Как о воде протекшей будешь вспоминать

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:  

Раздел: 
Театр и прочие виды искусства -продолжение / Публикации / Как о воде протекшей будешь вспоминать

Страницы: 1 2 3 4 Next>> ответить новая тема

Автор Сообщение

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 05-12-2008 23:32
Сценарий

(По мотивам рассказов Ивана Бунина «Тёмные аллеи»

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 05-12-2008 23:33
НАТ.
Дом, построен так, что крыша поднимается вверх. Стены тонкие. Перед домом стоит столб, на котором огромными буквами написана вывеска: Театр слепого кукольника. Вдали за домом виднеется несколько деревьев, обрыв и внизу несётся с огромной скоростью вода в мелкой речушке. Дом стоит одиноко. Вдали с противоположной стороны от реки виднеются домишки и оттуда наблюдается движение людей. Они направляются к дому кукольника. Все одеты в праздничные нелепые наряды. Женщины идут в сапогах и вечерних платьях, аляпистых халатах. Волосы длинные, распущенные. Некоторые идут в толстых чулках и тапочках на высоком каблуке. Выделяются три подруги у которых прозрачные платья сквозь которые видно нижнее бельё - жёлтые панталоны. Грудь обнажена. На неё спадают чёрные банты огромного размера. У кого – то платье из мешковины и грудь прикрыта мехом и перьями домашних животных. Мужчины двигаются причёсанные, волосы длинные до пояса Почему – то идут босиком. На руках перчатки. Одеты в разноцветные рубашки и штаны из бортовки. Каждый, проходя перед вывеской, хлопает по ней и входит в дом.
ИНТ.
На возвышенности в доме стоит мужчина, молчаливо, не сводит глаз с пришедших. Все занимают места на ящиках, приспособлениях для удобства, чтобы присесть – это стволы деревьев, доски и прочие приспособления.
Мужчина наклонил голову и дёрнул за колокольчик и сверху к зрителям стали спускаться много разных игрушек. Раздались дружные аплодисменты.
Мужчина

– Ну, как я рад! Как я рад! Давненько ко мне вы не жаловали! Милости прошу, милости прошу!

Он взволновался до слёз.
Мужчина

– Вы всегда приходите смотреть мои представления. Но мы находимся сейчас в особой ситуации.. Мы являемся свидетелями рождения нового мира.
Лица в зале замерли. Глаза уставлены в одну точку. Это глаза слепых людей. Все зрители слепые.

Мужчина
- Мы перенесём наше представление на высокий берег реки. Берите игрушки, маски, всё, что у вас теперь в руках и следуйте за мной.

НАТ. Кукольник становится впереди этой странного шествия, и они идут, маша руками и игрушками, напевая песню

Между небом и землёй
Без сознанья
Вдоль заброшенных садов
Мирозданья
Таракан ползёт ища
Оправданья
На усах тяжёлый груз
Покаянья.

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 05-12-2008 23:34
Проходят мимо чуть покривившегося столба, на котором написано «Осторожно слепые».
Кукольник поклонился табличке, вслед за ним взволнованно поклонилась публика –шествие. Незаметно подходят к деревьям. Оказалось, что деревья опускаются в каменистый овраг. И вдруг гулко кукольник закричал «Ауууууууууууууууу» . Слепые прислушались к звуку который отразился в реке и двинулись на звук, но кукольник повернулся и шепнул

Кукольник

– Присели….

Слепые приседают в своих нарядах на траву. Именно приседают, ибо их тела готовы в любую секунду исполнить команду кукольника.

Кукольник

– Сказано: каждый час учись, каждый час мысли…гляди кругом - то – на все беды и убожества наши…–

Один из слепых

– Про нас бы надо, про народ. Вы же сами говорите: Россия, Россия…–

Кукольник

– А мы что не народ, не Россия? Да она вся – деревня , на носу заруби себе это!

Сегодня мы можем заглянуть сами во все уголки, и от нашего взгляда не скроется другая жизнь, которую мы никогда не видели.

Один из слепых

– Это как? Мы же с рождения слепые.

Кукольник

– Вы увидите ,что не только мы слепы, но и все люди. Любовь и смерть – две величайшие загадки и я вам предоставлю возможность это увидеть и даже сыграть…–

Один из слепых

– Каким это образом?

Кукольник

– Я буду отправлять вас по России. Проводниками будут у вас куклы. Не все вернутся. Но тот, кто вновь окажется среди зрителей представления, может прозреть. Я вам предлагаю выбор. Быть слепыми или попытаться прозреть. Нельзя жить здесь не увидев России, не увидев любви, не увидев смерти от любви.

Погост, часовенка над склепом ,
Венки, лампада, образа,
И в раме, перевитой крепом,
Большие, ясные глаза.
Сквозь пыль на стеклах, жарким светом
Внутри часовенка горит.
“Зачем я в склепе, в полдень, летом?”-
Незримый кто-то говорит.
Кокетливо-проста прическа,
И пелеринка на плечах…
А тут повсюду капли воска
И банты крепа на свечах.
Венки, лампадки, пахнет тленьем…
И только этот милый взор
Глядит с веселым изумленьем
На этот погребальный вздор.

Любовь и смерть – две величайшие загадки

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 05-12-2008 23:35
Ставит на край обрыва тульский самовар, который по-стариковски пыхтит и скалится извилистыми струями – тропками, которые неотвратимо обращаются во что-то разливанное. Море? Реку? Болото? В отражении самовара сидят старик –кукольник и много лиц отражающихся в нём. Они прихлёбывают из ярких блюдец свой тусклый чай. Помешивают и мешают, то ли чай, то ли друг друга. Перебирают руками, но не разбираюто пути. Идут на звон колокольчика, кукольника замирающего в тишине. Какая-то кукла. Деревянными глазами смотрящая внутрь.

