назад просмотреть всю притягательную силу этих высот, то можно понять, почему Гималаи имеют прозвище "несравненные". Сколько незапамятных знаков соединены с этой горной страной! Даже в самые тёмные времена средневековья, даже удаленные страны мыслили о прекрасной Индии, которая кульминировалась в народных воображениях, конечно, сокровенно, таинственными снеговыми великанами.

Попробуем мысленно собрать все те прекраснейшие легенды, которые могли зародиться только на Гималаях. При этом, прежде всего будем поражены изумительным разнообразием этих наследий... Но и для этих вершинных подвигов требуется окружающее великолепие, а что же может быть величественнее, нежели непревзойденные горы со всеми их несказанными сияниями, со всем неизреченным многообразием. Даже скудно и убого было бы попытаться сопоставить Гималаи с прочими, лучшими нагорьями земного шара. Анды, Кавказ, Альпы, Алтай - все прекраснейшие высоты покажутся лишь отдельными вершинами, когда вы мысленно представите себе всю пышную, нагорную страну Гималайскую. Чего только не вместила в себя эта разнообразная красота. Тропические подходы и альпийские луга, и, наконец, все неисчислимые ледники, насыщенные метеорной пылью. Никто не скажет, что Гималаи

- это теснины, никому не придет указать, что это мрачные врата, никто не произнесет, вспоминая о Гималаях, слово однообразия. Поистине, целая часть людского словаря будет оставлена, когда вы войдете в царство снегов гималайских. И будет забыта именно мрачная и скудная часть...

От малейшего цветка, от крыла бабочки, от сверкания кристалла и так дальше и выше, через прекрасные человеческие образы, через таинственное касание надземное человек хочет утверждаться на незыблемо прекрасном. Если были на Земле создания прекрасных рук человеческих - к ним придет путник, успокоится под их сводами, в сиянии их фресок и стёкол. Если путник может найти зарево далёких горизонтов, он устремится и к ним. Наконец, если он узнает, что где-то сверкают вершины наивысшие, он увлечется к ним, и в одном этом стремлении он укрепится, очистится и вдохновится для всех подвигов о добре, красоте, восхождении". (Н.К.Рерих. Избранное, ст. Гималаи, с.409)

Горная гималайская гряда. "На этом полотне вроде и нет примечательного пейзажа. Обычная синева неба, обычная горная гряда, но это последний рубеж, куда может провести проводник. "Дальше не поведу,- предупредит он вас. Здесь или сам человек должен знать путь, или вас встретят". Эта горная гряда - своего рода граница между Землей и Небом, между нами и Космосом. Дальше, как и положено, Рерихи шли одни". (Л.В.Шапошникова)

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 01-12-2009 13:18
Иероним Босх

Портрет Босха. Карандаш, сангина 41&#215;28 см. Муниципальная библиотека. Аррас.
Имя при рождении: Jeroen Anthonissen van Aken

Дата рождения: 1450

Место рождения: Хертогенбос, Нидерланды

Дата смерти: 9 августа 1516

Место смерти: там же

Национальность: нидерландец

Стиль: Северное Возрождение

Известные работы: картины, триптихи, рисунки

Влияние: Гертген тот Синт Янс, Ганс Мемлинг, Ян ван Эйк

Влияние на: сюрреализм, Питер Брейгель Старший, Квентин Массейс, Иоахим Патинир

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 01-12-2009 13:18
Ерун ван Акен родился около 1453 г. в Хертогенбосе (Брабант). Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом — художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Поскольку о становлении Босха как художника ничего неизвестно, предполагается, что первые уроки живописного ремесла он получил в семейной мастерской. Мастерская ван Акенов выполняла самые разнообразные заказы — в первую очередь, это стенные росписи, но также золочение деревянной скульптуры и даже изготовление церковной утвари. Так что «Хиеронимус-живописец», как он впервые упомянут в документе 1480 г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо, из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода.

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 01-12-2009 13:19
Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе, который в те времена входил в состав Бургундского герцогства, а сейчас является административным центром провинции Северный Брабант в Нидерландах. В соответствии со сведениями, сохранившимися о жизни художника в городском архиве, в 1478 г. умер его отец, и Босх унаследовал его художественную мастерскую. Около 1480 г. он женился на Алейт Гойартс ван ден Мервене, девушке из местного богатого и знатного рода. Её значительное личное состояние в качестве приданого было передано в распоряжение Босха. Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии. Он также вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw») — религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 г. и состоявшее как из монахов, так и мирян.

Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. В архивных документах имя Босха упомянуто несколько раз: ему, как живописцу, поручались разнообразные заказы, начиная от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства и заканчивая написанием створок алтаря для капеллы Братства в соборе св. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося 9 августа 1516 г. Торжественность проведения этого обряда подтверждает теснейшую связь Босха с Братством Богоматери

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 01-12-2009 13:20
Кто бы был в состоянии рассказать о всех тех бродивших в голове Иеронима Босха удивительных и странных мыслях, которые он передавал с помощью кисти, и о тех привидениях и адских чудовищах, которые часто более пугали, чем услаждали смотревшего!

Карел ван Мандер. «Жизнь замечательных нидерландских и немецких живописцев»[1]

Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой. Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Современные учёные пришли к выводу, что в творчестве Босха заключён куда более глубокий смысл, и предприняли множество попыток объяснить его значение, найти его истоки, дать ему толкование. Одни считают Босха кем-то вроде сюрреалиста XV века, извлекавшего свои невиданные образы из глубин подсознания, и, называя его имя, неизменно вспоминают Сальвадора Дали. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» — алхимию, астрологию, чёрную магию. Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями, существовавшими в ту эпоху.[2] По мнению Френгера, Босх был членом Братства Свободного Духа, называемых также адамитами, — еретической секты, возникшей в XIII веке, но бурно развившейся по всей Европе несколькими столетиями позже.

На основании результатов современных исследований творчества Босха искусствоведы относят к сохранившемуся наследию Иеронима Босха 25 картин и 8 рисунков.[3] Картины — это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины. Лишь 7 творений Босха подписаны. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам.

Исследователи до сих пор не могут уверенно говорить о творческой эволюции и хронологии произведений Босха, так как ни на одном из них нет даты, а формальное развитие творческого метода не представляет собой поступательного движения, и подчинено собственной логике, предполагающей приливы и отливы.

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 01-12-2009 13:20
Отзывы о Босхе в литературе XVI в. довольно немногочисленны, и авторы обращают своё внимание прежде всего на присутствие в его картинах разнообразных чудовищ и демонов, на невероятное соединение частей человеческого тела, растений и животных, названных одним венецианцем «нечистью».

Доминик Лампсоний в 1572 г. подчеркнул «инфернальный» характер образов у Босха: «С таким мастерством твоя правая рука раскрывает Всё, что содержится в таинственных недрах Ада, Что я верю, что глубины жадного Плутона открылись тебе, И далёкие области Ада были тебе показаны».

Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию, и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов. «Я не отрицаю, что он писал странные изображения вещей, но это делалось с единственной целью — дать трактовку Ада. И то, что Иероним Босх сделал с благоразумием и достоинством, другие делали и делают без всякой сдержанности и рассудительности». Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигенса (исп. Jos&#233; de Sig&#252;enza), живший в XVII в. и хорошо знавший картины Босха, считал, что будь его живопись еретической, король Филипп II едва ли стал бы терпеть присутствие его работ в Эскориале; они, напротив, представляют собой сатиру на всё греховное. Сигенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы — «основами морализирующей философии».

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 01-12-2009 13:25
Символы

Для современников Босха его картины имели гораздо больший смысл, чем для современного зрителя. Необходимые пояснения к сюжетам средневековый человек получал из разнообразных символов, которыми изобилуют картины Босха. Значение многих символов уже безвозвратно утеряно, символы меняли значение в зависимости от контекста, они по-разному трактовались в разных источниках — от мистических трактатов до практической магии, от фольклора до ритуальных представлений. За прошедшие пять веков многозначность символики Босха позволяла исследователям его творчества и почитателям отнести художника к самым разным религиозным и философским направлениям.

Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Алхимия в позднем средневековье была своеобразным явлением культуры, явно граничившим с ересью, фантастическим вариантом химии. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества — «философского камня». Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Алхимические стадии превращения зашифрованы в цветовых переходах; зубчатые башни, полые внутри деревья, пожары, являясь символами Ада, одновременно намекают на огонь в опытах алхимиков; герметичный же сосуд или плавильный горн — это ещё и эмблемы чёрной магии и дьявола.


