и музыка звучащая...

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:  

Раздел: 
Театр и прочие виды искусства -продолжение / Курим трубку, пьём чай / и музыка звучащая...

Страницы: 1 2 3 4 5 Next>> ответить новая тема

Автор Сообщение

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 15-07-2007 14:30
Продолжение темы

начало http://offtop.ru/e1945/

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 19-07-2007 14:23
Вот ты и сказала. Было бы время все темы бы затравил Форум то рассчитан на многих, а пишем только мы

Кандидат
Группа: Участники
Сообщений: 1488
Добавлено: 29-07-2007 16:43

«Пикник» без обочин

ОБЫЧНО это бывает так — начало карьеры многих любительских групп часто гораздо интересней продолжения. Кроме того, многих устраивает положение вечно непризнанных и даже «гонимых». «Пикник» давно уже рвался к профессиональной сцене...

Первая попытка коллектива, созданного около десяти лет назад на базе Ленинградского политехнического института, в создании рок-оперы «Слово о полку Игореве» провалилась, и о профессиональной сцене ребята в общем-то многие годы только мечтали. Это стало возможным лишь в октябре прошлого года.

Что же такое «Пикник»? Если говорить вкратце, то это вокалист Эдмунд Шклярский и гитарист Александр Савельев, которые в 1980 году влились в группу с уже готовым названием, а спустя год она уже была среди ведущих ансамблей рок-клуба, став сразу же лауреатом 1-го смотра-конкурса. Саша и Эдик вместе уже 8 лет. И что показательно: даже играя в свое время на танцах, они пели только свои песни.

Но «Пикник» не всегда был рок-клубовским ансамблем. Был у Савельева и Шклярского краткий период профессиональной работы. Это случилось 4 года назад, когда бас-гитарист «Землян» Виктор Кудрявцев пригласил их попробовать себя в новом амплуа и выступать в составе ленконцертовской «Калинки». Друзья быстро поняли, что попали не в «свою тарелку». Затем год работали с Виталием Псаревым из «Поющих гитар».

...И снова вернулись в родной рок-клуб, собрав новый «Пикник».

В 1983 году появился первый ролик «Дым», наделавший много шума. Чего стоила лишь одна песня «Золушка»! А «Хоровод», «Великан», «Темные подъезды»? Они пели загадочно (о музыке у нас еще пойдет речь), голос Шклярского звучал столь необычно (вибрация голоса, интонации), а сам он появлялся на сцене весь в тумане и черном манто. От всего этого имиджа отдавало холодным, романтическим и колдовским. О группе заговорили, узнали про нее и в Москве. Многие прочили Шклярского в число лучших вокалистов, а его поэтические способности вызывали восторг. Преданная любовь поклонников заставила поверить в успех «Пикника». Для дальнейшей работы было все, кроме... музыкантов. Женя Волощук и Михаил Андрющенко покинули группу «по семейным обстоятельствам». А Эдик с Сашей Савельевым остались одни. Дуэтом они записали следующий ролик «Танец волка», но считают его не только своей работой, а всего «Пикника» в целом.

«Альбом» был не менее удивительным, чем первый. В музыке ощущалось очень мощное влияние «Джетро талл» в сочетании с ранними «Крим». Тексты оставались такими же романтическими, как и их автор. Ничего, впрочем, странного в этом нет. Эдмунд Шклярский не только пишет стихи с раннего детства, но и еще рисует, пишет маслом. Его картины неспокойны, немного холодны. Но подолгу не отпускают от себя тех, кто на них обратил внимание. Так же и песни — прослушаешь раз, и долго их мелодии остаются звучать в твоей душе.

Период программы «Танец волка» — это еще рок-клубовский «Пикник». Отсутствие качественной аппаратуры — вечная проблема для всех самодеятельных ансамблей. Как часто мы с вами становимся свидетелями ситуаций, когда зрители гурьбой уходят с концерта. И вовсе не потому, что группа плохая, а потому, что какофонию звуков, не слыша текста, лишь скрежет гитар, вынести невозможно.

У «Пикника» с этим делом, то есть с аппаратурой, всегда все было на высшем уровне. Шклярский окончил Политехнический по специальности «контрольно-измерительные приборы высокой точности», а Савельев, как говорят в народе, вообще мастер на все руки.

Мне как-то довелось побывать на репетиционной базе у «Пикника». Честно говоря, такое увидишь нечасто — сами музыканты, их друзья, жены и знакомые что-то мастерили, паяли, привинчивали. Буквально за два года «Пикник» своими силами собрал лучшую в рок-клубе аппаратуру, на которой отыграли свои программы все 15 коллективов 1-го Ленинградского рок-фестиваля.

ШЛО время. И вдруг заявление на страницах ленинградской газеты «Смена»: хотим работать на профессиональной сцене. Ленконцерт на свой страх и риск прослушал ансамбль, и с мая 1986 года новый состав группы уже работал номером в сборных программах. 11 октября худсовет Ленконцерта оформил группу на постоянную работу. Естественно, риск был — как встретят группу на гастролях по стране? Группу нестандартную, стоящую несколько в стороне от модных стилей и направлений, более приближенную к музыкальной стилистике «Джетро талл» в сочетании с элементами электронной музыки.

«Пикник», несмотря на широкое использование ритм-компьютера, заменившего барабаны, и свое веселое название, играет чуть монотонные композиции со сказочным сочетанием звуков и эмоций.
Новая программа «Иероглиф» (так же называются и первый альбом группы, выпускаемый вскоре фирмой «Мелодия», и их третий магнитофонный ролик) — песни о тесной связи человека с природой, о мудрости, о любви фантастических героев, о честности. Есть и пародийные номера типа «Я почти итальянец» и «Мой телефон ноль-ноль». Но несмотря на всю внутреннюю тревожную ноту концерта музыкальный мир «Пикника» оптимистичен.

Новый состав группы, в котором, кроме Шклярского и Савельева, сейчас играют бас-гитарист Виктор Евсеев, программист компьютеров Вадим Пономарев и два клавишника — Сергей Воронин и Юрий Ключанцев, тесно сотрудничает с профессиональными эстрадными режиссерами Львом Левинсоном и Владимиром Воронецким. Специально для программы создала ребятам костюмы художник-модельер Алиса Мандель.

Группа «Пикник», можно сказать, дебютирует в столице. Их выступление в сборной программе в начале года осталось практически незамеченным. Новая встреча должна стать более интересной.
Итак, с 3 по 10 октября «Пикник» вместе со своими коллегами из групп «Зоопарк» и «Союз» выступает в Москве на площадке Дворца спорта в Лужниках.
Некогда это был ансамбль, игравший «хард», имевший определенную известность; через него прошли многие музыканты, в том числе и нынешний председатель Ленинградского рок-клуба Н. Михайлов. Но в лидеры ленинградской «волны» группа выдвинулась после прихода Эдмунда Шклярского и Александра Савельева. Зазвучал холодноватый «интеллектуальный» рок с романтическими, несколько загадочными текстами (возможна ассоциация с менестрельным Иэном Андерсоном и группой «Джетро Талл»). «Пикник» стал лауреатом I городского рок-фестиваля. Шклярского тогда называли среди лучших вокалистов.

В 1983 г. появилась первая магнитофонная программа «Дым». Потом вторая — «Танец волка».

В конце позапрошлого года группа стала штатным коллективом Ленконцерта. Музыканты пришли на сцену с собственной, собранной по винтику аппаратурой, светотехникой и с новой, готовой для «проката» программой.

Сегодня кроме Шклярского и Савельева «Пикник» представляют: клавишники Сергей Воронин и Юрий Ключанцев, бас-гитарист Виктор Евсеев и Вадим Пономарев, обслуживающий ритм-компьютеры.


«В последнее время группа «Пикник» почти не появляется в Москве и о ней нет никакой информации. Но судя по тому, что в сентябре они все-таки выступят на концерте в МДМ, группа не распалась и продолжает работу. Что же происходит с «Пикником»?
Сергей Аганесян, Москва».

НА ВОПРОС Сергея мы попросили ответить менеджера группы АЛЕКСАНДРА САВЕЛЬЕВА и лидера коллектива (а по совместительству еще и отличного художника) ЭДМУНДА ШКЛЯРСКОГО.

— Вопреки слухам ГРУППА «ПИКНИК» жива и вполне здорова. Не так давно фирма «Мелодия» разродилась пластинкой «Родом Ниоткуда», записанной «Пикником» в Москве в конце 1987 года. Два года пылилась на студии готовая и ими же записанная фонограмма! И это в условиях перестройки, о которой руководители «Мелодии» не устают повторять.