Говорящая кукла

- В холодное осеннее ненастье, на одной из тульских дорог…-

Трое слепых бросают куклу в реку и окунаются за ней

ИНТ. Кукла увеличивается в размере и превращается в закиданный грязью тарантас с полуподнятым верхом огромного размера, в котором находится один из слепых, который ощупывает новое местонахождение . Его бросает в разные стороны, он лихорадочно работает руками и ногами, внезапно он всем телом касается дверцы и

НАТ. Выпадает из тарантаса, где его поддерживает старик - кукольник, бережно приподнимает и ставит на землю.

Старик - кукольник

– Страшно?

Первый слепой

– Страшно ,батюшка.

Второй слепой

– А как мне страшно! Меня чем -то по физиономии бьют. как плётками .держаться не за что. Вот –вот упаду

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 05-12-2008 23:35
Старик - кукольник повернулся к слепой женщине, находящейся в доме

Кукольник

–А тебе как?

ИНТ Слепая бродит по какой- то комнате спотыкается, переворачивает столы, падают лавки.

Слепая

– Я старею. У меня живот стал не такой. Он выдаётся вперёд. Не понимаю, что это, обо что я ударяюсь. Всё падает на меня. Заберите меня. Мне тут душно. Я хочу к себе в поле в свой дом.

Старик - кукольник разрушает постройку и вытаскивает слепую на воздух.

Нат. Старик - кукольник

–Вы трое только что побывали в мире ,где правят зрячие. Там свои законы, у нас свои. Чтобы прозреть и изменить свою жизнь, повторяю, я и затеял эту интересную, полную интриг, неизведанную вами жизнь. Сейчас я переодену вас. Сменю ваш облик. Маска на вашем обличье даст вам возможность стать чужим для нашего мира и приблизить вас к миру новому. У вас откроются глаза, вы обретёте новую память. Новые навыки разговора и осязания предметов и людей будут постепенно приобретаться и станут вашими. Только ничего не бойтесь. Я с вами быть не смогу С вами будет музыка любви.

Старик - кукольник

– Куклы

Музыку любви.

Оркестр кукол играет на кукольных инструментах. Начинает лить дождь, понимается ветер. Над куклами появляются разноцветные зонтики. Учитывая что куклы сидят на разных приспособлениях, зонтики изгибаются и становятся радугой. Прямо перед нами забили копытами лошади с тарантасом, на козлах которого сидит крепкий мужик в туго подпоясанном армяке, серьезный и темноликий, с редкой смоляной бородой, похожий на старинного разбойника,

ИНТ В тарантасе стройный старик военный в большом картузе и в николаевской серой шинели с бобровым стоячим воротником, еще чернобровый, но с белыми усами, которые соединялись с такими же бакенбардами.

НАТ Слепые хлопают в ладоши в такт оркестру. И в такт с ними взмахивает кнутом мужик на козлах, пританцовывают лошади, опять бьющие сидящего на козлах мужика хвостом, и он подвязывает их хвосты прямо на ходу.И тарантас, совершает круг, двигается по одной из больших тульских дорог, залитой дождями и изрезанной многими черными колеями.

Впереди стоит здание, на котором с одной стороны висит вывеска «Казенная почтовая станция», а с другой «Частная горница».

Лошади, как по команде останавливаются. Мужик на козлах (Клим) на ощупь определяет хвост лошади стоящей посередине и ловко подпрыгнув, вскакивает на неё . Лошадь стоит как вкопанная. Клим гладит ей гриву, что – то шепчет ей на ухо. Лошадь в ответ утвердительно трясёт головой. Перед тарантасом проходят куклы, играющие на скрипке, и всходят на крыльцо избы. Одна отворяет дверь почтовой станции, куда, соскочив с лошади и извалявшись в грязи, рвётся Клим, но задерживается по дороге, наткнувшись на окошко горницы, начинает водить по ней грязными руками и вырисовывается женщина, вернее не женщина, а брови чёрного цвета, верхняя губа, щёки покрытые тёмным пушком. Рисунок смотрит вдаль, глаз у него не было, но взгляд ощущается, ибо стёкла в горнице выдаются вперёд.

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 05-12-2008 23:36
Старик, (Николай Алексеевич) выбрасывает из тарантаса военные сапоги с ровным голенищем, которые качаются и вот, вот упадут в грязь, но рядом возникает другая кукла, которая смычком выравнивает сапоги и даёт опереться о него Николай Алексеевичу, который вставляет в них свои длинные ноги, придерживает руками в замшевых перчатках полы шинели. Стоит. Прислушивается к звуку скрипок и всходит на крыльцо.

Клим

Налево, ваше превосходительство!

Николай Алексеевич ощупывает двери руками, не находит дверную ручку, но обнаруживает отверстие. Слегка нагнувшись на пороге от своего высокого роста, входит в горницу налево.