Босх использует и общепринятую в средневековье символику бестиария — «нечистых» животных: на его картинах встречаются верблюд, заяц, свинья, лошадь, аист и множество других. Жаба, в алхимии обозначающая серу, — это символ дьявола и смерти, как и всё сухое — деревья, скелеты животных.

Другие часто встречающиеся символы:

лестница — путь к познанию в алхимии или символизирующая половой акт;
перевёрнутая воронка — атрибут мошенничества или ложной мудрости;
ключ — (познание или половой орган), часто по форме не предназначенный для открывания;
отрезанная нога, традиционно ассоциирующаяся с увечьями или пытками, а у Босха связанная ещё и с ересью и магией;
стрела — символизирует таким образом «Зло». Иногда торчит она поперек шляпы, иногда пронзает тела, порой даже воткнута в анус полуголой персоны (что также означает намек на «Испорченность»);
сова — в христианских картинах может быть интерпретирована не в антично-мифологическом смысле (как символ мудрости). Босх изображал сову на многих своих картинах, он вносил её иногда в контекстах к персонам, которые себя коварно вели, либо предавались смертному греху. Поэтому принято считать, что сова служит злу как ночная птица и хищник и символизирует глупость, духовную слепоту и безжалостность всего земного.

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 02-12-2009 18:54
Ге Николай Николаевич. Годы жизни: 1831г. - 1894г.

Исторический живописец, портретист, пейзажист. Родился в Воронеже в дворянской семье. Учился на математическом факультете Киевского, затем Петербургского университета. В 1850 году, не окончив университетского курса, поступил в Академию художеств, где наибольший его интерес вызвало наследие К.П.Брюллова. Влияние последнего очень заметно в ранних работах Ге, в частности в конкурсной программе на Большую золотую медаль Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила Саул у Аэндорской волшебницы, 1856, ГРМ). Драматический сюжет (тень пророка Самуила предсказывает Саулу смерть в предстоящем походе), динамика жестов и мимики героев, особенное звучание пурпурного цвета и другие особенности заставляют вспомнить автора Последнего дня Помпеи с его романтической патетикой. В 1850-е годы развивалась и другая тенденция творчества художника, проявившаяся в портретах. В них преобладал реалистически сдержанный, сосредоточенный подход к модели, отсутствие внешних, отвлекающих моментов в трактовке образов ("Портрет отца", 1854, КМРИ; "Портрет Я.П.Меркулова", 1855, ГРМ, и др.). Получив высшую награду Академии, Ге с женой посетил Германию, Швейцарию, Францию и обосновался в Италии (1857). Здесь он работал над сюжетами из истории Древнего Рима ("Смерть Виргинии", эскизы, 1857-1858 гг., - ГТГ, ГРМ, КМРИ; ,,Любовь весталки", эскизы - ГТГ, КМРИ). Затем, не без влияния А.А.Иванова, обратился к евангельским легендам для выражения своих представлений о добре и зле, о нравственных проблемах человечества. В ряду этих произведений находится ,,Тайная вечеря" (1863, ГРМ, уменьшенное повторение 1866 -ГТГ). Противопоставление Христа и Иуды, трагедия человека, предвидящего предательство ученика, но готового к самопожертвованию, составляют основу драматического конфликта. Он осмыслен художником не в каноническом, религиозном, а в нравственно-психологическом плане. Картина имела в России огромный успех. Передовая критика уделила ей первостепенное внимание, отмечала и глубокую интерпретацию традиционного сюжета, понимавшуюся современниками в связи с социальными проблемами своей эпохи. Наиболее глубокий анализ картины был дан М.Е. Салтыковым-Щедриным. Знаменательно, что реакционный лагерь увидел в произведении недопустимый "материализм", картину было запрещено репродуцировать. После демонстрации ее в Петербурге Ге возвратился во Флоренцию. Здесь он неоднократно встречался с А.И.Герценом, имевшим большое значение в духовной жизни художника. Портрет Герцена (1867, ГТГ, повторение 1878 - КМРИ) - один из лучших в творчестве Ге - был тайно привезен художником в Россию. В Италии созданы также портреты И.Доманже (1868, ГТГ), М.А.Бакунина (ГТГ), "Портрет неизвестной в синей блузе" (1868, ГТГ) и др. В эти годы Ге писал и много пейзажей. По возвращении в Россию (1869) художник был в числе организаторов Товарищества передвижных художественных выставок. Он сблизился с передовыми деятелями культуры, многих из них портретировал (портреты: И. С. Тургенева, 1871, Картинная галерея Армении; М.Е.Салтыкова-Щедрина, 1872, ГРМ; Н.А.Некрасова, 1872, там же, повторение - Эрмитаж, и др.). На первой передвижной выставке (1871) обратила на себя внимание картина Ге "Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе", тогда же приобретенная П.М.Третьяковым (неоднократно повторялась художником). Содержание картины, простота ее художественного решения составили новое слово в развитии реалистической исторической картины. В 1870-е годы Ге испытал творческий кризис и около трех лет почти не брался за кисть (1876-1879). В это время он поселился на хуторе в Черниговской губернии, там прошла большая часть его последующей жизни. С 1882 года Ге сблизился с Л.Н.Толстым и стал последователем его религиозно-нравственного учения. Морально-философские и психологические проблемы, выраженные в образах и сюжетах Евангелия, заняли ведущее место в творчестве Ге 1880-1890-х годов. К наиболее глубоким по содержанию и новаторским по форме принадлежат картины "Христос и Никодим" (около 1889, ГТГ), "Что есть истина?" ("Христос и Пилат", 1890, ГТГ; повторение в Одесском художественном музее), "Голгофа" (1893, не окончена, ГТГ). В последнее десятилетие жизни художник не оставлял работы и над портретом, в частности неоднократно обращался к образу Л.Н.Толстого. Рецензия была опубликована в журнале "Современник", 1863, № 11.В составе обширной литературы о жизни и творчестве Н.Н.Ге необходимо выделить исследования и публикации Н. Ю. Зограф, в частности: Н. Н. Ге. Выставка произведений. Каталог. Автор вступит, статьи и составитель Н.Ю. Зограф. М., 1969; Н.Н.Ге. Письма, статьи, критика, воспоминания современников. Вступит, статья, сост. и примеч. Н.Ю.Зограф. М., 1978