И тем не менее «Пикник» продолжает сотрудничать с фирмой, точнее, с ее ленинградской студией, которая после прихода туда Андрея Тропиллы становится всесоюзным рок-крылом «Мелодии».

Две песни «Пикника» вошли в один из пяти больших синглов, подготовленных А. Тропилло. Это новая форма для «Мелодии», когда на одном диске представлено по 2 песни пяти команд из альбомов, которые выйдут позднее.

«Пикник» представил два хита из своего старого (1984 г. выпуска) магнитофонного альбома «Танец волка», а в ближайшем будущем перезапишет материал этого альбома в новейшей студии ленинградской «Мелодии», что расположена в бывшей церкви Святой Екатерины на Васильевском острове. Благодаря энергии неутомимого Андрея церковь оснащена суперкомплектом фирменной аппаратуры, прилетевшей из Австрии. В этом году «Пикник» совершил совместное турне по СССР, а затем по странам Западной Европы с английской рок-командой «Нэйм». Планов на большие концерты в Москве пока нет, но очень хотелось бы показать нашу сольную программу и для столичных зрителей.


Кандидат
Группа: Участники
Сообщений: 1488
Добавлено: 29-07-2007 16:49
ХАРАКИРИ РУССКОМУ РОКУ
Пикник, несомненно, одна из самых загадочных русских рок-команд. Они начинали в незабвенные 1970-е и до сих пор умудряются держаться на плаву, собирать залы. Сотни команд, когда-то соперничавших с ними на фестивалях, в хит-парадах, в сознании меломанов, давно уж стерты с лица земли, а их бывшие музыканты трудятся в третьесортных кабаках или околачиваются у пивных. Правда, есть (будем справедливы) и несколько групп, стартовавших примерно в те же, что и «Пикник», времена и добившихся большей известности,- есть «ДДТ», «Алиса», есть, наконец, «Машина времени», но (будем справедливы и тут!) их творческие манеры изучены вдоль и поперек, их лучшие песни, похоже, уже спеты, а нынче группы, сохраняя высокий рейтинг, не могут чем-то удивить (такое бывает, к примеру, в шахматах - Анатолий Карпов тому пример).- «Пикник» же при всем том умудрился сохранить свежесть, способность приятно удивлять. Да что там скрывать, я люблю их альбом «Дым» (невероятно зрелый для 1982 года), мне доставляет удовольствие музыка с их «Иероглифа» (1986 г.), я восхищаюсь музыкой их альбома «Родом ниоткуда», А вот «Танец волка» (1984 г.) считаю неудачей, впрочем легко объяснимой - группа в тот момент меняла состав, балансировала между любительской и профессиональной сценой. Однако в ближайшее время «Танец волка» с помощью фирмы «Мелодия» будет заново переписан и не исключено, что откроются какие-то любопытные нюансы, ходы, ранее неоцененные.
Впрочем, что старое ворошить! Наш рок и так в последнее время ударился в мемуаристику и архивоведение, словно ему не 15-20 лет от роду, а все сто. Журналисты нынче сочиняют книжки по истории русского рока, вместо того чтобы следить за днем нынешним, музыканты повадились сниматься в художественных фильмах, единственная и неповторимая «Мелодия» штампует старые альбомы. Ясное дело, что все тут не случайно, но нет во всем этом вселенского заговора. Просто неинтересны нынче ни концерты, ни фестивали, ни альбомы нынешних рок-команд, в том числе и самых известных.
И тут вдруг «Пикник» взрывается новым альбомом «Харакири»! В январе 1991 года музыканты наконец-то покидают студию, чтобы с облегчением вздохнуть: дело сделано!
И вот кассета на моем магнитофоне. Эдмунд Шклярский, лидер «Пикника», только что наведался и в ленинградскую студию «Гармония», чтобы с помощью всемогущего магнитиздата распространить свое творение по суверенным и не очень суверенным республикам.
Немного о моем собеседнике. По национальности он поляк, по вероисповеданию - католик. Свободно говорит по-польски, ездит в гости к родственникам, а когда «Пикник» выступал на сойотском рок-фестивале, то Эдик мог свободно отпеть программу на языке предков. У него «золотые руки», был электриком высокой квалификации. Он интересный художник, Пишет стихи, музыку, аранжировки, играет на гитаре, клавишных... Очень скромен - начисто лишен рокерских понтов.
Крутится пленка... «Крутится» и наш разговор, то взрываясь, то стихая, а то и беря паузу, то превращаясь в длинное соло.
- Эдик, как тебе самому «Харакири»? Слабей или сильней предыдущих пикниковских альбомов?
- Не знаю даже... Мне нравится... Больше, чем предыдущие...
- Кто сегодня с тобой «на обочине»?
- Сергей Воронин - клавишник, Виктор Евсеев - басист, Юрий Ключанцев -саксофоны, клавишные, Леонид Кирнос - барабаны, Андрей Мерчанский - гитарист.
- Альбом, как всегда, имеет концепцию?
- В общем, сборником его не назовешь. Много хороших песен остались за бортом, так как здесь они не приживались, не ложились в какую-то внутреннюю логику. Как всегда, в альбоме присутствуют мои любимые «восточные дела».
- Ты серьезно занимаешься Востоком или так, балуешься?
- Я занимаюсь несерьезно и, честно говоря, иначе заниматься не хочу. Меня когда-то (давно, мне было лет 17-18) потрясло учение о Дао и Дэ Лао Цзы. Все, что потом было, так или иначе трансформировалось через это учение.
- А какие основополагающие моменты этого учения?
- Оно мне нравится тем, что, не называя ничего конкретного, дает каждому человеку возможность идти к цели своим путем. Каждый может найти массу оттенков, которые нужны именно ему... Это, знаешь, Миша, как процесс приближения к Истине: ты все ближе и ближе, кольцо сжимается и сжимается, а в конечном итоге - где она, Истина? Путь к Истине - это линия, которой никак не достичь.
- Здорово, красиво говоришь, хотя и несколько туманно... Ну а в песнях это трансформируется?
- Конечно. Например, в новой, в песне «Настоящие дни», я стараюсь называть разными словами одно и то же явление, тем самым стараясь приблизиться к той самой Истине...
Что ж, нажимаю кнопку «Play» и слышу, как Шклярский трансформирует бессмертные заветы Дао и Дэ Лао Цзы:

Это выстрел в висок,
Изменяющий бег.
Это черный чулок
На загорелой ноге.
Это страх темноты,
Страх - что будет потом.
Это чьи-то шаги за углом.
Это...

И припев, звучащий пророчески:

Если будет день,
Значит, тени не в счет.
Если харакири,
То кривым мечом.
Если тушат свет,
Значит, грех так грех.
Если минарет,
Значит, выше всех.

Что же, кoe-что стало поясней, однако полной ясности, если свяжешься с «Пикником», если вслушаешься в их песни, не жди.
- Так почему же ты не рвешься познакомиться поближе с любимыми восточными мотивами?
- Мне важно, чтобы это было бы одной из частей, которая обогащает, но не довлеет. Философия Дао и Дэ Лао Цзы не довлеющая, а остальные заставляют думать так, как они велят. Не спорю: они обогащают, но полностью принимать какую-то из них мне не хочется.
- А в опытах БГ с Востоком чувствуется это давление?
- Не знаю, не знаю. Да и не дело одного музыканта судить и размышлять о другом.
- Насколько мне известно, ты нашел своих партнеров в местах весьма отдаленных и не престижных с точки зрения высокого рок-искусства. Ресторан «Застолье», ресторан гостиницы «Выборгская», кабак без названия… Можно было бы, наверное, найти ребят поярче, поигравших в престижных рок-бандах.
- Нет, я против того, когда собираются знаменитости. Супергруппы на Западе - это всегда скандалы, конфликты и, как правило, «развод» членов группы. Нам сам Господь Бог велел брать пример на старших глядя.
- Но и «Пикник» пережил попытку бракоразводного процесса. Года два назад от вас ушли два самых сильных музыканта - Евсеев и Ключанцев, вы их зовете - Евсей и Довальд, в надежде раскрутить новую команду. И что в итоге? Сделали пленку с музыкой, очень смахивающей на... «Пикник», съездили на гастроли по вашему бывшему маршруту, да на том и затихли. В чем были причины вашего разлада?
- Как настали кооперативные времена, пошли какие-то приличные деньги, то начался тут же и дележ денег, выяснения - кто главней, кто важней. В результате мы потеряли темп, а обе конфликтовавшие стороны осознали, что не стоило с ума сходить.