Инт. Он останавливается и вдыхает носом и выбросив руки вперёд идёт в левый угол горницы и наталкивается на предмет. Отшатнувшись, как от острого предмета, он падает на колени и печально смотрит на свет резко ударивший ему в лицо. Николай Алексеевич ,протягивает руки вперёд и касается какой - то ткани, дёргает её и на него падает предмет, который он ловит инстинктивно. Проводит руками по нему и чувствует что это чьё - то выпуклое лицо Пальцы его проваливаются в две дыры и предмет вертится у него в руках, как горячий чайник и Николай Алексеевичу становится жарко. Он поднимается, опираясь на что-то огромное и плоское. Сбрасывает с пальцев на него выпуклость. Поднимает огромную тряпку и вытирает лицо. Поворачивается, идёт в противоположную сторону, на ходу снимает шинель и бросает её на пол. Шинель не долетает до пола. Её подхватывают куклы и кладут на чистую лавку. Поднимают тряпку, оказавшуюся чистой суровой скатертью и покрывают ею стол. Это тот предмет, на который опирался Николай Алексеевич. Сверху ставят новый золотистый образ, в котором между глаз находятся отверстия. И в горнице тепло, сухо и опрятно. Николай Алексеевич поворачивает лицо и втягивает носом воздух. Двигается в сторону запаха. Кукла выскакивает впереди его, достаёт чистую ложку, из-за печной заслонки зачёрпывает борщ и подносит ко рту Николая Алексеевича, который раскрывает рот и с удовольствием глотает предложенное блюдо. Отходит в сторону. Как-то неловко поворачивается и падает во что–то мягкое. Пробует руками - и вытаскивает из – под себя пегую попону. Резко поднимается, ищет шинель, которую ему услужливо подают куклы. Застёгивается. Вытаскивает из кармана перчатки и одевает их, поправляет картуз и поворачивается к отверстию, потом останавливается. Проходит по всей горнице. Только увереннее. Останавливается и сбрасывает с себя шинель, потом снимает перчатки и картуз . Всё это подхватывают куклы и держат смиренно. Поворачивается и долго смотрит в одну точку и оказывается еще стройнее в одном мундире и в сапогах. С усталым видом проводит бледной худой рукой по голове - седые волосы его с начесами на висках к углам глаз слегка курчавятся, красивое удлиненное лицо с темными глазами хранит кое-где мелкие следы оспы. Обращает внимание, что не видно движение глаз. Они смотрят в одну точку.
Рисунок Клима оживает и превращается в женщину, которая проходит с тряпкой и протирает всё, к чему прикасаются её руки. Руки, помимо лавки, прикоснулись к шинели. Ощупывают её и несут в сторону, ища, куда её можно повесить. И наталкивается на предмет и вешает на него шинель. У предмета оказываются руки, и они охватывают женщину (Надежду), и начинают бродить по её телу, бесцеремонно ощупывая её полные большие груди под красной кофточкой, треугольный, как у гусыни, живот под черной шерстяной юбкой.

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 05-12-2008 23:36
Надежда в ответ прижимается к предмету, проводит руками по мундиру, по его лицу, и пальцы останавливаются на бровях и описывают круговые движение вокруг места, где должны быть глаза. Движение у обоих нежное.
Николай Алексеевич произносит шёпотом, пытаясь сглотнуть слюну, которая останавливается в его горле и вместо шёпота вырывается звук похожий на оборванную струну скрипки

Николай Алексеевич

- Эй, кто там!

Надежда делает шаг назад. Они оба качаются и падают на тахту. Николай Алексеевич, прижимает к себе Надежду, которая издаёт блаженный писк

Надежда

- Добро пожаловать, ваше превосходительство.

Николай Алексеевич продолжает гладить её круглые плечи

Надежда

- Покушать изволите или самовар прикажете?

Николай Алексеевич поглаживает её ноги, и сбрасывает с них поношенные туфли, и отрывисто выкрикивает

Николай Алексеевич

- Самовар. Хозяйка тут или служишь?
Надежда, переворачивается на спину

Надежда

- Хозяйка, ваше превосходительство

Николай Алексеевич, расстёгивает мундир, начинает ёрзать на тахте. Хочет подняться, но рука попадает на грудь Надежды и задерживается, параллельно рука Надежды попадает ему между ног. Он поворачивается к ней.

Николай Алексеевич

- Сама, значит, держишь?
Надежда

- Так точно. Сама.

Между ними садятся куклы, и смычками растягивают обнимающихся.

Николай Алексеевич берётся руками за смычок, садится и взмахивает им. Куклы исполняют весёлую польку. Надежда перехватывает у него смычок, взмахивает им, и куклы исполняют вальс. Надежда и Николай Алексеевич обнимают друг друга и начинают танцевать вальс в постели. Странный вальс, где партнёры перекатывается друг через друга, на минуту замирая и следующее Па, и, кажется, так будет вечно. Вальс убыстряется, становится жарко. Надежда снимает мундир с Николай Алексеевича и бросает его. Он медленно летает по комнате. Вслед за ним летит красная кофточка и шерстяная юбка. Теперь они исполняют танец на почтительном расстоянии и мундир спрашивает

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 05-12-2008 23:37
Мундир Николай Алексеевича

- Что ж так? Вдова, что ли, что сама ведешь дело?

Кофточка краснеет ещё больше и перекрывает себя юбкой

Кофточка Надежды

- Не вдова, ваше превосходительство, а надо же чем-нибудь жить. И хозяйствовать я люблю.

Мундир Николай Алексеевича взмахивает пустыми рукавами, касается потолка, стен, кружится. На рукава садятся две куклы и что – то шепчут мундиру. Мундир поддакивает куклам.
Мундир Николай Алексеевича

- Так, так. Это хорошо. И как чисто, приятно у тебя

Юбка с выглядывающим из неё кофточкой замерла на мгновение.

Кофточка Надежды

- И чистоту люблю, Ведь при господах выросла, как не уметь прилично себя держать, Николай Алексеевич

Что - то резкое обожигает глаза слепого Николай Алексеевича. От этого ожога он закрывает глаза и закрывает их дополнительно ладонями. Это длится мгновение. Он убирает руки от глаз Открывает их и, первое что он видит, странное лицо ,которое смотрит на него невидящими глазами. Он переводит глаза в противоположную сторону и видит женщину, которая изображена на иконе. Перед ним девушка. Она лежит на кровати и смотрит на него глазами, от которых исходит резкий свет. Он кружит по комнате. Навстречу ему робко проходит девушка, которая изначально также закрывает глаза, а когда открывает, то видит, что свет идёт из глаз этого красивого мужчины. Оба, видя друг друга, проходят мимо как слепые. Они, зрячие, ищут друг друга.
Куклы встают по обе стороны иконы и поют

Небеса подарили надежду
озаряя лучиной глаза,
из камина девченка забрезжит
окунаясь в того кто позвал...

От иконы исходит сиянье,
лики старости пляшут в печи.
не забыто еще то преданье
где начертано "Трепещи!"

Не забыты истошные вопли
неприкаянной плоти в ночи.
одинокий старик - Богом проклят-
словно чётки считает ключи.