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 24-12-2009 22:10
Джордж Крукшенк (George Cruikshank; 27 сентября 1792 — 1 февраля 1878) — ведущий мастер книжной иллюстрации и сатирико-политической карикатуры XIX века. За свою долгую жизнь он проиллюстрировал более 850 книг.

Родился и умер в Лондоне. Его отец, Айзек Крукшенк (1756—1811), тоже был иллюстратором. В год смерти отца, когда Джорджу не было и 20-ти лет, он прославился подборкой сатирических карикатур для ежемесячника The Scourge, a Monthly Expositor of Imposture and Folly. За четыре года сотрудничества с этим изданием Крукшенк приблизился по популярности и размеру заработков к Джеймсу Гилрэю, знаменитому карикатуристу эпохи наполеоновских войн. В 1820-е гг. его карикатуры с равной едкостью высмеивали партии вигов и тори.

Крукшенк продолжал иллюстрировать британскую политическую жизнь до 1825 года, хотя уже с 1820 года его более занимало иллюстрирование книг современных авторов. Его живые и забавные иллюстрации детской литературы стали новым явлением в истории книгопечатания и нашли многочисленных подражателей в Европе и Америке. Наибольшую известность получило сотрудничество Крукшенка с молодым Диккенсом, плодом которого стали иллюстрации к «Очеркам Боза» (1836—1837) и «Приключениям Оливера Твиста» (1838).

С годами в творчестве Крукшенка нарастал по-хогартовски назидательный элемент. В 1840-е гг. он призывал к умеренности в потреблении алкоголя (гравированные листы «Бутылка» и «Дети пьяницы»), а в 1860—1863 гг. выполнил огромный холст на тему поклонения Вакху. В 1835—1853 гг. он издавал «Комический альманах», к которому готовил не только иллюстрации, но и текст.

Страницы: << Prev 1 2 3 4 5 6 7 Next>> ответить новая тема
Раздел: 
Театр и прочие виды искусства -продолжение / Курим трубку, пьём чай / О художниках,не против?

KXK.RU