Кандидат
Группа: Участники
Сообщений: 1488
Добавлено: 29-07-2007 16:50
- Эд, ты ведь давно играешь рок?
- Я ничего другого с того момента, как мама купила мне в школе гитару, не играл,
- Стало быть, специалист... Скажи, что ты прежде всего ценишь в роке? Вот тут почти утвердилось мнение, что советский рок ценен социальностью, упором на тексты, самобытность. Твое мнение?
- Тут незачем велосипед изобретать. Если рок это искусство, то и судить его надобно прежде всего по законам гармонии - гармонии текста, музыки, аранжировок, сценической подачи, звукорежиссуры...
Ты упомянул аранжировки. Между тем послушаешь многие вещи, даже самые известные команды, и невольно сделаешь вывод, что такого понятия для них не существует. Придумать ударный стихотворный рефрен - да, сочинить необычную мелодию - реже, но тоже необходимо, а с аранжировками - абы как... Если и делаются какие-то необычные вставки, то главным образом благодаря заимствованию приемов из джаза, из эстрады, даже из классики. А вкус, тяга к истинной рок-аранжировке как в высшей степени процессу творческому отсутствует. «Пикник» здесь счастливое исключение.
Может быть, потому, что большинство рок-команд считают аранжировки сугубо коллективным промыслом и даже искренне рады, списывая ситуацию, когда лидер группы приносит на репетицию лишь набросок, дает лишь канву, а каждый инструменталист вносит свое... Мы же придерживаемся другой точки зрения: коллективное творчество, может быть, и хорошо, но не для «Пикника». Для нас лучше авторитарное. Так и времени, и нервов тратится меньше. На записи, правда, я всегда оставляю небольшие белые пятна, чтобы уже там могли появиться импровизационные куски. С такими «дырами» приятней работать в студии - и мне, и моим ребятам.
- Эдик, признайся, у вас были или сейчас имеются в репертуаре социализированные песни. У меня в архиве хранится с десяток статей из разных газет и журналов, в которых их авторы - от сталевара и колхозницы до профессора и композитора - гневно обличают ваш «Пикник на обочине» (кстати, поразительное литературное единодушие: все они оказались поклонниками таланта братьев. Стругацких, стремясь обыграть название произведения писателей). Значит, было за что: ведь дыма без огня не бывает...
- И все-таки не писали мы никогда «колбасных» песен. Просто сама эстетика роковая, пикниковская раздражала гегемонов и ревностных служителей социалистической культуры. Лучшее тому доказательство: на концерте можем спеть свои старые-престарые песни, ничего не меняя, а народ бывает уверен, что это новые вещи.
- А песни из нового альбома - они тоже на вечные темы?
- Я назову одни названия - и уже многое станет ясно: «Настоящие дни», «Мы как трепетные птицы», «Я - пущенная стрела», «С тех пор, как сгорели дома», «Течет большая река», «Там, на самом на краю Земли», «Ганг», «Новая азбука».
- С альбомом понятно: звездный час «Пикника» в звукозаписи впереди. А вот с концертной деятельностью сложней. Звездный час «Пикника», похоже, пришелся на осенние концерты 1988 года в ленинградском спортивно-концертном комплексе. Тогда у вас были аншлаги, да и сами концерты приятно поражали светом, звуком, шоу - всей той статью, которая, собственно, и отличает звезд от везунчиков.
- После того как мы увидели в Москве «Пинк Флойд», стало понятно, что может и что должноьпроисходить на сцене. И уже неловко даже про наши «эскакашные» концерты говорить: звездный час. Смешно! Что есть концерт сегодня у большинства наших команд? Живое или фонограммное исполнение известных песен на сцене. Чем он должен быть? Представлением. Новым представлением уже известных по грамзаписи песен. В Питере мы давненько не работали, но если не грянет гражданская и нас всех не призовут в СА, то хотим устроить представление - с определенным сюжетом, с движущимися декорациями. Чтоб все это по крайней мере нравилось нам самим. Тогда есть шанс понравиться и другим. Пока же такого концерта, который бы понравился нам самим, не было. Технические возможности вроде имеются – московская фирма «ЭНЕКС», куда мы не так давно перешли, может выставить аппарат мощностью в 50 киловатт, современный свет.
Почти каждый лидер известных групп выступает еще и отдельно с акустическими концертами – как бард. А ты почему не раскручиваешь свое собственное имя?
- К такого рода концертной деятельности меня не тянет - в большинстве случаев это халтура, а не второе «я». Ведь только Андрей Макаревич выпустил свою сольную гитарную пластинку, а остальные концертами и ограничиваются. Я же хочу сейчас записать свой сольник «Вампирские песни» - такой полуакустический вариант «средневекового рока». Причем мне помогут музыканты группы «Выход».
...Знаешь, Миша, я хотел еще с тобой посоветоваться. Как думаешь, покатит у нас такое представление - «Секта магических роботов»? У меня есть желание сделать шоу огромных роботов - их рост будет метров пять, есть люди, готовые технически воплотить эту идею. Это будет не просто скопище чудовищ, а форма для реализации некоторых моих идей. Главное - заставить зрителей по-иному посмотреть на себя и на других. У нас будет робот-глаз, робот-рот, будут роботы-демоны и так далее...
- Ну что, хороша идея. По-моему, наша публика, насмотревшаяся сейчас чудес по видику, подготовлена к тому, чтобы увидеть нечто аналогичное и на сцене. Ну а рок-то, что с ним будет? Почему идет такой откат публики? Вы одна из немногих групп, которая живет концертами. Года два назад все кочегары и плотники побросали свои котельные и стали трудиться музыкантами, зарабатывая немалые деньги. Теперь все, смотрю, потихоньку возвращаются к прежней трудовой деятельности, уяснив, что одной музыкой, одним творчеством не проживешь.
- Понимаешь, что с роком происходит. Сама форма уже пригляделась. Люди с гитарами, рок-группы на сцене с их прыжками и телодвижениями - это ведь мозолит глаза уже лет тридцать. А кажется, что все сто... Всем, собственно, уже понятно, что можно ждать от этой формы. Самая низшая форма - какая-нибудь жилконторская команда, самая высшая – западные звезды. Советский рок затесался где-то посередине. И по-моему, любому здравомыслящему человеку ясно, что без больших капиталовложений не будет иного уровня.
- Сергей Курехин недавно объяснил мне, что со смертью Виктора Цоя советский рок закончился и все происходящее на рок-сцене навевает на него смертную тоску.
- Ну у нас рок и не расцветал! Не поднимался выше средненького уровня. Да, были концерты, на которые набивались тысячи фанов, но чтобы со сцены было показано нечто - такого я и не припомню. Так, кустарщина... Я это еще раз понял летом, когда мы проехались по Японии со своим «совьет-роком».
- Но, понимаешь, твоя такая резкая позиция невольно смыкается с точкой зрения оголтелых критиков этого нашего пусть трижды проклятого, но все равно любимого жанра. Я помню, когда Троицкий напечатал в «Литературке» свою статью «Невероятные приключения рок-н-ролла в стране большевиков», где он лихо разделался со своими же вчерашними друзьями и кумирами - с «Аквариумом», «Алисой» и многими другими, то тогдашний председатель Гостелерадио тов. Ненашев на ближайшей же своей пресс-конференции заявил: вот, мол, мне говорят, что по ТВ мало рока, но ваш же апологет Троицкий утверждает, что рок-н-ролл в России - это вторично, скучно, устарело...
- А правда, знаешь ли, Миша, редко когда бывает ласковой и всем приятной. Да, по телеку крутят нынче день и ночь попсу, но я бы не хотел с ходу отметать любой жанр, пусть даже попсу... У попсы есть тот же Леонтьев, та же Мадонна, Майкл Джексон - люди, которые на концертах пашут, достигают определенного уровня. Могут ли наши рокеры похвастать аналогичным отношением к своему концерту? Всех нас так или иначе душит кооперативная гонка: «Скорей, скорей, неважно, что будет завтра, а может быть, завтра всех прикроют, издадут какой-нибудь очередной нелепый высокий указ и...» А такое кооперативное отношение к своему делу отразилось и на отношении народа, публики, организаций. Вот и рок, вырвавшись из подполья, быстро всех перепугал и теперь потихоньку возвращается восвояси: народ перепугался, наелся.
- Ренессанса не предвидится?
- А с чего бы?!
И тем не менее надо жить, надо играть, делать настоящую музыку. Этим, собственно, и занимаются пикниковцы. Рок за десять лет их особенно не обогатил (живут ребята в тесных квартирах на Гражданке и в других новостройках, ездят на общественном транспорте, обмен пятидесятирублевок и сотенных не вызвал у них паники), зато они обогатили стольких своих поклонников. А может быть, потому и держатся до сих пор, что больше отдают, чем получают?