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 05-12-2008 23:37
Мужчина и женщина подходят к иконе и смотрят друг на друга через бездонные глаза - дыры. Они начинают плакать и слёзы их перетекают через эти глаза истекают по иконе вниз, слёзы усиливаются, они уже текут по полу, стучат вместе с крупным дождём за окном. Они стоят по колено в слезах

Николай Алексеевич раскрывает глаза и краснеет. Шепчет

Николай Алексеевич

- Надежда! Ты?
Надежда

- Я, Николай Алексеевич

Сильный ветер распахивает окно и потоки дождя врываются в комнату и смешиваются с потоком слёз .
Николай Алексеевич и Надежда не замечают этого. Куклы, окружают образ, прижимаются к нему и по ним стекают слёзы. От чужих слёз и от холода играют мелодию, но она какая – то ирреальная. Движение смычка замедляется. Так же замедленно по комнате плывут силуэты наших героев. Волны заполняют горницу и в них то появляются, то исчезают лица. Горница, как будто раздвигается.
Нат. Появляется утёс, с которого Николай Алексеевичу и Надежде машут приветливо все слепые, которые остались там. Что они кричат - не слышно Но слышно эхо Аууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууу .

ИНТ. Музыка становится тягучая, куклы прижались друг к другу и как будто тянут все вместе одну струну, которая отвечает эху. И вот под звуки этого переаукивания, молодой Николай и Надежда плывут навстречу друг к другу, а мундир с кофточкой и юбкой накрывают замёрзших кукол и музыкантов, обнимая друг друга.

Мундир

- Боже мой, боже мой! Кто бы мог подумать! Сколько лет мы не видались? Лет тридцать пять?
Кофточка

- Тридцать, Николай Алексеевич. Мне сейчас сорок восемь, а вам под шестьдесят, думаю?

Мундир пытается выровняться, но раздаётся ржание лошади за окном переходящее в хохот и мундир сжимается и ещё ближе прижимается к кофточке.

Мундир

- Вроде этого... Боже мой, как странно!

Кофточка

- Что странно, сударь?

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 05-12-2008 23:38
Мундир

- Но все, все... Как ты не понимаешь!

Николай ныряет в волну и выныривает около Надежды. Одежды на них нет. Надежда ложится на спину и волны качают её, а Николай, берёт её руки. Плывёт и Надежда плывёт за ним. Оба смеются и кричат, перекрикивая шум дождя.

Николай

- Ничего не знаю о тебе с тех самых пор. Как ты сюда попала? Почему не осталась при господах?
Надежда

- Мне господа вскоре после вас вольную дали.
Николай

- А где жила потом?

Мундир поднимает рукавами кофточку и медленно качает её, мурлыча колыбельную. Самая большая кукла подскакивает и дирижирует беззвучным оркестром ибо куклы, прижавшись друг к другу, спят. Только в такт дирижёрской палочке слышен тихий плеск воды отзвучивающих плывущие тела. И в такт беззвучного оркестра и мурлыкающей колыбельной
Надежда

- Долго рассказывать, сударь.
Мундир расстёгивает кофточку и гладит место, где должна быть грудь

- Замужем, говоришь, не была?
Грудь плывущей Надежды вздрогнула

Кофточка

- Нет, не была.

И, не удержав равновесие, падает в воду, хватаясь за рукава мундира, и тот прыгает за ней в воду. Только кофточка тянет за собой мундир ,который захлёбывается и кричит так, что просыпаются куклы

Мундир

- Почему? При такой красоте, которую ты имела?

Кофточка

- Не могла я этого сделать.

Мундир и кофточка переворачиваются на спину и мы видим два обнажённых тела, плывущих по кругу и мундир и кофточку плывущие против течения. У каждой пары свой разговор

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 05-12-2008 23:38
Мундир

- Отчего не могла? Что ты хочешь сказать?

Надежда, резко переворачивается в воде и перед ней глаза Николая, которые она начинает целовать
Надежда

- Что ж тут объяснять. Небось, помните, как я вас любила.

Мундир краснеет, взмахивает рукавами и тонет. Кофточка держит его, пытается удержать его на плаву, но мундир, наглотавшись слёз, становится ещё тяжелее и уходит ко дну и оттуда выбрасываются вверх пузыри и несутся к куклам, которые окончательно просыпаются и ныряют в поток несущихся слёз и вод и выхватывают мундир, встряхивают его. Он плачет и сквозь рыдания выдавливается слова.

Мундир
- Все проходит, мой друг. Любовь, молодость - все, все. История пошлая, обыкновенная. С годами все проходит. Как это сказано в книге Иова? "Как о воде протекшей будешь вспоминать".

Кофточка берёт скрипку у одной из плавающих кукол и начинает рвать струны. Оставляет одну. И протягивает скрипку Мундиру

Кофточка

- Что кому бог дает, Николай Алексеевич. Молодость у всякого проходит, а любовь - другое дело.

Мундир берёт скрипку и одеревеневшими от холода руками пытается без смычка извлечь мелодию.

Мундир

- Ведь не могла же ты любить меня весь век!

И бросает скрипку в воду. Она плывёт мимо кукол, мимо Надежды и Николая. Николай берёт смычок, плывущий одиноко и на одной струне играет польку. Надежда выскакивает из воды, вся красивая, обнажённая. С неё стекают капли. И эти капли сопровождают звуком польку. Капля и музыка. Куклы, взявшись за руки, плывут и распевают

Полька с кончика смычка
Ниспадала,
Одинокая струна
оживала
Проплывала над волной
И рыдала
Полька с кончика смычка
Ниспадала

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 05-12-2008 23:39
Песня становится тише, капли падают чаще и громче. Надежда берёт мокрый мундир и забрасывает на печь. Мундир покрывает кастрюлю с борщом и охватывает её рукавами. Лежит человек потерявший туловище, только пуговицами расстёгнутыми вверх. Надежда влюблено смотрит на играющего Николая

Надежда

- Значит, могла. Сколько ни проходило времени, все одним жила. Знала, что давно вас нет прежнего, что для вас словно ничего и не было, а вот... Поздно теперь укорять, а ведь правда, очень бессердечно вы меня бросили, - сколько раз я хотела руки на себя наложить от обиды от одной, уж не говоря обо всем прочем. Ведь было время, Николай Алексеевич, когда я вас Николенькой звала, а вы меня - помните как? И все стихи мне изволили читать про всякие "темные аллеи".

Николай также выскакивает из воды. Скрипка с одной струной плывёт, а куклы, подхватив свои инструменты, играют очень громко. Окна хлопают. Ветер несётся по комнате, подхватывает кофточку с юбкой и пытается унести на улицу. Мундир поднимается, и тянет руки к кофточке, которая трепещет в открытом окне. Юбка бьётся как в рыданиях, на образе. Николай обнимает Надежду, и они сливаются другу в друге.

Мундир

- Ах, как хороша ты была! Как горяча, как прекрасна! Какой стан, какие глаза! Помнишь, как на тебя все заглядывались?

Раздаётся крик Надежды. Это Николай вошёл в неё. Она радостно смеётся. По постели медленным ручейком течёт кровь.

Кофточка

- Помню, сударь. Были и вы отменно хороши. И ведь это вам отдала я свою красоту, свою горячку. Как же можно такое забыть.

Кровь сворачивает своё течение и превращается в огромное красное пятно. Стихает ветер. Окно захлопывается. Вода со слезами исчезает. Становится удивительно сухо и чисто. Куклы держат на смычках кофточку с юбкой и мундир. Мундир встрепенулся и повернулся к кофточке. Кофточка сорвалась со смычков и упала к ногам мундира.

Мундир

- А! Все проходит. Все забывается.

Кофточка пытается подняться, но бессильно катится по полу.

Кофточка

- Все проходит, да не все забывается.

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 05-12-2008 23:39
Николай подходит к мундиру и куклы его одевают. И перед нами опять стройный старик военный в большом картузе и в николаевской серой шинели с бобровым стоячим воротником, еще чернобровый, но с белыми усами, которые соединялись с такими же бакенбардами Николай Алексеевич. Он потянулся к Надежде и почувствовал в руках пустоту. Он двигается к месту, где была кровать. Начинает её ощупывать. Его рука попал в пятно крови, которое брызгает ему в руки и в лицо маленьким фонтанчиком. Николай Алексеевич отшатывается, протирает глаза. Там, где были глазницы, появляются красные пятна.

Николай Алексеевич

- Уходи. Уходи, пожалуйста. Лишь бы бог меня простил. А ты, видно, простила.

Надежда, как была молодая и обнажённая, берёт красную кофточку и начинает ею протирать ему глаза. Николай Алексеевич стоит ровно, его шатает, и он руками хватается за край кофточки. Так они стоят и раскачивают её в сторону. Куклы отвернулись и настраивают инструменты.

Надежда

- Нет, Николай Алексеевич, не простила. Раз разговор наш коснулся до наших чувств, скажу прямо: простить я вас никогда не могла. Как не было у меня ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было. Оттого-то и простить мне вас нельзя. Ну, да что вспоминать, мертвых с погоста не носят.

При этих словах Надежда тянет кофточку на себя. Не удерживается и припадает к груди Николай Алексеевича. Он обнимает её молодое тело. Куклы начинают играть польку и Надежда и Николай Алексеевич начинают танцевать и петь польку. Нет, они не поют. Они воют в польке. Николай Алексеевич на негнущихся ногах и юная Надежда вся гибкая и нежная

Бредил пьяный музыкант
Нежной полькой
Отрывался от волны
Сочной долькой
Запускал смычок в струю
Сладострастно
Становился для судьбы
Неподвластным.
Бередил потоки слёз
Той струною
Что-то новое привнёс
Нам с тобою
Задушил и распластал
Под водою.
Бредит пьяный музыкант.
Или воет

Музыка резко обрывается. Надежда пытается неловко прикрыть красивую грудь и замечает, что она красного цвета. Она смотрит на руки Николай Алексеевича, потом на его глаза, протирает свои и видит перед собой красные круги.

Николай Алексеевич

- Да, да, не к чему, прикажи подавать лошадей. Одно тебе скажу: никогда я не был счастлив в жизни, не думай, пожалуйста. Извини, что, может быть, задеваю твое самолюбие, но скажу откровенно, - жену я без памяти любил. А изменила, бросила меня еще оскорбительней, чем я тебя. Сына обожал, пока рос, каких только надежд на него не возлагал! А вышел негодяй, мот, наглец, без сердца, без чести, без совести... Впрочем, все это тоже самая обыкновенная, пошлая история. Будь здорова, милый друг. Думаю, что и я потерял в тебе самое дорогое, что имел в жизни.

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 05-12-2008 23:40
Они протягивают руки друг к другу. Но не находят их. И идут по кругу, пока не натыкаются на образ. На сей раз, они ловко нащупывают дыры в глазах образа, и становятся друг против друга. Долго вглядываются друг в друга слепыми глазами. Потом она поцеловала у него руку, он поцеловал у нее.

Николай Алексеевич

- Прикажи подавать...

НАТ Наступает тишина. Куклы ведут Николай Алексеевича к тарантасу. Клим касаются своего рисунка и удовлетворённо хмыкает. Он хочет оглянуться, но куклы ускоряют шаг и вот уже лошади несутся. Вслед им смотрит рисунок женщины, вернее не женщины, а брови чёрного цвета, верхняя губа, щёки покрытые тёмным пушком. Рисунок смотрит вдаль, глаз у него не было, но взгляд ощущается, ибо стёкла в горнице выдаются вперёд.
Николай Алексеевич прижимает к себе куклу и шепчет.