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 29-07-2007 17:21
Покупки как по нотам
Музыка, звучащая в торговом зале, заставляет посетителей супермаркетов и бутиков тратить больше денег
ДАРЬЯ ОКУНЕВА, ВЛАДИМИР ГАВРИЛОВ




Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
В супермаркетах и торговых центрах началась самая горячая пора: люди закупают продукты к праздничному столу, подарки друзьям и знакомым, блестки и мишуру для украшения своих квартир. И одним из самых мощных инструментов, стимулирующих покупательную активность, становится правильно подобранная музыка, звучащая в торговом зале. Под действием ненавязчивых мелодий посетители магазинов, по словам психологов, впадают в «покупательский транс» и собирают с полок обильный урожай часто ненужных вещей. Более того, с помощью аудиофона, разработанного в секретных военных НИИ, посетителей торговых залов могут попросту запрограммировать на покупку того или иного товара. И последние эксперименты на потребителях доказали, что музыкальный гипноз работает безотказно. В том, как мелодии торговых центров, в том числе и рождественские гимны, промывают покупателям мозги, разбирались корреспонденты «НИ».

На Западе механизмы влияния музыки, звучащей в торговых залах, на покупательную способность посетителей привлекли к себе внимание уже давно. Еще в 70-х годах прошлого века были проведены соответствующие исследования, доказывающие, что в зависимости от темпа мелодии и ее стиля в 80% случаях меняется скорость передвижения покупателей вдоль полок, время, проводимое ими в магазине, и даже количество приобретаемых товаров. Эти данные были взяты на вооружение маркетологами и менеджерами продаж ведущих супермаркетов. Так, теория превратилась в индустрию.

В Россию подобные технологии пришли совсем недавно, но уже успели завоевать должное признание. Менеджеры торговых залов активно используют «зомбирование» мелодиями, чтобы посетители покупали как можно больше товаров.

Репертуар для потребителя

«Механизм действия на покупательную способность человека прост, как все гениальное, – поясняет «Новым Известиям» социальный психолог Валерия Микулина. – Если клиенту нравится та музыка, которую он слышит в магазине, у него возникают позитивные эмоции. Покупатель автоматически переносит их на тот товар, который держит в руках. Шоколадка кажется особенно вкусной, а кофточка невероятно стильной. При этом под любимую песню люди меньше задумываются о деньгах и с легкостью приобретают то, что на самом деле им совсем не нужно».

Этим и пользуются большинство фирм аудиобрендинга. Так, на столичном «Радио 21», которое работает с городскими торговыми центрами, существует более 200 каналов, рассчитанных на любую аудиторию – от подростков до пенсионеров. Разброс каналов – от клубной музыки и диджейских треков до европейских хитов и советских «песен о главном». Переключаясь с одной программы на другую, магазин воздействует на клиентов именно той возрастной и социальной группы, которая наполняет торговый зал.

«В торговых центрах утром мы рекомендуем использовать динамичную, ритмичную музыку, которая придется по вкусу людям, спешащим на работу, – говорит креативный директор рекламного агентства Mindfactory Игорь Сумцов. – Днем, когда магазин заполняют домохозяйки и молодежь, возвращающаяся из вузов, хорошо стимулируют продажи песни их детства, модные среди подростков и любимые мамами, в сочетании с европейскими хитами последнего десятилетия.

Ближе к концу рабочего дня, когда в магазин приходят солидные деловые люди, их радует музыка «на все времена» или классические мелодии, блестяще снимающие стресс и настраивающие на покупки».

В погоне за прибылью многие магазины меняют музыку даже в зависимости от времени года. Так, по мнению пресс-менеджера столичной сети супермаркетов «Патерсон» Надежды Сенюк, у мелодии больше шансов понравиться покупателю, если она является маркером того или иного месяца. К таким знаковым песням можно отнести «Осень» группы «ДДТ», «На недельку до второго» или Happy New Year.

Мелодии и ритмы зарубежной рекламы

«К праздникам, в частности к Новому году, плей-лист многих магазинов серьезно меняется, – утверждает программный директор «Радио 21», занимающегося аудиобрендингом, Анна Малинина. – Основную часть его будут составлять рождественские песни. В наших программах они также появятся, но будут гармонично вписаны в общий стиль звучания. Так, если речь идет о молодежном канале, то это будет диджейский микс того же Jingle Bells, а если о передачах для взрослого поколения, то, например, мелодии из фильма «Ирония судьбы...».

«Перемена музыки к праздникам в магазинах совсем не случайна, – пояснила «НИ» психолог Валерия Микулина. – Дело в том, что рождественские гимны, как ничто другое, помогают стимулировать продажи. Праздничные песни, особенно если они знакомы с детства, настраивают на мысли о вечном. Люди вспоминают о семье, старых друзьях. Появляется желание с головой окунуться в торжество. В этот момент категория денег полностью исчезает из их сознания. Покупатель начинает думать: «Эх, живем ведь раз, возьму на все шампанского». В принципе, ничего страшного в этом нет. Если бы не был так разителен контраст между магазинным воодушевлением и апатией, которая возникает дома, когда человек, разложив перед собой кучу ненужных безделушек, понимает, что до следующей зарплаты он просто не дотянет».

Знакомое чувство? Впрочем, по мнению гендиректора центра аудиобрендинга Ксении Светличной, рождественские гимны могут вызвать прямо противоположный эффект. Если человек, гуляя по торговому центру и заходя в разные магазины, слышит одни и те же навязчивые мелодии, он теряет все ощущение праздника и желание покупать. Его единственная потребность – спрятаться от повторяющихся песенок и навязших на зубах поздравлений. В таком состоянии он готов покупать в магазине, где играет что-то другое, непохожее на надоевшие ритмы.

Настройся на волну покупок

Создание особого «покупательного» настроения – целое искусство. Так, например, музыка с рваным ритмом, тревожная, волнующая, заставляет людей беспокоиться.
Под рождественские гимны не замечаешь, как в корзине оказывается множество забавных, но абсолютно ненужных покупок.
Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
На ум приходят мысли о невыключенном утюге, недоделанной работе, нехватке денег. Желание приобрести что-нибудь «для души» тут же пропадает. Российская попса также отвлекает от покупки: клиент начинает вслушиваться в слова, пытается понять смысл текста или просто оценивает композицию на свой вкус. Диджейская музыка без пауз и отбивок также мешает торговле. Она сливается в однотонный, раздражающий фон, наподобие тиканья часов в тихой комнате. Особенно такие мелодии давят на психику продавцам и кассирам, которые вынуждены постоянно ее слушать. В итоге они становятся нервными и раздражительными. Лучше же всего люди покупают при звуках плавного джаза, лаунджа, легкой инструментальной музыки, чередующейся с известными англоязычными хитами или шлягерами отечественной эстрады.

«Музыка обязательно должна присутствовать в торговом зале, – поясняет Анна Малинина. – Без нее создается неприятный для слуха вакуум. Фоном будет служить скрип тележек, гул работающих холодильников и ламп, обрывки разговоров. Подобные шумы быстро утомляют людей и заставляют покидать магазин. Аудиооформление призвано сделать обстановку в зале наиболее комфортной, создать определенное ощущение у посетителей, настроить их на покупку. Музыка должна расслаблять, отвлекать от забот и проблем, нравиться, но при этом не вгонять людей в апатию, когда хочется не покупать, а просто слоняться по магазину».

Лучшая фоновая музыка, говорят специалисты аудиобрендинга, – это та, которую не запоминаешь, выходя из магазина. Между тем, действуя опосредованно, она способна фактически манипулировать поведением посетителей магазинов. Так, по данным маркетологов, небыстрая (около 60 тактов в минуту) инструментальная музыка способствует тому, что покупатели проводят в среднем на 17% времени больше и тратят примерно на 38% средств больше, чем в том случае, если звучит более динамичная музыка (108 тактов в минуту). Именно поэтому плавные мелодии включают в магазинах среднего и высокого класса, где покупателей не очень много, но при этом практически все посетители могут позволить себе импульсивную покупку, то есть приобрети ненужный в принципе, но желаемый в данную минуту продукт. И напротив, в торговых центрах, ориентированных на дешевые вещи, где всегда большой наплыв посетителей и главная проблема – это очереди в кассу и в примерочные, как правило, заводят динамичную эстрадную музыку. Она не позволяет потратить длительное время на выбор, осмотр или примерку товара, а продавцов заставляет работать более активно.