Николай Алексеевич

– Да, как прелестна была! Волшебно прекрасна!

Кукла шепчет ему в ответ

– Не стыдитесь Николай Алексеевич.

Куклы играют нежную музыку. Николай Алексеевич улыбается.

Николай Алексеевич

– Разве неправда, что она дала мне лучшие минуты жизни?

Клим

- А она, ваше превосходительство, все глядела в окно, как мы уезжали. Верно, давно изволите знать ее?

Николай Алексеевич

- Давно, Клим.

Клим

- Баба - ума палата. И все, говорят, богатеет. Деньги в рост дает.

Николай Алексеевич

- Это ничего не значит.

Клим

- Как не значит! Кому ж не хочется получше пожить! Если с совестью давать, худого мало. И она, говорят, справедлива на это. Но крута! Не отдал вовремя - пеняй на себя.

Николай Алексеевич

- Да, да, пеняй на себя... Погоняй, пожалуйста, как бы не опоздать нам к поезду...

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 05-12-2008 23:40
Тарантас проезжает мимо обрыва, где им аплодируют слепые. Клим машет им рукой и подстёгивает лошадей. Куклы спрыгивают и играют вальс. Лошади как по команде поворачиваются и начинают исполнять танец, кружась на месте. Слепые окружают тарантас, стаскивают с козел Клима. Обнимают его. Танцуют с ним. О Николай Алексеевиче не помнят. Он начинает качаться в такт музыке и бормочет

Николай Алексеевич

– Да, пеняй на себя. Да, конечно, лучшие минуты. И не лучшие, а истинно волшебные! "Кругом шиповник алый цвел, стояли темных лип аллеи..." Но, боже мой, что же было бы дальше? Что, если бы я не бросил ее? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?

Кто – то открывает дверцу тарантаса. Николай Алексеевич чувствует на своих коленях чью – то руку. Это кукла взбирается на него и стягивает с его лица маску…..

Старик – кукольник

– Все за стол. На первое - суп из пшена…….

Стучат ложки. Перестукиваются. Какой - то знак подается друг другу, каша стоит нетронутая. Лишь Старик - кукольник бесшумно съедает кашу. Его ложка начинает мелькать всё быстрее и быстрее. Общий стук стихает. Лишь слышно, как стучит ложка бывшего Николай Алексеевича. Слепые замерли .Их тела направлены в сторону этого одиночного стука. Внезапно Старик берёт пустую миску и резким взмахом руки отправляет её в направление, откуда приехали Клим с Николай Алексеевичем.


Старик – кукольник

– Вы отказываетесь есть пшено, мои дорогие! И напрасно. Потому что вам предстоит новая дорога. К нам не вернулась одна из наших подруг. Она прозрела и ушла к мирским людям. Но она с нами будет продолжать наши игры. Надежда подтвердила правильность моей мысли, что она является нашей надеждой по пути к прозрению, ибо та любовь, которую она пронесла через многие лета, даёт ей право умереть для нас и жить для нас. Похороним её слепоту и вновь в путь.

Он подходит к колокольчику и ударяет по нему ложкой. Звучит погребальный звон. Все слепые несутся на этот звук, но один за одним, одна за одной падают на колени.
Слышен шум, чего – то летящего над ними. Это возвращается миска, которая превращается в горного орла, который кружит над коленопреклонёнными и садится на край обрыва, сложив крылья и замирает.

Куклы берут арфы и играют мелодию, которая переходит в песню – молитву во время которой старик – кукольник из каждой миски вытряхивает нетронутую кашу и она падая не достигает земли и превращается в огромную

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 05-12-2008 23:41
ИНТ Белую часовню, в которой, прижавшись друг к другу, стоят на коленях слепые.

Стал на ковер, у якорных цепей,
Босой, седой, в коротеньком халате,
В большой чалме. Свежеет на закате,
Ночь впереди — и тело радо ей.

Стал и простер ладони в муть зыбей:
Как раб хранит заветный грош в заплате,
Хранит душа одну мечту — о плате
За труд земной,— и все скупей, скупей.

Орлиный клюв, глаза совы, но кротки
Теперь они: глядят туда, где синь
Святой страны, где слезы звезд — как четки
На смуглой кисти Ангела Пустынь.

Открыто все: и сердце и ладони...
И блещут, блещут слезы в небосклоне.


Нет, мертвые не умерли для нас!
Есть старое шотландское преданье,
Что тени их, незримые для глаз,
В полночный час к нам ходят на свиданье,

Что пыльных арф, висящих на стенах,
Таинственно касаются их руки
И пробуждают в дремлющих струнах
Печальные и сладостные звуки.

Мы сказками предания зовем,
Мы глухи днем, мы дня не понимаем;
Но в сумраке мы сказками живем
И тишине доверчиво внимаем.

Мы в призраки не верим; но и нас
Томит любовь, томит тоска разлуки...
Я им внимал, я слышал их не раз,
Те грустные и сладостные звуки!

НАТ Кукольник повернул голову в сторону смиренно сидящего орла, который расправил крылья, и куклы с инструментами начали восходить на него, продолжая играть на арфах. Молящиеся выходят из часовенки. Становятся парами и поворачиваются друг к другу лицом.

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 05-12-2008 23:42
Кукольник

– Дотроньтесь лицами друг друга. Двое из вас окажутся в Москве. Один в незаметных Номерах в переулке возле Арбата. А другой… Хотя всему своё время. Дотронулись и застыли. Я подойду к вам и выберу этих двоих счастливцев. Не скрою от вас, что вас ждёт нелёгкое путешествие и кто – то может погибнуть. Посмотрите внутрь себя. Слушайте себя. Отвлекитесь от суеты. Замерли.

Наступает тишина.

Внезапно раздаётся клёкот орла. И вместе с ним начали издавать прерывистые горловые звуки слепые, когда их касается кукольник, который нежно берёт под руки двоих мужчин и сажает их вместе с куклами.

Один из оставшихся слепых.

– Почему вы выбрали этих двоих.

Кукольник

– Эти двое, глядя в себя, сумели устыжаться так, что могут производить какое – то изменение внутри себя, а не вовне.

Орёл взмахивает крылами. Куклы посередине, и двое мужчин, каждый на крыле, крепко держась за оперенье делают прощальный круг, а слепые громко кричат им вразнобой какие - то слова, которые им шепнул кукольник.
Кукольник взмахнул рукой. Орёл резко пошёл вниз и влетел в часовенку и поднимает её вверх закрывая ею «пассажиров».
ИНТ На часовенке с обеих сторон написано огромными буквами

КАВКАЗ
Это сооружение плавно летит и воровски опускается в переулке. Во время приземления, видна табличка на доме - Арбат. Часовенку куклы превращают в незаметный номер, который плавно раскачивается, как лодка, на спине орла.

НАТ Из неё выходит часть кукол, которые озираются по сторонам, выводят одного слепого и уводят в темноту.

ИНТ. Второго слепого оставляют в номере. Надевают маску на лицо.
Лицо есть, а очертания смыты, как в тумане. Раздевают донага. На голову нахлобучивают шляпу и сверху набрасывают пальто. Слепой приседает на единственный предмет. Это широкая кровать. Одна кукла остаётся с ним. Тихо- тихо играет на арфе. Под нежную музыку заходит Она. Сбрасывает с него шляпу и пальто и нежно целует его тело. Слепой пытается к ней дотронуться ,но

Она

- Я только на одну минуту...

И исчезает. В руках слепого остаётся вуалька. На улице начинает лить дождь и капли дождя, пробивая номер – часовенку, попадают слепому на волосы. Он надевает шляпу и прикрывает лицо вуалькой. Но Она возвращается. Сбрасывает с него шляпу, отдаёт зонтик кукле, и кукла держит зонтик у них над головой, но она, укладывая его в кровать, повторяет опять одну и ту же фразу

Она

- Я только на одну минуту...

И опять исчезает. Кукла после её ухода взбегает на слепого как по лесенке. Садится ему на голову и накрывает себя и его арфой, и арфа от капель дождя начинает играть. Орёл поднимает голову и чуть покачивает крыльями. От этого шевеления номер начинает раскачиваться. Орёл тихо клекочет и сквозь его клёкот слышно

Орёл

– Она бледна прекрасной бледностью любящей взволнованной женщины, голос у нее срывается…

Слепой сбрасывает куклу к себе на колени и смотрит мимо неё, накрывая куклу вуалькой. Он поднимает куклу, вуаль ласково трепещет от его вздоха. Он прижимает её к себе и начинает целовать сквозь вуальку. Но кукла спрыгивает с колен и отбрасывает полог номера и входит Она. Нет, Она не входит. Она прилипает к полу. Руки её бессмысленно разлетаются, и она машет ими как крыльями, чтобы долететь к мужчине. Зонтик раскрывается, летит, и замирает, и переворачивается в воздухе. Слепой слышит, что она входит и хочет встать, но прирастает к кровати. Только вуалька летает по комнате. Попадает на слепого, и, отталкиваясь от его выдоха, летит и покрывает ею лицо женщины.

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 05-12-2008 23:42
Она

- Мне кажется, что он что-то подозревает, что он даже знает что-то, -- может быть, прочитал какое-нибудь ваше письмо, подобрал ключ к моему столу... Я думаю, что он на все способен при его жестоком, самолюбивом характере. Раз он мне прямо сказал: "Я ни перед чем не остановлюсь, защищая свою честь, честь мужа и офицера!" Теперь он почему-то следит буквально за каждым моим шагом, и, чтобы наш план удался, я должна быть страшно осторожна. Он уже согласен отпустить меня, так внушила я ему, что умру, если не увижу юга, моря, но, ради бога, будьте терпеливы!

На лице слепого появляется выражение отчаяния. Он замирает. Нахлобучивает шляпу на лоб, на то место, где находятся его глаза. Трёт полами шляпы глаза и замирает.
Женщина смотрит на него сквозь впившуюся в её глаза вуальку. Наступает тишина. Внезапно зонтик, висевший в воздухе, падает с оглушительным криком «АААААААААААААААААААААА» Этому крику откуда то отвечает «УУУУУУУУУУУУУУУ». Орёл вздрагивает и дрожит комната. Слепой срывается с кровати и делает скачок. Ему навстречу несется Она. Он обнимает её. Шляпа падает и катится, и вуалька прилипла к глазам слепого. Через вуальку глаза целуют губы. Вуалька отрывается и в этот момент сверкает молния, и глаза слепого начинают двигаться. В них появляется отражение женщины. Глаза его улыбаются. Он смотрит на вуальку, которая опускается на куклу. Странная кукла продолжает играть и от перебирания струн вуалька трепещет, как трепещут руки мужчины и женщины, касающиеся друг друга. От этого трепета губы мужчины звучат горным ручьём, быстро, как будто они что - то боятся забыть. И женщина вторит ему своими прекрасными губами. Отставая от его губ, как будто её голос думает и потом сам говорит то, что хотел сказать мужчина. Отставание на пол –такта. Иногда она опережает мужчину и тогда он отстаёт. Но оба заворожено смотрят в глаза друг друга, откуда передаётся отражение, которое ходит между ними, воровски оглядываясь, не следит ли кто за ним. Отражение увеличивается, у неё отрастают руки, уши. Одно ухо её, второе его. Отражение поднимает вуальку, держит куклу ,которой говорит голосами мужчины и женщины.
Отражение

–План наш был дерзок: уехать в одном и том же поезде на кавказское побережье и прожить там в каком-нибудь совсем диком месте три-четыре недели. Я знал это побережье, жил когда-то некоторое время возле Сочи. Молодой, одинокий, на всю жизнь запомнил те осенние вечера среди черных кипарисов, у холодных серых волн...
И она бледнела, когда я говорил: "А теперь я там буду с тобой, в горных джунглях, у тропического моря..."
В осуществление нашего плана мы не верили до последней минуты -слишком великим счастьем казалось нам это.