Соло для женщины с кредиткой

«Особым образом подбирают музыку в зависимости от направленности магазина, – раскрывает торговые тайны Игорь Сумцов. – Для того чтобы человек раскошелился, необходимо вызывать у него желание измениться, стать лучше, полностью задействовать его ассоциативное восприятие, сыграть на базовых особенностях человеческой психики».

Так, по мнению г-на Сумцова, в продуктовых магазинах чаще всего включают инструментальную музыку, поскольку американские исследования доказали, что классические мелодии, сыгранные на фортепьяно или скрипке, существенно улучшают пищеварение и возбуждают аппетит. Проголодавшийся человек, безусловно, оставит в супермаркете на порядок больше денег, чем сытый.

«Причем существует интересная закономерность, – продолжает Игорь Сумцов. – Лучше покупают товар тех стран, музыка которых звучит в торговом зале. Играет европоп – руки тянутся к сырам и французскому вину, включат этно – и люди с удовольствием разбирают сальсу и мексиканские чипсы».

В спортивных магазинах стараются ставить ритмичную, заряжающую энергией музыку. Клиент, пришедший за шариком для пинг-понга, почувствовав в себе необыкновенный прилив сил, купит заодно и футбольный мяч, и кроссовки для пробежек. В бутиках женской одежды на «ура» воспринимаются французские и итальянские романтические песни, в которых часто повторяется слово «любовь». Находясь под влиянием лирических мелодий, деловая женщина и домохозяйка вспоминают, что одежда нужна не только для работы или похода с детьми в зоопарк, но и для того, чтобы нравиться мужчинам. В таком порыве женщина легко отважится на покупку дорогостоящего кардигана или юбки, которые в обычном настроении даже и не подумала бы примерить. В секциях нижнего белья по тому же принципу нередко включают саксофонные соло и саундтреки из известных эротических фильмов. Разжигая либидо своих клиентов, владельцы магазинов заставляют людей обращать внимание на экзотическое, стильное белье, которое, как правило, стоит на порядок дороже повседневного.



ВОЕННЫЕ ЗАСТАВЯТ ТРАТИТЬ, КАК ПО КОМАНДЕ

По сведениям «НИ», в фоновой музыке некоторых супермаркетов Санкт-Петербурга используются технологии скрытого воздействия на подсознание, которые заставляют покупать больше, а воровать меньше. Разрабатывались эти методики в ряде советских военных НИИ, а теперь расползлись по коммерческим структурам.
«Эти технологии чрезвычайно эффективны и известны очень давно, – рассказала «НИ» заместитель заведующего кафедрой психологии Университета дружбы народов Елена Русалкина. – Внутри фоновой музыки записывается свод команд, которые склоняют человека делать те или иные поступки. Команды неразличимы для человеческого уха, но хорошо улавливаются подсознанием. Это то же самое, что эффект 25-го кадра, только не на кинопленке, а в аудиозаписи. В принципе, в музыкальную запись можно поместить любые команды и призывы. Например, банальное – «покупай!». Но это, по идее, противозаконно. Получается навязывание услуги. Часть супермаркетов Санкт-Петербурга пошла по другому пути. Есть информация, что внутри торговых залов транслируются скрытые команды, запрещающие воровать. В помещении играет спокойная музыка, через которую идет вещание. Человек просто воспринимает команды как собственные мысли и установки. И даже если он целенаправленно пришел воровать, то музыка разубеждает его в этом. Он раскаивается в преступных намерениях и уходит прочь».
«Сначала мы хотели проверить, действительно ли музыкальный диск со скрытыми командами, то есть фабула, поможет бороться с ворами, – рассказал «НИ» один из менеджеров сети питерских супермаркетов, пожелавший остаться неизвестным. – Мы специально запустили диск – не на весь зал сразу, а в одном из отделов. Результаты не заставили себя долго ждать. В этой части магазина кражи резко снизились по сравнению с магазином в целом. Мы переставили колонки в другое место. Последствия были теми же. После чего сомнений уже не оставалось, и фабулу запустили на весь супермаркет. А потом и по всей нашей торговой сети в Питере».
Несмотря на кажущуюся безобидность технологий музыкального управления покупателями, ряд специалистов высказывают опасения по поводу их несанкционированного применения.
«Пока технологии управления людьми недостаточно известны, но те коммерсанты, что умудрились заполучить специалистов, располагающих такими знаниями, все активнее используют их на практике, – предупреждает психолог Елена Русалкина. – Средства нейролингвистического программирования уже давно применяются в телевизионной рекламе. Несколько лет назад, в рамках деятельности комитета по обороне Государственной думы, комиссия специалистов проводила анализ рекламных блоков. В одном из роликов мы обнаружили элементы скрытого воздействия, по типу 25-го кадра, призывающего покупать товар. Фиксировались и другие нарушения. Эта тенденция очень опасна, так как общество еще не выработало иммунитета к ним. Да и нет в России законов, запрещающих несанкционированное воздействие на подсознание. Поэтому в ближайшее время подобное влияние на покупателей со стороны коммерческих структур, видимо, будет только нарастать».

Кандидат
Группа: Участники
Сообщений: 1488
Добавлено: 05-08-2007 17:29

Артуро Бенедетти Микеланджели
Arturo Benedetti Mikelangeli


Артуро Бенедетти Микеланджели родился 5 января 1920 года в Верхней Италии.
Уже в 19 лет его выдающиеся музыкальные способности были по достоинству оценены публикой и специалистами - в Женеве ему была присуждена одна из самых престижных музыкальных премий Европы. После этого за ним закрепилась слава "нового Листа", которая вполне соответствовала его виртуозности. Совершенная техника и вдохновение исполнения сочетались в творчестве Микеланджели с покоряющей недосказанностью, с неиспользованными, но угадываемыми эмоциональными резервами. Микеланджели, наряду с Гульдом и Рихтером, одна из центральных фигур, связанных со становлением интеллектуального пианизма второй половины XX века. Творчество никогда не было для него эликсиром жизни. Напротив, он мог бы считаться одним из наиболее ярких выразителей депрессивного типа художника, избегающего публику и свет, порой даже мизантропического творца, измученного постоянным поиском и внутренней неудовлетворенностью

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 06-08-2007 00:14
А музыка звучит...
Автор: Кот Бегемот
Авторские права: Все права на персонажей принадлежат госпоже Роулинг (пусть ими подавится), автор фан-фика не претендует на них и не пытается извлечь никакой прибыли (кроме продолжительных бурных аплодисментов) из своего рассказа.
Рейтинг: PG-13 (никакого намека на порно)
Бета - ридер: МиДэрхен (образец терпеливости)
"... Музыка - это такое чарующее сочетание звуков,
услышав которые, мы становимся бессильными..."
Драко сидел за слизеринским столом, тоскливо уставившись в свою тарелку. Школьный бал, посвященный окончанию очередного учебного года, был в самом разгаре - студенты, поддавшись весеннему настроению, уже давно разбились на пары и медленно двигались под звуки опьяняюще нежной мелодии, разрывавшей душу молодого Малфоя.
- Ты так и будешь весь вечер сидеть с надутым видом? - спросила Панси, чуть раскрасневшаяся от нескольких кружек масляного эля. - Может, потанцуем?
- У меня ноги болят, - пробурчал Драко, резким движением сбрасывая ласково опустившуюся на его плечо руку Паркинсон.
Панси фыркнула и с видом оскорбленного достоинства направилась к Бэддоку, который просиял от уделенного ему внимания. Драко лгал: больше всего на свете ему хотелось броситься в гущу студентов и двигаться с ними в унисон под медленную мелодию, мягко разливавшуюся в Главном зале Хогвардса. Но не с Паркинсон, и ни с кем из знакомых учеников. Только один человек мог подарить ему те счастливые мгновения, о которых Драко мог только мечтать. Юноша с серебристыми волосами поднял взгляд и стал печально разглядывать танцующих студентов. Грейнджер вальсировала с неуклюжим Уизли, постоянно наступавшим ей на ноги, Поттер и Джинни нежно смотрели друг другу в глаза и двигались очень медленно, словно плыли по тихой и беззаботной реке счастья и любви. Даже Крабб и Гойл, вырядившись в парадные мантии, сумели найти себе пару, и на их вечно пустых лицах появилось слабое выражение радости. Казалось, никто не замечал одинокого мальчика, в холодной душе которого затаилась тоска и боль чувства, которое не могло найти выход - любви к человеку, который об этом даже не догадывался. В припадке безумного отчаяния Драко отшвырнул тарелку и выбежал, расталкивая на пути удивленных учеников. Ему хотелось как можно быстрее покинуть этот зал, где у него так жестоко отняли крупицы так искренне желаемого счастья. Он вбежал в свою спальню, задыхаясь, бросился на кровать, и закрыл наполняющиеся слезами глаза.
... Кто-то мягко опустился на постель Малфоя и нежно дотронулся до его волос.
- Драко, что случилось? - этот голос он узнал бы из тысячи.
- Уходи, Поттер, это тебя не касается, - простонал Малфой, переворачиваясь на кровати.
Гарри не шелохнулся, продолжая смотреть на Драко своими изумрудными глазами. Что-то неуловимое промелькнуло во взгляде Поттера, какая-то тихая печаль и тоска отразилась на лице.
- Уходи, - еле слышно повторил Драко.
- Я знаю, чувствую, что тебе больно, - прошептал Гарри, грустно заглядывая в серые глаза Малфоя, словно пытаясь найти в них подтверждение своих догадок.
- Что ты можешь знать о моей боли? - закричал Драко, в отчаянном порыве спрыгивая с кровати. Он отвернулся от Поттера и прижал руки к груди - ледяная волна опустошенности, казалось, навечно сковала худую фигурку бледного юноши с серебристыми волосами.
- Что ты знаешь? - повторил он чуть слышно. - Как ты можешь понять и ощутить то чувство, которое медленно уничтожает меня изнутри? Думаешь, это легко - видеть тебя каждый день на занятиях и тренировках, ощущать на себе твой полный ненависти брезгливый взгляд, слышать беззаботный и радостный смех, к которому не можешь присоединиться? Я каждую ночь засыпаю только с одной просьбой к великому Мерлину: пусть мне приснится Мальчик-Который-Выжил, чтобы хотя бы в грезах и мечтах мы могли быть вместе, но даже сны смеются надо мной, оставаясь глухими к мольбам. Мы с тобой просыпаемся утром почти одновременно, но если тебя наполняет радость - ведь через несколько минут ты сможешь обнять свою Джинни и сказать ей слова любви, - то у меня на душе становится еще холоднее от жестокой несправедливости судьбы. Никогда я не смогу дотронуться до твоего тела, не получив при этом презрительный взгляд и насмешку в ответ, никогда не смогу ощутить прикосновение твоих губ - я навечно обречен скрывать ото всех свои мысли, не давая выхода чувствам. Но у меня есть право любить тебя, Гарри, и его никто не отнимет. Даже ты!
От разыгравшейся в нем невероятной бури эмоций Драко дрожал, ему хотелось выбежать из холодной спальни Слизеринского факультета и улететь как можно дальше из Хогвардса, превратившегося в ад для совсем еще юной души подростка, но ноги не могли двинуться с места, словно невидимая рука злого волшебника сковала их льдом. Гарри бесшумно поднялся с кровати и подошел к сгорбленной фигурке хрупкого человечка. Драко почувствовал, как теплые ладони Поттера нежно вытерли несколько предательских слез с его холодного подбородка, а потом неуклюже обхватили талию Малфоя и осторожно прижали к Мальчику-Который-Выжил.
- Я не буду ненавидеть тебя за это, - Малфой почувствовал горячее дыхание Гарри, нежно шептавшего эти слова ему на ухо. - Но никогда не смогу ответить на твои чувства, Драко.
- Я ни о чем не прошу, Гарри, - чуть слышно выдохнул юноша. - Просто побудь со мной несколько минут, дай мне возможность запомнить эти мгновения, быть может, самые счастливые в моей жизни.
Драко нежно обхватил руками талию Гарри и прижался к нему, склоняя голову на его плечо. Робкие звуки какой-то мелодии нарушили тишину комнаты, было совершенно непонятно, откуда они доносятся и ...
- Ты слышишь, Гарри? - прошептал Драко, почему-то не особо надеясь на ответ.
А музыка звучала все громче, эхом отдаваясь в маленькой слизеринской спальне и беспощадно растапливая ледяные оковы, удерживающие Малфоя.

- Это мелодия твоего сердца, Драко, - ответил Гарри, несмело двигаясь под неизвестную музыку, нежно разливающуюся вокруг их странной для чужого взгляда пары.

А она зазвучала еще громче, принося уют и тепло в холодную пустоту души юного Малфоя.



Драко открыл глаза - всего лишь сон, мечта, греза, но он был благодарен судьбе даже за это : ведь он ощутил чудные мгновения счастья. Пусть Гарри и не было сейчас рядом с ним, но Малфой запомнил каждую секунду прикосновений к своей любви, такой страшной и запретной, как Темный лес около Хогвардса.
- Эй, Драко, там тебя спрашивают, - в дверь спальни просунулась голова Бэддока.
Малфой неохотно спустился вниз - ему не хотелось ни на мгновение расставаться со своими воспоминаниями, но это чувство мгновенно исчезло, когда около входа в подземелье Слизеринского факультета он увидел фигуру Гарри.
- Пришел поиграть в шахматы, Поттер? - привычным тоном процедил Драко. - Научи этой забаве свою прелестную Уизли, будет чем заняться по вечерам в тесном семейном кругу.
Гарри ничего не ответил и, прежде чем Драко успел отреагировать, сунул в карман робы слизеринца маленький клочок бумаги и убежал прочь. Малфой недоуменно вынул листок, оказавшийся небольшой фотографией - виновато улыбаясь и смущенно пряча глаза, с нее на юношу смотрело лицо Поттера:
"Сохрани любовь в своем сердце, Гарри".
А музыка зазвучала еще громче...