НАТ Орёл машет крыльями, и комната – часовенка начинает медленно лететь.
Лето, но идёт дождь. Грязь, сумрачно, улицы мокро и черно блестят раскрытыми зонтами прохожих и поднятыми, дрожащими на бегу верхами извозчичьих пролеток.

ИНТ Комната – часовенка превращается в вагон с раздельными купе. Орёл опускается на землю, и распластывается. Вагон плотно стоит на его крыльях, как на рельсах. Голова орла изредка поднимается и издаёт звук похожий на паровозный гудок.

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 05-12-2008 23:43
НАТ Кукла - проводник проверяет билеты. Он бежит по платформе, с надвинутым на глаза шляпой и лицом, которое утыкается в воротник пальто. Его бег, то замирает и он останавливается и начинает дрожать, то срывается с места.

ИНТ. Вбегает в вагон, почти сшибает куклу с ног и несётся в своё купе. Кукла бежит за ним. На подносе у куклы чай и лёгкие закуски. Но наш герой захлопывает перед куклой дверь и, она, недоумённо пожав плечами, медленно побрела по коридору.
В маленьком купе первого класса шумно льёт дождь по крыше. Он немедля опускает оконную занавеску и на замок запирает дверь. Потом чуть приоткрывает занавеску и замирает.

НАТ. Разнообразная толпа, взад и вперед снуёт с вещами вдоль вагона в темном свете вокзальных фонарей. Среди толпы он замечает много кукол, которые как носильщики несут Её вещи и вносят в вагон второго класса. Затем они спрыгивают и начинают беспокойно хаотично двигаться, смешиваясь с провожающими и пассажирами.
ИНТ. Ударил второй звонок - он впивается глазами в окно. Ноги его выплясывают беспорядочную дробь, хотя лицо не выражает никакого беспокойства.

НАТ. Но тотчас видит, что куклы собираются вместе и окружают пару, и слегка подправляют её движение, и Он был поражен высокой фигурой Мужа, офицерским картузом, узкой шинелью и рукой в замшевой перчатке, которой он держит Ее под руку.

ИНТ. Он отшатывается от окна, падает в угол дивана.
Они входят в вагон второго класса, и исчезает из поля зрения. Он всматривается в стену купе и у него начинает темнеть в глазах. Он щупает предметы. В руках у него салфетка из ткани, которую он неимоверным усилием разрывает и разбрасывает по купе, каждый обрывок летит беззвучно, но ему слышится, что они разговаривают. Один обрывок, падая ему в руки, кричит
Первый обрывок

– Муж снял перчатку

Второй обрывок ударяется об стекло и стонет

Второй обрывок

– Муж снял картуз

Третий обрывок вертится, как будто на него дуют со всех сторон, это оказался выдох нашего героя

Третий обрывок

– Муж целуется с ней.

Академик
Группа: Администраторы
Сообщений: 12558
Добавлено: 05-12-2008 23:44
Он ищет угол, куда ему спрятаться. Ему слышны тяжёлые шаги по коридору. Обрывки падают на него. Попадают в глаза, вспотевший лоб. Их уже много. Они, как метель, вокруг него Он не видит их, но очень хорошо слышит, как они кричат

Обрывки

– Муж крестит ее...

Раздаётся оглушительный третий звонок, от которого наш герой обрывками салфетки закрывает уши. Наступает тишина.

НАТ Поезд расхаживается, мотается, качается, потом несёт ровно, на всех парах...

ИНТ. Он качается и мотается в такт поезду. Обрывки салфеток также опускаются и украшают купе. От них идёт мерцающий свет.

Она входит, даже не целует Его. Жалостно улыбается. Садится на диван и снимает, отцепляет от волос шляпку.
Она

- Я совсем не могла обедать. Я думала, что не выдержу эту страшную роль до конца. И ужасно хочу пить. Дай мне нарзану. Я убеждена, что он поедет вслед за мною. Я дала ему два адреса, Геленджик и Гагры. Ну вот, он и будет дня через три-четыре в Геленджике... Но Бог с ним, лучше смерть, чем эти муки...

Он сидит, и глаза его прямо смотрят на неё. И он не видит Её и не слышит, что она говорит. Только вдыхает всем телом её присутствие.
Она удивлённо поворачивает голову и видит, что его рядом нет, есть какой-то хлам лоскутов и какой – то нереальный цвет в купе.
Внезапно Она поднимается и смотрит в зеркало, которое висит на противоположной стене. На неё смотрит не привычный её облик, а женщина в белом венке из фиалок, белых роз, в белом хитоне. Сзади появляется Он без пальто, шляпы в лепестках белых и чёрных роз, покрывающих его тело, как домино. И в ушах этого домино торчат куски ткани.
Она резко поворачивается и бросается к нему в объятия. Раздаётся крик, и у неё потемнело в глазах от боли. Они на секунду оторвались друг от друга, и между ними выскочило отражение, у которого глаза наших героев искажены от боли. Отражение имеет кровавый цвет. Оно начинает биться о стены вагона из каши , пробивает отверстие в крыше и улетает.
Он и она срывают друг у друга одежды. Остаются обнажёнными и бросаются в постель и сливаются друг с другом. Они знакомятся с телами друг друга поцелуями, она извивается в страсти и ногами бьёт в двери, где стоит одинокая кукла проводник с зонтиком ,который он держит над влюблёнными, ибо в пробитое отражением отверстие льёт тёплый дождь.
Цветы, упавшие на пол, начинают расти, и розы и фиалки прорастают крышу и разваливается вагон.

Страницы: 1 2 3 4 Next>> ответить новая тема
Раздел: 
Театр и прочие виды искусства -продолжение / Публикации / Как о воде протекшей будешь вспоминать

KXK.RU