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 08-08-2007 19:57
«Звучащая философия»: о тенденциях движения в истоpическом вpемени
Т.А. Акиндинова
Тематика «звучащей» философии представляется чрезвычайно совpеменной, поскольку четко ставит вопpос о связи в слове смысла и звука, а вместе с этим — о пpизнании особой ценности звучания слова, котоpая, как кажется, существенно повлияла на своеобpазие евpопейского менталитета.
Пpежде всего следует отметить, что «звучащая» философская мысль — облеченная в pечь, выpазительная голосом, читаемая вслух — pодилась на пеpесечении античной и хpистианской культуp, пpичем последняя, в силу исхождения своего из Ветхого Завета, сохpанила опpеделенную общность с культуpой иудейской. С одной стоpоны, у ее колыбели вел философские беседы Сокpат, более всего довеpявший голосу своего «демона». С другой стороны, в иудейской и хpистианской тpадиции в центре pазмышлений находилось отношение человека с Богом, котоpый недоступнен для зpения, но голос котоpого слышен либо непосpедственно с Небес (или из «гоpящего куста»), либо лишь в душе веpующего. Этот голос вообще лучше всего слушать с закpытыми глазами, видеть — умом (умозpением), пpоникая (уже вслед за Платоном) в тpансцендентный Божественный миp и отpешаясь от зpительно воспpинимаемого пpиpодного миpа.
Именно в сфеpе pезониpования античной, иудейской, хpистианской культуp истоpически фоpмиpуется в Евpопе обостpенное воспpиятие слова на слух, чуткость к оттенкам интонации. В евpопейской культуpе в целом, и в философии в частности, окончательную конкpетность смыслу словесного текста сообщает звучание. Понятно поэтому, что в античности поэтический текст изначально существовал в виде мелодекламации, у истоков христианского сознания — в дифиpамбе и гимне, затем в фоpме цеpковного хоpала. Но и вплоть до ХХ века в евpопейской тpадиции сохpаняется та же акцентация неpазделимости смысла и звучания слова. Так Р. Ингаpден называет полноценным бытие и воспpиятие литеpатуpного пpоизведения только в случае его пpочтения вслух. Осознание значимости pитма и интонации pечи лишь усиливалось
на пpотяжении двухтысячелетней истоpии Евpопы и пpедопpеделила пути эволюции музыкального искусства. Если в течение пеpвого тысячелетия нашей эpы музыке безусловно отводилась pоль сопpовождения и акцентиpования — «служанки» текста (пpежде всего, pелигиозного), то во втоpой половине втоpого тысячелетия смысл и звучание слова достигли опpеделенного паpитета в оpатоpии и опеpе, но только к ХIХ столетию музыка в чисто инстpументальных фоpмах обpела полную автономию от текста, пpевpатившись, однако, в особый музыкальный язык — «pечь без слов». От эпохи pомантизма до сеpедины ХХ века складывался настоящий культ музыки, котоpый исповедовали на свой лад Гофман и Шопенгауэp, Ницше и Т. Манн: только музыка способна pаскpыть душу миpа, пpоникнуть в тpансцендентное, выpазить глубины человеческого духа. Не удивительно, что паpаллельно этому пpоцессу в философии категоpия вpемени получает пpиоpитет по отношению к категоpии пpостpанства, «вpеменность», «истоpичность» становятся фундаментальными хаpактеpистиками человеческого бытия. Философский дискуpс от Сокpата и Платона (воспpинимаемых как пpотохpистиан), сложившийся в многовековой тpадиции христианской мысли, отличается пpиоpитетной оpиентацией на «внутpенний голос», «сокpовенного человека», отpешающегося от созеpцания пpиpодного окpужения. А евpопейский менталитет в целом укоpеняется таким обpазом, с одной стоpоны, в утвеpждении абсолютной ценности субъективного Я (пpимеpы котоpого явили пpоpоки, святые), сообщая ему беспpецедентную силу духа и динамичность его pазвития, а с дpугой стоpоны, обpекает себя на непpеодолимую конфpонтацию с объективным миpом, на дуализм идеального и матеpиального. Раздвоенность человеческого существования европейская культуpа стpемилась пpеодолеть на путях истоpической тpансфоpмации хpистианства: сначала pеабилитацией видения по отношению к слуху в победе иконофилов над иконобоpцами, затем католицизм, pазделившись с пpавославием, подготовил возможность освящения телесного начала в человеке, «тваpного» в Божественном миpоздании и обpатил хpистианское искусство и науку к наблюдению пpиpоды, а пpотестантизм пpимиpил в конечном счете с созданной человеком матеpиальной сpедой, заставив любоваться изготовленной мастеpом вещью. Однако, и для Лютеpа «втоpым после богословия искусством» пpодолжала оставаться музыка, и достижение
действительной «целостности бытия человека в миpе» в этой тpадиции остается пpоблематичным, поскольку не имеет опоpы в исходных постулатах для устpанения диспpопоpции между культуpой воспpиятия звучащего слова и культуpой визуальной.
ХХ век, тем не менее, со всей остpотой осознал значимость этой пpоблемы. И если Хайдеггеp согласно тpадиции обpащается еще к человеку с пpизывом «услышать голос бытия», то феноменология Гуссеpля, Н. Гаpтмана пеpеоценивает ценность видения. Оно здесь «синестетично», не pазбивает целостность телесного миpа на «чувственно воспpинимаемую каpтинку и пpимысливаемую в ней абстpактную идею». Тpактуемое как единство чувственного и свеpхчувственного созеpцания, оно в этом смысле оказывается совpеменным аналогом воспpиятия иконы, но именно поэтому не изменяет каpдинально соотношения слуха и зpения.
Пpимечательно однако, что втоpая половина столетия начала все шиpе использовать наpяду с теpминами «язык», «pечь» понятие «письмо», слово pассматpивается не только в отношении к своему звучанию, но и к своей записи. Тут не место обсуждать вопpос о соотношении звучания и письма в истоpии становления естественного языка. Это отдельная тема. Но можно констатиpовать два основных типа связи: в пеpвом случае письмо полностью теpяет изобpазительность, и звуки слова связаны с буквами абсолютно пpоизвольно (условно), во втоpом случае письмо несет в себе след изобpажения, и смысл, звук слова неpаздельны с его видом — в иеpоглифе. В евpопейских языках письменный текст не содеpжит поэтому всех оттенков смысла, записанная pечь обедняет устную и тpебует пpочтения вслух (Ингаpден назвал этот феномен «схематичностью» литеpатуpы). Иеpоглиф самим своим начеpтанием пpидает основному смыслу слова нюансы, поэтому pечь для полноты значения необходимо записать. В Евpопе полноценен текст звучащий, на Востоке — в иеpоглифическом письме, воспpинимаемый визуально. Евpопу отличает утонченная культуpа слушания, Китай и Японию — культуpа видения, котоpая является pодом метафизического созеpцания: чисто визуальное пpочтение иеpоглифического текста делает все зpительные обpазы насыщенными смыслами, котоpые скpыты от взоpа европейца. Изобpажение становится аналогом иеpоглифа, иеpоглиф — элементом изобpажения. Именно поэтому изобpажение, тpактуемое как текст, отлилось в дpевнем Китае
в особый жанp живописи — пейзаж, «гоpы — воды» котоpого очеpчивали конфигуpацию пустоты — символа дао, котоpый имел, таким обpазом, метафизическое содеpжание и выполнял, по существу, функцию иконы. Искусство написания и воспpиятия пейзажа задавало фоpмы соответствующего видения pеальной пpиpоды: эстетическое созеpцание зацветшей ветки сакуpы совеpшалось лишь в контексте философского pазмышления, становилось визуальной философией. В благоговейном эстетико-философском созеpцании каpтин пpиpоды откpывалась взоpу целостность миpа в зыбком пpостpанстве оппозиций ян и инь, фоpмы и нефоpмы, бытия и небытия — совеpшенства, пpисутствующего в несовеpшенном. Дpевневосточная визуальная философия, возможно, содеpжит в себе еще неизвестный звучащей философии потенциал достижения гаpмонии с пpиpодным миpом, и его освоение на путях синтеза, быть может, способно откpыть новые пеpспективы евpопейской мысли. Так же как может быть плодотвоpен, навеpное, союз визуальной культуpы Востока со звучащей философией и музыкой Евpопы, к котоpой она, в свою очеpедь, испытывает сегодня живейший интеpес…

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 11-08-2007 19:01
С.В. Дамберг,
В.Е. Семенков
Что такое музыка? Можно ли в разговоре о музыке довольствоваться тем как определяют музыку в словарях: «искусство воплощающееся в художественных звуковых образах» [1]? По мнению Генриха Орлова самым удачным определением следует признать афористическую формулу <Эдгара> Вареза: «Музыка — это организованный звук» [2]. Такие определения указывают на музыку как феномен человеческой цивилизации. Но вполне возможен и другой взгляд на музыку: музыка как культурный феномен повседневности конкретного сообщества. Именно так, наверное, пытался видеть Теодор Адорно, когда определял музыку как шифр социального [3]. Но Адорно исходил из того, что музыка — слово из обыденного
лексикона и все знают, что такое музыка, поэтому задача социолога — научить людей понимать музыку. Такая постановка задачи увела Адорно как социолога от понимания музыки как феномена повседневности, по сути дела, он встал на позиции теоретика-музыковеда, отталкиваясь в своем анализе от жанрового деления музыки как актуального для социологического анализа деления.
Авторы данных тезисов исходят из того, что с позиций социологии это деление не актуально, музыка для социолога не делится на хорошую и плохую, на легкую и серьезную, для социолога музыка делится на музыку предназначенную для публичного исполнения и музыку предназначенную для приватного исполнения. Эти виды музыки отличаются друг от друга не авторами, и не произведениями, а практиками исполнения и восприятия. Музыкальный критик и культуролог Татьяна Чередниченко, рассматривая текущую музыкальную жизнь, замечает, что «множество музыкальных практик обходятся вовсе без концертного зала (соответственно без публики в привычном понимании этого слова)» [4]. Уже исходя из этого замечания музыкального критика, представляется обоснованным различение музыки предназначенной для публичного исполнения и музыки для приватного исполнения. Поэтому можно указать на два вектора развития музыкальных практик. Это — вектора публичности и приватности. Произведение искусства переходя из приватного пространства в публичное проходит ряд превращений: из инсталляции — в месседж. Именно так трансформировался рок в СССР.
Советский рок, во всяком случае в его ленинградском варианте, и, прежде всего, «Аквариум», начинался как сугубо приватное дело, а сейчас рок-музыканты пишут музыку для стадионов. Поэтому напрасно их ругают некоторые прежние поклонники. Изменение аудитории — с приватной на публичную — повлекло за собой изменение творческого кредо музыкантов. Есть музыка, рассчитанная на публичное исполнение и музыка, написанная для кассет и дисков, и во втором случае, в студийной музыке нет авторов и это — совсем другая интеракция. Когда мы слушаем того же Гребенщикова с дисков и кассет, то воспринимаем его песни без него самого: его нет и
Гребенщиков это знает, поэтому сейчас для записи музыку исполняют иначе чем для стадиона. Но в репертуаре-то тут нет различия, т. к., что пишут, то и исполняют, хотя для каждого музыканта есть разница. Сейчас актуально деление музыки на «стадионную» и «студийную». Евгений Дуков замечает, что «грамзапись создала особый, внеконцертный мир из концертного по своему происхождению материала. Она исключила неожиданность, всегда свойственную живому процессу интерпретации… Она изменила и тембровый мир живых звуков, приспособив его к норову воспроизводящей грамзапись техники. …Навязчивой стала идея добиваться совершенства…» [5]. Причем это не остановило артистов, увлеченно осваивавших новый вид коммуникации. «Известно, что один из выдающихся пианистов XX века В. Горовиц в расцвете своей исполнительской славы даже на время отказался от концертной деятельности и целиком посвятил себя работе над грампластинками. …Он сознательно ушел от публики, от неизбежных сценических случайностей, чтобы найти идеальное, почти недостижимое в концертной практике абсолютное совершенство» [6]. «Парадный лоск, — говорит на эту же тему Татьяна Чередниченко, — вынесенный на суд публики, уже и в звукозаписи кажется не слишком обязательным, почти сомнительным —чуть ли не пошлым…» [7].
Разные смыслы у этих двух музыкальных практик. Музыка для публичного исполнения — это месседж, музыка для приватного исполнения — инсталляция. Поэтому смысл музыки двойной — быть месседжем и инсталляцией. Хотя, может быть, вектор инсталляции и более значим. Ибо подлинное произведение искусства, даже имея конкретного заказчика, не имеет конкретного адресата. Для творца знание адресата — всегда фоновое, не актуальное знание.
Возможен и такой тезис: всякое произведение искусства настолько произведение искусства насколько оно может быть инсталлировано. Ибо восприятие инсталляции — это всегда эстетическое переживание, а восприятие месседжа этически нагружено. Когда
зритель приходит в филармонию, то он попадает в ситуацию, рассчитанную в первую очередь на эстетическое переживание, и только затем начинает воспринимать это как сообщение, месседж.
Разные музыканты по-разному видят (слышат) публичное пространство для своей музыки. Музыка не просто звучит в голове композитора, каждый композитор пишет музыку, уже представляя то конкретное пространство, в котором эта музыка будет звучать. Причем у каждого композитора, свое слышание публичного пространства и свое понимание, но только это знание специфики места исполнения идет у них как фоновое знание.
Композитор конструирует событие, которое будет воспроизводиться, и для него принципиально важно, что будет происходить в зале во время исполнения? Гарантирована ли там при исполнении этого произведения тишина зрителей или там шум, крики, свист непременное условие восприятия музыки? Поэтому меломаны в Ледовый Дворец не идут совсем не потому, что там хуже акустика, чем в Консерватории, а потому, что там место иное: место, связанное с другим публичным поведением. Поведение посетителя Консерватории традиционно являет собой пример поведения зрителя, пришедшего получить эстетическое переживание. Во всяком случае, это поведение еще, наверное, может рассматриваться как модальное поведение для Консерватории. В то время как поведение зрителя в Ледовом дворце — это публичное поведение в месте досуга. И посещение места досуга уже не предусматривает получение эстетического переживания как непременного условия. Так мы выходим на сюжет досуговой перспективы современной культуры.
Евгений Дуков пишет: «Современное постиндустриальное общество минимизировав физический труд как таковой и значительно подняв средний образовательный уровень населения оказалось в плену все более изысканных по своему технологическому уровню развлечений…. XX век, по существу, нашел возможным полностью реабилитировать развлечение. Он не только поставил его в один ряд с другими формами «языковых игр», но и позволил увидеть в развлекательной культуре средоточие основополагающих для них принципов» [8]. Это перекликается с тем, о чем писал Андрей
Мурзин: «Именно область свободного времени служит сегодня полем аккумуляции «личностного начала» нашей культуры и, одновременно, индикатором его развития, самоутверждения» [9].
С учетом вышеизложенного, показательно, что «культура» для обыденного сознания, это — набор музеев и театров, т.е. — место досуга. Поэтому «культуру» воспринимают сейчас именно на досуге и мы видим, что люди все чаще идут в Мариинский театр отдыхать и отдыхают там даже под музыку Вагнера. Конечно, там есть и иная публика, но для значительной части публики Мариинки посещение оперы и особенно балета это — досуговые практики, это — «выход в свет», и, конечно, они не слышат музыки.
Татьяна Чередниченко приводит свидетельство пианиста Михаила Аркадьева, работающего в ансамбле со знаменитым певцом Дмитрием Хворостовским: «…даже при очень большом успехе есть ощущение, что самое главное от абсолютного большинства публики, а часто и от критики, все же ускользает. Например, мы с Дмитрием Александровичем после труднейших концертов <…> ничего, кроме эйфории поверхностного удовольствия, в отзывах слушателей не слышим <…> для них музыка — это уже десерт, а не основная пища…» [10].
Тут уже видно, что и Чередниченко и Аркадьев различают собственно культурные и досуговые практики. В досуге основное переживание — не эстетическое, а переживание вызванное или, точнее, связанное с релаксацией, а т. к. нет еще большой пропасти между искусством и досугом: между практиками эстетического восприятия и практиками релаксации, то мы постоянно видим смеси построенные на опыте эстетического переживания и на опыте релаксации и, иногда, — удачные смеси. «Барселона» Фреди Меркюри и Монсеррат Кабалье — пример удачного смешения.
Экспансия досуговых практик в поле культуры вызывает ответные реакции музыкантов: одни держат оборону, уводя ряд музыкальных жанров в пространство «для своих», другие пытаются наступать, выводя приватную музыку на стадионы — места досуга.
Известный пианист Николай Петров критически высказался в отношении тройки великих теноров (Паваротти, Доминго и Каррерас), поющих на стадионах. Равно эта критика относилась у него и к исполнению там же симфонической музыки. Но ведь эта музыка не меняет стадион. Стадион — место, структурирующее публичное поведение. И стадион структурирует это публичное поведение одним и тем же образом независимо от того, что там исполняется: Бетховен или рок. И если дело в стадионах, то ругать надо нынешние стадионы, а не музыкантов.
Что заставляет петь на стадионе Доминго и Паваротти? По мнению Николая Петрова они ищут популярности. Крайне спорное суждение, скорее они пытаются быть современными, понимая, что музыка сейчас уходит на стадионы. Но оказывается, что стадион еще не становится тем местом, где можно проделать опыт эстетического переживания, там все еще не звучит музыкальное произведение как инсталляция, стадион все еще остается местом досуга.

Кандидат
Группа: Участники
Сообщений: 1488
Добавлено: 12-08-2007 21:22
А вот для меня длительное отсутствие музыки это китайская пытка. И причём это не всегда должно быть что-то серьезное и умное. Вот как иногда хочется почитать какую-нибудь "порнографию" чтобы мозг совсем отключился, так и тут...
вот

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 12-08-2007 22:22
Ты отключаешься при слушании музыки?

Кандидат
Группа: Участники
Сообщений: 1488
Добавлено: 13-08-2007 12:47
Так я пожизненно в отключке))))))))))))

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 13-08-2007 12:50
возьми бекар и отдохни

Кандидат
Группа: Участники
Сообщений: 1488
Добавлено: 13-08-2007 12:51
а можно бекон?

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 13-08-2007 12:54
ТОже тебе не помешает Истощала вся

Кандидат
Группа: Участники
Сообщений: 1488
Добавлено: 13-08-2007 13:09
Ну что ты будешь делать........Опять вы меня с кем-то путаете

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 13-08-2007 17:47
Ну что ты будешь делать........Опять вы меня с кем-то путаете


Нет не перепутал Тощая кроме пару мест

Кандидат
Группа: Участники
Сообщений: 1488
Добавлено: 13-08-2007 23:17
Ну что ты будешь делать........Опять вы меня с кем-то путаете


Нет не перепутал Тощая кроме пару мест

.................................

Кандидат
Группа: Участники
Сообщений: 1488
Добавлено: 13-08-2007 23:21
Повесил свой сюртук на спинку стула музыкант.........

так давно не слышала этой песни
а сейчас вдруг........ и унесло так далеко

Страницы: 1 2 3 4 5 Next>> ответить новая тема
Раздел: 
Театр и прочие виды искусства -продолжение / Курим трубку, пьём чай / и музыка звучащая...

KXK.RU